Как развить музыкальный слух

Как развить музыкальный слух

Как развить музыкальный слух – для самоучек и не только!

Музыкальное обучение, особенно для взрослых, может оказаться сложным, если у человека недостаточно развитый музыкальный слух. Именно поэтому большинство педагогов-музыкантов не рекомендуют игнорировать занятия по сольфеджио, главная задача которых – развить музыкальный слух во всех направлениях.

Что же на самом деле означает понятие «музыкальный слух»? Во-первых, нужно определиться, какой именно слух вам необходимо развивать. Если вы учитесь играть, вам необходим гармонический слух, то есть умение слышать гармонию, лад – мажор или минор, окраску звука. Если вы занимаетесь вокалом, ваша цель – развить мелодический слух, который поможет вам легко запоминать мелодию, состоящую из отдельных интервалов.

Правда, это задачи локальные, в жизни музыкантам приходится быть специалистами широкого профиля – и петь, и играть на нескольких инструментах, и учить этому других (игре на инструменте через пение и, наоборот, пению через игру на инструменте). Поэтому большинство методистов, которые говорят о том, как развить музыкальный слух, сходятся на мнении о том, что развиваться должны и мелодический, и гармонический слух одновременно.

Бывает и так, что человек слышит и различает интервалы, даже замечает ошибки у других певцов, а сам не может спеть чисто и правильно. Это происходит потому, что слух (в данном случае мелодический) есть, но нет координации между ним и голосом. В таком случае помогут регулярные вокальные упражнения, помогающие установить связь между голосом и слухом.

От чего зависит чистота пения?

Бывает, что человек будто бы поёт чисто и по нотам, а когда начинает петь в микрофон, откуда ни возьмись, берутся ошибки и неверные ноты. В чем же дело? Оказывается, петь просто по нотам – это еще не все. Чтобы петь чисто, необходимо учитывать некоторые другие параметры. Вот они:

  1. Вокальная позиция (или вокальный зевок, или певческий зевок) – это положение неба при пении. Если оно недостаточно поднято, создается ощущение, что человек поет нечисто или, точнее сказать, «занижает». Для того, чтобы устранить этот дефект, полезно перед занятиями вокалом несколько минут позевать. Если вам трудно это сделать, поднимите язык вертикально и толкайте небо вверх, пока не зевнете.
  2. Направление звука. У каждого человека есть свой неповторимый тембр голоса. Про то, какие типы голосов бывают, читайте в статье «Мужские и женские певческие голоса». Но звук (или окраску своего голоса) можно изменять в зависимости от содержания песни. К примеру, колыбельную никто не будет петь темным и строгим звуком. Чтобы такая песня звучала лучше, ее нужно петь звуком светлым, нежным.
  3. Движение мелодии вниз. Есть еще одна особенность в музыке: когда мелодия движется вниз, ее нужно петь так, как будто ее направление – абсолютно противоположное. Для примера возьмем известную песню «Маленькой елочке». Спойте строку из этой песни «…холодно зимой…». Мелодия движется вниз. Интонация падает, в этом месте возможна фальшь. А теперь попробуйте спеть эту же строчку, при этом выполняя плавное движение рукой снизу вверх. Изменилась окраска звука? Он стал светлее, а интонация чище.
  4. Эмоциональная настройка – ещё один немаловажный фактор. Поэтому необходимо периодически петь для зрителей. Хотя бы для своих домашних. Боязнь сцены постепенно уйдет.

Что мешает развитию слуха и чистого пения?

Есть некоторые вещи, которые могут отрицательно повлиять на развитие слуха. Нельзя играть на расстроенном инструменте, одновременно заниматься вдвоём в одном кабинете. Такая музыка, как тяжелый рок и рэп, вряд ли поможет вам развить слух, так как она не содержит выразительной мелодии, гармония чаще всего примитивная.

Способы и упражнения для развития слуха

Существуют множество эффективных упражнений для развития слуха. Вот всего лишь некоторые из них:

  1. Пение гамм. Играем на инструменте до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до и поем. Затем без инструмента. Затем сверху вниз. Снова без инструмента. Сверяем последний звук. Если попали – очень хорошо, если нет – тренируемся дальше.
  2. Пение интервалов. Самый простой вариант – интервалы на основе той же самой гаммы до-мажора (см. предыдущее упр.). Играем и поем: до-ре, до-ми, до-фа и т.д. Затем без инструмента. Затем то же самое сверху вниз.
  3. «Эхо». Если вы не умеете играть, развивать слух можно, как в детском саду. Включите на телефоне вашу любимую песню. Слушаем одну строчку. Нажимам на «паузу», повторяем. И так всю песню. Телефон, кстати, может быть отличным помощником: на него можно записать интервалы, гаммы (или попросить, чтобы вам сыграли, если вы сами не умеете), а потом слушать в течение дня.
  4. Изучение нотной грамоты. Музыкальный слух – это мысли, интеллектуальный процесс, поэтому получение даже самых элементарных знаний о музыке само по себе автоматически способствует развитию слуха. В помощь вам – учебник нотной грамоты в подарок от нашего сайта!
  5. Изучение классической музыки. Если вы думаете, как развить свой музыкальный слух, то не забывайте, что наиболее способствует развитию слуха классическая музыка благодаря выразительной мелодии, богатой гармонии и звучанию оркестра. Так что, активнее начинайте изучать именно это искусство!

ЭТО ЕЩЁ НЕ ВСЁ!

Вы очень хотите петь, но не спите ночами от того, что не знаете, как развить музыкальный слух? Теперь вы знаете, как получить то, о чём вы думали этими ночами! Впридачу получите хороший видео-урок по вокалу от Елизаветы Боковой – она рассказывает о “трёх китах” вокала, основах основ!

Как развивается музыкальный слух у ребенка?

Музыкальный слух включает чувство ритма, тембра, способность узнавать высоту ноты, обладание музыкальной памятью. Игнорирование музыкальных способностей ведет к их угасанию. Развивать мировосприятие посредством музыки нужно независимо от того, видите вы малыша музыкантом в будущем или нет.

Развитие музыкального слуха происходит постепенно. По мере взросления малыша меняется его отношение к природе звука. Сначала он обращает внимание на шум, вздрагивает, учится подражать. В год малыш понимает, что если бить по клавишам игрушечного пианино, раздается звук. К 3 годам он пытается сам «играть». В 4 года ребенок танцует, поет, на детском пианино он пробует играть приятную для слуха мелодию, а не просто стучать по клавишам. К 5 годам дошкольник отличает на слух звучание широкого круга музыкальных инструментов.

Занятия музыкой стимулируют работу обоих полушарий мозга: развивают память, концентрацию внимания, логическое мышление. Дошкольный возраст – лучшее время для начала музыкальных занятий. Как помочь ребенку развить музыкальный слух в домашних условиях?

Знакомство ребенка с музыкой

Если хотите создать развивающую среду для сына или дочери, начните с себя. Ребенку нужно демонстрировать хороший музыкальный вкус и показывать, что музыка – это не только песни из мультфильмов.

Слушайте классику с рождения

Познакомьте малыша с классикой сразу после рождения. Приятные мелодии успокаивают, а прослушивание классической музыки способствует формированию правильного музыкального вкуса в дальнейшем.

Малышам можно включать колыбельные из детской классики:

  • П.И. Чайковский – «Птицы», «Греза»;
  • В.А. Моцарт – «Спи, моя радость, усни»;
  • Ф.П. Шуберт – «Колыбельная»;
  • И. Брамс – «Колыбельная»;
  • Р. Шуман – «Грезы»;
  • Э. Григ – «Поэтическая картинка».

Дошкольник готов слушать произведения, в которых есть сюжет:

  • П.И. Чайковский – цикл «Времена года», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (любовная тема), сборник «Детский альбом» («Болезнь куклы», «Баба-Яга», «Песня жаворонка» и др.), отрывки из «Щелкунчика» («Танец феи Драже», «Выход мышиного короля»);
  • Жюль Массне – «Элегия» (можно в исполнении Ф.И. Шаляпина);
  • Эдвард Григ – «Танец Анитры».

Слушайте музыку вместе, задавайте вопросы о том, какие эмоции испытывает ребенок, что представляет при прослушивании композиции. Объясните малышу, что историю можно рассказать не только словами, но и с помощью мелодии.

Включайте музыку разных жанров

Слушайте разную музыку дома. Возможно, ребенок не оценит ваши пристрастия – включайте музыку разных направлений. Пусть это будет не каждый день, а под настроение, в хорошем расположении духа. Помните, что слух – очень тонкий механизм, и его нужно беречь, поэтому не делайте слишком громко.

Экспериментируйте, наблюдайте за реакцией: на что малыш реагирует с интересом, под какую музыку танцует. Не навязывайте ребенку свои вкусы. Ваша цель в том, чтобы развить музыкальный слух, а не отбить желание слушать музыку вообще.

Знакомство с музыкальными инструментами

К выбору первых игрушечных инструментов желательно подходить ответственно, если вы хотите научить малыша слушать и извлекать красивые звуки, а не беспорядочно бренчать. Игрушки должны быть качественными.

Для первого знакомства подойдут ксилофон или металлофон, электронное пианино, барабан, маракасы. После 3 лет – детская гитара, барабанная установка, шарманка. Эти инструменты отлично развивают координацию движений и мелкую моторику.

Ближе к 5 годам, когда ребенок научится вести себя в культурном месте и выдерживать долгие мероприятия, можно ходить с ним в филармонию на концерты классической музыки, или на балет, или в детскую оперу. Живое звучание полезно для развития музыкального слуха – ребенок не просто слышит музыку, но и воспринимает ее визуально.

Упражнения и игры для развития музыкального слуха

Неверно считать, что слух либо есть от рождения, либо его нет, потому что абсолютный музыкальный слух имеет лишь один человек из десяти тысяч. В остальных случаях музыкальные способности успешно развиваются в любом возрасте. Легче всего обучение проходит в детстве — малыши открыты для новой информации и хорошо ее усваивают в игровой форме.

Ниже вы найдете примеры игр и упражнений для подготовки ребенка к полноценным музыкальным занятиям.

Игра «Высокий – низкий»

Играя с игрушками или карточками, объясняйте малышу, что у родителей и детей голоса звучат по-разному. Попросите показать, какие звуки издают животные и их детеныши. Объясните, что когда говорят детки-животные, их звуки как бы летят из горлышка вверх, а когда говорят взрослые, их голос тяжелый, низкий.

О различии голосов расскажет сказка «Волк и семеро козлят». Обсудите с ребенком, почему сначала козлята не пускали волка на порог, а потом поверили ему.

Упражнение «Горка»

Предложите малышу поиграть в игру, будто он поднимается на гору, а потом спускается с нее. Пропойте вместе: «Вот иду я вверх, вот иду я вниз», первую половину фразы выше, а вторую – ниже, как бы на спад. Если есть ксилофон, аккомпанируйте. Начните с двух нот, затем усложняйте:

  1. «вверх иду» – «вниз иду («до-ре-ми» — «ми-ре-до»);
  2. «вверх я иду» – «вниз я иду» («до-ре-ми-фа» — «фа-ми-ре-до»);
  3. «вот иду я вверх» – «вот иду я вниз» («до-ре-ми-фа-соль» — «соль-фа-ми-ре-до»).

Упражнение «Найди пару»

Для игры понадобится несколько пар одинаковых коробочек или стаканчиков с крышками (желательно непрозрачных). Каждую пару стаканчиков нужно наполнить разными крупами (гречка, горох, рис, пшено). Ребенок должен потрясти стаканчики и по звуку соотнести их попарно.

Упражнение «Угадай, что это?»

Игра для детей от 3–4 лет. Заранее найдите аудио или видео с нужными звуками и включите запись ребенку. Он должен угадать на слух, какой музыкальный инструмент играет. Для детей постарше можно включать мелодию, где играют два инструмента.

Упражнение «Колокольчик»

Это упражнение учит ребенка слышать и слушать звуки. Завяжите малышу глаза платком, поставьте его в середине комнаты. Возьмите колокольчик и бесшумно двигайтесь по комнате, останавливаясь и звеня. Ребенок должен определить, в каком углу звенит колокольчик. С завязанными глазами это не так легко.

Слух есть, а голос?

Вместе с музыкальным слухом нужно с детства развивать вокальные навыки у ребенка. Хорошо поставленный голос и дыхание важны не только для красивого пения, но и для выразительной речи. Вспомните, как стихи в прочтении некоторых одноклассников вызывали зевоту на уроках литературы. Даже если ваш ребенок не станет певцом, красивая речь ему не помешает.

Одним детям легче дается музыка, другим – пение, но оба эти таланта успешно поддаются тренировке. Развивать дыхание и голос дома можно с помощью несложных упражнений:

  • Дыхательная гимнастика. Тренировка дыхания никогда не бывает лишней, особенно для детей с логопедическими проблемами. Дыхание – это энергия, на которой держится речь. Дуйте вместе с ребенком на перышко, флюгер, свечу, сдувайте с ладони конфетти, толкайте кораблики в миске с водой. Дыхание должно быть однородным, медленным, выходящим из глубины тела.
  • Чтение вслух. Если ребенок знает стихи, пусть он рассказывает их с выражением. Ненавязчиво корректируйте малыша, если он невыразителен.
  • Распевайте звуки и слова. Это значит, нужно тянуть звуки «И», «Э», А», «О», «У» на одном выдохе. Это полезно также в качестве артикуляционной гимнастики. Пойте слова, которые можно петь.
  • Разрешайте ребенку кричать. Не всегда и не везде, конечно. Там, где это не помешает другим. Пусть малыш слушает свой голос, чувствует его силу. Иногда даже взрослые не знают, что имеют сильный голос, потому что никогда не пробовали петь «на полную катушку».

Этих упражнений хватит для домашних тренировок, а вот научить ребенка профессионально петь смогут в музыкальной студии, где с детьми занимается педагог, умеющий находить индивидуальный подход к своим подопечным.

Музыкальному воспитанию уделяется не так много времени, как хотелось бы, и талант, заложенный природой, может угаснуть. Далеко не все дети сохраняют интерес к музыке в школьном возрасте. Многие идут в музыкальную школу лишь по настоянию родителей и не получают удовольствия от обучения. Может быть, домашние занятия с рождения помогут ребенку полюбить свои способности, а в дальнейшем – осознать всю ценность природного дара.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *