Как эффективно учиться?

Как эффективно учиться?

1) поддерживать высокую трудность обучения;

2) взывать к совести, долгу обучаемых;

3) включать опровергающие излагаемую истину аргументы;

4) поддерживать постоянно высокую интенсивность обуче-

ния;

5) ни один из ответов не верен.

В органической связи с мотивами существуют потребности.

Самое простое определение потребностей — нужда в чем-то.

Потребности являются источником активности и ее движущей

Формула интереса. — М., 1989. — С.

силой. Вначале потребность возникает как чисто энергетичес- импульс, нагнетающий напряжение и побуждающий к по- исковой деятельности. Когда четко обнаруживается предмет потребности, она приобретает статус мотива. В этой связи мо- тив учения может быть определен и как опредмеченная по- требность — направленная на предмет обучения активность обучаемого. Связь между потребностями и мотивами в этом плане особенно многозначна: одна и та же потребность может быть активизирована через многие мотивы. И за одними и теми же мотивами могут стоять различные потребности.

Теория потребностей А. Маслоу

Гуманистическое направление в педагогике, сформиро- вавшееся в 50-е годы, ориентирует учителей прежде всего на изучение ценностных ориентации и жизненных планов обучаемых. При их изучении современная западная педаго- гика опирается на концепцию мотивации и самоактуализа- ции личности, разработанную американским профессором психологии Абрахамом Маслоу, эмигрировавшим, к слову сказать, из бывшего Советского где он носил «ред- кую» фамилию Маслов.

Фундаментальным тезисом этой теории является утвер- ждение о необходимости изучения человека как общего, уникального, организованного целого. В иерархической структуре потребностей мотивация влияет на человека как на целое, а не на отдельные аспекты поведения. А. Маслоу считает, что определяющей является мотивация поиска личных целей, смысла жизни.

У каждого человека есть низшие и высшие потребности. Они связаны в сложную иерархическую зависимость, на- глядной моделью которой является пирамида. В основании пирамиды индивидуальной мотивации (рис. 29) лежат фи- зиологические потребности в пище, воде, тепле, отдыхе, движении, жилье, сне, защите от стихийных сил природы и т. д. Следующий уровень занимают потребности в безопасности, в защите от насилия и угроз (стабильность, экономика, работа, защищенность и т. д.). За ними идут по- требности в общении, привязанности и любви. Потребности в оценке и уважении (престиж, статус, превосходство, при- знание, внимание, достоинство, понимание) расположились еще выше. Вершину пирамиды занимают значительно

Рис. 29

нее «узкие», не всем доступные потребности — в самосо- вершенствовании (желать стать кем-то, найти себе приме- нение, потребность в знании и понимании (любо- пытство, знание, осмысление окружающего). Венчают пира- миду потребности эстетические (красота, упорядочен- ность, симметрия, системность, аккуратность, гармония).

В основании пирамиды групповой мотивации А. — совпадение интересов, взаимное давление и группирование людей. В процессе межличностного общения формируются различные микрогруппы, которые тянутся друг к другу. Эти групповые тенденции становятся базисом интеграции лю- дей в более крупные сообщества. На третьей и четвертой ступенях иерархии появляются многие феномены групповой динамики — от ненависти и вражды до группового духа и гордости за коллектив.

Вершину обеих мотиваций составляют цели — индивиду- альные и групповые. Пользуясь данной моделью, мы в дальнейшем сможем обосновать возникновение одних це- лей и отмирание других.

Большое эвристическое значение для педагогики имеет выделение А. двух типов мотивации: преодоления дефицита (так называемая мотивация» или Д-мотивация — Д) и стремления к развитию («мотивация бытия» или Б-мотивация). Эти типы мотивации естественно связаны с категориями «удовлетворение» и «неудовлетво- рение». Единственной целью Д-мотивации является устра- нение состояний (например, чувства голода). В этом смысле являются устойчивыми детерми- нантами поведения.

Изучая людей с Б-мотивацией, А. Маслоу установил, что у них удовлетворение личных потребностей усиливает, а не ослабляет обостряет, а не уменьшает потреб- ность. Такие люди поднимаются над собой и вместо того, чтобы хотеть все меньше и меньше, хотят все больше и больше, например, знаний.

VII. Верно или неверно?

Потребность в учении является врожденной.

2. Человеку определено природой, как именно он будет обучаться.

3. Физиологические потребности также влияют на учение.

4. Одна и та же потребность может быть активирована че- рез многие мотивы.

5. Больше всего стимулируют учение потребности в само- выражении.

6. Потребности человека неизменны.

7. Школа решающим образом влияет на формирование потребностей обучаемых.

8. Удовлетворение одной познавательной потребности вызывает новую, более высокую познавательную потреб- ность.

9. Мотив учения всегда обусловлен только одной потреб- ностью.

10. Представление о потребностях учитель получает, на- блюдая поведение обучаемых.

Изучение и формирование мотивов

К вопросам углубленного исследования различных сторон педагогического процесса и качеств личности мы обращаемся постоянно. Изучение мотивов принадлежит к наиболее труд- ным практическим задачам, решать которые тем не менее не- обходимо, если ставить цели повышения качества обучения. Без четких представлений о движущих силах учения достичь их невозможно.

Изучение мотивов осуществляется в неразрывной связи с их формированием. Практическая деятельность учителя в этом направлении осуществляется с опорой на следующий алгоритм.

1. Определение и уточнение целей обучения. Анализ в этой связи сущности, направленности и силы мотивов, необходимых и достаточных для поддержки процесса и успеш- ной реализации намеченных задач. Если цели и задачи не име- ют отклонений от государственного стандарта, то в действие широко известные общие мотивы и стимулы. Специ- альные цели требуют использования специфических мотивов.

2. Выявление возрастных возможностей мотивации. Здесь требуются четкие ответы на вопросы: а) к каким показателям мотивации следует подвести обучаемых младшего, среднего и старшего возраста; б) насколько уровень мотивации учащихся определенного класса соответствует «возрастным нормам», поставленным целям и задачам, трудностям учебного труда.

3. Изучение исходного уровня мотивации. Этот шаг необходи- мо обязательно выполнить, чтобы можно было в дальнейшем обоснованно судить об изменениях, происшедших в мотиваци- онной сфере обучаемого (класса).

4. Изучение превалирующих мотивов. При этом требуется определить, какие мотивы являются ведущими в учебной дея- тельности обучаемого или микрогруппы класса, в которую он входит. Нужно помнить, что нет мотивов «хороших» или «пло- хих», все они важны, только по-разному влияют на процесс и результаты обучения.

5. Изучение индивидуальных особенностей мотивации. Если педагог не может «дойти» до каждого учащегося, то особенно- сти мотивации хотя бы наиболее представительных класса он должен знать обязательно.

6. Анализ причин изменения (снижения, стабильности, повы- шения) мотивации. Такими причинами могут быть недостаточ-

уровень развития самой мотивацион- ной сферы, низкая неразвитость учебной деятель- ности, низкая обучаемость и другие.

7. Формирование должных мотивов. Оно осуществляется учи- в ходе учебно-воспитательного процесса в контексте ре- всех других задач. Не может и не должно быть никаких

упражнений или тестов «на мотивацию». В ком- плексе используются различные методики, в том числе: пере- ключение с одного вида работы на другой, использование зада- ний оптимальной трудности, соревнование и другие. Иногда практикуется «создание помех» нормальному течению учебного процесса, чтобы посмотреть, готовы ли обучаемые преодолевать трудности для удовлетворения познавательной потребности.

8. Оценка достижений и планирование дальнейших действий. После проделанной работы целесообразно подвести ее итоги и проанализировать произошедшие изменения. Наиболее оче- видными показателями будут реальные поступки обучаемых, изменение их отношения к учению.

Ход и результаты деятельности по формированию мотива- ции лучше всего фиксировать в специальной Обяза- тельно фиксируются начальный уровень и наступившие изме- нения. Конкретными показателями выступают: 1) тип отноше- ния к учению; 2) цели (какие ставит и реализует обучаемый);

Рассмотрим методы изучения, активизации и развития мо- тивации учения. Для этой цели применяются уже известные нам общие методы исследования — наблюдение, анкетирова- ние, интервью, беседа, экспертная оценка.

Сущность последней состоит в организации целенаправлен- ного и всестороннего изучения индивидуальной (или группо- мотивации с помощью специальных экспертных методик приглашением для этой цели коллег-учителей и (или) других

— экспертов. Экспертиза проводится в соответ- со строго определенной процедурой, обязательными мо- которой являются четкая формулировка целей экс-

См.: Маркова А.К., Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации

— м., 1990. — С. 69-75.

и вида экспертного заключения, определение квали- фикации экспертов, безвредность процедуры, обоснованность выводов и другие.

Упрощенным практическим способом экспертизы мотива- ции являются опросы учителей, работающих в данном классе. Для этого составляется анкета. Получив ответы на одни и те же вопросы от разных учителей, можно получить объективное заключение о развитости мотивационной сферы обучаемых, составить индивидуальную или групповую картину сформиро-

мотивов.

Эта картина будет тем точнее, чем большее количество ме- тодов и специальных приемов задействовано при ее составле- нии. Для учителя обработка и сопоставление данных, получен- ных различными способами, зачастую неразрешимая задача. Для накопления наблюдений и формирования первичных за- ключений можно рекомендовать ведение педагогических днев- ников, где в произвольной форме регистрируются различные проявления мотивации обучаемых.

Среди специальных приемов изучения мотивации выделим: а) создание ситуаций. Смысл данного приема в том, чтобы посмотреть, как будет изменяться поведение обучаемых при

изменении условий;

б) прием выбора партнера. Применяется, чтобы изучить сте- пень самостоятельности мотивов, зависимость их от взаимо- действия с другими;

в) прием неоконченных предложений. Школьникам предъяв- ляются 10 предложений, которые нужно дописать. Например:

«Я думаю, что «Я был бы рад, если бы…» и т. п.;

г) прием неоконченного рассказа. То же самое, что и в преды- дущем, но с более развернутым содержанием;

д) рассказ по картинке, воображаемые ситуации. Основыва- ется на утверждении психологов, что обучаемые при этом не- вольно раскрывают волнующие их проблемы, свое к ним отно- шение.

Российскому учительству пригодятся наработки зарубежных педагогов. Раньше они не представляли для нас особого инте- реса ввиду различия социальных и образовательных систем, несовпадения воспитательных приоритетов, теперь же могут оказаться полезными для формирования мотивации учения в новых рыночных условиях. Процессы, связанные с формирова- нием мотивации, американские педагоги называют тренингом,

подразделяя последний на четыре основных направления: мо-

причинных личной причинности и внутренней мотивации.

Тренинг мотивации достижений основывается на предполо- жении, что при прочих равных условиях те обучаемые будут иметь более высокую школьную успеваемость, у которых об- острено чувство собственного достоинства и стремление посто- янного улучшения своих достижений. синдрома достижения предполагает:

а) обучение учащихся сопоставлять собственные достиже- ния с достижениями других (как правило, лучших) обучаемых;

б) обучение способам поведения, типичным для человека с высокоразвитой мотивацией;

в) изучение конкретных примеров из своей повседневной жизни, а также из жизни людей, обладающих высокоразвитой мотивацией достижения.

Если постепенно проходить перечисленные ниже стадии формирования синдрома достижения, утверждает американ- ский психолог Д. Мак то результаты должны быть хорошими:

1) привлечение внимания обучаемых к содержанию обуче-

ния;

2) получение опыта мышления, поведения и эмоциональ- ного реагирования;

3) усвоение специальных понятий и терминов мотивации достижений;

4) соотнесение своих реальных мотивов со своим идеалом;

5) практическое следование полученным наставлениям реальных жизненных ситуациях;

6) постепенное уменьшение внешней помощи, прогресси- рующая опора на собственные

В своих исследованиях психологи обнаружили, что люди

по-разному объясняют причины своих поступков. «Психологи- ческая причинность» — так было названо это явление — затра- гивает и мотивационную сферу. Существуют даже типичные

«схемы» объяснений и оправданий. Послушайте ответ обучае- мого — почему он не выполнил домашнее задание, — и вы лег-

сообразите, о чем идет речь.

См., например: What is the of achivement motivation in the schools? — NJ. — 1972.

Тренинг схем» непосредственно влияет на моти- вацию, либо учащегося к определенному поведению, либо вызывая у него равнодушие и безынициативность. Дело в том, что обучаемый, по-разному объясняя свое поведение, уже прогнозирует ход своих дальнейших действий в соответствии со своим объяснением. обучаемый получил неудо- влетворительную оценку по контрольной работе. Типичные схемы оправдания — не знал, не старался, трудное задание, не повезло. Что последует, если выбирается последнее оправда- ние, нетрудно предвидеть.

Все программы тренинга мотивации путем изменения при- чинных схем отдают предпочтение «усилию» как оптимально- му способу изменения субъективного представления учащихся о причинах неудач, чтобы любые причинные объяснения заме- нить лишь одним — недостаточностью собственных усилий.

В тесной связи с тренингом причинных схем находится тренинг личной причинности, имеющий целью научить обуча- емых искать причины своих неудач прежде всего в самих себе и, по возможности, меньше зависеть от других людей. Чем меньше человек зависит от окружающих, тем он самостоятель- нее. Человек не должен быть «пешкой» в чужой игре, а «источ- ником» для других. Чтобы помочь школьникам, учите их:

а) ставить перед собой реалистические цели; б) соизмерять цели со своими возможностями; в) знать свои сильные и слабые стороны;

определять конкретные действия; д) планировать перспективу;

е) правильно оценивать складывающуюся ситуацию;

ж) постоянно анализировать выполнение личной програм- мы — приближают ли действия к цели.

Основным все же остается тренинг внутренней мотивации. В его основе открытие американского психолога Э. Деци: если испытуемым платили деньги за занятия, которые первоначаль- но интересовали их сами по себе, то они теряли интерес к этим занятиям гораздо быстрее, чем испытуемые, которым ни- чего не платили. Вот и думайте теперь — правильно ли мы де- лаем, «подогревая» мотивацию школьников премиями и сти- пендиями. Самые действенные в обучении внутренние мотивы.

«Мотив следует считать внутренним, — пишут А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов, — если человек получает удовлетворе- ние непосредственно от самого поведения, от самой

К факторам успешности тренинга внутренней мотивации относятся: переживание учащимся собственной автономии или личностной причинности; ощущение обучаемым собственной компетентности; возможности свободного выбора. Негативный эффект на внутреннюю мотивацию учения оказывают такие факторы, как недостаток времени и необходимость выполне- ния работы к жестко зафиксированному сроку.

В современной школе необходимо осуществить радикаль- ные реформы по совершенствованию внутренней мотивации учащихся. К сожалению, приходится констатировать, что в на- стоящее время типичный учитель и типичная школа ориенти- рованы преимущественно на поддерживание внешней мотива- ции в виде контроля. Тем самым личность вместо того, чтобы развивать свое постоянно оказывается в ситуациях, где это

«Я» подавляется. Вполне что подобная практика весьма пагубно сказывается на внутренней мотивации, ведет к постепенному снижению интереса к учебе. Подлинные рефор- мы невозможны без всемерной поддержки любых проявлений внутренних стремлений обучаемых, полной реализации идей и принципов гуманистической педагогики.

Приемы самомотивации обучаемым должен подсказать учи- тель. Воспользуетесь этими советами, когда придете в школу.

Стратегия самомотивации из десяти

Стратегия: планируйте на долгосрочную перспективу.

2. Партнерство: ищите такого партнера по обучению, от общения с которым вы сможете что-то позаимствовать и ко- торому вы тоже сможете что-то дать.

3. Структурирование: установите постоянное время за- нятий (часы, дни недели).

4. Приближенное планирование: определите в общем виде цели и задачи своего обучения.

5. Мотив: выясните, каким образом вы можете ввести со- держание обучения в вашу сегодняшнюю или завтрашнюю профессиональную практику, просто в повседневную жизнь.

6. Постепенность: разделите содержание обучения на легко усваиваемые разделы и начинайте с усвоения содер- жания средней трудности, затем переходите к трудным и, наконец, клегким.

Маркова Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. —

1990. — С. 166.

7. Дополнение: попробуйте дополнить изучаемое содер- жание своими рисунками, примечаниями, структурными схе- мами. А кто-то, может быть, отважится и поспорить.

8. Награда: скажите себе приятные слова, выполнив за- дание.

9. Расширение: по интересующим вас темам читайте дополнительную литературу или обсудите ее с то- варищами, учителем.

10. Сбережение: чтобы знания были прочными, повторяй- те основное содержание, закрепляйте изученный материал с помощью упражнений.

Расскажите учащимся, что:

• чем выше степень самоуважения, тем лучше результа- ты в учебе;

• успехи в учебе являются катализатором учебного про- цесса;

• неудачи в обучении могут привести к желанию прекра- тить учебу;

• чувство радости и интерес облегчают учение;

• страх и напряженность затрудняют процесс обучения.

Хорошие учителя — это всегда мастера мотивации. Вот как описывают их учащиеся; «Занятия проходят интересно и разнообразно, мне постоянно приходится соображать», «Ув- леченность учителя своим предметом меня просто зарази- ла», «Занятия понравились, потому что нужно было не про- сто слушать, а активно работать». Приятно, не правда ли?

Учителю необходимо:

• поддерживать ровный стиль отношений между всеми участниками педагогического процесса;

• ободрять обучаемых при возникновении у них труд- ностей;

• поддерживать положительную обратную связь;

• заботиться о разнообразии методов преподавания учеб- ного материала.

Постоянно актуальными остаются советы:

• приучать обучаемых к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустрем- ленность;

• поощрять выполнение заданий повышенной трудности;

• учить четко определять цели, задачи, формы отчетно- сти, критерии оценки;

• формировать чувство долга, ответственности;

• учить предъявлять требования прежде всего к самому себе.

Многочисленные исследования показывают, что переры- вы в занятиях способствуют тому, что учащиеся лучше ус- ваивают и запоминают материал. Эффективность обучения повышается, если, прежде чем появилась усталость, будет сделан короткий перерыв (около трех минут) или будет из- менена форма подачи материала.

Ставя цель развития мотивации учения, будьте внима- тельны и осторожны в общении с учащимися. Исключите из своего лексикона фразы-убийцы:

• Так дело не пойдет!

• Об этом нам не нужно говорить вообще!

• На это у нас нет времени!

• Такого еще не бывало!

• Об этом ты не можешь судить!

• И до чего мы так дойдем!

• Это несерьезно!

• Можешь мне поверить!

• Как ты до этого додумался?

Глеб Коломиец FinExecutive

Неотъемлемой чертой лидера является способность оставаться открытым альтернативным способам мышления и новым навыкам. Правда ли что некоторые руководители достигают успеха, благодаря своему умению быстро обучаться? И если так – как усилить это качество?

Последние исследования в области бизнес-образования показывают, что руководители, отказывающиеся менять устоявшиеся модели поведения, как правило, остаются на месте, а карьера тех, кто продолжает обучаться, идёт в гору. Успешные лидеры остаются гибкими, благодаря своему желанию развиваться: они учатся в течение всей карьеры, если не сказать – жизни.

Это понимание произвело революцию в видении лидерского потенциала. В прошлом считалось, что он заключён в имеющемся опыте. Однако, как оказалось, этот подход имеет свои недостатки. Исследования показывают, что для каждого организационного уровня необходим свой сценарий поведения, и то, что сработало в одном случае, необязательно приведёт к успеху в другом. Более того, скорость изменений внутри организации выше, чем когда-либо — лидер постоянно должен к ним адаптироваться.

В долгосрочной перспективе набор навыков индивида начинает играть второстепенное значение перед его умением получать новые знания, навыки и находить сценарии поведения, которые помогут решать вопросы в условиях перемен. Именно поэтому внимание должно переключиться на людей, способных постоянно отказываться от навыков, видений и идей, которые больше не актуальны и изучать те, что будут.

5 компонентов высокой обучаемости

Существуют 4 компонента, способствующие развитию обучаемости и один препятствующий фактор. Давайте рассмотрим их.

Новаторство

Первый компонент ставит под вопрос устоявшиеся суждения с целью поиска уникальных путей для решения старых вопросов. Новаторство требует нового опыта, который обеспечит перспективу и возможность роста существующей базы знаний. Высокообучаемые люди генерируют новые идеи, благодаря их способности смотреть на вещи с разных точек зрения.

Импровизация

Обучение в процессе получения опыта происходит, когда мы преодолеваем незнакомые препятствия. Однако для того чтобы вырасти, человек должен оставаться в настоящем и быть вовлечённым, принимая стресс, вызванный неопределённостью и, в конечном счёте, быстро адаптироваться, чтобы принимать вызов. Это требует наблюдательности, умения слушать, а также способности быстро обрабатывать информацию. Такие качества позволяют высокообучаемым людям быстро схватывать навыки и действовать лучше, чем их менее гибкие коллеги.

Самоанализ

Простое получение опыта не гарантирует того, что человек чему-то научится, и люди, привыкшие постоянно учиться, знают об этом. Они голодны до обратной связи и тратят много энергии на обработку информации, чтобы лучше понимать их собственные умозаключения и поведение. Они имеют более глубокое понимания себя, других и, как результат – видение проблем.

Авантюризм

Другой ключевой компонент обучаемости представляет из себя погружение в незнакомые обстоятельства с целью попробовать что-то новое. Люди с гибким мышлением готовы рисковать, они комфортно чувствуют себя в ситуациях стресса, поэтому добровольно идут туда, где успех не всегда гарантирован. Они постоянно учатся и накапливают уверенность, как бы вытягивая себя из зоны комфорта, и в итоге постоянно достигают успеха.

«Антифактор» гибкости

Существуют также виды поведения, которые тормозят рост на протяжении длительного времени. Когда приходит время чему-либо научиться, такой «антифактор» не позволяет увидеть возможности для обучения.

Защита

Открытость новому опыту – основополагающее условие для обучения. Нет ничего удивительного в том, что люди, обороняющиеся в момент получения критической обратной связи, как правило, менее расположены к изменениям. Высокообучаемые люди ищут обратной связи, обрабатывают её и адаптируются, основываясь на своём новом понимании себя и ситуации. Но те, кто уже достиг успеха, также могут закрыться от информации, поступающей извне. Чтобы противостоять случайному деструктивному поведению, защитная позиция должна быть осмыслена наряду со сценариями поведения, располагающими к развитию обучаемость.

Каждая из граней даёт представление о типах поведения и действиях, которые используются людьми с высоким уровнем обучаемости. Такие индивидуумы ищут возможности для роста и способны обрабатывать их, чтобы развиваться. Они открыты новому опыту, стремятся к переменам, готовы представлять новые идеи и критично смотреть на нормы. Более того, они умеют оставаться в ситуациях кризиса, импровизируя и адаптируясь «на лету». И наконец, быстрообучаемые люди понимают, что опыт сам по себе не гарантирует познания; они уделяют время осмыслению, стараясь понять, почему случилось так, а не иначе. Важно заметить: несмотря на то, что каждая из этих граней важна, невозможно (или даже нежелательно) проявлять все их одновременно. Тем не менее, предполагается, что высокообучаемый человек имеет в арсенале все эти качества.

Как высокообучаемые люди проявляют себя в работе?

Одним из объектов исследования людей с высоким уровнем обучаемости стало их поведение на работе. Выяснилось, что они значительно отличаются от обычных людей определёнными чертами.

Люди, обучающиеся быстрее остальных, общительны и активны, они строят планы и генерируют идеи, стремятся к совершенству в своих действиях и не бояться менять других людей, открыто выражая своё мнение. Кроме того, им свойственны жизнерадостность, спокойствие и непринуждённость. Они не только ищут новые и сложные ситуации, но и выходят из них более эффективно, так как пропускают через себя новый опыт. Поставить себя в стрессовую ситуацию – это одно, но быть в состоянии справиться с ней – совсем другое. Этот последний компонент гобучаемости, вероятно, будет наиболее сложным в реализации, но он является неотъемлемым для тех, кто хочет стать более гибким и эффективным в своей управленческой роли.

В процессе исследований была выявлена связь между уровнем защиты, или закрытости в поведении людей и тем, как их воспринимают другие. Защитное поведение обычно оценивается начальством, в то время как открытость в поведении, более заметна подчинённым и коллегам.

Оборонительное поведение, по мнению начальства, негативно сказывается на таких качествах, как: самосознание, коммуникация, способность разрешать сложности, адаптироваться и достигать бизнес-целей. Подчинённые и коллеги же считают, что у более открытых людей, развиты следующие компетенции: реакция на сложные ситуации, умение внедрять изменения, управлять командой и вести личные отношения.

Часть управленческой роли связана с делегированием задач, отслеживанием прогресса и оценкой эффективности. Порой руководителям необходимо давать фидбэк по выполнению задач и советовать, как их решить более эффективно. Особенно часто это происходит, когда производительность оказывается меньшей, чем ожидалось. Руководители способны более точно распознавать защитное поведение своих подчинённых, когда дают обратную связь. Таким образом, можно легко отследить, как умение оставаться открытым и способность избегать оправданий влияет на отношения с начальством.

Другая сторона отношений на работе связана с взаимодействием с коллегами и подчинёнными. Эти группы людей проявляют интерес к деятельности коллег как с точки зрения вклада в общее дело, так и управления другими. Обратная связь от них обычно поступает в форме лёгких подталкиваний и предложений. Кроме того, эти группы более чувствительны к проявлению отзывчивости, поиску обратной связи и способности учиться на ошибках. Такие типы поведения не только показывают готовность учиться у других, но и степень уступчивости – неоценимого управленческого качества.

Советы и предложения по развитию обучаемости

Чтобы развить свою обучаемость необходимо, в первую очередь, оценить её текущий уровней на основе 5-ти параметров и определить зоны роста.

Я..

Новаторство Критически оцениваю ситуацию и ищу возможности для нововведений или Добиваюсь максимальной эффективности использования доступных средств
Ищу новые идеи и технологии, которые помогли бы решить текущие проблемы или Ищу быстрое решение для проблемы и перехожу к следующей
Импровизация Максимально глубоко погружаюсь в проблему, пытаясь понять её неочевидные аспекты или Принимаю решения, руководствуясь опытом и интуицией
Подготовлен к стрессовым ситуациям и не впадаю в панику или Стресс мотивирует меня на быструю работу
Самоанализ Размышляю и критически оцениваю свой опыт или Стараюсь максимально ускорить решение задач, чтобы успеть всё
Учусь на старых ошибках, чтобы не совершить новые или Легко забываю о прошлом и всегда ориентирован на будущее
Авантюризм Готов взять на себя новые задачи, которые сопряжены с ответственностью или Выбираю для себя задачи, в которых с наибольшей вероятностью добьюсь успеха
Горжусь собой после решения сложной проблемы или Налаживаю работу таким образом, чтобы проблемы решались сами собой
Защита Оцениваю свой вклад во взлеты и падения проекта или Ценю свои успехи и нахожу оправдания неудачам
Нуждаюсь в обратной связи и ищу людей, готовых мне её дать или Готов выслушать оценки моей работы от тех, кто желает их высказать

Какие черты Вам более свойственны? Если выбранные ответы находятся преимущественно в левой части таблицы, то, скорее всего, у Вас уже достаточно хорошо развиты все компоненты высокой обучаемости. Если выбор пал на черты, перечисленные справа, значит, у Вас ещё есть зоны для роста. Так или иначе, техники, представленные в таблице ниже, помогут Вам повысить текущий уровень обучаемости.

Новаторство
  • Старайтесь найти новые решения для любой ситуации, даже той, которая вам уже знакома.
  • Устраивайте мозговой штурм выполняемых задач, используйте для этого экзотические техники
  • При возникновении проблемы задайте себе вопросы:
    1. Что мешает использовать новый метод для решения этой задачи?
    2. Смогу ли я решить задачу по-другому, если снять то или иное ограничение моих возможностей?
Импровизация
  • Имея дело с нестандартными ситуациями, опирайтесь на свое прошлое, ищите сходные структуры и проблемы, модифицируйте использованные ранее решения.
  • Не бойтесь задавать вопросы – ищите возможности получить максимально возможный набор данных.
  • Если возникает ощущение загнанности, сделайте перерыв, не принимайте решения под давлением.
Самоанализ
  • Попросите человека, которому вы доверяете оценить вашу работу. Старайтесь не протестовать и не оправдываться, только задавайте уточняющие вопросы.
  • Чтобы оценить свою работу, обговорите её с коллегами, обсудите три вопроса:
    1. Что произошло?
    2. Почему ситуация развивалась именно так?
    3. Какие активности мы должны предпринять или приостановить, чтобы прийти к успеху?
Авантюризм
  • Выходите за границы зоны комфорта – беритесь за задачи, которые вас пугают. Не стоить браться за проекты с высоким риском, но, в то же время, нельзя позволять себе выбор с гарантией успеха. Заручитесь чьей-нибудь поддержкой на случай, если не будете справляться с новой задачей
Защита
  • Относитесь к обратной связи, как к капиталу, который будет приносить вам доход в виде личного и карьерного роста.
  • Не возражайте критикующему вас человеку и не давайте никаких оправданий, даже мысленно. Ваша задача – получить обратную связь и оценить её, а не убедить собеседника в том, что он неправ, помните об этом.

Выводы

Очевидно, что быстрая обучаемость – это неотъемлемая часть лидерского потенциала. Готовность и умение учиться из опыта влияет не только на наше развитие, но и на то, как нас оценивают другие. Таким образом, люди, которые постоянно учатся, имеют больше шансов добиться успеха в сегодняшнем непрерывно меняющемся мире.

Каждый может развить способность быстро учиться. Для этого необходимо принимать более смелые решения, ставя под вопрос имеющиеся, и находится в настоящем моменте, стараясь обдумывать полученный опыт. Помимо этого, нужно оставаться открытым критической обратной связи и стрессовым обстоятельствам.

Практически невозможно избежать появления новых сложных задач и проблем. Да и зачем? Отличие успешного человека от обычного заключается в том, что в ситуациях перемен он держит высоко голову и всегда извлекает урок на будущее.

Версия для печати

Вы, скорее всего задаетесь вопросом: «А сколько же их существует и какие они есть, чем отличаются?». И самое главное: где найти честную информацию?

Для начала вспомните, сколько методов лазерной коррекции Вы встречали и о которых читали. Наверное, – более одного десятка. При этом, отсутствует четкое понимание, где действительно метод, а где просто маркетинговый ход. Давайте разбираться.

Сначала еще раз вспомним, что такое лазерная коррекция зрения – это фотохимическая абляция (выпаривание, удаление) слоёв роговицы под воздействием луча эксимерного лазера, имеющая следствием изменение кривизны внешней поверхности роговицы и, как результат – возвращению идеального зрения.

Принимая во внимание имеющиеся в мире типы лазеров и особенности их работы можно выделить 3 методики существенно отличающихся друг от друга по способу воздействия лазера на роговицу:

  • Фоторефракционная кератэктомия (ФРК);
  • LASIK;
  • ReLEx SMILE.

Фоторефракционная кератэктомия (ФРК)

Методика ФРК и методика LASIK не являются конкурирующими (если не принимать во внимание амбиции отдельных производителей и клиник), а взаимно дополняют друг друга. Поверхностными методами типа ФРК целесообразно выполнять операции по коррекции миопии и сложного миопического астигматизма, коррекция прочих рефракционных нарушений более эффективна при использовании клапанных технологий (LASIK).

Фоторефракционная кератэктомия (ФРК) (наиболее древний метод лазерной коррекции).

Воздействие производится непосредственно на внешнюю поверхность роговицы. Его разновидности:

  • LASEK;
  • Epi-Lasik,
  • ASA;
  • Транс-ФРК.

Для изменения формы роговицы при этом также используются эксимерный лазер. В ходе операции удаляется лишь 5-10% толщины роговицы при слабой и средней близорукости и до 30% при сильной близорукости.

Основное преимущество этой операции – это то, что сохраняется целостность и прочность роговицы. Эксимерный лазер позволяет удалять отдельные клетки роговицы, не повреждая при этом соседние. Это позволяет с максимальной точностью изменить форму роговицы, при этом минимально ее травмируя. Кроме того, этот метод позволяет корректировать не только близорукость, но и дальнозоркость и астигматизм.

Преимущества метода:

  • поверхностный характер большинства осложнений;
  • стойкий рефракционный эффект;
  • «безножевая» техника операции.

Недостатки метода:

  • длительное восстановление;
  • не всегда предсказуемый рефракционный эффект;
  • удаление естественного защитного слоя роговицы – эпителия, на восстановление которого требуется время;
  • выраженный дискомфорт в течение 3–4 дней после операции.

LASIK Лазерный интрастромальный кератомилёз

LASIK Лазерный интрастромальный кератомилез (Laser-Assistedin Situ Keratomileusis) – воздействие производится на внутренние слои роговицы, которые предварительно обнажаются касательным срезом хирургического инструмента, либо фемтолазера (FemtoLasik) и отгибанием полученного клапана.

ЛАСИК (или ЛЭСИК) – это гибридная технология, представляющая собой комбинацию лазерного воздействия и микрохирургической техники. Если ФРК проводится только с помощью лазера, то операция LASIK выполняется с использованием дополнительного устройства – микрокератома, позволяющего сделать тонкий срез поверхностных слоев роговицы (при этом защитный слой сохраняется). Воздействие лазером осуществляется в глубине стромы роговицы.

До последнего времени основные осложнения при проведении ЛАСИКа были связаны именно с лоскутом. Сейчас эти проблемы уходят в прошлое, так как появились современные надежные и точные (автоматические) модели микрокератомов, где роль человека сведена к минимуму.

Эта технология лазерной коррекции зрения имеет ряд преимуществ по сравнению с ФРК. ЛАСИК быстро и эффективно улучшает остроту зрения, позволяет избежать ношения повязки (или специальных линз), болевого синдрома в послеоперационном периоде, возникновения характерных для ФРК осложнений, таких как развитие хейза и задержка реэпителизации (восстановление эпителиального слоя). К тому же ЛАСИК позволяет корректировать аметропии (близорукость, дальнозоркость, астигматизм) высоких степеней.

Технология ЛАСИК прошла многоэтапные клинические испытания, прежде чем ее начали использовать в офтальмологических центрах и клиниках. Многолетние наблюдения за пациентами показали, что эксимерный лазер не вызывает каких-либо нарушений, так как воздействие происходит только на одну из преломляющих сред – роговицу, и глубина воздействия строго ограничена.

Сегодня с ней работают медицинские центры и клиники в 45 странах. За последние 10 лет в мире проведено более 5 миллионов коррекций зрения по методике ЛАСИК.

Иногда Вы можете встретить упоминание методов «Интра-ЛАСИК» и «Super-LASIK» и др. которые практически ничем не отличаются друг от друга, и употребляются в разных контекстах лишь в рекламных целях.

Что же касается расчетных параметров, то стоит отметить, что большинство рефракционных хирургов отдают предпочтение эксимерлазерной коррекции по программе индивидуализированной (Custom-Q) LASIK, которая является самым последним обновлением ПО лазерной машины WaveLight EX500 (Alcon). Она позволяет максимально точно рассчитать параметры лазерной коррекции и смоделировать такую поверхность роговицы, которая максимально компенсирует все имеющиеся искажения. Custom-Q LASIK рекомендуется также тем пациентам, чей образ жизни, профессия требуют особого качества зрения.

Преимущества метода:

  • быстрое восстановление зрения;
  • сохранение эпителия;
  • отсутствие болевого синдрома и риска образования хейзов;
  • более точная предсказуемость результата операции;
  • позволяет проводить коррекции высоких степеней аметропий (близорукости, дальнозоркости и астигматизма);
  • оперируются оба глаза в один день.

Недостатки метода:

  • невозможность применения при достаточно тонкой роговице;
  • ограничение при кератоконусе.

FemtoLasik является разновидностью LASIK – это относительно новая лазерная рефракционная операция, позволяющая проводить коррекцию зрения без применения скальпелей и механических микролезвий, путем выполнения процедуры исключительно при помощи лазер.

ReLEx® SMILE

Не так давно появившийся метод лазерной коррекции, операция при котором проходит без формирования роговичного лоскута (flap), как в технологии LASIK и без смещения роговичного эпителия, как при операциях ФРК/LASEK. Операция выполняется с использованием только фемтосекундного лазера. Лазерный луч формирует лентикул (линзочку) заранее заданных параметров в толще роговичной ткани, которая затем извлекается через малый разрез 2−4 мм, на поверхности роговицы.

Но, пока, по мнению ряда ведущих рефракционных хирургов, данный метод уступает хорошо зарекомендовавшему себя индивидуализированному (Custom-Q) LASIK.

Подведем итог вышесказанному. Если бы мои друзья или знакомые меня спросили, какой метод лазерной коррекции зрения я бы им порекомендовал, то в 99% случаев это будет именно LASIK по методике индивидуализированный (Custom-Q).

Виктор Копылев

Рефракционный хирург

Последние разработки в области так называемой интеллектуальной аналитики делают владение и управление современным рентгеновским анализатором гораздо более выгодным, при этом упрощая пользовательские функции. А именно:

  • Сетевые возможности позволяют просто произвести контрольные измерения и получить точный результат
  • Оперативный обзор операций обеспечивает стабильно высокую производительность
  • Интеллектуальное обслуживание и поддержка гарантирует максимальный срок службы

Чтобы проиллюстрировать, как работает интеллектуальный рентгеновский анализатор, рассмотрим пример, в котором компания выполняет рентгенографический анализ на четырех разных площадках, см. рис. 1.

Одно из очевидных преимуществ заключается в том, что подключение делает соответствующие данные доступными для всех заинтересованных лиц, например, для руководителей заводов и служб контроля качества на отдельных заводах, ответственных за контроль качества в штаб-квартире компании, а также технического персонала, работающего с FOSS.

Рис. 1

Дополнительные преимущества подключения связаны с ежедневными операциями, которые необходимо выполнять на отдельных предприятиях.

Сетевые возможности позволяют просто и быстро произвести контрольные измерения и получить точный результат

На каждой площадке имеется встроенный рентгеновский анализатор и настольный NIR-анализатор, см. рис. 2. Встроенный рентгеновский анализатор используется для измерения содержания жира в целых партиях мяса, а NIR-анализатор – для многопараметрических измерений образцов, взятых с производственной линии, например, для маркировки. Он также используется для ежедневной контрольной проверки точности рентгеновских измерений.

Раньше при таких проверках оператору приходилось записывать результаты контрольных измерений вручную. Теперь подключение, обеспечиваемое технологией интеллектуального анализа, исключает необходимость вмешательства человека и связанного с этим риска ошибок. Маркированный штрих-кодом образец измеряется как на MeatMaster, так и на эталонном приборе.

Результаты анализа образца сравниваются автоматически, и в отчетах указывается на необходимость корректировки. Кроме того, сетевые возможности позволяют обмениваться этой информацией с соответствующими заинтересованными сторонами, такими как управляющий предприятием или менеджер по контролю качества.

Рис. 2

Обзор операций обеспечивает стабильно высокую производительность

Помимо ежедневной контрольной проверки, лица, ответственные за управление инструментами, могут оперативно получать обзор всех операций, что позволяет обеспечить соответствие стандартным рабочим процедурам и определить требования к обучению в рамках всей организации.
Как показано на рис. 2 внизу слева, контрольный образец пропускается через прибор раз в неделю в соответствии со стандартными рабочими процедурами. Однако, учитывая высокую текучесть кадров, типичную для предприятия, как менеджеры могут быть уверены в том, что процедуры выполняются правильно, и где хранятся результаты для справок?
Интеллектуальный рентгеновский аппарат предоставляет данные всем заинтересованным лицам. Операции прозрачны, и могут быть приняты меры для обеспечения максимально производительного рентгенографического анализа – 24 часа в сутки 7 дней в неделю на всех участках.

Максимальная эксплуатационная готовность благодаря интеллектуальному обслуживанию и поддержке

Другой аспект всего интеллектуального подхода – возможность интеллектуального обслуживания и поддержки.
Онлайн-аналитика создает условия для эффективной и быстрой удаленной поддержки Например, как показано на рис. 1, специалист имеет доступ ко всем соответствующим данным, таким как контрольные NIR-измерения, и проверяет данные образцов. Это упрощает профилактическое обслуживание и позволяет избежать незапланированных простоев: эксперты могут выявлять потенциальные проблемы до того, как они окажут влияние на повседневную работу, а также оптимально планировать любые необходимые выезды на объект.
Превентивная поддержка помогает увеличить срок службы и обеспечить согласованность результатов измерений, сохраняя при этом предсказуемую и контролируемую стоимость владения.
Три способа, рассмотренные в этой статье, делают следующий логический шаг в раскрытии полного потенциала эффективной рентгенографической аналитической технологии. Благодаря использованию интеллектуальных технологий последнего поколения, доступных нам сегодня, анализ содержания жира во встроенной системе стал более доступным, надежным и выгодным, чем когда-либо.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *