Как дешево летать по России?
Содержание
- 8 базовых лайфхаков «для чайников» как начать летать дешево
- Отсюда следует первый лайфхак:
- Нашли нужные билеты — быстрее принимайте решение о покупке
- Подпишитесь на рассылки авиакомпаний
- Установите alert на снижение цены
- Мониторьте предложения на желаемых направлениях примерно за 2-3 месяца до планируемого вылета
- Рискните и дотяните до последнего — ловите горящие билеты
- Обязательно проверяйте «соседние» даты
- Имейте запасное(-ые) направление(-ия), или проверяйте несколько вариантов
- Главный совет — постарайтесь пока не летать
- Если лететь все-таки нужно, то соблюдайте все правила и ограничения
- Правила полетов могли быть еще строже
- Покупайте билеты в интернете — и лучше у окна
- Перед выходом из дома проверьте свое состояние
- Подробнее об этом
- Планируйте время в аэропорту
- Соблюдайте те же правила, что и везде
- В самолете пользуйтесь антисептиком
- Вот как надо собирать аптечку
- Во время полета оставайтесь на своем месте — и не спешите вставать с него после посадки
- Для пилотов и бортпроводников тоже вводят новые правила
- Если нужно в туалет, идите в ближайший
- Даже если с вами летит больной человек, это не значит, что вы заразитесь. Но соблюдать меры безопасности нужно
- После прибытия скорее езжайте домой или в гостиницу
- В ближайшее время улететь в отпуск за пределы России, скорее всего, не получится
- Готовьтесь к тому, что дальше легче не будет
- Читайте также:
8 базовых лайфхаков «для чайников» как начать летать дешево
Вообще на эту тему много статей, которые больше похожи на рекламные обзоры сайтов и приложений. Но читая наши посты вы и так знаете, где бронировать дешевые билеты. Поэтому мы вместо этого, постараемся лучше понять логику авиакомпании, чтобы понять, как нам с ней «торговаться» за нужные нам билеты. Ведь это по сути тот же рынок, хоть мы и не овощи покупаем.
Итак, вы хотите купить дешевые авиабилеты. В то же время задача авиакомпании продать их максимально дорого, чтобы заработать побольше. Налицо конфликт интересов. Постараемся понять логику, по которой авиакомпании продают билеты и, исходя из этого сделаем выводы, которые по сути и будут лайфхаками о том, как дешево летать.
Для начала заметим, что в основе ценообразования авиакомпаний лежит не дурь и отсутствие логики (как поначалу может показаться), а сложные математические модели, задача которых максимизировать доход. Для этого в моделях приходится учитывать множество факторов, таких как пассажиропотоки между разными городами, наличие конкурентов, загруженность рейсов между всеми парами городов в зависимости от дня недели, сезона и т.д и т.п. Отсюда возникают все эти разные классы бронирования, десятки тарифов, куча правил и т.п. Разобраться во всех нюансах сложно и долго (это по сути, вполне себе работа), но на этом этапе нам это и не нужно. Хватит понимания некоторых базовых принципов.
1. Начнем с самого простого: большинство авиакомпаний продают билеты на регулярные рейсы примерно на 11-12 месяцев вперед. В течение этого времени авиакомпания будет стараться заполнить места на своем рейсы, продавая билеты. Если мы поймем, в какой момент времени за эти почти 12 месяцев, цена будет минимальна, мы и сможем купить дешево. Соответственно, наша задача поймать именно этот нужный момент.
Отсюда следует первый лайфхак:
Это самый очевидный… и один из самых полезных советов. Он особенно важен, когда речь идет о пиковых сезонах, как, например, Новый Год и майские праздники. Дело в том, что раз эти сезоны пользуются такой бешеной популярностью — продвинутые и планирующие заранее путешественники готовы покупать билеты, КАК ТОЛЬКО билеты на эти рейсы появляются в продаже.
Поэтому чтобы купить дешевые в пиковые сезоны, нужно уметь планировать заранее. Умные путешественники уже в новогоднем отпуске накидывают идеи и направления для следующего Нового Года. А вернувшись с новогодних каникул, не тратят остатки января на показ фотографий и ностальгию по закончившемуся отпуску, а вовсю отслеживают открытие продаж на даты следующего Нового Года, чтобы дешево купить! Зато потом весь год можно будет посмеиваться над теми, кто спрашивает, как урвать дешевые билеты на Новый Год. И да, именно поэтому не надо нас спрашивать, когда будет распродажа на Новый Год. Ее опять не будет.
2. Итак, продажи на рейс открылись, покупатели начали бронировать. По мере того, как продаются билеты, изменяется загрузка каждого рейса. Проще говоря, на нем остается меньше свободных мест. Чем быстрее растет загрузка, тем более ценными становятся оставшиеся места, а значит, авиакомпании выгодно поднимать цену на оставшиеся билеты этот рейс. Для этого придуманы классы бронирования (они есть у каждого билета и обозначаются латинской буквой). По каждому классу бронирования авиакомпания дает на рейс ограниченное количество мест. Как только лимит будет исчерпан, определенный класс бронирования для рейса станет недоступен. Но билеты на рейс не пропадут, просто покупать их придется ПО БОЛЕЕ ДОРОГОМУ классу бронирования. Для вас же это будет просто означать, что «билеты подорожали».
Нашли нужные билеты — быстрее принимайте решение о покупке
Сколько раз мы слышали (да и сами тоже неоднократно попадались на этом) примерно такую историю. Нашли авиабилеты по привлекательной цене. Пока думали-созванивались с женой и друзьями-решали-выбирали даты-подбирали рейсы (нужное подчеркнуть), эти цены исчезли. Также именно поэтому все наши предложения действуют только на момент публикации, но мы не гарантируем, что они будут доступны через неделю, день или даже через полчаса. Чем лучше предложение, тем больше пассажиров захотят им воспользоваться, и тем быстрее эта цена перестанет быть доступной.
3. Теперь постараемся понять, что же происходит дальше. Если расчет авиакомпании верен, то рейс будет постепенно заполняться, цена на билеты — расти до тех пор, пока непосредственно перед вылетом она не станет максимальной (и именно так оно часто и бывает). Но расчет редко бывает 100%-но верным. Заполняемость некоторых рейсов будет расти медленнее, чем авиакомпании нужно. Соответственно, авиакомпания решает, что просто так она эти билеты на продаст и снижает цену. Так появляются на свет «распродажи».
Подпишитесь на рассылки авиакомпаний
Увы, это самый простой (и самый бесполезный) совет. Почему — мы как раз объяснили: авиакомпания будет продавать дешево только то, что ей меньше всего нужно.
А то как бы было круто, мы бы сидели, нам в почту падало очередное спецпредложение авиакомпании, мы его быстро публиковали, вот и весь блог. Таких страниц, кстати, в интернете масса, но по факту они превращаются в сборище «маркетингового» хлама, ведь «распродажей» могут назвать и любое предложение со скидкой в 100 руб от билета за 40 тыс. руб. Вдобавок, авиакомпаний много, и, если вы подпишетесь на большое количество рассылок, то ваш почтовый ящик превратится в хранилище спама, а вы будете тратить кучу времени на чтение и удаление «суперпредложений» со скидкой в 10% на февральские перелеты Гданьск-Тыргу Муреш. Между нами, нам рассылки дают меньше всего предложений, хотя (о, ужас!) мы и правда подписаны на все, что только возможно.
Поэтому если уж подписываетесь, то на те авиакомпании, которые оптимально подходят на то направление, куда вы хотите полететь. Например, хотите поймать дешевые билеты на Мальту? Посмотрите, кто туда летает, и подпишитесь на рассылку Alitalia, чтобы поймать, когда у них будет купон на нужный вам месяц.
4. Если вы знаете куда и когда вы хотите полететь, то есть и более удобная опция, чем мониторить билеты самим. У агрегаторов авиабилетов,к которым относятся SkyScanner и Aviasales, которыми мы чаще всего пользуемся, реализована опция «отслеживать цены».
Установите alert на снижение цены
У SkyScanner после поиска билетов по вашему маршруту нужно кликнуть «отслеживать цены» сверху в левом меню. У AviaSales это реализовано более навязчиво в виде всплывающего окна во время поиска (зато у них можно точнее отрегулировать что именно вам нужно, гибко задав месяцы вылетов и длительность поездки). Просто вводите e-mail и вам придет письмо, если цена упадет. Всегда можно отписаться.
5. Как правило, критический срок для авиакомпании, когда становится понятным, что рейс сильно недогружен наступает примерно за 2-3 месяца до вылета. Соответственно, это именно тот момент, когда вероятность распродажи или снижения цены наибольшая. Это, кстати, относится не только к классическим авиакомпаниям, но и к Low cost’ам. Поэтому, если вы не купили билеты раньше, то пригодится
Мониторьте предложения на желаемых направлениях примерно за 2-3 месяца до планируемого вылета
Так, например, распродажи на осень идут в середине лета, на весну — в середине зимы.
6. Часть билетов на регулярные рейсы авиакомпания продает не напрямую пассажирам, а туроператорам под организацию их туров. Для этого существуют отдельные тарифы и покупаются эти билеты «оптом», когда туроператор выкупает так называемые блоки мест. Поначалу кажется, что самостоятельным путешественникам от этого немного пользы, а наоборот, один вред. Но, если авиакомпания устроит распродажу за 2-3 месяца, то билеты от туроператоров дешевеют и вываливаются на рынок буквально за несколько дней до вылета в виде «горящих билетов».
Рискните и дотяните до последнего — ловите горящие билеты
Тут есть одно существенное ограничение — решение придется принимать в последний момент и есть высокий риск не угадать. Они на то и горящие. Но этот риск вполне оправдан, если вам не так важно куда лететь. Билеты «хоть куда-нибудь» горят почти ежедневно.
7. Как вы уже догадались, у авиакомпании рейсы на высокий сезон будут заполняться быстрее, а на средний и низкий медленнее. Также рейсы на выходные будут заполняться гораздо быстрее, чем в будни со вторника по четверг.
Обязательно проверяйте «соседние» даты
Это вроде бы уж совсем элементарно, но раз уж у нас статья «для чайников» то не упомянуть нельзя.
Сделать это очень просто: у SkyScаnner’а есть возможность поиска по заданному направлению по месяцу в целом достаточно выбрать направление и «весь месяц». У AviaSales в результатах поиска есть «Календарь низких цен» — это цены на то же направление с датами +/- 3 дня.
8. Опять же, описывая планирование отпуска, мы уже подробно говорили, что гибким можно и нужно быть не только по датам, но и по месту поездки. У авиакомпаний разные направления всегда загружены по-разному. На загруженное направление в Париж вы можете так и не поймать билет, а на рейс до Брюсселя авиакомпания откроет дешевый тариф.
Имейте запасное(-ые) направление(-ия), или проверяйте несколько вариантов
Для этого можете воспользоваться довольно удобными вариантами гибкого поиска, который реализован на SkyScanner в виде поиска билетов из какого-либо города в «Везде», а на AviaSales в виде «Карты низких цен». Ну и для того, чтобы иметь минимум ограничений в свободе выбора и максимум гибкости в ваших планах — прочитайте нашу статью про визы, чтобы они не слишком стесняли.
Если вы осилили это до конца, то поздравляем. Вы стали «пиратским» юнгой. Начинайте практиковаться. В следующий раз продолжим разговор про более сложные «лайфхаки», как экономить на билетах.
Все материалы «Медузы» о коронавирусе открыты для распространения по лицензии Creative Commons CC BY. Вы можете их перепечатать! На фотографии лицензия не распространяется.
Главный совет — постарайтесь пока не летать
Официально авиасообщение внутри России не прерывалось, однако многие авиакомпании в апреле отменили свои рейсы (полностью или частично). В мае после официального окончания «нерабочих дней» спрос на авиаперевозки вырос; значительная часть внутренних перелетов будет возобновлена в июне. Однако ограничения останутся и в воздухе, и на земле: так, Росавиация готова разрешить возобновление рейсов в туристические центры только при условии «сохранения карантинных мер в регионах». Сами регионы (в том числе туристические) вводят ограничения для вновь прибывших — от обязательной самоизоляции до карантина в «обсерваторах».
В целом различные организации выступают за то, чтобы люди по-прежнему старались перемещаться по минимуму. Если у вас есть симптомы новой коронавирусной инфекции, поездку точно стоит отложить. Если вы или кто-то из тех, с кем вы живете, переболел, то с полетом тоже стоит повременить: должно пройти минимум 10 дней после появления у вас симптомов и три дня после выздоровления. А если симптомов не было вовсе, нужны два подряд отрицательных ПЦР-теста с паузой минимум в 24 часа.
Кроме того, рекомендуется обойтись без путешествий, если:
- вы живете там, где активно распространяется коронавирус, или едете туда;
- у вас или у человека, к которому вы едете, с большей вероятностью разовьется тяжелая форма заболевания.
Если лететь все-таки нужно, то соблюдайте все правила и ограничения
Если лететь все-таки нужно, то советы разных медицинских и правительственных организаций обычно одинаковые, и первый из них — не нарушайте правила, которые установлены в аэропорту и авиакомпанией. И чем короче будет перелет, тем лучше.
Согласно правилам (.pdf), выпущенным Росавиацией 20 мая, все рейсы разделят на уровни — малого, среднего и высокого риска. На градацию будет влиять не только эпидемиологическая ситуация в месте вылета и прилета, но оснащенность самолета высокоэффективными фильтрами воздуха. Каждому уровню риска соответствует свой уровень ограничений. Решения о том, какой набор мер ввести на конкретном рейсе, будет принимать руководство авиакомпании. Но неизвестно, будут ли сообщать об уровне риска пассажирам.
Правила полетов могли быть еще строже
В России набор новых правил выпустили сразу два контролирующих органа — Роспотребнадзор, занимающийся борьбой с эпидемией, и Росавиация, регулирующая авиационные правила, выпустили рекомендации для авиакомпаний, аэропортов и пассажиров (входит в состав Минтранса).
Два органа успели поспорить о том, какие меры необходимы и возможны. Роспотребнадзор еще в апреле настоятельно рекомендовал, чтобы авиакомпании продавали не более 50% билетов, чтобы можно было обеспечить социальное дистанцирование в самолете. Кроме того, «рекомендовалось» обеспечить дистанцирование и в аэропортах, в том числе в местах возможного скопления людей вроде стоек регистрации и пунктов контроля безопасности. Передвижение пассажиров по самолету должно быть ограничено (инструкция не указывала, как быть тем, кому нужно воспользоваться туалетом). При входе в самолет и выходе из него нужно будет «избегать скученности».
Чиновники Минтранса в ответ сказали, что авиакомпании не смогут вести бизнес, если вполовину ограничат продажу билетов (или будут вынуждены продавать их «минимум по 70 тысяч рублей»). В итоге они победили: 20 мая Росавиация выпустила свой документ (он был согласован с Роспотребнадзором); согласно ему, никаких ограничений на продажу билетов вводиться не будет. Все меры «социального дистанцирования» в аэропортах и самолетах будут вводиться «с учетом возможностей инфраструктуры».
О них спорили два ведомства
Покупайте билеты в интернете — и лучше у окна
Покупайте билеты и регистрируйтесь по возможности онлайн. Возможно, место у окна безопаснее, потому что, сидя у прохода, вы контактируете с бóльшим количеством людей. В аэропорту используйте бесконтактные методы оплаты.
Перед выходом из дома проверьте свое состояние
Согласно правилам, выпущенным Росавиацией, у всех людей перед входом в аэропорт должна быть (бесконтактно) измерена температура. Не будут допущены на рейс люди с признаками ОРВИ и повышенной температурой — выше 37 градусов. Это не очень хорошее правило, потому что для части людей такая температура — нормальна. Остается надеяться на обещание чиновников, что правила могут быть смягчены по мере уменьшения эпидемии.
Подробнее об этом
- Какая температура тела нормальная? Что делать, если она слишком высокая? А если слишком низкая?
Планируйте время в аэропорту
Согласно правилам Росавиации, в аэровокзале нельзя будет находиться дольше, чем два часа. Помните, что в аэропортах закроют магазины, бары и кафе (кроме торгующих на вынос).
Соблюдайте те же правила, что и везде
- Сейчас в российских аэропортах обязательно ношение масок;
- некоторые медицинские организации поддерживают такие меры, но главное — постараться держаться от людей, особенно чихающих и кашляющих, как минимум на расстоянии двух метров;
- часто и правильно мойте руки;
- не трогайте лицо;
- не трогайте других людей;
- кашляйте и чихайте в локоть или же в салфетку (но тогда надо ее сразу выбросить и помыть руки).
В самолете пользуйтесь антисептиком
Медицинские организации советуют обязательно брать с собой антисептический гель (чтобы как минимум использовать его перед едой или перед тем, как тронуть лицо), необходимые вам лекарства (учтите, что иногда на них может потребоваться рецепт или справка от врача о том, что вам без них нельзя) и бумажные салфетки.
Вот как надо собирать аптечку
- Я собираюсь в путешествие. Что положить в аптечку?
Росавиация также требует, чтобы руки всех пассажиров были обработаны антисептиками. В самолете вам должны выдать новые перчатки и маски (из обязательного запаса авиакомпании). Маски и перчатки во время полета нужно менять каждые 2-3 часа.
Во время полета оставайтесь на своем месте — и не спешите вставать с него после посадки
Заразиться в самолете можно при непосредственном контакте, через загрязненный предмет (ручку туалета, поручень, салфетку и т. д.) и через вирусные частицы, переносимые воздухом от кашляющего, чихающего или разговаривающего человека. Поэтому оставайтесь на своем месте и лишний раз постарайтесь никуда не ходить (но важно сидя разминать ноги). Если в полете у вас появились подозрительные симптомы — тем более, не вставайте со своего места и сообщите об этом члену экипажа.
Росавиация допускает, что авиакомпании вовсе запретят пассажирам расстегивать ремни безопасности весь полет и передвигаться по самолету (кроме как для посещения туалета). Чиновники также требуют избегать «скученности» при входе в самолет и выходе из него.
Для пилотов и бортпроводников тоже вводят новые правила
- Бортпроводники должны пользоваться масками и перчатками.
- Для пилотов маски не обязательны, но их кабина (и органы управления самолетом) должны быть продезинфицированы перед каждым рейсом. Полная дезинфекция перед рейсом обязательна и для пассажирского салона.
- Перед вылетом пилоты должны будут вместе с погодой и маршрутами изучать эпидемиологическую ситуацию в месте прилета.
- Пилоты и бортпроводники в городах прилета должны передвигаться только на специально выделенном транспорте, а жить отдельно от всех прочих людей.
В других странах также установлены правила для членов экипажа. Они не сильно отличаются от рекомендаций для пассажиров, но включают также более активный контроль за состоянием сотрудников.
Вот что требует Росавиация
Если нужно в туалет, идите в ближайший
Теоретически нет большой беды в том, чтобы потерпеть и не ходить в туалет до посадки самолета (если, конечно, это не приведет у вас к недержанию мочи). У врачей есть лишь основанная на теории рекомендация регулярно ходить в туалет, как только захочется (или каждые 3–4 часа), потому что иначе повышается риск развития бактериальной инфекции мочевыводящих путей. Но это, повторимся, неточно. Если вам очень хочется в туалет, идите в тот, что ближе к вам, и обязательно помойте потом руки.
Даже если с вами летит больной человек, это не значит, что вы заразитесь. Но соблюдать меры безопасности нужно
Международная ассоциация воздушного транспорта считает, что находиться в самолете безопаснее с инфекционной точки зрения, чем в офисе или торговом центре. Все дело в хорошей системе очистки воздуха. И для таких утверждений есть основания, а авиапроизводители убеждают, что такими фильтрами обеспечены все современные лайнеры.
Система вентиляции в самолете устроена так: во время полета воздух забирается за бортом, нагревается, сжимается и подается через воздуховоды, открывающиеся в верхней части салона. Затем он опускается вниз, примерно под теми же местами, где и подавался — то есть циркуляция в салоне устроена вертикально, а не горизонтально, что минимизирует передачу аэрозольных инфекций. Также есть небольшой поток между головной и хвостовой частями самолета, но он не сравним по объему с вертикальным.
Отработанный воздух очищается в специальных HEPA-фильтрах, которые захватывают 99,97% всех частиц крупнее 0,3 микрона (это больше размера вируса, но существенно меньше размера капель жидкости, в которых он распространяется).
Обычно около половины поступающего в салон воздуха — это то, что забирается из-за борта, а остальное — рециркулированный водух. За час система вентиляции в самолете прогоняет 15-20 объемов всего салона, что примерно в полтора раза больше, чем в типичном офисном помещении.
Вот как она устроена
При большем желании риск заражения в ходе авиаперелета можно попытаться количественно оценить — на основании правил комбинаторики, текущей статистики по активным случаям инфекции и литературным данным о вероятности заражения SARS-CoV-1. В таком случае она не превышает 3%.
Сделать это можно по формуле (1-(1-a*b/p)^n)*c, где a — текущее число активных случаев, то есть общее число заразных людей, b — доля тех из них, которые могут оказаться на борту, p — население страны, n — число мест на борту, c — вероятность заражения в случае, если на борт попадает инфицированный (attack rate). На основании проведенного моделирования для SARS-CoV-1 можно ожидать, что последнее значение составляет около 20%. Если при этом за a принять все выявленные инфекции за последние 10 дней (период, в течение которого человек может быть заразен), b — положить равным доле бессимптомных случаев инфекции, а за n взять среднее число мест в самых массовых лайнерах (150-200), то вероятность заражения на борту сегодня составит от одного до нескольких процентов (0.8-2.3%) в зависимости от того, какую долю от всех случаев инфекции мы ожидаем увидеть в официальной статистике (не все инфекции возможно детектировать). Следует подчеркнуть, что это очень грубое приближение, которое не учитывает особенности распространения нового коронавируса по сравнению c SARS-1 и возможные неточности в официальной статистике. Тем не менее, такое приближение позволяет оценить порядок искомой величины.
Как это вычисляется
Но если рядом с вами сидит человек с явными симптомами болезни, это, конечно, повышает ваши риски. Хотя точно оценить их трудно. В любом случае, рекомендуется попросить стюарда или стюардессу пересадить вас — желательно на несколько рядов вперед или назад.
Есть множество научных работ, в которых исследуется передача инфекций при перелете, но почти все они посвящены не новой коронавирусной инфекции, а другим, более хорошо известным инфекциям: туберкулезу, гриппу и SARS-1. Что касается SARS-1, существует лишь один подробно документированный случай передачи инфекции на борту самолета, он был описан в 2003 году в журнале NEJM, затем на его основе делалось множество подробных моделирований. Общий вывод из исследований передачи инфекций воздушным путем на борту самолете можно сделать такой: она, безусловно, возможна, и зависит от близости к «индексному пациенту», но далеко не все, кто попадает в самолет с больным также инфицируются. Считается (обзор ), что наибольший риск распространяется на два ряда кресел вперед и назад от инфицированного, хотя в описанном случае передачи SARS-1 наиболее удаленные заболевшие сидели на 7 рядов впереди и на 5 рядов сзади от заболевшего (впрочем, не все они могли заразиться именно через воздух).
Почему именно на столько
После прибытия скорее езжайте домой или в гостиницу
Медицинские и правительственные организации не дают каких-то очень оригинальных советов, касающихся завершения путешествия. Они советуют скорее отправляться домой (по возможности пешком или на велосипеде), держаться от людей подальше и помыть руки сразу, как придете к себе. А если вы едете в гостиницу, то вдобавок изучить местные правила и следовать им.
В ближайшее время улететь в отпуск за пределы России, скорее всего, не получится
Многие иностранные авиакомпании возобновляют полеты в конце мая и в июне, но в Россию, которая закрыла для них свои аэропорты в марте, им пока летать запрещено. Страны, экономика которых зависит от российских туристов, вели переговоры с Москвой. Турция открывается с 10 июня, Греция — с 1 июля; в июле возобновят прием туристов Испания и Италия. Однако пока переговоры об открытии границ России для граждан страны ни к чему не привели. Так, Турция предлагала возить россиян на свои курорты чартерами; в туристических провинциях страны к сезону открыли новые койко-места в больницах, в том числе оснащенные аппаратами ИВЛ. Но Россия пока отказала Анкаре.
Дата возобновления авиасообщения России с миром пока неизвестна даже с точностью до месяца. Премьер Михаил Мишустин на этой неделе сказал, что гражданам страны нужно воздержаться от зарубежных поездок, а туристическим компаниям лучше переориентироваться на внутренний туризм.
Готовьтесь к тому, что дальше легче не будет
В итоге правила авиаперевозок, вероятно, изменятся так же сильно, как после терактов 11 сентября 2001 года. 25 мая глобальный регулятор авиаотрасли IATA опубликовал рекомендации для авиакомпаний и властей всего мира. Из них следует, что до тех пор, пока нет никаких способов полностью оградить пассажиров от заражения во время путешествия, придется довольствоваться стратегией снижения рисков с помощью «многослойной» защиты из мер. Речь идет о стандартных наборах ограничений: дезинфекции, ношении масок и перчаток, скрининге температуры, социальном дистанцировании, закрытии мест скопления людей и т. д. Каждая из этих мер лишь немного снижает риск передачи вируса
В этой многослойной защите есть два слабых места:
- Нет возможности оградить аэропорты и рейсы от всех переносчиков вируса: это связано с тем фактом, что около половины всех заражений происходит от инфицированных, у которых еще нет симптомов.
- В самолетах не удастся организовать полностью эффективное социальное дистанцирование. Даже менее плотная посадка пассажиров нереальна с точки зрения экономики авиакомпаний, пишет IATA.
Поэтому после «перезапуска» авиаперелетов пассажиров и сотрудников компаний ждет смесь из высоких рисков и больших неудобств. Со временем риски могут стать меньше, считают в IATA, а вот неудобств для пассажиров может прибавиться: службы безопасности аэропортов по мере развития технологий могут внедрить оперативное тестирование на наличие вируса (ПЦР) и на антитела прямо перед вылетом или после прилета, считает международный регулятор. (Авиакомпания Emirates уже сообщила, что вводит мгновенное тестирование на вирус в аэропорту Дубаи; без теста въезд в эмират будет запрещен). Скорее всего, новые правила сохранятся до внедрения эффективной вакцины.
Дарья Саркисян, Дмитрий Кузнец, Александр Ершов
- Напишите нам
А путешествовать дешевле в марте!
Фото: Евгения ГУСЕВА
Думаете, путешествия вам больше не по карману? Вы просто их готовить не умеете! Отпуск и сейчас может быть достаточно бюджетным. Почитайте советы опытных путешественников, экспертов интернет-поисковиков Skyscanner, Momondo и онлайн-сервиса DaTravel.com. И главное — не жалейте времени на поиски и не бойтесь неожиданных предложений.
1. Покупайте билеты на самолет заранее. Самые дешевые билеты на самолет достаются тем, кто бронирует их за 29 недель до поездки — то есть за 7 месяцев. В этом случае можно сэкономить 12%, подсчитали в Skyscanner. У вас отпуск в сентябре? Чтобы заполучить выгодный тариф, надо заказывать билеты прямо сейчас. Разорительнее всего, конечно, брать билеты прямо перед вылетом — они обходятся на 15% дороже средней цены.
2. Начинайте поиск не с сайтов авиакомпаний, а с агрегаторов (метапоисковиков): skyscanner.ru, momondo.ru, aviasales.ru. Они собирают предложения сотен авиакомпаний и билетных агентств, сортируют по разным критериям (цена, время вылета, количество стыковок), а потом перенаправляют вас туда, где продается билет.
3. Билеты в оба конца обычно стоят дешевле, чем туда и обратно по отдельности. Но не всегда — лоукостеры (низкобюджетные перевозчики) просто складывают цену из двух сегментов. Пробейте через поисковик все варианты и сравните.
4. Вторник, после обеда — время принимать решение. Цены билетов на все международные рейсы привязаны к евро. Меняется курс раз в неделю, в ночь на среду. Курс ЦБ округляют до 50 копеек: скажем, курс рубля к евро 77,07, для авиабилетов — 77,5. Курс становится известен во вторник. Видите, что евро падает? Ждите среды, билеты подешевеют. И наоборот: если рубль просел, выгоднее купить билеты до полуночи.
5. Следите за распродажами авиабилетов. Спрос сейчас сильно упал, авиакомпании стараются заполнить борта с помощью спецпредложений. Подпишитесь на рассылку об акциях на сайтах авиакомпаний. На сайте Skyscanner есть функция «уведомления об изменении цены» на электронную почту. У Momondo — другая полезная штука: наглядный график цен на разные даты по нужному маршруту. Когда можешь сдвинуть поездку на два-три дня, он реально помогает сэкономить.
6. Летайте в рабочие дни. На рейсы с понедельника по четверг билеты дешевле, чем на уик-энд, уверяют в Momondo. Летать в пятницу и субботу на 25 — 30% дороже.
7. Берите отпуск в межсезонье. Хорошо, если вы можете планировать путешествия без оглядки на школьные каникулы детей, у вас гибкий график отпусков. Если летать на курорты во второй половине ноября, билет обойдется на 18% дешевле по сравнению со средней ценой за год (это данные Skyscanner). Выгодно летать также во второй половине января, в феврале, марте (за исключением праздничных выходных), октябре.
8. Поищите билеты в… другой аэропорт! Цена перелета зависит не только от расстояния, но и от того, сколько авиакомпаний летают по маршруту, от его популярности, тарифов аэропорта…. Билеты в Краснодар обычно стоят чуть ли не вдвое меньше, чем в Геленджик. Экономные отпускники летят туда, а потом едут до моря на автобусе (4 часа в пути, билет стоит около 300 рублей).
А уж европейские расстояния когда россиян пугали! Билеты во Франкфурт или Берлин могут быть заметно дешевле, чем в Ганновер, например. Пара часов на поезде, автобусе, машине — и вы на месте. Конечно, этот вариант имеет смысл, если разница в цене существенная — на поезд и автобус вы ведь тоже потратитесь.
В Азии помогут многочисленные бюджетные авиалинии. У интернет-поисковиков при выборе маршрута можно поставить галочку в окошке «Аэропорты рядом», и тогда у вас будет более полная картина.
9. Хочется на море, но не знаете, какой из курортов по карману? Удобная фишка есть на портале Skyscanner: в графе «куда» можно выбрать не только город или страну, но и «везде». Поисковик покажет рейтинг цен в разные страны. А вы поймете, на что хватит вашего бюджета.
10. Летайте с пересадками — обычно такие билеты процентов на 30 дешевле прямых. Только на время стыковки внимание обращайте. Пара часов в аэропорту? Неплохая возможность размять ноги. Длинная стыковка днем? Даже плюс: можно выйти в город. А вот долгие ночные пересадки — это только расходы на отель или мучения в зале ожидания.
Сэкономить поможет наша памятка!
Фото: Анна ЛАТУХОВА
Экономим на жилье
Незабываемый отдых — не только в пятизвездочных отелях
☛ Путешествуйте в компании. Цена одноместного номера почти не отличается от двухместного. А расходы-то пополам! Едете вчетвером, вшестером? Дешевле снять не стандартные двухместные номера, а апартаменты с двумя-тремя спальнями. Или отдельный домик (бунгало, коттедж).
☛ Для поиска самых выгодных цен на отели тоже есть агрегаторы, как и с авиабилетами. Например, Trivago. Сам он номера не продает, а сравнивает цены на один и тот же отель на сотнях порталов бронирования.
☛ Не бойтесь находить жилье не в центре города. Там дешевле не только отели, но и кафе.
☛ Не брезгуйте двухзвездочными и однозвездочными отелями. Но с оглядкой. В Египте и Турции, пожалуй, этого делать не стоит (если вы не совсем аскет). А вот в Испании в такой категории есть очень симпатичные заведения. Просто надо внимательнее читать отзывы на сайтах бронирования и перечень услуг (а душ в номере или на этаже? Круглосуточно ли работает ресепшен?).
☛ Да и вообще, почему обязательно отель? Апартаменты, хостелы, гостевые дома, частные квартиры — это все способы сэкономить на проживании и в России, и за границей.
☛ Продумайте трансфер из аэропорта в отель — не всегда стоит тратиться на такси. Например, в Мадриде у пассажиров никакой головной боли: в центр испанской столицы из аэропорта «Барахас» ходит электричка (2,5 евро за билет и всего 25 минут в пути), метро (аж до 2 часов ночи), автобус-экспресс (круглосуточно). Похожая приятная картина — почти во всех европейских столицах.
Где выгоднее обедать
☛ Питайтесь как местные студенты. В Берлине — турецкими кебабами, в Париже — в китайских ресторанчиках, а в Праге — во вьетнамских «столовых», рекомендуют в DaTravel.com.
☛ Не брезгуйте уличной едой. В Таиланде или во Вьетнаме она стоит копейки, да и в Европе явно доступнее ресторанной.
☛ Ходите в рестораны утром и днем — народу в это время меньше, и часто делают скидки на все меню до 20 — 30% или предлагают бизнес-ланчи.
☛ В Италии кофе, заказанный и выпитый у стойки бара, часто дешевле, чем за столиком. В Испании могут накинуть несколько евро к счету, если сидите на открытой террасе: мол, официанту приходится туда бегать. Не во всех заведениях, но экономному туристу не грех обратить внимание и на такие мелочи.
☛ Готовьте сами. Для этого, конечно, лучше поселиться в апартаментах или частной квартире, где есть плита и холодильник. Продукты в супермаркете всегда дешевле ресторанных блюд.
☛ «Все включено» — беспроигрышный способ забыть о подсчете съеденных долларов (но не калорий!).
КСТАТИ
В музей — бесплатно
Грамотно подходим к организации экскурсий и передвижению по стране
✓ У многих музеев, замков и других достопримечательностей есть дни либо часы, когда посетителей пускают бесплатно. В знаменитом мадридском Прадо, например, с 18 до 20 часов в будни и с 17 до 19 часов в выходные. А обычно-то билет стоит 14 евро — при нынешнем курсе больше тысячи рублей!
✓ Закачайте в смартфон или планшет офлайновые карты городов (бесплатных приложений с ними предостаточно). А также аудиогиды для музеев.
✓ Купите туристическую карту (CityPass, City Card). По таким картам обычно можно бесплатно ездить на городском транспорте, со скидкой посещать музеи, экскурсии, парки развлечений и так далее. Карты выпускают на один, три дня, неделю.
✓ Абонемент на общественный транспорт пригодится тем, кто в путешествии активно перемещается по городу, региону или всей стране. Билет на 10 поездок в автобусе или метро не только в Москве дешевле — в любом городе. Есть железнодорожные абонементы, а также специальные проездные для туристов. Да, придется перед отпуском посидеть в интернете и изучить все условия. Но оно того стоит!
✓ Междугородные автобусы, как правило, дешевле поездов. Если готовы провести в дороге ночь, то еще и на отеле сэкономите. Хороший сайт, помогающий планировать наземные перемещения по любой стране мира, — Rome2Rio.com. Показывает все варианты: поездом, автобусом, на перекладных, на такси. Все это с примерным временем в пути, стоимостью и ссылками на сайты транспортных компаний.
Не забываем о tax-free
✓ Не покупайте сувениры на вокзалах, в аэропортах и на пешеходных торговых улицах. Шаг вправо, шаг влево от самых оживленных мест, и те же самые товары предложат дешевле.
✓ Не ленитесь оформлять tax-free за границей. За покупки вернете в среднем 10 — 13 процентов.
✓ Будьте осторожны с рублевой кредиткой: когда курс рубля скачет каждый день, никогда не знаешь, сколько денег спишут. К тому же у каждого банка свой курс, менее выгодный, чем у ЦБ. Сейчас лучше запасаться наличными перед отпуском.
✓ Если покупаете путевку, обращайте внимание на внутренний курс туроператора. Разница до 10 рублей за каждый доллар или евро доходит!