Как перестать бояться ужастиков?

Как перестать бояться ужастиков?

Содержание

Побороть страхи и тревогу, негативные эмоции и переживания, которые способны разрушить и организм, и жизнь человека, под силу практически каждому.

Тревога и страх – естественные эмоции, которыми природа наделила человека. В трудной ситуации они помогают ему, мобилизуя физические и психические ресурсы, а в момент опасности даже могут спасти жизнь. Но у некоторых людей эти негативные состояния проявляются как будто без причины. На самом деле причина есть, просто она сокрыта глубоко в подсознании. Например, люди, которые пережили серьезные трудности или тяжелые потрясения, начинают опасаться, что подобная ситуация может повториться в будущем.

Как рассказали специалисты Центра медицинской профилактики министерства здравоохранения Краснодарского края, когда человек начинает переживать или чего-то бояться, он испытывает не только негативные эмоции, но и определенные физиологические реакции. У него напрягаются мышцы, учащается сердцебиение, появляется ощущение озноба и нехватки воздуха в груди. Руки начинают дрожать, усиливается потоотделение. При этом в голове роятся навязчивые мысли, воображение рисует всяческие неприятные картины, усиливая ощущение беспокойства.

Нередко человеку трудно определить, какие именно эмоции он испытывает. Тревога характеризуется неприятным тягостным ощущением в груди, в области сердца, ожиданием беды. Страх вводит в состояние паники, в котором у человека отключается рациональное мышление. Он не может спокойно сесть и проанализировать ситуацию, он просто боится и паникует.

Если переживания долго не покидают человека, у него ухудшается или совсем пропадает аппетит, сон становится поверхностным и прерывистым, он просыпается по ночам и долго не может уснуть. У некоторых людей аппетит, наоборот, усиливается, и они пытаются «заедать» свои негативные эмоции. Состояние хронического стресса отбирает силы, поэтому человек чувствует истощение и усталость. Все это не может не отразиться на его жизни. Если своевременно не избавиться от чувства страха и тревоги, есть опасность, что они перерастут в настоящее психическое расстройство. Поэтому психологи советуют научиться самостоятельно справляться с негативными переживаниями.

Побороть страхи и тревогу, негативные эмоции и переживания способен практически каждый человек. Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Надо только задаться целью и следовать советам психологов.

13 эффективных способов борьбы с тревогой и страхами

Ниже представлены наиболее эффективные рекомендации специалистов Центра медицинской профилактики министерства здравоохранения Краснодарского края, которые можно применять в домашних условиях.

  1. Выявите причину своих переживаний. Если вы хотите избавиться от тревоги и беспокойства, обязательно найдите их исток. Подумайте, какая именно ситуация вас страшит. Может быть, вы боитесь высоты, толпы, общения с незнакомыми людьми или выступления перед аудиторией. Вспомните, когда ваш страх проявился впервые, в какой ситуации это произошло.

  2. Не прячьтесь от своего страха, не отрицайте его. Если вы честно признаете его присутствие в вашей жизни, бороться с ним станет легче.

  3. Научитесь расслабляться. Тревожные состояния заставляют вас находиться в постоянном напряжении, отбирают энергию и силы. Поэтому очень важно научиться расслабляться. Для этого можно использовать любые способы: теплую ванну, прогулку в парке, вечернюю пробежку на свежем воздухе, занятия йогой или медитацией, дыхательную гимнастику, прослушивание приятной успокаивающей музыки. Постарайтесь отвлечься от мучащих вас переживаний и отдайтесь выбранному занятию.

  4. Обсудите свои страхи с близким человеком. Нет ничего лучше, чем поведать о своих тревогах человеку, которому вы доверяете. Это может быть близкий родственник или друг, которому вы можете открыть свою душу. Расскажите, что вас тревожит и беспокоит, и выслушайте мнение собеседника. Очень часто после такого разговора человек начинает относиться к своей проблеме более спокойно, а переживания теряют остроту.

  5. Изложите свои мысли на бумаге. Если у вас нет человека, которому бы вы могли довериться, не отчаивайтесь. Заведите дневник и записывайте туда все негативные переживания. Так вам легче будет разобраться в себе и понять, что именно вас тревожит и в каких ситуациях страх проявляет себя наиболее сильно.

  6. Чаще смейтесь и улыбайтесь. Привнесите в свою жизнь побольше юмора. Смотрите комедии или юмористические шоу, читайте анекдоты, ищите в интернете приколы. Хорошо делать это в компании друзей. Так вы сможете вдоволь посмеяться, снять напряжение и на время забыть о своих тревогах.

  7. Не сидите без дела. Когда человек ничем не занят, негативные переживания начинают наступать на него, а мрачные мысли крутятся в голове и не дают расслабиться. Лучшее, что можно сделать в подобной ситуации, – заняться делом. Делайте все что угодно: уберите в квартире, приготовьте вкусный ужин, уделите внимание мужу или жене, поиграйте с ребенком, сходите в магазин.

  8. Отведите страхам и тревоге определенное время. Скорее всего, вы не сможете постоянно держать свои переживания под контролем. Этого делать и не надо. Выделите для них 20–30 минут ежедневно. В это время позвольте воображению рисовать самые страшные картины. Дайте волю своему беспокойству, поддайтесь ему полностью. Не анализируйте свои эмоции, а просто переживайте их. Когда отведенное время закончится, вернитесь к обычным занятиям. Если тревога начинает одолевать вас в течение дня, просто запишите беспокоящие вас мысли на бумагу, а в отведенное время можете попереживать.

  9. Не зацикливайтесь на прошлом. Если в прошлом у вас были неприятные ситуации, которые послужили причиной появления внутреннего страха или тревоги, ваши мысли могут часто возвращаться к этим событиям. Не позволяйте им этого. Прошлое уже прошло, и вовсе не факт, что негативный сценарий повторится снова. Расслабьтесь, успокойте нервы и живите настоящим моментом.

  10. Не планируйте свои действия заранее. Обычно люди перед важным мероприятием продумывают каждый свой шаг, репетируют действия и слова. Если вы сильно тревожитесь, то пусть ваши действия будут спонтанными. Очень часто они оказываются гораздо эффективнее запланированных. Доверьтесь ситуации и действуйте по обстоятельствам.

  11. Не «подкармливайте» свои страхи. Если у вас есть склонность к излишнему беспокойству, постарайтесь как можно реже читать или смотреть по телевизору новости, криминальные сводки и другую информацию, которая только усугубит имеющиеся страхи и создаст благоприятную почву для возникновения новых.

  12. Измените свои пищевые привычки. Некоторые употребляемые в пищу продукты имеют свойство усугублять тревожные состояния. К ним относятся чай, кофе, алкоголь. Уменьшите количество этих продуктов в своем рационе или вовсе исключите их. Кстати, чрезмерное увлечение сладостями тоже усиливает беспокойство, потому что при повышении сахара в крови у человека появляется необоснованное чувство беспокойства.

  13. Общайтесь с людьми. Если чувствуете, что вас начинает одолевать беспокойство, не сидите в одиночестве. Отправляйтесь в людное место – в кино, театр, на концерт или выставку. Чаще встречайтесь с друзьями. Отдавайте предпочтение живому общению, но, если такой возможности нет, не пренебрегайте разговорами по телефону, скайпу, перепиской в интернете.

Если все вышеперечисленные методы борьбы с беспокойством не дали результата, специалисты Центра медицинской профилактики министерства здравоохранения Краснодарского края советуют обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Нередко корни повышенной тревожности лежат так глубоко в подсознании, что человек не может самостоятельно найти их.

Задача психолога – помочь разобраться в причинах страха, убрать их из подсознания и научить человека преодолевать тревогу. Специалист поможет разобраться со страхами и даст полезные рекомендации.

До мельчайших подробностей

«Как снять кино за 39 шагов». Издательство «МИФ»

Может быть, я скажу очевидное, и все же: нельзя недооценивать необходимость подготовки, когда дело доходит до воплощения киносценария в жизнь. Каждая деталь должна быть обдумана заранее. Скорее хватайте ручку и стопку бумаги. Продумайте сценарий строка за строкой, слог за слогом, такт за тактом.

В день съемки вам меньше всего захочется метаться в поисках реквизита, который вдруг оказался неотъемлемой частью эпизода. Плохая подготовка стоит времени, сил и денег. Скорее всего, во время съемки вы столкнетесь с проблемами, которые потребуют импровизации, и лучший способ справиться с ними — досконально знать каждую деталь предстоящей работы.

• Представьте, что ваш фильм—это блюдо, которое вы собираетесь приготовить. Напишите себе «список покупок» со всеми ингредиентами. Включите туда все: от места хранения костюмов до реквизита и грима. Сколько актеров занято в сцене? Что за реквизит они используют? В какое время суток происходят события в этом эпизоде?

• Подготовьте финансовую смету. Составьте календарно-постановочный план — расписание всех съемок, которые вам нужно выполнить, с указанием их длительности. Эти документы помогут вам проинформировать коллег об имеющихся требованиях и уменьшат, насколько возможно, возникновение проблем.

• Каждая сцена представляет серию проблем, которые нужно решить.

• Чем лучше вы все продумаете заранее, тем с меньшим количеством сложностей вам придется справляться в «тот самый день».

Раскадровки

Чтобы развить визуальное мышление при создании фильмов, вам понадобятся всего лишь ручка, бумага и ваше воображение.

Говорят, что Альфред Хичкок считал фильм завершенным (мало того, уже покрытым пылью) сразу же, как заканчивал его раскадровку. Cъемка фильма как таковая была делом техники. Это звучит как байка, но Хич действительно редко бросался к видоискателю на съемочной площадке. Он предпочитал организовывать съемки задолго до начала производства фильма. Удивительно видеть, как близка отснятая сцена к его первоначальному замыслу.

Раскадровка — абсолютно необходимый инструмент:

• Она заставляет вас подумать, где можно поместить камеру, чтобы сделать каждый запланированный кадр.

• Она показывает, как можно будет смонтировать эти кадры, чтобы переход внутри сцены был плавным.

• Это эффективный способ поделиться идеями с коллегами.

Фильм — это визуальная среда. Зачастую намного проще нарисовать то, что вы хотите показать, чем пытаться описать это словами.

Вам не нужно быть великим художником, чтобы изобразить на бумаге свои идеи. Многие раскадровки имеют форму простых, схематичных чертежей, которые показывают угол поворота камеры и границы кадра в самом общем виде.

Раскадровка — это сборник примитивных комиксов, которые передают сюжет вашего фильма в образах. Она дает возможность до выхода на съемочную площадку попробовать «поймать» эпизод, выбирая из разных его вариантов. Это способ экспериментировать и пробовать разные идеи. Вам не нужно сразу же становиться горячим его приверженцем, но знание основной визуальной структуры cцены позволит вам не терять времени, когда дело дойдет до съемок.

Крадите у лучших

«Я краду из каждого фильма, который когда-либо появлялся на свет. Если что-то в моей работе и есть, так это потому, что я взял одно отсюда, а другое — оттуда и смешал это.».

Квентин Тарантино

В офисе великого режиссера-эмигранта Билли Уайлдера висела табличка «А что сделал бы Любич?». Она служила для него источником вдохновения и постоянно напоминала о его кумире, блестящем режиссере ранней комедии Эрнсте Любиче.

Работая над раскадровкой, очень полезно обратиться к опыту других режиссеров и выяснить, как они ответили на вопросы, которые встают перед вами. Решите для себя, кто может служить для вас образцом, и черпайте вдохновение в его мастерстве.

Ищите вдохновение в самых неожиданных местах.

Количество способов снять и поставить любую сцену бесконечно. Нет единственно верного варианта. Не только ради ключевых сцен можно обращаться за помощью к своим кинокумирам. И не стоит смотреть кино лишь для того, чтобы воспроизвести их авторские приемы или отдать им должное.

Если вам предстоит снять сцену, которая выглядит как незамысловатый диалог между двумя персонажами, сидящими друг напротив друга за столом, найдите столько примеров похожих эпизодов, сколько сможете. Ищите то, в чем они схожи. Ищите то, чем они отличаются.

Совет кинорежиссера:

Спросите себя: эта сцена снята через плечо каждого из действующих лиц и разделена на две части? Когда сменяются кадры? На каком участнике фокусируется камера — на говорящем или слушающем? Помещается ли вся сцена в один кадр?

Кадр из фильма «Головокружение»

Список к просмотру No1. Великие

Наше руководство по обязательному внимательному исследовательскому просмотру.

1. «Головокружение»

Альфред Хичкок, 1958

В фильме ярко выражены одержимость режиссера деталями и гибельная сила красоты на экране: триллер, снятый в Сан-Франциско, показывает историю болезненной страсти героя Джеймса Стюарта к героине Ким Новак.

2. «Гражданин Кейн»

Орсон Уэллс, 1941

Этот фильм, ставший звездным дебютом режиссера, повествует о медиамагнате, погубленном амбициями, и показывает искусную работу молодого мастера, в каждой захватывающей сцене изобретающего новые хитрости. Уникальная форма идеально служит содержанию.

3. «Человек с киноаппаратом»

Дзига Вертов, 1929

Этот выразительный экспериментальный документальный фильм демонстрирует повседневную жизнь в разных советских городах и служит отличным примером того, что фильмы не должны рассказывать обычные истории.

4. «2001 год: Космическая Одиссея»

Стэнли Кубрик, 1968

Плоды новаторства и скрупулезное внимание к деталям проявляются в каждом кадре поразительного космического творения Кубрика о межгалактических исследователях, которые отправляются к самому пределу человеческого существования.

5. «Правила игры»

Жан Ренуар, 1939

Сатира Ренуара, разворачивающаяся в шикарном загородном поместье, показывает, как работать с большим коллективом актеров. Жизни сплетаются и складываются в широкую, язвительную картину периода застоя во Франции 1930-х годов.

Финансовая смета

«Все, что мне нужно, чтобы снять комедию, — это парк, полицейский и хорошенькая девушка».

Чарли Чаплин

Едва ли можно обойти тот факт, что съемка фильма стоит денег, но их количество может сильно разниться от проекта к проекту. Подготовив постановочный сценарий, вы сможете определить бюджет фильма. Необходимо продумать стоимость каждой составляющей кинопроизводства.

Мобилизуйте своих друзей и родственников, чтобы заполнить вакансии актеров и сотрудников съемочной группы. Участие в создании фильма само по себе может быть достаточным гонораром. Если вы собираетесь оплатить работу одного из участников, будь то актер или кинооператор, то должны составить бюджет, согласно которому плату получат и все остальные. Услуги каждого человека для вашего фильма одинаково ценны. Равенство — ключевой принцип.

Вы можете договориться о съемках в баре или ресторане в часы, когда они закрыты для посетителей: хозяева заведений будут сговорчивее, если вы пообещаете разместить в фильме скрытую рекламу их бизнеса. Однако чтобы выжить, вашим актерам и рабочей группе нужно нечто большее. Кормите свою команду в течение дня. Все что угодно можно получить бесплатно и cэкономить на этом, но расходы на питание остаются делом первостепенной важности.

При производстве фильмов с очень скромным бюджетом шансы сколько-нибудь восполнить затраты сомнительны, поэтому необходимо снизить расходы. Но не исключайте возможность краудфандинга в интернете или среди друзей и родственников, чтобы покрыть первоочередные траты. Предложите маленькое вознаграждение: может быть, приглашение на показ или копию готового фильма в подарок.

Совет кинорежиссера:

При подробном планировании на этапе сценария — и при уже набранной команде — расходы могут быть сведены почти к нулю. Используйте то, что вам доступно. Если там, где вы задумали съемки, нельзя снимать бесплатно, перепишите сцену для какого-нибудь места, где это возможно.

Смиритесь с ограничениями

«Враг искусства — это отсутствие ограничений».

Орсон Уэллс

Как бы мило вы ни просили, очень маловероятно, что NASA разрешит запустить ракету в качестве впечатляющей декорации к душераздирающему прощанию ваших героев. И все же необходимость пересмотреть описание сцен совсем не должна приводить к постоянным компромиссам. Поразмыслите над тем, что именно создает эмоциональный накал в кульминации, и подумайте об альтернативных способах достижения этого результата. Такие приемы адаптации сценария, как упрощение, упорядочение и прояснение идеи, могут радикально изменить первоначальный замысел. Однако после тщательного обдумывания они могут привести к открытию в той или иной сцене, персонаже или к осознанию новых смысловых глубин, которые вы прежде не замечали.

Когда режиссер Джон Кассаветис захотел снимать эпизоды своего дебютного полнометражного фильма «Тени» (1959) в нью-йоркском Музее современного искусства, ему не разрешили съемки, так как он не сможет получить разрешение на показ картин на экране. Тогда он переписал сцену так, что съемки стали происходить снаружи музея, в городском саду скульптур. Результатом этого стала одна из лучших сцен фильма, не в последнюю очередь благодаря тематической связи между скульптурными фигурами в масках и масками, которые образно надеты на самих героев.

Даже признанные мэтры не отказываются оставить место для импровизации в последнюю минуту, чтобы добиться желаемого эффекта. Когда у Стивена Спилберга не осталось денег после завершения съемок «Челюстей», а в одной из сцен определенно чего-то не хватало, он решил ее переснять в бассейне друга, добавив в воду молоко для нужного эффекта, и выпустил туда Ричарда Дрейфуса с аквалангом. Идея появления оторванной головы рыбака в этой сцене не входила в первоначальный сценарий, но стала одним из самых страшных моментов в фильме «Челюсти».

Кадр из фильма «Дни жатвы»

Список к просмотру No2. Соавторы

Отдадим должное основным фигурам в деле создания великих кинофильмов.

1. Кинооператор: «Дни жатвы»

Терренс Малик, 1978

Эта трагическая киносказка о сборщиках урожая в Техасском выступе стала великой благодаря экстраординарной, совершенно радикальной кинематографии — работе Нестора Альмендроса и Хаскелла Векслера. Посмотрите фильм и узнайте, как снимать ночью.

2. Художник-постановщик: «Семейка Тененбаум»

Уэс Андерсон, 2001

Дэвид Васко — художник-постановщик, претворивший в жизнь разноцветные сны Уэса Андерсона в его возвышенной саге о смерти и постепенном возрождении семьи чокнутых гениев.

3. Исполнительный продюсер: «Криминальное чтиво»

Квентин Тарантино, 1994

Примером одних из самых крепких партнерских отношений в Голливуде было творческое сотрудничество режиссера Квентина Тарантино и исполнительного продюсера Харви Вайнштейна. Уважаемый и грозный титан киноиндустрии, Вайнштейн выступает в роли защитника видения художника и иногда меняет его.

4. Инженер звукозаписи: «Свадьба»

Роберт Олтмен, 1978

Эта «ансамблевая» комедия (то есть комедия, где нет главных героев, все персонажи одинаково важны) — головокружительный технический подвиг, возможный благодаря фирменной манере Олтмена одновременно записывать речь множества актеров для создания великолепной многослойной какофонии голосов.

5. Гример и костюмер: «Доктор Джекил и мистер Хайд»

Рубен Мамулян, 1931

В этом триллере бывшего театрального режиссера Мамуляна крайне эффективно используется грим, с помощью которого режиссер и его команда превращают главного героя Фредрика Марча из добродушного викторианского доктора в порочного бродягу.

Места съемок

«Выбор места съемки — неотъемлемая составляющая фильма: в сущности, еще одно действующее лицо».

Ридли Скотт

Места и пространства, запечатленные в фильме, могут многое поведать о мире. Бывает, что единственный кадр, показывающий жилище персонажей, больше говорит о том, кто они есть, чем целые страницы диалогов.

Способ съемки пространства может быть столь же важным, как и выбор самого пространства. Как действующие лица взаимодействуют с окружающей средой и обитают в ней? Где они работают, спят, едят, пьют?

За исключением миллионеров, мало кто может позволить себе такую роскошь, как декорации, выполненные на заказ, поэтому работайте с тем, что доступно. Подумайте о бесплатных средствах, имеющихся в вашем распоряжении. Как на место влияют ночь и день? Как погода меняет настроение сцены? Каким образом людные улицы и замкнутые пространства свидетельствуют о внутреннем состоянии персонажа?

Британский кинорежиссер Майк Ли снял много фильмов на улицах Лондона. Однако город, изображенный в фильме «Обнаженные» (1993), не имеет ничего общего с тем, что показан в «Беззаботной» (2008).

В последней ленте солнечные дни и яркие краски отвечают неиссякаемому оптимизму главной героини; а первая картина запечатлела полный невидимых опасностей ночной мир как метафору мрачных раздумий чужака и одиночки.

Оборудование

«Возьмите в руки камеру. Снимите что-нибудь. Не важно, что мало. Все равно, насколько плохо. Пусть звездные роли в фильме сыграли ваши друзья или сестра. Поставьте над этим свое имя как режиссера. Все, что вам нужно сделать после этого, — это договориться о бюджете и гонораре».

Джеймс Кэмерон

Технологии, необходимые для создания фильма, сейчас доступны каждому. Смартфон предлагает высококачественную запись видео и при этом отлично умещается в кармане.

Фильм «Мандарин» Шона Бейкера (2015) о паре проституток-трансгендеров, странствующих по улицам Лос-Анджелеса, был полностью снят на айфон. «Дорога в никуда» (2010) режиссера Монте Хеллмана снята на камеру Canon 5D. Метамюзикл Ларса фон Триера «Танцующая в темноте» еще в тот далекий 2000 год был снят на камеру Sony DV потребительского класса. Если вы хотите снимать на видеокамеру, поинтересуйтесь, может быть, она есть у вашего друга. Будьте с ним любезны.

Блеск профессионализма больше не подразумевает значительных финансовых затрат на оборудование. Дополнительные приспособления, необходимые для фиксации камеры или ее передвижения, можно купить онлайн за доступные деньги. И вам необязательно прокладывать рельсы, чтобы камеру можно было подкатить к объекту (сделать наезд камеры, говоря техническим языком): отлично сработает штатив, закрепленный на детском самокате или тележке из магазина.

Потратьте деньги на приличный микрофон и записывайте звук отдельно от изображения. Микрофоны на смартфонах и профессиональных цифровых камерах обычно уступают настоящему внешнему микрофону.

Примите тот факт, что ваш фильм будет не похож на широкоформатный голливудский блокбастер с бюджетом в полторы сотни миллионов долларов, снятый на 70-миллиметровую пленку. Но не думайте о технических параметрах своей камеры как об ограничениях возможностей.

Кадр из фильма «Тени»

Список к просмотру No3. Новаторы

Настоящие радикалы кинематографа добиваются отличных результатов скромными средствами.

1. «Тени»

Джон Кассаветис, 1959

Быть может, лучший пример создания фильма «на бегу», по принципу «сделай сам». Лирическая картина Кассаветиса показывает любовную жизнь джазовых музыкантов, используя импровизацию и интуицию, присущие джазовой форме.

2. «Милая Фрэнсис»

Ной Баумбах, 2012

Энергичный, целеустремленный дух великих кинорежиссеров-новаторов жив в комедии Ноя Баумбаха и Греты Гервиг о городской девчонке двадцати с чем-то лет, увязшей в финансовых неурядицах.

3. «Зловещие мертвецы»

Сэм Рэйми, 1981

Создатели этого необычного классического фильма ужасов домашнего производства добывали ведро бутафорской крови в мясной лавке и крепили камеру впереди мотоцикла, изображая мстительного лесного духа.

4. «Детонатор»

Шейн Каррут, 2004

Никто не говорил, что путешествия во времени должны быть простыми, но в малобюджетной головоломке Шейна Каррута режиссер разгадывает тайны пространственно-временного континуума с помощью двух парней, гаража и большого металлического ящика.

5. «Преследование»

Кристофер Нолан, 1998

Прежде чем деньги перестали быть проблемой для режиссера «Темного рыцаря» и «Интерстеллара», он снял эту лондонскую историю о подглядывании при содействии компании друзей, с 16-миллиметровой камерой и доступным светом, снимая лишь в свободное время по вечерам и в выходные.

Систематизация

Отсняв весь материал, вы боретесь с искушением перейти прямо к монтажу. Но вначале потратьте некоторое время на систематизацию материала. Это действительно того стоит.

Самое главное: сохраняйте все и делайте резервные копии. Затем проверьте, что все тщательно сохранено и продублировано. Теперь настало время превратить эти сотни кадров и дублей в подлинное кино.

Прежде чем загрузить часы видеозаписи в программу для монтажа, которую вы планируете использовать, заведите набор папок, чтобы дать отснятому название и классифицировать материал. Знание месторасположения всех кадров и перебивок очень поможет в процессе монтажа. Вернитесь к режиссерскому сценарию и создайте папку для всех сцен. В каждую папку поместите соответствующие видео- и аудиоклипы, указывая в названии тип и номер кадра (например, «Мастер 01»).

Если звук был записан отдельно от видео, он должен сопровождаться соответствующими изображениями. Это займет много времени, но общий монтаж станет значительно менее болезненным. Кроме того, это поможет отбирать лучшие дубли; нет ничего хуже, чем искать великолепный кадр и, найдя, обнаружить, что саундтрек сделал его непригодным. Этот процесс может быть утомительным, но тщательная организация отснятого материала в конечном счете убережет вас от головной боли. К тому же хранение всех кадров в одном месте обеспечивает легкий доступ к ним и порядок в монтажной.

Совет кинорежиссера:

Ничего не выбрасывайте. Никогда не знаешь наперед, что захочешь вытащить из какого-нибудь дубля, даже если там есть очевидные ошибки. Пусть актер налетел на стол — это не значит, что такой момент, уникальный именно для этого кадра, нельзя использовать.

Отбор материала

Будьте безжалостны. Старайтесь думать о проекте фильма как о живом дышащем существе, благополучие которого требует вашего самообладания. Убедитесь, что весь снятый материал служит общему замыслу фильма.

Работая над каждой сценой, записывайте, какие различные элементы стоит сюда включить. Каковы преимущества и недостатки каждого кадра? В котором из них игра актеров лучше?

Не думайте, что каждый дубль должен быть использован полностью. Величайший секрет волшебства монтажа — это возможность извлекать лучшие элементы из разных источников и сшивать их вместе, чтобы получилось что-то новое, особенное.

Если в конкретно взятом кадре звук хорош, но визуальный ряд не на должной высоте, подумайте о том, в каком из дублей лучше использовать этот саундтрек. Например, монтируя кадры с крупным планом, вы можете взять речь актеров из других дублей. Иногда бывает так, что по техническим причинам или из-за своего содержания целые эпизоды полностью непригодны.

Питер Джексон, как известно, выпустил расширенные версии каждого фильма своей трилогии «Властелин колец» спустя год после первого выхода кино в свет. Со сценами, которые были исключены из первоначальных версий кинокартин, на техническом уровне все было в порядке; они просто замедляли темп фильма.

Непримиримые споры во время монтажа фильма «Изгоняющий дьявола» (1973) Уильяма Фридкина привели к тому, что режиссер и сценарист, Уильям Питер Блэтти, не разговаривали целую вечность. Сцена, вокруг которой разгорелся спор, сосредоточена на дискуссии между двумя священниками, представляющей зрителю ключевые темы фильма. Блэтти хотел, чтобы эти темы были обозначены открытым текстом, Фридкин выступал за неопределенность и предлагал исключить сцену. Лишь в 2000 году он все же вернул ее в знак почтения к автору сценария.

Иногда тяжело сохранить непредвзятый взгляд на отснятое, когда вы целыми днями смотрите один и тот же материал. Если сомневаетесь, посоветуйтесь с кем-нибудь еще. Покажите коллегам или друзьям разные варианты эпизода, чтобы услышать их откровенное мнение о том, что следует оставить, а что убрать. Маленькая надежная аудитория может быть ценна даже на этом этапе работы.

Совет кинорежиссера:

Битва за то, чтобы использовать конкретный отснятый кадр, сейчас ничего не значит. Все, что имеет значение, — это годится ли кадр для сцены или нет. Если нет, выбросьте его. Будьте безжалостны.

Как мозг реагирует на хорроры?

К киноужасам сложно оставаться равнодушным: они тревожат и вызывают отвращение, но в то же время притягивают, не давая оторваться от экрана ни на минуту. Ощущения от умело снятого хоррора предельно физиологичны — эти фильмы воздействуют не столько на сознание, сколько на тело зрителя. К такому выводу пришла в 1980-х исследовательница Кэрол Кловер, которая в своей знаменитой статье «Ее тело, он сам: гендер в слэшерах» противопоставляет «легитимные» киножанры, обращающиеся к рацио аудитории, «телесным», то есть хоррору и порнографии.

Что же происходит, когда мы смотрим по-настоящему страшный фильм?

В ответ на пугающие сцены мозг запускает каскад реакций, очень схожих с теми, что возникают при виде чего-то опасного в реальности.

Это подтверждают результаты многих исследований. Одно из них — эксперимент ученых из Калифорнийского университета в Ирвайне, в котором участвовали девять добровольцев. Наблюдение за реакцией их мозга на страшное кино было лишь «побочным эффектом» основного обследования. Все эти люди страдали эпилепсией и проходили диагностику с помощью специальных электродов, вживленных в мозг. Такой метод, позволяющий получить точную карту активности разных его зон, используют для контроля приступов.

Известно, что важную роль в формировании страха играет амигдала (миндалевидное тело), небольшой участок височной доли мозга. Участникам опыта показывали нарезку видеофрагментов: съемки природы перемежались сценами из хорроров. Весь ролик вызывал активность амигдалы и гиппокампа. Эти зоны мозга — важная часть его лимбической системы, совокупности структур, где зарождаются эмоции. Однако только при просмотре ужасов амигдала посылала в гиппокамп односторонний поток сигналов.

Миндалевидное тело в этом случае связывается и с гипоталамусом. Его задача — запустить систему реакций, которые заставят надпочечники выбросить порцию «стрессовых» гормонов, в том числе адреналина. В результате сердце начинает биться быстрее, мышцы напрягаются, чтобы мы в любой момент могли сорваться с места и побежать. Также тело готовится к возможной кровопотере. Ученые из Нидерландов показали добровольцам ужастик «Астрал» и выяснили, что у зрителей активно вырабатывался белок, участвующий в процессе свертывания крови (антигемофильный глобулин). Документалка о виноделах Шампани ничего подобного не вызывала.

Физиологические реакции разных зрителей на хороший хоррор удивительно похожи.

К такому выводу пришли ученые под руководством Ури Хассона из Принстона. Они предложили добровольцам посмотреть три киноленты: спагетти-вестерн «Хороший, плохой, злой», эпизод комедийного сериала «Умерь свой энтузиазм» и одну из серий антологии «Альфред Хичкок представляет» — о мальчике, играющем с заряженным ружьем. Во время эксперимента мозг волонтеров обследовали методом фМРТ и фиксировали возбуждение в разных его зонах.

Выяснилось, что лента Хичкока «управляла» зрителями лучше всего: ученые наблюдали у добровольцев схожую активность более чем на 65% площади коры полушарий. У вестерна Серджо Леоне этот показатель равнялся 45%, у комедии — 18%. В качестве контроля участникам эксперимента показали бессюжетный отрывок, снятый в одном из нью-йоркских парков, — и карта активности мозга совпала всего на 5%. Возможно, дело в режиссерском мастерстве Хичкока, но Хассон считает, что главная причина — жанровые особенности хоррора.

Итак, Кэрол Кловер не ошибалась: ужасы действительно воздействуют на наше тело. Но этим их эффект не ограничивается — влияют они и на психику. На первый взгляд кажется, что хоррор приносит исключительно вред — пугает и изматывает. Но известно, что среди людей с ментальными расстройствами немало тех, кому эти фильмы помогают чувствовать себя лучше. Как такое возможно?

Страх против страха: фильмы ужасов и тревожные расстройства

К тревожным расстройствам относят несколько типов состояний: это и паническое расстройство, и социальная тревожность, и специфические фобии, при которых человека пугают лишь определенные стимулы, и генерализованное тревожное расстройство — для него, напротив, характерно постоянное беспокойство, не связанное с конкретной ситуацией. Объединяет их ряд симптомов, в том числе ощущение тревоги или страха. Казалось бы, при таком анамнезе от фильмов ужасов следует держаться подальше — зачем пугаться еще сильнее?

Но многие люди с тревожными расстройствами говорят, что хорроры, наоборот, облегчают их состояние и отлично успокаивают. Журналистка Ребекка Паттон, испытывающая подобные проблемы с детства, пишет, что ужастики — ее любимый способ отвлечься от навязчивых мыслей.

По словам Ребекки, не так-то просто переживать о том, что о тебе думают окружающие, когда кровожадный убийца вот-вот доберется до ничего не подозревающих подростков. Один из подписчиков раздела о хоррорах на Reddit также признаётся, что страх за героев отвлекает от мыслей о самом себе. Другого пользователя одолевает постоянное беспокойство без видимой причины, а фильмы ужасов дают «настоящий», понятный повод для страха.

В чём же дело? Клинический психолог Али Матту из Колумбийского университета подтверждает: увлекательный ужастик действительно иногда помогает переключиться, это очень важно при постоянной изматывающей тревоге. А еще наблюдение за вымышленными персонажами дает возможность человеку пережить испуг, непохожий на его привычные фобии, и в перспективе — дистанцироваться от самого ощущения страха, воспринимать его более осознанно. Кино позволяет нам бояться — но, в отличие от реальности, полностью контролировать ситуацию. В этом просмотр хорроров схож с методом экспозиции, который психотерапевты нередко применяют в случае тревожных расстройств.

Пересматривая весь фильм или отдельные сцены раз за разом, можно проанализировать свою реакцию на то, что пугает, и постепенно «тренировать» отклик на страшное — например, на неопределенность будущего или конкретные стимулы.

Кроме того, просмотр ужасов — это еще и легкая физическая нагрузка, а умеренную активность рекомендуют при многих типах тревожных расстройств. Слова Матту подтверждает эксперимент ученых Вестминстерского университета. Они выяснили, что из-за физического напряжения и учащенного пульса при просмотре кубриковского «Сияния» зрители «сожгли» немало калорий — их количество примерно равнялось энергетической ценности небольшого шоколадного батончика.

Но как быть, если кино напугало зрителя слишком сильно и он то и дело вспоминает неприятные сцены? Али Матту советует не пытаться просто забыть о них — в этом случае, наоборот, возникает риск закрепить страх. Лучше обдумать, что именно вызвало такую реакцию, поделиться впечатлениями с близкими или со своим психотерапевтом. Еще один способ — посмотреть видео о съемках фильма или интервью с актерами: это поможет воспринимать напугавшее кино не так однозначно.

Не только тревога: хорроры при депрессии

Иногда жанр ужасов оказывается полезным и при относительно легких формах депрессии. Конечно, ни одна кинолента не заменит полноценного лечения: основными направлениями помощи сегодня считаются психотерапия и, в случае необходимости, прием подобранных врачом медикаментов. Однако важен и образ жизни, который ведет человек, испытывающий депрессивное состояние. Хорошим дополнением к терапии могут стать, например, умеренные физические нагрузки, отказ от курения — или, как в случае студента Нэйтана Клэпсэддла, фильмы ужасов. Юноша столкнулся с сезонным аффективным расстройством, при котором депрессивные симптомы проявляются лишь в определенное время года, чаще всего зимой. Терапевт Нэйтана пришла к выводу, что лечение антидепрессантами ему не нужно, а вот без поддерживающих мер в образе жизни не обойтись.

Теперь в зимние дни студент старается проводить больше времени на улице, чтобы почаще видеть солнечный свет, а вечерами смотрит страшное кино.

Здесь «срабатывают» те же свойства хоррора, что и в случае тревожных расстройств, — способность неотрывно удерживать внимание зрителя и вызывать взрыв физиологических реакций. По словам Клэпсэддла, эта комбинация помогает ему преодолевать чувство опустошенности, приходящее вместе с началом зимы и новым периодом сезонной депрессии.

Как хорроры помогают переживать горе

Фильмы ужасов могут быть поддерживающей мерой не только при психическом расстройстве, но и в других непростых ситуациях. Так, для кинокритика Рози Флетчер хорроры стали «безопасным пространством» после смерти отца: женщина чувствовала, что ей трудно справляться со шквалом эмоций, который у нее вызывали трогательные сцены в мультфильмах или драмах.

Тогда Флетчер переключилась на критику хорроров. Поворотным моментом для нее стал «Всадник» — не очень популярный австралийский эксплотейшен в духе направления rape and revenge. На протяжении всей ленты отец изощренно мстит насильникам и убийцам своей дочери. Когда герой, расправившись с ними, возвращается домой, его попутчицей становится молодая беременная женщина, и в долгих разговорах с ней мужчина понемногу обретает спокойствие.

Журналистка пишет, что «дикая энергия» сцен насилия помогла ей справиться с ощущением беспомощности, появившимся после потери близкого человека.

Вместе с героем «Всадника» она испытывала гнев (нормальная реакция людей, переживающих горе). Финал фильма наполнен ощущением эмоциональной близости, и для Флетчер он стал началом «возрождения после скорби».

Хорроры помогли пережить травму, связанную с гибелью родителя, и писателю Эрену Орбе. Мальчику было три года, когда его отца застрелил ворвавшийся в дом грабитель. Орбе вспоминает, что на протяжении многих лет после трагедии окружающие старались избегать разговоров о тех событиях. Даже школьного психолога, казалось, больше интересовали не чувства самого мальчика — скорее, все хотели узнать, не навредит ли Эрен одноклассникам. В фильмах ужасов о страшном говорили открыто — и они стали любимым жанром будущего писателя.

Поступив в Йель, Орбе обратился к психиатру Стивену Марансу, руководителю университетского центра помощи детям, пережившим психологическую травму. Он считает, что хоррор-фильмы дают Эрену редкую возможность контролировать свой страх. Ведь именно зритель выбирает картину, а во время самых неприятных сцен ничто не мешает отвернуться, уменьшить громкость, а то и вовсе выключить кино. По словам Маранса, смотреть фильмы о том, что вас пугает, — совершенно нормально, если вам это нравится и облегчает ваше состояние.

Не вредны ли фильмы ужасов?

С выводами Маранса согласны многие ученые. По их мнению, главное — регулярно отслеживать свою реакцию на страшное кино и отказаться от него, если негативных ощущений от просмотра больше, чем позитивных.

Вреден ли хоррор для психики сам по себе? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В 1970-х психологи ввели понятие cinematic neurosis («кинематографический невроз»), которым обозначали невротические состояния, развивающиеся у людей после фильмов ужасов. Чаще всего они возникали у тех, кто посмотрел «Изгоняющего дьявола». Впрочем, в 2000-х исследователям удалось отыскать в научной литературе только семь описаний подобных случаев. Этих людей объединяло то, что все они потеряли (или в какой-то момент рисковали потерять) значимого члена семьи. По словам ученых, страшные фильмы могли стать триггером, но не причиной невротических проявлений.

Ограничить стоит лишь «запойный» просмотр хорроров — впрочем, как и любых других фильмов.

Исследования показывают, что киномарафоны часто заставляют людей жертвовать сном, а также могут в итоге ухудшать настроение и усиливать тревогу.

Активное выделение гормонов, связанных со стрессом, на протяжении нескольких часов подряд тоже не принесет пользы.

Фильмы не могут заменить психотерапевтическое или медикаментозное лечение при ментальном расстройстве (когда оно требуется). Если картина произвела слишком сильное впечатление, стоит поделиться этими переживаниями со специалистом.

В остальном увлечение ужасами не очень отличается от любви к другим киножанрам — кстати, их тоже можно использовать, чтобы лучше разобраться в себе.

Разберитесь в своем страхе

Если вы не можете уснуть после фильма ужасов, то наверняка вас очень сильно напугало что, что было показано на экране. Разберитесь в этом. Может быть вас напугал какой-нибудь несуществующий персонаж из фильма или слишком огорчила судьба главных героев.

Определите, что именно стало причиной перевозбуждения у вас, и признайте проблему.

Попробуйте побороть свой страх

Побороть свой страх — убедить себя в том, что вы в безопасности. Просто подумайте логически: вы находитесь у себя дома, вам совершенно нечего бояться. На самом деле никаких монстров не существует, и никто вам не угрожает. По крайней мере пока вы находитесь дома, а дверь заперта на замок.

Это всего лишь кино

Вероятно, вы слишком погрузились в атмосферу фильма и отождествили его с реальностью, поэтому стоит подойти к решению проблемы с другой стороны. Убедите себя, что это всего лишь фильм, и даже если он был снят на реальных событиях, все роли в нем исполнили актеры, и на самом деле все остались живы, заработав большие гонорары.

Посмотрите ролик о том, как делался фильм

Вдобавок к предыдущему пункту, можно посмотреть ролики о съемках фильма ужасов, который вы только что видели. В таких роликах обычно присутствуют забавные моменты и даже раскрываются некоторые секреты съемочного процесса, которые помогут вам понять, как создателям удалось напугать вас.

Когда вы поймете, что это всего лишь фильм, и ничего общего с вашими сегодняшними реалиями он не имеет, вы сможете спокойно уснуть.

Примите успокоительное

В конце концов, существует проверенный способ успокоиться — принять успокоительное. Хорошо подойдет проверенное и известное всем средство — настойка (или таблетки) валерианы. После ее приема, вы скорее всего забудете о страхе, возникшем после просмотра кино, начнете зевать и благополучно уснете: валериана оказывает на центральную нервную систему угнетающее действие и понижает ее возбудимость.

Переключитесь на другое занятие

Попробуйте отвлечься чем-нибудь другим. Конечно, не бегом или игрой в теннис, а каким-нибудь спокойным занятием, которое бы позволило вскоре отойти ко сну. Например, почитайте книгу. Или порисуйте. Можно также повязать, поразгадывать сканворд или судоку и многое другое.

Дыхательная гимнастика

Выполните успокаивающую дыхательную гимнастику. Дышите диафрагмой, делайте глубокие вдохи длительностью 3-5 секунд (зависит от объема ваших легких) с небольшими паузами между ними.

Также очень хорошо помогает успокоиться перед отходом ко сну йога-нидра: она позволяет сосредоточиться на участках вашего тела, а также контролировать дыхание, что в свою очередь делает отход ко сну проще и быстрее, позволяя снять концентрацию с негативных эмоций или страхов.

Ароматерапия и ванна

Если у вас есть аромамасла, то это очень хорошо. Ведь они способны давать успокаивающий эффект, делать ум «ясным» и светлым. Если есть под рукой аромалампа, можно зажечь ее (главное — не усните с подожженной) и погрузиться в атмосферу спокойствия и умиротворения.

Также можно принять теплую ванну с расслабляющими эфирными маслами. Полежите 10-15 минут в теплой воде с аромамаслами и ваши мысли придут в порядок, а ум станет ясным, и вы поймете, что страхи, которые вы испытали во время просмотра кино, не имеют ничего общего с реальностью.

Посмотрите забавное видео

Просмотр забавных роликов — очень хорошая терапия. Они помогут перестроиться вам на позитивный лад и забыть о негативе, который вы пережили во время просмотра фильма ужасов вместе с его героями.

Однако не переусердствуйте: смешные видео могут оказывать эффект, аналогичный фильмам ужасов. Посмотрите что-нибудь именно забавное (не очень смешное), а лучше — просто веселое и доброе. Например, можно включить какой-нибудь мультик.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *