Как научиться сочинять

Как научиться сочинять

Знать

Что такое нужно знать, чтобы писать лучше? Прежде всего, вспомним, что мы знаем о ритмике стиха. Под стихотворным размером понимают правила чередования безударных и ударных слогов в строке. Стихотворные размеры делятся на двусложные (хорей и ямб) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий и анапест). Именно ритм отличает стихи от прозы. Мы не будем подробно рассматривать этот пункт. В Интернете вы сможете найти описание каждого стихотворного размера с примерами.

Да, этап изучения ритмов может показаться скучным и сложным. Но главное, научиться их чувствовать и различать. Вам не придётся часами думать о том, какой тип слов подходит к выбранному размеру. Как только вы отработаете навык, всё пойдёт намного легче.

А нужно ли это вообще, ведь многие благополучно сочиняют стихи и без знаний теории? Решать вам. Помните, что, освоив ритмику, вы попрощаетесь с нескладными стихами.

Ещё одним секретом является знание и применение различных художественных средств. Метафора, метонимия, гипербола, аллегория, сравнения — вот лишь небольшой перечень изобразительных приёмов, позволяющих сделать стихи менее плоскими.

Мощным импульсом для вас станет ежедневное чтение стихов. Это очень важный этап! Без него не надейтесь сочинить что-нибудь стоящее. Не исключено, что и Пушкин не смог бы стать гениальным поэтом, если бы не читал чрезвычайно много. Вы сами почувствуете, как после прочтения любимого поэта начнёте говорить стихами. Старайтесь чередовать классику и творчество современных авторов. Знакомство с разными стилями и формами повысит качество ваших стихов и сделает их менее однородными.

Полезные советы

1. Повышайте общую грамотность. Ваши стихи вызовут смех, если в них будут нарушения согласования членов предложений, неправильные употребления причастных и деепричастных оборотов и тому подобные ошибки. Исправить их в стихотворениях зачастую невозможно.

2. Рифмы должны быть точными. В хорошей рифме совпадает и ударная гласная, и следующие за ней согласные. Если поначалу вам сложно их придумывать, обратитесь к электронным словарям рифм.

3. Расширяйте свой словарный запас. Всё просто: читайте-читайте-читайте! Книги — это не только кладезь интеллектуальных знаний, но также источник слов для вашего лексического запаса. Повышение словарного запаса — путь к свободе! Также полезно будет обращаться к словарям синонимов.

4. Пишите как можно чаще. Ваш уровень мастерства напрямую зависит от того, как часто вы практикуетесь. Напишите 100 стихов, и несколько из них, поверьте, будут потрясающими. Помните слова Э. Хемингуэя: «Я пишу одну страницу шедевра на девяносто одну страницу дерьма, а потом моя цель — выбросить дерьмо в мусорную корзину».

5. Пишите обращения. Возникает вопрос: о чём писать? А знаете ли вы, что послания — это целый жанр литературных произведений. Все великие поэты-классики писали стихотворные обращения. Вам всегда есть что сказать вашим друзьям, так почему бы не сделать это в виде стиха? Им будет приятно, поверьте.

Как только вы начнёте применять данные рекомендации, ваше мастерство стихосложения резко повысится. Вы сэкономите время и больше не будете входить в творческий ступор. Успехов вам!

Теги: полезные советы, стихосложение, рифма, стихи, написание

Мастер — класс » Сочинять стихи — легко!»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Новый Оскол Белгородской области»

» Сочинять стихи — легко!»

Мастер — класс

Русский язык, 2 класс

Подготовила учитель начальных классов

Зозуля Наталья Васильевна

Новый Оскол

» Сочинять стихи – легко!» Мастер – класс. Русский язык, 2 класс»

Тема проекта: «Рифма»

Цель проекта: 1.Постичь некоторые секреты рифмы

2. Научиться сочинять стихи

3.Составить сборник стихов обучающихся 2 «А» класса.

Задачи проекта: 1. Найти сведения о рифме

2.Уточнить, что умеет рифма

План мастер класса:

I. Организационный момент:

1.Вводное слово:

Чтобы разделить детей на группы я использую игровой момент: «Поможет нам в этом вот этот интересный цветок. Каждый из вас может взять из этого цветка один лепесток. Дети, у кого в руках оказался красный лепесток садятся за эти столы, с синим лепестком занимают следующие места, далее с белыми лепестками и последние столы занимают ребята с жёлтыми лепестками.

Для того чтобы настроить детей на работу я использую такие слова:

«Посмотрите, какая прекрасная погода за окном. Какое время года наступило? Правильно. За окном весна. Самое чудесное и необыкновенное время года. А какие изменения происходят в природе весной?

-п/о Тает снег, распускаются почки, появляются первые цветы.

Верно. Всё вокруг оживает, просыпается. Хочет прыгать, скакать, радоваться. Одним словом — весной душа поёт. В такое чудесное время года хочется, чтобы всё вокруг было необычным. Поэтому сегодня мы с вами проведем необычный урок русского языка и попробуем свои силы в поэзии.

2. Определение темы проекта.

Для того чтобы дети сами определили тему проекта я использую наводящие вопросы.

«А так как мы с вами заговорили о поэзии, давайте вспомним, какие произведения мы относим к поэтическим?

— п/о К поэтическим произведениям мы относим стихи.

— Вспомните стихотворение А.Л. Барто о весне, которое мы недавно учили наизусть и расскажите, пожалуйста.

-п/о А.Л.Барто «Веревочка».

— Замечательное стихотворение! А какие характерные признаки стихотворного текста мы знаем?

-п/о Характерными признаками стихотворного текста являются рифма и ритм.

— Правильно! Исходя из данных знаний, давайте попробуем с вами определить тему нашего проекта.

— п/о Тема нашего проекта «Рифма»

— Молодцы! Правильно! У вас на столах есть листы для работы. Запишем в них тему проекта.

Для определения целей проекта продолжаю беседу с детьми:

«А хотите ли вы узнать секреты рифмы? Да! Тогда давайте определим цели нашего проекта.

п/о Целью проекта может стать открытие новых секретов рифмы.

— Верно! Цель нашего проекта — постичь некоторые секреты рифмы и научиться сочинять стихи. Но чтобы достичь цели нам надо поставить перед собой задачи, решение которых и поможет нам прийти к нашей цели. Как вы думаете, что помогает нам раскрывать секреты неизведанного?

п/о Чтобы раскрыть какие — то секреты нам необходимо обратиться к книгам.

— Правильно! Поэтому наша задача — найти сведения о рифме. А так же узнать, что может рифма. Цели и задачи перед нами поставлены, можно приступать к работе»

II. Работа с проектом.

Предлагаю детям поработать со словарём, чтобы выполнить поставленные задачи:

1. » Что такое рифма? Обратимся к «Толковому словарю» Сергея Ивановича Ожегова. Давайте вспомним, в каком порядке располагаются слова в словаре и найдём значение слова рифма.

-п/о Рифма — это созвучие концов стихотворных строк . Об этом мы можем прочитать в «Толковом словаре» Ожегова.

Однозвучие конечных слогов в стихах, красный склад — так о рифме говорится в словаре В.Даля. Слово рифма пришло к нам из греческого языка.

Что значит — рифмовать?

— п/о Подбирать слова для получения рифмы.

— Кого называют рифмоплёт?

— п/о Плохой сочинитель стихов».

Предлагаю детям подумать, кто о рифме говорит в рифму?

2.Поэты воспевали рифму в своих стихах

Сладкозвучная богиня,

Рифма золотая,

Слух чарует,
Стих созвучьем
Звонким замыкая…

Фёдор Сологуб

Рифмы, милые мои,

баловни, гордячки!

Вы — как будто соловьи…

Вы — как музыка за мной …

Вы – как будто шар земной …

Булат Окуджава

А теперь предлагаю детям закрепить свои знания о рифме в практической работе.

3. Прочитайте стихотворение.

-Теперь,-

Сказал мне человек,-

Пора и нам сыграть.

Я буду доставать слова,

Ты должен рифмовать.

Достал он слово кочка,

А я ответил: бочка,

И строчка, и сорочка,

И сразу два листочка,

И на прощанье — точка.

Какие слова в нём рифмуются? Выпишите эти слова.

Продолжая урок, настраиваю детей на раскрытие новых секретов рифмы и знакомлю с видами рифм.

4. Виды рифм

Рифма бывает парная:

Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.

Рифма перекрёстная:

Кошка на окошке

Рубашку шьёт,

Курочка в сапожках

Избёнку метёт.

Рифма опоясывающая:

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Для того чтобы дети могли воспользоваться данными знаниями на практике, предлагаю следующее задание.

Выпишите различные виды рифм из стихотворения.

Для расширения знаний детей о рифме сообщаю следующие сведения:

5. Где встречаются рифмы?

В фольклорных произведениях: в загадках , пословицах , потешках , закличках , в шутках , прибаутках, в стихотворениях, поэмах, в баснях и былинах, в песнях и балладах, в прозе…

6. Найдите рифму в прозе

Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает – мурашей да козявок из-под коры выпугивает; кругом ствола обежит, никого не проглядит.

Для того, чтобы дети немного отдохнули, включаю в урок игровой материал и творческое задание.

7. Что умеет рифма?

а) загадки разгадывать:

Живёт спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет …

б) составлять акростих (отгадка прячется в загадке)

Закряхтел медведь во сне,

Ахнул филин на сосне…

Я под кустиком лежал,

Целый вечер продрожал!

в) запутывать:

В небе месяц и звезда —

Значит, это полдень? …

Если любишь ты балет,

То пойдешь в театр? …

г) шутить:

Простой вопрос для малышей,

Кого боится кот? …

Охранять муку и рис

Пригласим домашних …

д) играть в буриме (от франц. bouts rimes -«зарифмованные концы») — сочинять стихи на заданные рифмы. Например: цветок- листок.

Вот и пригодились нам волшебные лепестки цветка ещё раз. Поиграем в буриме. Сочините стихи на заданные рифмы, которые предлагают вам лепестки. Кто хочет прочитать своё стихотворение?

Чтобы дети смогли использовать полученные на уроке знания, предлагаю групповую работу.

8. Сочините стихи на заданные рифмы.

А теперь приступим к творческой работе в группе. У вас на столах есть заготовки страниц нашего сборника стихов. Попробуйте сочинить стихи на заданные рифмы. Запишите их на страничку.

Для подведения итогов работы, задаю детям вопросы.

III. Итог работы:

Что мы узнали о рифме?

— Значение слова «рифма».

— Кто о рифме пишет в рифму.

— Какая бывает рифма.

— Где она встречается и что умеет?

— Трудно ли сочинять стихи?

Вот у нас получился небольшой сборник ваших стихов. Вы можете продолжать сочинять стихи на любые темы и радовать ими ваших друзей, родителей, младших сестренок и братишек.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *