Как наладить дисциплину

Как наладить дисциплину

Статья (1 класс) на тему: Как наладить дисциплину в классе.

Раньше даже простой сельский учитель мог взять розгу и отходить ею по спине непослушного ученика, а вот сегодня даже строгий завуч понятия не имеет, как наладить дисциплину в классе без крика или потрепанных ушей.

А свою безнаказанность дети осознают очень и очень быстро. На крик или гнев учителя они зачастую не реагируют – на них и дома кричат. Поэтому сегодня настало то время, когда учителю дисциплины приходится добиваться умом и талантом, а не пугающим авторитетом. И это возможно – нужно только прислушаться к таким советам психологов:

Совет 1. Задать мотивацию

Как ни странно, но еще с первого класса мало кто из учеников понимает, зачем ему нужно ходить в школу. «Надо!» — и все. Но этого недостаточно. Когда ребенок еще в начальной школе, заставить его, принудить и надавить психологически намного легче, чем справиться с подростком, который проявляет бунт.

Поэтому с первых дней учебы очень важно объяснять ученикам, зачем они сюда пришли. Это же необходимо напоминать и в старших классах. Важно донести мысль, что школа – это не тюрьма, школа – это прекрасный потенциал развития, потенциал собственного будущего.

Совет 2. Уделять внимание трудным ученикам

В каждом классе есть свои злостные нарушители дисциплины – местные «клоуны». Обычно на них обращает внимание учитель, когда те уже окончательно сорвали урок. А вот нужно контролировать ситуацию еще раньше, когда появляются только первые признаки того, что вертлявый ученик больше высидеть уже не может и находится в поисках новых идей «как достать учителя».

Только он станет вертеться и что-то доставать – нужно стать возле него и положить руку на его плечо, продолжая тем временем вести урок или слушать ученика у доски. Через две-три минуты можно уйти на свое место. И так – два или три раза за урок.

А «клоун» получит, таким образом, необходимое ему внимание и не станет куролесить.

Совет 3. Чередовать виды активности

Главная причина плохой дисциплины на уроке – усталость детей. Тогда их организм и психика настойчиво требуют отдыха, или хотя бы смены деятельности. Возникает шум, дети вертятся, а учитель в итоге нервничает и прикрикивает.

Для того чтобы этого не возникло, нужно грамотно планировать заранее свой урок, в котором должны быть перетасованы этапы пассивной (работа с учебником) и активной работы (у доски, эстафеты, работа парами). Главное, не переживать постоянно о том,как наладить дисциплину в классе, а делать урок интересным и неутомительным.

Совет 4. Заботиться о личностном росте учеников

Дети растут – это непреложная истина. Они растут физически и психологически абсолютно везде – в играх, общении, забавах и даже просмотре телевизора. И все то, что хоть как-то тормозит их личностный рост, они инстинктивно избегают. А как назвать скучные однообразные уроки с постоянной зубрежкой и неподвижным сидением, как не торможением развития?

«Школа не развивает, а отупевает» — не зря этот лозунг становится все более и более популярным как за рубежом, так и здесь. Это естественно, что ребенок всеми силами борется – ну не хочет он проводить полдня ежедневно не развиваясь. Именно поэтому он с утра жалуется на боль в животе, потом нехотя плетется в ненавистную школу и там всячески пытается избежать нудного времяпровождения. Вот поэтому на каждом уроке, в любом занятии важно делать акцент на собственном развитии учеников, интересоваться постоянно их мнением по поводу темы урока, ценить их мысли и проявления личности.

Как наладить дисциплину в классе

Как наладить дисциплину в классе

Трудности во время уроков возникают не только у начинающих преподавателей, но и у опытных учителей. Однако молодому педагогу сложнее справиться с детьми, найти нужный подход и правильно избрать методику установления в классе порядка. Необходимо знать разные способы налаживания контакта с учениками, уметь поддерживать здоровую обстановку на занятиях, держать детей на необходимой дистанции и создавать нужную иерархию отношений. Педагог должен быть для своих учеников авторитетом, пользоваться их уважением и доверием. Молодые учителя вынуждены делать многое опытным путём, именно поэтому иногда они успевают быстро разочароваться в профессии, либо тратят слишком много времени и усилий, чтобы наладить дисциплину в классе. При этом установить правильные отношения с учениками очень важно, поскольку только так можно проводить обучение достаточно эффективно, все силы направляя непосредственно на образовательный процесс, не отвлекаясь на вопросы, связанные с порядком, тишиной, дисциплиной.

Дисциплина в классе иногда становится труднодостижимой целью. Особенно сложно её установить, когда педагог молод, а преподаёт он в средних классах. Ученики, находясь в переходном возрасте, достаточно непросто поддаются общим методикам воспитания, стремятся к самовыражению, быстро теряют интерес к занятиям и склонны высказывать своё мнение, демонстрировать личную позицию. Для учителя в таких случаях на первый план выходит сразу несколько важнейших задач:

  • вызвать искренний интерес к предмету;
  • грамотно создать свой образ педагога, который должен вызывать уважение;
  • ни в коем случае не показывать свои слабые стороны: неуверенность, страх перед аудиторией, отсутствие готовых решений возникающих проблем и их поиск «на месте»;
  • вести урок последовательно и логично, не терять его нить и не останавливаться, не прерываться, не сбивать темп, чётко следить за временем;
  • контролировать поведение каждого ученика и всего класса в целом;
  • установить контакт с каждым ребёнком, не оказывая излишнего давления;
  • выработать собственную линию поведения, придерживаться её в любых ситуациях, даже критических.

Если педагогу удастся решить основные задачи, наладить дисциплину в классе не составит труда. Существует целый ряд нюансов, которые необходимо знать начинающему учителю. Несложные рекомендации помогут найти к детям подход, правильно организовать процесс обучения, верно выстроить отношения с ребятами.

В первую очередь вам понадобится ответственно подойти к организации уроков. Каждый ваш урок должен быть детально продуман. Если вы сами не сумеете грамотно проводить уроки, распределять время, правильно чередовать разные занятия, увлекать детей и заставлять их постоянно думать, отвечать, рассуждать, работать, ученики почувствуют вашу неуверенность, поймут, что у вас не хватает личной дисциплины. В итоге установить порядок в классе будет гораздо сложнее.

Каждый урок должен иметь чёткую структуру. Делите его на этапы, отграничивайте их друг от друга. Обязательно пишите конспекты уроков и постоянно ориентируйтесь на время. Отмечайте в ваших записях, сколько минут отводится на ту или иную работу в классе. Оставляйте всегда небольшой запас времени, но и планируйте заранее, чем вы займёте ребят, если все задания будут выполнены раньше срока.

Выделяйте организационный момент, объясняйте ученикам в начале урока его задачи и цели. Постарайтесь своим вступительным словом настроить детей на ответственное отношение к занятиям. Обозначайте стимулы: роль темы или предстоящей работы в общем учебном процессе, значение для дальнейших занятий, проверочных работ, итоговых контрольных.

Охватывайте на уроке всех учеников. Не допускайте «перекосов», когда основное внимание уделяется слабым ученикам, которых необходимо опросить, или, наоборот, отличникам, отвечающим на все вопросы.

Избегайте ситуаций, в которых вы не сможете сориентироваться и точно направить ход урока. Незаметно смотрите на часы и не выходите за установленные вами рамки, постоянно руководите действиями учеников, избегайте пауз. Рассчитывайте время объективно, чтобы всё успевать. Не продолжайте урок после звонка – нужно укладываться в заданный период.

Используйте различные средства и методы обучения на уроках, старайтесь делать их увлекательными, захватывающими. Если ваш урок действительно заинтересует учеников, дисциплину установить будет гораздо легче. Есть много способов вывести урок за рамки обычного рутинного занятия:

  • используйте иллюстрации, музыкальные фрагменты, проводите интегрированные уроки;
  • создавайте специально для уроков презентации;
  • выведите учеников на экскурсию, связанную с темой урока;
  • проводите уроки в нестандартном формате: урок-диспут, урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие;
  • используйте таблицы, карточки, проводите мини-соревнования между учениками.

Работайте над собой. Обязательно следите за своим психологическим состоянием, тщательно его контролируйте, не позволяйте эмоциям брать верх. Заранее продумайте ваш образ педагога и неуклонно ему следуйте. Даже когда вы впервые входите в класс, вас ждут совершенно незнакомые ученики, вы чувствуете страх и неуверенность, демонстрируйте всем своим видом: вы полностью контролируете ситуацию и нисколько не боитесь, не стесняетесь. Если уверенности нет – сыграйте её. Ваш настрой обязательно почувствуют ученики. Будьте внешне абсолютно спокойны. Постепенно вы ощутите, что действительно берёте ситуацию в свои руки. Главное – убедите в своих возможностях себя и учеников.

Настраивайтесь на занятия позитивно. Очень важно, чтобы вы действительно любили свою работу и детей. Временные сложности бывают у всех, но преодолеть их быстро и результативно поможет ваш правильный внутренний настрой. Не позволяйте себе раздражаться, расстраиваться на уроках, не паникуйте.

Уважайте в учениках личность. На детей не следует повышать голос – это демонстрирует слабость, не допускается использование уничижительных характеристик, пренебрежение в тоне, оценках, комментариях. Почувствовав негативный посыл, ученики моментально ответят тем же. Очень важно, чтобы ребята начали уважать молодого педагога. Сдержанный, деликатный, корректный, настойчивый, но полностью уравновешенный учитель обязательно вызовет положительное отношение. Ребята, как и все люди, всегда оценят уважение к себе

Когда ученики начали вам мешать вести урок, не теряйте контроль над собой. Ведите себя спокойно, не нервничайте. Пытаться продолжать говорить, перекрывая шум, чтобы наладить дисциплину в классе, не стоит. Лучше просто остановиться, сделать небольшую паузу, успокоиться, а затем, если ученики не замечают вашего молчания, привлечь их внимания. Хорошо помогает в таких случаях лёгкий, но непривычный звук. Вы можете постучать по столу ручкой, указкой, обратиться к ученикам с какой-то побудительной фразой. Важно всем своим видом продемонстрировать уверенность и твёрдость. Это всегда хорошо действует. Также вы можете встать, подойти к доске, двери. Ваши действия наверняка вызовут интерес и отвлекут детей. Ещё один хороший вариант – определить самых задорных учеников, так называемых «заводил», и подойти к ним. Таким образом вы моментально отделите их от остальных детей: другие ученики начнут затихать, следя за развитием событий и ожидая ваших дальнейших шагов. После этого достаточно строго напомнить ученикам о том, что идёт урок и есть ещё незаконченная работа, которую вам предстоит вместе с ними провести. Обратите внимание, что вам нужно не отделиться от детей, а объединить себя с ними – вы вместе трудитесь на уроках. Поэтому следите за вашими выражениями и формулируйте их тщательно, продуманно. Ученики обязательно обратят внимание на ваши слова, уловят все нюансы и оценят ваше отношение.

Помните, что даже опытные педагоги не всегда способны разрешить конфликт, справиться с конкретными учениками, успешно наладить дисциплину в классе. Иногда обстоятельства настолько серьёзны, что без вмешательства психолога, социального педагога, администрации школы и родителей не обойтись. Не торопитесь с выводами, снимая ответственность с себя, но и не снижайте объективность, анализируя положение в классе. В некоторых случаях помогают только экстренные и жёсткие меры. Если вы чувствуете, что столкнулись именно с такой ситуацией, посоветуйтесь с другими учителями, школьным социальным педагогом.

Мы знакомились ранее с вопросами целеполагания учителя и воспитательными целями занятий.

Учебная деятельность представляет собой деятельность двух основных участников образовательного процесса: учителя и ученика. Процессы, которыми они занимаются, принято называть обучением (преподаванием) и учением.

Оба процесса представляют собой целенаправленную деятельность, которая предполагает не только цели учителя, но и цели ученика. В педагогической литературе принято упоминать только о целях учителя. А если и говорится о целях ученика, то только как о присвоении тех целей, которые ему предложил учитель.

Проведенный опрос среди учеников в ряде школ г. Армавира, Отрадненского района показал, что около 90% ребят поставили на первое место целью своего пребывания в школе «общение». Результат более чем показателен, так как вопрос в анкете был задан без предлагаемых вариантов ответов, то есть ученикам никак не навязывался такой ответ.

Подростку свойственно самовыражение. Однако по подсчетам специалистов за весь учебный день, то есть за 5-6 учебных часов ученик совершает акт «говорения» лишь около 8 минут.

Представьте себе, какая была бы тишина, если бы люди говорили только то, что знают.

Карел Чапек

Между тем, учение – это процесс глубоко личный.

«Действительное учение случается в тех случаях, когда люди делают нечто важное. Нам не всегда нужно чему-то учиться. Часто достаточно быть просто информированным, и отложить учение до тех пор, пока в нем не возникнет действительной нужды».

(А.Ю. Уваров)

В педагогической литературе давно идет разговор о значении цели для деятельности, для выбора ее средств и методов, а также ее результативности, т. е. цель имеет решающее значение для деятельности.

Если педагоги влияют на личность ученика через его деятельность, а от субъективного значения этой деятельности для ученика зависит характер влияния, то ясно, что решающее значение имеет характер цели ученика. Чем она порождена: стимулами или мотивами?

При первом осуществляется целенавязывающее обучение с отрицательным воспитательным значением, а при втором — целепорождающее обучение (выделено мной – Г.А.) с положительным значением.

Еще Г. Гегель отмечал: «Та цель, для осуществления которой я должен быть деятельным, должна каким-либо образом являться и моей целью: я должен в то же время осушествлять при этом и свою цель, хотя та цель, для осуществления которой я действую, имеет и многие другие стороны, до некоторых мне нет никакого дела».

Это вполне относится к учебной деятельности, где для развития личности ученика необходимо, чтобы он был деятельным, преследуя свои собственные цели, а не цели, навязанные учителем и не ставшие личностными для ученика.

В педагогической науке в общем плане тоже признается роль цели деятельности для успешного ее осуществления, признается, что развитие происходит только в условиях собственной познавательной деятельности.

Однако специальных исследований, предметом которых является целеполагание ученика, до сих пор нет.

Давно известно, что ученик на уроке всегда имеет свои цели, ради которых он включается в учебную деятельность. Либо старается заработать отметку, либо избежать неприятностей, либо приобрести знания, которые нужны для сдачи выпускных или приемных экзаменов.

Нередко ученик на уроке ищет ответы на свои вопросы, удовлетворяет познавательные потребности и т.п. Несомненно, лишь в последнем случае его цели представляют педагогическую ценность. А остальные лишь мешают учителю обеспечить эффективную познавательную деятельность учащихся на уроке.

Мы не упомянули о тех случаях, когда учителю не удается включить ученика в учебную деятельность, что также имеет место быть в повседневной практике. В лучшем случае такой ученик скучает, никак не реагируя на призывы учителя включиться в учебный процесс. В худшем – ученик готов в любую минуту пойти на конфликт с учителем, чтобы отличиться перед сверстниками.

Все это говорит о том, что, не исследуя цель ученика на уроке, ее сущность, условия ее формирования, педагогика способствует стихийности возникновения целей ученика, а это часто приводит к тому, что цели учителя и ученика не только не соответствуют, а порой и противостоят друг другу.

Определенные предпосылки для специального исследования о целеполагании ученика встречаются в трудах отдельных известных педагогов. А.C. Макаренко писал, что в любой деятельности должны ставиться две задачи: специальные и воспитательные. Это означает, что второй результат, т. е. изменения в личности человека, как продукт его деятельности, и есть воспитательный результат, ради которого организуются все виды учебной деятельности.

Формирование этого результата через учебную (умственную, нравственную, общественную, эстетическую и т.п.) деятельность и есть процесс воспитания. Оно осуществляется порождением и управлением деятельностью человека, направленной на изменение окружающего мира (первый результат). В этом процессе, благодаря которому осуществляется непроизвольное самосовершенствование, самосозидание и т.п., человек приобретает знания, потребности, способности и т.п., иными словами, — создает себя.

И. Я. Лернер в своих исследованиях пришел к выводу о том, что цель ученика не должна непременно совпадать с целью учителя, она должна только соответствовать ей. Если учитель не формирует у учащихся цели, соответствующей его целям, то акт обучения не достигнет искомого результата.

Таким образом, представлены очень важные знания о двух целях урока, об их соотношении, а также о необходимости обеспечить условия, при которых учитель, создавая определенные условия, порождает цель у учащихся.

Но эта деятельность не даст ожидаемого воспитательного результата, если она навязывается ученику. Она должна быть продуцированной мотивами, чтобы стать собственной деятельностью ученика, в которой он действует как ее субъект.

Но такое возможно, если ученик совершает деятельность для достижения своей цели, которая не ставится учителем в готовом виде, не навязывается, а продуцируется обстоятельствами, создаваемыми учителем.

Такое обучение С. Манукян назвал «целепорождающим».

Учебная цель не должна навязываться ученику.

Когда не учитывают это, то происходит следующее. Ученик, слушая на уроке объяснения, выполняя требования учителя и т. п., совершает лишь комплекс определенных движений, которые ничего не говорят о характере его поведения. Здесь наличествует лишь физическая данность, а не психическое поведение.

Действия ученика становятся психическим поведением, когда они переживаются этим же учеником как носители определенного личностного смысла и ценности. Но поскольку ценности бывают различные, то один и тот же комплекс движений (физическое поведение) в психологическом смысле может представлять собой совершенно различное поведение.

Например, у ученика, если он на уроке преследует цель обеспечить себя нужными оценками, будет одно поведение, и совершенно иное, если у него цель — еще раз получить удовольствие, общаясь с любимым литературным героем, или найти ответ на интересующий его вопрос.

Значит, на уроке может быть столько различных типов поведения, сколько имеется целей у учащихся.

Но для достижения педагогической цели урока учителем нужно обеспечить лишь определенное поведение учеников, а оно обеспечивается только соответствующей целью ученика. Если учитель не определил цели ученика на данном уроке, то он не сможет обеспечить то поведение, которое нужно для достижения конкретной педагогической цели. Адекватная цель ученика в учебном процессе формируется только в результате направленной деятельности учителя.

Такое целепорождающее обучение возможно при активном использовании интерактивных технологий, когда учителем провоцируются проблемные учебные задачи. Ученики сами добывают новые знания или оперируют уже известными им знаниями, анализируют, спорят, доказывают.

Именно такие условия и создает на уроке учитель в виде проблемных задач, «мозгового штурма», предметных викторин, дидактических игр и пр. На первый план для учеников выходит дух соревновательности, решения конкретной учебной проблемы, как правило, имитирующей определенную жизненно-практическую ситуацию.

В результате этого учащиеся самостоятельно добывают знания, обогащается речевой опыт учащихся, они приобретают новые умения рассуждать, выдвигая тезисы и аргументы, делая соответствующие выводы, к чему стремился учитель на этом уроке, что и является педагогической целью урока.

Итак, учитель достиг своей цели. Но своей цели достигли и ученики: они своими аргументами доказали свою точку зрения, справились с решением конкретной практической ситуации. Цели учителя и учеников здесь различны, они не совпадают, но их взаимодействие обеспечивает конечный результат. Цель возникает в результате осмысления человеком проблемной ситуации, фиксации противоречия между старыми и новыми знаниями.

Фактически учебная задача — это вопрос, возникший в сознании ученика в результате проблемной ситуации, а поиск ответа на него является именно целью ученика.

Многие современные образовательные технологии ориентированы на активную познавательную деятельность учащихся. Задача учителя – продуцировать эту познавательную активность, развивать критическое мышление учащихся, научить их аргументированно доказывать свою точку зрения.

Чтобы достичь названных целей, необходимо породить такую деятельность ученика, которая обеспечила бы определенные изменения в его психике, т.е. произошли бы микросдвиги в критическом мышлении ученика и умениях аргументировать свою речь.

Учитель представляет систему учебных заданий, которые обязательно включают в себя решение учебной проблемы. Для достижения этой цели ученик включается в деятельность, требующую поиска недостающих фактов, дополнительных аргументов, опровержения ошибочного обоснования истинности своего мнения и т.д.

Составление и применение таких заданий показывает, что они способствуют созданию в классе естественных условий, при которых ученик добровольно включается в деятельность, посредством которой учитель достигает своей цели.

Сначала эта деятельность стимулируется заданием учителя, а затем в процессе обмена мнениями во взглядах учеников возникают противоречия, которые побуждают их к новым, добровольным речевым поступкам. В подобных условиях у каждого ученика возникает цель: доказать истинность своего мнения, опровергнуть мнение другого, как ошибочное, уточнить, дополнить высказывания товарищей.

Именно эта цель и побуждает ученика к самостоятельной речевой деятельности, а это именно то, к чему стремился учитель.

Широкие возможности для ученического целеполагания представляет технология проектного обучения. Ученикам в начале работы над проектами предлагается лишь общая цель. Привлекательность данной технологии для ребят заключается в том, что локальные цели они выбирают и формулируют сами. Они же выбирают и средства их достижения. Поражаешься детской фантазии и изобретательности при подведении итогов их проектной деятельности.

Наряду с ученическим целепорождением возможна и их деятельность по созданию учебных задач. Используемая автором техника активно-продуктивного чтения позволяет ученикам раскрыться в интересном для себя познавательном деле: конструировании и формулировании учебных задач: тестов, кроссвордов, учебных заданий, учебных вопросов.

Говоря о субъект-субъектном учебном взаимодействии, мы исходим из того, что группа и класс также являются субъектом познавательной деятельности. Это весьма актуально, т.к. проблемы гуманизации образования многие ученые и учителя-практики связывают с индивидуализацией обучения и воспитания («индивидуальная работа», «индивидуальное личностно-ориентированное обучение», «индивидуальные образовательные маршруты»).

Для педагогического целеполагания категория «субъект обучения» чрезвычайно важна. К сожалению, в педагогической практике произошло некоторое передергивание понимания субъекта и субъектности в образовательном процессе.

За субъектность обучения, то есть способность присваивать явления бытия, превращая их в многообразие форм собственной жизнедеятельности, часто выдается некоторое ситуативное проявление в ходе учебной деятельности. На деле же на уровне системы педагогических отношений за учеником закрепляется и воспроизводится все та же объектная позиция.

Учитель физически и технологически не в состоянии в ходе учебного процесса обеспечить подлинно индивидуальный результат, а не его имитацию.

В педагогической литературе все чаще упоминается понятие «совокупного субъекта познания» (в образовательной сфере это микрогруппа, класс, школа). «Целенаправленное объединение усилий людей, каждый из которых владеет уникальным объемом знаний, умений, навыков, переживаний, позволяет получить интегрированный образовательный результат» (И.А. Колесникова).

Отсюда следует, что учитель должен позаботиться не только о целеполагании ученика, но и совокупного субъекта познания, уметь управлять его познавательной деятельностью.

Учителю вовсе не обязательно объявлять цели урока ученикам. Объявление целей не гарантирует их присвоение учениками.

Главное, пробудить в учениках действие.

Но чем больше целей, оглашаемых учителем, и чем они серьезнее или грандиознее, тем менее симпатичными будут выглядеть в глазах учеников самые безобидные или даже привлекательные «игровые действия».

И наоборот — ученики, как показывает практика, вопреки дидактическим иллюзиям учителя легко и даже с удовольствием совершают действия, цели которых педагогом не оглашены. Особенно если их содержание неожиданно, дидактически непрозрачно.

Почему же дидактическая цель, оглашаемая всему классу перед заданием, становится непривлекательной для многих учеников (а в подростковом возрасте — для очень многих)?

Почему ученикам в самом согласии с предлагаемой педагогом целью мерещится потенциальная угроза непроницаемости, таинственности их внутреннего мира?

Столкнувшись с чужой целью, ученики тут же вспоминают о собственной субъектности, и поэтому отказ от произносимой учителем цели становится для многих школьников способом возвращения, обретения, углубления ощущения своей самобытности.

О постановке учебных целей и задач, скрытых и явных учебных и воспитательных целях читайте опубликованную ранее статью.

Доклад по теме: «Деятельность ученика на уроке».

Доклад по теме: «Деятельность ученика на уроке».

Учебная деятельность школьника – это целенаправленная познавательная деятельность, протекающая в специально организованных условиях.

Основной формой обучения является классно – урочная система обучения, а основной формой организации учебной работы выступает урок.

Деятельность учащихся зависит от дидактической системы урока:

Содержания, проявляющегося через различные источники – слово учителя, учебную книгу, документальные материалы, материалы периодики, художественную литературу, средства наглядности и т.д.;

Различных звеньев обучения – формирования новых знаний, закрепления, проверки усвоения, повторения, использования новых знаний, умений и навыков;

Различных методов и приемов обучения;

Формы организации урока.

Деятельность учеников на уроке в большей степени связана с деятельностью учителя, с тем, какие методы использует в своей работе педагог.

Методы – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения. С помощью методов обучения реализуются образовательная, воспитательная, развивающая функции обучения.

Общепедагогические методы не используются изолированно, но всегда в необходимом сочетании друг с другом: тот или иной метод, будучи ведущим, дополняется и подкрепляется одним-двумя дополнительными, сюда же подключаются различные как общепедагогические, так и специальные приемы.

Важным является взаимодополняемость методов.

По мнению В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова все многообразие методов обучения в современной дидактике можно представить в трех группах:

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные и практические; репродуктивные и проблемно-поисковые; индуктивные и дедуктивные методы обучения).

2. Методы стимулирования и мотивации (активизации) учебно-познавательной деятельности учащихся (деловые, познавательные игры, учебные дискуссии, конкурсы и т.д.).

3. Методы контроля (устный и письменный опросы, контрольные работы, лабораторный метод и т.д.) и самоконтроля.

Все эти методы могут реализоваться в практике образования общего назначения как под руководством учителя, так и самостоятельно обучающимися.

Отбор методов из указанных групп для коррекционно-педагогической работы с лицами, имеющими отклонения в развитии, определяется рядом факторов.

Во – первых, отклонения в умственном развитии также не дают возможности полноценного восприятия учебной информации. Предпочтение поэтому отдаем методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для обучающихся виде, опираясь на сохранные анализаторы функции, системы организма, т.е. в соответствии с природой oсобых образовательных потребностей данного человека.

Во-вторых, при любых отклонениях в развитии, как известно, нарушено развитие речи. Это означает, что особенно на начальных этапах обучения речь учителя, его словесные объяснения, словесные методы в целом не могут использоваться как ведущие.

В-третьих, разные типы нарушений развития приводят к преобладанию наглядных видов мышления, затрудняют формирование словесно-логического мышления, что, в свою очередь, значительно ограничивает возможности использования в образовательном процессе логических и гностических методов, в связи с чем отдается предпочтение индуктивному методу, а также методам объяснительно-иллюстративным, репродуктивным и частично поисковым.

Классификация методов обучения зависит от того подхода, который положен в ее основу. Определим наиболее распространенные и важные подходы и классификации на их основе:

1. По источнику учебной информации дидакты Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др. определяют:

v словесные;

v наглядные;

v практические методы обучения.

Рассмотрим группу методов, с которой непосредственно связана деятельность учащегося.

По признаку характера учебно-познавательной деятельности школьников И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин выделяют методы обучения:

— объяснительно-иллюстративные (рассказ, лекция, беседа, объяснение, работа с учебником, демонстрации наглядности и т.д.);

— репродуктивный метод (воспроизведение учащимся действий учителя, деятельность по алгоритму, программирование);

— проблемное изучение учебного материла;

-частично-поисковый

— творческий

По характеру дидактических целей и решению познавательных задач в процессе обучения классифицировали методы обучения М.А. Данилов, Б.П. Есипов:

v методы сообщения новых знаний;

v методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике;

v методы проверки и оценки ЗУН (ов).

Рассмотрим некоторые виды деятельности учащихся.

Деятельность учащихся построена на выполнении реальных учебных действий и направлены на формирование практических умений и навыков. К ним относятся такие методы организации учебной деятельности, как упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или письменного действия с целью углубления своих знаний и выработки соответствующих учебных умений и навыков. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса.

Методика применения упражнений во многом зависит от особенностей учащихся — возраста, успеваемости, уровня готовности к началу выполнения упражнения, настроения и т.п. Давать учащимся упражнения есть смысл только в том случае, когда они хорошо поняли материал, — это повышает эффективность использования данного метода и гарантирует отсутствие случайных ошибок, являющихся следствием недопонимания материала.

По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:

  • а) воспроизводящие упражнения (воспроизведение известного с целью закрепления);

  • б) творческие упражнения (применение знаний в новых условиях).

Если при выполнении действий ученик вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, то такие упражнения называют в)комментированными.

Огромное влияние на организацию упражнений оказывает характер учебной деятельности. По характеру учебной деятельности упражнения подразделяются на устные, письменные, графические и практические. Рассмотрим особенности этих упражнений.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью и не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений письма. Использование их способствует развитию координации движений, общей культуры письменной речи и самостоятельности в работе.

Графические упражнения заключаются в выполнении рисунков, зарисовок, при проведении экскурсий, практических работ, составлении схем, чертежей, изготовлении альбомов, плакатов.

Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал. В зависимости от полноты известных знаний графические работы могут носить воспроизводящий или творческий характер.

К практическим упражнениям относятся работы по математике, физике, химии и другим предметам, связанные с выработкой умений обращаться с предметами, инструментами (ножницы, нож, игла и т.п.), проводить измерения и т.д. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в учебной и трудовой деятельности.

Практические упражнения эффективны только при соблюдении ряда требований, основанных на закономерностях, лежащих в основе процесса формирования умений и навыков.

Процесс организации выполнения упражнения условно расчленяется на несколько этапов. На первом этапе учитель, опираясь на осмысленные учащимися знания, объясняет им цель и задачи предстоящей деятельности. На втором — учитель показывает, как нужно выполнять то или иное задание. На третьем — первоначальное воспроизведение сильными учащимися учебных действий. Четвертый, окончательный, этап заключается в многократном тренировочном повторении учебных действий, направленных на приобретение практических умений и навыков. Конечно, не всегда эти этапы выступают с достаточной четкостью, иногда этот процесс носит более свернутый характер, однако подобная ступенчатость в той или иной мере присуща образованию любого умения и навыка.

Лабораторные работы — это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, инструментов и других технических приспособлений, т. е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Целью проведения лабораторных работ является формирование умений и навыков обращения с приборами и другим техническим оборудованием. В начальной школе этот метод применяется относительно редко. Это обусловлено общим ориентиром начальной школы на накопление у ребенка первичного опыта организации учебной деятельности.

Лабораторные работы могут носить иллюстративный или исследовательский характер. Разновидностью исследовательских лабораторных работ являются длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями (ростом растений и развитием животных, погодой, ветром, облачностью, поведением рек и озер в зависимости от погоды и т.п.). В некоторых школах в качестве лабораторной работы практикуются поручения школьникам по сбору экспонатов ит. д. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде рисунков, числовых показателей, графиков, схем. Лабораторная работа может быть частью урока или занимать целый урок и даже более.

Практические работы. Этот метод обучения представляет собой осуществление учащимися предметной деятельности с целью накопления опыта использования уже имеющихся знаний и получения новых, относящихся к использованию предмета знаний. Практические работы проводятся обычно после изучения крупных разделов или тем и носят обобщающий характер. Чаще всего они применяются на уроках труда (лепка из пластилина, составление мозаичных картинок из листьев деревьев, шишек и пр.). Работы могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).

Методы закрепления и повторения изученного материала. Данная группа методов предназначена для сохранения в памяти учащегося полученных знаний и переносу их в долговременную память. К ней относятся такие методы, как беседа, повторение. Многие методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности в результате многократности повторения способствуют и процессу закрепления изученного материала. Именно поэтому эти методы (упражнение, практическая и лабораторная работы) применимы и для закрепления.

Беседа. Это один из словесных методов обучения, в ходе которого учитель с помощью прямых вопросов побуждает учащихся к активному воспроизведению освоенного ими материала с целью его более глубокого осмысления и долговременного запоминания. Беседа применяется чаще всего, когда изучаемый материал уже освоен учащимися и накоплен достаточный опыт его практического использования. Она способствует лучшему запоминанию материала и заключается в многократном повторении (проговаривании) уже изученного материала, проводимом с использованием умело поставленных вопросов, побуждающих учащихся к активному воспроизведению и рассмотрению учебного материала с различных точек зрения.

Во время беседы одной из задач учителя является управление беседой, направление ее хода. Проговаривание учащимися учебного материала при ответе на вопросы способствует эффективному закреплению материала только в том случае, если воспроизведение носит творческий характер и способствует углублению знаний и развитию мышления учащихся.

Повторение. Метод обучения, применяемый всеми учителями и по всем предметам. Повторение представляет собой основу

всего процесса обучения и развития ребенка. Психологические исследования показывают, что человек через сутки после знакомства с новой информацией забывает от 20 до 40% усвоенного. Через пять дней, если он не занимается активным повторением, у него остается лишь около 20%. Дальше процесс забывания продолжается и в случае невостребованности и неиспользования информация забывается почти полностью. Поэтому учителю приходится уделять много внимания процессу повторения и закрепления учебного материала.

Повторением обычно называют процесс словесного или письменного воспроизведения выполняемых ранее (или аналогичных им) учебных заданий.

Ввиду того что процесс забывания растянут во времени, повторение проходит в несколько этапов. В конце каждого урока необходимо проводить подведение итогов с упоминанием того нового, что освоили учащиеся на этом уроке. Подобное окончание урока представляет собой краткую форму повторения пройденного материала. На следующем уроке обязательно надо воспроизвести новый учебный материал в полном объеме. Далее, с определенной периодичностью (раз в неделю, месяц, четверть, полугодие — в зависимости от характера учебного материала) необходимо возвращаться к этому материалу и организовывать его воспроизведение учащимися.

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта. Все активнее в жизнь школы входят методы организации взаимодействия учащихся друг с другом. Введение этих методов способствует, во-первых, накоплению у учащихся социального опыта общения и, во-вторых, освоению учащимися социальных методов организации учебной деятельности.

Психологи доказывают, что попытка изолировать учащегося и обучить его только приемам самостоятельной работы представляет собой яркий пример одностороннего подхода к процессу обучения и не способствует приобретению ребенком социального опыта на уроках. Этот крупнейший недостаток в какой-то степени компенсируют перемены между уроками и игры во дворе, около дома. Только здесь дети играют, разговаривают, ссорятся и учатся мириться друг с другом, т.е. вступают в межличностное общение и осваивают его. Однако подобное общение стихийно и не столь эффективно, как могло бы быть. Для большинства ребят в ходе стихийного общения не образуются ситуации, способствующие полному развитию социальной сферы личности ребенка. Поэтому стихийное общение не всегда может помочь ребенку решить стоящие перед ним социальные проблемы. Для наиболее полного социального развития ребенка

необходима целенаправленная и планомерная работа, которая посильна только педагогу.

Формирующим элементом в этих методах выступает диалогическое общение учащихся. С позиций теории деятельности диалогическое общение является важнейшей составляющей современного обучения. Диалог образует и поддерживает совместную учебную деятельность, в которой и происходит развитие участника. Он способствует переводу индивидуальных видов деятельности в деятельность совместную, объединенную единой целью. Ключевым для понимания роли диалогического общения в социальном развитии является тезис о том, что развивается не ребенок, а единство ребенка с ближайшим микросоциумом, куда входят сверстники и учителя.

Диалогический способ получения знаний определяет представления о современном характере знания как динамичного, эволюционирующего, социального продукта, результата совместной деятельности людей. Важнейший ориентир современной теории образования — представление об исследовательском сообществе учащихся — сообществе, которое под руководством учителя осваивает новые знания.

Можно выделить следующие наиболее часто применяемые методы организации взаимодействия учащихся: освоение элементарных норм ведения разговора, метод взаимной проверки, метод взаимных заданий, совместного нахождения лучшего решения, временная работа в группах, создание ситуаций совместных переживаний, организация работы учащихся — консультантов, дискуссия.

Освоение элементарных норм ведения разговора. Знакомство и активное использование учащимися выработанных обществом правил общения — это, пожалуй, первое, что необходимо усвоить учащимся в начальной школе для успешной в дальнейшем организации взаимодействия. Сюда входят следующие правила: обращаться друг к другу по имени, смотреть на говорящего или на того, к кому обращаешься, выслушивать ответ собеседника до конца, не перебивать его своими репликами или замечаниями, отвечать коротко и емко, оценку деятельности собеседника начинать с выделения положительных моментов и др.

Организовать эффективное взаимодействие учащихся невозможно сразу, «со следующего урока» или «с сегодняшнего дня». Для того чтобы учащиеся включились во взаимодействие и «почувствовали» его, они должны обладать хоть каким-нибудь минимальным опытом взаимодействия. Такой опыт накапливается постепенно, в течение длительного периода времени, по мере освоения ребенком все новых и новых приемов общения. Поэтому создавать условия для накапливания ребенком опыта простого

взаимодействия со сверстниками необходимо с первого дня нахождения ребенка в школе или дошкольном образовательном учреждении.

Метод взаимной проверки лучше всего помогает организовать взаимодействие. Проверка двумя учащимися друг у друга правильности выполненных ими заданий всегда вызывает высокий интерес. В ходе взаимопроверки школьник свою тетрадь отдает соседу по парте, а тетрадь соседа берет себе для проверки. Проверяться могут маленькие, написанные на листочке, самостоятельные работы или записанные в тетради отдельные задания, упражнения и целые домашние работы. Взаимопроверка работ начинается со сравнения списанных и решенных заданий с представленными учителем образцами. Ошибки подчеркиваются и обозначаются галочкой на полях. В дальнейшем переходят к дифференцированной оценке.

Прием взаимных заданий способствует быстрейшему развитию взаимодействия. Его суть заключается в том, что на урокеучащиеся выполняют задания, придуманные соседями по парте или другими одноклассниками. Задания, полученные от соседа, могут быть подготовлены как на уроке, так и дома и являться частью домашнего задания. Этот прием помогает учителю достичь сразу несколько целей. Во-первых, учащиеся осваивают технику совместной деятельности; во-вторых, они включаются в творческую деятельность; в-третьих, проверяется домашнее задание, интерес к которому резко повышается.

Дальнейшим развитием приема взаимных заданий выступает прием обсуждения взаимных заданий. Этот прием готовит учащихся к работе в парах сменного состава. Начало уже известно: один учащийся придумывает свою задачу или интересный вопрос к тексту, литературному произведению и т.д. , а другой решает эту задачу или отвечает на вопрос. К привычным действиям добавляется новый элемент — проведение совместного парного обсуждения придуманной задачи и написанного решения. Целью обсуждения является нахождение лучших или просто других вариантов выполнения. Передав друг другу задания, учащиеся выполняют их, а затем переходят к поочередному обсуждению придуманных заданий и полученных решений.

Временная работа в группах считается в течение последнего десятилетия одним из наиболее перспективных методов обучения. Он представляет собой работу учащихся в составе малых групп по выполнению небольших учебных заданий. Обычное число членов группы три — шесть человек. Разбивка класса производится оперативно на ограниченное время. Перед группами ставятся задачи «промежуточного» характера, т.е. готовящие почву для следующего этапа учебного процесса. Такими заданиями могут быть:

  • — обмен идеями, собственным опытом;

  • — выработка правил;

  • — обмен сведениями и быстрое обсуждение почерпнутого из разных источников;

  • — решение, что делать дальше, выбор варианта продолжения урока;

  • — постановка вопросов, проблем для предстоящего обсуждения;

  • — выявление и обсуждение разногласий и расхождений;

  • — проведение «мозговой атаки»;

  • — подготовка общеклассной дискуссии;

  • — пересмотр и переформулирование целей дискуссии, зашедшей в тупик;

  • — выход чувств и переживаний, возникающих как реакция на происходящее в классе.

Временный характер этих групп не требует от учителя какого-либо особого подбора участников: группы можно комплектовать по имеющейся в текущий момент схеме рассадки учеников по алфавиту, по жребию и т.д. Время работы обычно выбирается более сжатое (при необходимости время работы группы можно продлить). Внутри группы выделяют ведущего, и после внутригрупповых обсуждений представители каждой из групп докладывают классу выработанные группой предложения. Эти предложения суммируются и далее могут обсуждаться всеми учащимися класса совместно.

Создание ситуаций совместных переживаний способствует формированию доверительных отношений между учащимися и представляет собой совместную деятельность учащихся, которая содержит в себе элементы сильного позитивного эмоционального переживания. Наиболее сильные переживания проявляются у младших школьников во время ответа перед всем детским коллективом, у доски. Однако нужно стараться использовать такие ситуации на всех этапах учебной деятельности учащихся:

  • — при подготовке к ответу;

  • — в процессе самого ответа;

  • — в ходе совместного обсуждения учащимися своих ответов, их оценивания и нахождения лучших вариантов.

Для этого в ответе или подготовки к ответу участвует не один, а два или более учащихся, т.е. пара или малая группа. Внесение своей частицы труда, эмоций, радости и, наконец, будущего успеха в общую копилку объединяет учащихся. Учитель может помочь учащимся разделить ответ и заранее договориться, кто какую роль выполняет. К примеру, в паре один — только объясняет, другой -только пишет; в группе — кто-то говорит, кто-то показывает, кто-то пишет

Организация работы учащихся-консультантов, несмотря на значительную сложность, представляет собой высокоэффективный метод организации взаимодействия учащихся и повышения их успеваемости. Основными достоинствами этого метода выступают два момента: увеличение предоставляемого учащимся времени на устные объяснения учебного материала (для более активного развития устной речи учащихся) и формирования в классе системы взаимопомощи.

Используют несколько вариантов метода организации работы консультантов:

  • — назначение консультантом одного из членов созданной или постоянно действующей группы на один урок (фрагмент урока);

  • — назначение консультанта по какой-то конкретной теме на несколько уроков или постоянно;

  • — помощь слабым ученикам и подготовка их к ответу учителю после уроков (в группе продленного дня);

  • — помощь учащимся любому желающему во время урока после выполнения своей собственной работы.

  • Виды самостоятельной деятельности учащихся

  • 1. Работа с книгой, учебной и справочной литературой и др. источниками информации;

  • 2. Подготовка сообщений;

  • 3. Рецензирование ответов других учащихся, дополнение их.

  • 4. Решение задач, выполнение упражнений и т. д.

  • 5. Работа с раздаточным материалом.

  • 6. Наблюдение простых опытов и построение умозаключений на основе их результатов.

  • 7. Лабораторные работы.

  • 8. Изготовление учебных пособий.

  • По основной дидактической цели их можно разделить на четыре группы:

  • 1) приобретение новых знаний;

  • 2) закрепление и уточнение знаний;

  • 3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;

  • 4) формирование умений и навыков практического характера.

Как улучшить дисциплину в классе? Советы психолога

Как улучшить дисциплину в классе?

Советы психолога

1. Контакт глазами: никаких слов — только взгляд.
2. Физическое приближение: продолжая вести урок, просто подойдите и встаньте рядом с учеником, без контакта глазами и без слов.
3. Используйте имя ученика: делайте это, периодически вставляя имя ученика в контекст урока.
4. Посылайте «секретный сигнал». Можно использовать какие-то жесты, смысл которых известен детям. Например, приложить палец к губам и сказать: «тсс!» или скрестить руки.
5. Приготовить заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием: «Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь.»
6. Делайте неожиданности. Начните говорить тихим голосом. Измените ваш голос: используйте необычную манеру говорить, звуки, ударения или другой язык. Говорите монотонно, высоким или низким голосом.
7. Временно прекратите вести урок. Вам нужно только сказать: «Дайте мне знать, когда будете готовы продолжить урок». Попросите об одолжении. Измените деятельность.
8. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения: полезнее не говорить ученику-нарушителю о его плохом поведении, а уделить внимание кому-то из одноклассников, кто, может быть, сидит рядом и ведет себя хорошо.
9. Благодарите учеников, которые делают то, что вы просили сделать;
10.Пересаживайте учеников: меняйте их местами. Посадите ученика на 5 минут на стул «размышлений», который отличается от других стульев и где нарушитель может подумать о том, как себя вести. «Стул размышлений» должен находиться вне поля зрения остальных учеников.
11. Можно повесить в классе перед глазами учеников плакат с «заклинаниями» примерно такого содержания: » Я могу спокойно работать» «Я могу изменить свое поведение»
12.Отнеситесь к ученику, демонстрируя ему ваши: приятие, внимание, уважение, одобрение, теплые чувства.

ЗНАЙТЕ, КАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ВАС ПРИЕМЛЕМО, А КАКОЕ НЕТ

Аналогия с окном, которую предложил доктор Томас Гордон, автор книги «Тренировка эффективности учителя», поможет вам понять, какое поведение вы разрешаете и сколько шума и активности вы способны выдержать. Нарисуйте окно в своем классе. Степень открытости окна — это ваш уровень терпения. Имейте в виду, что осмысленная, продуктивная деятельность положительна, даже если сопровождается повышенным шумом. Можно ограничивать уровень шума, но не уровень активности. Вы же не хотите, чтобы ваши правила были настолько строгими, чтобы они не давали детям активно работать, или, наоборот, такими расплывчатыми, чтобы всякая осмысленная учеба прекращалась из-за полного отсутствия рамок и порядка.

Имейте в виду, что осмысленная, продуктивная деятельность положительна, даже если она сопровождается повышенным уровнем шума.

Чтобы определить уровень своего терпения, проведите следующий эксперимент. Начиная с полностью закрытого окна, запишите разновидности поведения, которые вы готовы допустить. А когда закончите, подведите черту, чтобы определить, где может открыться окно. Если оно почти закрыто, и вы мало позволяете своим ученикам, подумайте, что нужно быть терпимее и больше им разрешать. А если вы увидели, что окно слишком открыто, тогда подумайте о введении добавочных ограничений.

Нужно попробовать разные виды окон, пока вы не придете к удобному для вас уровню дисциплины в вашем классе. И помните, что приемлемое для вас, может быть неприемлемым для других учителей, и наоборот.

От вашего отношения к ученикам, главным образом, зависит, будут ли они исполнять установленные вами правила. Важно быть твердым и добрым, настойчивым и постоянным, держать свое слово и отделять поступок от человека.

Отделять поступок от человека (т.е. не смешивать оценку поступков и оценку личности, быть способным проявлять строгость в отношении неправильного поведения и одновременно – терпимость и доброжелательство в отношении к личности в целом) – одно из самых важных и порой трудных умений, необходимое во многих областях жизни.

Есть разница между твердостью, строгостью и жесткостью.

Между твердостью, строгостью и жесткостью есть разница. Строгие учителя часто бывают жесткими, негибкими. Они нечувствительны к потребностям учеников и часто говорят такие вещи, как: «Больше старайся», «Если бы ты только не был таким ленивым», «Все в классе это могут», «Добавь это к своему заданию на дом». У этих учителей тенденция к излишней критичности, поэтому ученики чувствуют, что, как бы они себя ни вели, все равно учителю это не понравится. Поэтому они не хотят даже пытаться делать то, что он говорит. И более того, ученик может воспринять подобные реплики, как синонимы выражений: «Ты ничтожество», «Ты плохой человек». Постепенно это может привести его к депрессии и некомпетентности не только в классе, но и вообще в жизни.

А твердые учителя уверены в своей способности обучать. Они не отступают от того, что думают, не меняют своего отношения к поведению, постоянны в своих требованиях к ученикам, в том, что допускают и что не хотят терпеть. (Следует помнить, что эти установки отличаются у разных учителей.) Они стремятся быть гибкими, но в пределах установленных ими рамок, основанных на принципах взаимного уважения.

БУДЬТЕ ПОСТОЯННЫМИ

Не будьте в один день мягким, а в другой — жестким. Ученики чувствуют себя смущенными и неуверенными, если не знают, как себя поведет их учитель в любой момент и в любой ситуации. Представьте себе их замешательство, если иногда учитель позволяет им вести себя, как угодно, а потом вдруг становится авторитарным и ругает их за то же самое поведение. Ученикам необходимо знать заранее, как вы отреагируете в определенных ситуациях. Им необходимо постоянство, чтобы ощутить существование порядка в окружающем мире.

Ученикам необходимо постоянство, чтобы осознать существование порядка в окружающем мире.

Мы часто не даем ученикам возможности понимать, как мы поступаем. Нам необходимо помнить, что ученики быстро учатся манипулировать учителем, чтобы добиться своего. Они точно знают, сколько раз учитель скажет «нет», прежде чем им это позволит. Но если вы установите правило, говоря «нет!», иметь в виду «нет!» и не отступать от этого, то ваши ученики вскоре станут относиться к вам серьезно. Учитель, который не держит свое слово (по любому поводу), подрывает наивное доверие ребенка… Если учитель попадается в эту ловушку, ученики перестают ему верить.

Независимо от того, насколько хорошие правила вы установили, все равно найдутся ученики, которые будут постоянно испытывать границы дозволенного. Чтобы развить систему дисциплины, которая позволит вам изменить поведение ученика, вы должны, прежде всего, понять, почему ученик неправильно себя ведет. Согласно Рудольфу Дрейкурсу, всякое неправильное поведение имеет свою причину. Может быть, ученики ищут внимания, стремятся к власти, хотят отомстить или чувствуют себя неадекватными. Каждая из этих целей вызывает у вас ответные чувства, и хотя, может быть, трудно понять точную причину неправильного поведения ученика, Дрейкурс говорит, что ваша реакция даст вам понимание его цели.

Прежде всего, вы должны понять, почему ученик неправильно себя ведет.

  • Привлечение внимания: Ученик, который ищет вашего внимания, видит, что если не может привлечь его обычным способом, значит, ему нужно для этого вести себя неподобающим образом. Цель — ваше внимание, а как ее достичь, это уже неважно. Если вы расстроены его поведением, вероятно, его целью было привлечь внимание. Вы можете помочь в таком случае, если обратите внимание на этого ученика тогда, когда он ведет себя хорошо. Поймайте момент, когда он сделал что-то хорошее, и похвалите его. Но старайтесь не обращать на него негативного внимания, когда он его ищет. Это только усилит этот тип неправильного поведения.

  • Стремление к власти: Ученица, которая не получает необходимого ей внимания, чувствует, что не контролирует свое окружение и поэтому пытается добиться этого контроля, став авторитетной фигурой. Если вы сердитесь, вероятно, ученица ведет себя так, чтобы добиться власти.

  • Мщение: Ученица, которая чувствует себя бессильной, приходит к выводу, что единственный способ реагировать на ту боль, которую она испытывает, это мстить и причинять боль другим. Если неправильное поведение ученика вызвано желанием мстить, вы, вероятно, почувствуете сильную боль и захотите ответить ей тем же. Чтобы помочь этой ученице, вам нужно отодвинуть свои чувства в сторону, оставаться спокойным и постараться создать с ней более позитивные отношения. Попросите для этого совета и помощи у других профессионалов. Если вы себя чувствуете глубоко оскорбленным и хотите ответить тем же, вероятно, ученица хочет мстить.

Всякое событие нашей жизни имеет смысл. В частности, трудные ученики позволяют нам осознать те аспекты нашей личности, которые требуют внутренней работы. Занимаясь ею, вы, помимо решения проблем в классе, улучшите качество вашей жизни в целом и откроете для себя творческие возможности повседневности.

  • Чувство неадекватности: Если ученик чувствует себя совсем нелюбимым и бессильным, он обращает мщение против самого себя. Он впадает в депрессию и отказывается от самого себя и от других. Имея дело с таким учеником, вы сами можете почувствовать отчаяние, но никогда от него не отказывайтесь. Оставьте всякую критику и сосредоточьтесь только на позитивных и сильных сторонах его личности, на его хороших поступках и проявлениях. Вам потребуется поддержка других специалистов, чтобы помочь ему преодолеть это поведение.

Следующие соображения могут помочь вам верно воспринять неправильное поведение ученика.

Помните, всякое неправильное поведение исходит из недостатка поощрения. Ребенок теряет надежду на то, что активное, конструктивное поведение принесет ему успех. Он не начинает неправильно себя вести, пока не чувствует реальную угрозу своему статусу. Мы можем понять причины его поведения, только исследуя его намерения. Когда мы обнаруживаем цель, мы можем начать понимать ребенка.

Отступив от ситуации, вы можете объективнее судить о поведении ученика и вашей реакции на него.

Частично, причиной неправильного поведения учеников является конфликт потребностей.

Роджер Пиранджело предупреждает учителей, что поведение, которое они наблюдают, может быть симптомом более глубоких проблем. «Поэтому учителям очень важно понимать различие между симптомами и проблемами. Если это не вполне понятно, обе стороны конфликта, и учителя, и ученика, ждет большое разочарование, поскольку симптом устранить не удается». Часто от симптома неправильного поведения можно избавиться, только работая с самой проблемой. Далее он приводит список наиболее частых проблем, которые могут проявляться как неправильное поведение:

  • постоянные неудачи в учебе и в школе

  • реакция на одноклассников

  • неспособность учиться

  • ожидания родителей (неадекватные ожидания. Адекватные ожидания родителей очень помогают детям)

  • отношение с братьями и сестрами

  • столкновение стилей учителя и ученика

  • разлука/развод

  • смерть в семье

  • проблемы, связанные со здоровьем

  • постоянное напряжение у родителей (например, потеря работы)

  • изменение окружения

ОТВЕТ НА НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧЕНИКОВ

ИЗБЕГАЙТЕ СИЛОВЫХ СТОЛКНОВЕНИЙ!

Многие дисциплинарные проблемы возникают в результате силовых столкновений между учителем и учеником. Если ученик чувствует себя бессильным или считает, что получил «несправедливое» наказание, он вступает в конфронтацию с учителем, отстаивая свою позицию. Прежде чем ставить себя в ситуацию, чреватую таким столкновением, хорошо сделать одно из следующих заявлений:

  • Не сейчас. «Ты можешь выйти из комнаты, когда урок закончится».

  • Дай мне минутку, пожалуйста. «Я сейчас очень занят и не могу решить, как мне нужно тебе ответить. Подойди ко мне через несколько минут, я об этом подумаю». (Если ученик настаивает, скажите: «Если ты настаиваешь на немедленном ответе, тогда «нет». Но если ты дашь мне немного времени подумать, то, может быть, это не будет «нет».)

  • Убеди меня: «Скажи мне все причины, по которым я должен разрешить тебе сделать так, как ты хочешь». Имея дело со старшим учеником, можно предложить ему написать вам письмо и в нем все это изложить. Но следует предупредить ученика, что после подачи письма, никакие дополнительные причины приниматься уже не будут.

  • Нет! До того, как вы сказали окончательное «нет», вы должны решить, что надоедливость ученика не изменит вашего слова. Но если вы сказали «нет», вы уже должны стоять до конца, потому что у вас было время это обдумать.

Если ученик чувствует себя бессильным или считает, что был наказан «несправедливо», он будет противостоять учителю и упорно защищать свою позицию.

Очень важно не вступать в силовые конфликты. Если вы отвечаете вашим ученикам с позиции силы, вы создаете у них впечатление ценности силы и увеличиваете их желание пользоваться ею, чтобы добиться преимущества. Хазон Иш учит нас, что мы должны сдерживаться и не показывать гнев ребенку, иначе ребенок не будет у нас учиться тому, что правильно и что нет, а вместо этого даст управлять собой гневу.

Полный текст на сайте

Как заставить детей слушать на уроке.

Часто педагоги жалуются, что ученики не слушают объяснения учителя на уроке.

«Иногда я чувствую, что я разговариваю сам с собой».

«Я повторяю снова и снова, а они до сих пор не поняли».

«Ученики полностью настроены не на меня».

Но редко учителя будут указывать на самих себя в качестве причины. Они не будут смотреть внутрь себя и анализировать свою собственную практику.

Таким учителям легче искать причину вовне. Они предполагают, что если ученики не слушают, то ничего с этим поделать нельзя.

Но правда в том, у каждого есть глубокое влияние на качество прослушивания.

Последовательность, темперамент, привлекательность, ясность, презентационные навыки, и даже опрятность являются важными факторами.

Есть также стратегии, которые могут улучшить качество прослушивания практически мгновенно. Но одним из самых важных факторов будет то, как вы говорите.

Ниже приведены три простых изменения, которые помогут вам начать менять ситуацию в лучшую сторону.

1. Говорите меньше.

Большинство учителей говорит слишком много. Их голос воспринимается как зацикленный саундтрек — напоминания, предупреждения, замечания, повторения, понукания и т.д.

Если сократить количество разговоров на треть, и сосредоточиться только на том, что ваши ученики должны знать, то ваши слова будут иметь гораздо большее влияние.

Смысл ваших слов достигнет своего назначения, и ваши ученики начнут настраиваться на изучаемую тему.

2. Не говорите слишком громко.

Как правило, учителя повышают голос, чтобы заставить учеников слушать лучше. Но громкий голос неприятен и его слишком легко услышать. Это заставляет учащихся смотреть в сторону и возится с другими вещами, как будто они стараются избавиться от раздражающего звука.

Когда ваш голос звучит тише, но достаточно громко для учеников с задней парты, они начинают инстинктивно наклоняться вперед чтобы услышать. Слушатели перестают двигаться и шуршать.

Ученики начинают следить за вашим выражением лица и жестами. Требуется совсем небольшое количество усилий и ваши ученики будут слушать вас более внимательно.

3. Остановите многократное повторение.

Когда вы повторяете одно и то же снова и снова, вы обучаете своих учеников не слушать вас в первый раз. Вы поощряете апатию и облегчаете их груз ответственности.

Говорите только актуальные вещи. Это мотивирует и заставляет учеников вслушиваться в звук вашего голоса.

Такой прием сказывается и на дальнейшем обучении. Ученики начинают понимать, что образование — это не то, что делается для них. Скорее всего, это то, что они сами стараются получить для себя.

Выдержать до конца

Если вы решили улучшить качество прослушивания на ваших уроках, то вышеуказанные стратегии будут делать чудеса.

Но, тем не менее, на первых порах эти приемы могут иметь обратный эффект. Потому что ваши ученики привыкли к беспечности. Они могут очень хорошо игнорировать вас и делать все еще медленнее.

Это нормально. Такая ситуация покажет вам, насколько сильно такая «учебная» беспомощность прижилась в вашем классе. Но как только ученики начинают чувствовать сдвиг ответственности от вас к ним, они начинают меняться.

Слушатели начинают смотреть на вас, отслеживать перемещение, и будут стараться угадывать, чего вы от них ждете. Если вы все делаете правильно, то ученики начнут кивать головами и будут охотно выполнять ваши задания.

Постепенно ученики станут чувствовать свою ответственность за качество урока. Это важно. Чувство ответственности наполняет детей гордостью.

Эти простые приемы помогают воспитывать хороших слушателей.

Сильный голос

Сильный голос — прием, позволяющий преподавателям (и тренерам) перенять мастерство педагогов, умеющих «руководить классом». Лучшие учителя приходят в самый неуправляемый класс, в котором никто не может навести порядок, заставляют учеников делать то, что нужно, и возвращают к уроку тех, кто не слушает (или не хочет слушать). В рамках данного приема учителя используют пять навыков.

Лаконичность. Чем меньше слов, тем более сильный эффект они производят. Излишняя болтливость сигнализирует о нервозности и нерешительности, тогда как правильно подобранные слова свидетельствуют о подготовке и прозрачности намерений.

Старайтесь обойтись без лишних слов, особенно если волнуетесь. Используйте простые синтаксические конструкции. В одной фразе должна быть заложена одна простая и понятная мысль. За счет этого важная информация не потеряется в потоке ненужных фраз.

Не говорите одновременно с учениками. Покажите, что ваши слова имеют вес: дождитесь полной тишины и только потом говорите. Добившись того, что никто не соревнуется с вами за внимание, вы показываете, что сами будете решать, кого и когда ученики будут слушать. Для достижения этой цели, возможно, потребуется прерваться на самом неожиданном месте, чтобы показать таким образом, что вы не станете продолжать, пока не завладеете всеобщим вниманием.

Допустим, вы собирались сказать: «Ребята, достаньте дневники и запишите домашнее задание». Если вас слушали невнимательно, прервите свою речь на полуслове («Ребята, достаньте…») и, выдержав паузу, продолжайте. Если мерный гул и бормотание по-прежнему мешают работе, сократите фразу до минимума: «Ребята…» Во время этих пауз не меняйте позы, тем самым давая понять, что, пока не установится тишина, никакого продолжения не будет.

Не позволяйте вовлекать себя в диалог. Заявив некую тему, не отвлекайтесь на посторонние разговоры. Этот принцип особенно важен, когда вы делаете кому-то замечание.

Предположим, Дэвид толкает стул Маргарет. Вы говорите: «Пожалуйста, Дэвид, убери ногу со стула Маргарет». Дэвид отвечает: «Она тоже меня толкает!» или «Она хотела занять мою половину!». У многих учителей появляется искушение продолжить выяснение: «Маргарет, все так и было?» или «Меня не интересует, что там делала Маргарет». Тем самым вы поддерживаете тему, предложенную Дэвидом, вместо того, чтобы вовлечь его в свою. Лучше всего отреагировать так: «Дэвид, я попросила тебя убрать ногу со стула Маргарет» или «Сейчас же выполни мою просьбу и убери ногу со стула Маргарет». В этом случае учитель недвусмысленно дает понять, что он управляет разговором, и все слушают только его.

В этой же ситуации Дэвид может возмутиться: «Но я ничего не делал!» Даже в данном случае не рекомендуется развивать эту тему. В конце концов, вы не стали бы делать замечания, если бы сомневались в его проступке. Поэтому реагируйте так: «Я попросила тебя убрать ногу со стула». К этим словам можно уже ничего не добавлять.

Смотрите в глаза, стойте на месте. О чем бы вы ни говорили, помимо слов вы задействуете невербальную коммуникацию. Даже телом можно показать, что вас должны слушать. Если вы хотите подчеркнуть значимость своих слов, развернитесь всем телом и лицом к человеку, к которому обращаетесь. Смотрите ему в глаза. Стойте прямо или слегка наклонитесь (последний жест свидетельствует, что у вас все под контролем и вас невозможно смутить или напугать).

Стойте на одном месте, когда даете задание, не жестикулируйте и не отвлекайтесь на посторонние дела. Человек, одновременно говорящий что-то и отвлекающийся на какие-то бумажки, показывает, что его слова не столь важны. Поэтому примите официальную позу, сложите руки за спиной и покажите, что ваши слова, как и вы сами, весомы, значительны и отнюдь не случайны.

Сила тишины. Обычно, когда учитель нервничает или боится, что ученики не будут его слушаться, когда чувствует, что перестает управлять классом, он первым делом старается говорить громче и быстрее. Громкая и быстрая речь сигнализирует о волнении, страхе и потере контроля. Ученики, понимая, что взяли верх над вами и вашими эмоциями, способны легко довести вас до истерики, что, конечно, намного интереснее, чем писать контрольную или решать задачу. Громкий голос, как это ни парадоксально, усиливает шум в классе, и ученикам проще переговариваться шепотом.

Если хотите удержать внимание, говорите медленнее и тише, хотя это и противоречит первому порыву. Понижайте голос. В буквальном смысле слова заставьте учеников прислушиваться к себе. Будьте воплощением уравновешенности и невозмутимости.

Сто процентов

Сто процентов — это количество учеников, которые должны слушать учителя на уроке. «Это из области фантастики?» — спросите вы. Нисколько. Нужно лишь знать некоторые тонкости. Лучшие преподаватели добиваются послушания позитивными и, что немаловажно, ненавязчивыми мерами. Сто процентов внимания достигается за счет умелого использования трех принципов.

Коррекция не должна быть ни навязчивой, ни агрессивной. Сто процентов внимания нужны для того, чтобы вы могли вести урок. Если продираться к этой цели сквозь чащу постоянных замечаний, получится замкнутый круг. Делая выговор одному ученику, вы отвлекаете от урока всех, даже тех, кто слушает вас. Поэтому необходимо следить за дисциплиной, не отступая от темы урока и с минимальными потерями времени. Мы предлагаем шесть видов ненавязчивой коррекции в порядке усиления. Постарайтесь как можно чаще прибегать к первым положениям из списка.

  1. Невербальная коррекция. Контактируйте с нарушителем дисциплины жестами или взглядом, не отвлекаясь от темы урока. Например, жестами попросите ученика опустить руку, пока вы говорите.
  2. Позитивная групповая коррекция. Не говорите лишний раз о том, чего ученик делать не должен. Кратко напоминайте всему классу, чем следует заниматься ученику на уроке. Например: «Каждый читает по очереди; остальные следят за отвечающим». Используйте этот навык, когда замечаете, что внимание учеников скоро рассеется. Чем раньше вы напомните, тем лучше.
  3. Анонимная индивидуальная коррекция. Делайте краткие напоминания классу, как было описано выше, но в данном случае подчеркивайте, что не все занимаются тем, чем нужно. Например: «Мы ждем, когда двое замолчат; все должны смотреть на отвечающего».
  4. Индивидуальная коррекция. Если приходится обращаться к ученику персонально, делайте замечание незаметно для окружающих. Подойдите к парте нарушителя, наклонитесь и, стараясь не отвлекать других, быстро и тихо выскажите свою просьбу. Затем продолжайте урок. Например: «Квентин, я просила всех слушать меня, и мне бы хотелось, чтобы ты делал то же самое».
  5. Мгновенная публичная коррекция. Не всегда удается сделать замечание незаметно для остальных. Публичная коррекция позволит ограничить объем внимания к нарушителю и объяснить, чего от него ждут, а не ругать или рассказывать, что он сделал не так. Например: «Квентин, куда ты смотришь? Задние парты, не зеваем!».
  6. Наказание. Если не удается оперативно, не прибегая к крайним мерам, разрешить ситуацию, постарайтесь не сорвать урок. Как и при прочих видах коррекции, наказывать следует быстро, ненавязчиво и без лишних эмоций. В идеале учитель должен располагать арсеналом приемов, чтобы адекватно реагировать на любое нарушение и справляться с ним решительно и без колебаний.

Будьте тверды и спокойны

  1. Ловите на раннем этапе. Лучшие учителя мгновенно замечают, что глаза ученика начинают блуждать, и пресекают его дурные намерения еще до того, как тот успеет что-то сделать.
  2. Благодарность обладает огромной силой. Простая признательность за то, что ученик выполнил вашу просьбу, не только свидетельствует о воспитании, но и внушает всему классу, что записной хулиган сделал то, что вы просили. (Подумайте, за что еще можно было бы поблагодарить ученика.) Внимание восстанавливается, и ученики воспринимают вас как спокойного и воспитанного учителя, у которого все под контролем.
  3. Средство, а не цель. Внимание — это средство, а не цель. Ученикам нужно вас слушать, чтобы достичь успехов в учебе. «Смотрите на меня, иначе не поймете» — эта фраза скажет гораздо больше, чем такая: «Все должны смотреть на учителя. Если я прошу вас о чем-то, вы должны это делать».
  4. Универсальные требования. Педагоги, в совершенстве овладевшие этим приемом, подчеркивают универсальность требований. Они выражают это следующим образом: «Я хочу, чтобы все сели прямо» или, еще лучше: «Мы все должны сесть прямо». Эти фразы подчеркивают единство требований в отличие от такой модели: «Смотри на учителя, Тревор».

Акцентируйте внимание на видимых аспектах поведения

  1. Добейтесь максимальной видимости. Найдите верный способ сделать так, чтобы нарушителей дисциплины было легко обнаружить. Не требуйте от учеников абстрактного внимания, а попросите их смотреть на учителя — это действие проще отследить. А еще лучше, попросите положить карандаш и посмотреть на учителя. Теперь вы наблюдаете за выполнением двух указаний, причем отследить выполнение первого — положить карандаш — гораздо проще, чем отметить, весь ли класс смотрит на учителя.
  2. Покажите, что все контролируете. Не просто давайте указания, но и следите за их выполнением, при этом ученики должны понимать, что вы не дремлете. Каждые пару минут оглядывайте класс со спокойной улыбкой, чтобы проверить, все ли идет по плану. Перед тем как что-то попросить, обязательно делайте паузу и смотрите на учеников. Проговаривайте все, что видите: «Спасибо, Питер. Спасибо, Марисса. Первый ряд, смотрим на меня». Тем самым вы подчеркиваете, что наблюдаете за всеми и замечаете, кто чем занят, словно у вас есть «радар».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *