Как писать сочинение

Как писать сочинение

Тема 10. «Как писать сочинение по литературе».

В рекомендациях к темам №№ 8-9 мы разобрали значение слова «сочинение». К сочинению как главной работе по литературе на экзамене предъявляются строгие требования. Внимательно их изучите и запомните.

Требования к сочинению:

  • Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме.
  • Сочинение должно быть основано на знании текста.
  • Сочинение должно демонстрировать знание всех произведений школьной программы по выбранной теме.
  • В сочинении вы должны показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, которая вами используется. Если вы приводите термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), следует специально оговорить, что вы под ним понимаете.
  • В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей (не Екатерина или Катя, героиня драмы Островского «Гроза», а Катерина; не Андрей — у Толстого, в «Войне и мире», а князь Андрей), нельзя путать события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т.д.
  • Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо прослеживаемую логику. Обязательно должны сохраняться основные элементы композиции сочинения: вступление («вход в тему»), основная часть (главные мысли и их доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, «выход» из темы).
  • Все ваши мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.) должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.
  • Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.
  • Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения.
  • Избегайте фамильярности в отношении авторов, о которых идет речь: нельзя называть писателей «Львом Николаевичем» (о Толстом), «Мариной Ивановной» (о Цветаевой), «Николаем Васильевичем» (о Гоголе) и т.п.: речь идет не о ваших соседях по лестничной клетке, а об авторах художественных произведений, и соблюдение читательской этики здесь обязательно!
  • Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.

Обратите внимание! Работая над сочинением, в том числе и над анализом эпизода, составляйте план рассуждений. Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы на которые составят основную часть вашей работы.

Виды тем по литературе:
Чтобы справиться с сочинением, нужно знать, какие бывают виды тем и как работать над темой того или иного вида.

    Итак, различают следующие виды тем:

  • проблемные,
  • сопоставительные,
  • обзорные,
  • темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя,
  • анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений),
  • анализ эпизода,
  • сочинение по цитате,
  • смешанные,
  • свободные.

Проблемные темы — те, основным содержанием которых становится постановка вопросов (проблем) научного, эстетического или этического характера. В формулировку таких тем зачастую входит сам термин «проблема». Например:
«Проблема прошлого, настоящего и будущего в поэме Н.Гоголя «Мертвые души»;
«Трагизм сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина»;
«Устроит ли героев Достоевского счастье героев Толстого?»
Если формулировка такой темы начинается со слова «проблема», то саму работу над темой начинайте с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не отвечать на вопросы, а задавать их, ища при этом обязательного соответствия с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем.
Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.

Сопоставительные темы — то есть предполагающие сравнение (сопоставление) двух и более объектов по признакам, определенным формулировкой. В формулировку таких тем обычно включается несколько объектов, соединенных союзом «и». Например:
Отец и сын Кирсановы в романе И.Тургенева «Отцы и дети».
В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем объектам исследования, заявленным в формулировке.
Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений, вытекающих из сравнения.

Обзорные темы отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают только его описание или репродуктивное изложение (грубо говоря, пересказ). Иногда содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных эпох). В этом случае в тему включаются сопоставительные элементы. Например:
«Образ Петербурга в русской лирике серебряного века».
«Изображение войны в книге Л.Толстого «Война и мир».
«Темное царство» в драме А.Островского «Гроза».
«Москва и москвичи в изображении М.Булгакова».
Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект «сверху», разом отмечая все его основные особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять.

О различных видах литературного анализа мы уже начали говорить и продолжим далее в нашем курсе.

Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя предполагают хорошее знание литературоведческих понятий и отработанные навыки «обращения» с ними: вы должны уметь характеризовать литературных героев, анализировать художественные описания (пейзаж, портрет, интерьер), видеть особенности авторского повествования, разбираться в композиции произведения и т.д. Главное, вы должны уметь видеть эстетическую и идейную ценность этих элементов художественного произведения, составляющих его творческую уникальность; ваша задача — показать своеобразие авторского художественного видения путем анализа тех его аспектов, по которым сформулирована тема. Примеры подобных тем:
Мастерство Л.Толстого в изображении истории.
Мастерство И.Тургенева-пейзажиста в «Записках охотника».
Мастерство реалистического изображения жизни в рассказах А.Чехова.

Сочинения по цитате: здесь важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, «спрятанный» в цитате, и назвать те его аспекты, на которых вы собираетесь подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать; если цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать согласно теме и проблеме цитаты), при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа.

Безусловно, б́ольшая часть тем сочетает в себе элементы различных видов — и описательность (обзорность), и проблемность, и литературный анализ текста, и сопоставительность и поэтому предполагает разносторонний подход. Темы, в которых сочетаются разные подходы к произведению, являются смешанными. И здесь вам нужно самостоятельно определить, какой подход — обзорный, проблемный, аналитический или другой — вы изберете как ведущий.

Свободные темы предполагают широкую по содержанию формулировку, не «привязанную» к какой-либо литературной эпохе, автору или произведению. Они зачастую опираются на житейский опыт человека, но следует помнить, что экзамен вы будете сдавать не по философии и не по «житейскому опыту», а по литературе, поэтому материалом свободной темы следует выбирать именно литературные произведения, выводя при этом рассуждения за рамки чистого литературоведения, так как свободные темы в большей степени, чем все другие, допускают или даже приветствуют ваше личностное отношение к тем или иным проблемам. Здесь требуется умение жестко отобрать материал анализа, отсечь лишнее, чтобы не уйти от темы, не упустить необходимого, чтобы тема не была раскрыта поверхностно.

Сочинение должно иметь строго продуманную трехчастную структуру: вступление, основная часть, заключение. Учтите некоторые рекомендации:

Вступление: чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные ВОПРОСЫ, на которые можно в принципе ответить в рамках вашей темы, и, выбрав из них один-два, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор. Также приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на эти вопросы, и приведите их определение, свидетельствующее о вашем понимании этих терминов. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуется эпоха создания произведения или само произведение, если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта.

Основная часть: главное ее содержание — это развернутый и доказательный ОТВЕТ на те вопросы, которые вы сформулировали во вступлении. Вы убеждаете читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объему эта часть самая большая.

Заключение: задача этой части — ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ в рамках ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали во вступлении. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова «проблема», «композиция». «образ», «пейзаж» и т.д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму — от вопросительной к утвердительной.

  1. Следует помнить, что далеко не все пункты этого плана должны быть обязательно проработаны в сочинении: все зависит от характера эпизода и наличия в нем материала для анализа. Выбор пунктов и содержание работы целиком зависит от вашей читательской зоркости, умения определить в эпизоде главное, без чего анализ не будет полным, а также вашего внимания и степени подготовки.
  2. Сочинение, посвященное анализу эпизода, следует начинать с общей краткой характеристики содержания произведения.

Как правильно писать сочинение

Как писать текст, чтобы он заинтересовал людей, которые будут его читать. В сочинении-рассуждении важно четко и грамотно представить ход своих мыслей, так как именно это интересует проверяющих.

Старайтесь избегать длинных предложений. Лучше разбить сложные на несколько простых.

Еще одно правило: не переписывайте предложения из текста, чтобы избежать чрезмерного цитирования. Для того, чтобы продемонстрировать опору на текст, можно указать номера предложений, в которых вы видите главное, в круглых скобках.

Что такое тезис в сочинении

Как начать сочинение? Лучше всего с тезиса. Тезис – это ваши мысли, сформулированные в краткой форме, буквально в одно предложение. От того, как вы оформите тезис, будет зависеть содержание всего сочинения. Обозначить ваши мысли следует в первой части сочинения, причем это предложение не должно иметь иного смысла.

Внимание! Ваш тезис должен быть обязательно доказан, в противном случае все сочинение не будет зачтено. Причем доказательство не должно исходить из самого тезиса.

Как начать сочинение

Как правильно начать работу? Начинать сочинение следует с небольшой вступительной части. Например, с небольшого рассуждения: Что есть добро и зло? Что такое верность и измена?

Главная задача – плавно перейти к расшифровке терминов: добро – это самое положительное качество человека.

Оно включает в себя все самое лучшее: и сочувствие, и сопереживание, и взаимопомощь и т.д. А зло – это антоним к слову «добро», поэтому это отрицательная черта характера. Обычно после прочтения текста приходит и мысль о том, как начать сочинение.

После этого можно приступать к формулированию тезиса и рассуждению об актуальности, важности этой проблемы. Например: я считаю, что автор прав в том, что добрых, понимающих, бескорыстных людей не так уж и много. Каждый старается улучшить свою жизнь, поэтому некоторые люди ради своего благосостояния готовы идти по головам.

На этом можно закончить вводную и тезисную часть и перейти к аргументации. Можно использовать речевые клише: эта тема волновала многих писателей. Среди них был и (имя и фамилия автора), который написал произведение (название). Это произведение является яркой иллюстрацией данной проблемы, так как…

Как закончить сочинение

Для завершения сочинения вы должны сделать обобщение, вывод. Для начала ответьте на вопрос, удалось ли вам доказать свой тезис, доказали ли вы важность проблемы? Например: в заключение я хочу сказать, что автор действительно был прав в том, что … , так как мы убедились в этом благодаря примерам. Проблема … часто встречается в наше время.

Для того, чтобы ваши слова были убедительными, можно использовать призыв к действию. Например: давайте быть добрее друг к другу! Берегите природу! И т.д. Важно заранее продумать, как закончить повествование.

Сочинение для ОГЭ

Сочинение для ОГЭ отличается тем, что вы сами можете выбрать на экзамене тему из предложенных. Но в любом случае оно должно иметь опору на текст. Поэтому структура этой работы будет такая:

  • тезис;
  • аргументация;
  • вывод.

Темы различаются по требованиям к ученику:

  • 15-1. Это задание опирается на знания ученика в области грамматики русского языка. Если вы выбрали это задание, то вам нужно знать определение какого-либо языкового явления и доказать достоверность какого-либо высказывания, где будет освещена его роль в жизни человека, в беседе, в книге, тексте и т.д. Затем вы должны подтвердить это примерами из текста.
  • 15-2. Здесь необходимо объяснить ваше понимание финальной фразы отрывка, приведенного в КИМе. Как правило, именно в ней заключается весь философский смысл текста. Ваши мысли должны быть подкреплены фразами из текста.
  • 15-3. Для блестящего выполнения этого задания, следует подготовиться заранее. Вам необходимо знать определения некоторых терминов: дружба, уважение, любовь, понимание, трусость, гордость, патриотизм, зло, измена и т.д. Докажите свои слова определенными предложениями из текста.

Как и писать и на какую тему, ученик выбирает самостоятельно, предварительно оценив свои возможности.

Схема построения сочинения-рассуждения.

Текст рассуждение. Примеры текстов

Я думаю, что автор данного текста хочет показать читателям проблему становления личности, роль семьи и атмосферы в доме, в этом сложном и длительном процессе.

В приведенном отрывке мы видим, что ссоры между членами семьи негативно влияют на ребенка и калечат его душу: каждое грубое слово уничтожает беззаботное детство (предложение 10) и, мне кажется, это отражается не только на характере, но и на дальнейшей судьбе человека.

Эта тема очень актуальна, так как касается каждого из нас. Я думаю, что автор абсолютно прав. Безусловно, на человека влияют и многие другие факторы: мода, друзья, общество, эпоха. Но первоначальное представление о мире закладывается именно в семье.

Тема влияния семьи на процесс формирования индивидуальных качеств личности освещается во многих известных произведениях. К примеру, роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» тоже затрагивает эту проблему. Здесь мы видим благополучную семью Ростовых. В их доме всегда царит гармония, а родители чрезмерно заботятся о своих детях. Безусловно, это отразилось на характере главной героини произведения. Наташа Ростова показалась мне избалованной и легкомысленной девушкой, которой неизвестно, что за свои поступки необходимо нести ответственность. В какой-то мере это вызвало у меня отвращение, так как я прагматичный и ответственный человек.

Еще одно произведение, которое иллюстрирует данную проблему – это «Обломов» Гончарова. Здесь есть два героя, которые являются абсолютно противоположными личностями. Один из них – Илья Обломов, который рос в любви и благополучии, он ни в чем не нуждался. Его жизнь была прекрасна до тех пор, пока он не остался один на один с жестокостью реального мира. И мы видим, что Обломов не стремится исправить свое положение, совсем наоборот: он продолжает целыми днями лежать на диване и мечтать о беззаботной жизни в Обломовке. Неизвестно что случилось бы с Ильей Обломовым, если бы в его дела не вмешался Штольц. Родители Андрея хотели видеть в своем сыне воспитанного, образцового мужчину, который смог бы постоять за себя, поэтому они были требовательны к нему. И в итоге мы видим, что оба героя нашли свое место в жизни, но более успешным и счастливым я считаю Андрея Штольца.

На основе этих аргументов можно сделать вывод, что семья и дом имеют огромное значение в процессе становления личности и дальнейшей судьбе человека.

Подготовка к сочинению рассуждению ОГЭ

Общие рекомендации. Как писать сочинение ЕГЭ по русскому языку

Способы начать сочинение

  • Краткие сведения об авторе произведения являются универсальным началом любого сочинения. Расскажите, где родился автор, дайте краткую характеристику его творчеству.
  • Можно начать вступление с перечисления слов-синонимов основного понятия, характеризующего тему работы. Например: «Внутренний мир человека, честность и искренность – вот основные понятия, вложенные Экзюпери во все его рассказы, но в «Маленьком принце» они нашли самое яркое свое воплощение». Таким образом, Вы уже подошли к теме сочинения.
  • Один из сильных способов, как можно начать сочинение, — задать в нем один или несколько риторических вопросов. Так можно начать рассуждения о чем угодно, на любую тему. «Что мешает человеку быть честным с самим собой? Когда он начинает лгать, оторвавшись от мечтаний детства?» Такое вступление подойдет к очень многим произведениям.
  • Еще один вариант, как начать сочинение-рассуждение, — изложить именно свои мысли по заданной теме. Запомните фразу: «Я часто думал о том, что …» Вот так и начинайте писать. Вернемся к «Маленькому принцу». Начало будет таким: «Я часто думал о том, когда же ребенок уходит из детства и начинает жить понятиями взрослых? В каком возрасте? Почему он совсем забывает о том, как рассуждал о взрослых понятиях? Экзюпери на эту тему написал повесть, где ответил на все эти вопросы, и мои мысли совпали с его мыслями». И далее уже очень легко переходим к произведению. Это очень красивый способ начала сочинения. Он соответствует сразу нескольким требованиям сочинения-размышления ЕГЭ. Это выражение собственного мнения ученика, аргументация ученика, комментарии ученика.

Шаблоны вступительных фраз

Если Вам совсем сложно подойти творчески к вопросу вступления в тему сочинения, то можно выучить несколько шаблонных фраз. Например: «В повести Лермонтов предлагает задуматься о том, что в обществе очень много лишних людей». Фамилию автора и тему меняете на любые другие, но начало уже положено! «В этом маленьком рассказе автор поднял очень большую проблему…» — так же подставляете фамилию автора и тему. «Существует мнение, что любовь быстро проходит, но в произведениях Бунина мы видим, что это чувство вечно» — далее можно рассуждать и о рассказах, и об авторе.

Задав нужное настроение всей работе во вступлении, Вы уже можете приступать к написанию основной части. Подробно об этом можно прочитать здесь «Как правильно писать сочинение?»

С этими советами Вы уже не будете сильно волноваться и думать, как начать писать сочинение.

Как и во многих остальных видах человеческой деятельности, в процессе написания сочинения зачастую наиболее сложно правильно начать. Начать писать текст. Над первыми фразами приходится думать очень долго, время расходуется неэффективно. Чем быстрее вы пройдете данный этап, тем больше времени у вас останется на основную часть и заключение. Кроме того, именно удачное начало во многом способно определить успешность будущего сочинения, его содержание и ход повествования. Несколько рекомендаций помогут начать сочинение логично и грамотно.

Начинаем писать сочинение: вступительная часть. Общие приёмы
Вступительная часть сочинения должна подвести читателя к обсуждаемой проблеме, рассматриваемому явлению или описываемому предмету. Желательно, чтобы она вызывала интерес, не была слишком ординарной. Важно задать верное направление повествованию, сразу приступить к освещению темы. Есть несколько вариантов, из которых вы сможете выбрать наиболее приемлемый.
В последнее время всё чаще начинают сочинение тезисом. Например, вы пишете первое предложение-утверждение, а затем раскрываете тему и последовательно приводите аргументы, ссылаетесь на текст первоисточника, авторскую позицию и т.д.
Можно использовать обратный вариант «от противного» и начать писать сочинение с антитезиса. Лучше оформить его в виде вопросительного предложения. Таким образом, во вступительной части сочинения вы занимаете позицию «противника» собственной идеи, излагаете возможные доказательства. После этого нужно развить «спор» и привести противоположное мнение и соответствующие аргументы. В итоге проблема будет освещена с двух противоположных сторон, а заключительный вывод приобретёт больший вес и объективность. Способ оптимально подходит для сочинения-рассуждения по теме-понятию, когда вы будете самостоятельно определять проблему и формулировать идею.
Если предыдущие два варианта показались слишком сложными, воспользуйтесь классическими методами, которые будут освещены далее. Главное, чтобы ваше вступление выглядело органично, соответствовало теме, было выдержано по стилю.
Отдельного внимания заслуживают нетрадиционные способы оформления вступительной части. При написании плановых сочинений в средней школе, особенно в классах с языковым и литературоведческим уклоном, допустимы нетрадиционные варианты вступлений: использование сложных заимствований из других текстов, метафорические переносы, юмор и сарказм, аллегория. Однако на экзаменах лучше избегать столь оригинального подхода и писать классические тексты.
Воспользовавшись оригинальными приёмами, можно написать интересную, нетривиальную вступительную часть сочинения.
Начало сочинения. Классические варианты
Чтобы правильно начать сочинение, очень удобно воспользоваться классическими приёмами, применить общепринятые шаблоны.

  1. Вы можете начать сочинение своими личными рассуждениями по поводу проблемы, освещённой в произведении автора.
  2. Если в качестве вступления был выбран тезис, его хорошо оформить в виде перечисления однородных членов с обобщающим словом.
  3. Зачастую сочинение начинают краткой вводной частью, посвящённой биографии автора, основным чертам его творчества, роли в нём конкретного произведения.
  4. Можно сформулировать в начале текста проблемный вопрос, несколько риторических вопросов, сразу определив тему.
  5. Хороший вариант – начать сочинение скрытой или явной цитатой. Вам понадобится органично вплести её в собственный текст: главное, чтобы она была уместна и соответствовала идее, теме сочинения.

Разные способы помогут вам начать сочинение легко и грамотно. Вы можете использовать понравившийся вариант или придумать собственный.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *