Как научиться фигурному катанию самостоятельно?
С наступлением зимнего сезона открывается всё больше катков и жители городов смело выходят на лёд. А те, кто хоть раз любовался фигурным катанием, пытаются повторить за профессионалами их грациозные трюки. Некоторые элементы окажутся слишком сложными и даже небезопасными для новичков, другие же вполне можно изучить самому. Рассказываем, почему многие движения фигуристов лучше не пытаться делать самостоятельно и какие под силу выполнить даже начинающим.
Содержание
- 1. Hop (Хоп, или прыжок)
- 2. Fakie (движение назад)
- 3. Manual (Мануал)
- 4. Nose pivot 180, 360 (Ноуз пивот)
- 5. 180 Hop (180 Хоп)
- 6. Прыжок 180 над препятствием
- 7. One hander/no hander (одна рука/без рук)
- 8. No footer (Без ног)
- 9. Bar spin (поворот руля)
- 10. Tailwhip (Тэйлвип)
- ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ НА КОНЬКАХ
- ПРОИЗВОЛЬНОЕ КАТАНИЕ
- Фигуры с разбегом.
- Прыжки.
- Фигуры на двух ногах (змейки и циркули).
- Разные комбинации и танцы под музыку.
- Пуантировка.
Какие элементы не стоит повторять за профессиональными фигуристами?
Ответ прост: прыжки, вращения, элементы спиралей и сложные шаговые дорожки. Именно эти трюки придают зрелищности фигурному катанию, но новичкам их не рекомендуется исполнять по нескольким причинам.
Недостаточная физическая подготовка
В первую очередь, начинающим будет не хватать физической подготовки для исполнения сложных элементов. Для того чтобы твёрдо стоять на коньках, фигуристы тренируются ежедневно, несколько раз в день: как на льду, так и в спортивном зале. Они развивают силу, выносливость, растяжку и даже вестибулярный аппарат. Если же человек без опыта попробует выполнить даже лёгкое вращение, то головокружения ему не избежать.
Фото: istockphoto.com
Особенности коньков
Коньки для массового катания недостаточно оснащены, чтобы выполнять в них сложные элементы. Во-первых, ботинок значительно мягче, чем у профессиональных. Твёрдость нужна для стабилизации ноги, например, при приземлении с прыжка. Во-вторых, отличаются лезвия: у фигуристов они заточены специальным образом и наделены развитыми зубцами спереди, которые не дают упасть лицом об лёд. Чем выше уровень катания у спортсмена, тем более продвинутое лезвие из качественной стали должно быть у конька.
Неумение падать
При всём профессионализме даже опытные фигуристы часто падают. Но вероятность получить серьёзную травму у них меньше, чем у начинающих. Всё дело в технике падений. Спортсменов с самого начала их карьеры учат по возможности приземляться на внешнюю часть бедра. Такой исход наименее болезненный. Новички же из-за недостатка практики могут упасть неправильно и довольно сильно удариться.
Костюм, меняющий цвет. Как выглядят самые красивые наряды фигуристок? Блестящие платья на вес золота, запоминающиеся образы и те, кто их создаёт.
Что едят фигуристки и почему они такие худые? Как Медведева пробовала есть цветы, Загитова перестала пить воду, а Липницкая довела себя до анорексии.
Элементы, которым может научиться каждый
Самыми простыми и доступными движениями на катке являются элементы скольжения. Им учат фигуристов в самом начале спортивной карьеры, чтобы заложить некий фундамент. Пусть и не сразу, но их сможет повторить каждый желающий.
Скольжение по дуге
Это основное движение в фигурном катании. Выполнять его необходимо, стоя на слегка согнутой в колене ноге и отталкиваясь второй. Опорная нога должна быть мягкой и выполнять роль амортизатора. Тело при этом сохраняйте прямым, руки держите на уровне плеч, а голову — прямо.
Дуги можно выполнять, опираясь как на наружнее ребро, так и на внутреннее.
Перетяжки
Этот элемент полезен для того, чтобы научиться переходить с одного ребра на другое. Перетяжки выполняют на двух ногах или на одной. Меняя ребро, важно слегка поворачивать корпус навстречу, а таз — в сторону закругления дуги.
Фонарик
Это движение происходит благодаря активному, но мягкому сведению и разведению ног. На льду при этом остаётся рисунок, чем-то напоминающий китайские фонарики или песочные часы.
Торможение
Базовый навык фигурного катания, выполнять который можно по-разному. Опытные фигуристы тормозят внешней или внутренней стороной конька, разворачивая одну ногу и надавливая ею на лёд. Бывает, что новички выбирают более простой способ: тормозят зубцами или пяткой.
Премия Glamour. За что Загитовой дали звание спортсменки года «Красная балерина» вновь заслуженно оказалась на высоте.
Самый громкий скандал в фигурном катании. История Тони Хардинг О том, как одна из наиболее перспективных фигуристок США в один день похоронила свою карьеру.
Крюки
Каждому фигуристу важно научиться разворачиваться. Крюки — один из многих способов это сделать. К этому движению можно приступать, когда вы хорошо чувствуете лёд, освоили рёбра и дуги и уверенно управляете корпусом.
Перебежки
Это простейшая разновидность шагов, которая позволяет фигуристам набирать скорость и лежит в основе всего скольжения. Перебежки выполняют и шагом вперёд, и назад — вариант для более продвинутых.
Выпады
Элемент, который чаще всего украшает дорожку шагов в программе. При выпаде происходит перенос центра тяжести на согнутую в колене ногу. Свободная нога выпрямлена сзади, конёк развёрнут. Спина остаётся прямой.
Циркуль
Это движение вперёд или назад на одном из рёбер — внутреннем или наружном (в соотвествии с направлением) — вокруг опорной ноги, которая ставится на зубец. Элемент напоминает рисунок циркуля в тетради.
Для того чтобы научиться уверенно рассекать лёд, существует множество упражнений и движений. Всё, что мы уже упомянули, — лишь их малая часть. Самое главное — выполнять каждый элемент, крепко стоя на коньках и чувствуя лёд. А лучше всего — под присмотром тренера-профессионала.
Время активного отдыха: где покататься на коньках в столице Встаём на лёд в самых красивых парках Москвы и отправляемся за яркими впечатлениями.
Роман Гусейнов
Все хлопоты с покупкой позади, ваш трюковый самокат уже готов к использованию, и вам не терпится сделать на нем свои первые трюки? Мы подобрали 10 основных трюков специально для начинающих райдеров. Они позволят создать базу для дальнейших тренировок и обрести уверенность в катании.
Обратите внимание: мы даем оригинальные названия, чтобы вы могли идентифицировать каждый трюк. Трюки идут по мере увеличения сложности.
Вам понадобятся: шлем и защита, площадки без машин и пешеходов, хорошее настроение!
1. Hop (Хоп, или прыжок)
Хоп – это подпрыгивание на самокате, когда оба колеса одновременно отрываются от земли. Один из первых и основных элементов, который вы захотите разучить на вашем фристайл-самокате. Он приоткроет вам дверь для дальнейших связок и комбо.
Выполнение: вы медленно едете на двух ногах, приседаете, как перед обычным прыжком на земле, и резко отталкиваетесь вверх. Руль самоката при этом также поднимаете вверх руками. При приземлении пружиним ногами. Трюк выполнен!
Освоив Хоп, вы в скором времени захотите попробовать Bunny Hop (Банни хоп), прыжок с переднего колеса, когда сначала отрывается заднее, а затем уже переднее колеса, но оба в итоге оказываются в воздухе. Bunny Hop – ключ ко многим трюкам, например, Nollie.
2. Fakie (движение назад)
Это езда на самокате в обратном направлении. Движение назад позволит вам начать делать трюки, которые в связке требуют элементов с задним ходом, такие как разворот на 180 и DS WHIP.
Выполнение: стоя на самокате в обычном положении, начинайте отталкиваться слегка назад. Можно выбрать трассу с легким уклоном вниз, но не слишком крутым, чтобы сильно не разогнаться. Повороты рулем делайте плавно и помните, что всё работает наоборот, так как вы едете назад.
3. Manual (Мануал)
Поездка на заднем колесе трюкового самоката. Трюк выглядит простым в теории, но на практике вам понадобится немного времени, чтобы его освоить. Если передавить чуть сильнее, самокат уйдет вперед, и вы рискуете оказаться на земле. Нажмете слишком слабо – и переднее колесо не оторвется от земли. Как только найдете баланс, вы сможете увеличивать скорость передвижения и создать несколько интересных связок.
Выполнение: вы едете на самокате, затем переступаете обеими ногами на заднюю часть деки (при этом важно не надавить на тормоз или колесо – иначе вы рискуете упасть). Как только вы встали в конец деки, резким, но умеренно сильным движением отклоните корпус назад и слегка подпружиньте ногами. Руль идет за руками назад. Первые несколько раз может показаться, что это невозможно выполнить, но тут главное – терпение.
4. Nose pivot 180, 360 (Ноуз пивот)
Поворот доски самоката на переднем колесе, без прыжка, на 180 или 360 градусов. Этот трюк будет очень полезен в дальнейшем, особенно в связке с Fakie (ездой назад).
Выполнение: вы едете на самокате, ноги смотрят слегка в сторону в одном направлении. Переднюю ногу ставим ближе к рулю – так будет проще заваливаться вперед. Начинайте переносить вес тела вперед. Как только вы почувствуете, что заднее колесо слегка оторвалось от земли, плавным движением выполните резкий разворот деки самоката. Рекомендуем начать со 180 градусов. Потом приступайте к 360 градусам. В дальнейшем в конце трюка можно будет добавить небольшой прыжок – это сделает его эффектнее.
5. 180 Hop (180 Хоп)
Прыжок и поворот самоката в другом направлении. Когда освоены Hop и Nose pivot, ваша следующая остановка – это прыжок на 180 градусов.
Выполнение: вы едете на самокате. Начинайте выполнять прыжок. В полете нужно развернуться на 180 градусов, используя в первую очередь плечи и голову. По сути, надо посмотреть себе за плечо – тогда самокат и ноги закрутятся вслед за телом. Не забудьте при приземлении немного расслабиться и согнуть колени для смягчения удара.
Изучив этот трюк, вы сможете соединить Fakie с Nose Pivot и в конце добавить 180 Hop. Так вы получите вашу первую классную связку –комбо!
6. Прыжок 180 над препятствием
С практикой вы начнете прыгать все выше и выше. Самое время чуть усложнить прыжки. Попробуйте подпрыгнуть, сделать разворот на 180, при этом перепрыгнув через бордюр или трубу. Доверьтесь своей голове – пусть она ведет ваше тело, а глаза выберут точку для приземления. Как всегда, не забываем слегка согнуть колени при приземлении!
7. One hander/no hander (одна рука/без рук)
Управление самокатом одной рукой или без рук. Как только вы научитесь делать трюки с прыжками, попробуйте освоить управление самокатом одной рукой или вообще без рук. Этот трюк очень эффектно смотрится в связке с прыжками, особенно в рампе.
Выполнение: во время прыжка вам нужно оказаться ближе к рулю и, когда вы отпустите руки, зажать его между телом и ногами, согнув колени.
Важный момент: необходимо успеть положить руки на руль до приземления, иначе оно будет не очень мягким.
Задача: убрать обе ноги с доски самоката. Для этого трюка вам нужно научиться дольше находится в воздухе (на рампе или при катании по ровному покрытию). Во время нахождения в воздухе попробуйте оторвать обе ноги. Продвинутый уровень – вытянуть или развести ноги во время прыжка.
Еще одна вариация – когда вы убираете обе ноги на скутере без прыжка. Но в этом случаем вам понадобятся сильные руки и умение хорошо держать баланс!
9. Bar spin (поворот руля)
Разворот руля самоката на 360 градусов. Для данного трюка также понадобится побольше времени в воздухе, хотя для тренировки вы можете поставить переднее колесо на бордюр.
Для начала надо отработать поворот руля на 180 градусов – лучше это делать с поворота руля вашей сильной рукой в слабую руку (обычно сильнее у нас та рука, которой мы пишем). Как только вам станет легко это делать, добавьте еще 180 градусов для полного поворота.
Хорошее упражнение: сначала быстро поперебирать руль, попеременно хватая ручки руля и ускоряя поворот.
Особенно эффектно данный трюк смотрится в связке с прыжками.
10. Tailwhip (Тэйлвип)
Вращение деки самоката вокруг оси руля. Очень популярный трюк. Тут большая часть успеха зависит от работы ваших рук. Лучше всего разучивать Тэйлвип на плоской поверхности или в квортере.
Выполнение: подпрыгните как можно выше и в полете ударьте деку носком задней ноги. С помочью рук начните вращать рулю, при этом следя, чтобы дека находилась строго под вами. По завершении круга нужно выставить заднюю ногу и поймать деку. Встаньте на деку самоката, удерживая равновесие, чтобы плавно приземлиться и продолжить движение.
Удачных тренировок!
3 999 руб.
САМОКАТ ДЛЯ ФРИСТАЙЛА КРАСНЫЙ MF ONE 2016
7 499 руб.
Трюковой самокат MF1.8+
5 999 руб.
САМОКАТ ДЛЯ ФРИСТАЙЛА БИРЮЗОВЫЙ MF1.8
9 499 руб.
Трюковой самокат MF3.6 черный
8 999 руб.
Трюковой самокат MF DIRT
Продолжаем изучать самый красивый вид зимнего спорта. Мы уже знаем главные турниры и на что, в фигурном катании, не стоит распыляться. Теперь учим матчасть — элементы. Знание даже половины из них произведет неизгладимое впечатление на Вашу девушку и добавить Вам плюсов в её глазах…
А
Аксель (axel jump) — один из шести стандартных прыжков фигурного катания; рёберный прыжок, единственный, выполняемый при движении вперёд. Назван в честь норвежского фигуриста Акселя Паульсена.
Арабеск (arabesque) — то же, что ласточка.
Б
Бабочка (англ. butterfly) — 1. Невращательный прыжок, в котором туловище находится параллельно льду, а ноги совершают высокую дугу. 2. Ошибка, при которой вместо многооборотного прыжка получается одинарный прыжок.
Бауэр, Ина Бауэр (англ. Ina Bauer) — скольжение, при котором коньки расположены параллельно: один направлен вперёд, второй назад. Назван в честь немецкой фигуристки Ины Бауэр.
Беговой шаг — простейший шаг, применяемый для набора скорости вперёд в повороте. Существует и «задняя» версия бегового шага, применяемая не для разгона, а как декоративный шаг. Английское crossover относится к беговому шагу вперёд и подсечке назад.
Бедуинский прыжок — то же, что бабочка.
Бильман (англ. Biellmann spin) — поза фигуриста (и вращение в этой позе), когда свободная нога поднята выше головы и удерживается руками за конёк. Выполняется большинством женщин, из мужчин доступно мало кому. Названо в честь швейцарской фигуристки Денизе Бильманн.
Борт — ограждение катка.
В
Вальсовая позиция (также закрытая позиция) — в парном катании расположение партнёров лицом друг к другу, один катится вперёд, другой назад.
Вальсовая тройка (waltz three) — комбинация «(LFO) → тройка наружу (LBI) → подсечка (RBO)».
Взрослые любители — фигуристы возрастом 16 лет и более, не участвующие в ледовых шоу и рейтинговых соревнованиях. Соревнования взрослых любителей делают акцент на точности исполнения и красоте скольжения, а не на сложных элементах; оборотность прыжков ограничивается. Одиночники/пары выполняют одну укороченную программу, танцоры — два танца (обязательный и произвольный).
Винт (upright spin, scratch spin) — вращение стоя.
Волчок (sit spin, duck spin) — вращение в позе «пистолетик».
Выброс (throw) — в парном катании элемент, когда партнёр выталкивает партнёршу, она вращается в воздухе и самостоятельно приземляется на лёд.
Д
Двойной прыжок (double jump) — прыжок с вращением в два оборота (2,5 для акселя).
Дорожка шагов (step sequence) — комбинация из шагов и поворотов, выполняемая в такт музыке.
Дуга (lobe) — скольжение на ребре одного конька. В отличие от спирали — продолжительного скольжения на одном коньке в красивой позе — дуга не является самостоятельным элементом.
Ж
Жим (также «поддержка 4 группы») — в парном катании поддержка типа «рука в руку», когда партнёр поднимает партнёршу силой.
И
ИСУ — то же, что Международный союз конькобежцев.
З
Заклон (layback spin) — элемент, приспособленный под женскую пластику; вращение с выгнутым туловищем и запрокинутой назад головой.
Закрытая позиция — 1) Позиция, в которой свободная нога впереди по движению. В элементах открытость/закрытость определяется по позиции на выходе. 2) В парном катании — то же, что вальсовая позиция.
Зубец — зубья на носке конька, применяемые в некоторых элементах (прыжки, зубцовые шаги, «циркуль», тодес…).
Зубцовые прыжки — прыжки, исполняемые со свободной ноги. Чтобы оттолкнуться, фигурист упирается зубцом свободного конька в лёд. Из стандартных — тулуп, флип, лутц.
К
Кантилевер (кораблик Климкина, cantilever) — разновидность «кораблика», когда таз оказывается над коньками, а тело укладывается горизонтально.
Каскад (jump combination) — несколько прыжков, следующих друг за другом, без промежуточных шагов или перегруппировок.
Кауфман — выброс акселем.
Командные соревнования — соревнования, призванные определить, чья школа сильнее. Исполняются по две программы в четырёх основных дисциплинах (мужчины, женщины, пары, танцоры). Место в каждой из восьми программ переводится в очки; выигрывает та команда, у которой очков больше.
Комбинация вращений, комбинированное вращение (combination spin) — вращение со сменой позы (стоя/сидя/либела) и опорной ноги.
Комбинация прыжков (jump sequence) — несколько прыжков, разделённые связующими элементами (не шагами). Также в качестве исключения комбинацией считается аксель после любого стандартного, например, тулуп-аксель. Считается одним прыжковым элементом, засчитываются два лучших прыжка с коэффициентом 0,8.
Кораблик (spread eagle) — скольжение на двух коньках, поставленных пятками друг к другу.
Короткая программа — первая из двух дисциплин одиночного и парного (спортивного) катания; длится до 2:50 и требует выполнения определённых обязательных элементов.
Короткий танец — первая из двух дисциплин танцевального катания; длится 2:50 и совмещает обязательную танцевальную серию с творческой интерпретацией. С сезона 2010—2011 заменил обязательный и оригинальный танцы.
Кроссролл (crossroll) — танцевальный шаг, когда фигурист, едущий на внешнем ребре, заносит свободную ногу накрест с опорной и едет на внешнем ребре другой ноги. Заодно — упражнение на езду на внешнем ребре.
Кэрриган (Kerrigan) — спираль в позе «ласточки», свободная нога удерживается одноимённой рукой за колено. Приём назван в честь американской фигуристки Нэнси Кэрриган.
Л
Лассо (также «поддержка 5 группы») — в парном катании поддержка типа «рука в руку», когда партнёрша обводится вокруг тела партнёра. Наиболее сложная из поддержек. Названа так за сходство с действиями ковбоя, замахивающегося лассо.
Ласточка (arabesque) — спираль, в которой туловище расположено горизонтально, а свободная нога отведена назад.
Либела (camel spin) — вращение в позе «ласточки».
Лутц (Lutz jump) — один из шести стандартных прыжков; зубцовый прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внешнего ребра левого конька. Назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца.
М
Международный союз конькобежцев — международная организация, управляющая конькобежным спортом, шорт-треком и фигурным катанием.
Н
Недокрут (cheat, underrotation) — ошибка при выполнении многооборотных прыжков, когда спортсмен не делает в воздухе нужное число оборотов, доворачиваясь уже после приземления. Недокрут до 90° считается нормой и не штрафуется; до 180° — даёт 70 % стоимости прыжка, больший — оценивается как прыжок ступенью меньше.
Новая судейская система — система оценок выступлений в фигурном катании на коньках, появившаяся в 2004 году. Выступление оценивается как сумма баллов за выполнение элементов, плюс оценки за общее впечатление от программы, плюс призовые/штрафные баллы.
О
Одинарный прыжок (single jump) — прыжок с вращением в один оборот (1,5 оборота для акселя).
Одиночное фигурное катание — разновидность фигурного катания, в которой спортсмен выступает в одиночку. Бывает мужским и женским.
Ойлер (half loop, Euler jump) — нестандартный прыжок; однооборотный прыжок с заходом как у риттбергера и приземлением на маховую ногу. Применяется как промежуточный между каким-либо стандартным и сальховым/флипом. Сразу после введения новой судейской системы каскады с ойлером считались комбинациями, что привело к снижению популярности этого элемента. С 2010 года связка «прыжок-ойлер-сальхов/флип» считается каскадом, что возродило этот прыжок. В каскадах ойлер получает стоимость одинарного риттбергера.
Опорная нога — в «одноногих» элементах та нога, на которой фигурист едет.
Открытая позиция — 1) Позиция, в которой свободная нога позади по движению. В элементах открытость/закрытость определяется позицией на выходе. 2) В парном катании — то же, что фокстротная позиция.
П
Параллельное вращение — то же, что синхронное вращение.
Параллельный прыжок — приём парного катания, когда оба партнёра одновременно совершают один и тот же прыжок.
Парное вращение — приём парного катания, когда оба партнёра вращаются как единое целое.
Парное фигурное катание — разновидность фигурного катания, в которой участвуют пары из мужчины и женщины.
Перекидной (waltz jump) — простой, но красивый прыжок, аксель в половину оборота. Применяется как связующий элемент.
Перебежка: 1) Бег простейшими шагами от одного элемента к другому. 2) Простонародное название подсечки.
Пистолетик (duck) — позиция в приседе на одной ноге, вторая вытянута.
Поддержка (lift) — приём парного катания, когда партнёр поднимает партнёршу, удерживает в этом положении и ставит на лёд. Какие-либо акробатические трюки в поддержке запрещены. В спортивном катании поддержка должна быть выше плеч, в танцевальном — наоборот, поддержки выше плеч запрещены.
Подкрутка (twist lift) — приём парного катания, когда партнёр подбрасывает партнёршу в воздух и ловит.
Произвольная программа — вторая часть соревнований в одиночном и парном (спортивном) катании; длится 4:30 у мужчин и пар, 4:00 у женщин. В отличие от короткой программы, количество исполняемых элементов только ограничено сверху.
Произвольный танец — последняя из двух дисциплин танцевального катания. Правила требуют от фигуристов лишь выполнить некоторый набор элементов — ритм, музыка и программа остаются на их усмотрение. Длится 4 минуты у взрослых, 3:30 у юниоров.
Профессионал — фигурист, получающий деньги из запрещённых ИСУ источников. Не может участвовать в соревнованиях ИСУ.
Прыжки — правила фигурного катания «прыжками» считают исключительно многооборотные прыжки: шесть стандартных (сальхов, риттбергер, аксель, тулуп, флип, лутц) и ещё несколько нестандартных (валлей, ойлер).
Прыжковый элемент — прыжок, каскад или комбинация прыжков.
Р
Ребро (edge) — одна из двух заострённых кромок конька. Одно ребро называют внутренним, второе — наружным.
Рёберность — в некоторых элементах соблюдение (или несоблюдение) требования, на каком ребре конька скользить. См. также Спираль, Тодес, Флутц, Лип.
Рёберные прыжки — прыжки с опорной ноги. Из стандартных таковыми будут аксель, риттбергер и сальхов. Несмотря на то, что современная техника предписывает исполнять их с зубца, перед «наколом» всегда есть глубокий след — дуга, совмещённая с толчком.
Риттбергер (loop jump) — один из шести стандартных прыжков; рёберный прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внешнего ребра правого конька. Вращение достигается за счёт поворота туловищем и маха левой ногой вверх-назад. Пригоден на роль второго прыжка в каскаде. Назван в честь немецкого фигуриста Вернера Риттбергера.
С
Сальто — прыжок с вращением через голову. В соревновательном катании запрещён. По-английски: somersault для переднего сальто, backflip для заднего.
Сальхов (Salchow jump) — один из шести стандартных прыжков; рёберный прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внутреннего ребра левого конька. Вращение достигается за счёт маха правой ногой вперёд-вниз. Назван в честь шведского фигуриста Ульриха Сальхова.
Свободная нога — в «одноногих» элементах та нога, которая поднята.
Связующие элементы — элементы, соединяющие сложные трюки в цельную программу. За связующие элементы ставят отдельную оценку, иногда — за «креативный» заход на элемент могут поднять его GOE.
Синхронное вращение — в парном катании вращение обоих партнёров синхронно и независимо друг от друга.
Синхронное фигурное катание — разновидность фигурного катания; на льду выступает команда из 8—20 человек.
Скобка (bracket turn) — относительно сложный разворот на одной ноге со сменой ребра. Называется так потому, что прочерченный коньком след напоминает фигурную скобку.
Совместное вращение — то же, что парное вращение.
Спираль — продолжительная езда на одном коньке на чётко выраженном ребре, в то время как вторая нога поднята. Обязательный элемент женского и парного катания, мужчинами исполняется нечасто.
Спортивная пара — пара в дисциплине парного катания, в противоположность танцевальной паре.
Судейская система ИСУ — то же, что Новая судейская система.
Судейский борт — длинный борт катка, около которого располагаются судьи. Программы (особенно парные) компонуют с учётом расположения судей, чтобы показать сильные стороны фигуриста/пары и скрыть слабые.
Т
Танцы на льду (ice dancing) — одна из дисциплин фигурного катания, основанная на сложных шагах и вращениях. В танцах выступает пара из мужчины и женщины; запрещены поддержки выше плеч, прыжки и прочие «акробатические» элементы.
Твизл (twizzle) — вращение в движении.
Технический специалист — член судейской бригады, фиксирующий название и сложность элемента.
Тодес (death spiral) — элемент парного катания, когда партнёр выполняет «циркуль», держа за руку партнёршу, которая описывает круги вокруг него, выгнув тело параллельно льду.
Тройка (three turn) — разворот на одной ноге со сменой ребра. Назван так, потому что конёк рисует на льду цифру «3».
Тройной прыжок (triple jump) — прыжок с вращением в три оборота (3,5 для акселя).
Тулуп (toe loop jump) — один из шести стандартных прыжков; зубцовый прыжок, исполняемый (при вращении влево) с внешнего ребра правого конька. Часто применяется как второй прыжок в каскаде.
У
Уголок слёз и поцелуев (Kiss and cry) — место, где фигурист ожидает оценки судей.
Уровень сложности элемента — по особым критериям техническая бригада относит элемент к уровню B (базовому), 1, 2, 3 или 4 и по таблице определяется базовая оценка (SOV). Например: дорожка шагов 4 уровня должна содержать разнообразные шаги и повороты, исполняемые в разных направлениях и сочетающиеся с поворотами туловища, и быстрые смены направления вращения.
Ф
Флип (flip jump) — один из шести стандартных прыжков; зубцовый прыжок, исполняемый (левым фигуристом) с внутреннего ребра левого конька.
Фокстротная позиция (также открытая позиция) — в парном катании позиция, когда партнёры находятся бок о бок и скользят одним и тем же фронтом.
Ц
Центровка — способность (или неспособность) фигуриста вращаться на одном месте, не «съезжая» в сторону.
Ч
Чемпионат четырёх континентов — объединённый чемпионат Азии, Африки, Америки и Океании (всего остального мира, кроме Европы).
Четверной прыжок (quadruple jump) — прыжок с вращением в четыре оборота (4,5 оборота для акселя).
Чистое исполнение — исполнение элемента или программы без ошибок, которые могли бы привести к вычитанию очков (недокрут, приземление на две ноги, задевание рукой льда, неуместное пользование зубцом конька, падение…).
Чоктау (choctaw turn) — шаг со сменой ноги, ребра и направления. Из-за сложности применяется преимущественно в танцах.
Ш
Шаг — любое движение, приводящее к смене опорной ноги, опорного ребра и/или фронта движения.
Шестибалльная система — система оценивания выступлений фигуристов, в которой каждый из судей выставляет оценки от 0,0 до 6,0 баллов. Применялась с 1901 до 2004 года.
Молодца! Ну, на сегодня вроде всё главное осилили. Осталось только подписаться на блог.
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ НА КОНЬКАХ
ПРОИЗВОЛЬНОЕ КАТАНИЕ
Произвольное катание является обязательной частью всякого соревнования в фигурном катании. В зависимости от класса участников соревнований, для произвольного катания каждому участнику предоставляется определенное время (от 1 до 5 минут), в течение которого он может исполнить любую программу.
При составлении этой программы, следует руководствоваться следующими положениями:
1) Произвольное катание должно состоять из трудных и возможно — более разнообразных фигур. Новизна фигур является желательной, но не обязательной.
2) Исполнение должно быть уверенным, красивым в движениях и позах, интересным для зрителя.
3) Исполнение должно быть безостановочным, фигуры должны быть логически связаны между собой, с интересными переходами от одной фигуры к другой.
Произвольное катание слагается из школьных фигур (по выбору исполнителя), специальных фигур и еще некоторых элементов, относящихся уже всецело к отделу произвольного катания.
Элементы эти следующие:
- 1) Фигуры с разбегом,
- 2) Прыжки,
- 3) Фигуры, исполняемые на двух ногах одновременно («змейки» и «циркули»),
- 4) Пируэты — быстрое вращение вокруг вертикальной оси как на одной, так и на двух ногах.
- 5) Разные комбинации и танцы, исполняемые обычно под музыку.
Фигуры с разбегом.
Наиболее распространенные фигуры этой категории — это спирали. Спираль начинается коротким, но энергичным разбегом, после которого следует длительное скольжение на одной ноге, соответствующее одному из четырех ходов голландского шага. Сущность этой фигуры заключается в красивой позе и в быстром движении по широкой кривой; постоянно увеличивающей свою крутизну. Положение тела при спиралях соответствует голландскому шагу, но здесь, в виду продолжительного движения, поза может быть несколько театральнее. Однако в этом смысле нужно иметь чувство меры, чтобы не впасть в комизм.
Очень красивы спирали назад, особенно назад — наружу. Разбег для этих спиралей берется так же, как и для передних, но после разбега, в начале самой спирали, несущая нога меняет фронт одним из поворотов, обычно — тройкой; однако, более красивы спирали с крюком. После поворота свободная нога, на мгновение касается льда (для приобретения более устойчивого равновесия после поворота) и затем конькобежец, стоя на одной ноге, описывает спираль. К категории спиралей относится и так называемый «кораблик» («mond»), который исполняется на двух ногах, при чем пятки обращены одна к другой, а носки разведены в стороны до такого положения, при котором оба конька идут параллельно (один передним ходом, другой задним). При этом ноги должны быть совершенно выпрямлены в коленях, так же как и все тело.
Кораблик внутрь исполнить совсем нетрудно, поэтому он редко применяется самостоятельно. Классической фигурой является кораблик наружу, при котором оба конька идут на наружных ребрах. Развернутое положение ступней при выпрямленных ногах удается не всякому. Исполнить наружный кораблик может только тот, кто может принять требуемое положение без коньков, на полу. Закривление спирали наружу дается наклоном всего тела назад, а также и легким сгибанием ног в голеностопном суставе, которое как бы кладет конек на наружное ребро.
Для того, чтобы из разбега перейти в наружную спираль корабликом, следует сделать движение, вроде соответствующей перетяжки, но свободная нога при этом не отделяется от льда. Важным условием для сохранения равновесия и, следовательно, плавной кривизны спирали, является правило: задний конек описывает внешнюю линию двойного следа.
Образцовое положение тела при исполнении наружного кораблика показано на рис. 48.
Прыжки.
В произвольном катании применяются прыжки, соединенные с поворотом в воздухе, который соответствует повороту тройки, скобки, петли, крюка или выкрюка. Прыжки можно исполнять как на одной ноге, так и на двух. Прыжки на двух ногах (отталкивание одной ногой, приземление на другую) удаются легче; кроме того, они гораздо красивее, так как здесь можно достигнуть большой непринужденности и легкости движения, тогда как прыжок на одной ноге выглядит несколько связанно.
Наиболее распространенный из прыжков — так называемый «испанский» — представляет собой тройку вперед — наружу, при чем самый поворот происходит в воздухе. Приземление происходит на другую ногу, также на наружное ребро (назад-наружу).
Прыжок Панина: ТЗ, подкладка на другую ногу, опять тройка и прыжок тройкой со сменой ног в воздухе.
Прыжок Паульсена — очень трудная, но чрезвычайно красивая фигура — состоит из прыжка, с двумя поворотами (петли и тройки), исполняемых последовательно. Этот прыжок производит очень эффектное впечатление, так как тело конькобежца описывает полтора оборота в воздухе.
Прыжок корабликом исполняется из положения кораблика, с полным оборотом в воздухе, после чего конькобежец приземляется опять в положении кораблика и продолжает движение в прежнем направлении. При приземлении ноги касаются льда почти рядом, но сейчас же опять разводятся в стороны. Этот прыжок очень труден и производит сильное, впечатление.
Прыжок на носок конька другой ноги является эффектным заключительным номером программы произвольного катания. Пробовать этот «трюк» следует с большой осторожностью, так как не всякая нога выдержит сильный удар носком конька о лед.
Фигуры на двух ногах (змейки и циркули).
а) 3мейки
Змейками называются фигуры на двух ногах, ход для которых дается сведением и разведением ног, ни на мгновение не отделяющихся от льда. Если мы возьмем простейшую змейку (рис. 8) и будем не только сближать, но и скрещивать ноги, то получится более сложный рисунок (рис. 49а), при чем ноги по очереди будут опережать одна другую. В такую «скрещенную» змейку можно ввести тройки и перетяжки на каждой ноге по очереди, отчего получится рисунок, изображенный на рис. 49б. Разобраться в этих линиях, сидя в комнате с книгой в руках, довольно трудно, но на льду исполнить змейку гораздо легче. Нужно делать тройки и перетяжки, держа обе ноги на льду. Змейки могут усложняться и разнообразиться до бесконечности.
Очень интересная змейка — так называемые «ножницы» (рис. 50а).
Начинается эта фигура с развернутого положения ступней. Затем ноги сводятся вместе, отчего получается ход назад; исполнив одно колено змейки, фигурист заканчивает «ножницы» в том же положении, как и начал. Поэтому эту фигуру можно повторять без конца.
Если «ножницы» исполнить с поворотом на 90° в середине каждой змейки, то получится «крест из ножниц», чрезвычайно причудливого, на первый взгляд — совершенно непонятного рисунка (рис. 50б).
Змейки очень интересны для зрителя, так как сложные скрещения ног, быстрые повороты, выдвигание вперед то одной, то другой ноги производят впечатление невообразимой сложности движений, путаницы ног — и благополучный выезд их фигуры иногда кажется невероятным.
Различные змейки показаны на рис. 49. Из них следует отметить оригинальную змейку Сандерса с фигурой вроде циркуля (рис. 49в).
б) Циркули
Эта категория фигур получила свое название потому, что здесь все тело конькобежца как бы превращается в большой циркуль. Все циркули построены на том, что одна нога (центрирующая) стоит на носке конька в одной точке, другая же нога описывает около нее некоторую кривую.
Простейший круговой циркуль исполняется следующим образом. Конькобежец, исполняя голландский шаг на тихом ходу, загибает возможно круче линию скольжения и когда «центр спирали» будет близко, опускает свободную ногу носком на лед в этой точке, чем фиксирует ось дальнейшего вращательного движения. Чтобы точнее попасть центрирующей ногой в «центр спирали», следует предварительно «нащупать» свободной ногой эту точку в воздухе и только после этого фиксировать ее на льду.
Разные комбинации и танцы под музыку.
Вальс Джексона Хэйнса (рис. 53), начинается с одного колена змейки (1—6). Затем — правая вперед — внутрь. 2’-3’ — левая вперед внутрь, 4’ – 6’ —пересечка на правую назад-внутрь, 5’ — вексир на левую назад-внутрь. Эти ходы повторяются три раза. После этого идет снова змейка и т. д.
Чардаш Фельдвари. Комбинация крюка и двойной тройки. Исполнение, отлично укладывающееся в музыку чардаша, ясно из рисунка 54.
Марш «Тип-Топ» (рис. 55). Комбинация дуг и тройки с различными переменными переходами и вексирами.
Фигура Зейберта (рис. 56). Начинается I1, затем поворот скобки с переходом на левую 3. Пересечка на правую 3, не поднимая левой. В точке в правая проделывает поворот на носке и снова идет назад-наружу, описывая петлю, одновременно с которой левая в точке с делает поворот на носке. Затем следует дуга I3,. после которой идет вторая половина фигуры, начинаемая с левой вперед-наружу в точке d. Эта фигура замечательна тем, что вся исполняется на наружных ребрах. Производит впечатление причудливой путаницы ног и большой сложности, хотя на самом деле не слишком трудна для исполнения.
Фигура Фрея (рис.57) начинается корабликом; спираль заканчивается двумя голландскими шагами, после которых следует волчок Джексона Хэйнса с переходом на другую ногу и с выездом по развертывающейся спирали. Чрезвычайно эффектная, но и в высшей степени трудная фигура. В виду недостатка места, мы, к сожалению, принуждены воздержаться от более подробной разработки этой главы.
Пуантировка.
Мы уже упоминали о том, что художественное произвольное катание требует от исполнителя, помимо трудности и разнообразия программы также и связности, живости исполнения. Панин называет эту тонкую область фигурного катания «пуантировкой», обозначая этим словом то, что в музыке называется фразировкой.
Научить конькобежца хорошо пуантировать, да к тому же в книге, невозможно. Однако, для примера, приведем здесь выдержку из книги Панина, где он описывает образцовую пуантировку при исполнении фигуры, изображенной на рис. 58. «Первую тройку исполнить быстро, затем энергично перейти в дугу и замереть на быстром ходу. Молниеносно провести черту левой ногой, выпасть на левую с полной силой и застыть в стремлении вперед на круто загнутой дуге». (По достижении точки а фигура симметрично повторяется, начинаясь тройкой I1).
Дальше Панин указывает, что выдающийся венский конькобежец Богач в этой фигуре производил на зрителей замечательное впечатление, при чем нельзя было поверить, что он исполняет такую простую и несложную фигуру.
Уметь расцветить свое исполнение яркими и разнообразными красками, уметь выделить тот или иной момент, уметь подойти к каждому движению с эстетической и ритмической стороны — вот к чему должен стремиться каждый конькобежец-фигурист.
Начало 1
Начало 2
Начало 3
Продолжение 5