Как научиться читать рэп

Как научиться читать рэп

Как написать рэп текста?

По тому, как написать рэп текст, можно издать целую книжки, но я попытаюсь изложить коротко и ясно. В принципе, грубо можно поделить текст на 2 составляющие: рифма и смысл, то есть, о том о чём собственно текст. И то, и другое, важно примерно в равной степени, нельзя пренебрегать рифмой во имя смысла и наоборот. Но в принципе, если податься в крайности, можно делать действительно сильные текста, но слабо (с точки зрения метода, описанного мной ниже) зарифмованные. Пример тому — Карандаш. Слабые по рифме текста, но великолепные сюжеты, хорошая подача — слушается превосходно! Но все же, текст на 10 баллов без 10-балльной рифмы не получится. Если брать по минимуму (и это самое основное), то сами рифмы, зарифмованные слова, должны отвечать кое-каким требованиям. Все-таки рэп текст — это своего рода стих, а центр стиха — рифма. То есть именно на нее акцент, как правило автор рифмует именно самое важное в строке слов. Я не журналист, поэтому не могу это на пальцах объяснить, могу лишь дать ссылку на В.В. Маяковского — читайте его статью «Как делать стихи» — я еще не читал чего-то, более точно описывающего этот момент. В этой же статье попробую вкратце пересказать Маяковского, немного дополнив его наглядными примерами.

Начну я вот с чего. Для чего вообще вся эта возня с рифмами, какие-то методы и пособия, когда вот просто всё рифмуется и всем нравится? Да, подавляющее большинство людей (и не только простых слушателей, но и тех, кто сам рифмует и пишет рэп) понятия не имеют о том, что рифма бывает разной. Даже больше! — для большинства из этого большинства слова «идиот -водоворот» рифмуются, а допустим, «город -флора» — нет. Если вы улавливаете рифму «город -флора» — приглашаю читать дальше ;). Так вот, ковыряться в способах и стилях рифмовки можно в первую очередь только для себя, ну и для очень узкого круга людей, кто тебя поймёт. Для себя в том плане, что это — плюс к твоей оригинальности, ведь все рифмуют не задумываясь «дело -смело-умело-л­етело», а в твоих текстах — сплошной эксклюзив

Итак, поехали! Начну с того, как нельзя рифмовать. Одним махом убираем все «одинаковые » слова: однокоренные (мысли — смысл, кратковременно — своевременно, пошел — нашел и т.д.), глаголы (взять — дать, был — купил, сказал — показал), существительные одинаковой формы (идиот — огород — водоворот, отношение — мнение, куплеты — газеты — туалеты, ответ — бред и так далее. Думаю, идея ясна, такие же прилагательные (оригинальный — вагинальный — региональный, золотой — мой — голубой) — короче, все слова, которые рифмуются слишком очевидно + огромный перечень задроченных рифм, которые употреблялись не раз и всем уже надоели. Таких рифм — очень много, всех их не перебрать, только посредством опыта прочтения чужих текстов можно очертить для себя этот круг. Я привожу парочку самых зашкварных рядов, эти рифмы никогда нельзя употреблять:

весть — лесть — лезть — месть — шесть — шерсть и т.д.

кровь — любовь — морковь — вновь и т.д. (в принципе, эти слова — одинаковые существительные женского рода и я уже писал о такого рода словах)

встреча — вечер — нечего

проза — роза — розги — воздух

осень — восемь

ноги — многие — убогие — Бога — берлога — тревога

секс — текст — некст и так далее почти до бесконечности

Вот, значит, отсекли всё это и теперь рифмуем «по правилам» Берем слово, которое надо рифмовать. Допустим, «известь «. И начинаем мысленно (или вслух, как кому удобнее) говорить это слово «известь «, говорить похожие на него слова, там, например, низость, извне, призрак, признан, Лиза и т.д. — то есть сразу всплывает ряд слов. Выбираем то, что подходит — и вперед! Основная идея такова — удивить слушателя рифмой; например, на конце строки стоит слово «болван » и слушатель ожидает на конце второй строки услышать нечто вроде «баклан «, «стакан «, «капкан » и т.д., а ты ставишь слово «молва «. Или слово «габариты «. Находим ударный слог » риты» и поехали, рифмуем его: приторный, пропитаны. Короче, я объяснил, как мог, но лучше найти статью Маяковского — там расписано то же самое, но лучше.

Все, с тем, что именно рифмовать, разобрались. Переходим к структуре текста, как эти рифмы должны быть расположены. Конечно, можно рифмовать себе 2 соседние строки на последнее слово и не париться (так называемое «квадратное » построение текста. Но для этого надо читать, как Kool G Rap или Big Daddy Kane, чтобы этот недостаток не бросался в глаза. Поэтому надо, чтоб текст звучал разнообразно: от простого рифмования 2 строк на последнее слово:

серьезный тип, ведь на кроссовки заработал сам он,
хотя нет, скорее спиздил где-нибудь в универсааме…
то, что перечисли я, всего лишь жалкий минимум,
в репертуаре городу родному гимн голимый

через слово ставить рифму

как в суп повар лист лавровый кладу поверх бита говор,
и пока ты потом-кровью за день приличный текст состряпал…..

подряд несколько слов рифмовать

…вобрав ораторов-грандов во благо рап-анеграунда, вас препаратами травим… (Leoni )

Dead in the middle of Little Italy little did we know
that we riddled some middleman who didn’t do diddily (Big Pun ‘ Twins’)

двойная рифма (т .е. рифма на 2 слова)

…притесь от подобной дряни, притесь до потери пульса, и пока читаю, пусть от напора двери гнуться…

тогда же дважды кряду сочно рву
оппонентов по баттлам rapartage точка, народ точка ру

And every year I gain clout and my name sprouts
Some brothers’d still be large if the crack never came out (Big L ‘Put It On’)

Вообще, должен заметить, что у штатовских рэпперов двойная рифма — вообще самая распространённая: сделать её довольно просто, а звучит красиво.

тройная

почни в обозе, Емеля, тебя
и в прозе имел я любя (это строки Маджахеда — парень с хип-хоп.ру).

Верх мастерства и шикарности — рифма полнострочная, т.е. все (или почти все) слова в строке соответственно рифмуются с другой строкой:

принцип инертности полной, марионетки в чужих руках, принцев здесь нет, понял, стреляю метко и в прах (Сержи)

со своего пути сметаю, тЕх, кто явно,
как Китай в буддизме тает в тЕкстах корявых

так же супер-рифма — это рифма, когда рифмуется слово не с одним, а с двумя или даже с несколькими:

Гоустрайда скорострел,
Скоро стрелы наготове… (Ghostrida , Москва)

..контракт этот уникален, сколько бы куплетов ты на ночь ни ковал, мои рифмы действуют, как приёмы Кадочникова

вынести – вы не стихли (Peace Keeper)

Так же есть такая штука как созвучия. Это не рифма, это просто созвучные слова, как правило с множеством одинаковых согласных, но с разными ударными гласными.

Например «отряды брани на борьбу’ с парня’ми аля барби, фана’тами а’ренби»
— как видите, половина слов не рифмуются, они просто созвучны в общем потоке слогов. Как по мне, звучит красиво.
Еще делают тавтологические созвучия, когда, кроме рифмующихся слов, заведомо напихиваются и однокоренные:

целый мир забит басом и битом,
я пропитан ритмом и рифмами, ими каждый атом пропитан мой

Такие вещи очень часто делает KRS-One, вот например из трэка ‘When The Moon’:

Your lightweight, I devistate on the equal races
No I’m not a racist, but no race could really face this

Вот, в принципе, и все. На эту тему можно писать вечно, как я уже говорил, но смысла особого нет — я показал основные моменты, остальное познается в процессе. Читайте чужие текста (всё ровно русские или американские — принцип один и тот же). Из американцев, имхо, лучше всех рифмуют Eminem, Inspector Deck (Wu -Tang), Big-L (RIP ), Big Pun (RIP ) и мн.мн.др. Из русских — бесспорно, Влади (и вся Каста + Змей из Граней), далее Джи Вилкс (Big Black Boots), Драго, Стим, Sevzkvad и т.д. Главное — это не переборщить с рифмой ради рифмы. Чем сложнее рифма, тем сложнее текст для восприятия, поэтому нужно искать золотую середину, а не рвать жопу в подборе слов ради полнострочной рифмовки. Когда я слушаю, например, Sevzkvad, то мне не нравится — куча одинаковых слов, вообще сплошная рифма, но нихрена не понятен смысл. Кому-то это нравится, не спорю, но я такое не воспринимаю ­.

Также я советовал бы только в самых крайних случаях подгонять фразу «под рифму», то есть как-то неестественно менять порядок слов, насиловать предложение. Такие приёмы очень режут уши, мешают воспринимать смысл и вообще смотрятся непрофессионально. Старайтесь построить фразу максимально приближенно к разговорной речи (но не совсем, не пихать же сплошь и рядом мат и всякие бытовые обороты. Хотя сторителлинг в таком стиле — просто жир) — смотрится просто, но гениально

Еще вот такой момент — я бы советовал пожертвовать рифмой ради дикции! Довольно часто выходит красиво навертеть на бумаге, но потом невероятно воспроизвести вслух под бит, тут предпочтение надо отдавать не в пользу рифмы, ведь люди слышат трэк, а не читают текст с бумаги, поэтому лучше упростить и сказать четко, чем просто-напросто убить весь текст одной рифмой.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *