Как правильно скрепя сердце или скрипя сердцем?

Как правильно скрепя сердце или скрипя сердцем?

Русский

Тип и синтаксические свойства сочетания

скри-пя́ се́рд-цем

Устойчивое сочетание (фразеологизм). Используется в качестве наречия.

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. шутл. нехотя, крайне неохотно (искаж. скрепя сердце) ◆ Франс заверил, что министры скрипя сердцем, дали своё разрешение на последний заём под влиянием угроз краха. Вести // «Русское слово», 07 марта 1906 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Он говорил «куда тебя, чёрта, несёт» и «скрипя сердцем» (последнее даже обыгрывалось в рукописи «Глубокого экрана»). А. Козинцев, «В очах души», 1986 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. скрепя сердце

Антонимы

  1. охотно, с радостью

Гиперонимы

  1. нехотя, неохотно

Гипонимы

  1. ?

Этимология

Смешение выражений «скрипя зубами» и «скрепя сердце» (шутливо обыгрывается созвучие форм деепричастий «скрепя» и «скрипя»).

Перевод

Список переводов

Библиография

    Статья нуждается в доработке.

    Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
    В частности, следует уточнить сведения о:

    • переводе

    (См. Общепринятые правила).

    Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов

    Ф.И.О ___________________________________________________________

    Школа_______________________класс________________________________

    1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?

    (А) палисадник; (Б) камыш; (В) заслонка;

    (Г) посёлок; (Д) укротитель.

    2. Готовясь к уроку, учитель подобрал пять слов на новое правило: врачи, жара, часы, грибной… Сформулируй правило, которое необходимо применить, чтобы выбрать пятое слово. Отметь, какое слово будет пятым?

    А) роща; Б) лыжи; В) рукав; Г) трава; Д) частый.

    3. Найди в стихотворении существительное, имеющее только форму единственного числа.

    На сосне и на березе – бахрома:

    Белой пряжей их запутала зима.

    И оставила распутывать весне

    Эту пряжу на березе и сосне.

    4.Одним словом объясните значения заимствованных слов.

    Антракт, дегустация, лозунг, финал.

    5. Исправьте ошибки в устойчивых словосочетаниях.

    Гора луковая. Мир Древней Греции. Давайте жить в тире. Трубка пира. Глухое сено. Дом отечества. Игра не стоит встреч. Медвежья заслуга.

    6.Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в загадке встречается звуки и .

    Посмотрите, дом стоит,

    До краёв водой налит.

    Без окошек, но не мрачный

    С четырёх сторон прозрачный.

    В этом домике жильцы –

    Все прекрасные пловцы. (______________________________ )

    Ответ: — __________ раз; — __________ раз.

    7. Назови одним словом.

    Жидкое косметическое средство для мытья волос — ______________________

    Резиновая соска для младенца — __________________________________

    Вьющаяся или завитая прядь волос — __________________________________

    Мера длины, равная десяти сантиметрам — ____________________________

    Непосещение школы без уважительной причины — _____________________

    Устройство для замораживания продуктов — ___________________________

    Подземный транспорт — _____________________________________________

    Детская игрушка волчок — ____________________________________________

    Сумка туриста — ___________________________________________________

    Сахар в кусочках — _________________________________________________

    8. Составь пословицы:

    А.Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим.

    ________________________________________________________________

    Б. Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой.

    ______________________________________________________________

    В. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз.

    ________________________________________________________________

    Г. Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят.

    _______________________________________________________________

    Д. Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в.

    _____________________________________________________________

    Е. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь.

    __________________________________________________________________

    9. Перед Вами фонетическая запись нескольких предложений. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.

    10. Вот список существительных:

    очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.

    У каких из них нет формы единственного числа?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    11. Какое слово написано с ошибкой?

    (А) бреют; (Б) клеют; (В) реют; (Г) сеют; (Д) тлеют.

    12.Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол:

    столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, застолье

    13. Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно…» Как ему надо закончить фразу?

    (А) с расписанием; (Б) расписания; (В) расписанию;

    (Г) расписаний; (Д) по расписанию.

    14. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:

    чулки — _____________________ хозяева — _______________________

    туфли — _____________________ санатории — ________________________

    носки — _____________________ помидоры — ________________________

    килограммы — _________________ каникулы — _______________________

    ботинки — __________________ домишки — ________________________

    7. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», — это слова, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.

    Логика – _______________________________________________________

    Ракета – ________________________________________________________

    Каприз – ________________________________________________________

    Мольба – _______________________________________________________

    Каратист –________________________________________________________

    Ответы на олимпиадные задания

  1. (Б) камыш .

Правильный ответ 1 бал

2. Готовясь к уроку, учитель подобрал пять слов на новое правило: врачи, жара, часы, грибной… Сформулируй правило, которое необходимо применить, чтобы выбрать пятое слово. Отметь, какое слово будет пятым?

А) роща; Б) лыжи; В) рукав; Г) трава; Д) частый.

Решение. Г) трава. Варианты формулировок правила могут быть различными. Главное, чтобы ученик отразил в формулировке то, что безударный гласный в корне слова проверяется ударением – для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением.

Максимальное количество баллов – 2 балла.

3.Бахрома

Правильный ответ 1 балл

4.Антракт – перерыв, дегустация – проба, лозунг — призыв, финал – конец

За каждое правильно записанное слово 0,5 балла. Всего — 2 балла

5. Исправьте ошибки в устойчивых словосочетаниях.

Гора луковая. Мир Древней Греции. Давайте жить в тире. Трубка пира. Глухое сено. Дом отечества. Игра не стоит встреч. Медвежья заслуга.

Решение. Горе луковое. Миф Древней Греции. Давайте жить в мире. Трубка мира. Глухое село. Дым отечества. Игра не стоит свеч. Медвежья услуга.

Максимальное количество баллов – 4 балла.

6.Всего — 3 балла.

Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит.

Без окошек, но не мрачный

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все прекрасные пловцы. (Аквариум)

– 16 раз; — 8 раз.

  1. За каждое верно отгаданное слово 0,5 балла. Всего — 5 баллов

Шампунь

Пустышка

Локон

Дециметр

Прогул

Морозильник

Метро

Юла

Рюкзак

Рафинад

8. Составь пословицы:

А.Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим.

Б. Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой.

В. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз.

Г. Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят.

Д. Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в.

Е. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь.

Решение. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Не рой другому яму, сам в неё упадешь. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Дарёному коню в зубы не смотрят. Как волка не корми, он всё в лес смотрит. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Максимальное количество баллов – 6 баллов.

9. Перед Вами фонетическая запись нескольких предложений. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.

Решение. Пошёл я в лес, на ёлку влез. Сижу на ели, чтоб волки не съели.

Максимальное количество баллов – 4.

10.бигуди, жалюзи санки, каникулы.

За каждое правильно отгаданное слово 1 балл. Всего — 4 балла

11.(Б) клеют;

Правильный ответ 2 балла.

12.столовая, столица, столяр, столешница, престол, застолье

За каждое правильно отгаданное слово 1 балл. Всего — 6 баллов

13.(В) расписанию;

Правильный ответ 2 балла

14.чулки — чулок хозяева — хозяев

туфли — туфель санатории — санаториев

носки — носков помидоры — помидоров

килограммы — килограммов каникулы — каникул

ботинки – ботинок домишки — домишек

Всего – 10 баллов (каждое правильно названное слово – 1 балл).

За орфографическую ошибку в слове – минус 0,5 балла.

15. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», — это слова, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.

Логика –

Ракета –

Каприз –

Мольба –

Каратист –

Решение. Иголка, карета, приказ, альбом, артистка.

Максимальное количество баллов – 5.

Максимальное количество баллов-57 баллов

Скрепя сердце

Неправильно: скрипя сердцем.

На первый взгляд, вполне логично. Когда что‑то даётся с трудом, так и хочется сказать «со скрипом». Так тяжко, что аж сердцем заскрипел. Ну почти как зубами. Только вот здесь другая история: когда мы делаем что‑то сложное, сердце не скрИпит, а крЕпнет.

Играть роль, иметь значение

Неправильно: играть значение.

Довольно распространённая ошибка. Выражения эти похожи по смыслу, и так и хочется их смешать между собой. Но играть значение невозможно — так можно говорить только про роль. Кстати, такое вот смешивание, когда фразы обмениваются фрагментами друг с другом, называется контаминацией.

Я скучаю по тебе

Неправильно: скучаю за тобой.

Конечно, можно употребить и предлог «за». Только смысл будет совсем другой Слово «Скучать» . «Он скучает за школой» означает, что кто‑то прогуливает уроки и болтается на заднем дворе, пиная опавшие листья. По правилам же русского языка скучать можно по кому‑то и о ком‑то.

Довести до белого каления

Неправильно: довести до белого колена.

От злости иногда белеет лицо или плотно сжатые губы, но никак не коленки. Хотя это не точно — нужно подать идею британским учёным, пусть проверят. Так или иначе, здесь речь идёт о кАлении, проверочное слово — накАл. Почему каление белое? Всё дело в первоначальном значении этой идиомы. При нагревании металл в какой‑то момент раскаляется почти добела, а потом начинает плавиться. Почти как раздражённый человек, которого уже в третий раз просят переделать отчёт.

Бабушка надвое сказала

Неправильно: бабушка на двоих сказала.

Кто такие эти двое, которым что‑то там наговорила бабушка? Непонятно. На двоих можно разделить пирожок с картошкой, но не сказать что‑то. «Сказать надвое» означает, что есть два варианта. Может быть так, а может и эдак. Изначально, кстати, речь шла Слово «Надвое» о бабушке, которая гадает и предсказывает погоду: «Бабушка (бабка) гадала, да надвое сказала. Бабушка (бабка) надвое сказала: либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет».

Раз плюнуть

Неправильно: расплюнуть.

Почему‑то очень хочется написать слитно — как «влёгкую», например. Но нет, это два самостоятельных слова, первое из которых заканчивается на букву «з». И запомнить это не труднее, чем плюнуть разок.

Одолжи мне денег до зарплаты

Неправильно: займи мне денег.

«Занять» означает взять взаймы. Используя этот глагол, вы как будто говорите: «Возьми у меня денег», и сами хотите поделиться кровно нажитыми. Хотя в таком случае правильнее было бы сказать: «Займи у меня». И если не хотите попасть в дурацкое положение, но планируете всё же разжиться деньгами, говорите «одолжи мне» — то есть «дай взаймы».

Несолоно хлебавши

Неправильно: не солоно хлебавши.

Тут придётся просто запомнить, что «несолоно» пишется слитно. Составители орфографических словарей и сами запутались в этом выражении, поэтому меняли Из истории колебаний правописания правила уже несколько раз.

При чём здесь вообще соль? Когда‑то давно на Руси она стоила очень дорого, и блюда солились непосредственно перед едой. А в пище для незваного и нежеланного гостя её могло не оказаться. И он уходил «несолоно хлебавши», то есть так и не попробовав соли, ни с чем.

Сейчас идиома имеет более широкое значение и к соли отношения не имеет. Можно, например, пойти в отдел кадров, чтобы написать заявление на отпуск, и уйти несолоно хлебавши, потому что график на лето уже составлен.

Имеет место, имеет быть

Неправильно: имеет место быть.

Тут опять имеет место контаминация: два выражения смешались и перепутались. «Иметь место» означает «наличествовать, присутствовать». А «имеет быть» — устаревший вариант «будет». Например, «заседание имеет быть 14 числа». И смешивать их в одну кракозябру не стоит.

Львиная доля, большая часть

Неправильно: львиная часть.

И снова та же ошибка: выхватываем кусочки из разных фраз. А выражение «львиная доля», кстати, появилось благодаря басне Эзопа, которую потом творчески переосмыслили Крылов и другие авторы. По сюжету в ней лев несправедливо поделил добычу, забрав себе большую её часть.

Сидеть сложа руки

Неправильно: сидеть сложив руки.

На самом деле неправильный вариант не такой уж и неправильный. Можно написать, к примеру: «Она сидела, сложив руки на груди». Но если речь об устойчивом выражении, которое означает «бездельничать», правильно будет «сидеть сложа руки». И запятая здесь, кстати, не нужна.

Обвести вокруг пальца

Неправильно: провести вокруг пальца.

Слову «провести», одно из значений Значение слова «Провести» которого — «обмануть, перехитрить», было обидно, что вместо него употребляют какой‑то там фразеологизм. Поэтому оно влезло туда самым коварным образом, и в итоге получилось нечто странное. А ведь изначально Фразеологизм «Обвести вокруг пальца» смысл был в том, чтобы обмотать (иначе говоря, обвести) вокруг пальца нитку: обманул так быстро и легко, словно нитку на палец намотал.

Не за горами тот день

Неправильно: не за горой тот день.

Согласитесь, «не за горами» звучит эпичнее. Как в народных сказках: «за горами, за лесами, за морями». Именно из фольклорных сказочных текстов и пришёл Фразеологизм «Не за горами» этот фразеологизм. А потому места для одинокой горы в нём нет.

Кривить душой

Неправильно: кривить в душе.

Напрашивается логичный вопрос: кто и, главное, что кривил в душЕ. Или в дУше? Чтобы не пришлось на него отвечать, лучше сразу писать правильно. От лжи и лицемерия нам становится не по себе, и можно образно сказать, что душа кривится. А в душе можно, например, сопротивляться множеству беспощадных правил русского языка.

Идти своим чередом

Неправильно: завертеться своим чередом.

Дело шло своим чередом, то есть так, как ему положено, а потом раз — и завертелось. В результате глагол «идти» куда‑то исчез, и осталось вот такое чудо‑юдо. И если вы не хотите допускать подобной ошибки, просто больше не путайте выражения «всё завертелось» и «всё шло своим чередом». Тем более по смыслу они совсем разные.

Согласно плану

Неправильно: согласно плана.

Здесь ошибка в согласовании. Предлог «согласно» требует Горячие вопросы дательного падежа, а не родительного: «Согласно кому‑чему? ПланУ!»

Оплатить проезд, заплатить за проезд

Неправильно: оплатить за проезд.

«Молодой человек, за проезд оплачивать будем?!» — возможно, именно из‑за этой до боли знакомой фразы многие и допускают ошибку. Но лишний предлог тут добавлять не нужно. Мы оплачиваем счета, билеты, отпуск. А вот «оплатить за счёт» нельзя. Зато можно заплатить по счетам. Или за путёвку на отдых.

Отдавать себе отчёт

Неправильно: отдавать отчёт своим действиям.

Отчитываемся мы обычно перед собой или перед другими людьми. А вот перед действиями и поступками отчитываться невозможно. И по той же причине отчёт мы тоже отдаём себе. Однако есть и другой вариант: можно отдавать себе отчёт в каких‑то действиях. Я, к примеру, отдаю себе отчёт в том, что статья получилась длинная и не все дочитают её до конца.

Во всеуслышание

Неправильно: вовсеуслышание.

Это хитрое словосочетание притворяется наречием, чтобы мы писали его слитно и получали потом ехидные замечания от граммар‑наци. Но нет, на самом деле это устойчивое наречное выражение, которое пишется раздельно.

Сбить с панталыку

Неправильно: сбить спанталыку.

Согласно словарю Даля ПАНТАЛЫК , «панталык» означает «толк», «смысл», «порядок». То есть «сбить с панталыку» — привести в замешательство, в растерянность. Поэтому фразеологизм пишется в три слова — как и «сбить с толку».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *