Как читать стихи

Как читать стихи

Основные теоретические аспекты выразительного чтения

Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.

    Чтобы понять, как научиться читать стихи, важно определить и построить ее художественную схему. Она включает в себя:

  • Логическое ударение
  • Пауза
  • Интонация

В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении. В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.

Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения. Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.

Важное значение также имеет темп голоса (иным словам, ее скорость). Медленный темп повествует о торжественности момента. А вот к быстрому темпу прибегают, когда хотят передать сильные эмоции, волнующие рассказчика.

Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза. С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.

В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.

Для того, чтобы научиться выразительно читать, важно уметь улавливать и передавать мысль через интонацию. Интонация — это важнейший элемент выразительного и эффектного чтения и одна из основных сторон культуры речи.

    Выделяют следующие виды интонации:

  • Выразительная
  • Повествовательная
  • Восклицательная
  • Интонация перечисления

Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.

Практические советы о том, как правильно читать стихи с выражением

От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!

Создайте партитуру текста. Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.

Контролируйте дыхание. Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.

Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.

Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл. Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.

Создавайте качественный эмоциональный фон, жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.

Если вы не знаете, как читать правильно стихи на английском, то следует просто просмотреть всю эту статью от начала до конца. В этом плане схема ничем не отличается от стихотворений на русском языке. Единственное, необходимо переложить указанные выше правила «как читать стихи», на английскую фонетику и орфографию.

Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.

Что форма носа может сказать о вашей личности?15 шокирующих пластических операций, завершившихся плачевноВ какой позе лучше спать

Всех детей еще в садике учат читать стихи, просто выучить может каждый ребенок, но прочитать его с выражением далеко не все. Почему? Да потому что их никто не учил, как нужно это делать. Преподаватели просто снижают оценки, если у вас не получается прочитать красиво стих. В этом деле главную роль играет интонация. Ее нужно соблюдать даже когда вы простой текст читаете, но в случае со стихами это самое главное. Но как этому научиться и что можно сделать, каким правилам следовать? УчиЭто расскажет вам об этом в данной статье.

  1. Первое, что необходимо сделать, чтобы вслух красиво прочесть стих на публике, это понять его смысл. Постарайтесь проанализировать, кому оно посвящено, какие эмоции хотел передать автор читателю, что хотел сказать и вообще о чем он. Потом обязательно выучите текст. Даже, если вы думаете, что сможете подсмотреть его на листочке, не нужно сильно на это надеяться.
  2. Потому что от волнения вы попросту можете не увидеть текст. Да и публика относится лучше к ораторам, которые не пытаются подглядывать. В таком случае выступление воспринимается зрителями более искренне. Необходимо отработать прочтения стиха столько, сколько нужно, что запомнить, где делать паузы, а где наоборот ускорить. Также перед выступлением подумайте, в каких местах стоит поставить акцент.
  3. Естественно, что любая речь воспринимается лучше, если она понятная и четкая. Чтобы не оговариваться, будет полезно подготовить речевой аппарат к предстоящему мероприятию. Существует огромное количество всевозможных артикуляционных гимнастик, которыми вы можете воспользоваться. Людям, у которых работа связана с публичными выступлениями, советуют делать эти упражнения каждый день, и перед самим выступлением»разогревать» артикуляционный аппарат.
  4. Когда вы учитесь читать стихи, можете потренироваться перед зеркалом. Так вы увидите свою мимику. Часто людям кажется, что они в определенный момент пытаются отобразить одно эмоциональное состояние, но со стороны это выглядит иначе. Когда читаешь стих, частенько нужно произносить какую-то длинную фразу на одном дыхании. Именно поэтому профессионалы занимаются дыхательной гимнастикой.
  5. Перед самим выступлением главное справиться с волнением, в противном случае его будет слышно в голосе, даже если вы будете стараться показать, что совсем не переживаете. Голос лучше всего передает наше состояние. Чтобы попытаться успокоится, можете сделать парочку глубоких вдохов и выдохов, представить, что вы находитесь в таком месте, где спокойно и уютно.
  6. Стихотворение – это, в первую очередь, эмоции. К примеру, если проанализировать стих под названием «Как хорошо уметь читать», можно увидеть, как автор рассказывает о радости ребенка, который овладел навыками чтения. И не правильно было бы прочитать это стихотворение монотонно и спокойно. Скорее это нужно сделать энергично и бодро. И, конечно же, тем речи должен быть быстрее, чем, к примеру, при прочтении письма Татьяны Онегину.

А.В. Прянишников. ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ

Твердо запомни, что, прежде чем слово начать

в упражненьи,

Следует клетку грудную расширить слегка

и при этом

Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку.

Плечи во время дыханья должны быть в покое,

недвижны.

Каждую строчку стихов говори на одном

выдыханьи.

И проследи, чтобы грудь не сжималась

в течение речи,

Так как при выдохе движется только одна

диафрагма.

Чтенье окончив строки, не спеши с переходом

к дальнейшей:

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время

Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним

дыханьем.

Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.

Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:

Помни о дикции ясной и чистой на звуках

согласных;

Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был

свободен;

Голоса звук не глуши придыхательным тусклым

оттенком —

Голос и в тихом звучаньи должен хранить

металличность.

Прежде чем брать упражненья на темп, высоту

и на громкость,

Нужно вниманье направить на ровность,

устойчивость звука:

Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал,

не качался,

Выдох веди экономно – с расчетом на целую строчку.

Собранность, звонкость, полетность, устойчивость,

медленность, плавность —

Вот что внимательным слухом сначала ищи

в упражненьи.

Темпоритм и ритмика речи Звуки голоса, речь являются отличным материалом для передачи и для выявления темпоритма внутреннего подтекста и внешнего текста. В процессе речи текущее время заполняется произнесением звуков самых разнообразных продолжительностей, с перерывами между ними. Или, иначе говоря, линия слов протекает во времени, а это время делится звуками букв, слогов и слов на ритмические части и группы.

«Природа одних букв, слогов и слов требует обрывистого произношения, – писал Станиславский, – наподобие восьмых или шестнадцатых нот в музыке. Другие же звуки должны передаваться более растянуто, увесисто, как целые или полуноты. Рядом с этим одни буквы и слоги получают более сильную или слабую ритмическую акцентуацию. Третьи, напротив, совершенно лишены ее, четвертые, пятые и т. д. соединены наподобие дуолей и триолей и проч. и проч.

В свою очередь эти речевые звуки прослаиваются паузами и люфт-паузами самых разнообразных длительностей. Все это речевой материал, речевые возможности, с помощью которых создается бесконечно разнообразный темпоритм речи. С помощью всех этих возможностей артист вырабатывает в себе размеренную речь. Она нужна на сцене как при словесной передаче возвышенных переживаний трагедии, так и веселых, бодрых настроений комедии».

Для создания темпоритма речи необходимы не только деления времени на звуковые части, но и счет, создающий речевые такты. Когда выстраивается темпоритм сценического действия, актеры прибегают к помощи метронома. В речевом тренинге метроном будет только мешать. Вместо метронома нужно использовать мысленный просчет и постоянно, инстинктивно прислушиваться к его темпоритму.

«Размеренная, звучная, слиянная речь обладает многими свойствами и элементами, родственными с пением и музыкой, – считал Станиславский. – Буквы, слоги и слова – это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии и целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют музыкальной. От такой звучной, размеренной речи сила воздействия слова увеличивается. В речи, как и в музыке, далеко не все равно говорить по целым нотам, по четвертным, по восьмым, по шестнадцатым или по квадриолям, триолям и проч. Большая разница сказать размеренно, плавно и спокойно по целым и полунотам:

“Я пришел сюда (пауза), долго ждал (пауза), не дождался (пауза) и ушел”, или сказать то же самое с другой длительностью и размеренностью: по восьмым, шестнадцатым, квадриолям и со всевозможными паузами разных длительностей:

«Я… пришел сюда…долго ждал… не дождался… и ушел…»

В первом случае – спокойствие, во втором – нервность, возбужденность.

Это хорошо знают талантливые певцы «милостию божией». Они боятся грешить против ритма и потому, если в нотах написаны три четвертных, то подлинный певец даст именно три таких звука одинаковой длительности. Если же у композитора целая нота, то подлинный певец додержит ее до самого конца. Когда по музыке нужны триоли или синкопы, то подлинный певец передает их так, как того требует математика ритма и музыки. Эта точность производит неотразимое воздействие. Искусство требует порядка, дисциплины, точности и законченности. И даже в тех случаях, когда нужно музыкально передать аритмию, то и для нее необходима ясная, четкая законченность. И хаос и беспорядок имеют свои темпо-ритмы.

Все сказанное о музыке и о певцах в равной мере относится и к нам, драматическим артистам. Но существует великое множество не подлинных певцов, а просто поющих людей, с голосами и без них. Они с необыкновенной легкостью подменяют восьмые – шестнадцатыми, четвертные – полунотами, три ровные восьмые сливают в одну и т. д.

В результате их пение лишается необходимой для музыки точности, дисциплины, организованности, законченности и становится беспорядочным, смазанным, хаотичным. Оно перестает быть музыкой и превращается в простой показ голоса.

То же самое происходит и в речи.

Вот, например, у актеров типа Веселовского существует путаный ритм в речи. Он меняется не только на протяжении нескольких предложений, но даже в одной и той же фразе. Нередко одна половина предложения произносится в замедленном, другая – в сильно ускоренном темпе. Так, например, допустим, фраза: “Почтенные знатнейшие синьоры”, произносится медленно и торжественно, а следующие слова: “и добрые начальники мои”, вдруг после длинной паузы проговариваются очень быстро. Даже в отдельных словах замечается такое же явление. Например, слово “непременно” в первой своей половине произносится скороговоркой, а оканчивается затяжкой для большей убедительности: “непре…м…е…нн…оо…” или “нн…е…пре…менно”.

У многих актеров, небрежных к языку и невнимательных к слову, благодаря бессмысленной торопливости речи просыпание концов доходит до полного недоговаривания и обрывания слов и фраз».

В правильной и красивой речи не должно быть всех этих явлений, если не считать исключительных случаев, когда переменный темпоритм допускается умышленно, ради характерности роли. Само собой понятно, что перерывы в словах должны соответствовать скорости или медленности речи с сохранением в них того же темпоритма. При быстром разговоре или чтении остановки короче, при медленном – длиннее.

«Наша беда в том, – сетовал Константин Сергеевич, – что у многих актеров не выработаны очень важные элементы речи: с одной стороны, ее плавность, медленная, звучная слиянность, а с другой стороны – быстрота, легкое, четкое и чеканное произнесение слов. В самом деле, редко приходится слышать на русской сцене медленную, звучную, слиянную или по-настоящему скорую, легкую речь. В подавляющем большинстве случаев только паузы долги, а слова между ними проговариваются быстро.

Но для торжественной, медленной речи прежде всего надо, чтоб не молчание, а звуковая кантилена слов безостановочно тянулась и пела.

Еще реже приходится слышать на сцене хорошую скороговорку, выдержанную в темпе, четкую по ритму, ясную по дикции, по произношению и по передаче мысли. Мы не умеем, наподобие французских и итальянских актеров, блеснуть своей быстрой речью. Она у нас выходит не четкой, а смазанной, тяжелой, путаной. Это не скороговорка, а болтание, выплевывание или просыпание слов. Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе. Это требует постоянных упражнений, и вам необходимо их делать, так как сценическая речь не может обойтись без скороговорок. Итак, не берите примера с плохих певцов, не нарушайте ритма речи. Берите за образец подлинных певцов и заимствуйте для своей речи их четкость, правильную размеренность и дисциплину в речи.

Передавайте правильно длительность букв, слогов, слов, остроту ритма при сочетании их звуковых частиц, образуйте из фраз речевые такты, регулируйте ритмическое соотношение целых фраз между собой, любите правильные и четкие акцентуации, типичные для переживаемых чувств, страсти или для создаваемого образа.

Четкий ритм речи помогает четкому и ритмичному переживанию и, наоборот, ритм переживания – четкой речи. Конечно, все это помогает, если эта четкость хорошо оправдана изнутри предлагаемыми обстоятельствами или магическим “если б”.»

«Ритм стиха»Прочитайте отрывок, стараясь интуитивно найти верный темпоритм стиха.

Вошел! – не бойся, рек, и всюды

Простер свой троегранный штык…

Поверглись тел кровавы груды,

Напрасно слышан жалоб крик;

Напрасно, бранны человеки!

Вы льете крови вашей реки,

Котору должно бы беречь;

Но с самого веков начала

Война народы пожирала,

Священ стал долг: рубить и жечь!

(Г. Державин) Выработка чувства речевого ритма. Размеры ритмической речи В любой, даже не сценической речи должен быть свой ритм и темп. Особенно важно владеть темпоритмом тем, кто должен уложить свое выступление в определенное количество времени. Например, учитель должен знать, какую часть урока он будет проверять задания, какую часть отведет на новый материал, и какую – на проверку того, как этот материал усвоен. Чтобы уметь укладывать информацию во время, нужно выработать в себе чувство ритма и темпа речи.

Лучше всего это воспитывается с помощью ритмической, или рифмованной речи (ритм и есть рифма). Разные виды ритмов стиха известны человечеству издревле. Изучение их и нахождение в речи – незаменимый практикум.

Вот примеры классических размеров стиха:

Ямб – двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха. Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы XVIII в.), 5-стопный (лирика и драмы XIX–XX вв.), вольный разностопный (басня XVIII–XIX вв., комедия XIX в.).

Пример:

Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

(А. С. Пушкин) Хорей (греч. choreios – плясовой), или трохей (греч. trochaios – бегущий) – двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

Пример:

Мчатся тучи, вьются тучи

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

(А. С. Пушкин) Дактиль (греч. daktylos – палец) – трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

Пример:

В рабстве спасенное

Сердце свободное —

Золото, золото

Сердце народное!

(Н. А. Некрасов) Амфибрахий (греч. amphibrachys – с обеих сторон краткий) – трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

Пример:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

(М. Ю. Лермонтов) Анапест (греч. anapaistos – отраженный, то есть обратный дактилю) – трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.

Пример:

Есть в напевах твоих сокровенных

Роковая о гибели весть.

Есть проклятье заветов священных,

Поругание счастия есть.

(А. Блок) Пеон – четырехсложная стихотворная стопа с 1-м ударным и 3-мя безударными слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й (– u uu), 2-й ( u – uu), 3-й (uu – u) и 4-й слог стопы (u uu —). Пеоны часто представляет собой частный случай ямба и хорея.

Примеры:

Спите, полумертвые увядшие цветы,

Так и не узнавшие расцвета красоты,

Близ путей заезженных взращенные творцом,

Смятые невидевшим тяжелым колесом.

(К. Д. Бальмонт) Не думай о секундах свысока.

Наступит время, сам поймешь, наверное, —

Свистят они, как пули у виска,

Мгновения, мгновения, мгновения.

(Р. Рождественский)

Пентон (пятисложник) – стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Пентон разработан А. В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует.

Пример:

Не шуми ты, рожь,

Спелым колосом!

Ты не пой, косарь,

Про широку степь!

(А. В. Кольцов) Пиррихий – стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.

Пример:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

(А. С. Пушкин) «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…»

(Здесь в слове «занемог» имеется только одно ударение, поэтому третья стопа является пиррихием.)

«В красе негаснущих страстей».

Пиррихий – чаще всего одно слово, фонетически разделяемое на части, принадлежащие разным стопам.

Трибрахий – пропуск ударения в трехсложном размере на первом слоге («Неповторимая дней благодать…»).

Анакруза (греч. anakrusis – отталкивание) – метрически слабое место в начале стиха перед первым иктом (ударным слогом), обычно постоянного объема. На анакрузу часто падает сверхсхемное ударение. Анакрузой также называют безударные слоги в начале стиха. Пример:

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

(М. Ю. Лермонтов) Сверхсистемное ударение – ударение на слабом месте стихотворного метра («Дух отрицанья, дух сомненья» – М. Ю. Лермонтов).

Пример:

Когда я ночью жду ее прихода,

Жизнь, кажется, висит на волоске.

Что почести, что юность, что свобода

Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

(А. Ахматова)

Спондей – стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.

Пример:

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

(А. С. Пушкин)

Классический пример – начало «Евгения Онегина» А. Пушкина:

«Мой дядя самых честных правил…»

Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.

Усечение – неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм).

Пример:

Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой…

(М. Ю. Лермонтов)

Александрийский стих (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском) – французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой; основной размер крупных жанров в литературе классицизма.

Пример:

Надменный временщик, и подлый и коварный,

Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей,

Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!

(К. Ф. Рылеев)

Гекзаметр (греч. hexametros – шестимерный) – стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях – хореями). Гекзаметр – самый популярный и престижный античный размер, изобретение которого приписывали самому Аполлону – богу, покровительствующему поэзии. У эллинов этот размер ассоциировался с шумом набегающей на берег волны. Гекзаметром написаны величайшие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VII век до н.э.), Вергилия «Энеида», а также гимны, поэмы, идиллии и сатиры многих античных поэтов. Возможно до 32-х ритмических вариаций гекзаметра.

В русскую поэзию гекзаметр ввел В.К. Тредиаковский, а закрепили Н. И. Гнедич (перевод «Илиады»), В. А. Жуковский (перевод «Одиссеи»), А. Дельвиг.

Пример:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,

Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:

Многие души могучие славных героев низринул

В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным

Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова

воля), —

С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали

враждою

Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес

благородный.

(Гомер «Илиада». Пер. Н. Гнедича)

Пентаметр – вспомогательный метр античного стихосложения; составная часть элегического дистиха, в котором первый стих – гекзаметр, второй – пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха.

В чистом виде пентаметр не употреблялся.

Логаэд (греч. logaoidikos – прозаически-стихотворный) – стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп (например, анапестов и хореев), последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Логаэды – основная форма античной песенной лирики, а также хоровый партий в трагедиях. Часто логаэдические размеры назывались в честь их создателей и пропагандистов: алкеев стих, сапфический стих, фалекий, адоний и др. Пример:

Будем жить и любить, моя подруга,

Воркотню стариков ожесточенных

Будем в ломанных грош с тобою ставить…

(Гай Катулл) Логаэдами писали и многие русские поэты. Как пример, логаэд с чередованием 3-стопного дактиля и 2-стопного ямба.

Пример:

Губы мо/и прибли/жаются

К твоим /губам,

Таинства снова свершаются,

И мир как храм.

(В. Я. Брюсов) Брахиколон – жанр экспериментальной поэзии; односложный размер (односложник), в котором все слоги ударные.

Пример:

Бей

тех,

чей

смех,

вей,

рей

сей

снег!

(Н. Н. Асеев)

Дол … Вдруг

Сед … Лук

Шел … Ввысь:

Дед.

След … Трах!

Вел – … Рысь

Брел … В прах.

Вслед.

(И. Л. Сельвинский)

«Угадываем размер»Определите, в каком размере написаны стихи:

1. Опять стою я над Невой,

И снова, как в былые годы,

Смотрю и я, как бы живой,

На эти дремлющие воды.

(Ф. И. Тютчев)

2. В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное.

(Ф. И. Тютчев)

3. Ранними летними росами

Выйдем мы в поле гулять.

Будем звенящими косами

Сочные травы срезать!

(А. Блок)

4. Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

(Н. Некрасов)

5. Ночь холодная мутно глядит

Под рогожу кибитки моей,

Под полозьями поле скрипит,

Под дугой колокольчик звенит,

А ямщик погоняет коней.

(Я. Полонский) «Размер любимых стихов»

Выберите несколько стихов вашего любимого поэта и попытайтесь определить, в каком размере они написаны.

Слово и движение Произнося текст роли, актер на сцене не находится в статичном состоянии. Его тело постоянно в движении, и это тоже должно учитываться при занятии речевым тренингом. Главное в таком тренинге – добиться «свободного звучания голоса во время всевозможных по характеру физических действий. При неудобных для звучания положениях тела (говоришь с запрокинутой головой, скрючившись, сидя на корточках, передвигаясь по-пластунски и т. д.), при сопровождении речи активными физическими движениями (пляской, фехтованием, дракой, борьбой, прыжками и т. д.) появляется мышечное напряжение в теле, одышка, которые отрицательно сказываются на качестве звучания речи, могут привести к болезням голосовых связок (несмыкание, дряблость, узелки). Необходимо владеть навыком снятия излишнего мышечного напряжения и не допускать одышки. Для этого надо: 1) научиться останавливать иррадиацию (распространение) мускульного напряжения на голосо-речевой аппарат, значит владеть так называемым «изолированным сокращением мускулатуры»; 2) научиться переключать жизненное (физиологическое) дыхание в фонационное (речевое), чтобы они не конфликтовали, уживались, то есть чтобы не было кислородного голодания организма (одышки), а значит владеть навыком «сбрасывания» неиспользованного в фонации воздуха; 3) научиться координировать речь и движения, чтобы они помогали друг другу, а не мешали передавать суть происходящего на сцене».

«Движение на вдох-выдох»Исходное положение: ноги прямо, пятки вместе, руки опущены. Совершайте следующие движения:

Наклон головы вниз – выдох, поднять голову вверх – вдох.

Повороты головы влево, вправо 10–15 раз.

Наклоны головы к левому плечу, исходное положение, наклоны к правому плечу 10–15 раз.

Круговое движение головой слева направо и справа налево. Опуская голову – выдох, поднимая – вдох.

«Сложный танец»Исходное положение: руки опущены, ноги шире плеч.

Вдох. Выдыхая, наклониться к левой ноге, потянуться к ней руками, вернуться в исходное положение, то же к правой ноге.

Руки на поясе – вдох, повернуть туловище вправо – выдох, то же влево.

Руками взяться за сиденье стула, отвести туловище назад – вдох, вернуться в исходное положение – выдох.

Руки поднять вверх – вдох, наклониться вперед, стараясь коснуться руками пола, – выдох. Дыхание ритмичное, через нос. Упражнение выполняется сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми.

Руки на поясе, вращение туловища сначала вправо, затем влево, нагибая туловище вниз – выдох, выпрямляя – вдох.

Руки сжать в кулаки и согнуть в локтях. Выбросить правую руку с силой вперед и влево (голова и туловище при этом совершают полуоборот влево), когда правая рука возвращается в исходное положение, выбросить с силой левую руку.

«Повороты и счеты»Встаньте, положив руки на пояс и поставив ноги на ширину плеч. Дыхание свободное. На счет «раз» повернуть туловище и голову вправо; на счет «два» возвратиться в исходное положение; на счет «три» повернуть туловище и голову влево; на счет «четыре» возвратиться в исходное положение.

«Наклоны в стороны»Исходное положение прежнее. Дыхание произвольное. На счет «раз» наклонить голову к правому плечевому суставу; на счет «два» возвратиться в исходное положение; на счет «три» наклонить голову к левому плечевому суставу; на счет «четыре» возвратиться в исходное положение.

Совершить 5–10 наклонов.

«Повороты головы со счетом»Исходное положение прежнее. На счет «раз» повернуть голову вправо; на счет «два» возвратиться в исходное положение; на счет «три» повернуть голову влево; на счет «четыре» возвратиться в исходное положение. Выполнить 5—10 вращательных движений в каждую сторону.

«Наклоны головы со счетом»Исходное положение прежнее. На счет «раз» сильно наклонить голову вперед; на счет «два» возвратиться в исходное положение; на счет «три» наклонить голову назад; на счет «четыре» возвратиться в исходное положение. Наклониться вперед и назад 5–10 раз.

«Дотянуться и присесть»Встать, расставив ноги на ширину плеч и опустив руки вниз. На счет «раз», поднимаясь на носки, поднять руки вверх и сделать вдох; на счет «два» руки опустить вниз, одновременно становясь на пятки, присесть, расслабляясь и выдыхая воздух. Упражнение выполнить 5–10 раз. Если при этом возникнет головокружение, следует прекратить выполнение упражнения.

Интересно, что развитие движений и формирование речевых навыков у детей тесно связаны между собой. Эту особенность могут использовать и актеры, занимающиеся речевым тренингом. Преподаватель сценической речи З. В. Савкова считает, что сочетание работы над техникой речи с ритмическими движениями тела дает хороший эффект и помогает снять напряженность, скованность. «При работе можно использовать ходьбу, движения рук и ног, производить жесты, помогающие пониманию содержания речи, – пишет она. – Рекомендуются задания следующего типа:

• проговаривание скороговорок или считалок с дирижированием в такт речи (указательный палец правой руки движется вверх-вниз, движение-слово):

Папа тут, папа там,

Папа, папа тут и там.

Мама тут, мама там,

Мама, мама тут и там.

Папа тут, мама там,

Папа, мама тут и там.

• проговаривание считалки с движениями:

Шли, шли, шли (идти по кругу, шаг-слово).

Мы (широкий жест по кругу) пирог нашли (слегка наклониться вперед, руки протянуты вниз).

Сели, поели (сесть на пол и сделать естественный жест рукой) и дальше пошли (встать, взмах рукой вперед).

Существует целый ряд упражнений, основанных на имитации звуков и движений различных естественных ситуаций, например:

а) воображаемым насосом накачайте шину велосипеда, делая руками привычные движения и произнося С-С-С-С, С-С-С-С, С-С-С-С….

б) короткими, отрывочными движениями сжимайте “грушу пульверизатора”, сопровождая движения звуками Ф! Ф! Ф! Ф!….

в) изобразите, что вы рубанком стругаете доску: Ж-Ж-Ж-Ж! Ж-Ж-Ж-Ж!….

г) покажите, как вы косите траву: С-С-С-С! С-С-С-С!….

д) натрите пол щеткой: Ш-Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш-Ш!».

Вот несколько упражнений, предложенных З. В. Савковой:

«Семь отчаянных пиратов»Подберите движения к следующей долгоговорке:

Шли из Африки в Саратов

Семь отчаянных пиратов.

видят надпись на столбе.

Продолжай: и те де, и те пе.

Шли из Африки в Саратов…

«Поиск движения»Прочитайте отрывок и отметьте, какие движения должен делать актер, произнося этот текст. Прочитайте отрывок с движениями.

Я прилагал все усилия. Я бегал вперед и назад. Я извивался. Я перепробовал все формы, чтобы не быть убийцей. Я пробовал быть собакой, кошкой, тигром, столом, камнем! Я, между прочим, тоже пытался быть розой! Не смейтесь. Я сделал, что мог. Я сам себе строил рожи. Люди говорили, что меня било в конвульсиях. А я хотел пойти против течения времени, отменить то, что сделал, заново пережить время до преступления. Пойти против течения с легкостью – но мое тело не проходило. Я пробовал еще – невозможно. Всем вокруг было на меня наплевать. Они не подозревали об опасности, пока не начали волноваться. А мой танец! Стоило видеть мой танец! Как я танцевал, парни, как я танцевал!

(Жан Жене. Высокий надзор)

«Хоровод»

Выполняйте движения в соответствии со словами народных песен:

Мы сеяли, сеяли ленок

Мы сеяли, сеяли ленок, а

Мы сеяли, приговаривали, да

Чеботами приколачивали, да

А мы пололи, пололи ленок, а

Мы пололи, приговаривали, да

Чеботами приколачивали, да

А мы катали, катали ленок, а

Мы катали, приговаривали, да

Чеботами приколачивали,

А мы вязали, вязали ленок, да

Мы вязали, приговаривали, да

Чеботами приколачивали, а

Вот мы клали, мы клали ленок, а

Вот мы клали, приговаривали, да

Чеботами приколачивали, да

А мы снимали, снимали ленок,

Мы снимали, приговаривали,

Чеботами приколачивали, да

Уж мы мяли, мы мяли ленок,

Уж мы мяли, приговаривали,

Чеботами приколачивали,

Ты удайся, удайся, ленок,

Ты удайся, мой беленький ленок,

Лен, мой лен,

Белый лен.

«Танго»

Прочитайте отрывок и подумайте, какие движения ассоциируются у вас с этим текстом:

Танцор танго напоминает собою туго натянутую тетиву, мечущую стрелы нового экстаза, первое и главное значение которого состоит в том, что этот экстаз есть экстаз бурнопламенного льда, есть экстаз, скованный внешней сосредоточенностью ласкающего и как бы печального ритма, есть экстаз потенциальный, за которым видятся неизмеримые возможности, но который никогда не перейдет в непосредственную бурность.

Танцор танго символизирует нам подземные раскаты, содрогающие поверхность обширной равнины нашей будничной жизни, отрывающее от обычного, зовущее нас в прекрасные и неведомые дали. Но все обаяние танго и состоит именно в том, что никогда не прорвется эта кора, никогда психическая острота переживаемого момента не выльется в разгульном жесте или непристойном движении. И в этом – несомненное и главное откровение нового танца, ставящего его в одну плоскость с современной психологией, в этом – несомненное преображение нашей действительности, в этом – сказка XX века. (М. М. Бонч-Томашевский)

Речь и память. Секреты правильного запоминания текста

Для каждой роли актерам приходится запоминать большое количество текста. Ораторам в этом смысле чуть полегче, потому что у них есть возможность заглянуть в конспект. Но все же оратор будет чувствовать себя намного увереннее, если будет помнить хотя бы ключевые фразы своего выступления. Поэтому и актеру, и любому человеку «речевой» профессии необходимо укреплять и развивать память. Методик и упражнений для развития памяти существует множество. Каждому нужно установить, какой вид упражнений подходит ему лучше всего – исходя из того, какая память развита у него больше. «Один обладает моторной памятью, как Наполеон, человек, возможно, с наилучшей в свое время памятью на имена: он трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и помнил это имя. Человеку, настроенному на акустическую память, рекомендуется заучивать вслух: ему нужно слышать то, что он учит. Опорой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие, служит, например, обдуманное расположение ключевых слов (подчеркивание, раскрашивание, а также рисунки, усиление памяти с помощью схем)».

Прежде всего решите, к какому типу вы можете отнести себя, настойчиво и не жалея времени рассмотрите и обдумайте, что хотите выучить.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *