Как разбираться в фильмах?

Как разбираться в фильмах?

Мы собрали 30 фильмов, которые, каждый в свое время, произвели на зрителей неизгладимое впечатление и оказали влияние на мировой кинематограф. Их до сих пор цитируют в новых картинах, им подражают и каждый режиссер втайне мечтает быть автором такой работы.

2001 год: Космическая одиссея

2001: A Space Odyssey, 1968

Режиссер — Стэнли Кубрик

Важная веха в развитии кинофантастики: тщательно выстроенные декорации «Космической одиссеи» показывают, что реалистичное погружение в неизведанный и удивительный мир возможно и без компьютерных спецэффектов. А отсылки к этому фильму можно встретить более чем в 500 картинах, созданных в самых разных странах.

8 с половиной

81/2, 1963

Режиссер — Федерико Феллини

Лучшая картина в творчестве культового режиссера Федерико Феллини считается также одним из величайших фильмов в истории кино. Андрей Тарковский о своих впечатлениях: «В нём глубина и утончённость замысла соединились с простотой и демократичностью формального выражения, с той органичностью формы, когда всё открылось нам так, как было задумано автором».

Крестный отец

The Godfather, 1972

Режиссер — Фрэнсис Форд Коппола

Криминальная сага о сицилийской мафии в Нью-Йорке занимает вторую строчку в списке лучших фильмов за всю историю американского кинематографа, составленного Американским институтом киноискусства. И, что важно, в своих оценках этому фильму совпадают и зрители, и кинокритики, ищущие в картинах совсем разных впечатлений.

Малыш

The Kid, 1921

Режиссер — Чарльз Чаплин

Первая полнометражная режиссерская работа легендарного Чарли Чаплина, который показал, что его стиль работы годится не только для смешных короткометражек, но и для серьезного трагикомического сюжета.

Психо

Psycho, 1960

Режиссер — Альфред Хичкок

Психологический хоррор Хичкока произвел на публику неизгладимое впечатление. Этому способствовал не только сильный сюжет, но и меры предосторожности: режиссер, работая над фильмом, постарался скупить как можно больше экземпляров книги, по которой ставилась картина, чтобы концовку знало как можно меньше людей.

Токийская повесть

Tokyo Story, 1953

Режиссер — Ясудзиро Одзу

Фильм японца Ясудзиро Одзу признали самым гениальным произведением мирового кинематографа в результате опроса 358 режиссеров, проведенного британским журналом Sight & Sound в 2012 году.

Побег из Шоушенка

The Shawshank Redemption, 1994

Режиссер — Фрэнк Дарабонт

История о несгибаемой воле и целеустремленности Энди Дюфрейна на протяжении последних десяти лет возглавляет списки лучших фильмов всех времен по версии зрителей как в России, так и за рубежом.

Форрест Гамп

Forrest Gump, 1994

Режиссер — Роберт Земекис

Лучший фильм в карьере режиссера Роберта Земекиса и один из самых ярких образов Тома Хэнкса. В 1994 году «Форрест Гамп» стал самым кассовым фильмом, забрал 6 «Оскаров-1995», среди них три главных, и еще 38 кинонаград по всему миру.

Война и мир

Режиссер — Сергей Бондарчук

В 1969 году «Война и мир» получила «Оскар» за «Лучший иностранный фильм». Картина делалась очень тяжело, часто приходилось переснимать сцены из-за брака пленки. Но результат превзошел все ожидания. Режиссеры всего мира до сих пор вдохновляются потрясающими батальными сценами Сергея Бондарчука. Так, Питер Джексон рассказывал, что перед съемками сражения в последней части «Хоббита» специально пересматривал «Войну и мир».

Король Лев

The Lion King, 1994

Режиссер — Роджер Аллерс, Роб Минкофф

На момент выхода в 1994 году «Король Лев» стал самым кассовым анимационным фильмом в истории. Его рекорд был побит лишь девять лет спустя мультфильмом «В поисках Немо».

Бойцовский клуб

Fight Club, 1999

Режиссер — Дэвид Финчер

История о моральном крахе общества потребления зацепила зрителей как актуальностью идеи, так и мощной концовкой. Но это случилось далеко не сразу. В прокате фильм с треском провалился, критики, оценивая новаторские фишки режиссера, ругали картину за упоение насилием, а культовым «Бойцовский клуб» стал лишь спустя 10 лет. Сейчас он считается одним из самых резонансных кинособытий конца XX века.

Начало

Inception, 2010

Режиссер — Кристофер Нолан

Пожалуй, лучший на сегодняшний день пример того, как можно сделать головокружительный блокбастер с мощной картинкой, который при этом требует вдумчивого просмотра и, возможно, не один раз.

Андрей Рублев

Режиссер — Андрей Тарковский

Мрачное размышление о природе творчества, о мучительном пути гения стало классикой мирового кинематографа. «Андрей Рублев» — в десятке самых гениальных произведений по результатам опроса 358 режиссеров, проведенного британским журналом Sight & Sound в 2012 году.

Сталкер

Режиссер — Андрей Тарковский

Кинокритик Антон Долин: «Тарковский для нашего кино — столь же основополагающая фигура, как Пушкин для литературы, а «Сталкер» — его «Евгений Онегин». Фильм повлиял на такое количество явлений — от картин Ларса фон Триера, Георгия Данелии и Мамору Осии до компьютерной игры S.T.A.L.K.E.R., — что знать его просто необходимо».

Пианист

The Pianist, 2002

Режиссер — Роман Полански

Лучший фильм Романа Полански, забравший трех «Оскаров» в 2003 году, снят по реальной истории пианиста Владислава Шпильмана, выживавшего в Польше, захваченной нацистами.

Матрица

The Matrix, 1999−2003

Режиссер — Лана Вачовски, Лилли Вачовски

«Матрица» ознаменовала собой начало нового тысячелетия: одним она дала новую философию, пересмотр природы реальности, нового героя, другим потрясающие визуальные эффекты, третьих увлекла сюжетом, и многим — разочарование уже ко второму фильму. И все же за последние восемнадцать лет только ленивый не процитировал в своем кино ту или иную сцену из «Матрицы».

Властелин колец

The Lord of the Rings, 2001−2003

Режиссер — Питер Джексон

Трилогия Питера Джексона — это, пожалуй, один из самых эффектных, поражающих воображение фэнтези, показанных в кинотеатрах. А третий эпизод — «Возвращение короля» — стал первой сугубо развлекательной картиной, получившей «Оскар» как «лучший фильм года».

12 разгневанных мужчин

12 Angry Men, 1957

Режиссер — Сидни Люмет

Эталонный образец камерной драмы, где действие происходит в одном помещении, но страсти разгораются такие, что становится страшно. На крупнейшем международном ресурсе о кино IMDb он занимает 5 место среди лучших фильмов всех времён.

Титаник

Titanic, 1997

Режиссер — Джеймс Кэмерон

Эпичный фильм-катастрофа Джеймса Кэмерона стал самым кассовым в истории кинематографа, пока не появился «Аватар» того же режиссера. В 1998 году «Титаник» был номинирован на 14 «Оскаров» и взял 11 из них.

Молчание ягнят

The Silence of the Lambs, 1990

Режиссер — Джонатан Демме

В психологическом триллере «Молчание ягнят» Энтони Хопкинс создал настолько мощный образ маньяка, что шлейф этой роли останется с ним навечно. Вряд ли с актером случится еще что-то столь же грандиозное, как Ганнибал Лектер тридцать лет назад.

Криминальное чтиво

Pulp Fiction, 1994

Режиссер — Квентин Тарантино

Успех этого нахально нестандартного фильма был довольно неожиданным: рваное повествование, странные киллеры с философскими разговорчиками, безумное количество отсылок к другим фильмам, а в результате — культовый статус и цитирование везде и всюду.

Сияние

The Shining, 1980

Режиссер — Стэнли Кубрик

До «Мизери», вышедшей в 1990 году, «Сияние» было самой прибыльной экранизацией романа Стивена Кинга. А вот сам писатель картину не любил, считал, что Стэнли Кубрик взялся снимать фильм ужасов, не имея ни малейшего представления о жанре. Но, судя по популярности фильма, зрители не согласны с Кингом.

Терминатор (первые два фильма)

Terminator, 1984−1991

Режиссер — Джеймс Кэмерон

Кажется, все, к чему прикасается Джеймс Кэмерон, становится эпохальным. Простой, как пять копеек, сюжет о неубиваемом роботе, преследующем беззащитную женщину, превратился в один из главных блокбастеров 80-х. «I’ll be back» — одна из самых популярных цитат в кино и не только.

Звездные войны (первая трилогия)

Star Wars, 1977−1983

Режиссер — Джордж Лукас

Многие фильмы можно вынуть из истории кино, и никто этого не заметит. А вот без «Звездных войн» представить себе сегодняшний мир просто невозможно. И дело не в диснеевских продолжениях, а в том, насколько прочно вошли в нашу жизнь герои космической сказки — Люк, Лея, Хан Соло и Дарт Вейдер. Вы могли ни разу в жизни не посмотреть ни одной серии «Звездных войн», но вряд никогда не видели мемов по мотивам этой саги. А если считаете, что не встречали такое, то надо срочно смотреть первые три фильма, откроете для себя много нового.

Плюс первая трилогия — это важный этап в развитии космической фантастики и визуальных эффектов.

Игры разума

A Beautiful Mind, 2001

Режиссер — Рон Ховард

На рубеже тысячелетий вопрос о том, насколько реальная воспринимаемая нами реальность, волновал всех настолько живо, что картины об этом снимались просто пачками. Поэтому неудивительно, что лучшим фильмом 2002 года стала история именно на эту тему.

Назад в будущее

Back to the Future, 1985

Режиссер — Роберт Земекис

Обаятельные герои фильма Док и Марти скачут туда-сюда во времени, разруливая семейные проблемы. Казалось бы, в чем ценность? Это лучшее кино для подростков, наполненное увлекательными загадками о природе времени, четкими представлениями о том, что хорошо, а что плохо, чудесно придуманным сюжетом и просто смешное.

В джазе только девушки

Some Like It Hot, 1959

Режиссер — Билли Уайлдер

Одна из самых гениальных кинокомедий в истории кино с Мэрилин Монро в главной роли стала этапной для американского комедийного синематографа. Сейчас может показаться странным, но для своего времени тема с переодеванием мужчин в женщин была настолько рискованной, что ее могли не пустить в прокат за аморальность. Официально ее и не допустили к показу, но фильм вышел и дал новое дыхание голливудскому кино.

Броненосец «Потемкин»

Хотя бы раз в жизни надо посмотреть немой черно-белый фильм, снятый советским режиссером Сергеем Эйзенштейном на первой кинофабрике «Госкино» в 1925 году. Это один из самых влиятельных фильмов мирового кинематографа. Упоминания о нем и киноцитаты вы встретите в таких фильмах, как «Крестный отец», «Титаник», «Бонни и Клайд», «Банды Нью-Йорка», «Загадочная история Бенджамина Баттона» и даже в мультфильме «Красавица и чудовище».

Аватар

Avatar, 2009

Новая эпоха в развитии визуальных эффектов, связанных с 3D, с усовершенствованием технологии захвата движения, компьютерной графики и прочими крутыми штуками. Трудно сказать, выйдет ли второй фильм в 2020 году, как обещано, слишком часто премьера переносилась. Но уверенность 99% — режиссер Джеймс Кэмерон опять сотворит что-нибудь эпохальное.

Расёмон

Расё:мон, 1950

Необычная картина о поисках истины, которая всегда где-то рядом, открыла миру, что на свете существует японское кино, и породила жанр фильмов, показывающих одно событие с разных точек зрения.

Возможность научиться этому появилась у екатеринбуржцев на лекции культуролога Анастасии Дзех о том, как анализировать кино.

— Кино — это часть индустрии и произведение искусства, поэтому анализировать нужно технические детали, художественную составляющую и контекст бытования фильма. Важна история (жанр, направление, режиссер, эпоха) и теория (набор подходов и инструментов для интерпретирования фильма). Все это помогает получить объемную картину и понять ее лучше, — говорит киновед.

Публикуем план того, на что нужно обратить внимание, чтобы обсуждение лент не сводилось к дискуссии о том, понравился фильм или нет.

1. Монтаж. Это язык, на котором говорит кино, соединение визуального и звукового в одно целое. Это не просто механическая склейка, а приращение смысла. Членение на кадры это технически сложная работа, поэтому нужно понимать, что то, что мы видим — сознательный выбор режиссера. Через него можно понять, какую эмоцию и какой смысл он хотел передать зрителю. Если мы замечаем отдаление, приближение камеры или фокусировку, нужно подумать, для чего это было сделано, на чем хочет сосредоточить наше внимание автор.

2. Время. Оно может растягиваться и сжиматься. Соответствовать реальному или охватывать годы жизни в зависимости от цели и задачи фильма. Зачастую нам кажется, что фильм затянут. В некоторых случаях, это ошибка режиссера. Но если мы уверены, что картина хорошая, значит, таким образом до нас хотели донести какую-то мысль. Нужно подумать, как можно было бы сделать фильм короче, какое настроение может передать, какая сюжетная линия развивается. Другой вариант — когда кино развивается динамично. Самый понятный, но неинтересный пример этого — боевики, в которых герой должен обезвредить бомбу, и нам показывают таймер.

3. Визуальная составляющая. Первый пункт — сет-дизайн. Это все вещи, автомобили, архитектура, мебель, украшения, которые формируют фильм. Отсутствие таких вещей там, где они должны быть (если мы не понимаем, к какому времени относится сюжет) говорит о том, что ситуация и герои могли возникнуть в любое время, о «вечности» сюжета. Обратить внимание нужно на освещение и цветовой символизм, внешний вид персонажей, повторяющиеся символы.

6. Закономерности драматургии и природа конфликта. Мы все со школы знакомы с трехчастной структурой произведения: завязка, кульминация, развязка. Составляющих нарративного фильма немного больше: пролог, экспозиция, завязка (вспышка интереса, триггер), развитие действия, перипетии, кульминация (обязательная сцена, в которой все решается), развязка и эпилог. Соотношение частей задает темпоритм, показывает развитие персонажей, напряжение. С помощью конфликтов развивается действие.

7. Конфликт внутренний и внешний. Бывают межличностный (есть почти во всех фильмах), внеличностный (с системой, институтами, стихией, обстоятельствами) и экзистенциальный (острый кризис личности, конфликт с миром) конфликты. Если в литературе нам дают описание того, что герой чувствовал во время определенного действия, то в кино так сделать нельзя. Зачастую также внутренний конфликт показывают на примере внешнего. Нужно задуматься, как решаются эти конфликты, как они устроены. Обычно то, как, в чью пользу решается конфликт, говорит о позиции автора, о его мировоззрении и посыле.

8. Идеология. То, что рождает самые горячие споры и заставляет зрителя примерять ситуацию на себя.

Какие ошибки при просмотре кино мы совершаем: ждем правдоподобия, не принимаем инаковость (или другой способ разрешения конфликта), возвышаем арт-хаус и принижаем массовое кино (на самом деле, арт-хаус отличается тем, что выходит в ограниченный прокат — режиссер дает себе отчет в том, что его работу примут не все).

Так же киновед не рекомендовала выбирать фильм для просмотра, опираясь на зрительские рейтинги, а также по трейлерам и книгам (это разные произведения искусства, логично, что они отличаются). Лучше ориентироваться на деятельность конкретного режиссера, актера и мнение кинокритика или подбирать похожие на то, что уже нравится, фильмы.

7 фильмов, которые нам не терпится посмотреть.

Fantastic Fest — это крупнейший кинофестиваль, проходящий в США. И он, как вы понимаете, специализируется на определенном жанре фильмов. В их число входят хоррор, фэнтези, научная фантастика и экшн. Фестиваль проходит раз в год в Остине (штат Техас). В этом году открытие фестиваля состоялось 22 сентября, закончится он уже завтра.
Во время фестиваля участники и гости имеют возможность увидеть множество замечательных картин, с некоторыми из них (самыми ожидаемыми) мы познакомим вас в своем гиде.

Мертвенно-бледный (Livid)

режиссер Жюльен Мори (Julien Maury), Александр Бустилло (Alexandre Bustillo)

Волна популярности французских ужастиков пришлась на начало 2000-ых, тогда-то все и поняли, что французы хороши в хоррорах. Если называть лучший фильм в этом жанре навскидку, то первым в голову приходит безумная и невероятно страшная кинолента «Месть нерожденному» (A l’interieu, 2007). Атмосферный, легко балансирующий на грани трэша и даже немного китчевый. Тем не менее, его оценили и по сей день называют одним из самых ужасающих кошмаров за последние 10 лет. В этом году режиссеры этого фильма представляют свое новое творение — «Мертвенно-бледный». Чего ожидать от этого фильма пока остается только гадать. Будет ли эта картина такой же брутальной, как и фильм 2007 года, или режиссеры дадут слабину, пока неизвестно.

Меланхолия (Melancholia)

режиссер Ларс фон Триер (Lars von Trier)

«Да здравствует хаос!». Таким был неофициальный слоган Фантастик феста 2009 года. В большей степени причиной возникновения этого слогана был фильм «Антихрист» (Antichrist, 2009) Ларса фон Триера, от просмотра которого так и хотелось выкрикнуть эту фразу. В этом году Ларс представляет свой новый фильм — «Меланхолия». Это удивительная сказка о двух сестрах, об отношениях, которые заставляют зрителей оставаться в напряжении, бесконечной апатии, переходящей в меланхолию и, наконец, о таинственной планете, движущейся навстречу Земле. Этот фильм уже привлек немало внимания, стоит лишь вспомнить о событии на пресс-конференции Каннского фестиваля. Но фильм привлекателен не только из-за скандалов его создателя. Для многих новое творение фон Триера стоит в списке лучших фильмов 2011 года на первом месте. И мы относимся к этому числу людей. Ведь это… фон Триер.

Крепкий сон (Mientras duermes)

режиссер Жауме Балагуэро (Jaume Balagueró)

Одна из основных особенностей Фантастик феста заключается в том, что никогда не придется гадать, что ожидать от нового фильма того или иного режиссера. Если вы видели мокьюментари картину «Репортаж» (Rec, 2007), то стоит понимать, что новый фильм режиссера Жауме Балагуэро будет снят в том же духе. «Крепкий сон» возвращает нас в излюбленное режиссером закрытое пространство — небольшой жилой дом. Фильм однозначно должен приглянуться тем, кого приводят в восторг картины, рассказывающие истории маниакальных героев, скрывающих свои страшные наклонности.

Похищенная (A Lonely Place To Die)

режиссер Джулиан Джилби (Julian Gilbey)

Бывает так, что разговоры и слухи о фильме опережают сам фильм. «Похищенная» именно тот случай. Его отметили на некоторых фестивалях и это подогревает желание увидеть картину. Это новый триллер от малоизвестного режиссера Джулиана Джилби. Действие фильма разворачивается в горах Шотландии, в которых группа альпинистов обнаруживает совершенно одинокую девочку. Они спасают ее, но за ними начинается преследование. Несмотря на то, что это фильм — участник фантастического фестиваля от него не стоит ожидать каких-то невероятных спецэффектов, гигантских монстров, злобно настроенных инопланетян или кровавой резни. В «Похищенной» ставка делается на ярких героев и острые ощущения, которые они вызывают.

The Devil’s Business

режиссер Шон Хоган (Sean Hogan)

Предыдущий фильм Хогана «Маленькие смерти» стал для него уроком. Шон тщательно обдумал тему будущего фильма и в результате вышло это — The Devil’s Business. История о двух наемных убийцах, которые ведут наблюдение за своей новой целью. Фильм практически мгновенно становится зловещим, поскольку выясняется, что жертва увлекается оккультизмом. И снова саспенс, и кровавые события, которые будут разворачиваться в закрытом пространстве. На этот раз Шон Хоган уверяет, что характеры его героев будут раскрыты (в сравнении с фильмом «Маленькие смерти») и зрители останутся довольными.

Бессонная ночь (Nuit Blanche)

режиссер Фредерик Жарден (Frédéric Jardin)

У этого французского триллера уже есть несколько хороших отзывов, благодаря которым он попадает в список must-see фильмов. Сюжет заворачивается вокруг двух копов (или фараонов, если по-французски), в руках у которых оказывается сумка с наркотиками, принадлежащая крупному парижскому наркобарону. Естественно, бандиты просто так свои наркотики отдавать никому не станут. Поэтому все последующие события становятся игрой в кошки-мышки. Загвоздка в том, что криминальный авторитет выкрадывает сына одного из копов и держит его в заложниках. 98-минутная картина обещает быть наполненной отлично поставленными сценами перестрелок и погонь. Обзоры «Бессонной ночи» лишний раз это подтверждают, кроме того, его называют одним из лучших экшенов этого года.

Укрытие (Take Shelter)

режиссер Джефф Николс (Jeff Nichols)

Майкл Шеннон талантливый актер, своей игрой он оживляет почти каждый фильм, в котором появляется и, будем надеяться, «Укрытие» в этом случае не станет исключением. Майкл играет человека, которого преследуют странные видения, в которых штормы и бури знаменуют собой конец света. Постепенно страхи и ужас перед тем, что ему видится начинают просачиваться в реальную жизнь и герой Майкла, всеми силами пытающийся защитить свою семью, начинает строить убежище. Интерес подогревает не только синопсис, но и трейлер, демонстрирующий потрясающие апокалиптические картины и человека, находящегося на грани помешательства от того, что он видит.

Искусство кино и живопись тесно связаны между собой. Визуальный ряд любого фильма — та отличительная черта, по которой зрители и критики запоминают стиль режиссеров и любимую ими эстетику. Нередко режиссеры и сами обладают художественным талантом — имеют профессиональное образование или увлекаются живописью в свободное время. ARTANDHOUSES вспомнил известных режиссеров, которые оставили след не только в кинематографе, но и в искусстве.

Дэвид Линч

Дэвид Линч рисует картину «Маленький мальчик в своей комнате», 2009
Pennsylvania Academy of the Fine Arts

За шесть лет до того, как снять свой дебютный фильм «Голова-ластик», и задолго до того, как стать главным независимым режиссером Америки и создателем легендарного «Твин Пикс», Линч посещал Пенсильванскую академию искусств, где изучал живопись, скульптуру и фотографию. Живопись хоть и осталась для режиссера, скорее, хобби, в котором он черпает вдохновение для своих кинематографических работ (о чем, кстати, он говорил в недавнем документальном фильме о себе «Жизнь в искусстве»), но явно наложила отпечаток на его особый режиссерский почерк, который не спутаешь ни с одним другим. Занятия в академии искусств привлекли взгляд молодого Линча к анимации — его первой режиссерской работой стал именно мультфильм «Шестеро заболевают». Приверженность к анимационной перекладке, как и странных почти мультипликационных персонажей, можно увидеть и в фильмах Линча — особенно ярким примером здесь является, пожалуй, «Внутренняя империя».

На счету режиссера помимо таких культовых лент, как «Дикие сердцем», «Синий бархат» и «Малхолланд-драйв», еще и пятьсот художественных работ, в которых прослеживается явная связь с Линчем-кинематографистом. Художнику-режиссеру свойственна приверженность к черному, красному, охре, страсть к изображению вырывающихся демонов из человекообразных персонажей, отсылающих к образам Оскара Кокошки — одному из линчевских фаворитов. Первая ретроспектива картин Линча прошла, кстати, всего три года назад — в той самой Пенсильванской академии, где он когда-то учился. Однако еще в 2009 году некоторые из его работ привозили на выставку в московский Мультимедиа Арт Музей.

«I Burn Pinecone and Throw In Your House», 2009, Galerie Karl Pfefferle

«Rock with Seven Eyes», 1996

«Man With Thought», 2009

«Woman’s Dream», 2013

Питер Гринуэй

Питер Гринуэй

Пожалуй, самый известный режиссер с художественным образованием, что, собственно, заметно в каждой его картине. В них не только почти каждый кадр отсылает к живописным работам известных художников (британец сам признавался, что 90% его работ отсылают к картинам), но нередко и темой кинематографических опусов Гринуэя становятся сами художники. Вспомнить хотя бы первый его широко известный фильм «Контракт рисовальщика» про модного британского художника конца XVII века Нэвилла, из работ которого выстраивается настоящий детективный сюжет. Картины за своего героя, кстати, Гринуэй писал сам, он же рассказывал, что для визуального ряда «Контракта рисовальщика» вдохновлялся работами Караваджо, Рембрандта и Вермеера. И в световых нюансах и общих планах наметанный глаз легко узнает эти источники вдохновения.

На художественных аллюзиях сюжета замешаны и другие его работы — например, «Живот архитектора» и, конечно, «Ночной дозор», продолженный документалкой «Рембрандт. Я обвиняю!». Однако Гринуэй далеко не только поклонник «новых голландцев». Будучи студентом школы искусств, он любил поп-арт (в частности, Рона Б. Китая), что, кстати, заметно в его живописном творчестве. А в 2014 году он вместе со своей женой Саскией Боддеке специально для проекта в московском «Манеже» переосмыслял в инсталляциях и видео-арте шедевры русского авангарда.

«Four Rough Seas», 2009

«After the New Flood – Dark Continents», 2009

«After the New Flood – Measuring 2», 2010 | «After the New Flood – Gardens Site», 2010

«Shell Grid ABC 123», 2010

«Four Beaches», 2011

«Chernobyl 1986», 2011

«Ocean Floor Camouflage», 2011

Терри Гиллиам

Photo: Jay Brooks/Saga

Кинематографический мир Гиллиама наполнен ни на что не похожими, порой почти сказочными художественными образами. В них, как правило, множество узнаваемых деталей, которыми забит второй план, и уникальные главные герои, которых не спутаешь ни с кем другим. Во многом на это повлияло то, что свою карьеру Гиллиам начинал как художник-аниматор.

Создатель «Бразилии» и «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» получил образование политолога, но не проработал по профессии ни дня. Его карьера началась с любительского юмористического журнала, который он издавал в колледже в перерывах между скучными занятиями по истории и политологии. Именно это увлечение привело Гиллиама на одну из британских студий, где он работал художником-аниматором, что, в свою очередь, сыграло главную роль при его знакомстве с будущими создателями сериала «Монти Пайтон». В последнем он занимался именно концептуальным оформлением и анимационными вставками. Абсурдистские визуальные решения сильно повлияли на Гиллиама-кинематографиста, в чьих последующих работах изображение играло роль, порой главенствующую над содержанием.

Гиллиам остается верен себе не только в ранних фильмах, но и в недавних «Воображариуме доктора Парнаса» и «Теореме Зеро». Сейчас режиссер работает над своим знаменитым долгостроем «Человек, который убил Дон Кихота», который, вероятно, удивит своим визуальным воплощением консервативных поклонников романа Сервантеса.

Детские рисунки Гиллиама | Карикатура Гиллиама на события на демонстрации

Кадр из фильма «Монти Пайтон и Священный Грааль»

Сергей Бондарчук

Сергей Бондарчук
кадр из фильма «Судьба человека»

Актер по образованию и главный советский режиссер, мастер батальных сцен и лауреат премии «Оскар» профессиональным художником не был. Однако о страсти режиссера к живописи его вдова Ирина Скобцева может рассказывать часами. Сложно представить, как один из самых загруженных советских режиссеров просыпается в шесть утра, чтобы нарисовать очередную картину.

Первые его опыты практически полностью были посвящены религиозным сюжетам. Но большая часть работ Бондарчука — это портреты, напоминающие иконы, или изображения его жены и детей. Не обходилось и без исторических персонажей, к которым питал явную страсть Бондарчук-режиссер. Несмотря на то, что в распоряжении главного советского постановщика была огромная съемочная группа, эскизы для той же «Войны и мира» он писал сам. И выглядели они как настоящие картины — не схематичные, а именно концептуальные и полноценные произведения живописи, передающие драматургию и характеры будущих кинематографических сцен, получивших известность не только внутри страны, но и за ее пределами.

Эскиз к фильму «Борис Годунов»

Фрагмент иконы «Жены-мироносицы»

Автопортрет в костюме Бориса Годунова | Портрет Ирины Скобцевой

Эскиз к фильму «Война и мир»

Фрагмент иконы | «Федя и Алена»

Жан Кокто

Жан Марэ и Жан Кокто на съемочной площадке «Завещания Орфея», 1959
Photo by Lucien Clergue

Мастер на все руки, авангардист, эстет, поэт, художник и режиссер Жан Кокто был одной из самых заметных фигур 1910–30-х во Франции. Начав с литературы, Кокто, получивший прекрасное воспитание и образование (его воспитывал дед-коллекционер, дома были картины Энгра, Делакруа, греческие статуи), постепенно увлекся и музыкой, и живописью, и кино.

Его художественные работы — графика, отражающая увлечение кубизмом, его фильмы, особенно первые, относящиеся к так называемой трилогии Орфея, — авангард, исследующий вопросы творческого вдохновения художника в широком понимании этого слова.

Графическая работа Жана Кокто

Серия рисунков

«Овен», 1982

Микеланджело Антониони

Микеланджело Антониони на съемках «Забриски-пойнт», 1970

По фильмам великого итальянского неореалиста несложно угадать в нем приверженность к живописи. Профессионального художественного, как, впрочем, и режиссерского образования классик европейского кино не получал — ограничился высшей школой экономики и коммерции в Болонье. Однако именно рисование наряду с увлечением кинокритикой всё-таки привели Антониони в мир большого кино. Даже его черно-белые ленты из так называемой трилогии отчуждения играют со светом так, как не снилось и многим современным картинам. Что уж говорить о «Красной пустыне» — его первой цветной кинематографической картине с отсылками к работам Фернана Леже, удостоенной главного приза Венецианского кинофестиваля.

Живописью Антониони увлекся после знакомства с работами Клода Моне. Известна также фраза режиссера, посетившего мастерскую Марка Ротко: «Ваши картины — как мои фильмы…Они очень точные…и ни о чем». Но фильмы Антониони — ни о чем и обо всем. Как и его примитивные импрессионистские опыты, ярко продемонстрированные в серии работ «Очарование горы».

«Divisi dal nero», 2005

«Quartieri visti dall’alto», 2003

«Attraverso le porte», 2004

«Le montagne incantate nr. 153», Museo Michelangelo Antonioni

«Le montagne incantate nr. 58», Museo Michelangelo Antonioni

Дерек Джармен

Дерек Джармен на кинофестивале в Венеции в 1991 году

Джармен, прославившийся фильмом «Караваджо», был профессиональным художником, окончившем Школу искусств Слейда при Университетском колледже Лондона. В киноиндустрию он попал будучи театральным декоратором, решив попробовать себя в качестве художника-постановщика (люди этой профессии достаточно редко затем становится режиссерами). Его дебютной работой в этом качестве стали «Дьяволы» Кена Рассела, который ввел в Голливуде моду на широкоэкранный эротизм и снял все табу на изображение секса на киноэкране. И успех фильма, где сексуальность была сопряжена с пуританскими нравами Франции XVII века, — в немалой степени заслуга и Джармена. Через год после выхода ленты он стал снимать свои первые короткометражные фильмы, но не забывал и о занятиях искусством. Сегодня его абстракции и инсталляции хранятся во многих мировых музеях, например в Tate Modern. А одна из крупных выставок его памяти проходила в культовой Serpentine Gallery в Лондоне.

«Blue», 1993, Tate

«Ataxia — Aids is Fun», 1993, Tate

«Queer» , Manchester Art Gallery

Джулиан Шнабель

Кадр из документального фильма «Julian Schnabel: A Private Portrait»

Шнабель, родившийся в Бруклине 1951 году, в 1980-х стал одним из самых активных представителей нью-йоркской арт-тусовки. А к середине 1990-х совершил вполне логичный шаг — снял свой первый фильм «Баскиа» по мотивам своих же воспоминаний, посвященный той самой тусовке и роли в ней Жан-Мишеля Баскии (а заодно и Энди Уорхола) в частности. После Шнабель снял еще несколько фильмов, исследующих проблемы художников в широком понимании этого слова, среди которых «Пока не наступит ночь» и «Скафандр и бабочка». Искусство Шнабель тоже не забросил — его живописные коллажи с осколками посуды востребованы музеями и коллекционерами: на последней ярмарке искусств BRAFA в Брюсселе одна из галерей посвятила им целый стенд.

«Religious Painting for Michael Tracy», 1975, Copyright Julian Schnabel

«I Don’t Want to Be King, I Want to Be Pope», 1977, Copyright Julian Schnabel

«Portrait of Tina Chow», 1987, Copyright Julian Schnabel

«Portrait of Azzedine Alaia», 1983, Copyright Julian Schnabel

«Maria Callas #2», 1982, Copyright Julian Schnabel

Ежи Сколимовский

Ежи Сколимовский, Cineplexcom

Польского режиссера Ежи Сколимовского в России знают меньше, чем его земляков Романа Полански и Анджея Вайду, однако это не означает, что его фильмы как-то уступают работам перечисленных режиссеров, с которыми, кстати, работал Сколимовский — он писал сценарии к «Невинным чародеям» и «Ножу в воде». Кинематографический стиль Сколимовского энергичен и даже дерзок. Даже его недавняя работа «11 минут», которую Сколимовский снял в возрасте семидесяти шести лет, удивляет энергией, которой нет у многих молодых режиссеров. Во время своего семнадцатилетнего перерыва в кинокарьере, который пришелся на 1990-е и начало 2000-х, Сколимовский увлекся живописью. В одном из интервью постановщик назвал кино хаосом, а искусство — дзеном. И это очень точно отражает его работы — дерзкие кинематографические ленты и нежные, замысловатые, но при этом крайне простые живописные произведения.

Живописная работа, www.jerzyskolimowski.pl

Живописные работы, www.jerzyskolimowski.pl

Живописные работы, www.jerzyskolimowski.pl

Живописные работы, www.jerzyskolimowski.pl

Акира Куросава

Акира Куросава на съемках фильма «Ран»

Культовый японский режиссер, который обратился к кинематографу после занятий живописью. Писать картины он начал в детстве, и именно с этим хотел связать свою дальнейшую жизнь. В четырнадцать лет Куросава учился в школе западной живописи Doshusha и собирался продолжать обучение, однако в Токийскую художественную школу его не приняли. Тем не менее уже в восемнадцать его картина «Сэйбуцу» была представлена на престижной выставке «Ника-тен», а через год Куросава вошел в Японскую ассоциацию пролетарского искусства, созданную под влиянием идей марксизма. Политика, впрочем, впоследствии и оттолкнула Куросаву от ассоциации, да и вообще от профессиональной живописи. Впрочем, совсем рисовать он не бросил и в свободное от кино время брал в руки кисть или карандаш. Его картины и графика и при жизни выставлялись в музеях, а в международных издательствах вышло и несколько альбомов.

«Сны Акиры Куросавы», 1990

«Сны Акиры Куросавы», 1990

«Кагемуся: Тень воина», 1980

«Кагемуся: Тень воина», 1980


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *