Как подготовить выступление?

Как подготовить выступление?

Содержание

Шаг 1. Поставьте цель и выберете тему

Какой результат должен быть у вашего выступления? Какие бонусы оно принесёт? На какую реакцию публики вы рассчитываете? Ответьте на эти вопросы и сформулируйте свою цель. Это поможет подготовиться и побороть волнение: когда знаешь «зачем», преодолеешь любые «как».

Ориентируясь на цель, выберете тему. Звучит легко, но можно попасть в ловушку. «Надо рассказать обо всём, иначе меня не поймут», — думают люди и проваливают выступления. Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.

Выбирая тему, следуйте двум главным правилам.

  1. Высокий уровень понимания. Вы должны хорошо разбираться в материале, чтобы подготовить интересный доклад и ответить на вопросы слушателей.
  2. Одно выступление — одна мысль. Даже если вы знаете всё по данной теме, выберете один аспект, который поможет достичь поставленной цели.

Шаг 2. Продумайте структуру

Разделите лист бумаги на две части. В левой напишите важные факты, формулы, цифры, в правой — аргументы, доказывающие вашу позицию. Записанное слева — это ступеньки к достижению цели, а правый столбец — детали-усилители.

По законам драматургии у каждого произведения должно быть вступление, завязка, развитие, кульминация и развязка. Речь публичного выступления — не исключение. Постарайтесь рассказать публике увлекательную историю, даже если ваша аудитория мыслит формулами и схемами.

  • Вступление — буквально пару слов о себе и теме доклада. Не более 5% от общего объёма выступления.
  • Завязка — актуальность проблемы, почему аудитория должна дослушать вас до конца. Здесь можно задавать риторические вопросы, приводить статистику.
  • Развитие — расположите компоненты из левой колонки в логичной последовательности и подкрепите каждый из них элементом из правой. Лучше всего запоминается начало и конец истории, поэтому начните с сильного, но не ключевого аргумента. Это позволит захватить внимание аудитории.
  • Кульминация — ваш главный посыл, самый сильный аргумент.
  • Развязка — решения, которое вы предлагаете, выводы и обобщения по теме. Постарайтесь не заканчивать на минорной ноте — дайте публике надежду на лучшее.

Шаг 3. Отредактируйте текст

Структура, даже подробно описанная, — ещё неготовое выступление. Пока это алмаз, требующий огранки.

Ответьте на эти вопросы и отредактируйте текст своего доклада.

  • Какую лексику вы используете? Избегайте сленга, профессионализмов и засилья иностранных выражений. Старайтесь применять слова, которые понятны аудитории. Оперируя сложными терминами, мы кажемся себе взрослее и образованнее, но публика, скорее всего, заскучает и ничего не усвоит.
  • Легко ли читается текст? Несколько раз прочтите речь вслух. Перефразируйте места, где споткнулись. Убедитесь, что в словах нет двусмысленности, а фразы никого не обижают.
  • Насколько образна ваша речь? Используйте метафоры и эпитеты, которые врезаются в память. Только не переборщите и убедитесь, что средства выразительности имеют однозначную трактовку. Разбавьте выступление шуткой или анекдотом, если они остроумны и в тему.

Шаг 4. Прорепетируйте

Выступающий должен хорошо помнить свою речь. Зубрить наизусть и импровизировать — не вариант. В первом случае легко сбиться и провалить выступление. Во втором — можно увлечься и отклониться от темы. Что же делать? Хорошенько отрепетировать!

Разложите текст речи на флеш-карточки.

Опираясь на карточки, проговорите своё выступление. Не повторяйте слово в слово, старайтесь пересказывать своими словами. Сделайте это столько раз, сколько вам необходимо, чтобы без труда воспроизводить последовательность блоков, факты и метафоры. А затем ещё столько же, но уже без карточек.

Чтобы не терять нить повествования во время выступления, можно опираться на слайды презентации или взять с собой небольшую шпаргалку. А если речь очень сложная или совсем нет времени на подготовку, текст лучше зачитывать. Только не стойте с опущенными в бумажку глазами: посмотрели — остановились — сказали.

Шаг 5. Поработайте над звучанием

Интонации, чистота произношения, темп и громкость голоса — всё это имеет не меньшее значение, чем содержание выступления. Если спикер говорит невнятно и монотонно, его не будут слушать, какую бы гениальную мысль он ни пытался донести.

  • Запишите себя на аудио и проанализируйте свои ошибки. На что конкретно обратить внимание подскажут статьи и книги по технике речи.
  • Посмотрите выступления лучших спикеров современности. Например, Стива Джобса или Роберта Кийосаки.
  • Практикуйтесь как можно чаще! Не упускайте ни одной возможности блеснуть ораторским мастерством. Выступите перед родителями и друзьями, во время прямых эфиров в Instagram, участвуйте в дискуссионных клубах, высказывайтесь на уроках.

И последнее. Все спикеры волнуются. Больше всего за 10–15 минут до выхода на сцену. От этого никуда не деться, поэтому нужно просто пересилить себя и сделать шаг вперёд. При хорошей подготовке волнение утихнет, как только вы начнёте говорить. А план подготовки у вас теперь есть.

Анонсируйте. Заранее объявите аудитории, какой будет структура вашей речи. Расскажите, о чем планируете сообщить. Публика любит анонсы. Любит понимать, куда всё движется. Любит иллюзию контроля. Не раскрывайте все карты сразу, но киньте интригу и дайте надежду.
Лиха беда начало. Особенно тщательно продумайте самое начало выступления. Начинать говорить всегда труднее. Оратор больше всего волнуется в начале речи. Он еще не знает аудиторию, не понимает, как она на него реагирует. Переживает, понравится его выступление или нет. Изводит себя сомнениями. Да и аудитория в начале всегда пристально присматривается – что это за крендель тут вышел и пытается нам что-то сообщить. И эти пристальные взгляды еще больше смущают выступающего. Поэтому надо подготовиться к такому моменту особенно тщательно. Продумайте яркую самопрезентацию. Обозначьте свою экспертность, чтобы у публики было меньше недоверия. Заготовьте «ледоколы» – шутки и неожиданные эмоциональные моменты, которые должны будут поскорее растопить лёд между вами и публикой.
Не забывайте про аргументы. Каждый тезис надо подкреплять примерами и аргументами, чтобы он звучал убедительнее.
Фактура. Речь, состоящая только из заявлений и указаний никому не интересна. Наройте побольше фактов по вашему вопросу, статистики, цитат и научных данных. Это усилит эффект и придаст речи и вам значительности.
Маневрируйте. Для того, чтобы слушатели не задремали речь должна периодически менять направление. Структура 9 кусочков тут отлично вам поможет. Статистику должны сменять истории, им на смену приходить яркие метафоры, а когда чувствуете, что внимание снова притупилось – кидайте в аудиторию вопросы. Желательно не риторические, а требующие размышления и ответа. Это оживляет выступление и дает слушателям чувство сопричастности. Что в свою очередь улучшает их впечатление об ораторе. Побольше жизненных примеров, неожиданных сравнений, ссылок на авторитетные мнения и хорошего юмора. И ваш коктейль не сможет не понравиться.
Короче! Не пытайтесь рассказать все, что знаете. Даже в полуторачасовую лекцию не нужно пытаться впихнуть весь объем ваших знаний по теме (или знаний вашего эксперта-ньюсмейкера). Покажите аудитории, что вы айсберг. Надводная часть ваших знаний в вашем выступлении, а подводная намного больше. Это вызовет уважение. И желание послушать вас еще раз.
Повторенье – мать ученья. Для усиления эффекта и лучшего запоминания того, что вы произносите не бойтесь повторять ключевые мысли каждого блока вашего выступления. Большинство людей не очень хорошо воспринимают информацию на слух. Многие во время вашего выступления будут отвлекаться на свои мысли, шепот соседа или сообщения в телефоне. Поэтому самые важные тезисы надо повторять. Иногда дословно. Иногда дополняя новыми аргументами. Иногда перефразируя важные моменты.
Готовьтесь к вопросам. Как бы полно вы ни раскрыли тему, скорее всего найдутся желающие потерзать вас вопросами. Кто-то потому что особо дотошный. Кто-то потому что не услышал чего-то важного для себя. Кто-то просто для того, чтобы обратить на себя ваше внимание и внимание остальных слушателей. Когда пишете текст речи, продумайте наиболее вероятные вопросы и заготовьте ответы. Помимо вопросов могут быть и возражения и вам надо и к этому быть готовым. Вам будут говорить: это не работает, это не эффективно, вы не правы и так далее. Вы должны не кипятиться, выдавая в ответ эмоции. Вы должны использовать одну из заготовок для хладнокровного парирования. Или аккуратного блокирования агрессии и перевода беседы в мирное русло.
План Б. В процессе выступления что-то может пойти не так. Участники беседы могут оказаться чересчур агрессивными. Может завязаться оживленный спор. Спор может увести в сторону от подготовленной вами темы. Вы должна иметь план, как вернуть все на место. Вы должны иметь план как выровнять ситуацию. Имейте в запасе несколько шуток, пару интересных цитат, свежий анекдот, уместный для рассказа на публике. Разрядив таким образом обстановку, вы сможете легче вернуться в исконное русло и подвести все же аудиторию к целевому действию.
Визуализация. Продумайте визуальное сопровождение выступления. Большинство людей – визуалы. Они лучше понимают, когда перед глазами картинки или предметы. Определитесь, как вы будете подкреплять свою речь: слайды, рисование на флипчарт, раздаточные материалы, неожиданные предметы у вас в руках во время выступления. Придумайте что-то нестандартное, что-то, чего не делали пока другие спикеры. Хотя бы спикеры из вашей отрасли. Это сильно разнообразить картинку, наблюдаемую слушателями, а значит не дает им заскучать и захрапеть, чем опозорить докладчика.
Разумеется, нюансов подготовки публичного выступления очень много. Об этом написаны десятки книг и в одной статье все не уместить. Запомните главное: понимайте для кого выступаете, структурируйте речь и всегда имейте план Б. И благодарной вам аудитории!

Умение говорить кратко и по существу ценится всегда. В этой статье мы рассмотрим ультра-краткий вариант выступлений от 1 до 3 минут. Некоторые даже не рассматривают их в качестве серьезной презентации, а зря. В такой короткой речи тоже есть все атрибуты: аудитория, цель, структура, необходимость заинтересовать и т.п.

Сжатые временные рамки не дают спикеру разгуляться и требуют максимально вычистить свою речь. Говорить кратко означает:

  1. Говорить меньше слов.
  2. Говорить более короткими фразами.
  3. Максимально метко подбирать слова в каждой фразе.

Чтобы справиться с задачей и уложиться в 1-3 минуты, сделайте следующее:

  1. Сформулируйте тему своего выступления.
  2. Не пытайтесь сказать все. Выберите 1 главную мысль, которую вы обязательно хотите осветить. Эта мысль должна быть важнее всех других. Если вы ее не произнесете, выступление теряет смысл.
  3. Составьте логическую канву (структуру) своей речи. Если вы будете сбиваться при переходе от мысли к мысли, вы сразу будете терять время, и количество слов будет увеличиваться. А в коротких выступлениях счет идет на секунды. Лишнее слово – это секунда. Сбой и повтор фразы – это 10 секунд, а у вас всего 1 минута.

Иметь логическую схему выступления – это главное условие любой речи, а короткой особенно. Без нее сказать кратко не получится. Поэтому дальше в статье рассмотрим несколько наиболее частых ситуаций для коротких выступлений и для каждой из них покажем возможные варианты структуры.

Внимание! В примерах не дается подробный текст речи, а показывается именно логика изложения. Используя эти примеры как ориентир, вы можете выстроить свою структуру выступления, добавив или убрав блоки. Все видеопримеры взяты из открытого доступа и приводятся как удачные.

Читайте также: 29 практических советов по SEO для видео

Экспертное выступление

Ситуации: Под экспертное выступление на конференциях обычно выделяют 10-20 минут, мастер-классы и вебинары занимают еще больше времени. В каких случаях может потребоваться короткое экспертное выступление:

  • Вы хотите сделать контент для своего сайта или блога в формате коротких видеороликов: записать короткие рекомендации, экспертное мнение по проблемному вопросу и т.п.
  • Общение за круглым столом на бизнес-мероприятии, где вам предоставляется слово на несколько минут наряду с другими спикерами.

Схема 1. Экспертное мнение

Вы излагаете свой экспертный взгляд на проблему.

Пример:

Проблемный вопрос: Человек ищет работу, составляет резюме, рассылает работодателям, откликов нет.

Причина: Резюме много, и работодатель их не читает.

Новый взгляд на проблему: Не составляйте и не отправляйте резюме вообще, вместо него пишите человеческое личное письмо.

Иллюстрирующий пример: Иван Батькович стал сотрудником журнала «Известный журнал», написав личное письмо редактору, хотя вакансий на тот момент не было.

Вывод: Не делайте стандартных шагов, если претендуете на нестандартную должность.

Видеопример: Лингвист Дмитрий Петров высказывает свой взгляд на проблемный вопрос «Если у человека есть сомнения в способности выучить иностранный язык». Пример не полностью соответствует предложенной схеме, но в нем есть главный блок – взгляд на проблему, который не сразу приходит в голову. Хороший эксперт помогает аудитории задуматься, посмотреть на тему с той стороны, о которой они не подумали.

Схема 2. Экспертная рекомендация

Это короткое выступление на тему: как делать что-то. В отличие от предыдущей схемы здесь, как правило, нет философских рассуждений, а просто даются инструкции.

Пример:

Обозначение темы: Как фотографировать детей.

Что люди делают неправильно: Самая распространенная ошибка в том, что взрослые снимают детей с высоты человеческого роста.

Как делать правильно: Правильно снимать, присев на корточки, на уровне глаз ребенка.

Почему важно делать именно так: В этом случае не будут искажены пропорции тела малыша.

Вывод: Не ленитесь двигаться и менять ракурс съемки.

Видеопример: Рекомендации Игоря Манна (маркетолога, основателя издательства «Манн, Иванов и Фербер») о том, как читать книги.

Схема 3. Экспертное мнение с доказательствами исследования

Это может быть выступление, где вы хотите разобрать существующее стереотипное мнение или гипотезу и подтвердить/опровергнуть его при помощи результатов исследования. Эту схему можно также использовать для презентаций на совещаниях, когда вам была поставлена задача изучить ситуацию и отчитаться по ней.

Пример 1:

Мнение: Существует мнение, что иностранный язык легче учить с погружением в среду.

Результаты исследования: Исследование показало, что … (приводите данные, 1-2 цифры, а не 5 таблиц).

Иллюстрация: Например, Марина переехала в Италию 2 года назад и до сих пор не начала учить местный язык. Николай год живет в Венгрии и не продвинулся дальше базового набора слов.

Вывод: Начинать учить язык целесообразно до переезда.

Пример 2:

Гипотеза: Было высказано предложение, что канал Х интересен для рекламы. Была поставлена задача разобраться, имеет ли смысл публиковать рекламу продукции на канале Х.

Результаты исследования: Исследование показало, что … (приводите данные, статистику).

Иллюстрация: Например, только на рекламу 1 вида продукта мы затратим Y рублей, а у нас таких продуктов 10.

Вывод: Этот канал с точки зрения рекламы для нас нерентабелен.

Видеопример: Объяснение Татьяны Черниговской (нейролингвист, профессор) о том, как обучение меняет мозг. Начинает с главного тезиса, рассказывает результаты исследования, дает примеры и делает вывод.

Схема 4. Экспертный разбор конкретного случая

Вы, как эксперт, разбираете конкретную ситуацию и даете свои рекомендации. Это может быть эксклюзивный случай, а может быть типовая ситуация, волнующая многих людей или организации.

Пример:

Описание случая: Наш клиент задал вопрос «Как считать налоги для организации, работающей с иностранными клиентами».

Корневая проблема: Основная сложность у клиентов в том, с какой суммы считать налог – с суммы на день платежа или с суммы на день перевода на рублевый счет. Они отличаются.

Экспертная рекомендация: Нужно делать так…(объясняете как).

Вывод: При работе с иностранными клиентами не допускайте распространенной ошибки…. Если сомневаетесь, проконсультируйтесь со специалистом.

Видеопример: Лингвист Дмитрий Петров делится своим мнением по конкретной ситуации «как преодолеть стеснение при необходимости говорить на иностранном языке». Описал ситуацию, объяснил, почему так происходит (по его мнению) и дал свою рекомендацию.

Общая рекомендация по коротким экспертным выступлениям

  • Вы не сможете раскрыть всю проблему и предложить все решения за 3 минуты, а тем более за 1 минуту, поэтому сосредоточьтесь только на главной идее. Вы так много знаете, что желание сказать все вам мешает. Нещадно удаляйте лишнюю информацию.
  • Чтобы получилось коротко, представьте, что вы не презентацию делаете, а вам задают вопрос на интервью и вы должны высказать свое мнение четко, но очень компактно.

Читайте также: Обзор 9 русскоязычных площадок для проведения вебинаров

Продающая презентация

Ситуации: Вы хотите сообщить и пригласить воспользоваться услугой, принять участие в мероприятии, приобрести продукт и т.п. Например, это может быть:

  • Видеообращение для лендинга или страницы в соц. сети
  • Небольшой анонс в рамках общего выступления на конференции или вебинаре
  • Предложение клиенту в ходе телефонного звонка
  • Краткое объяснение услуги при встрече

Схема 5. Анонс мероприятия

На этой схеме представлен самый простой способ. Вы напрямую, без сложных заходов, приглашаете принять участие в мероприятии, записаться на курс, подписаться на канал или страницу в соц. сети и т.п. Это для тех случаев, когда не надо ничего вычурного выдумывать, надо просто пригласить, не запутавшись в деталях.

Пример:

Куда приглашаете: Добро пожаловать на канал/страницу «АБС».

Чему посвящено: Здесь публикуем материалы о культурных событиях в городе для детей.

Для кого и почему интересно: Если вы любитель активного досуга в городе, вы сможете заранее спланировать, куда пойти с ребенком от 2 до 12 лет.

Что особенного: У нас не только список мероприятий, но и живые репортажи с места событий, отзывы посетителей.

Призыв: Подписывайтесь на канал и получайте информацию.

Видеопример: Приглашение на лекцию про динозавров. Обратите внимание на стиль обращения: с одной стороны, есть все формальные элементы структуры, как на схеме (куда приглашаем, для чего, почему интересно), и в то же время автор говорит неформально, увлеченно. Всего 1 минута, но видно, что человек умеет говорить интересно.

Схема 6. Предложение услуги

Это способ предложения услуги или продукта через предварительный вопрос к слушателю.

Пример:

Вопрос: Вам важно получить профессиональное видео для своего интернет-проекта?

Услуга: Видеостудия XYZ позволяет записать видео.

Какой результат дает: В домашних условиях нет хорошего фона и трудно выставить свет. Вы платите за 1 час и получаете весь комплект: студию, оператора, правильный свет, монтаж ролика на выходе.

Почему это удобно: В нашей студии есть 5 вариантов фона, телесуфлер, снимаем с двух камер, в стоимость входит монтаж, не нужно по отдельности искать всех специалистов.

Призыв: Позвоните и забронируйте удобное время.

Видеопример: А теперь эта структура в реальной презентации. Это презентация услуги для лендинга. Продолжительность 5 минут, но смотрится легко. Услуга понятна, преимущества понятны, все наглядно продемонстрировано.

Схема 7. Анонс продукта

От предыдущих схем отличается наличием объяснения, почему продукт был создан. Объяснение строится таким образом, что слушатель понимает, какую проблему этот продукт решает. То есть позиция не «мы создали этот продукт, потому что самим нравится и денег хотим заработать», а «мы создали этот продукт, потому что изучили рынок, увидели нереализованную потребность людей, поняли, как помочь людям сэкономить».

Пример:

Продукт: Мы предлагаем доставку медицинских анализов вертолетом.

Почему был создан: Работая с клиентами, мы часто слышали, что для них важна срочность получения результатов анализа, особенно в дальних регионах. Людям надо принимать решение о лечении, и они не могут ждать неделю. Поэтому мы придумали такой способ.

Какую пользу дает: Вы сможете спасти больше людей. Стоимость дороже, но пациент меньше дней будет в больнице занимать место в ожидании анализа.

Призыв: Посмотрите детали нашего коммерческого предложения.

Видеопример: Короткая видеопрезентация услуги по этой же схеме. Коротко, понятна суть услуги, что получим, почему удобно, спокойный (ненавязчивый, а разъясняющий) стиль обращения.

Схема 8. Анонс продукта с примером использования

Вы не просто описываете продукт и его преимущества, а показываете примеры и ситуации, в которых он может быть использован.

Проблемная ситуация: Как рекламировать обычные услуги.

Как это можно решить: Надо в рекламе использовать слова (перечисляете…) и не использовать слова (перечисляете…)

Как наш продукт помогает это решить: В книге вы найдете принципы и примеры написания текстов для разных случаев.

Призыв: Покупайте в магазинах «Книги».

Видеопример: Посмотрите, как это реализовано в реальной презентации. Сочетание экспертной презентации с рекламой своего продукта.

Общие рекомендации для продающих презентаций

  • Избегайте общих лозунгов типа «на нашем канале публикуем много интересных событий» или «у нас качественный продукт». Эти фразы не несут содержательной информации и лишь занимают время. Скажите, конкретно: «на нашем канале будет информация о выставках, экскурсиях, детских мастер-классах», «чтобы вы проверили продукт, у нас есть пробная версия».
  • Учитывайте, приглашаете ли вы на платное мероприятие или бесплатное.
  • Не юлите: человек должен четко понимать, что конкретно вы предлагаете и что он получит.
  • Предугадывайте главные сомнения клиентов и говорите о них в презентации.

Читайте также: Как сделать классную презентацию, если вы не дизайнер

Представление себя и своей компании

Ситуации. Любые ситуации, когда надо объяснить людям, кто вы и чем занимаетесь:

  • Представить себя и свою компанию перед началом презентации
  • Представить свою компанию за круглым столом на бизнес-мероприятии
  • В неформальной обстановке быстро ответить на вопрос «чем занимаетесь?»
  • Представить компанию конкретному клиенту на встрече

Схема 9. Представление себя перед презентацией

Это может быть даже не полноценная презентация, а буквально 3-4 предложения о себе. Или рассказ на 1-2 минуты о своем бизнесе.

Пример:

Кто вы: Я – преподаватель английского языка.

Чем занимаюсь: Веду курсы для сотрудников организаций.

Чем полезен: Помогаю научиться говорить с иностранными партнерами с использованием профессиональной терминологии.

Уникальная особенность: Составил словари по профессиональной терминологии по 15 сферам деятельности.

Видеопример: Презентация Павла Дурова о своей компании «ВКонтакте». Презентация 2012 года, но для примера подходит. Посмотрите первые 2,5 минуты, где идет представление себя и компании. Обратите внимание, как с одной стороны, используются деловые графики и цифры, и в то же время особенности компании подчеркнуты очень наглядно и с юмором.

Схема 10. Представление своей компании для клиента

На схеме представлен вариант презентации компании при взаимном знакомстве с клиентом на индивидуальной встрече. Эту же схему можно использовать и для других случаев, лишь изменив последний блок (не переход к задаче клиента, а вывод или призыв к действию, или переход к следующей части презентации).

Пример:

Название: Компания АВС.

Что делаем: Помогаем российским компаниям начать бизнес на территории Китая. Наша особенность – поиск партнеров для непопулярных в стране видов бизнеса.

В каких ситуациях к нам обращаются: К нам обращаются, когда хотят найти партнеров, проанализировать рынок, грамотно оформить юридические документы.

Пример работы: Например, наш последний проект — это… Мы взялись за поиск партнеров для продажи продукта, который никогда не предлагался в Китае.

Переход к задаче клиента: Какую задачу вы хотите решить?

Видеопример: В видеопримере презентация компании для интернет-сайта. На встрече с реальным клиентом вы будете говорить немного иначе, но принцип тот же. Обратите внимание: идет рассказ не шаблонными фразами, что у компании качественный товар и надежный сервис, а показывается, о чем беспокоится клиент и как это решается.

Общие рекомендации по представлению себя и компании

  • Незнакомые люди не хотят слушать историю о вас или вашей компании. Им важно только 2 вещи: сориентироваться, чем занимаетесь и чем можете быть полезны.
  • Если ваша профессия проста и понятна, а компания известна, это проще. Например, я – директор по маркетингу авиакомпании «Известная компания». Если ваша должность и компания ни о чем не говорят слушателю, придется расшифровать. Например, я – технолог-наблюдатель компании «Стройломайплюсминус». В этом случае проще сказать обычными словами, чем вы занимаетесь. Моя компания занимается постройкой домов, я слежу за соблюдением технологий строительства.
  • Избегайте креативных формулировок: поставщик счастья, укротитель текста, мы дарим праздник, я вдохновляю людей и т.п. Они не проясняют, чем вы занимаетесь.
  • Не увлекайтесь перечислением регалий и званий. Если они поданы в ненужный момент, могут быть восприняты аудиторией как самолюбование.
  • Избегайте лозунгов и общих фраз, типа: мы располагаем обширными базами данных партнеров, у нас очень качественная продукция, у нас лучшие условия сотрудничества. На чем все это основано? Если это так, покажите конкретику.
  • Если в вашей презентации можно опустить название компании и остальной рассказ подойдет любому конкуренту, значит, вы не показали характера вашей компании. Презентацию надо переделывать.

Читайте также: Как раскрутить канал на YouTube: полное руководство для начинающих

Презентация на совещании

Ситуации. 2 наиболее частых вида выступлений на совещании:

  • Выступить с предложением новой идеи
  • Представить новую информацию

Схема 11. Представление идеи (вариант 1)

Есть две универсальные схемы для презентации идей. Причем они касаются как простых рабочих идей, так и крупных стратегических. От общего к частному, когда вы начинаете с сути идеи и потом ее расшифровываете. И от частного к общему, когда вы сначала описываете ситуацию и мягко подводите к самой идее.

Пример 1:

Суть идеи: Предлагаю перевезти склад на новое место.

Почему предлагаю: Стоимость аренды старого места возрастет с нового года в два раза, аренда нового места дешевле, чем текущая стоимость.

Какие выгоды получим: Сможем сэкономить на аренде, а клиентам будет удобнее забирать товар.

Сколько нужно затратить: Общие затраты на переезд составят Х рублей. Если переедем до осени, фактически окупим расходы на переезд.

Что нужно сделать: Перечисляете действия…

Видеопример: Презентация идеи спасательной капсулы для самолетов. Это пример визуальной презентации. Озвучки нет, но весь текст написан или нарисован по нашей схеме: зачем предлагаем, суть идеи, какие выгоды получаем в различных ситуациях, за счет какой технологии (что конкретно нужно делать). Нет только блока про затраты, но это уже рассказывается дополнительно. Для серьезных презентаций инвесторам сейчас рисуют похожие визуальные ролики именно на 1-2 минуты, чтобы наглядно представить свою идею.

Схема 12. Представление идеи (вариант 2)

Пример 2:

Текущая ситуация: У нас есть отличный склад и на данный момент все хорошо. Но есть намечающиеся изменения. Если мы их не учтем, то будут неприятности.

Будущие проблемы: Стоимость аренды старого места возрастет с нового года в два раза, аренда нового места дешевле, чем текущая стоимость.

Суть идеи: Предлагаю перевезти склад на новое место.

Сколько нужно затратить: Общие затраты на переезд составят Х рублей. Если переедем до осени, фактически окупим расходы на переезд.

Что нужно сделать: Перечисляете действия…

Видеопример: Презентация шуточная, но все элементы схемы соблюдены в точности.

Схема 13. Представление новой информации

При подготовке этой презентации учитывайте, каким образом появилась новая информация – произошла экстренная ситуация или это ваше плановое нововведение.

Пример:

Что изменилось: В нашей компании вводятся новые правила регистрации клиентов в базе данных.

Причина нововведения: Это требование нового законодательства.

Детали нововведения: Теперь нужно будет вводить дополнительное поле информации.

Как это на нас влияет: У менеджеров по работе с клиентами добавиться новое правило – запрашивать эту информацию.

Что нужно сделать: Руководителям отделов проинформировать всех менеджеров.

Видеопример: Презентация-разъяснение изменений в документах о государственной регистрации недвижимости.

Тренировочное упражнение

Для тренировки навыка говорить кратко, можно сделать следующее упражнение:

  1. Выберите любую тему.
  2. Запишите рассказ на эту тему на видео продолжительностью 5 минут.
  3. Посмотрите запись и подумайте, что можно выбросить без ущерба для содержания, какие фразы можно сократить, и сожмите рассказ до трех минут.
  4. Сделайте еще один заход и сожмите рассказ до 1 минуты.

Такое упражнение позволяет вычистить свою речь, убрать ненужные фразы и сказать самую суть.

Это работа над форматом и генеральной линией речи. Что здесь мы с клиентом делаем? Во-первых, определяемся с тем, какая у нас цель. Я обычно задаю вопрос: «Что вы хотите по итогам от вашего выступления?» Если человек говорит что-то невразумительное «донести информацию», я переспрашиваю и добиваюсь ответа в терминах изменений. Почему это так важно? Пока спикер занимается «донесением», он снимает с себя ответственность. Снижается уровень вовлеченности, это сказывается на искренности и глубине, далее это ведет к тому, что речь становится «проходной», а это не влияет ни на что в конечном итоге. Может нам тогда отказаться от выступления? Если человек хочет что-то «сдвинуть с мертвой точки», на что-то повлиять или что-то конкретное продать, то это сразу настраивает спикера на боевой лад и помогает ему самому не терять главную линию рассказа.
Второе, о чем мы говорим, это аудитория: кто эти люди, что им нужно, что для них важно. Я всегда советую говорить не только о себе и своей компании, а показывать, почему это знание полезно и ценно для зрителей.
И третье, что важно — это понять, какая будет структура речи. Здесь мы со спикером стараемся определить, о чем говорить, чтобы выступая по данной теме в данной аудитории достичь свою цель. Другими словами: о чем он будет говорить и как будет раскрывать тему. На выходе у нас получается или набор стикеров на доске, или список из трех-пяти-семи пунктов на листе бумаги, в которых видны основные точки на маршруте. Эта часть материала касается основной части, однако нужно помнить про начало выступления и заключение (как ни банально). Помните, как в школе на уроках литературы нас учили: должна быть соблюдена композиция. В результате у нас появится целостная структура ораторской речи. Только после того, как мы кратко зафиксировали ключевые слова для вступления, основной части и заключения, мы можем взять паузу.

Межрегиональный открытый

Социальный институт

реферат по культуре речи

на тему:

Методика подготовки речи. Советы выдающихся ораторов.

Подготовила студентка

1 курса с/с ФиК

Введение.

Для успеха публичного выступления оратору необходимо, прежде всего, овладеть вниманием аудитории, заставить слушать себя. Однако управлять вниманием слушателей не просто, и успех зависит не только от самого оратора, но и от объективных факторов, на которые выступающий может воздействовать.

Речевое общение происходит в определенных условиях, с определенными участниками и с обозначенной целью.

Со слов Аристотеля:

Речь слагается из трех элементов. Из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; он то и есть конечная цель всего.

Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. И прав Д. Карнеги, утверждавший, что «многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь».

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т.д. Основными моментами речевой подготовки является:

Определение целей речи;

Анализ аудитории и ситуации;

Сбор материала;

Создание плана речи;

Подбор слов для речи;

Практика произношения вслух.

В речах важно все: содержание, интонация, манера изложения, жесты, мимика. Одни и те же слова, сказанные по-разному, могут привести к противоположным результатам. Эмоциональность выступления должна соответствовать содержанию и учитывать ситуацию.

Максимальная эффективность достигается при гармонии мысли и слова, обеспечивающей логическую перспективу речи и ясность в сочетании с простотой изложения. Чем суше и абстрактнее изложение, тем слабее восприятие выступления.

Но эмоциональность не ограничивается внешними проявлениями, важны внутренняя сила и убежденность, которые могут быть подкреплены только внутренней потребностью высказываться. Недопустимы поучения и нравоучения, но и нельзя льстить аудитории.

Определение темы и цели выступления состав аудитории.

Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При этом возможны различные ситуации. Иногда предлагают выступить на определенную тему, т.е. тема речи является заданной. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить.

Однако нередко тему выступления приходится выбирать самим. Прежде всего, из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей. Удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи.

Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления, но и привлекать внимание будущих слушателей, затрагивать их интересы. Заголовки могут быть призывными, рекламными, но многие темы получают индивидуальные названия, точно ориентирующие потенциальных слушателей.

Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предстоящему выступлению. Следует избегать и слишком общих названий, т.к. они требуют освещения многих вопросов. Для конкретизации общей формулировки темы можно прибегнуть к подзаголовкам.

Умение формулировать тему выступления необходимо не только лекторам, но и руководителям учреждений, управляющим фирмами, менеджерам, служащим.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять для чего и с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.

В.В. Маяковский, выступая на одном из собраний, говорил, что все споры и с врагами, и с друзьями о том, что важнее – «как делать» или «что делать», перекрываются теперь литературным лозунгом: «для чего делать», т.е. устанавливается примат цели и над содержанием, и над формой.

Так и оратор, готовясь к выступлению, должен четко определить для себя цель предстоящего выступления: он не только информирует слушателей, рассказывая о тех или иных событиях, фактах, но и старается сформировать у них определенные представления, убеждения, которые должны определить их дальнейшее поведение. Любое выступление должно преследовать воспитательные цели, и оратор обязан незаметно для слушателей приобщать их к своим нравственным идеалам.

Большое значение имеет предварительное знакомство с составом аудитории. Готовясь к выступлению лектору, следует узнать, кто придет его слушать (взрослые или дети, молодые или пожилые, образованные или нет, преимущественно мужской или женский состав аудитории, ее национальные и религиозные особенности). Это очень важно для определения не только содержательной стороны выступления, но и его стиля, степени популярности изложения, выбора лексико-фразеологических средств и ораторских приемов воздействия на слушателей.

Поиск и подбор материала.

После определения тематики выступления, его цели следует этап поиска и отбора материала.

В методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним относятся:

— официальные документы;

— научная, научно-популярная литература;

— справочная литература: энциклопедии, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари, статистические сборники, таблицы, библиографические указатели;

— художественная литература;

— статьи из газет и журналов;

— передачи радио и телевидения;

— результаты социологических опросов;

— личные контакты, беседы, интервью;

— размышления и наблюдения.

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько

При подготовке к выступлению нельзя забывать и о так называемом местном материале, т.е. имеющем отношение к жизни слушателей или того коллектива, региона, о котором идет речь. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

Подбор материалов для ораторской речи требует определенного времени, поэтому подготовку к выступлению следует начинать по возможности заранее.

На этом этапе подготовки к выступлению формируется необходимый для оратора навык отбора литературы. Ученые определили, какие действия способствуют образованию этого навыка. Психолог Сахаров называет сведущие действия:

  1. припоминание ранее читаемой литературе по теме выступления;

  2. просмотр личной библиотеки или каталога;

  3. просмотр каталогов в библиотеке;

  4. просмотр в последних номерах журналов перечня опубликованных за истекший год статей;

  5. просмотр библиографических изданий;

  6. просмотр справочников.

Систематическое повторение этих действий при подготовке к различным выступлениям поможет выработать у оратора навык отбора литературы, что, в конечном счете, позволит ускорить сам процесс подготовки.

Важнейший этап подготовки – изучение отобранной литературы. Оратору необходимо выбрать из литературы то, что можно будет использовать в речи, т.е. прочитать соответствующие разделы, сделать нужные записи, систематизировать материал и т.д.

Работу над книгой советуют начинать с предварительного знакомства с ней. Читается титульный лист (название книги – дает представление о содержании, классификационная характеристика – определяет назначение). Год издания так же важен: если книга выпущена десять- двадцать лет назад, то приведенные в ней сведения могут устареть, поэтому следует ознакомиться с новой литературой по интересующему вопросу.

Следует посмотреть оглавление книги, дающее представление об основных вопросах, которые в ней затрагиваются. Если в книге есть предисловие и послесловие, рекомендуется прочитать их. В предисловии передается краткое содержание книги, характеризуются основные проблемы. В послесловии автор подводит итоги изложенного, кратко формулирует или повторяет главные положения работы.

Таким образом, первичный просмотр отобранных книг является важным моментом в подготовке выступления, позволяющем определить, какие из отобранных книг наиболее подходят для разрабатываемой темы. Утверждение английского философа Ф.Бэкона гласит:

Одни книги можно лишь попробовать, другие проглотить, и, наконец, немногие нужно разжевать и переварить.

Во время чтения важно уметь осмыслить содержание прочитанного, соединить его с теми знаниями, которые были получены ранее. Это помогает анализировать и систематизировать материал, делать необходимые выводы.

Первый признак понимания прочитанного – умение передать его своими словами. Этот навык особенно необходим для оратора, который постоянно делится своими знаниями с аудиторией, воспроизводит по памяти содержание статей, брошюр, книг. Пересказ прочитанного – своеобразная тренировка для оратора: обогащается его речь, совершенствуется лекторское мастерство.

При подготовке к лекции, докладу нужно обязательно делать соответствующие записи прочитанного. Д.И. Менделеев говорил, что «найденная, но не записанная мысль – это найденный и потерянный клад».

Наиболее простой вид записи – это выписки. Выписывают то, что относится к изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут быть использованы или окажутся нужными лишь в последствии.

Чтение – это не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Психологи выработали методику работы с книгой, которая помогает лучше осмысливать и усваивать текст прочитанного.чтение научной, научно- популярной литературы требует настойчивости и упорства, поэтому работать с книгой

Нужно систематично и последовательно.

Невозможно предложить рекомендации, в равной степени приемлемые для всех. У каждого человека в процессе жизни вырабатываются свои навыки работы с книгой, главное, чтобы они были эффективными.

Чтение литературы по теме выступления, накопление записей с интересными высказываниями, примерами, цитатами, статистическими данными – трудоемкий этап подготовки публичного выступления, требующий много времени. Но именно этот этап во многом определяет успех будущего выступления: оратор получает и расширяет свои знания, связанные с предметом речи; критически осмысливает материал; выясняет основные проблемы, возникающие при освящении данной темы.

При чтении появляются сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли.

Настоящая подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету реи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиции будущей аудитории.

Готовиться, — подчеркивает Д. Карнеги, — это значит думать, вспоминать отбирать те из них, которые привлекают, отшлифовывать их, располагать в определенном порядке.

Композиция публичного выступления.

Чтобы слушатели могли внимательно следить за выступлением оратора, его речь должна быть стройной, структура ее и цель должны быть ясны не только самому выступающему, но и аудитории. Композиция речи – то есть последовательное расположение всех ее частей в соответствии с содержанием и замыслом оратора – должна быть прозрачной.

Когда говорится о композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносятся между собой части выступления, какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению.

Организация материала в речи, расположение всех частей выступления определяется замыслом оратора, содержанием выступления.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *