Как фильтровать информацию?
Урок. Информационные процессы
Что такое информация?
Каким образом человек воспринимает информацию?
Каким образом человек может улучшить восприятие информации?
Что нужно сделать, чтобы информация появилась?
Что можно сделать с имеющейся у нас информацией?
Что можно сделать с информацией, находящейся у другого?
Что нужно сделать, чтобы сопоставить несколько информаций?
ВЫВОД: Понятие информации во всех без исключения сферах предполагает получение, передачу, обработку и хранение информации.
Процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации, называются информационными процессами.
I . Обмен информацией
Человек начал использовать информацию уже на самых первых этапах своего существования. В доисторический период, когда люди добывали пищу в основном за счет охоты, они криками предупреждали друг друга об опасности, призывали на помощь, голосом, свистом или стуком в подобие барабана подавали сигналы для согласованного нападения на крупную добычу и т. д.
В дальнейшем старшие и более опытные стали учить молодых изготавливать каменные и костяные орудия, обучали их практическим приемам охоты и др. Таким образом, появилась осмысленная речь, а с ней и возможность передавать другим опыт и знания, т. е. способность обмениваться информацией.
Затем человек стал обрабатывать почву и сеять хлеб, смог приручить диких животных, научился строить жилища, короче говоря, человек стал не просто брать готовое, а начал сам производить то, что ему необходимо. Так начался прогресс человечества и его быстрое развитие. Значение информации возросло во много раз.
В процессе общения с другими людьми человек передает и получает информацию.
Сообщение – информация представленная в определенной форме (речь, текст, изображение, цифровые данные, график, таблица) и предназначенная для передачи информации.
Восприниматься сообщение тоже может по-разному различными людьми в зависимости от их подготовленности и интересов. Пример: Слова «хорошая погода» могут означать и солнечную погоду, и морозный зимний день, и дождь.
Восприятие и представление информации
Человек воспринимает окружающий мир (получает информацию) с помощью органов чувств. Существуют различные способы восприятия информации человеком. Они зависят от того, через какие органы поступает информация:
орган
способ восприятия
зрения
визуальная
изображение
слуха
аудиальная
осязания
тактильная
тактильные ощущения
вкусовые рецепторы
вкусовая
вкусовые ощущения
обоняния
обонятельная
запах
Наибольшее количество информации (около 90%) человек получает с помощью зрения, около 9% — с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств (обоняния, осязания и вкуса). Для повышения чувствительности своих органов современные люди используют различные измерительные приборы и сложные системы наблюдения и регистрации.
Передача и получение информации происходит по следующей схеме:
Источник информации
Помехи
Приемник информации
Источник информации
Посылает сообщение
Приемник информации
Принимает сообщение
Канал связи
Передает сообщение
ВОПРОС: Приведите примеры источников информации
Информацию мы извлекаем из учебников и книг, газет и журналов, телепередач и кинофильмов.
Источники и приемники информации могут быть:
ü одушевленными (животное, человек) и неодушевленными (ПК, телевизор)
ü явными (учитель – ученик) и косвенными (шум воды может говорить о близости водопада)
Каналом связи – между приемником и источником может быть как телекоммуникационный канал, так и воздух, переносящий звуковые и радиоволны.
Пример 1. Сообщение, содержащее информацию о прогнозе погоды, передается приемнику (телезрителю) от источника (специалиста-метеоролога) посредством канала связи – телевизионной аппаратуры и телевизора.
Пример 2. Открываем дверь ключом. Источник – ключ, приемник – замок, помехи – не соответствие формы ключа форме отверстия замка.
2) Перед посадкой самолета бортинженер поручил стюардессе сделать объявление пассажирам: «Сейчас в городе идёт дождь, температура воздуха два градуса».
– Кем является стюардесса?
– Кем является пассажиры?
– Кем является бортинженер?
3) Капитан спрашивает матроса: «Работает ли маяк?». Матрос отвечает: «То загорается, то погаснет!»
– Чем является маяк в данной ситуации?
II . Обработка информации
Человеческое мышление можно рассматривать как процессы обработки информации в мозгу человека. На основе информации, полученной с помощью органов чувств, и теоретических знаний, приобретенных в процессе обучения, человек создает информационные модели окружающего мира. Такие модели позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире и принимать правильные решения для достижения поставленных целей.
– получение новых данных
Ø Вычисление. Решение задачи – найти гипотенузу прямоугольного треугольника, по двум сторонам.
Ø Логическое рассуждение. Доказательство теоремы
Ø Кодирование – преобразование из одной формы в другую (азбука Морзе…)
Ø Сортировка – упорядочивание (например, по алфавиту)
Ø Структурирование (организация по какому-либо правилу, связывающему ее в единое целое)
Пример 1. «В древности люди решили, что каждой цифре от 1 до 9 соответствует Солнце или планета Солнечной системы: 1 – Солнце, 2 – Луна, 3 – Марс, 4 – Меркурий, 5 – Юпитер – 6 – Венера, 7 – Сатурн, 8 – Уран, 9 – Нептун. Последовательно складывая цифры даты своего рождения можно определить «свою» планету.
24.10.1989 = 2 + 4 + 1 + 0 + 1 + 9 + 8 + 9 = 34 = 3 + 4 = 7 – Сатурн
входная обработка выходная
III . Хранение информации
Развитие человечества не было бы возможным без сохранения знаний. Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и других образов хранится в его памяти.
Человеческий разум является самым совершенным инструментом познания мира, а память человека – великолепное устройство для хранения информации.
Чтобы информация стала достоянием многих людей, необходимо иметь возможность хранить ее помимо памяти одного человека. Необходим какой-либо материальный объект, предназначенный для хранения информации – носитель информации.
Носитель информации – среда для записи и хранения информации:
ü Любой материальный предмет (бумага, глиняные, восковые и деревянные таблички, береста, папирус, кожа, камень, узелки на веревке, печатные книги, фотопленка, кинопленка)
ü Волны различной природы (световая волна)
ü Акустические носители
ü Электромагнитные носители
ü Гравитационные носители
ü Вещество в различном состоянии
ü Компьютерные носители (магнитные диски, оптические диски, винчестер, флэш-карта)
Но просто сохранить информацию недостаточно. Ее необходимо упорядочить, с тем, чтобы быстро найти необходимые сведения.
Примерами упорядоченного хранения информации является записная книжка, оглавление в книге, словари, расписание, каталоги.
ИТАК, передача, обработка и хранение информации происходит в форме:
сигналов
знаков
ü по физической природе (световой, тепловой, электромагнитный, звуковой, механический, биохимический)
ü по способу восприятия (зрительный, слуховой, осязательный, вкусовой, болевой, физиологический)
ü алфавит любого языка
ü знаки языка жестов
ü и т.д.
Информационные процессы в технике
Информационные процессы характерны не только для природы, человека и общества, но и для техники. Нормальное функционирование технических устройств связано с процессами управления, которые включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информации. В некоторых случаях главную роль в процессе управления выполняет человек (например, вождение автомобиля), в других управление берет на себя само техническое устройство (например, кондиционер).
Информационные процессы в природе
Второе начало термодинамики, один из основных законов классической физики, утверждает, что если какую-либо систему «предоставить самой себе» и убрать все внешние воздействия (такую систему называют «закрытой»), то эта система будет стремиться к состоянию термодинамического равновесия. Составляющие ее элементы «перемешиваются», разрушается их структура и наступает полный беспорядок — хаос. Энтропия системы, которая является мерой беспорядка, возрастает, а информация (антиэнтропия), которая является мерой упорядоченности, уменьшается. В соответствии с такой точкой зрения нашу Вселенную ждет «тепловая смерть», то есть прекращение каких-либо изменений и развития.
Однако, по крайней мере, на нашей планете многое происходит наоборот: идет саморазвитие, эволюция живой природы, то есть повышение сложности и разнообразия живых систем. Жизнь является системой открытой, многообразными путями в нее поступают и вещество, и энергия, и информация. Потребляя энергию солнечного излучения в процессе фотосинтеза, растения строят сложные биологические молекулы из простых неорганических, далее животные, поедающие растения и друг друга, создают все более сложные живые структуры и так далее.
Таким образом, энтропия в живой природе уменьшается, а информация (антиэнтропия) — увеличивается.
Получение и преобразование информации является условием жизнедеятельности любого организма. Даже простейшие одноклеточные организмы постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования. Биологи образно говорят, что «живое питается информацией», создавая, накапливая и активно используя ее.
Рассмотрим примеры информационных процессов, заполнив таблицу:
Процесс
Передача
Носитель
Как обрабатывается (помехи)
приемник
Животные, охраняя свою территорию, оставляют пахучие метки
Метка
Другое животное
Растение
Другое животное сравнивает со своим запахом и делает вывод, что запах не его
Летучая мышь ориентируется в пространстве, испуская ультразвуковые волны
препятствие
Волна
Мозгом мыши
Банк располагает данными о своих вкладчиках
БД «Вкладчики»
Банковский служащий
На дисках ПК или бумаге
Процессором по спец. программе
Приведите примеры каждого из названных процессов для живой и неживой природы:
Домашнее задание – конспект, заполнить таблицу:
Название | 3. Найти общие черты, используя наводящие вопросы: Что нужно сделать, чтобы информация появилась? |
Дата публикации | 23.03.2013 |
Размер | 81.63 Kb. |
Тип | Документы |
skachate.ru > Информатика > Документы
Владение навыками использования
различных технических устройств |
2.Попробовать сформулировать понятие информации в различных науках:
– математика: информация – это сведения, которые человек создал с помощью умозаключений;
– биология: информация – это генетический код человека;
– в обычной жизни: информация – это сведения, сообщения, осведомлённость о положении дел;
В толковом словаре Ожегова информация – это:
– сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.
– сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь.
3. Найти общие черты, используя наводящие вопросы:
1. Что нужно сделать, чтобы информация появилась? (Создать, найти, искать, собрать.)
3. Есть ли ситуация, в которой я не смогу её передать? (Помехи.)
4. Что можно сделать с информацией, находящейся у вашего друга? (Получить, разрушить, упростить.)
5. Что нужно сделать, чтобы сопоставить несколько информаций (сложить два числа, перевести текст с английского на русский, расшифровать код ДНК, сделать коллаж, получить закон физики, поставить диагноз)? (Обработать, преобразовать.)
Вывод: понятие информации во всех без исключения сферах предполагает создание, передачу, обработку и хранение информации. Все эти процессы называются информационными.
^ 3. Изучение нового материала.
Вспомнив определение информатики (указать ещё раз на него), вы поймёте, что как раз информационные процессы являются предметом информатики. Как же происходит передача, хранение и обработка информации?
Передача, обработка и хранение происходят в форме сигналов или знаков.
Сигналы можно разделить на несколько типов:
– по физической природе (электромагнитный, световой, тепловой, звуковой, механический, биохимический);
– по способу восприятия (зрительный, слуховой, осязательный, вкусовой, болевой, физиологический).
Знаками можно считать алфавит любого языка, знаки языка жестов, любые коды или шрифты, ноты и т.д.
Рассмотрим по отдельности передачу, обработку и хранение информации.
^ Передача информации происходит по следующей схеме:
Канал связи
Информация Информация
(примеры) Помехи (примеры)
(примеры)
Пояснение: примеры приводятся учащимися и записываются на схеме.
^ Обработка информации – это получение одних информационных объектов из других путём выполнения некоторых действий.
Модель этого процесса:
Входная информация
(сведения, которые Обработка
получает человек или (преобразование) Выходная информа-
устройство) + запас информации ция (новая)
имеющихся знаний и
опыта.
Развитие человечества не было бы возможно без сохранения знаний. В результате мы так много знаем о минувших веках. Человеческий разум является самым совершенным инструментом познания мира. А память человека – великолепное устройство для хранения полученной информации.
Чтобы информация стала достоянием многих людей, необходимо иметь возможность хранить её помимо памяти одного человека. Необходим какой – либо материальный объект, предназначенный для хранения информации – носитель информации.
Хранение информации – это её накопление на различных носителях.
Носитель информации – среда для записи и хранения информации:
- Любой материальный предмет;
- Волны различной природы;
- Акустические носители;
- Электромагнитные носители;
- Гравитационные носители;
- Вещество в различном состоянии;
- Компьютерные носители.
Но просто сохранить информацию недостаточно. Её необходимо организовать, чтобы быстро найти нужные сведения. Примерами организованного хранения информации являются записная книжка, оглавление в книге, словари, расписание, каталоги. Это наиболее эффективно организованное хранение информации.
^ 4. Закрепление изученного.
Входная Обработка Выходная
Пояснение: условие задачи заранее написать на доске; ученики определяют каждый «свою» планету в тетради и результат объявляется вслух.
Привести примеры носителей информации и записать несколько из них.
Подсказка:
- Стены пещер, скалы;
- Узелки на верёвке;
- Глиняные, деревянные, восковые таблички, кожа, папирус, береста и бумага;
- Печатные книги;
- Фото – и киноплёнка;
- Магнитная лента;
- Магнитные и оптические компакт – диски;
- Световая волна;
- Температура;
- Давление и т.д.
Упражнение 3.
Привести примеры процессов, в которых отсутствуют прямые действия с информацией (устно).
(Идёт снег, крот роет землю, пассажир получает багаж, люди загорают на пляже.)
Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.
Домашнее задание
1.Рассмотреть примеры информационных процессов, заполнив следующую таблицу.
№
п/п
(возможные помехи)
метки
животное
что запах не его.
данными о своих
вкладчиках
«Вкладчики»
служащий
или на бумаге
по математике
математики
действий
программы
ракеты
Пояснение: № 1,2 – выполняются на уроке, № 3 – 8 – домашнее задание.
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемelevvas.narod.ru
Содержание
- Презентация на тему: » Информационные процессы Упражнение 1 1)Что нужно сделать, чтобы информация появилась? 2)У меня есть некоторая информация (текст письма, задачи, картина.» — Транскрипт:
- Образцово-показательный Китай
- Наказуемое слово
- Мировая карта цензуры
- Полумеры
- Россия и окрестности
- Цензура и бизнес
Похожие презентации
Презентация на тему: » Информационные процессы Упражнение 1 1)Что нужно сделать, чтобы информация появилась? 2)У меня есть некоторая информация (текст письма, задачи, картина.» — Транскрипт:
3 Упражнение 1 1)Что нужно сделать, чтобы информация появилась? 2)У меня есть некоторая информация (текст письма, задачи, картина в памяти, мелодия в голове, код к сейфу). Что я могу с ней сделать? 3)Есть ли ситуация, в которой я не смогу ее передать? 4)Что можно сделать с информацией, находящейся у вашего друга? 5)Что нужно сделать, чтобы сопоставить несколько информаций (сложить два числа, перевести текст с русского на английский, расшифровать код ДНК, сделать коллаж, получить закон физики, поставить диагноз)? 6)С помощью чего информация передается (текст письма, видеофильм, картина, код ДНК, список класса, наскальные рисунки, компьютерная программа)? 7)Как информация добирается до получателя (текст, мелодия, рисунок, электронное письмо)?
4 Информация не существует сама по себе, а проявляется в информационных процессах, которые всегда протекают в каких-либо системах. Информационные процессы – это совокупность последовательных действий, производимых над информацией с целью получения результата
5 Носители информации (память) Источн ик Канал Прием ник Без примене ния техниче ских средств( в уме) С примене нием техничес ких средств (в т.ч. ПК) Виды обработки: Математические вычисления Логические рассуждения Поиск Структурирование Кодирование Правила обработки: алгоритмы Внутрен няя память Внешняя память Хранилище информации Характеристики: объем информации, надежность хранения, время доступа, защита Органы чувств – биологичес кие каналы человека Техническ ие каналы связи: телефон, радио и др. Характеристики: скорость передачи, пропускная способность канала, защита от шума Хранение Передача Обработка Информационные процессы (три составляющие)
6 Схема взаимосвязи информационных процессов
7 Упражнение 2 Опишите, какие действия с информацией (информационные процессы) будут выполнены учеником, если он: а) учит правило, б) решает у доски задачу, в) слушает музыку, г) пишет письмо, д) переводит текст с английского языка на русский, е) пишет диктант.
8 Н ОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ – МАТЕРИАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ ЗАПИСИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ (бумага, доска дерево)МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ (бумага, доска дерево) ВОЛНЫ РАЗЛИЧНОЙ ПРИРОДЫ (акустическая, электромагнитная, гравитационная)ВОЛНЫ РАЗЛИЧНОЙ ПРИРОДЫ (акустическая, электромагнитная, гравитационная) СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА (жидкость, газ)СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА (жидкость, газ)
9 Эволюция информационных носителей камень, шкура животных глиняные дощечки, папирус бумага для книг фотопленка, кинопленка, фотобумага перфоленты, перфокарты, магнитные ленты магнитные диски оптические диски
10 Упражнение 3 В какой форме человек воспринимает информацию (образной или знаковой), если он: а) слушает оперу, б) смотрит футбольный матч, в) читает орфографический словарь, г) выбирает букет в магазине, д) ест мороженое, е) разговаривает по телефону, ж) гладит кошку, з) слушает по радио сообщение о курсе доллара.
11 Передача информации – это одна из составляющих информационного процесса, в ходе которого информация переносится с одного информационного носителя на другой. ПРИНЯТОЕ СООБЩЕНИЕ ПРИНЯТЫЙ СИГНАЛ СООБЩЕНИЕ ИСТОЧНИКПЕРЕДАТЧИК КАНАЛ СВЯЗИ ПРИЕМНИКАДРЕСАТ ИСТОЧНИК ШУМА
12 Упражнение 4 И царица над ребенком, Как орлица над орлёнком; Шлет с письмом она гонца, Чтоб обрадовать отца Источник информации -? Кодирование информации -? Канал связи -? А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Извести её хотят, Перенять гонца велят Помехи Сами шлют гонца другого Вот с чем от слова до слова… Искажение информации Как услышал царь-отец, Что донес ему гонец… Декодирование информации -? Приемник информации -?
13 Сигнал Аналоговый Дискретный Сигнал, непрерывно и плавно изменяющий свои параметры по амплитуде и во времени Сигнал скачкообразно изменяет свои параметры и принимает конечное число в конечном числе моментов времени По каналу связи информация передается с помощью сигналов. Сигнал – это физический процесс, который передается либо веществом, либо энергией (электромагнитные и акустические волны, гены)
14 Примеры: Cообщение, содержащее информацию о прогнозе погоды, передаётся приёмнику (телезрителю) от источника специалиста-метеоролога посредством канала связи телевизионной передающей аппаратуры и телевизора. Живое существо своими органами чувств (глаз, ухо, кожа, язык и т.д.) воспринимает информацию из внешнего мира, перерабатывает её в определенную последовательность нервных импульсов, передает импульсы по нервным волокнам, хранит в памяти в виде состояния нейронных структур мозга, воспроизводит в виде звуковых сигналов, движений и т.п., использует в процессе своей жизнедеятельности.
15 Упражнение 5 Опишите, кто или что будет являться источником и кто или что приемником информации в следующих ситуациях: а) Андрей собирается переходить перекресток, регулируемый светофором, б) Петя беседует с Колей по телефону, в) Аня слушает прогноз погоды по радио, г) Женя учит стихотворение А.С. Пушкина «Ан чар», д) Света едет в автобусе до остановки «Парк культуры» в незнакомом городе.
16 Обработка информации – это одна из составляющих информационного процесса, которая связана с изменением формы представления информации или её содержания. Входная информация Обработка информации исполнителем Выходная информация
17 Упражнение 6 В древности люди решили, что каждой цифре от 1 до 9 соответствует Солнце или планета Солнечной системы 1 –Солнце, 2- Луна, 3-Марс, 4- Меркурий, 5 – Юпитер, 6 – Венера, 7- Сатурн, 8 –Уран, 9 – Нептун. Последовательно складывая цифры даты своего рождения можно определить «свою» планету = =34=3+4=7-Сатурн
18 Информационные процессы в системах различной природы Сис тема В живой природеВ обществеВ технике Растительный мирЖивотный мир Инфор мацион ные процес сы Сезонные изменения и природе на основании информации об окружающей среде (температура воздуха, почвы. длина светового дня) Хранение, передача. обработка информации с помощью головного мозга и центральной нервной системы Общение людей (коммуникация) осуществляется посредством основных информационны х процессов Моделирует действия человека и реагирует на его воздействия
19 Упражнение 7 ПроцессПередачаГде хранится (носитель) Как обрабатывается (возможные помехи) источникприемник 1Животное, охраняя свою территорию, оставляют пахучие метки МеткаДругое животное РастениеДругое животное сравнивает со своим запахом и делает вывод, что запах не его. 2Мы смотрим новости по телевизору 3Банк располагает данными о своих вкладчиках 4Петя решает задачу по математике 5Петя играет в компьютерную игру 6Летучая мышь ориентируется в пространстве, испуская ультразвуковые волны 7Автоматическое управление полетом ракеты 8Открытие двери ключом
20 Домашнее задание 1.Распределите перечисленные ниже ситуации на три группы. К первой отнесите ситуации, в которых носителем информации является предмет, ко второй – где ностиелем информации являются волны, к третьей – в которых носителем информации являются состояния вещества. 1) звонок на перемену; 2) кипящее молоко; 3) раствор поваренной соли; м4) запись на классной доске; 5) страница книги; 6) разговор; 7) сигнал светофора; 8)объявление в газете; 9) жужжание пчелы; 10)телепередача. 2.Распределите перечисленные ниже ситуации на две группы. К первой отнесите ситуации, в которых носителем информации является дискретные сигналы, ко второй – где носителем информации является аналоговые (непрерывные) сигналы. 1) Музыкальное произведение; 2) сигналы светофора; 3) передача сообщения с помощью азбуки Морзе; 4) устная речь; 5) письменный текст; 6) передача данных по компьютерной сети; 7) сигнал светофора; 8) рисунок художника; 9) технический чертеж; 10) телепередача.
Родион Насакин
Образцово-показательный Китай
Наказуемое слово
Мировая карта цензуры
Россия и окрестности
Цензура и бизнес
Полумеры
В XXI веке Сеть стала своеобразным символом демократии, так как считается, что она предоставляет неограниченную свободу слова, что не по силам ни печатным СМИ, ни радио, ни телевидению. Однако Интернет кажется стихийной и неконтролируемой информационной средой только на первый взгляд. На деле существенная часть пользователей Сети не может публиковать или читать онлайн-контент в силу технологических ограничений либо из страха перед наказанием, вплоть до уголовного преследования. О том, кто и как фильтрует Интернет на предмет благонадежности информации, а также о том, по каким критериям этот отсев осуществляется, и пойдет речь в данной статье.
Образцово-показательный Китай
полне естественно, что Интернет-цензура практикуется в тех странах, где в силу особенностей политического режима не соблюдаются права человека. Причем существует определенная закономерность между интенсивностью контроля государством своих граждан и количеством сайтов, запрещенных к серфингу. Из всех цензурных мероприятий Интернета наиболее известен так называемый Великий китайский файрволл (По аналогии с Великой Китайской стеной. Firewall дословно «огненная стена»). Комплекс технических и организационных мер по ограничению доступа граждан Поднебесной в Сеть нельзя назвать самым жестким из всех существующих в мире. Однако если учесть количество Интернет-пользователей в Китае более 100 млн. человек (больше только в США) и изощренность цензоров, то становится ясно, что прославились китайские фильтры контента вполне заслуженно. Да и особенности Интернет-цензуры, применяемой в Китае, в той или иной степени характерны и для других стран, а потому стоит подробнее рассмотреть именно «передовой опыт» этой страны.
Сложившаяся в КНР система контроля на редкость эффективна. Последним случаем, продемонстрировавшим мощь китайской Интернет-цензуры, стала смерть прежнего и избрание нового Папы Римского. Те из читателей, кто посещал во время этих событий новостные, а также общественно-политические и религиозные сайты, знают, что эта тема пользовалась поистине огромной популярностью. Так вот, в Китае, где, как известно, пропагандируется коммунистическая идеология, а значит, и отрицательное отношение к контенту религиозного содержания, все обсуждения и упоминания о Папе Римском и ситуации в Ватикане на сайтах и форумах были ликвидированы в течение суток. Как пояснили власти, это было предпринято для того, чтобы «люди, не искушенные в религии и конфессиях, не публиковали необоснованных заявлений».
Всего же, по данным исследования, проведенного в Гарвардском университете, китайские власти заблокировали доступ к 19 тыс. сайтов из 240 тыс. просмотренных. При этом табу накладывается не только на классические объекты цензуры вроде сайтов, содержащих антикоммунистическую и религиозную пропаганду, информацию о правозащитной деятельности и порнографическую продукцию. Кстати, на «клубничку» в Сети китайская цензура реагирует не очень активно, блокируя лишь незначительную часть сайтов категории «xxx». Все же, видимо, важнейшей считается борьба за политическую чистоту пользователя, а уж моральный облик китайца дело десятое. Одновременно с этим под запрет попадают ряд крупных новостных порталов и онлайн-СМИ, таких как BBC, CNN и Washington Post, отличающихся скептическим отношением к коммунистическим идеям, а также вполне нейтральные сайты по медицинской, образовательной и развлекательной тематике.
Возможно, китайские власти предпочитают перестраховаться либо подобные запреты на посещение безобидных сайтов являются издержками применяемой технологии фильтрации. Особенности последней, кстати, держатся в секрете. Судя по некоторым случаям блокировки, для поиска неблагонадежного контента используются запросы по ключевым словам, такие как «демократия», «права человека», «Тайвань», «равенство и свобода», «независимость», «Тибет», «далай-лама», «площадь Тяньаньмынь» и др. Когда в первой половине прошлого года в Китае усилились враждебные настроения по отношению к Японии, власти включили в запретный список слова «демонстрация» и «антияпонский». Эти слова автоматически менялись на точки при попытках написать их в сообщении на том или ином форуме, а сами сообщения автоматически удалялись.
Непоследовательность, проявляемая при удалении определенных сайтов из поля зрения китайского пользователя, наводит на мысль, что большая часть работы цензоров выполняется вручную. Проще говоря, сайты блокируются по принципу: попали под горячую руку. При этом китайские власти часто разрешают доступ к ранее закрытым ресурсам, потом вновь их блокируют и т.д. По данным организации «Репортеры без границ», в отделе Министерства национальной безопасности, отслеживающем чистоту китайского Интернета, работают до 30 тыс. человек (По мнению специалистов, данная служба входит в состав Министерства национальной безопасности КНР). С таким кадровым ресурсом вполне возможно исследовать на политическую благонадежность более-менее посещаемую часть Сети, включая и выключая доступ к сайтам, и без продвинутых технических средств.
В частности, некоторое время для китайцев был недоступен даже крупнейший поисковый портал Google. Потом, правда, запрет сняли, но китайская версия поисковика google.cn в настоящее время «стерильна»: по перечисленным выше ключевым словам там не найти ни одной ссылки. В прошлом году, впрочем, китайские власти сделали гражданам некоторое послабление: из списка «плохих слов» в Google были вычеркнуты «пиво» и «шутка», и теперь при использовании в запросах этих ключевых слов даже можно найти кое-какие сайты.
Для тех, кто хочет проверить благонадежность конкретного сайта с точки зрения китайского режима, можно порекомендовать гарвардский онлайн-сервис: http://cyber.law.harvard.edu/filtering/china/test/. Введите URL в соответствующей строке, и вы узнаете, доступен ли данный сайт для китайских пользователей.
Настоящим праздником для Интернет-пользователей Китая можно назвать различные международные мероприятия, проходящие в стране. Наиболее высоко «железный занавес» приподнимали в 2001 году, когда в Шанхае проходил саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического союза. До тех пор пока из страны не уехали все зарубежные журналисты и главы государств, Великий китайский файрволл практически отсутствовал. Неконтролируемый Интернет всегда можно найти в отелях для иностранцев. Правда, попасть туда китайцу так же непросто, как в свое время советскому гражданину поселиться в гостинице «Интурист».
![]() |
![]() |
Наказуемое слово
ильтрация контента лишь небольшая часть общей цензурной политики Китая. Гражданина, уличенного в чтении информации с нежелательных сайтов, лишают доступа к Сети и в зависимости от просмотренного контента могут даже посадить. Наряду с фильтрацией контента в государстве действует отлаженный механизм пресечения нежелательных онлайн-публикаций «изнутри». Мера вполне оправданная, если учесть, что на Поднебесную в настоящее время приходится 80% всех диссидентов в мире. Сбои в этом механизме, правда, бывают. Широкую огласку получил случай с романом «Serve the People», автор которого, китайский полковник в отставке, затронул тему секса между военнослужащими Народно-освободительной армии страны. Книга сразу же была запрещена, но ее электронная версия просочилась в Сеть, сделав произведение чрезвычайно популярным.
Головную боль цензорам причиняют и онлайн-места общения китайцев. Следить за новыми текстами, которые ежедневно оставляют на форумах и чатах миллионы людей, задача непростая. А в последние годы добавилась еще одна напасть массовое появление блогов, которые сразу были взяты на вооружение китайскими правозащитниками и борцами с режимом. Впрочем, борьбу с вредным графоманством, проявляемым в блогах, форумах и e-mail, китайские власти ведут не только с применением технических средств. Главная ставка делается на основное оружие страх, ибо далеко не каждый готов вести блог общественно-политической тематики, зная, что за одну-единственную запись можно попасть за решетку. При этом система фильтрации и контроля является для граждан далеко не очевидной. Ситуация напоминает ту, что Дж.Оруэлл описал в романе «1984»: человек никогда не может быть уверен, что за ним не следят, а потому сам не позволит себе ничего лишнего.
И все же в Китае есть люди, не боящиеся цензуры. По данным Amnesty International, за 2004 год в стране за высказывание в Интернете идей и мнений, противоречащих государственной политике коммунистической партии Китая, были осуждены 54 гражданина. Вероятно, в настоящее время этот показатель существенно выше, так как ежегодный прирост узников совести составляет около 60%.
В декабре 2005 года китайское цензурное ведомство предприняло очередной решительный шаг в подавлении инакомыслия, закрыв доступ к одной из крупнейших блого-сфер Google Blogger. Стоит отметить, что данный блог-сервис просуществовал в открытом для китайцев режиме всего два месяца (в первый раз его заблокировали еще в 2002 году). Видимо, темы, затрагиваемые китайскими пользователями в своих онлайн-дневниках, показались властям достаточно крамольными. Заблокированной остается и другая популярная блого-сфера Typepad.
Впрочем, наряду с минусами у китайского Интернета можно отметить и некоторые плюсы. Например, радикальное решение проблемы спама. Сотрудники все того же министерства в настоящее время блокируют рассылки более чем 700 почтовых серверов мира, уличенных в отправке спама.
![]() |
![]() |
Мировая карта цензуры
аиболее сильны позиции Интернет-цензуры в азиатских странах, так как в этой самой большой части света концентрация авторитарных режимов наиболее высока. По данным исследования, проведенного консорциумом OpenNet Initiative в 2005 году, самыми строгими являются ограничения доступа к Web-ресурсам в Иране. Для того чтобы проверить уровень цензуры в этой стране, исследователи использовали такие методы, как набор номера иранского провайдера из-за рубежа, подключение к иранским компьютерам через удаленный доступ и направление трафика через участвующие в исследовании серверы в Иране.
В результате выяснилось, что 34% из 1465 протестированных сайтов заблокированы. Закрыт доступ к 100% проверенных порнографических ресурсов, а также к множеству сайтов, посвященных гомосексуализму. Не прошли иранские цензоры и мимо политики, заблокировав 15% блогов и 30% информационных сайтов с сомнительным, с точки зрения официальной идеологии, контентом. Недоступны иранским пользователям и 95% проверенных прокси-серверов. Наиболее пристально следят за сайтами, содержащими информацию на языке фарси; англоязычные сайты проверяются менее тщательно.
Специалисты полагают, что примером для иранской цензуры стала китайская. В частности, цензоры Ирана переняли даже такой опыт своих зарубежных коллег, как наем специальных сотрудников для публикования проправительственных заявлений в форумах и блогах. Предполагается, что к настоящему моменту, когда отношения между Западом и Ираном осложнились из-за ядерной программы страны, Интернет-цензура стала еще строже.
В 2004 году была запущена система комплексного мониторинга Интернета во Вьетнаме. Введение цензуры произошло одновременно с арестом ряда вьетнамских диссидентов, которые использовали Сеть для критики коммунистического правительства и излагали свои мнения о государственном устройстве. Согласно вьетнамскому законодательству, владельцы Интернет-кафе (основного места выхода в Сеть) могут получить продолжительный срок тюремного заключения, если их клиенты будут уличены в отправке или получении «плохого» контента (в стране насчитывается более 4 млн. активных Интернет-пользователей).
В Индии правительство обязало Интернет-провайдеров блокировать доступ к онлайн-сервису Yahoo! Groups, после того как на этом ресурсе обосновалась группа, созданная сепаратистской организацией Hynniewtrep International Liberation Council, которая ведет борьбу за независимость народа кхасов, населяющего один из северных регионов.
Доступ к порнографическим и антиправительственным сайтам блокируется в таких азиатских странах, как:
- Саудовская Аравия по некоторым данным, недоступны около 400 тыс. сайтов;
- Лаос в систему цензуры, помимо блокирования Web и запрета на публикацию любого контента, входит перлюстрация e-mail;
- Сирия контролируются Интернет-кафе, являющиеся единственным реальным методом доступа в Сеть;
- Сингапур помимо Web-мониторинга, от пользователей требуют подписываться в форумах настоящим именем;
- Бирма закрыт доступ к бесплатным почтовым сервисам, а за приобретение модема без разрешения соответствующего ведомства можно получить до 15 лет тюрьмы.
А вот в Северной Корее Интернет-цензуры нет по той простой причине, что доступ к Сети у граждан отсутствует в принципе. По мнению руководства страны, Интернет является ненужной роскошью, так как у пользователей есть национальный аналог сеть Kwangmyong. Похожее решение в настоящее время претворяют в жизнь власти Кубы, делая выход в Сеть по обычным телефонным линиям невозможным. Для получения доступа в Интернет местный житель должен будет написать соответствующее заявление в органы с указанием причины.
Существуют средства правительственного онлайн-контроля и в африканских странах. Жесткие меры предпринимаются властями Туниса, Сьерра-Леоне, Зимбабве и некоторых других государств. В Зимбабве провайдерами перлюстрируется вся исходящая электронная корреспонденция. Уголовному преследованию подвергаются авторы, имевшие неосторожность критиковать в тексте письма политику главы государства Роберта Мугабе.
ПолумерыАмериканское правительство также ведет мониторинг сайтов и блогов своих граждан, правда только военнослужащих. Солдаты должны предоставлять на проверку командованию размещаемый в Сети контент. Пентагон утверждает, что солдаты могут ненароком выдать в открытое пользование сведения, содержащие военную тайну. Ряд независимых экспертов считает, что введение данной меры стало следствием скандала, связанного с использованием армией США белого фосфора в городе Фаллуджа (Ирак). Об инциденте общественности стало известно из солдатского блога. Начиная с 2003 года в Интернете стали появляться данные о проявлении цензуры в Германии. В частности, были засвидетельствованы факты «прослушивания» граждан с помощью подмены DNS-адресов при работе пользователей. Наиболее широкое распространение получила версия, что провайдеры осуществляют подобную деятельность под давлением силовых ведомств. Кроме того, были отмечены случаи воровства e-mail. В 2005 году британское правительство, возглавляемое Тони Блэром, передало на рассмотрение парламенту законопроект об Интернет-цензуре, в рамках которого предусматривалась ликвидация силовыми органами сайтов, связанных с террористической деятельностью. Проект был отвергнут Палатой лордов. Малайзия, которая демонстрирует приверженность демократическим ценностям в условиях «умеренного ислама», блокирует только порнографические сайты. Израиль требует от владельцев сайтов запрашивать разрешение на публикацию материалов, которые могут сказаться на безопасности государства и его жителей. Занимаются этим цензоры двух информационных центров страны. В Японии из общественных мест, Интернет-кафе, школ и госучреждений невозможно выйти на сайты клубов самоубийц и онлайн-инструкции по изготовлению бомб из подручных средств. Австралийские власти запрещают своим гражданам выкладывать в Сеть порнографический контент. |
||
Россия и окрестности
опрос о введении цензуры в Рунете пока остается открытым. Однако в последние пару лет тема госрегулирования Сети все чаще поднимается в различных властных структурах. Столичный мэр призывал в своих статьях навести порядок в Интернете. ФСБ официально объявляла Сеть источником экстремизма и предлагала Евросоюзу сообща бороться с этой угрозой. Параллельно с этим ФСБ заговорила о необходимости расширения своих полномочий в офлайне. Стоит отметить, что спецслужбы уже добились в 90-е годы организации системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) и теперь могут получать доступ к данным, проходящим по каналам любого российского провайдера. Но, как известно, аппетит приходит во время еды, а потому СОРМа чекистам уже недостаточно. Возможной причиной жажды онлайн-деятельности, охватившей органы, могут быть сайты чеченских боевиков.
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям заявило о назревшей необходимости установки фильтров контента отечественными провайдерами, «чтобы защитить общество и личность от вредной и незаконной информации». Мининформсвязи было более сдержанно в своих планах, заявляя о проработке нормативно-правовой базы регулирования Рунета. И все же фильтры контента в России, видимо, появятся. Летом 2005 года был проведен гостендер, по результатам которого был определен разработчик соответствующего софта им стала компания «Андэк». Интересно, что уже после этого события президент в ходе пресс-конференции в Гааге сообщил: «В России очень активно и абсолютно свободно развивается Интернет, что представляет огромные проблемы и вопросы не только в нашей стране, но и в других. Но, несмотря на эти вопросы, в России не предпринимается никаких шагов по ограничению свободы Интернета».
Пока система фильтрации предполагается как мера добровольная. Воспользоваться ею смогут граждане, желающие оградить себя от порнографии, пропаганды насилия и наркотиков. Правда, тогда непонятно, зачем вообще нужно было тратить немалые бюджетные деньги (6 млн. руб.) на разработку такой программы, если в настоящее время существует целый рынок аналогичного ПО (в том числе и freeware). Основные потребители этого рынка компании, ограничивающие Web-серфинг своих сотрудников, и родители, желающие закрыть своим детям доступ к некоторым ресурсам Интернета. Более правдоподобными выглядят предположения ряда аналитиков о постепенном переходе на обязательное комплектование провайдеров системой от «Андэка». Одновременно с этим в июле сего года в силу вступают изменения в законодательстве, согласно которым при заключении договора на подключение к Интернету российский пользователь должен будет предъявить паспорт. Однако у тех, кто желает остаться анонимным, остается доступ по скретч-картам и из Интернет-кафе.
Между прочим, пока российские власти только подозреваются в намерении ограничить своим гражданам доступ в Сеть, небольшой цензурный скандал уже имел место в прошлом году. Речь идет о массовом закрытии русскоязычных блогов, расположенных на LiveJournal.com. Удалялись онлайн-дневники пользователей участников флэш-моба, разместивших на своих страницах иллюстрацию с надписью «Убей НАТО!». Конечно, руководство LiveJournal показало себя довольно неразборчивым цензором, под горячую руку попали и те авторы, которые высказывали негативное отношение к данному флэш-мобу.
И последним событием, относящимся к проблеме цензуры в Сети, стало февральское заявление московской прокуратуры о выделении в отдельное производство материалов, касающихся экстремизма в Сети. Среди наиболее вероятных претендентов на закрытие сайты радикальных политических организаций, такие как Akm1917.org или Nbp-info.ru. А вот ресурсов чеченских боевиков новое поветрие вряд ли коснется, так как хостинг этим сайтам предоставляют зарубежные компании.
Но в целом ситуацию с цензурой в Рунете пока можно назвать относительно благополучной, особенно на фоне наших соседей. По данным польского издания Gazeta Wyborcza, Белоруссия планирует покупку ПО для фильтрации контента у Китая. А в полном объеме, как предполагается, система будет испытана в ходе президентских выборов этого года. Во время прошлых выборов цензуре уже подвергались белорусские вузы. Студентам запрещалось просматривать оппозиционные сайты и оставлять там свои комментарии как в аудиториях, так и в студенческих общежитиях. Практиковалась и блокировка этих сайтов.
В 2005 году цензура на белорусских форумах усилилась. За обсуждение политических вопросов был закрыт форум города Гродно. А крупнейший Интернет-портал Tut.by ввел обязательную регистрацию и знакомит всех пользователей с выдержками из уголовного кодекса. Белорусские власти также контролируют размещение объявлений о знакомствах в СМИ и Интернете соответствующий декрет издал президент Александр Лукашенко. Теперь сайты знакомств могут работать только после получения государственной лицензии. Способствует контролю соответствующих органов Белоруссии над Сетью и госмонополия на оказание услуг доступа в Интернет: в стране работает единственный провайдер объединение «Белтелеком».
Временная блокировка оппозиционных сайтов практикуется также в Казахстане, Узбекистане и Киргизии.
Цензура и бизнес
нтересно, что своему существованию Интернет-цензура в Китае, Иране и ряде других стран во многом обязана западным корпорациям. В частности, за пособничество в подавлении свободы слова международные правозащитные организации неоднократно критиковали таких Интернет-гигантов, как Microsoft, Google и Yahoo!, а также крупных производителей технологий мониторинга: Cisco, Nortel, Websense и Sun.
В соблюдении цензурного законодательства Китая при работе своих онлайн-сервисов неоднократно была замечена Microsoft. В частности, с 2005 года блог-сервис MSN Spaces осуществляет цензуру онлайн-дневников китайцев. Лингвистические фильтры разрабатываются и предоставляются китайскими властями, и при этом сотрудники корпорации даже не знают, по каким именно словам производится поиск неблагонадежных блогов. Пока независимым тестировщикам удалось определить, что китайцы не могут оставить в MSN Spaces запись с уже привычными запретными словами «демократия», «права человека», «независимость Тайваня». В январе 2006 года администрация MSN Spaces заблокировала блог китайца, написавшего о забастовке в одной из пекинских газет.
Китайские версии поисковых систем Google и Yahoo! тоже используют цензурные ограничения. При этом Yahoo! в прошлом году вообще оказалась замешанной в крупный скандал, когда выяснилось, что сотрудники компании донесли китайской полиции на журналиста Ши Тао. Последний, используя учетную почтовую запись на портале Yahoo!, опубликовал в Сети указ коммунистической партии о запрете на освещение в СМИ годовщины выступлений на площади Тяньаньмынь. Совместными усилиями Yahoo! и китайских властей Ши Тао был изобличен, арестован и осужден на 10 лет тюремного заключения «за разглашение государственной тайны».
Между тем в начале февраля этого года состоялось заседание Конгресса США, посвященное вопросам сотрудничества американских корпораций с цензурным ведомством Китая. Конгрессмены хотели видеть на этом заседании представителей Microsoft, Cisco, Yahoo! и Google. На момент написания данной статьи ни одна из корпораций, не сочла нужным рассказать Конгрессу о своем сотрудничестве с китайским режимом.
По данным OpenNet, в Иране мониторинг виртуального пространства осуществляется американской компанией Secure Computing, которая по совместительству является разработчиком ПО для иранской цензуры. Правда, представители компании между тем говорят, что в Иране используется пиратская версия их системы мониторинга, а потому не может быть и речи о каком-либо сотрудничестве с властями страны.
Но, как бы то ни было, рынок ПО и оборудования для фильтрации Интернет-контента и других методов онлайн-цензуры остается весьма прибыльным. Причем наиболее доходным его сегментом является не родительский или корпоративный контроль, а госзаказы, ради которых, как видно, можно пренебречь любыми этическими нормами. Тем более что Китай с его огромным населением является слишком крупным рынком для Интернет-бизнеса, чтобы отказаться от него.
Когда это выгодно, корпорации оказываются рьяными поборниками демократических ценностей. В частности, сервис Google Earth, предоставляющий пользователям снимки земной поверхности с высочайшим разрешением, подвергся критике в России, Австралии и некоторых других государствах, где подобная информация относится к категории гостайны.
Еще один вид цензуры корпоративное блокирование определенных сервисов. В частности, в январе 2006 года многие пользователи блог-сервиса MySpace.com в знак протеста сменили место дислокации своих дневников. Это было вызвано тем, что новый владелец MySpace.com компания News Corp была замечена в блокировании ссылок на ресурсы конкурентов, удалялись даже упоминания об альтернативных сервисах во внутренней почте пользователей. После огласки News Corp свернула цензурную деятельность, восстановив закрытые ссылки, но попутно ликвидировала форум, где обсуждалась ее политика в отношении пользователей. Комментировать свои действия представители News Corp отказались.
По мере распространения VoIP-сервисов все чаще предпринимаются попытки противодействия работе таких голосовых служб, как Skype, со стороны телекоммуникационных компаний. Фактически с распространением широкополосных подключений классическая телефонная индустрия лишается рынка международной и междугородней связи, поскольку VoIP-тарифы существенно ниже. Наиболее бесцеремонно блокируют доступ к VoIP-сервисам телекомы-монополисты. Подобные случаи уже имели место в Объединенных Арабских Эмиратах, где отличилась компания Etisalat единственный оператор стационарной и мобильной связи и Интернет-провайдер. Анализ трафика для выявления VoIP-передач и отключения уличенных пользователей практикует China Telecom.
В США в прошлом году состоялось несколько судебных процессов, касающихся подобной деятельности американских телефонных компаний. Наибольшую огласку получил случай с Madison River Communications, которая заблокировала VoIP-звонки двухсот своих клиентов. Компания отделалась штрафом в 15 тыс. долл.
Если вернуться к вопросу о государственной Интернет-цензуре как явлении, то можно заметить, что основным инструментом цензоров являются вовсе не технологические ухищрения. Для обхода электронных шпиков можно использовать прокси-серверы. Даже если последние обнаруживаются и блокируются властями, выход всегда есть. В частности, радиостанция «Голос Америки» предлагает специализированное программное обеспечение, которое позволяет создать на базе Windows 2000/XP собственный прокси-сервер с SSL-подключением за несколько минут. От выражения нежелательных идей людей удерживает в основном самоцензура, опасение возможного наблюдения, психологическое давление показательных судебных процессов и т.п. Радует тот факт, что свободомыслящих пользователей с каждым годом становится все больше. Действие рождает противодействие.
КомпьютерПресс 3’2006
Вспомните, как в последний раз вы пытались определиться с местом для отдыха и терялись под лавиной противоречивых мнений об отеле. Или выбирали себе стиральную машину и новый лэптоп. Опросы знакомых и друзей, рекомендации и отзывы, сомнения и метания – этот процесс знаком многим.
«У нас дома ремонт. В одной из комнат мы никак не могли подобрать освещение, – рассказывает Фокусу Катя Романова. – Хотели купить лампы диодного света или диодные шнуры. В интернете цены за метр совершенно разные – 60 гривен, 300, 600. Какая между ними разница, почему такой ценовой разброс? Насколько хорошо они освещают? Непонятно. Запутались и бросили эту затею. И так во всём, крышу рвёт от этого информационного шума».
По мнению учёных из американского университета Temple, справляться с информационной перегруженностью сегодня становится всё труднее. Сложный биологический феномен, когда мозг отказывается анализировать большие объёмы информации, изучала исследовательская группа университета, возглавляемая Анжеликой Димока. В ходе эксперимента добровольцам предложили купить дешёвые авиабилеты, тщательно изучив информацию о пассажиропотоках, стыковочных рейсах, аэропортах и т.д. Учёные измеряли активность мозга волонтёров в процессе обработки данных. С увеличением объёма информации возрастала и активность в лобных долях головного мозга, отвечающих за эмоции и процесс принятия решений. Но когда поток зашкаливал, человек впадал в ступор. Волонтёры совершали ошибки и выбирали не лучшие предложения. «Получая слишком много данных, группа принимала всё менее конструктивные решения», – подытоживает Димока результат опыта.
Если в такой ситуации всё же удаётся сделать выбор, человек зачастую начинает сомневаться, правильно ли он поступил. В 2006 г. сотрудница Колумбийского университета Шина Йенгар с коллегами проанализировала, как студенты колледжа ищут работу. Оказалось, чем больше они узнавали о компании, соцпакетах, уровне зарплат, внутрикорпоративной культуре, тем меньше были довольны любым своим выбором. Их преследовали сомнения: а вдруг работа, от которой они отказались в другом месте, на самом деле лучше?
Информационная картина всё больше напоминает Twitter, когда миллионы фактов, мнений, идей и оценок противостоят друг другу, а число желающих рассказать, показать или отвергнуть что-либо растёт изо дня в день. Найти истину в этих потоках информации всё труднее. На Западе это явление называют твиттеризацией культуры, которая революционным образом изменила жизни миллионов пользователей, пишущих и читающих твиты в любое время и в любом месте на планете.
В потоке зачастую противоречивых данных человек начинает упускать детали, теряет время, пытаясь сосредоточиться на малозначимых фактах, и в результате забывает о цели поисков, поскольку объём рабочей памяти мозга ограничен. Когда мозг пытается употребить больше, чем способен, это приводит к пагубным когнитивным последствиям. В итоге человек вообще может отказаться от принятия решения, совершения покупки или выбора поездки. Если нечто подобное происходило с вами, знайте – вы стали жертвой «информационного паралича».
Короткое замыкание
Термин «информационная перегруженность» был популяризирован американским социологом и футурологом Элвином Тоффлером в 1970-х. Но именно в наши дни это понятие стало синонимом одного из самых неприятных раздражителей современной жизни.
«Сегодня мы находимся в переходной фазе от информационной нехватки к информационному изобилию, – рассказывает Фокусу Дэвид Шенк, известный американский писатель, автор шести бестселлеров, в том числе книги «Информационный смог: выживание в условиях информационного перенасыщения». – Наши бабушки и дедушки были ограничены в доступе к информации и скорости коммуникации, а теперь наша главная проблема – успевать идти в ногу с этой информацией».
Облако тэгов. Неологизм «инфомационный смог», придуманный американским писателем Дэвидом Шенком, в 2004-м включили в Оксфордский словарь английского языка
Шенк сравнивает процесс потребления данных с выбором такого перечня продуктов, который бы идеально подходил нашему организму по количеству калорий. «Если мы не будем следить за информационной диетой, наш мозг начнёт в буквальном смысле слова раздуваться. В результате внимание рассеивается, а в нашей способности к скептической оценке происходит короткое замыкание», – рисует Шенк последствия информационного удара.
Изолировать себя от информационного смога сегодня невозможно – разве что сбежать из города и начать жизнь наедине с природой, вдали от социальных сетей, гаджетов и телевизора. Но поскольку дауншифтеров вокруг по-прежнему немного, а каменные джунгли человечеству стали милее сомнительных удобств на свежем воздухе, Дэвид Шенк советует каждому учиться противостоять ненужным потокам информации. «Спросите себя: действительно ли вам нужен iPhone, который будет сопровождать повсюду – во время обеда или на прогулке в парке? Если рационально смотреть на вещи, то глупо прерывать общение со своим ребёнком или с другом только из-за того, что звонит телефон или вспыхивает экран ПК. Но мы отвечаем на эти раздражители и делаем это уже инстинктивно».
Вырваться из сетей
Дышите. не дышите. В бестселлере «Информационный смог» речь идёт о том, как информационная технологическая революция усложнит жизнь пользователям
Социопсихолог Павел Фролов рассказывает о ещё одном последствии чрезмерного потребления информации. Данные, полученные лабораторией социально-психологических технологий Института социальной и политической психологии на основе сравнения прошлогодних опросов с исследованиями политических предпочтений украинского населения десятилетней давности, свидетельствуют: общество чувствует нарастающее давление информационного поля.
«Мы видим динамику: спустя десять лет количество людей, которые признают, что попадают под влияние информации о политической жизни страны, уменьшилось примерно на 10%, – рассказывает Фролов Фокусу. – И в первую очередь это жители больших городов. Но данный факт не свидетельствует о том, что люди вырвались из информационных сетей. Просто многие стали понимать, что с помощью большого количества информации ими пытаются управлять, манипулировать. Они чувствуют потребность защищаться от информационного влияния и противостоять ему».
Учёные, исследующие феномен информационной перегруженности, полагают, что он представляет серьёзную опасность для здоровья. Разбитый «информационным параличом» человек не может абстрагироваться и вычленить причину своего бессилия, нервозности и неспособности принимать мало-мальски значимые решения.
При этом специалисты утверждают, что когда мозг принимает решение на подсознательном уровне, не привлекая к процессу аналитические способности, выбор оказывается только лучше. «Если постоянно впускать к себе в голову информацию, то её избыток мешает мудрым суждениям, – считает психолог, почётный профессор университета Висконсина Джоана Кантор, автор книги «Как победить кибернетическую перегрузку». – Вам лучше выдернуть себя из этого потока и передохнуть». Это позволит мозгу на подсознательном уровне обработать новую информацию и интегрировать её в уже имеющиеся знания.
В свою очередь, Дэвид Шенк полагает, что самое главное испытание для каждого, кто ежедневно сталкивается с информационной лавиной, с одной стороны, получать удовольствие от преимуществ обладания информацией, а с другой – всегда помнить о, казалось бы, не столь очевидных пагубных сторонах информационного смога.
«Даже в такой высокоскоростной eLife (электронной жизни. – Фокус) можно достичь какого-то баланса, но для этого следует приучить себя выполнять не более одной задачи за раз, – советует Шенк. – Что касается меня, то я стараюсь отключаться от информационного смога на какое-то время в течение дня, не отвечать на телефон каждый раз, когда он звонит и не читать письма каждый раз, когда они появляются в почте. Я люблю вести разговоры, которые ничто и никто не прерывает, и читать неэлектронные книги».
Думай как я
Учёные предлагают использовать несколько простых методик, которые помогут избежать стресса, сохранить способность критически мыслить и принимать правильные решения в эпоху информационного смога
1. Лучшие решения приходят к нам на интуитивном уровне, утверждают учёные. Так что совет «утро вечера мудренее» может стать правильной стратегией для принятия решений: во сне человек дистанцируется от информационного потока, высвобождая подсознательное.
2. Попробуйте сесть на информационную диету и провести неделю или хотя бы день без телевизора или интернета. Определите для себя час «Ч» и попробуйте отказаться от использования компьютеров и гаджетов после 22.00.
3. Удалите свой e-mail из всех списков рассылок, которые ежедневно осаждают ваш ящик. Не проверяйте почту в режиме онлайн. Просмотра писем с определённым интервалом, например раз в два часа, вполне достаточно, чтобы не упустить ничего важного.
4. Участие в различных социальных группах также зачастую становится источником дополнительной, но ненужной информации. Ограничьте круг своих социальных контактов, оставив лишь действительно важные для вас.
5. Выясните, сколько времени вы проводите в сети каждый день, и проанализируйте, что именно делаете в интернете. Систематизируйте своё время в сети: скажем, отвечайте на почту и обновляйте свою страницу в Facebook в течение часа в начале или конце рабочего дня.
6. Постарайтесь проводить хотя бы час рабочего времени офлайн: попробуйте не вести многосерийную переписку с коллегой, который работает этажом выше, – лучше пригласите его на кофе.
7. Пройдите тест на сайте www.netaddiction.com, чтобы понять уровень своей зависимости от сети и восприимчивости к информационному шуму.
Яна Седова, Фокус
Отец Мелхиседек, мы сейчас живём в мире с обильным информационным потоком: Интернет, телевидение, радио, газеты, журналы, и эти потоки могут увести человека куда угодно. Как в этом потоке не потеряться?
Это большая проблема. Мне буквально все жалуются, что новости, информация, события, комментарии, «контакт», «одноклассники» просто засасывают. На это уходит столько времени! Мне говорят: «Я вспоминаю себя в советское время. Основным информационным источником была программа «Время», которая длилась полчаса с 21:00 до 21:30. Когда-то для нас этого было достаточно для того, чтобы узнать события в мире (когда не было Интернета)». А сейчас посмотрите на нашу жизнь: посмотреть патриархийные, мирские новости, один сайт, другой, а сколько времени на это уходит! Я опять возвращаюсь к нашему разговору о том, что должен быть режим, должна быть регламентация. Человек не может есть или пить в три горла. Есть определённый — достаточный и необходимый — минимум. Мы съедаем завтрак, обед и ужин, а дальше зачем? Я вот сейчас промочил пересохшее горло и всё, мы же не пьём тут по десять стаканов! А информации мы потребляем по десять стаканов. Неужели нам действительно необходимо всё это знать, во всё погрузиться и все комментарии перечитать? Я думаю, что это внутренняя распущенность, внутреннее нежаление бесценного времени, которое пролетает . Мало того, что это пустое безделье — это ещё катастрофически разрушает здоровье. Кто-то мне говорит: «Я сижу в Интернете до 2-х часов «. Надо было ложиться спать с 11 часов вечера, а он сидит до двух часов! Должна была уже появиться сонливость, а откуда ей появиться, когда мозг активно работает, и внимание поглощено чем-то «интересненьким». Вот и получается, что он сидит до 2 часов, а в семь ему уже вставать. Получается, что он поспал всего 5 часов, приходит на работу — настроения нет, потому что давление, перегрузка, накапливается усталость. Всё это сказывается на семье, на жене или на муже, на детях. Поэтому я считаю, что должен быть режим, должна быть организация. «Я трачу на новости полчаса в день и всё». Сколько уложился — столько уложился, закрывай коробочку.
Некоторые говорят мне: «Ой, батюшка, я порнографии насмотрелся». Я говорю: «Не «насмотрелся», а захотел насмотреться». На конкретных сайтах она не выскакивает. Если ты смотришь православные или новостные сайты, она там не выскакивает. Нужно сделать несколько конкретных движений, и только тогда ты попадёшь на порнографию. «Ой, я внезапно нарвался!» Не ври! Ты не «внезапно нарвался», а залез куда тебя не просили. Кстати один из послушников Оптиной Пустыни, Евгений (Царство ему Небесное!) сочинил молитву: «Не суй меня, Господи, куда меня не просят!». То же самое можно сказать в отношении Интернета и телевидения. Ну посмотрели вы какую-то передачу или фильм, но зачем смотреть круглые сутки? Есть Священное Писание, есть книги, надо что-то читать и самому анализировать окружающую действительность. Надо дорожить временем и самому останавливать этот поток, так же как в еде. Оптинские старцы говорили: «Всё красит мера». Мудрейшие греческие философы говорили: «Ничего сверх «. То есть здесь всё зависит от ежедневной самоорганизации. Вот моё ежедневное расписание: мы едим и пьём три раза в день, и в отношении информации тоже нужно установить себе меру. Оптинские старцы вслед за Исааком Сириным говорили: «Всё красит мера». А ещё они говорили, что края (то есть крайности) бесовские. Ничего не знать — это крайность, и погрузиться в информацию, тратя на это колоссальное время — это тоже крайность, потому что у нас есть семейство. Я уже не говорю про то, как взрослые мужики играют в танки! Есть такая игра, где они покупают для них гаражи, запчасти, снаряды, какие-то баллы приобретают. Они сутками живут в компьютере, а семья и всё остальное заброшено — это просто безумие. А началось всё с малого: тут посмотреть, тут посмотреть, тут посмотреть — и всё, засосало информационное болото. По нему надо пробежать. Остановишься — начнёшь погружаться. Нужно получить какое-то общее представление и все. Если только это не касается твоих конкретных профессиональных дел — это другой вопрос. Тогда надо быть честным: что ты в Интернете смотришь? Ты смотришь то, что касается твоей работы? Тогда хорошо, занимайся. Но когда ты полез куда тебя не просят, это уже немножко другое.