Как правильно скрепя сердце или скрипя сердцем?
Содержание
- Русский
- Скрепя сердце
- Играть роль, иметь значение
- Я скучаю по тебе
- Довести до белого каления
- Бабушка надвое сказала
- Раз плюнуть
- Одолжи мне денег до зарплаты
- Несолоно хлебавши
- Имеет место, имеет быть
- Львиная доля, большая часть
- Сидеть сложа руки
- Обвести вокруг пальца
- Не за горами тот день
- Кривить душой
- Идти своим чередом
- Согласно плану
- Оплатить проезд, заплатить за проезд
- Отдавать себе отчёт
- Во всеуслышание
- Сбить с панталыку
Русский
Тип и синтаксические свойства сочетания
скри-пя́ се́рд-цем
Устойчивое сочетание (фразеологизм). Используется в качестве наречия.
Произношение
- МФА:
Семантические свойства
Значение
- шутл. нехотя, крайне неохотно (искаж. скрепя сердце) ◆ Франс заверил, что министры скрипя сердцем, дали своё разрешение на последний заём под влиянием угроз краха. Вести // «Русское слово», 07 марта 1906 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Он говорил «куда тебя, чёрта, несёт» и «скрипя сердцем» (последнее даже обыгрывалось в рукописи «Глубокого экрана»). А. Козинцев, «В очах души», 1986 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
- скрепя сердце
Антонимы
- охотно, с радостью
Гиперонимы
- нехотя, неохотно
Гипонимы
- ?
Этимология
Смешение выражений «скрипя зубами» и «скрепя сердце» (шутливо обыгрывается созвучие форм деепричастий «скрепя» и «скрипя»).
Перевод
Список переводов
Библиография
- переводе
![]() |
Статья нуждается в доработке.
Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. (См. Общепринятые правила). |
Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов
Ф.И.О ___________________________________________________________
Школа_______________________класс________________________________
1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
(А) палисадник; (Б) камыш; (В) заслонка;
(Г) посёлок; (Д) укротитель.
2. Готовясь к уроку, учитель подобрал пять слов на новое правило: врачи, жара, часы, грибной… Сформулируй правило, которое необходимо применить, чтобы выбрать пятое слово. Отметь, какое слово будет пятым?
А) роща; Б) лыжи; В) рукав; Г) трава; Д) частый.
3. Найди в стихотворении существительное, имеющее только форму единственного числа.
На сосне и на березе – бахрома:
Белой пряжей их запутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на березе и сосне.
4.Одним словом объясните значения заимствованных слов.
Антракт, дегустация, лозунг, финал.
5. Исправьте ошибки в устойчивых словосочетаниях.
Гора луковая. Мир Древней Греции. Давайте жить в тире. Трубка пира. Глухое сено. Дом отечества. Игра не стоит встреч. Медвежья заслуга.
6.Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в загадке встречается звуки и .
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все прекрасные пловцы. (______________________________ )
Ответ: — __________ раз; — __________ раз.
7. Назови одним словом.
Жидкое косметическое средство для мытья волос — ______________________
Резиновая соска для младенца — __________________________________
Вьющаяся или завитая прядь волос — __________________________________
Мера длины, равная десяти сантиметрам — ____________________________
Непосещение школы без уважительной причины — _____________________
Устройство для замораживания продуктов — ___________________________
Подземный транспорт — _____________________________________________
Детская игрушка волчок — ____________________________________________
Сумка туриста — ___________________________________________________
Сахар в кусочках — _________________________________________________
8. Составь пословицы:
А.Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим.
________________________________________________________________
Б. Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой.
______________________________________________________________
В. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз.
________________________________________________________________
Г. Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят.
_______________________________________________________________
Д. Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в.
_____________________________________________________________
Е. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь.
__________________________________________________________________
9. Перед Вами фонетическая запись нескольких предложений. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.
10. Вот список существительных:
очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.
У каких из них нет формы единственного числа?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Какое слово написано с ошибкой?
(А) бреют; (Б) клеют; (В) реют; (Г) сеют; (Д) тлеют.
12.Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол:
столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, застолье
13. Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно…» Как ему надо закончить фразу?
(А) с расписанием; (Б) расписания; (В) расписанию;
(Г) расписаний; (Д) по расписанию.
14. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:
чулки — _____________________ хозяева — _______________________
туфли — _____________________ санатории — ________________________
носки — _____________________ помидоры — ________________________
килограммы — _________________ каникулы — _______________________
ботинки — __________________ домишки — ________________________
7. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», — это слова, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.
Логика – _______________________________________________________
Ракета – ________________________________________________________
Каприз – ________________________________________________________
Мольба – _______________________________________________________
Каратист –________________________________________________________
Ответы на олимпиадные задания
-
(Б) камыш .
Правильный ответ 1 бал
2. Готовясь к уроку, учитель подобрал пять слов на новое правило: врачи, жара, часы, грибной… Сформулируй правило, которое необходимо применить, чтобы выбрать пятое слово. Отметь, какое слово будет пятым?
А) роща; Б) лыжи; В) рукав; Г) трава; Д) частый.
Решение. Г) трава. Варианты формулировок правила могут быть различными. Главное, чтобы ученик отразил в формулировке то, что безударный гласный в корне слова проверяется ударением – для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением.
Максимальное количество баллов – 2 балла.
3.Бахрома
Правильный ответ 1 балл
4.Антракт – перерыв, дегустация – проба, лозунг — призыв, финал – конец
За каждое правильно записанное слово 0,5 балла. Всего — 2 балла
5. Исправьте ошибки в устойчивых словосочетаниях.
Гора луковая. Мир Древней Греции. Давайте жить в тире. Трубка пира. Глухое сено. Дом отечества. Игра не стоит встреч. Медвежья заслуга.
Решение. Горе луковое. Миф Древней Греции. Давайте жить в мире. Трубка мира. Глухое село. Дым отечества. Игра не стоит свеч. Медвежья услуга.
Максимальное количество баллов – 4 балла.
6.Всего — 3 балла.
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все прекрасные пловцы. (Аквариум)
– 16 раз; — 8 раз.
-
За каждое верно отгаданное слово 0,5 балла. Всего — 5 баллов
Шампунь
Пустышка
Локон
Дециметр
Прогул
Морозильник
Метро
Юла
Рюкзак
Рафинад
8. Составь пословицы:
А.Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим.
Б. Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой.
В. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз.
Г. Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят.
Д. Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в.
Е. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь.
Решение. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Не рой другому яму, сам в неё упадешь. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Дарёному коню в зубы не смотрят. Как волка не корми, он всё в лес смотрит. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Максимальное количество баллов – 6 баллов.
9. Перед Вами фонетическая запись нескольких предложений. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.
Решение. Пошёл я в лес, на ёлку влез. Сижу на ели, чтоб волки не съели.
Максимальное количество баллов – 4.
10.бигуди, жалюзи санки, каникулы.
За каждое правильно отгаданное слово 1 балл. Всего — 4 балла
11.(Б) клеют;
Правильный ответ 2 балла.
12.столовая, столица, столяр, столешница, престол, застолье
За каждое правильно отгаданное слово 1 балл. Всего — 6 баллов
13.(В) расписанию;
Правильный ответ 2 балла
14.чулки — чулок хозяева — хозяев
туфли — туфель санатории — санаториев
носки — носков помидоры — помидоров
килограммы — килограммов каникулы — каникул
ботинки – ботинок домишки — домишек
Всего – 10 баллов (каждое правильно названное слово – 1 балл).
За орфографическую ошибку в слове – минус 0,5 балла.
15. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», — это слова, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.
Логика –
Ракета –
Каприз –
Мольба –
Каратист –
Решение. Иголка, карета, приказ, альбом, артистка.
Максимальное количество баллов – 5.
Максимальное количество баллов-57 баллов
Скрепя сердце
Неправильно: скрипя сердцем.
На первый взгляд, вполне логично. Когда что‑то даётся с трудом, так и хочется сказать «со скрипом». Так тяжко, что аж сердцем заскрипел. Ну почти как зубами. Только вот здесь другая история: когда мы делаем что‑то сложное, сердце не скрИпит, а крЕпнет.
Играть роль, иметь значение
Неправильно: играть значение.
Довольно распространённая ошибка. Выражения эти похожи по смыслу, и так и хочется их смешать между собой. Но играть значение невозможно — так можно говорить только про роль. Кстати, такое вот смешивание, когда фразы обмениваются фрагментами друг с другом, называется контаминацией.
Я скучаю по тебе
Неправильно: скучаю за тобой.
Конечно, можно употребить и предлог «за». Только смысл будет совсем другой Слово «Скучать» . «Он скучает за школой» означает, что кто‑то прогуливает уроки и болтается на заднем дворе, пиная опавшие листья. По правилам же русского языка скучать можно по кому‑то и о ком‑то.
Довести до белого каления
Неправильно: довести до белого колена.
От злости иногда белеет лицо или плотно сжатые губы, но никак не коленки. Хотя это не точно — нужно подать идею британским учёным, пусть проверят. Так или иначе, здесь речь идёт о кАлении, проверочное слово — накАл. Почему каление белое? Всё дело в первоначальном значении этой идиомы. При нагревании металл в какой‑то момент раскаляется почти добела, а потом начинает плавиться. Почти как раздражённый человек, которого уже в третий раз просят переделать отчёт.
Бабушка надвое сказала
Неправильно: бабушка на двоих сказала.
Кто такие эти двое, которым что‑то там наговорила бабушка? Непонятно. На двоих можно разделить пирожок с картошкой, но не сказать что‑то. «Сказать надвое» означает, что есть два варианта. Может быть так, а может и эдак. Изначально, кстати, речь шла Слово «Надвое» о бабушке, которая гадает и предсказывает погоду: «Бабушка (бабка) гадала, да надвое сказала. Бабушка (бабка) надвое сказала: либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет».
Раз плюнуть
Неправильно: расплюнуть.
Почему‑то очень хочется написать слитно — как «влёгкую», например. Но нет, это два самостоятельных слова, первое из которых заканчивается на букву «з». И запомнить это не труднее, чем плюнуть разок.
Одолжи мне денег до зарплаты
Неправильно: займи мне денег.
«Занять» означает взять взаймы. Используя этот глагол, вы как будто говорите: «Возьми у меня денег», и сами хотите поделиться кровно нажитыми. Хотя в таком случае правильнее было бы сказать: «Займи у меня». И если не хотите попасть в дурацкое положение, но планируете всё же разжиться деньгами, говорите «одолжи мне» — то есть «дай взаймы».
Несолоно хлебавши
Неправильно: не солоно хлебавши.
Тут придётся просто запомнить, что «несолоно» пишется слитно. Составители орфографических словарей и сами запутались в этом выражении, поэтому меняли Из истории колебаний правописания правила уже несколько раз.
При чём здесь вообще соль? Когда‑то давно на Руси она стоила очень дорого, и блюда солились непосредственно перед едой. А в пище для незваного и нежеланного гостя её могло не оказаться. И он уходил «несолоно хлебавши», то есть так и не попробовав соли, ни с чем.
Сейчас идиома имеет более широкое значение и к соли отношения не имеет. Можно, например, пойти в отдел кадров, чтобы написать заявление на отпуск, и уйти несолоно хлебавши, потому что график на лето уже составлен.
Имеет место, имеет быть
Неправильно: имеет место быть.
Тут опять имеет место контаминация: два выражения смешались и перепутались. «Иметь место» означает «наличествовать, присутствовать». А «имеет быть» — устаревший вариант «будет». Например, «заседание имеет быть 14 числа». И смешивать их в одну кракозябру не стоит.
Львиная доля, большая часть
Неправильно: львиная часть.
И снова та же ошибка: выхватываем кусочки из разных фраз. А выражение «львиная доля», кстати, появилось благодаря басне Эзопа, которую потом творчески переосмыслили Крылов и другие авторы. По сюжету в ней лев несправедливо поделил добычу, забрав себе большую её часть.
Сидеть сложа руки
Неправильно: сидеть сложив руки.
На самом деле неправильный вариант не такой уж и неправильный. Можно написать, к примеру: «Она сидела, сложив руки на груди». Но если речь об устойчивом выражении, которое означает «бездельничать», правильно будет «сидеть сложа руки». И запятая здесь, кстати, не нужна.
Обвести вокруг пальца
Неправильно: провести вокруг пальца.
Слову «провести», одно из значений Значение слова «Провести» которого — «обмануть, перехитрить», было обидно, что вместо него употребляют какой‑то там фразеологизм. Поэтому оно влезло туда самым коварным образом, и в итоге получилось нечто странное. А ведь изначально Фразеологизм «Обвести вокруг пальца» смысл был в том, чтобы обмотать (иначе говоря, обвести) вокруг пальца нитку: обманул так быстро и легко, словно нитку на палец намотал.
Не за горами тот день
Неправильно: не за горой тот день.
Согласитесь, «не за горами» звучит эпичнее. Как в народных сказках: «за горами, за лесами, за морями». Именно из фольклорных сказочных текстов и пришёл Фразеологизм «Не за горами» этот фразеологизм. А потому места для одинокой горы в нём нет.
Кривить душой
Неправильно: кривить в душе.
Напрашивается логичный вопрос: кто и, главное, что кривил в душЕ. Или в дУше? Чтобы не пришлось на него отвечать, лучше сразу писать правильно. От лжи и лицемерия нам становится не по себе, и можно образно сказать, что душа кривится. А в душе можно, например, сопротивляться множеству беспощадных правил русского языка.
Идти своим чередом
Неправильно: завертеться своим чередом.
Дело шло своим чередом, то есть так, как ему положено, а потом раз — и завертелось. В результате глагол «идти» куда‑то исчез, и осталось вот такое чудо‑юдо. И если вы не хотите допускать подобной ошибки, просто больше не путайте выражения «всё завертелось» и «всё шло своим чередом». Тем более по смыслу они совсем разные.
Согласно плану
Неправильно: согласно плана.
Здесь ошибка в согласовании. Предлог «согласно» требует Горячие вопросы дательного падежа, а не родительного: «Согласно кому‑чему? ПланУ!»
Оплатить проезд, заплатить за проезд
Неправильно: оплатить за проезд.
«Молодой человек, за проезд оплачивать будем?!» — возможно, именно из‑за этой до боли знакомой фразы многие и допускают ошибку. Но лишний предлог тут добавлять не нужно. Мы оплачиваем счета, билеты, отпуск. А вот «оплатить за счёт» нельзя. Зато можно заплатить по счетам. Или за путёвку на отдых.
Отдавать себе отчёт
Неправильно: отдавать отчёт своим действиям.
Отчитываемся мы обычно перед собой или перед другими людьми. А вот перед действиями и поступками отчитываться невозможно. И по той же причине отчёт мы тоже отдаём себе. Однако есть и другой вариант: можно отдавать себе отчёт в каких‑то действиях. Я, к примеру, отдаю себе отчёт в том, что статья получилась длинная и не все дочитают её до конца.
Во всеуслышание
Неправильно: вовсеуслышание.
Это хитрое словосочетание притворяется наречием, чтобы мы писали его слитно и получали потом ехидные замечания от граммар‑наци. Но нет, на самом деле это устойчивое наречное выражение, которое пишется раздельно.
Сбить с панталыку
Неправильно: сбить спанталыку.
Согласно словарю Даля ПАНТАЛЫК , «панталык» означает «толк», «смысл», «порядок». То есть «сбить с панталыку» — привести в замешательство, в растерянность. Поэтому фразеологизм пишется в три слова — как и «сбить с толку».