Как лучше усваивать информацию?

Как лучше усваивать информацию?

Я решила затронуть монументальную тему саморазвития и упаковать её в небольшую статью. Понимаю, что на нескольких страничках не удастся раскрыть тему полностью, но дать некоторый толчок к продуктивным раздумьям в правильном направлении — постараюсь.
Для этого я рассмотрю, как понять, чему вообще учиться, и как найти наиболее эффективные и подходящие способы обучения?

Содержание

1. Чему учиться?

Так уж получается, что мы непрерывно развиваемся. За один день можно прочитать книгу о русско-японской войне, опробовать новый рецепт пасты и потренироваться в использовании шаблонов smarty. Но сколь необъятными не были бы наши возможности в развитии, они никогда не будут безграничными. Это как в магазине: вы заходите в супермаркет, обладая ограниченной суммой наличности. Можете позволить себе различные продукты в различных комбинациях, но не можете скупить весь магазин.
То же самое и с знаниями. Вы никогда не будете знать всё! Поэтому, свой план развития надо составлять продуманно.

1.1 Изучать только то, что интересно

Давайте попробуем доказательство от обратного. Вспомните, что происходило в институте на нелюбимых предметах (у меня это была инженерная графика):
— эти предметы «даются» хуже остальных
— приходится искать какие-то искусственные заменители естественной мотивации
— обучение всегда откладывается на последний момент, чаще всего — на бессонные сессионные ночи
Да и врядли вы захотите посвятить жизнь неприятным активностям, так что эти знания вам просто-напросто не пригодятся.
Какой вывод? Бегите от знаний, получение которых не доставляет вам удовольствие. Ищите те, которые наоборот приносят радость.

1.2 Изучать только то, что сможете применить

Применимость знаний может быть различной. Что-то можно применить на работе, что-то дома, что-то в любимом хобби. Но что происходит со знаниями, которые не находят себе применения?
Они «пылятся», не принося ни радости, ни пользы. И постепенно, как и всё, что мы не используем регулярно, забываются.
Конечно, в этом нет ничего плохого. Только помните, что ваш ресурс ограничен? Вы готовы отказаться от других, полезных и приятных знаний, ради пыли?

2. Для кого учиться?

Вопрос звучит странно, да? Конечно, мы учимся для себя!

Точно?

2.1 «Родители сказали…»

Высшее образование мы часто выбираем не сами. Иногда оно нам не нужно. Иногда мы хотим другое. Но многие не хотят конфликтовать с родителями, и идут на поводу.
К чему это приводит? Кто в выигрыше? Родители, сделавшие ребёнка несчастным? Врядли.
Ищите себя сами, не идите на поводу!

2.2 Корпоративный план развития

Многие компании внедряют практику создания корпоративного плана развития своих сотрудников. Это благородное занятие, за что им надо пожать руку, сказать «спасибо» и вообще всячески поблагодарить, но… Иногда этот процесс делается не самым лучшим для сотрудника способом. Руководство заинтересовано в эффективном использовании ресурсов компанией, а не в вашей выгоде как сотрудника.
Компании чаще всего выгодно, чтобы сотрудники подолгу работали на одной позиции, достигая максимальной эффективности в выполнении одних и тех же задач. Если вы тоже этого хотите — велкам.

Но если вы хотите роста — то вам надо развиваться и получать знания для ожидаемой позиции, а не для улучшения навыков в текущей.

2.3 На спор!

Недавно на работе коллега небеспочвенно отметил мою невысокую квалификацию по одному никак не связанному с моей областью деятельности вопросу. Моей первой реакцией было: блин! Надо это срочно узнать! На шиномонтаже я тоже недавно почуствовала неловкость: как же так, я не знаю, чем чреват неподходящий вылет дисков!
Первая реакция в таких ситуациях — узнать! Чтобы быть не хуже, знать не меньше… Но «реакция» — это не выбор! Изучать что-то, чтобы кому-то «доказать» — это несерьёзно и бессмысленно.
Оно вам правда надо?

3. Как учиться?

Обучение может быть теоретическим и практическим, эмоциональным и аналитическим, а интерфейсом могут быть книги, коучи, тренинги…
Допустим, есть цель: «хочу освоить С++ за 21 день» 🙂 Это интересно (нравится) и полезно (вписывается в наш карьерный рост).
Что делать дальше? Как учиться?

3.1 Выбираем практику вместо теории

Я даже представить себе не могу, как можно изучать русско-японскую войну на практике, но С++ теории неподвластен, это точно.
Можно прочитать книгу, статьи, но что это даст? Для эффективного получения навыков, вам нужно поставить перед собой конкретную задачу, решение которой будет совместимо с получением нового навыка.
К примеру, сейчас полно книг и статей о менеджменте. И что? Большинство людей их читают, анализируют, и… и всё! А смысл?
Вы бы видели, как я составляла карту мотиваторов своей мамы и как я проводила ситуационные интервью друзей! Результат — опыт, навык, но не бесполезные и безвозвратно забытые знания!

3.2 Эмоции или анализ?

Согласно теории, люди делятся на тех, кто учится через эмоции, и тех, кто учится через анализ информации. Первым важен «заряд», толчок к действиям и познанию на практике. Вторым важен глубокий объём информации для анализа, эдакий стек, после заполнения которого человек становится готов к новым действиям.
Если присмотреться, то авторы книг, ведущие тренингов, тоже делятся на эти категории. Кто-то больше заряжает, а кто-то переполняет информацией. «Эмоциональные» ученики умирают от скуки над книгами, полными теории, и на лекциях, перегруженных информацией. А «анализаторы» считают пустой болтовнёй обощённые высказывания «эмоциональных» тренеров и авторов книг.
Выбирайте подходящих учителей, тренеров, книги. По их описаниям обычно очень легко понять, к какому типу относится автор.

3.3 «Что я сделаю на следующей неделе»

Ну вот, вы прочитали интересную статью, классную книгу или посетили понравившийся тренинг. В отзывах вы написали «уау, спасибо, это было супер!». А что дальше? Что именно супер?
Если ничего — то потраченные деньги и время были выкинуты на ветер. Составьте список конкретных действий, которые вы осуществите в ближайшие 7 дней для закрепления полученной информации.

Ну и напоследок — разбор сложных кейсов

Я решил изучить ***, но не могу себя заставить. Что делать?
«Заставлять» себя что-либо делать — самый страшный грех. Если такое происходит, то новая информация неинтересна, бесполезна, либо нужна вам не для вас. Обо всём этом — см. выше 🙂
А мне всё интересно! Что выбрать?
Правда интересно? Честно-честно интересно?
Круто, не парьтесь и ловите кайф от жизни, полной открытий 🙂
А мне ничего не интересно. Разве развиваться — обязательно?
Если вкратце — то да, обязательно. Наш мир не стоит на месте, он движется, крутится, развивается. Но заставлять себя нельзя, ага. Что делать? Искать, что интересно! Что нравится, что завораживает, что мотивирует. Счастливы те, кто это нашли. И, кстати, судя по моим наблюдениям, таких людей очень много последнее время 🙂
А как понять, что «полезно»?
Это зависит от глобальных целей, смотря в каком контексте говорить о «пользе». С карьерой всё относительно просто, спасибо создателям сайтов о поиске работы! В вакансиях всегда можно проследить корреляции между навыками и заработной платой.
Хотите переехать жить в Европу? Понятно, какие языки пригодятся. Ну и дальше по списку 🙂 «Польза» не бывает абсолютной — она зависит от конкретных жизненных целей.
И самый главный вопрос:
Что важнее — польза или удовольствие?
НИКОГДА не выбирайте между пользой и удовольствием. Изучить строение параплана для парапланериста так же полезно, как и освоить новую бухгалтерскую программу для бухгалтера. Наша жизнь предназначена для удовольствия, и чем бы вы ни занимались, вы всегда найдёте то, что доставляет удовольствие.
Если вы выбираете между пользой и удовольствием — значит, что-то где-то не так!

Почему кто-то учит долго, а кто-то быстро?

Вспомните ваши школьные годы, ваш класс, вспомните отличников. Наверняка, среди них были старательные зубрилки, проводящие ночи за учебниками и выгрызающие пятерки своим усердием, а были и те, кто каким-то чудом умудрялся легко писать контрольные или успешно отвечать у доски, проводя за учебниками не больше часа. Может вы и сами относитесь к одним из них?

Почему кому-то нужны долгие часы для того, чтобы разобраться в теме и запомнить информацию, а другим достаточно бегло просмотреть ее? Обычно такое несоответствие связывают с тем, что называется природной предрасположенностью или врожденными способностями. «Ему просто дано, повезло с генами, куда уж нам?» — сетуют те, кому учение никогда не давалось легко. В действительности, дело не в том, что такие люди волшебным образом запоминают информацию лучше, дело в том, что они запоминают ее иначе.

Чем плоха «зубрежка» и что такое теория связывания информации?

Разумеется, нельзя отрицать, что природная предрасположенность или, если желаете, талант к изучению определенных предметов есть у каждого, и у каждого он разный. Тем не менее, на наш взгляд, абсолютно любой человек может научиться «схватывать» информацию и, в том числе, учить английский или любой другой язык быстрее и эффективнее. Секрет лишь в том, чтобы подобрать верную стратегию.
Лучший способ понять стратегию «быстрого учения» — взглянуть на противоположный ей способ освоения информации: «зубрежку».

«Зазубривание» информации базируется на теории о том, что если посмотреть на информацию достаточное количество раз, то она чудесным образом «отпечатается» в мозгу и останется там по крайней мере до того момента, когда будет необходимо ее извлечь, к примеру, для экзамена.

Представим, что наш мозг был бы чем-то вроде компьютера, а наши знания – файлами в нем. Вряд ли вы бы назвали удобным и эффективным ноутбук, на котором вам бы пришлось по 10 раз сохранять файл, чтобы он наконец записался на жесткий диск.

Стратегия «быстрого учения» отличается от заучивания. Вместо того, чтобы раз за разом просто воспринимать информацию, нужно научиться связывать ее с тем, что уже есть в вашей памяти, находить связи с другой информацией или вашими ощущениями. Такие связки создадут сеть знаний, которая может быть восстановлена, если в ней выпало одно из звеньев.

Истории трех «быстроучек»

Специалист в когнитивных исследованиях и ученый в области искусственного интеллекта Марвин Минский был согласен с теорией связей и однажды заметил:

«Если вы понимаете что-то лишь одним способом, значит, скорее всего, вы совсем этого не понимаете. Секрет того, насколько какое-либо знание понятно нам, зависит от того, как мы связали его со всеми остальными знаниями, которыми мы владеем. Хорошо связанные друг с другом представления позволяют нам рассмотреть понятия под всеми возможными углами, с разных сторон, пока не найдется та точка, с которой новое знание видится яснее всего, с которой оно понятно нам. Это и называется мышлением.»

Бенни Льюис, полиглот, говорящий на 8 языках не так давно решился на изучение тайского языка, объявив, что ему потребуется на это два месяца. Одной из первых задач для него стало освоение фонетической системы языка (алфавит тайцев, естественно, отличался от английского). Вот как он описывает свою стратегию запоминания:

«Одна из тайских букв примерно соответствовала английскому /t/. Чтобы запомнить эту букву, я начал перебирать английские слова, начинающиеся с «t». По началу я не мог найти ни одной подходящей ассоциации, но тут меня осенило «toe» (палец ноги)! Этот символ был очень похож на большой палец ноги с маленьким кружочком, который напоминал ноготь второго пальца левой ноги. Это очень просто запомнить и, поверьте, очень сложно забыть! Теперь каждый раз, когда я вижу эту букву, образ тут же всплывает в уме.
Это заняло определенное время, но я нашел ассоциации для всех 75 символов. Некоторые из них смешные, или дурацкие, некоторые связаны с сексом, а некоторые наивно-детские. Некоторые потребовали замысловатого хода мысли и воображения. Но, так или иначе, теперь я знаю тайский алфавит.»

Знаменитый британский ученый Дэниел Таммет умеет умножать пятизначные числа в уме. Он объясняет, что может делать это, потому что каждая цифра для него имеет цвет и структуру, он не просто умножает столбиком или считает, он «чувствует» числа.

Все эти люди верят в силу нахождения ассоциаций: связывания мыслей вместе, как у Минского, связывания изобразительных образов, подобно Льюису или приписывание информации формы, цвета, текстуры, как это делает Таммет. Все эти ученые обладают стратегией «быстрого учения».

Конкретные техники быстрого учения

Все это звучит здорово, но как это работает?

Мы не предлагаем вам за ночь стать Тамметом, Льюисом или Минским! Они провели годы, вырабатывая собственный метод, подходящий им. Зато, мы можем предложить несколько техник быстрого учения, базирующихся на связывании идей. Эти техники можно применить, как в освоении лексики, так и грамматики английского языка. Вы сами поймете, какие из способов помогут вам быстро понять и закрепить в памяти сложное грамматическое правило английского языка, а какие больше подойдут для усвоения английских слов и выражений.

1. Метафоры и аналогии

Изучая сложную тему, которая никак не «укладывается» в голове, придумайте свое собственное сравнение или метафору. Дифференциальные исчисления можно сравнить со спидометром в машине. Функции в программировании – с точилками. Определенные и неопределенные артикли существительных – с зонтиками от солнца или дождя, которые иногда нужны, а иногда нет и меняются в зависимости от погоды.

Шекспир использовал метафоры, чтобы создать красочный образ в сознании читателя. Ваш учитель, возможно, не бард, но вы можете сами облечь изучаемую тему в яркий образ, который точно отпечатается в памяти.

2. Интуитивная визуализация

Под интуитивной визуализацией мы понимаем нечто большее, чем просто представление образа, связанного с информацией. Основная цель – облечь абстрактную идею в нечто более вещественное, осязаемое. Не просто представить картинку, но интегрировать в нее звуки, текстуры и ощущения.

Обрадуем вас, вы уже делаете это. Каждый раз, когда вы видите или составляете диаграмму, вы используете визуализацию. Так что, опыт у вас уже есть. Нужно идти дальше.

К примеру, если вы изучаете английский язык и не можете справиться с согласованием времен, присвойте им цвет или температуру: чем дальше в прошлое, тем холоднее, чем дальше в будущее, тем теплее. Нарисуйте градусник и рядом с ним напишите все известные вам времена английских глаголов. Запомните, что «холодное время» (то есть прошедшее) главной фразы обязательно «охладит» глагол вспомогательной.

3. Метод пятилетнего ребенка

Представьте, что вам нужно объяснить пятилетнему ребенку то, что вы хотите усвоить.
Разумеется, очень сложно объяснить малышу, что такое термодинамика, или, как образуется пассивный залог в английском языке. Но, пытаясь объяснить сложные вещи простыми словами, вы волей-неволей начнете связывать сложные концепты с простыми, доступными вещами, а значит лучше усваивать и запоминать.

4. Диаграммы и таблицы

Перенесение мыслей на бумагу, превращение абстрактного в конкретные двухмерные образы – это один из самых простых способов быстро запоминать и усваивать информацию. Создавая любые типы диаграмм, таблиц, схем вы будете учиться связывать идеи на бумаге. Это поможет в дальнейшем быстро выстраивать иерархии и связи в уме, не обращаясь к бумаге.

Довольно популярной стала техника Mind-mapping (дословно разум на карте) – диаграмма связей, когда берется некое центральное понятие или проблема, а затем к нему «привязываются» всевозможные связанные с ним темы, вопросы… и ответы.

Изучая определенный топик по английскому языку, попробуйте составить диаграмму связей. В центр поместите основную тему рассказа на английском языке, например, путешествие. Затем с помощью мозгового штурма окружите ее всеми возможными подтемами, которые могут всплыть в разговоре о путешествиях, подберите конкретные фразы, которые вы могли бы услышать или использовать в подобном разговоре. Подумайте, какая грамматика пригодилась бы вам больше всего. Например, если вы говорите о ваших будущих путешествиях и мечтах, вам наверняка пригодится условное наклонение. Составьте несколько фраз типа If I have time and money I’ll visit Africa. I’d rather visit an exotic country than go to France or, say, Italy. Создавая связи на бумаге, вы строите те же связи в вашем сознании. Теперь, вспоминая о путешествии, из своей памяти вы «выудите» целую систему ассоциаций и образов, готовые формулировки, которые вы сможете легко воспроизвести.

5. Придумывание истории, чтобы запомнить цифры и факты

Мнемотехнические истории годами используются теми, кто должен запоминать большое количество цифр, дат, фактов. Вы связываете последовательность, которую нужно запомнить, со сказкой, которую придумываете сами. Этот метод работает именно по той причине, что вы снова используете ментальные связи, ассоциации.

Для примера возьмем интересную технику «pegging». Предположим, вам нужно запомнить последовательность цифр или пароль. Каждой цифре ассоциативно подбирается согласная, это может быть буква похожая на цифру или буква, с которой цифра начинается (например, 0-н, 3-т, 5-п, 7-с). Это позволяет сконвертировать любое число в последовательность согласных. Затем, к согласным вы можете прибавить любое количество гласных так, чтобы получилось слово или предложение (НеТ, я ПаС!) Фразу будет запомнить проще, чем набор цифр. Затем вы можете составить из готовых слов историю или сказку и таким образом воспроизводить огромные последовательности цифр.

6. Изучение слов в коллокациях
.

Пожалуй, самая важная техника быстро учения для тех, кто посещает курсы английского языка. Главная идея здесь заключается в том, что запись и заучивание изолированных слов с переводом бессмысленна! Возьмите за правило к каждому новому слову, которое встретилось вам в учебнике, книге, фильме, в речи английского собеседника подобрать коллокацию, другими словами сочетание. Таким образом вы привяжете новый элемент к уже знакомому, поможете ему закрепиться в памяти, параллельно создавая грамматический каркас, на который сможете потом «нанизать» другие слова. Запоминать и записывать лучше целые фразы, или словосочетания! Просто сделайте это своей привычкой, и вы удивитесь, насколько больше новой лексики вы станете запоминать, насколько легче вам станет строить предложения. .


В заключение

Этот материал мы подготовили на основе работ Скотта Янга, студента и главы онлайн сервиса, который учит «быстроучению». Проведя небольшой опрос, мы были приятно обрадованы тем, что преподаватели курсов английского языка «Языковой Школы Дмитрия Никитина» используют многие из техник, описанных Янгом и обучают им своих учеников. Наверное, это одна из причин, по которым обучение на наших курсах дает реальные результаты. При этом мы не хотим сказать, что, используя все эти техники можно научиться языку за пару недель. Изучение иностранного языка – это так или иначе кропотливый и долгий процесс, который потребует от вас большой работы и сил. Тем не менее все описанные техники сделают ваше обучение более легким, увлекательным, помогут за те же сроки овладевать более богатым словарем и легче справляться с самой сложной грамматикой.

Надеемся, что, познакомившись с этой небольшой статьей, вы подчерпнули для себя несколько интересных приемов и уже точно знаете, как подойдете к восприятию и запоминанию информации на вашем следующем уроке английского!

  • Поиск работы
  • Вакансии по населенным пунктам
  • Каталог вакансий
  • Поиск вакансий
  • Создать резюме
  • Изменить резюме
  • Удалить резюме
  • Подбор кадров
  • Работники по населенным пунктам
  • Каталог анкет резюме
  • Поиск по резюме работников
  • Разместить вакансию
  • Изменить вакансию
  • Удалить вакансию
  • JobInMoscow.com.ru:
  • Список городов Подмосковья
  • Сотрудничество, партнерство
  • Мы в социальных сетях:
  • ВКонтакте Одноклассники Facebook Twitter

Мы принимаем к оплате за дополнительные услуги:

JobInMoscow.com.ru — «Работа в Москве и Московской области» — сайт, предназначенный для бесплатной публикации резюме соискателями работы и вакансий прямыми работодателями с указанием сферы деятельности, региона места работы, желаемого уровня заработка, условий труда. Наш сайт «Работа в Москве и Московской области» поможет трудоустроиться любому безработному или лицу, пожелавшему сменить место работы на более привлекательное. Наш электронный портал «Работа в Москве и Московской области» поможет любому работодателю подобрать персонал, решить задачу с подбором кадром на вакантные места в компании (организации, фирме). Подробные поисковые возможности данного сайта трудоустройства «Работа в Москве и Московской области» позволяют найти работника (сотрудника) работодателю и новое место работы соискателю работы. С данным веб-сайтом по трудоустройству «Работа в Москве и Московской области» ищут работу тысячи человек, воспользуйтесь нашими услугами и Вы!

www.JobInMoscow.com.ru в социальных сетях:

Официальный сайт «Работа в Москве и Московской области» в социальной сети Одноклассники Официальный сайт о работе с вакансиями и резюме «Работа в Москве и Московской области» в социальной сети ВКонтакте
Официальный сайт «Работа в Москве и Московской области» в социальной сети Facebook Официальный сайт по трудоустройству и занятости «Работа в Москве и Московской области» в социальной сети Twitter

Copyright © 2019-2020 Сайт «Работа в Москве и Московской области» / Версия 1.0

При использовании материалов этого сайта «Работа в Москве и Московской области» для электронных СМИ обязательно размещение гиперссылки на www.jobinmoscow.com.ru, для печатных средств массовой информации обязательно указание источника «www.JobInMoscow.com.ru — Работа в Москве и Московской области (вакансии и резюме)».

Сотрудничество, реклама, справки на сайте «Работа в Москве и Московской области» — emailto: fmy76@mail.ru, 82079833 (Raman)
Смотрите здесь — Полная контактная информация сайта «Работа в Москве и Московской области»…

Создать сайт в городе Курске —

17 января, 2019

Люди не перестают учиться, едва окончив школу или институт. Напротив, мы учимся всю свою жизнь, как в быту, так и в профессиональном контексте этого слова.

© Elijah Hail/Unsplash

Каждый день узнавать что-то новое — это замечательно. Тем не менее есть и обратная сторона медали. Постоянное обучение многим из нас кажется тяжелой, трудновыполнимой работой. Когда изучаешь какую-то новую тему, может показаться, что уйдут годы прежде, чем освоишь тот или иной навык.

Безусловно, обучение, как и любое другое действие, требует работы. И, прежде всего, работы над собой. Но первое, что нужно сделать, чтобы осознать, как лучше приобрести тот или иной скилл — это понять свой разум и заставить его учиться продуктивнее. Как это сделать? Вам помогут несколько советов, которые вы найдете в этой статье.

Повторенье — мать ученья

Как бы прискорбно это не звучало, но повторение — это действительно один из лучших способов запомнить что-либо. Если вы несколько раз повторяете что-то, то рано или поздно это откладывается в вашей памяти, хотите вы того или нет.

Конспектирование тоже пригодится: если вы хотите что-то запомнить, то первое, что нужно сделать — это записать это на бумаге. Да, это не самый простой метод, но он отлично работает.

Прослушивание музыки

Как ни странно, но после прослушивания музыки, наш мозг работает лучше. Конечно, это не значит, что во время чтения нужно слушать рок. Вряд ли с его помощью вам удастся сконцентрироваться на обучении, а вот классическая музыка, играющая где-то на фоне ваших мыслей, вполне поможет вам выучить что-либо гораздо быстрее.

© AudioReputation.com

При прослушивании музыки наш мозг начинает работать углубленнее и производительнее, буквально как губка впитывая все, что вы ему преподносите. Эффективность музыки как вспомогательного инструмента обучения была доказана еще много лет назад, поэтому не стоит пренебрегать этим знанием.

Визуализация

Не забывайте о том, что визуализированную информацию наш мозг запоминает намного лучше. Нарисуйте в своей голове картину, как вы работаете над изучаемым предметом и постигаете его, какие преимущества получаете от использования этих новых знаний.

Представьте, как вы наслаждаетесь самим процессом обучения и преуспеваете в этом. Таким образом, вы стимулируете свой мозг сосредоточиться не на усилиях, а на результате. Визуализировать можно и сами обрабатываемые факты. К примеру, если вы изучаете конструкцию двигателя, то представьте его работу изнутри. Так вы лучше запомните все важные факты, чем изучая их лишь в сухом, теоретическом, совсем неинтересном вашему разуму виде.

Краткий обзор

Прежде чем приниматься за изучение нового предмета, можно бегло ознакомиться с его кратким содержанием. Рассмотрим это на примере книги или самоучителя. Итак, откройте оглавление и просмотрите его. Перейдите к самым интересным для вас главам и прочтите их содержание.

© Psychology Origami

Так вы сможете заинтересовать ваш разум, заставить его с нетерпением ждать той или иной части книги, предвкушать получение информации и лучше запоминать ее. Это облегчает изучение предмета и уверяет в мысли, что все не так уж и сложно.

Мечта — хороший помощник в обучении

Это может прозвучать странно, но мечты помогут вам учиться намного эффективнее. Вы можете мечтать о том, как будете использовать полученную информацию, как сильно это поможет вам в вашей карьере или других жизненных аспектах. Так вы приобретете положительный настрой и дадите своему мозгу подсознательную команду быстрее накопить нужный объем информации, чтобы реализовать свои задумки.

Лучше всего мечтать перед сном. Да, именно во сне мы лучше всего обрабатываем информацию, так что, прочитав что-то на ночь и помечтав, утром вы, вероятно, проснетесь с массой новых знаний.

Обсуждение полученных знаний

Сложные темы трудно усваивать в одиночку, а вот если к их обсуждению приобщить еще кого-то, то процесс пойдет значительно легче. Во время обсуждения, вам может прийти действительно гениальная мысль, тем более, что предпосылки для этого уже были. И весьма существенные.

Например, Альберт Эйнштейн сделал самый важный прорыв в формулировании своей теории относительности, когда обсуждал ее с другом. До этого момента он был близок к тому, чтобы сдаться, а простой разговор помог ему совершить настоящее открытие.

Осознание целей

Простая формулировка целей вашего обучения, и преимуществ, которые вы при этом получите, помогает учиться эффективнее. В изучении того или иного явления должна быть четкая цель. Например, вам может не нравиться конституционное право, но если вы планируете стать юристом, без него не обойтись.

© SGMoneyMatters

Использование разных учебных материалов

Если вы, например, изучаете историю, не обязательно только читать сухие учебные пособия. Вы можете также смотреть документальные или художественные фильмы, телепередачи или получать информацию из других источников. Разнообразив свой процесс обучения, вы быстрее запомните все, что хотите.

Перерывы в работе

Даже если времени на изучение предмета у вас очень мало, не заставляйте свой мозг работать в режиме нон-стоп. Ни к чему хорошему это не приведет. Периодически останавливайтесь и делайте перерывы. Не переживайте, в свободное время ваш мозг тоже будет работать и вы ничего не потеряете. Дайте своему организму немного времени, чтобы разложить все по полочкам. В таком случае процесс обучения станет приятнее и эффективнее.

Следуя этим простым советам, вы поймете, что учеба — это совсем не так страшно и нудно, как вы думали прежде. Таким образом, вы сможете избавиться от ощущения обязанности и начнете наслаждаться каждой минутой изучения всего нового.

До этого я уже писала о том, как стать производительнее и как лучше всего читать. Поэтому если вы хотите работать и учиться эффективнее, то эти материалы будут вам интересны. Подписывайтесь на мои новые статьи, и давайте развиваться вместе!

По материалам Medium

Наши эксперты

Мария Глебова,

психолог, психоаналитик (Новосибирск)

Юлия Бомштейн,

бизнес-тренер по презентационным навыкам, школа «Человек Слова»; коуч (ICU); сертифицированный преподаватель по скорочтению (методика Олега Андреева) (Новосибирск)

На рабочем столе всё обклеено самоклейками, но важные дела всё равно выпадают из головы? Три раза прочитали инструкцию, но так и не запомнили, о чем в ней говорилось? Не торопитесь обвинять в этом «дырявую память» — возможно, она настолько перегружена, что попросту не справляется с информационным потоком. О том, как разложить всё в памяти «по полочкам» и быстро запоминать большие объемы информации, рассказали наши ­эксперты.

Новый материал

Никогда не задумывались, что общего у фармацевтов и юристов? По мнению Юлии Бомштейн, эти профессии роднят особенности запоминания важной информации: «Даже если забыть о том, что фармацевты дозированно получают правовую информацию, — постоянно появляются новые препараты, лекарственные формы, и нужно знать, каков их состав, как их применять, какие могут быть противопоказания. Как и юристы, фармацевты, опираясь на новую информацию, применяют определенные аналитические навыки — к примеру, сравнивают препараты в ценовых группах. Как следствие, запоминать приходится понемногу, но часто, «дозаписывая» информацию, относящуюся к разным областям профессиональных ­знаний».

Как правильно запоминать такую информацию? По словам Юлии Бомштейн, последнее куда проще сделать, если осознать, насколько четко новая информация вписывается в уже готовую структуру: «К примеру, у специалиста есть представление о противопоказаниях препаратов, которое графически можно представить в виде «снежинки». Попробуем ее нарисовать: в центре надпись «противопоказания», далее идут «лучи» к их типам, затем — к действующим веществам, которые имеют противопоказания данных типов, и, наконец, — к препаратам, эти действующие вещества содержащим, — поясняет эксперт. — При появлении нового препарата в этой схеме появляются новые «лучи», объединяющие новую информацию с ранее изученной: это позволяет закрепить ее в ­памяти».

Слушаем и запоминаем

Семинары, лекции, инструктажи, курсы — всё это формы обучения, в значительной степени полагающиеся на слуховое восприятие. Это создает определенные сложности уже потому, что внимание к звучащему тексту падает уже после первых 15 минут доклада. Как же сохранить бодрость разума и лучше запоминать информацию в таком ­формате?

Ищем ценное. Убедитесь, что хотя бы часть заявленной повестки вам близка и интересна, советует Мария Глебова: «Чтобы спустя полтора года вспомнить то, о чем вам увлеченно рассказывал лектор, вы должны понять, чем доносимая информация ценна для вас лично. Хорошо, если вы активно интересуетесь темой и вовлечены в работу с озвучиваемыми понятиями — это повышает ваши шансы на успешное усвоение материала. Но даже в тренинге, проводящемся «для галочки», можно поискать то, что вам точно пригодится — например, в работе с клиентами, — и настроиться на восприятие конкретно ­этого».

Рисуем конспект. Не пишем, а именно рисуем, вне зависимости от того, насколько вы хороши как художник. Ведь «веселые картинки» позволяют слушателю запомнить больше, уверена Юлия Бомштейн: «В современных тренингах наблюдается уход от линейных символов: обязательно картинки, цвет, чем нетривиальнее — тем лучше. Скетч-конспект позволяет сжато и системно представить большой объем информации: при помощи цвета, условных обозначений и рисунков мы направляем внимание на то, что действительно важно. А вот таблицы лучше не рисовать — они тяжеловесны и потому запоминаются плохо: предпочтите им инфографику и округлые ­схемы». Этот метод дает возможность лучше запомнить много информации за короткий срок.

Делимся впечатлениями. Вы замечали, что содержание книг, которые вы с кем‑то обсудили, запоминается лучше? То же самое — с лекциями: самая важная их часть — та, где участники делятся мнениями и задают вопросы. «Зная, что в финале предстоит поделиться мыслями о пройденном, участник тренинга или семинара по‑другому воспринимает информацию: его восприятие происходит осознанно, — комментирует Мария Глебова. — Если в конце вашей лекции времени на вопросы не предполагается, найдите возможность обсудить изученное с ­коллегами». Такой подход позволяет более эффективно надолго запоминать информацию.

Это же правило, по мнению Юлии Бомштейн, справедливо и в плане проверки знаний: «Тестирование как способ проверить, хорошо ли усвоена информация, неэффективно, потому что нельзя узнать, по какому принципу человек поставил галочку. Куда лучше, если слушатели курса лекций поработают в парах и тройках по его итогам: готовность показать свои знания коллегам поможет закрепить материал еще в процессе его ­изучения».

Работаем с документами

А документов много, и все они не то что бы для легкого чтения: приказы, должностные инструкции, которые придется читать и усваивать. Но это не так сложно, как ­кажется.

Выбираем «правильное» время и место. Считается, что большинству людей учеба лучше дается с восьми до десяти утра и с восьми до одиннадцати вечера, однако возможны варианты, говорит Мария Глебова: «Ваше восприятие информации в течение дня может сильно отличаться в зависимости от того, в каком ритме вы живете. Обратите внимание на то, когда вам проще усвоить информацию, и пользуйтесь этим». Начиная обучение, позаботьтесь о том, чтобы вас ничто не отвлекало: за столом, заваленном бумагами, при постоянном потоке посетителей читать не очень‑то ­удобно.

Выделяем цветом. Если вы имеете дело с большим объемом текста или с большим количеством однородных текстов, вооружитесь цветным маркером и выделите основное — к примеру, в инструкциях к препаратам это могут быть действующие вещества, противопоказания, дозы и способ применения. Найдите ключевые слова, наиболее важные для того, что вы пытаетесь выучить, выделите их, запомните, а затем попытайтесь запомнить остальное. «Если вы читаете текст онлайн, воспользуйтесь функцией выделения ключевых слов: это поможет вам запомнить их, а также быстро найти нужную информацию при повторном просмотре документа», — советует Юлия ­Бомштейн.

Пишем шпаргалки. Как правило, информация усваивается уже во время попыток уместить ее на крошечном клочке бумаги. Что неслучайно, комментирует Юлия Бомштейн: «Маленький объем шпаргалки предполагает структуризацию материала, выделение главного — терминов, определений, взаимосвязей между понятиями. Таким образом, можно легко запомнить то, что казалось сложным. Кроме того, при письме работает моторная память: идет фокусировка на понятиях, которые надо удержать в ­голове».

Запоминаем последовательно. Сложно «впихнуть» в себя за раз большое количество новой информации? Разбейте материал на несколько частей — так он лучше усвоится. Не забываем и о перерывах, которые должны быть недолгими, но частыми — скажем, по пять минут, но через каждые полчаса. Причем в это время не нужно просматривать соцсеть, лучше прогуляться к киоску за кофе — это поможет мозгу настроиться на усвоение нового ­материала.

Составляем планы

По словам Марии Глебовой, самая большая проблема тайм-менеджмента — не «как всё успеть», а «как всё объединить»: «Как правило, сложнее всего — расставить приоритеты, чтобы у нас не «провисли» ни работа, ни домашние дела, ни общение с друзьями и родными. Но эта проблема решаема, если ею систематически ­заниматься».

План на день: самоклейки и мемори-доски. Любая визуализация хороша, если речь идет о ежедневных делах. Деревянные прищепки на пружинках с записками, календари с обведенными датами и, конечно, яркие самоклейки — прекрасный способ напомнить себе о неотложных делах, если пользоваться ими правильно, комментирует Мария Глебова: «Эти яркие акценты лучше использовать в тех случаях, когда выполнить дело действительно важно и сделать это надо срочно. Главное, чтобы они не окружали вас: сделал дело — сними самоклейку, иначе, вместо того чтобы напоминать о важном деле, она будет отвлекать от всех ­остальных».

Кстати: любите составлять списки на день и вычеркивать дела по мере их выполнения — не отказывайте себе в этом, комментирует психолог: «Помимо прочего, это отличный способ настроиться на выполнение заявленных дел: это своего рода «заключение контракта» с самим собой. Когда человек составляет список дел, он задает себе инструкцию, которой будет придерживаться в течение дня: даже если после составления список оказался забыт дома — его структура останется в ­памяти».

План на неделю: ежедневники и планинги. С тем чтобы уместить дела в рамках недельного расписания, отлично справится планинг, в котором можно расписать их с точностью до получаса. Однако использовать ежедневник для планирования на более долгий срок не слишком удобно, комментирует Мария Глебова: «Это не вариант, если вы имеете привычку делать в нем записи или если ваши дни не насыщены до предела: получится много пробелов и лишней информации. Кроме того, неужели вам захочется пролистать половину книжки, чтобы увидеть, что вы запланировали на полгода вперед? Как следствие, ежедневник хорош как планер на день, максимум — на ­неделю».

Кстати: не забудьте внести в ежедневник иные дела, помимо рабочих: уместите в него график ежедневных процедур красоты, работ по дому и в саду, расписание кружков детей и так далее. Это позволит вам, внося коррективы в расписание, исходить не только из рабочих, но и из «нерабочих» ­планов.

План на месяц: электронные планировщики. В настоящее время изобретено большое количество программных продуктов, делающих нашу жизнь проще, комментирует Мария Глебова: «На мой взгляд, наиболее удобен планировщик Google Calendar, поскольку он позволяет составить не только индивидуальное расписание, но и единый план для всей команды. Настроив свой планировщик должным образом, вы сможете вовремя получать оповещения о грядущих инвентаризациях и процедурах красоты, днях рождения родственников и друзей — и все это в компактном формате ­смартфона».

Кстати: планируя большой проект, который надлежит исполнить в течение месяца, распишите его поэтапно. Это позволит конкретизировать детали, а на практике — »съесть слона по кусочкам», комментирует Мария Глебова: «Если вы страдаете «боязнью чистого листа», разделите большое дело, за которое вам страшно браться, на много маленьких. К примеру, если вам предстоит провести опрос клиентов — определите себе, что будете опрашивать по десять человек в ­день».

План на год: гибкое планирование. В течение года случиться, конечно, может всякое. Но какие‑то основные вехи можно наметить уже сейчас, комментирует Мария Глебова: «Если нельзя четко определиться со сроками — определитесь хотя бы с целями. К примеру, определите, что вы должны достигнуть трех целей в течение года, далее, чтобы их достичь, установите себе по три цели на каждый месяц, а исходя из этого — по три цели на неделю и на каждый конкретный день. Когда есть настрой на конкретные дела, остальное отметается как менее важное, а основные цели постоянно держатся в «фокусе», что ускоряет процесс их ­достижения».

Кстати: повесьте на видном месте «карту желаний» — яркий коллаж, визуально отображающий ваши цели. Став дополнением к гибкому планированию, он позволит визуализировать то, чего вы хотите ­достигнуть.

Память как решето

Если, несмотря на все усилия, нужная информация всё равно выпадает из головы — задумайтесь, а нужна ли она вам, комментирует Мария Глебова: «Если важное дело раз за разом «забывается» и не выполняется, откладываясь «на потом» — скорее всего, это защитная реакция вашей психики, и возникает она в тех случаях, когда дело или нежеланно, или пугает (к примеру, своими масштабами). То же самое — с информацией: если она «не лезет», возможно, вы не просто устали, а выгорели на работе. В любом случае с причинами неприятия информации стоит разбираться отдельно, и в первую очередь — выяснять уровень заинтересованности человека в ее ­усвоении».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *