Как научиться учиться?
In this article we give consideration to the important verbs, which you, probably, often see during your study process. We provide you with the definitions of the verbs: «учить» , «учиться» , «изучать» and «уметь» , look at the semantic and grammar differences between them and learn the way to use them correctly.
1. «Учить» (to learn) — is the process of acquiring or transmitting knowledge. In this case, we use nouns in the accusative case with the verb «учить». The structure can be as follows: «Subject + information» and «Subject + object + verb».
Учить (or выучить) + что — To learn + what.
Учить (or научить) + кого + инфинитив — To learn (or study) + who + infinitive.
Мой сын учит математику — My son learns math.
Папа учит ребёнка плавать — Father teaches his child to swim.
2. «Учиться» (to learn/to study) — is also learning process but it is a reflexive verb, that means fulfillment of an action directed to one who does this action.
Субъект + возвратный глагол + у кого — Subject + reflexive verb + who.
Мы многому научились у преподавателя — We learned a lot from our teacher.
Субъект + возвратный глагол + чему — Subject + reflexive verb + what.
В детстве он быстро учился теннису — He studied how to play tennis very quickly in his childhood.
Субъект + возвратный глагол + инфинитив — Subject + reflexive verb + infinitive.
Она долго училась играть на фортепиано — She studied playing the piano for a long time.
3. The verb «изучать» (to study/to investigate) means the attentive, thorough and sometimes long study process of any object.
Субъект + действие + что — Subject + verb + what.
В университете мы два года изучали теорию вероятностей — We have studied probability calculus for two years at the university.
Субъект + действие + кого — Subject + verb + what.
Он внимательно изучал человека, сидящего напротив — He was attentively studied the man sitting in front of him.
4. «Уметь» (can/to be able to) — means to be able to do something that you have learned. This is the result expressed in infinitive.
Субъект + действие + инфинитив — Subject + verb + infinitive.
Я умею играть в шахматы, но не умею водить мотоцикл — I can play chess but I cannot drive a motorcycle.
Он умеет выращивать красивые цветы — He can grow beautiful flowers.
Резник Юрий Михайлович, доктор философ. наук, профессор, главный редактор журнала «Личность. Культура. Общество»:
— Я отвечу просто: слагаемые хорошей учебы, как и любого стоящего дела, – драйв, кураж и кайф. Слова хотя и иностранные, но очень точно выражающие смысл желаемого для многих молодых людей. Попробую их определить с точки зрения первоначальных значений, а не тех наслоений, которые привнесены позже массовой культурой и вошли в обыденное соз-нание и разговорную речь нашей молодежи. Секрет хорошей учебы я вижу:
— во-первых, в драйве (как еще неосознанном побуждении, влечении и стремлении удовлетворить свою потребность в чем-либо), чтобы всегда были хорошее настроение и неиссякаемый интерес к жизни. И чтобы не было конфликта драйвов, т.е. ситуации, в которой молодой человек вынужден был бы выбирать неприятный для себя и требующий моральных издержек способ поведения. Тогда учителя, одноклассники и родители будут восприниматься нами как люди, которые приносят удовлетворение наших потребностей – в знании, удовлетворяющем нашу любознательность; общении, радующем нас своей непосредственностью и доверительной атмосферой; наконец, опыте предыдущих поколений, дающим нам в качестве примера необычайные вариации жизненных путей.
— во-вторых, в кураже (от фр. courage – смелость), т.е. в решительности и непринужденности поведения, связанного с риском и требующего от нас сильных волевых качеств и огромной энергии. Я, разумеется, не предлагаю играть в «русскую рулетку», чтобы испытать себя на прочность. Но ведь молодым людям есть, где проявить свою решимость – в учебе, спорте и т.д. Например, иметь мужество не согласиться с преподавателем по интересующему тебя вопросу – это тоже кураж. Все это и многое другое дает уверенность в себе и готовность придти на помощь слабым и нуждающимся.
— в-третьих, в кайфе (как расслабленном состоянии, доставляющим удовольствие) от процесса жизни и творчества, а не от курения, спиртного и пр. Кайф я здесь понимаю как своего рода творческий экстаз, умение расслабиться, чтобы получить удовольствие от полета мысли, фантазии, красивого и доброго поступка. Кайф не ловят, его получают как заслуженную награду в процессе упорного и самоотверженного труда. Легкий кайф и пустое безделье губительны для молодых людей также как постоянное употребление яда в малых дозах. Чаще всего они предпочитают отделять учебу как напряженный труд от кайфа как ничегонеделанья и откровенного безделья. А важно как раз научиться расслабляться и получать кайф от учебных занятий, проживая полноценно каждый миг своей жизни и обращая в свою пользу все, что нам дают другие люди – учителя, одноклассники, друзья и знакомые. Кайф есть везде и во всем, его только надо суметь получить. Это – наша «золотая рыбка». А как говорится, без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Это замечательно учиться в 11-м классе. Столько потрясающих впечатлений и событий. И так много всего ожидает впереди.
В жизни же более эффективен тот, кто умеет учить себя сам. Насколько вы владеете этим умением?
Собственному обучению можно и нужно учиться, как и любому другому делу, и, если вы этот навык приобрели, освоение любого нового дела (будь то пользование Word`ом, вождение автомобиля или руководство коллективом) станет для вас если не легким, то, по крайней мере, чем-то понятным и предсказуемым.
Основное правило, которое вам нужно знать как практику: всякое вновь формируемое умение вначале существует в развернутом и осознаваемом виде, только позже, после отработки, сворачиваясь и уходя из поля сознания.
Это можно сформулировать и сильнее: умение будет тем лучше сформировано, чем лучше оно было развернуто и осознано на этапе формирования и лучше свернуто на этапе отработки.
Если вы видите, как кто-то нечто очевидно сложное делает легко, одним движением и в одно мгновение, не торопитесь повторить это в том же стиле — зачем вам ненужные разочарования? Вместо этого попросите сделать это еще раз медленно, разложите сложный процесс на шаги и детали, поймите внутренний план (рисунок, замысел) и выполните по шагам, максимально осознавая каждую деталь. Получите удовольствие от качественного, точного и осознанного выполнения каждой детали. И только потом потренируйте скорость, доведя технику до автоматизма.
Основные этапы обучения новому навыку можно хорошо описать, рассматривая степень осознанности выполнения действия и компетентность (успешность его выполнения). Скомбинировав оси осознанности и компетентности, легко выделить четыре состояния:
- неосознанная некомпетентность,
- осознанная некомпетентность,
- осознанная компетентность,
- неосознаваемая (бессознательная) компетентность.
Это не просто состояния, а еще и обязательная их последовательность. Смотрите схему: круговая стрелка в середине показывает последовательность смены этих состояний в процессе успешного обучения.
- Любое новое дело, пока вы его не освоили, кажется длинным, страшным и противным.
- Начиная учить себя новому и лучшему, на некоторое время разучиваешься делать по-старому и поэтому делаешь все только хуже.
- Новое умение будет тем лучше сформировано, чем лучше оно было развернуто и осознано на этапе формирования и лучше свернуто на этапе отработки.
- Хорошо освоив новое дело, начинаешь удивляться всем окружающим: почему же они не пользуются этим, таким простым и полезным, навыком?
У кого развито умение учиться?
Умение учиться развито у детей: им все новое интересно, весело и хочется пробовать. Когда человек взрослеет, душа его начинает лениться, ум начинает «костенеть» — и учиться ему уже не хочется. Еще бы: ведь это связано с затратами сил — а это так лень… Человек начинает бодаться, закрываться от нового, обманывать себя и окружающих на тему того, что «это невозможно…», «это неестественно», «мне не дано», «я не смогу» и прочими красивыми и бестолковыми словами. Чем больше себе он врет — тем больше в свои россказни верит — тем сильне его нежелание и неумение учиться. Становится лень думать — возникают шаблоны, привычные реакции, необдуманные, а потому что все так и я так… Однако, если будучи даже взрослым (формально, по возрасту) — человек продолжает учиться, внимательно слушает то новое, которое может услышать, то ситуация получается иная.
Нас не учили учиться, а это то, что так важно в наше время, когда вокруг море возможностей для образования. И зачастую именно способность к быстрому обучению является преимуществом и главным фактором успеха.
Чтобы быстро обучаться, нужно обратить внимание на пять важных элементов. Вот они.
1
Содержание
- Цель
- Деконструкция
- Быстрая практика без отвлечений
- Промежуточные повторения
- Мастерство
- Желание учиться
- Поставьте реальную цель
- Ищите хорошие курсы и материалы для обучения
- Время для занятий
- Не перегорите
- Ведите конспекты
- Заведите тетрадь для вопросов
- Совет для творческих людей и не только
- Постоянно практикуйте
- Чем дальше, тем легче
- Ищите единомышленников
- Пусть вас не смущают вынужденные перерывы в обучении
- Три опасных кризиса в обучении
- Берегитесь перфекционизма
- Дайте уму отдохнуть
- Не бойтесь ошибаться!
- Замечайте свои успехи
- Читайте также:
Цель
Ваше обучение должно быть ориентировано на результат. Фактический конечный результат и будет использоваться в качестве измерения вашего навыка. Таким образом, не нужно ставить абстрактные цели вроде «Хочу научиться играть на пианино», «Хочу научиться вязать» или «Хочу стать веб-разработчиком».
Ощутимый результат можно увидеть или ощутить:
- Создать электронную книгу и начать ее продавать
- Написать программу для подсчета месячных трат
- Создать сайт
- Завести блог и написать в нем 50 статей
- Создать YouTube-канал и снять для него 10 роликов
- Снять короткометражный фильм
Например, если вы хотите стать программистом, то за вас будет говорить продукт: напишите чат-бота для мессенджера, чтобы пользователи оценили его и дали советы по улучшению.
Можете добавить крайний срок, если хотите. На некоторых людей это действует отрезвляюще, другие же получают изрядную долю стресса. Так что действуйте по обстоятельствам.
Размышляйте о том, какого результата добьетесь и в чем он будет выражаться. Не нужно заниматься развитием навыка, не понимая четко, что будет сделано.
Ключевые вопросы:
- Чего конкретно я хочу достичь через Х месяцев?
- Как выглядит завершенный продукт?
2
Деконструкция
Сделайте процесс освоения навыка поступательным, разделив его на небольшие компоненты. Это очень важно.
Пример: чтобы научиться разрабатывать сайты нужно приобрести несколько суб-навыков, таких как знание HTML, CSS, JavaScript, внутренний скриптовый язык, SQL и многое другое.
Все эти суб-навыки нужно осваивать по одному. Безусловно, настанет момент, когда их нужно будет объединить и научиться пользоваться в комплекте, но основной упор делайте на маленькие победы.
Ключевые вопросы:
- Каковы самые маленькие компоненты этого навыка?
- Какие ресурсы я буду использовать, чтобы изучать суб-навык? Это могут быть книги, онлайн-курсы, семинары, видео-лекции.
- Есть ли инструменты, которые я могу освоить сразу, чтобы начать практиковаться?
3
Быстрая практика без отвлечений
Практика должна быть введена как можно скорее. По возможности, в первый же день обучения. И это не шутка. Если вам советуют сначала прочесть несколько книг, а потом браться за дело, игнорируйте этот совет. Вам нужно начать двигаться сразу же, даже если будет получаться полная белиберда.
При этом нужно убрать все отвлечения. Вот советы, которые могут пригодиться:
- Никакого интернета.
- По возможности уберите и телефон.
- Найдите наставника, который быстро будет отвечать на ваши умные и глупые вопросы.
- Практикуйтесь как минимум раз в день.
- Понижайте барьер для своей практики: если хотите играть на гитаре, держите ее перед глазами.
- Если для вас этот навык действительно важен, придется жертвовать развлечениями, ведь в сутках по-прежнему остается 24 часа.
- Создайте чек-листы, чтобы быстро начать.
- Создавайте аналогии и метафоры, чтобы лучше понимать материал.
Ключевые вопросы:
- Что я должен удалить из своего окружения, чтобы лучше фокусироваться?
- Что должно в моей жизни измениться, чтобы мой азарт не пропал?
- На каких площадках можно задавать вопросы?
- Есть ли у меня список вопросов, которые я задам при первом же случае?
- Как можно быстро получить обратную связь?
- Я фокусируюсь на тех вещах, которые помогут продвинуться дальше или топчусь на месте?
4
Промежуточные повторения
Навыки затачиваются медленно и скучно, но при этом быстро забываются. Если вы не будете повторять информацию, то не разовьете навык.
Установите преднамеренные интервалы повторения, используя карточки. Достаточно часто повторяйте информацию, чтобы нейронные связи оставались сильными.
Ключевые вопросы:
- Каким образом повторять материал и тренировать навык, чтобы не забыть его?
- На каких основных аспектах навыка я должен концентрироваться прежде всего?
5
Мастерство
Первые четыре шага дадут вам прочный фундамент понимания и опыта для достижения истинного мастерства. Но что отличает хорошие результаты от прекрасных? Отличает их количество часов преднамеренной практики, которые вы вкладываете и то, насколько активно вы ищете способы улучшить свое мастерство. Большинство экспертов достигают комфортного уровня для заработка денег и остаются на нем всю оставшуюся жизнь.
Настоящий мастер совершенствуется каждый день. Если вы решили привить навык и стать в нем профессионалом, то:
- Анализируйте работы настоящих мастеров
- Найдите свои слабые места и избавьтесь от них
- Постоянно читайте книги по теме
- Учите других
- Найдите тех, кто лучше вас и улучшайтесь на контрасте
- Достигните совершенства в одном компоненте, затем в другом и так далее
Желаем вам удачи!
Ключевые слова:1LLL
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 Подробности Обновлено: 12.07.2019 18:17 Juliana_K Поделитесь в сети:
Я настоящая маньячка самообучения. Самостоятельно изучаю английский, хорватский языки, русский язык и литературу, успешно прошла курсы рисования, слепой печати, html (для начинающих), психологии. Всего и не припомнишь…
В общем, я решила написать статью для всех, кто уже учится или только хочет самостоятельно учиться, на основе своего опыта. Некоторые советы уникальны, и никогда я подобного в сети не встречала.
Вы решили обучиться чему-то новому. Выучить, наконец-то, итальянский язык, научиться делать сайты, создавать эффективную рекламу, освоить фотошоп, научиться грамотно писать, печатать десятью пальцами, хорошо рисовать, вязать, шить одежду. А может, вас заинтересовала география, история, другие науки? Мы живем в замечательное время, когда нам доступны огромные объемы информации. Мы можем изучать очень многое, не выходя из дома. В Интернете есть курсы, лекции, статьи, книги от самых крутых профессионалов. Можно жить в маленькой деревне и учиться у знаменитого преподавателя из большого города.
Однако прежде чем начать, давайте узнаем, как сделать это самое обучение проще и эффективнее. Как не бросить его после первых же уроков, не разочароваться. К сожалению, многие люди просто не умеют самостоятельно учиться.
Желание учиться
Вот, пожалуй, самое главное, что вам нужно. Не будет большого желания или важной причины – ничего не получится. Сначала вы чувствуете энтузиазм, потом он пройдет, настанет рутина. Будут трудные этапы обучения, вам понадобятся все усилия, чтобы их пройти. И все, что будет двигать вас вперед, это та самая причина. На одной силе воли долго протянуть нельзя, не пытайтесь. Вспомните, когда вы доводили до конца какое-нибудь большое, трудоемкое дело. Что вас вело к победному финишу? Интерес, желание или важная причина.
Поставьте реальную цель
Трудности в обучении появляются у тех, кто нечетко представляет, к чему именно он стремится. Не нужно общих целей типа: «Я хочу свободно владеть английским». Что именно вы будете делать со своим английским? Регулярно общаться с иностранцами или смотреть фильмы и читать статьи на англоязычных сайтах? Что вы хотите рисовать – комиксы, портреты карандашом? А может, пейзажи акварелью? Планируете ли со временем стать профессионалом, сдать какой-то экзамен, участвовать в конкурсах? Или учитесь для своего удовольствия? Конечно, нужно развивать все навыки: нельзя сказать, что вы владеете английским, если не умеете на нем говорить. Но главный упор в обучении делайте именно на вашей цели.
Ищите хорошие курсы и материалы для обучения
Не пытайтесь хаотично выхватывать информацию с просторов Интернета: «Сейчас я научусь рисовать глаза, а завтра – цветок или кошку. Сегодня я выучу вот этот список глаголов, а завтра – как образуется будущее время». Лучше всего учиться по таким курсам, где последовательно, урок за уроком опытные преподаватели ведут от самых азов к сложным правилам и навыкам. Такой курс — основа вашего обучения. Но вы можете самостоятельно дополнять его другими статьями, уроками из Интернета, чтобы повторить, уточнить или потренировать изученное.
Время для занятий
Для серьезных занятий понадобится минимум час в день. Лучше два-три часа. Можно разделить это время: немного позаниматься днем, а потом вечером продолжить. Некоторые люди лучше учатся утром, до двенадцати часов дня. Другие в вечернее время – после шести. Днем наш мозг немного расслаблен, забит текущими проблемами, и у всех способности к обучению одинаково средние. Если есть возможность выбирать, найдите для себя самое подходящее время. Это улучшит эффективность обучения в несколько раз.
Не перегорите
Обучение – это не спринт. Это – длительный марафон. Если возьмете слишком быстрый старт, то рано выдохнитесь, и вам придется сойти с дистанции. Если сейчас, на энтузиазме, начнете заниматься по пять-восемь часов в день, через неделю вам это наскучит, и постепенно занятия сойдут на нет. Сохраняйте ровный, спокойный темп, никогда не переутомляйтесь и не мучайте себя.
Ведите конспекты
Кратко записывайте важную информацию, правила. Так лучше запоминается, а еще по конспектам вы сможете легко повторить пройденный материал. Конспекты помогут, когда будете применять знания на практике, — за пару минут можно что-то подсмотреть, уточнить.
Читайте также: Лучший способ ведения конспектов: битва между количеством и качеством
Заведите тетрадь для вопросов
Во время самостоятельного обучения постоянно появляются вопросы. Обязательно записывайте их. Потом пробуйте найти ответы в Интернете или, если не получится, спросите у профессионалов или более опытных учеников.
Совет для творческих людей и не только
Это относится ко всем, кто решил обучаться творческому занятию: фотографии, музыке, рисованию, рукоделию и пр. Часто на курсах рисования приходится видеть печальное зрелище, когда человек учится рисовать, и каждый день рисует неинтересные ему вещи «для тренировки». Думает: «Вот научусь, и тогда буду рисовать то, что мне нравится». В результате желание рисовать быстро пропадает. Бывает, зададут рисование на свободную тему, и ученик рисует… компьютер. Если спросить: «Почему вы выбрали именно компьютер? Какие чувства он у вас вызывает? Что вы хотели сказать своей работой?», он ответит: «Да ничего. Это рисунок для тренировки». Он нарисовал первое, что попалось на глаза! Но вы же художник! Будьте художником с первых же рисунков. Отвлекитесь от компьютера, выйдите на улицу, хотя бы залезьте в кладовую. Найдите то, что вызовет в вас чувства, эмоции. Пусть даже негативные. Пусть ваш рисунок пока технически неумелый, но он уже выражает вас, как художника. Конечно, придется много рисовать и «учебных» постановок, но не забывайте о том, что вы уже художник. Выражайте себя, используйте полученные знания, импровизируйте.
Постоянно практикуйте
Старайтесь тут же применять на практике то, чему научились. Например, если начали учить английский язык, заведите дневник и пытайтесь вести его на английском. Выразите двумя-четырьмя фразами то, чем сегодня занимались, как себя чувствуете. Например: «Понедельник, 7 мая. Сегодня я много учился. Устал. Идет дождь». Ищите нужные слова в словаре. Не бойтесь ошибаться. Пытайтесь читать простые книги (есть специальные книги, адаптированные для самых-самых новичков). Если вы, например, учите русский язык, и изучили, что такое вводные слова, откройте любимую книгу и найдите как можно больше вводных слов. Механически заученные правила, которым мозг не может найти практическое применение, быстро и бесследно выветриваются из головы.
Чем дальше, тем легче
Если вы давно ничему не учились, вначале будет трудно. Но память и внимание быстро натренируются, и вы заметите, что сосредотачиваться и запоминать новый материал станет все проще.
Ищите единомышленников
Группы в соцсетях, сайты, форумы, где многие люди учатся или занимаются тем, что вас интересует. Сама атмосфера такого сообщества единомышленников постоянно вдохновляет к дальнейшему обучению. Еще вы найдете там много новой, полезной информации и сможете задавать вопросы (не забыли про тетрадь для вопросов?)
Пусть вас не смущают вынужденные перерывы в обучении
Если учебный курс рассчитан на полгода, год и более, у вас непременно будут перерывы. Это и болезни, и другие непредсказуемые обстоятельства. Будьте готовы к этому и непременно при первой возможности возвращайтесь к учебе. Начинайте с легкого повтора пройденного материала.
Три опасных кризиса в обучении
Есть три опасных рубежа или кризиса в обучении, когда подавляющее большинство людей сдаются и бросают занятия. Вам понадобится сила воли и упорство, чтобы преодолеть эти рубежи. Первый кризис появляется в самом начале, после первых же занятий. Почему-то именно на этом этапе половина учеников бросают занятия, хотя вроде бы им было интересно, но… «когда-нибудь потом я вернусь к этому». Не поддавайтесь на эту мысль. «Потом» уже настало. Второй опасный кризис наступает в середине, когда энтузиазма уже маловато. Вдруг вы наткнетесь на очень сложную тему, которую будете долго «долбить», но получатся это будет плохо. И вы начнете откладывать занятия под разными предлогами, пока не забросите их навсегда. Не сдавайтесь! Вспомните дела, которые вы бросили на середине из-за возникших сложностей. Так делают три четверти людей. Хоть как-нибудь, хоть худо-бедно преодолейте злосчастную тему и идите дальше. Третий кризис, как ни странно, наступает, когда до финиша остается всего ничего. Вы вдруг почувствуете, что силы вас оставили, и появится большой соблазн закончить прямо сейчас, досрочно. Не делайте этого! Только очень немногие, примерно, один человек из десяти-пятнадцати, умеют завершать начатые дела. Станьте этим человеком.
Берегитесь перфекционизма
Стремление к совершенству – главный враг в обучении. Не позволяйте перфекционизму тормозить вас. Обычно он проявляется в желании довести какие-нибудь знания или умения до «совершенства», прежде чем переходить к следующей теме или уроку. Не поддавайтесь. Вы застрянете и потеряете интерес к учебе. Ваша задача: идти все вперед и вперед. Подтягивать знания и совершенствовать умения можно будет как во время изучения других тем, так и когда пройдете курс до конца. То, что сейчас вам кажется сложным, вскоре будет получаться легче.
Дайте уму отдохнуть
Если нужно пройти какую-нибудь сложную тему или посмотреть тяжелую для понимания, нагруженную информацией лекцию, делайте частые небольшие перерывы. Например, вы смотрите лекцию и каждые десять минут ставите видео на паузу и отдыхаете. Заодно обдумываете и «перевариваете» только что услышанные сведения. Так вы будете более внимательными. Иначе внимание быстро рассеется, и большая часть ценной информации пройдет мимо. Смотрите важные лекции по два-три раза.
Не бойтесь ошибаться!
Во время учебы вы будете делать много ошибок. Поэтому уже сейчас меняйте к ним отношение, подружитесь с ними. К сожалению, большинство взрослых людей сохраняют еще школьное отношение к ошибкам. Они боятся ошибиться и стыдятся, если делают что-то неправильно. Расслабьтесь! Вы уже выросли, и вас никто не станет ругать или стыдить. Поймите, что если вы ошиблись, это не значит, что вы плохой или глупый (как это часто внушают нам в детстве). Ошибки – это просто маячки, сигналы, указывающие, над чем еще нужно поработать. Или что вы устали, плохо сосредоточились. И все! И не более того.
Замечайте свои успехи
Мы склонны обращать внимание только на ошибки, на то, что еще плохо знаем или что нам не дается. Поэтому сознательно замечайте свои успехи, даже самые маленькие. А они всегда есть.
Вот и все советы.
Ничего сложного. Пробуйте, придумывайте свои способы учиться, запоминать новую информацию, отрабатывать навыки. Может быть, со временем у вас появятся свои наработки. И вы расскажете о них миру.
А пока желаем вам удачи! Не ждите идеального времени, чтобы начать учиться, — начните сегодня. Сохраните статью, чтобы перечитать еще раз.