Как научиться шутить

Как научиться шутить

Научиться смешно шутить хотели бы очень многие. Особенно это касается представителей сильной половины человечества. Ведь чувство юмора чрезвычайно ценится среди прекрасной его половины. Умение насмешить у мужчины – это тоже самое, что огромный яркий хвост у павлина, мощные рога у оленя или заливистое соловьиное пение. То есть способ привлечь внимание и завоевать сердца как можно большего количества особей противоположного пола. У чувства юмора есть и другие функции. Шутники, как правило, являются душой любой компании, все стремятся к общению с ними, их зовут на все вечеринки и другие мероприятия. Чувство юмора помогает влиться в новый коллектив или с честью выйти из сложной или неловкой ситуации. И, наконец, с чувством юмора просто легче жить и получать от жизни удовольствие.

Можно ли научиться смешно шутить и развить в себе талант юмориста или он дается от рождения? Попытаться точно стоит. Ведь не все известные комики родились с великолепным чувством юмора. Более того, говорят, что в жизни многие из них – хмурые и молчаливые люди. Значит, юмор для них – это работа. А работе можно научиться.
Задорнов, Петросян и резиденты Камеди Клаб создают свои шутки по тем же лекалам, что Крылов, Гоголь и Салтыков-Щедрин двести лет тому назад. Вы тоже сможете создавать шутки, если поймете их структуру и узнаете об основных приемах остроумия. Конечно, одних знаний тут недостаточно. Нужна постоянная практика. Сначала у вас, возможно, будет получаться не очень смешно, но со временем ваши способности соединять разные мысли, рождая что-то новое и забавное, обязательно разовьются.
Из чего состоит шутка
Почему какие-то фразы или ситуации кажутся нам смешными? Исследователи юмора давно ответили на этот вопрос. Смех вызывают неожиданность и несоответствие. Вы думали, что фраза будет продолжена так, а она была продолжена совершенно иначе. Ситуация предполагала какое-то стандартное развитие, а на деле все перевернулось неожиданным образом.
Пример: диалог мужа и жены
М: — Ты где была, уже час ночи!
Ж: — В клубе.
М: — Ты без меня по клубам ходишь?
Ж: — Ну и что? Ты же ходишь без меня на рыбалку.
М: — Так я же с мужиками.
Ж: — Ну так и я с мужиками…
Таким образом, шутка состоит из трех основных частей:

  1. Зачина, который описывает ситуацию
  2. Ловушки, которая непроизвольно создает в уме слушателя идею о возможном развитии ситуации
  3. Сюрприза – ситуация развивается неожиданным и нестандартным образом.

В данной шутке все эти три составляющие очень хорошо просматриваются. Задана стандартная ситуация: муж встречает жену, которая поздно вернулась домой. Он упрекает, она оправдывается. Слушатель подсознательно ждет обычных оправданий: пробки, задержалась с подругами и т.п. Это ловушка. Нас ожидает сюрприз: оправдание, которого никто не мог предвидеть и которое звучит очень смешно из-за своего несоответствия ситуации.
Приемы остроумия
Чтобы научиться смешно шутить, нужно знать не только структуру шутки, но и основные приемы остроумия, по которым шутки строятся. Рассмотрим основные приемы.

  1. Ложное противопоставление. Этот прием заключается в том, что вторая часть высказывания по форме вроде бы противоречит первой, а на самом деле, наоборот, усиливает ее. По этому принципу построены многие известные афоризмы:
    Лучше переесть, чем недоспать.
    Будем есть много, но часто.
    Еще один пример:
    Все учителя ставили ему двойки и предрекали карьеру дворника, кроме учителя пения, который ставил единицы и прочил его в уборщики медвежьих вольеров.
    Фраза Остапа Бендера: «Никто нас не любит, кроме уголовного розыска, который тоже нас не любит» тоже является реализацией этого приема.
  2. Ложное усиление. Это прием, противоположный предыдущему. По форме вторая часть высказывания как будто усиливает первую, а на самом деле ее опровергает. Примером может служить фраза, встречаемая в одной из книг Марка Твена: «У меня, судя по всему, громадные запасы ума, — для того, чтобы ими пораскинуть, мне иногда требуется неделя».
    Или:
    Она напоминала мне Венеру Милосскую: такая же старая, безрукая и беззубая.
  3. Доведение до абсурда. Какая-то мысль развивается до такой степени, что становится абсурдной, нелепой, и поэтому смешной. В некоторых случаях используется преувеличение, или гипербола:
    Шаровары шириною с Черное море (Гоголь).
    Его пижамой можно было бы накрыть четыре пожарные машины.
    Она была такой неприступной, что на нее даже мухи не садились.
  4. Неожиданные сравнения. Существует стандартный набор сравнений, который используется по тому или иному поводу. Например, когда хотят подчеркнуть холодность чего-либо или кого-либо, говорят: холодный как лед или холодный как камень. Нестандартные сравнения могут вызвать улыбку.
    Холодный, как вчерашние пельмени.
    Холодный, как нос полярника.
    Другой пример:
    Воображение у него развито примерно как у автобуса.
  5. Нелепость. Нелепость заключается в том, что фраза содержит взаимоисключающие моменты, логически друг с другом несовместимые.
    Жила-была мертвая царевна.
    Человек произошел от обезьяны, но с божьей помощью.
    Другой вариант нелепости – это когда делается неправильный и нелепый вывод на основании второстепенных признаков.
    Молдавские ученые утверждают, что земля не круглая. Она грязная и скрипит на зубах.
  6. Смешение стилей. Когда об обыденной ситуации рассказывают высоким или научным стилем, это может получиться смешно. Возможны и другие варианты: описание современных событий старорусским языком или пересказ произведений мировой литературы или сказок с использованием сниженной лексики или «фени». Например:
    Когда Илья Муромец откинулся с печи, он такой кипеш устроил, что Змей Горыныч заныкался в норку, а Соловей Разбойник ходил перед ним на цирлах.
  7. Намек. При использовании этого приема избегают употребления бранных слов и оскорблений. На них просто намекают. Это выглядит более красиво и изящно.
    В купе поезда едут англичанин и американец. Американец кладет ноги на стол.
    — Вы не против? – вежливо спрашивает он англичанина.
    — Нет, что вы. Можете положить на стол все ваши четыре ноги.
  8. Двойное толкование слова. Здесь используется способность некоторых слов (омонимов) иметь совершенно разные значения при одинаковом звучании и написании. Из украинского политического юмора:
    — И приходит к нему эта, с косой.
    — Смерть, что ли?
    — Да нет, Тимошенко.
    Из детского юмора:
    — Три теленка – сколько ног?
    -Сколько теленка ни три, ног больше не станет.
  9. Ирония. Прием, когда говорится противоположное тому, что имеется в виду. Труса называют храбрецом, лентяя трудоголиком и и.п. Есть и более сложные проявления иронии. Например:
    — Как узнать, что адвокат врет?
    — У него губы шевелятся.
    Или
    Дипломат – это человек, который может послать вас по известному адресу таким образом, что вы с нетерпением будете ждать путешествия.
  10. Сравнение по случайному признаку. При использовании этого приема предметы или явления сравниваются по второстепенному или случайному признаку. Другой вариант: характеристика предмета по признаку, который не является определяющим.
    Закон как столб: переступить нельзя, а обойти можно.
    Я не люблю деньги, они загибаются на углах.
  11. Парадокс. Иногда незначительная переделка известного высказывания делает его парадоксальным, или противоречивым и нелогичным. Но тем не менее забавным и смешным.
    Ничего не делать – самый тяжкий труд.
    Лучший способ избавиться от искушения – поддаться ему.

Самое главное в любой шутке заключается в том, что она должна быть произнесена к месту и ко времени. В противном случае она имеет все шансы превратиться в нелепость, которую никто не поймёт и тем более не оценит.
Статья подготовлена с использованием материалов книги Биллевича В.В. «Школа остроумия, или Как научиться шутить».

Зачем нам нужно чувство юмора и от чего оно зависит?

Чувство юмора – это умение человека относиться к жизненным ситуациям легко и непринуждённо. Что это даёт? Именно такое чувство позволяет нам легче относиться к неудачам, которых, к сожалению, не избежать.

Юмор – это то, что помогает разрядить обстановку в напряженных ситуациях, а также отвлечься от проблем. Если бы не шутки, то жить было бы скучно и грустно.

Но почему одни люди умеют шутить и делают это легко, а другие не понимают даже простых шуток? От чего зависит чувство юмора?

  • В ходе исследований было выяснено, что такое чувство напрямую зависит от интеллекта человека. Действительно, ведь чтобы пошутить, нужно сначала оценить ситуацию и прокрутить её у себя в голове, а потом увидеть смешную сторону и сформулировать свою мысль. Основное мастерство шутника заключается в том, чтобы шутка была смешной для всех, а не для него одного. И для этого, несомненно, нужны определённые умственные способности.
  • Но почему над подшучиваниями одни смеются, а другие нет. Немаловажную роль играет и отношение к жизни. Если человек – пессимист, то и смеяться над смешным ему будет не так просто, особенно если шутка будет касаться какой-то неоднозначной ситуации.

1 Как научиться шутить – приемы конструирования шуток

Существуют специальные приемы конструирования шуток, которыми пользуются сценаристы и авторы-юмористы. Если их использования позволяет насмешить тысячи людей, значит они и вам будут полезными.

  • Остроумие нелепости. Заложено оно в ситуации, которая противоречит здравому смыслу. Оно также называется непреднамеренным или нечаянным остроумием. Так, атеист в конце своей лекции сказал такую фразу «На вопрос, существует ли Бог, следует отвечать положительно: “Да, Бога нет!”». Эта форма остроумия наиболее часто используется в литературе. Наиболее известной стала фраза из рассказа Чехова «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». До сих пор она считается крылатой и часто сходит с наших уст.
  • Эмпатия. Высказываясь, следует делать вид, что вы хорошо знаете мотивы и чувства собеседника, но при этом делайте абсурдные заявления. Например: «Я сразу понял, что твой порыв стать начальником – это всего лишь желание каждый день носить галстук и пиджак». Или: «Я понимаю, что твой развитый эстетический вкус не позволяет тебе пользоваться ножом и вилкой».
  • Двусмысленность. Обращайте внимание на последнюю реплику человека и выхватывайте слова, которые могут иметь несколько значений и используйте их. Например: «Эта машина работает как часы!» – «Конечно, как часы, только осталось выяснить, какие – швейцарские они или солнечные». Или так: «Как вас зовут?» – «Да по-разному меня зовут: иногда тихо, а иногда громко».
  • Контраст. Вы должны прокомментировать чужие поступки или слова фразой, которая перевернет ситуацию с ног на голову, которая будет полностью противоположной тому, что вы видите. Например, вашего знакомого повысили: «Как низко ты пал!». Видите очень худого человека : «Ничего себе, как ты поправился!». Ребенок испачкался в грязи: «Какой же ты у меня чистюля!». Эта ирония понятна всем и вызывает только улыбку.

3 Как научиться шутить

Понимание природы юмора и знание приемов создания шуток позволит вам создавать свой юмор. Причем, не используя заезженные шутки и выражения, а создавая свои собственные! Рекомендуем вам легкое упражнение, которое не отнимет более 3-х минут и обязательно заставит вас улыбнуться.

  • Выберите 1 любую букву алфавита и составьте предложение из 10 слов, в котором все слова начинаются в этой буквы.
  • Выполните это предложение несколько раз с другими буквами.
  • Улыбнитесь и перечитайте.

У многих людей это упражнение вызывает скрип мозга. Это хороший показатель – значит происходят в вас какие-то изменения, что позволяет открыть новый угол обзора на давно привычные вещи.

Любая шутка должна быть сказана вовремя и если вы еще не можете быстро создавать юмористические высказывания, используйте готовые. Подберите в интернете анекдоты и цитаты и рассказывайте их при подходящей возможности. Это позволит вам стать душой компании и главным весельчаком, так что не игнорируйте этот способ, он так же весьма хорош.

Чтобы научиться шутить, необходимо знать, какие приемы и способы используются для превращения обычных ситуаций в смешные. Большинство шуток построено по одному и тому же принципу, поэтому я решил с вами поделиться формулами создания смешного и рассмотреть структуру построения юмора на простых примерах.

Формула: Как из несмешного сделать смешное

Как развить чувство юмора — это одно, а вот где брать темы для смешного — это совсем другое. Вам придется ввести в свою жизнь привычку наблюдать и анализировать происходящее, включать воображение и писать шутки как можно чаще.

Где брать темы для создания смешного?

Вы замечали, что юмор часто выходит из несмешных тем или событий? Проявив, немного смекалки, вы сможете найти его почти во всем.

При поиске тем руководствуйтесь следующими пунктами:

  • то, что происходит как-то неправильно;
  • вещи или люди, которые раздражают вас;
  • текущие события;
  • исторические события;
  • вещи, которые вам непонятны и недоразумения между людьми.

То, что находится у вас в сетапе, необязательно должно быть смешным. Чтобы составить убедительный панчлайн, вам нужно взять серьезную ситуацию и направить ее в правильное русло.

Запомните это важное правило! Ваши сетапы не должны быть смешными. Они всего лишь служат трамплином для панчлайнов. Я пишу это, так как заметил, что многие начинающие юмористы пытаются сделать свои сетапы смешными. Но этого делать не стоит.

Как написать шутку

Еще в школе ваши учителя наверняка учили вас многим правилам о том, как что-либо нужно писать. Иногда эти правила преувеличиваются, но, тем не менее, существует элементарная структура, которая должна просматриваться в определенном порядке при написании юмора.

  1. Сюжет
  2. Конфликт
  3. Развязка.

Попробуйте написать шутку с учетом этой простой структуры. Вам придется задействовать свое воображение и использовать свое чувство юмора и остроумие на все 100%.

Поставьте своего героя в безвыходное положение: загоните его на дерево!

Прием написания шутки

Бил Стейнтон объясняет эту формулу на более ярком примере:

  1. Ваш сюжет – загоните своего героя на дерево.
  2. Конфликт – бросайте в него камни.
  3. Развязка – спустите его обратно.

Здесь термин «герой» используется довольно условно, так как это может быть просто главный персонаж вашей истории. Если вы пишите политическую сатиру, то вашим «героем» может быть политик, которого вы терпеть не можете. В личном юмористическом рассуждении «героем» можете быть вы сами. Сюжет открывает читателю то, о чем пойдет речь в истории.

Конфликт наступает тогда, когда ситуация начинает распутываться и строится комедия. Этот конфликт, или же «бросание камней», должен быть обязательным элементом для того чтобы что-нибудь пошло не так. Да-да, чтобы получить юмор, требуется конфликт.

Прием написания шутки: «Бросание камней» или конфликт

А заключение («снятие героя с дерева») – это то, как вы заканчиваете свою историю. Иногда вы спускаете его аккуратно, но вы не обязаны делать это именно так. Говоря в переносном смысле, вы можете просто сбросить его всем на головы.

Рассмотрим пример, как придумывать шутку и писать смешное:

Возьмем небольшую статью на тему покраски комиком своей столовой. Читая ее, постарайтесь определить сетапы и панчлайны и ответить на такие три вопроса:

  1. Что является «деревом», и как комик залез туда?
  2. Что можно сравнить с камнями, которые комик бросает в себя или в кого-то другого?
  3. Как комик спускается с этого дерева?

Итак, поехали, история называется:

«Человек и малярная кисть: соучастники преступления»

Комедийная история одного комика

Когда я сообщил своим друзьям, что собираюсь покрасить столовую, они очень много всего советовали: «Ты только все тщательно укрой» и т.д. Но никто из них не удосужился сказать: «Переедь на недельку в другое место и найми для этого кого-нибудь».

Итак, я отправился в магазины выбирать цвет.

Производители никогда не назовут краску просто, типа «голубая», или «светло-зеленая», или «что-то типа оранжево-желтого». А нет, они наугад выбирают слова из новелл Эрнеста Хемингуэя. Я нашел цвета под названиями «открытое море», «соленое море». А также «ласкательный», «теплая шиншилла» и «гемлок». Да, гемлок. Они хотели продать мне цвет яда хвойного дерева.

«Больше всего времени занимает подготовка» – предупреждали друзья. Да, действительно: в моем случае подготовка заняла 7 месяцев.

«Подготовка» включала в себя 18 поездок в строительный магазин для покупки того, что забыл в предыдущий раз. Тебе же нужна не только краска, а щетки, валики и ворсистые насадки. А еще ванночки для краски и вкладыши для них. А еще малярная лента, стремянка и пиво. А еще тряпки, которые пожертвовал в «Миссию доброй воли» месяц назад.

Если у вас нет тряпок, вам нужно их приобрести. Например, те, что продаются в пакетах с надписью «тряпки для покраски», порезанные квадратиками по рецепту Марты Стюарт.

Большинство людей не знают этого, но выражение «тряпки для покраски» – в переводе с суахили означает «мы не можем поверить, что вы настолько тупые, чтобы тратить на это 6, 95 $».

Прием написания шутки: иронизируйте и растягивайте правду

Я решил, что обойдусь без защитной пленки, не зная, что через неделю ковер придется выбросить. Мне нужно было только укрыть все вокруг потолка и начать красить.

Однако я не знал, что существует два вида малярной ленты: которая клеится и которая отрывается. Я купил ту, что отрывается. Но она отрывалась не сразу. Сначала она ждет, пока ты несколько часов поиграешься, приклеивая ее, а только после этого падает.

Наконец, я купил правильную ленту, дизайнерские тряпки для покраски и кучу загадочных малярных гаджетов, о предназначении которых я не имел малейшего представления. Пришло время красить.

Я начал с потолка, аккуратно проходя по краям, задержав дыхание, чтобы не выйти за малярную ленту. Когда по краям было готово, я атаковал валиком.

Было удивительно наблюдать, как мои тусклые белые стены покрывались бургундским оттенком, который я назвал «местом преступления». Именно так выглядела комната после того, как ковер покрылся зловещими темно-красными пятнами.

Включайте воображение и пишите шутки

Под конец недели работы подошли к концу. Я был в восторге, но сейчас думаю, что так на меня подействовали химические пары.

Я выбросил ковер, спрятав это вещественное доказательство в мусорном баке. Пол моей новопокрашенной столовой теперь представлял собой грубую бетонную плиту, но это временно.

На следующих выходных я собирался стелить деревянный пол, что, по словам товарищей, должно было быть совсем несложно.

«Только внимательно все замеряй», — посоветовали они.

Я пообещал пригласить всех на обед после ремонта. Они улыбнулись и сказали: «Хорошо, увидимся в 2017 году» «.

Итак, давайте рассмотрим эту историю, составленную по формуле «герой на дереве».

Что является деревом, и как комик забирается туда?

Покраска столовой и есть «дерево». Комик залезает на него, собираясь сделать покраску самостоятельно, и при этом, намекая читателю, что он не знает, как это делается.

А что сравнимо с камнями, которые бросаются в персонажа? Многое. Комик забывает купить что-то и вынужден ездить в магазин 18 раз, ему приходится покупать необоснованно дорогие тряпки. Продавцы этих промокашек насмехаются над ним на языке суахили, малярная лента падает, столовая выглядит, как место убийства, и т.д.

Однако, обратите внимание, что не все камни комик бросает в себя. В начале истории он подшучивает над производителями краски, называя некоторые из названий их красок.

Конфликт можно развивать во многих направлениях.

А как комик «спускает себя с дерева»? Он заканчивает покраску и готовится к следующему этапу ремонта.

Как усилить комедийный эффект шутки

В некоторых жанрах понятие правды считается святым, но в юморе это понятие относительное. Делайте панчи, преувеличивая и растягивая правду. Даже в документальной литературе многое преувеличивается. Иногда наши читатели знают, что мы делаем это, иногда – нет, но гиперболизация значительно усиливает комедийный эффект. Посмотрите, как это делает профессиональный комик Дара О Бриэн:

Преувеличение и иногда использование чистой воды вымысла – это основной прием, используемый в приведенном примере-статье. Комик что, и вправду ездил в магазин 18 раз? Нет, скорее это было 5-6 раз. И что, на самом деле отдал на благотворительность все подходящие для ремонта шмотки? А «тряпки для покраски»: действительно ли это выражение на языке суахили означает «мы не можем поверить, что вы настолько тупые, чтобы тратить на это 6, 95 $»?

Запустите конфликт и вы запустите механизм комедии

Для создания комедии вам нужен конфликт. Увеличение конфликта посредством гиперболы зачастую усиливает комедийность. Запустите конфликт, и вы запустите механизм комедии. Однако, делать это нужно не всегда: распространение выдумок об определенных людях или компаниях может закончиться судебным иском или даже чем-то худшим. Если вы что-то выдумываете о конкретных людях, продуктах и т.д., по контексту должно быть четко видно, что это юмор, а не критика.

О чем тогда можно писать? Это зависит от многих факторов: кто является предметом вашей шутки, каков ее контекст, ясно или нет, что ваше преувеличение является пародией, а также значение имеет страна, в которой вы живете.

Прием написания шутки: преувеличение

В одних странах успешные политики могут даже выступить в телевизионном шоу, тогда как в других могут приговорить комиков к смертной казни. В Украине комики шутят над властью, например 95 квартал, в России же так над президентом не шутят. В США суды приняли двойные стандарты, предоставив комикам больше свободы в высказываниях о знаменитостях, чем о простых людях.

Если вы не уверены, проведите исследование законов вашей местности. А лучше – будьте поосторожней в отношении фабрикации сведений о конкретных людях и фирмах. А в более безобидных вещах, как в статье о покраске, например, не бойтесь «растягивать» правду.

Растягивайте правду в шутках для громкого смеха

Растягивание правды — это хороший способ увеличить силу юмора. Ну, а если вы хотите увеличить силу своего юмора еще больше, оставляйте заявку на бесплатный вебинар, на котором вы узнаете, как развить чувство юмора легко и быстро, а также о других эффективных приемах написания шуток.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *