Как самому поставить голос?

Как самому поставить голос?

Содержание

1. Используй полную проекцию, вибрации исходят глубоко изнутри

Не все люди знают, что можно самостоятельно поставить голос и не надо записывать в специальные кружки.

Но для начала нужно понимать самые главные и базовые вещи.

Когда ты что-то говоришь, голос должен исходить глубоко изнутри, должны использоваться не только голосовые связки.

Ты должен чувствовать все вибрации своего тела, когда что-то говоришь.

Почему это так важно – аналогия с ударом кулака

Приведем аналогию с ударом кулака из бокса.

  • Когда наносится правильный удар, все тело вкладывается в него. Это не только махание одним кулаком.
    Тело при правильном ударе не статично и тоже вкладывается в него, и только тогда удар становится в 10 раз сильнее и опаснее для противника.
  • Если ты не будешь использовать силу своего тела при ударе кулаком и не будешь вкладываться в него, то это будет не удар, а просто движение одной рукой.

Так же и с голосом!

То же самое ты должен применять в разговоре.

Ты должен все свое тело включать в выражение себя.

Сделай глубокий вдох и уже потом говори, иначе тебя никто не услышит.

Голос исходит из глубокой расслабленности, ты говоришь из глубины.

Все твои вибрации голоса должны исходить глубоко изнутри, из твоего тела! Тогда ты будешь знать все о том, как самостоятельно поставить голос в домашних условиях.

2. Используй правильную тональность

Всего бывает 3 типа тональностей:

  1. ищущая/ нуждающаяся;
  2. нормальная;
  3. рваная.

Ищущая или нуждающаяся тональность (1)

При таком общении в конце голос поднимается всегда немного вверх. Так разговаривают люди, которые нуждаются в чем-то и ищут одобрения.

Так же на улице попрошайки подходят на улице к людям и спрашивают денег. Это ищущий, пытающийся понравиться раппорт.

Например:

  • Время не подскажите?
  • Покушать пиццы вкусной со мной не хотели бы?
  • У меня компьютер сломался, исправь, пожалуйста.

Комплекс упражнений для развития голоса у детей и взрослых будет не так эффективен, если вы будете продолжать общаться с людьми, используя нуждающуюся тональность.

Это непривлекательно и вызывает отторжение.

Нормальная тональность (2)

Когда вы разговариваете с человеком полностью нейтрально, без каких-либо особых эмоций.

Например:

  • У нас сегодня все хорошо.
  • Я неплохо провел время в парке.
  • Папа купил новую машину.

Рваный раппорт (3)

Со стороны по подаче эта тональность смотрится так, будто бы ты ничего не хочешь от этого человека и как будто и не хочешь особо с ним разговаривать.

С этой тональностью ты не стараешься впечатлить собеседника, меньше пытаешься и меньше напрягаешься.

Эта тональность будет полезна мужчинам, чтобы вести правильную интеракцию при знакомстве с женщинами.

Примеры 3 тональности:

  • Вообще, круто отдохнули позавчера.
  • Отличная футболка у тебя.
  • Едем сейчас в наше любимое место у реки.

Чтобы быть центрированным и быть в перманентном состоянии при общении, с большинством людей нужно разговаривать от рваной до нормальной тональности. Если основное количество времени твой голос между рваной и нормальной тональностью, и еще ты разнообразишь его иногда ищущим раппортом, то твой голос будет дерзким и забавным одновременно. Это будет весело и разнообразно одновременно.

Поэтому используй все три типа тональности умеючи, и тогда ты будешь знать все о том, как поставить речь и голос. У тебя появится чарующая и уникальная тональность.

Помни о том, что уверенность играет ключевую роль в общении. Все тонкие детали уверенности в себе для девушек вы можете прочитать по ссылке у нас на сайте.

3. С самого утра избавься от лишней слизи во рту

С утра у каждого бывает во рту эта слизь и слюна, от которой необходимо избавляться. Они не дают вашему голосу открыться.

Из-за слизи во рту люди часто говорят носом, словно озвучивают пиратские фильмы. Все упражнения постановки голоса и речи выполняются намного легче и продуктивней, если нет лишней слизи в ротовой полости.

Чтобы избавиться от слизи во рту, как только ты проснулся с самого утра чисти зубной пастой и щеткой свой язык!

То есть когда ты идешь чистить зубы, ты чистишь еще и свой язык.

Не ленись и много раз пройдись зубной щеткой по своему языку, предварительно выдавив на нее тюбик зубной пасты. У нас на сайте есть подробная статья о том, как справиться с ленью.

Таким образом, вся лишняя слизь выходит изо рта. Отхаркивайся. Ты сам поймешь, когда уже достаточно.

Процедура не такая приятная, но очень полезная. Занимает примерно 3 – 4 минуты.

Все следующие упражнения для постановки голоса и дикции также выполняются строго с утра, как только ты проснулся. Иначе ты рискуешь не получить максимальный эффект от них.

4. Разогреваемся и тянем гласные звуки начиная с высоких нот до низких

Для начала голос обязательно надо разогревать, чтобы потом было легче его контролировать.

Иначе потом будет внутреннее сопротивление и голос не будет конгруэнтным. О конгруэнтности в деталях мы рассказываем в новой статье.

Если ты не разогреваешься, то тогда все, что бы ты ни говорил и ни делал, будет ухудшать и ухудшать твое общение и выражение.

Чтобы не парься о том, как развить красивый тембр голос, используй это полезное упражнение.

Произноси эти звуки в том самом порядке, в каком они указаны:

  • «И»;
  • «Э»;
  • «А»;
  • «О»;
  • «У».

При выполнении вокального упражнения для голоса этими звуками от «И» до «У» ты идешь по шкале от высоких нот к низким.

Пройдись по этим звукам 2 раза. Начинаешь с высокого звука «И», заканчиваешь низким «У».

Таким образом, твой голос 2 раза меняется с высокого диапазона на низкий.

Это расслабляет и открывает твое горло.

Благодаря вибрациям голос начинает меняться и освобождаться. Довольно полезное упражнения для развития голоса для детей и взрослых.

Все наши упражнения помогут тем, кто впоследствии будет открыто выражаться себя и не будет стесняться своего голоса.

У нас на сайте есть полная статья о том, как перестать стесняться людей. Ее можно найти .

11. Повторение скороговорок 10 раз

Суть в том, что расширяются мышцы рта и становится легче вести общение.

Эффекта от упражнения будет в два раза больше, если вы будете повторять скороговорку закрытым ртом. Об этом мы рассказали выше в 10-м способе.

Скороговорок разных очень много. Например:

  • «У Сашки в кармашке шишки и шашки»;
  • «Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши».

Выбери себе 2 – 3 понравившихся и начни повторять 10 раз каждую. Этот последний способ закроет все твои вопросы о том, как улучшить голос и дикцию.

Заключение

После выполнения упражнений вам захочется избавиться от лишней слизи во рту.

Это очень хороший знак и это нормально .

Выполняя эти упражнения с утра, ты заметишь как через месяц твой голос заметно улучшится. Удели себе время.

Ты даже можешь записать свой голос до и после выполнения упражнений, чтобы сравнить и увидеть заметную разницу.

Не забываем про уверенность

Уверенность – это основной параметр для хорошего голоса.

Говорите уверенно и без стеснения.

Без уверенности в голосе никакие упражнений вам не помогут.

Теперь вы знаете все о том, как самостоятельно поставить голос для пения.

Инвестируй время в развитие себя, и результат не заставит себя ждать.

Важность музыкального слуха

Это может стать для вас новостью, но люди, связавшие свою основную жизненную деятельность с музыкальной сферой, слышат мелодии на несколько ином уровне, чем многие другие. Для непосвящённого человека может казаться, будто любая песня состоит исключительно из написания подходящего минуса (читай: музыкального сопровождения) и исполнения её текста. На деле же, за каждым культовым произведениям могут крыться месяцы долгой работы, чтобы создать хорошую композицию, которая будет радовать слух и подходить в такт текста песни. Чтобы это сделать, требуется уметь различать на слух существующие ноты, а также их комбинации и переходы между ними. Для начинающего вокалиста, желающего научиться красиво петь в домашних условиях, этот талант не менее важен, чем для композитора.

Исходя из вышенаписанного, вы уже могли догадаться, что прослушивание мелодий и песен будет играть одну из основных ролей в развитии музыкального слуха. Большинство людей обладает относительным восприятием мелодии, когда каждая нота выделяется лишь на фоне остальных, что позволяет приблизительно улавливать изменение тональности в композиции. Абсолютный музыкальный слух подарит вам умение чувствовать все ноты и их совмещения, вложенные автором в произведение. Чтобы стать обладателем такого таланта от вас потребуется:

  • Ознакомление с терминологией и соответствующими материалами, включая литературу, аудио и видеозаписи, по теме. Редкие умельцы способны научиться петь, интуитивно воспринимая музыку и не зная хотя бы 12 нот (мы таких не встречали).
  • Найдите в интернете информацию о создании известных песен и композиций, обращайте внимание на поведение вокалиста во время исполнения на сеансах звукозаписи.
  • Регулярно прослушивайте различную музыку. Не зацикливайтесь на одном жанре, ведь музыкальный слух не терпит рамок. Открывайте для себя новые формы исполнения, знакомых и не очень, песен.
  • Хорошо, если в вашем окружении есть люди, чья сфера деятельности связана с музыкой или вокалом. Можете попросить их проводить с вами тренировки, либо следить за вашей практикой. Их советы и наставления помогут избежать ошибок на начальных этапах.

Постановка дыхательной системы

Даже трёхминутная песня со всеми проигрышами и несколькими куплетами припева требует от исполнителя правильно рассчитывать свои силы. Не нужно обладать отменным музыкальным слухом, чтобы почувствовать, если вокалист выдохся и выбивается из требуемого темпа. Избежать такого можно, научившись правильно нагружать дыхательную систему. Кроме того, развитие подходящего дыхания положительно отражается и на голосовых связках, оберегая тех от надрыва или простуды. К счастью, нам ничего не мешает в процессе того, как мы учимся красиво петь в домашних условиях, следить и за темпом нашего дыхания.

  • Вдохи и выдохи должны быть максимально бесшумными, чтобы не сбивать ритм пения. Соответственно, следует избегать кислородного голодания и одышки, приучая себя к коротким и энергичным вдохам-выдохам в процессе исполнения.
  • Лучшим советом в поддержку предыдущего пункта будет методика дыхания животом. Так как сегодня большая часть людей привыкло делать вдохи и выдохи через грудь и рот (причиной тому служит быстрый темп жизни, из-за которого кислорода, вдыхаемого через нос, оказывается недостаточно), вам следует научиться перераспределять нагрузку на живот, чтобы потребление воздуха не влияло на тембр голоса.
  • Попробуйте выровнять осанку и следить за животом в процессе дыхания. Потренируйтесь одновременно петь и дышать таким образом, минимально задействовав во вдохах грудь и рот.

Развивающие упражнения

Наконец, перейдём к тренировке самого голоса, которая, как оказалось, лишь одна из нескольких основных составляющих красивого вокала. Именно на этом этапе у многих читателей может возникнуть заминка, ведь немалое число людей стыдится своего голоса на звуковой записи. Спешим вас утешить: голос на записи хоть и является действительно настоящим (если записывающее устройство было достаточно качественным), но заметно отличается от натренированного и поставленного тембра, умеющего подстраиваться под нужный тон. Сравните, к примеру, голоса знаменитых певцов в их творениях и во время интервью. Заметите серьёзную разницу, так как большую часть жизни мы не сильно напрягаем горло в процессе разговора, в виду чего голос нередко может быть грубым или резким. Соответственно, даже обладатель самого низкого и грубого баса может научиться петь дома самостоятельно, правильно применив все техники и советы:

  • Очень важным составляющим хорошего вокала является дикция и точность произношения. Отвыкайте «жевать звуки» и изучайте транскрипции (особенно, если желаете петь на иностранном языке). До сих пор одним из лучших методов развития дикции и артикуляции остаются скороговорки, равномерно нагружающие весь голосовой и языковой аппараты.
  • Учитесь петь разные ноты и совершать плавные переходы между ними. Экспериментируйте со своим голосом, меняйте тональность звуков. Хорошо помогают аудиотренировки, пробуйте подражать голосу исполнителя.
  • Учитывайте также природные особенности голосовых связок. В мире мало людей, которые могли бы одинаково успешно исполнять произведения в любых жанрах. Может, ваш низкий бас способен воссоздать песни Виктора Цоя в оригинале или вам достался голос Честера Беннингтона? Опробуйте различные жанры, чтобы найти своё призвание, ведь у каждого из них свои специфические требования.
  • Так, как научиться петь самостоятельно можно только путём регулярных тренировок, привыкайте каждый день упражняться и в пении, и в развитии дыхания. Желательно их даже совмещать, чем и приходится заниматься умелым вокалистам.
  • Пробуйте петь без музыки, записывая себя на диктофон. Слушайте свой голос со стороны, ведь часто только так можно подметить ошибки, не слышимые собственными ушами. Как упоминалось выше, можете обратиться за критикой к специалисту, если есть такая возможность.

Таким образом, придерживаясь описанных правил, вы уже через несколько недель начнёте замечать изменения в положительную сторону. Конечно, не стоит опускать руки, если ваши успехи придут через более продолжительный срок, ведь у каждого человека этот процесс также зависит и от врождённых особенностей.

Услуги профессиональных вокалистов

Если вам интересно, есть ли ещё возможность развить свои вокальные навыки, кроме, как научиться петь в домашних условиях, можем предложить полезную альтернативу. Вокально-эстрадная студия МузШок готова предоставить вам услуги штата профессиональных преподавателей вокала, обладающих большим опытом в этой сфере. Запишитесь на индивидуальные занятия или с напарником, на которых вам помогут развить потенциал голоса, научат правильно дышать и предоставят возможность практиковаться в разных жанрах, включая рок и эстрадное пение.

Записаться на уроки

Наверняка вы хотите, чтобы вас слушали с восторженным взглядом и раскрытым ртом? А может ваша сфера деятельности немыслима без публичных выступлений, в которых так важна постановка голоса и отточенное произношение? Но в силу отсутствия определенных навыков и знаний, вы даже не стараетесь совершенствовать себя? Далее поведаем вам как с помощью несложных упражнений постановки голоса вы сможете отточить свою технику речи, что поможет вам добиваться успехов как в профессиональной сфере, так и в личной жизни.

Техника речи представляет собой науку в сфере постановки речи, артикуляции, дикции, интонации, мимики и прочих элементов. Людям определенных профессий необходимо изучать данную науку на протяжении всей жизни. Их задачей является сделать свою технику речи правильной, красивой и понятной.

Уроки для улучшения речи

Дыхание

Для исполнения данного задания требуется не забывать дышать носом, это важно!

Отрабатываем дыхание:

  • Ноги поставьте по ширине плеч;
  • Поставьте ладони на талию и неспешно выдохните, чтобы вы чувствовали противодействие губами воздуха (параллельно нужно повторять четверостишье).
  • Сделайте упражнение совмещая с ходом, ускоряясь на легкий бег, подражая срезу травы, рубке деревьев и метению пола. При точном исполнении и выдох должен быть ровным, не сбиваться.
  • Держите спину прямо, склонитесь вперед и сделайте глубокий вдох.
  • При выпрямлении в изначальное позу, сделайте выдох и неспешно проговаривайте «ги-м-м-м-м.» синхронно совмещая с легким бегом.
  • Возвратитесь в положение прямой стойки. Глубоко вдохнув нагнитесь прямо, а руки объедините за головой. В этом же расположении выдохните и выпрямитесь, проговаривая «гн-н-н…», совмещая с легким бегом; Далее требуется исполнить задание для усовершенствования носового дыхания.
  • С прикрытым ртом проделываем небольшой носовой вдох, увеличивая ноздри, выдыхая легонько ударяем по ним кончиками пальцев. На основе прошлого примера, при выдохе медленно произносим буквы «М» и «Н» и легонько ударяем краешками пальцев по ноздрям по очереди.

Подготовка мышц неба

  • Проговорите согласные «К», «Г» три раза без остановки. Далее проговорите гласные «А», «О», «Э» тоже трижды, но при зевке.
  • Вдохните воздух ртом, как бы прополоскав его. Откройте рот и проговорите: «АММММ…АММММ», «А» должно быть чуть слышно, «М» – звучным и далее проделайте трижды.

Упражнение для губ и языка

  • Для отработки верхней губы проговорите: «ГЛ», «ВЛ», «ВН», «ТН», для нижней – «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ».
  • Расслабьте язык и повторите форму лопаты, уложив его на нижнюю губу, выговорите: «И», «Э», пять раз.
  • Языком примите подобие искривившегося крюка и проведите по небу кончиком языка, синхронно выговаривая «О», «У».
  • Вытягивайте букву «М» с прикрытым ртом и перемещая язык к губам, щекам и небу.

Упражнения, помогающие раскрыть и укрепить голос основной речи

  • Проговорите случайную скороговорку применяя исключительно согласные буквы, гласные соответственны будут глухими и продолжительными.
  • После это произнесите ту же скороговорку, только совершенным голосом. Старательно вслушиваясь в себя, вы ощутите эпицентр собственного речевого голоса, установите, в какое состояние артикуляционного аппарата звучит свободно и неподдельно. Повторите упражнение с наклонами головы, попеременно назад/вперед, вправо/влево.
  • Прочитайте скороговорку обозначенным приемом, но выставляя язык на губы, опуская и сменяя этим самым проговаривание гласных.
  • Основательно вдохните и замедлите дыхание (можно стиснуть нос ладошками) и вслух прочтите какой-нибудь текст. Выдохните и ещё раз через нос вдохните в тех отрывках текста, где это требуется по грамматике и смысловым паузам.

По окончании всех работ прочитайте текст снова, уже непринужденным голосом, и вслушиваясь в звучание, поняв разницу в произношении до и после исполнения заданий.

Упражнения для усовершенствования дикции

Данные упражнения для выработки дикции выполняют только после отработки вышеописанных заданий, которые ориентированы на исключение общераспространенных ошибок в произношении, вызванные малой развитостью аппарата речи. В случае возникновения вопросов по выполнению заданий, на YouTube вы сможете найти видео и наглядно посмотреть.

Упражнения для ослабленной нижней челюсти

  • Скажите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ» сдерживая в этот момент, ладонью подбородок в постоянном состоянии, голова должна отклоняться назад. При звуке «Й» она принимает начальное состояние. Далее проделайте данный пункт в привычном положении, сравнивая, не зародилось ли чувство мышечной независимости.
  • Повторите упражнение, но с переворотом головы влево/вправо, попытайтесь дотянуться подбородком до плеч. При звуке «Й» голову опять верните в первоначальное расположение.

Податливое небо

  • Склоните назад голову и ополаскивайте гортань воздухом, проговаривая протяженно звук «М», но не выставляйте нижнюю челюсть. Постарайтесь сделать зевок с закрытым ртом.
  • Вдохните воздух носом и втяните щеки, кроме того челюсть потуплена, а губы в сжатом состоянии, на выдохе вытягивайте букву «М».

Упражнения для упрочения языка и рта

Каждое из перечисленных занятий непременно воспроизведите три раза подряд.

  • проговаривайте «БЯ», уложив язык на нижнюю губу;
  • выговаривайте «АС», активно работая языком вперед/назад;
  • выговаривайте подряд «ТКР», «КТР», «ДРТ», «РКТ», повторите трижды;
  • в целях поправки активности губ говорите «МБ», «ТВ», «БМ»;
  • сверните губы трубочкой и вытягивайте звук «М-М-М-М», потом улыбнитесь.

Упражнения на корректирование нехватки звука в говорящей полости рта

  • при прямолинейном и непосредственном состоянии тела на неторопливом выдохе скажите: «ССССССС…», «ШШШШШШШШ…», «ЖЖЖЖЖ…», «РРРРРРР», «РЬРЬРЬРЬ…»;
  • в такой же позе на напряжённом постоянном выдохе выговорите: «Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!», которое передается в неизменный звук «ФФФФФФФ…»;
  • закройте ладонью нос и рот, в такой позе постарайтесь промолвить звук «М», вслед за тем, уберите ладонь, прочтите какой-нибудь текст с максимальным числом «М», «Н».

Упражнения на прорабатывание неразвитого звучания в груди

  • Примите удобное положение тела, возложите ладонь на грудь, чтобы почувствовать пульсацию, а второй закройте рот для обследования собственного дыхания. Попытайтесь издать различные гласные: ласковый выдох – звук («УУУУУУ») – ласковый вдох. Если вы все проделываете безошибочно – то появиться желание зевнуть и легкость в зоне глотки.
  • Дальнейший шаг похожий, единственный в момент стона следует попытаться его растянуть и выговорить ударение легким ударом диафрагмы вглубь, потом нежный выдох.

Любое следующее задание повышает численность ударений на единицу и, таким же способом, нужно довести до пяти ударений один за другим.

Борьба с тяжелым дыханием при быстротечной беседе

  • Необходимо принять наклонное состояние и начать искать вымышленный предмет, параллельно проговаривая громко произвольное стихотворение, но наблюдайте за равномерным дыханием.
  • Прыжки через скакалку с синхронным проговариванием четверостишья так, так чтобы прыжки соответствовали слогам слов. Если задание, на первый взгляд, представится трудным, будет путаться речь и дыхание, рекомендуется понизить скорость и шаг за шагом их усиливать, доводя до максимума.

Вырабатывание диапазона и повышение голоса

  • Выберите какой-нибудь поэтический текст, состоящий из восьми или более строк, и примитесь проговаривать его таким способом, чтобы на начало строки выпал слабый уровень вашего диапазона и с каждой строкой он последовательно увеличивался, добившись предельного на заключительной.
  • После того как вы отработали это упражнение, начинайте с предельного и завершайте низким диапазоном собственного голоса.
  • По результатам удачного исполнения повышайте количество строк поэтического рассказа.

Тоже довольно действенная техника получила название «голосовое распевание». Выберите и пропойте любой понравившейся стих, используя сначала исключительно гласные буквы, а потом лишь согласные.

Другой способ (о нем мы уже говорили в самом начале) повторение скороговорок, наполнив рот грецкими орехами, декламация текста и распевание песенок, используя винную пробку, зажав ее между зубами. Первое время следует произносить медленно, потихоньку ускоряясь, внимательно наблюдайте за тем чтобы не проглатывать окончания и звуки.

Речь должна звучать правильно и звонко, над этим необходимо трудиться. Для этой цели подберите обожаемые четверостишья и читайте их попеременно, одна строка — громко, следующая — тихо, потом наоборот.

Не забывайте про интонацию голоса, читайте тексты со сменой чувств, грустно, весело, зло, страстно, с укором, с удивлением. Чем чаще вы будете проделывать данное упражнение и чем больше эмоций отработаете, тем богаче станет ваша техника речи.

Все чаще в профессиональной деятельности большое внимание предают технике речи, она становится своеобразным орудием труда. Поэтому непременно следует развивать и совершенствовать дикцию, постановку голоса и навыки делового и ежедневного общения. Так вы сможете создать положительный имидж, ибо находящиеся вокруг люди инстинктивно подпадают под влияние человека, умеющего красиво и внятно излагать свою речь.

Упражнение «колыбельная»
Представьте, что вы укачиваете ребёнка и мягко напевайте знакомую фразу колыбельной мелодии:

м-м-м-м-м-м…

Эту мелодию напевайте на всех гласных. Добивайтесь мягкой атаки звука:

а-а-а-а-а-а-а…
о-о-о-о-о-о-о…
у-у-у-у-у-у-у…
э-э-э-э-э-э-э-э…

Запомните состояние мышечной свободы в области глотки и ощущение, как-будто качаешь гласные диафрагмой. Раскрытие рта помогает лучшему выведению наружу звуковой энергии. Поэтому нужно добиваться свободы мышц нижней челюсти, и избегать положения, когда некоторые дикторы говорят не разжимая зубов. Такая манера делает голос сдавленным, не летящим.
Следует заметить, что нет единого для всех раствора рта. Всё зависит от речевого аппарата и характера голоса каждого диктора. Степень открывания рта определяется наиболее качественным звучанием и наиболее чётким и ясным произнесением звуков. Чтобы выработать умение расслаблять нижнюю челюсть и снимать скованность речевого аппарата необходимо выполнять упражнения, где используются тексты с частым повторением звука «а». Вот два из них:
Упражнение «хочу молока»
Представьте, что вы «больны». На стоне обращайтесь к маме:

Ах, больной я. Ай-ай-ай! Молока мне, мама, дай!

Рот раскрываете хорошо, но не очень. Всё естественно. Челюсть опускается мягко и вниз, не в сторону. Текст звучит слитно на протяжном голосе. Поищите лёгкое звучание на различных высотах:

Ахбольнойяайайаймолокамнемамадай

Голос не занижайте, не садитесь на горло. Также, не завышайте его, чтоб не потерялась свобода мышц и крепость опоры. Пока развивайте центр своего голоса, три-четыре тона.
Упражнение «диктовка»
Неторопливо, чётко диктуйте:

На атом, на атом, на атом
В атаку идёт атакующий класс.
Он атом, он атом, он атом
Заставил работать на нас.

Первый раз — по словам, чтоб «успели записать». Несите точный интонационно-смысловой рисунок знаков препинания. Второй раз уже диктуйте по фразам, которую произносите без пауз, слитно. При произнесении гласного «а» следите за свободой нижней челюсти. Спокойный посыл звука при диктовке снимает зажатость в глотке, убирает заниженность голоса, чем злоупотребляют дикторы, имеющие низкие голоса. Не посылайте голос далеко вперёд. Это вызовет напряжение голосового аппарата. Наоборот, вырабатывайте ощущение того, что говоришь, посылая звук «к себе». Как это достигается? Поставьте задачу привлечь к себе внимание аудитории. Перед тем, как говорить, мысленно скажите: «Внимание, начинаю!» И голос зазвучит зазывно, спокойно, речь будет приковывать внимание слушателей. Ощущением свободы гортани обеспечивается правильное звучание голоса. Низкое, более спокойное положение гортани тренируется при помощи упражнений на произнесение звука «у», а также «а» и «о».
Упражнение «эхо»
Трижды произнесите: «Ау-у». Первый раз — зовите. Второй раз — «ау» звучит, как отдалённое эхо. Третий раз — откликайтесь на эхо. Последите, что в это время происходит с мышцами губ и щёк, как звучит голос. При звучании голоса на эхо щёки и губы будут расслаблены, звук резонирует где-то в затылке. Когда откликаетесь на эхо, уголки губ и щёки становятся напряжёнными, и звук резонирует ближе, в вытянутых губах. Делайте это упражнение, следите за напряжением и расслаблением мышц губ и щёк.
Различные упражнения со звуком «у» помогут убрать пестроту звучания гласных, когда «а» вылетает из живота, «е» — из голосовой щели, «и» — протискивается из сдавленного горла, «о» — гудит, точно в бочке, а «у», «ы», «ю» попадают в такие места из которых их не как не вытащишь.
Упражнение «гудок»
«Постановке голоса» поможет такое упражнение: тяните «у» слитно, как гудок:

уууууу…

А теперь, слив в одну линию все шесть гласных, гудите:

уууОуууАуууЭуууИуууЫууу…

При этом старайтесь держать губы в положении «у». Это помогает добиться единого качества других гласных.
Следите за качеством звучания и при активном произнесении отдельных слогов. Чтоб не был пестроты:

Уо! Уа! Уэ! Уи! Уы!..

Звуки «а», «о», «э», «и», «ы» будто бы держатся на губах. Если «а» звучит далеко, приблизить звучание поможет гласный «о». Т.к. при произнесении этого звука губы имеют овальную форму и задерживают звук в губах. Для тренировки мягкой атаки при произнесении гласных «а» и «о» прочтите:

Не по тропе,
а около катилось «о»
и охало.
«О» — охало,
«о» — окало,
не по тропе, а около!

Металлические звуки

Есть одна особенность у гласных. Их можно пропеть. Иначе говоря, они имеют высоту, силу и продолжительность звучания. Каждый из гласных звуков можно произнести тише или громче, ниже или выше, длиннее или короче. Согласные делятся на «шумные», те, которые состоят или из одного шума, или из шума и голоса, и «сонорные», в которых голос преобладает над шумом. К сонорным относят М, Н, Л, Р. Эти звуки также имеют длину, силу и высоту, и их также можно пропеть. Длиной, силой и высотой звучания обладают и звонкие шумные согласные: В, З, Ж. Эти звуки назовем «металлическими».
Глухие согласные С, Ш, Щ, Х, Ф не имеют высоты, а согласные П, Б, Т, Д, К, Г, Ч, Ц — длины звучания, хотя звонкие из них — Б, Д, Г имеют высоту. Эта группа согласных в упражнениях «на металл», с которыми мы сейчас познакомимся, использована быть не может, так как эти согласные либо не имеют звучности, либо, как взрывные, не могут быть слиты с соседними звуками. Приступая к упражнениям «на металл», необходимо вспомнить о звуковых волнах. Слияние, сплетение таких волн придает человеческому голосу «металлическое» звучание, которое напоминает колокол.

Первое упражнение начнем со звука А. Произнесем его сначала тихо, а затем постепенно, мягко расширим звучание, опять приведем к тихому и соединим А со звуком У. Со звуком У повторим тоже самое. Сначала — тихое звучание У, потом — расширение, снова тихое звучание и слияние У со звуком О. Графически это выглядит так: А-У-О-У-Э-У. Для упражнения используются такие пары звуков:

Упражнение 1

АУ, ОУ, ЭУ — взять дыхание- ЫУ, ИУ
АЫ, ОЫ, УЫ — >>> — ЭЫ, ЫЫ
АИ, ОИ, УИ — >>> — ЭИ, ЫИ
АО, УО, ЭО — >>> — ЫО, ИО
АЭ, ОЭ, УЭ — >>> — ЫЭ, ИЭ

Делая это упражнение, необходимо добиться непрерывности звучания. Поэтому дыхание в середине строчки берется очень быстро. Через некоторое время всю строчку следует проработать на едином дыхании. Упражнение делается на одной, удобной для голоса высоте.

Упражнение 2

АМ, ОМ, УМ — дыхание — ЭМ, ЫМ, ИМ
АН, ОН, УН — >>> — ЭН, ЫН, ИН
АЛ, ОЛ, УЛ — >>> — ЭЛ, ЫЛ, ИЛ
АР, ОР, УР — >>> — ЭР, ЫР, ИР
АВ, ОВ, УВ — >>> — ЭВ, ЫВ, ИВ
АЗ, ОЗ, УЗ — >>> — ЭЗ, ЫЗ, ИЗ
АЖ, ОЖ, УЖ — >>> — ЭЖ, ЫЖ, ИЖ

В таком же порядке это упражнение прорабатывается с мягкими гласными и мягкими металлическими согласными.

Упражнение 3

ЯМЬ, ЕМЬ, ЮМЬ — дыхание — ЕМЬ, ИМЬ
ЯНЬ, ЁНЬ, ЮНЬ — >>> — ЕНЬ, ИНЬ
ЯЛЬ, ЁЛЬ, ЮЛЬ — >>> — ЕЛЬ, ИЛЬ и так далее.

После того, как эти упражнения помогут выработать мягкую подачу звука и плавность произношения, не оставляя работы над ними, можно перейти к новым упражнениям. Теперь первое упражнение на металлическое звучание делаем не в одном тоне, а переводим звучание из нижнего резонатора в верхний и наоборот, по примеру того, как мы перебрасывали каждый звук отдельно. Упражнение делаем по следующей схеме:

Первая строчка — переход снизу вверх:
Ау Оу Э — дыхание Ыу Иу
Вторая строчка — переход сверху вниз:
Аы Оы Уы — дыхание — Эы Иы
Третья строчка — опять переход снизу вверх:
Аи Ои Уи — дыхание Эи Ыи и так далее

Переходы из нижнего резонатора в верхний и обратно чередуйте и в двух других упражнениях на металлическое звучание голоса. Если при перебрасывании отдельных звуков самым важным было попадание в резонаторы, то сейчас не забывайте и о мягкой подаче звука, и о плавности и о непрерывности звукотечения.
Следующее упражнение назовем «упражнением на металлические ударения». Начнем с наиболее закрытого звука У. Возьмём дыхание и, постепенно расширяя звук, от тихого доводим его до громкого, а от громкого постепенно снова к тихому. Так на одном дыхании по три раза заставим звучать каждый гласный и металлический согласный звук:

У, Ы, И, О, Э, А, М, Н, Л, Р, В, З, Ж

Отработав упражнение и постоянно повторяя его, перейдем к упражнению на длину металлического звука. На полном дыхании берем У, начиная с тихого звучания и все время усиливаем его до конца полного выдоха. Звук должен быть мягкий, плавный, ровный, без колебаний и толчков, на одной высоте. Аналогично поступим со всеми остальными металлическими гласными и согласными. Когда они правильно зазвучат, можно упражняться в двух резонаторах: грудном и головном.
Освоив металлическое ударение и длину металлического звучания, займемся силой металлического звука. Звук должен быть легким, коротким и округленным. Работа ведется по тому же принципу, как и в других упражнениях на металл, на удобной для голоса высоте. Развитию голосового диапазона служит упражнение с гласными А, О, У, Э, Ы, И, которые вначале повышаются, а затем понижаются на октаву. Поначалу упражнение проделывается медленно, дыхание берется на каждую строчку. Далее темп ускоряется и при быстром исполнении дыхания уже должно хватать на целую октаву.
Далее к металлическим гласным можно присоединить дикционные комбинации, начиная с легких и переходя к более трудным. Например: пра-пря, про-прё, пру-прю и так далее. Или: мрма-мрмя, мрмо-мрмё, мрму-мрмю и так далее. После длительных занятий это упражнение должно звучать мягко, легко и плавно. Последним упражнением может быть слияние гласных, с металлическими согласными, с выделением каждого звука:

МАНУЛОР — дыхание — ЭЖЫЗИВ

Сначала всю строчку проделать пиано, затем форте, потом согласные форте, а гласные пиано и наоборот. Закончит громким звучанием.

Упражнения для тренировки голоса. Говорим красиво, уверенно и свободно

Мудрейшие люди всех времен придавали голосу огромное значение:

Хазрат Инайаят Хан, индийский музыкант и философ считал, что, познав тайну звука, можно познать тайну Вселенной.

Ошо (Бхагван Шри Раджниш) называл голос источником истинной свободы и расцвета личности.

Голос — важнейший инструмент общения с окружающими людьми: с его помощью можно расположить к себе собеседника, завоевать доверие и признание, но можно и оттолкнуть, произвести неблагоприятное впечатление.

Мое мнение, голос является даже более откровенным зеркалом души, чем глаза. Глаза можно отвести в сторону, спрятать за темными стеклами очков, а голос, если не владеть им, расскажет обо всех проблемах личности: отразит внутреннюю реальность человека во всех красках. К примеру:

  • Вы повышаете голос без надобности — значит, волнуетесь и теряете контроль над собой;
  • Темп речи ускоряется — неуверенность;
  • Перебиваете и пытаетесь ответить, не дослушав вопрос до конца — раздражены.

Но если мы владеем этим мощным инструментом, то с его помощью можем гармонизировать наш внутренний мир (обретать уверенность и спокойствие), а значит творить нашу реальность.

Ведь голос — это наша визитная карточка. Специальные упражнения для тренировки голоса, научат вас говорить красиво, уверенно и свободно. К вашему мнению всегда будут прислушиваться, и в свой адрес вы никогда не услышите: «Лучше бы он рта не открывал».

Нужно ли именно вам работать над голосом

Когда мы слышим чей-либо голос, невербальная информация поступает в мозг, который считывает генокод человека, и у нас начинает вырисовываться образ яркой капризной красавицы или стеснительной невзрачной мышки, закомплексованного ботаника или самоуверенного мачо и т.д.

На подсознательном уровне у нас складывается о человеке первое впечатление, и мы понимаем, что хотим с ним общаться дальше или стараемся прекратить контакт побыстрее.

Чтобы понять, как именно вы звучите для окружающих, нужно услышать самого себя:

Запишите на диктофон собственный голос и запись прослушайте.

Какая ваша реакция? Понравилось или вы воскликнули: «Боже мой, неужели это я так разговариваю?!!»

Какие ассоциации возникли у вас? Гнусавый, скрипучий, резкий, хриплый или другие? Как правило, каждому определению соответствует та или иная черта характера:

резкий и чересчур громкий голос — признак гордыни («с дураками нечего церемониться!»), робкий и слабый голосок — признак недооценки себя, самоуничижения («я недостойный, несчастный, больной, слабый») и др.

Над своим голосовым инструментом необходимо поработать, если:

  • Вам не понравилось звучание своего голоса,
  • Вы боитесь публичных выступлений, высказывать свою мысль в широком кругу,
  • Вас просят повторить сказанное,
  • У вас есть акцент,
  • Десятиминутный непрерывный разговор дает болевые ощущения в горле,
  • Вы не можете контролировать голос, произнося длинные предложения,
  • Взгляд ваших слушателей начинает блуждать через короткое время,
  • Вы вынуждены объяснять, что занимаете руководящую должность, так как по голосу слушатели этого не понимают,
  • Ваша солидная внешность и юный голос не соответствуют друг другу.

С чего начать

Первоочередная задача в работе с голосом — постановка правильного дыхания. Начать надо с упражнений для диафрагмы, которая обеспечивает силу и выразительность голосу.

Только тренированная диафрагма и эластичные капилляры способны заставить работать грудную клетку: расширяться и растягивать в полную силу легкие, доносить кислород и жизненную энергию до всех органов и клеточек.

Тренируем диафрагму:

Упражнение «Лодочка»

Исходное положение — лечь на спину, на твердую поверхность, руки кладем вдоль тела. Тело расслаблено.

Поднимаем одновременно на 10-15 см от пола (или на ту высоту, которая выполнима) спину и прямые ноги (носочки вытянуты). Руки вытягиваем параллельно полу, касаемся ног ладонями в области колен.

Задерживаемся в этом положении как можно дольше, до ощущения усталости. Вернувшись в исходное положение, расслабляемся.

Важно: нельзя перенапрягаться. В первый день сделайте «Лодочку» один раз. Увеличивайте количество упражнений постепенно. Не стоит делать подряд больше 10 раз.

Упражнение «Кузнечик»

Исходное положение – лечь лицом вниз на жесткую поверхность. Ноги сомкнуть вместе, положить вдоль тела руки, пальцы рук сжать в кулаки.

Делая глубокий вдох, заводим кулаки под низ живота, задерживаем дыхание. Во время задержки дыхания отрываем от пола прямые ноги, поднимаем их как можно выше, опорой служат кулаки.

Если это вариант упражнения для вас сложен, то выполняйте облегченный: поднимайте ноги поочередно.

Поднятые ноги удерживаем до появления чувства усталости. Занимаем исходное положение, расслабляемся.

Упражнение нужно начинать выполнять один раз в день, увеличивая количество постепенно, довести до десяти. Главная задача — не перенапрягаться.

Эти упражнения позволят диафрагме обрести тонус для полноценного дыхания, а также нормализуют работу ЖКТ, тренируют брюшной пресс, способствуют уменьшить в области живота жировые отложения.

Очень полезна дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, она помогает не только овладеть возможностями голоса, но и победить многие заболевания.

Упражнения для силы голоса

Гортань опускается, как при зевке, в трех последовательных положениях:

  1. зубы сжаты и закрыт рот,
  2. зубы сжаты и открыт рот,
  3. рот открыт.

При этом рука находится на груди, чтобы мы могли почувствовать вибрацию грудной клетки. Другая рука активна — жестикулируем, помогая себе произносить слова. Проговариваем слова медленно, нараспев, ощущаем силу и глубину собственного голоса:

А: Алла, Аллилуйя, Анна, агу, ага, алое, агония, аминь, аул, аналой, аум.

У: Угу, уголь, уния, умный, юный, юнга, юла.

ОЭИ: Эмма, Элла, Оля, Ольга, Инга, Иглы, ИГЛЫ! – придыхание-ИНГА!

М: Монна, манна, мама, муму, Мила, мыло, мина, мимо.

Н: Нума, Нона, Нана, Неля, Нелли.

Л: Лола, лань, Лама, лунный.

Г: Галлон, гармония, гамаюн, галлы, гуманный, гунны, гули-гули, гуга.

Упражнения для улучшения артикуляции и дикции

Основой разборчивости и четкости речи является дикция. Чистоту и ясность произношения обеспечивает правильная работа артикуляторного аппарата, а именно его подвижных частей — губ, языка, неба, глотки, нижней челюсти.

Они должны быть эластичны, подвижны и управляемы. Даже если нет явных изъянов в речи, работа над дикцией принесет ощутимую пользу, она является продолжением тренировки дыхания.

  • Читаем с карандашом.

Карандаш или винную пробку зажимаем между передними зубами. При этом рот приоткрыт, язык не касается пробки (карандаша), зубы обнажены. Произносим те звуки, при проговаривании которых губы не включаются в движение: к, г, гь, кь, й, нь, н, ль, л, дь, д. Далее соединяем их с гласными.

Берем любую книгу и читаем вслух несколько страниц в этом неудобном положении. Повторять необходимо ежедневно. Положительный эффект замечается быстро.

Например: повторяем быстро кпти-кптэ-ктпо-ктпа-ктпо-ктпу-ктпы, затем ктпи-ктпэ-ктпа-ктпо-ктпу-ктпы и так далее сочетая с разными гласными (ктпи-…, кпти-…, тпки-…, птки-…).

  • Выпишите те звуки, которые с трудом поддаются вашему произношению (например, р, ц, л). Составьте предложения со словами, в которых эти звуки повторяются часто. Повторяйте эти предложения ежедневно.
  • Произносите сначала беззвучно, а затем с голосом гласные: иииии, ёёёёё, ооооо, яяяяя, ааааа. Рот должен быть открыт широко, челюсть опускается вниз свободно.
  • Читайте любимые стихи, выговаривая и напирая на звуки яяяяя, ааааа, иииии, эээээ, ёёёёё.
  • Проговаривайте скороговорки-языковертки: сначала — медленно, затем — быстро, четко и ритмично:

  • Бабушкин метод: берем в рот грецкие орехи и разговариваем, читаем вслух минут по 20 каждый день. Вспомните фильм «Я самая обаятельная и привлекательная» с Ириной Муравьевой в главной роли. Вот она там таким же способом развивала свою речь. Главное — нужно слоги проговаривать четко.

Тренировка нижней челюсти

Заниматься следует перед зеркалом, в упражнениях должны участвовать только артикуляционные органы, а лоб, нос и глаза — неподвижны. Делайте упражнения плавно и не спеша.

  • Опускаем нижнюю челюсть на два пальца и в этом положении удерживаем ее, считая до пяти. Рот медленно закрыть.
  • Опускаем нижнюю челюсть и медленно двигаем ею влево и вправо.
  • Опускаем нижнюю челюсть и медленно выдвигаем ее вперед и возвращаем в исходное положение.

Тренируем мышцы языка

Малоподвижный и вялый язык часто приводит к потере разборчивости речи, она становится смазанной и невнятной.

  • Сверните язык трубочкой.
  • Высуньте язык изо рта как можно дальше и подвигайте им влево, вправо, вниз и вверх.
  • Оближите языком все внутри рта, как будто наводите уборку, проникая в самые дальние уголки.
  • Поцокайте языком, плотно прижимая его к небу и затем резко опуская.
  • Все эти упражнения производите качественно, но без излишнего напряжения.

Тренировка губ

  • В исходном положении закрыт рот, мышцы нижней челюсти расслаблены. Поочередно поднимайте и опускайте верхнюю и нижнюю губы, десны при этом не видны, а мышцы лица спокойны.
  • Оттягивайте уголки рта в стороны, а затем вытягивайте губы вперед трубочкой. Сначала имитируйте, далее произносите звуки у – и.
  • Многократно произнесите сочетания губных согласных бм, мб, мп, пм и губно-зубных мв, ем, вб, бв и др.
  • Массируйте губы: нижними зубами верхнюю, а верхними — нижнюю.
  • Вытягивайте губы трубочкой и двигайте влево-вправо.

Тренировка мышц глотки

  • Сначала мысленно, потом шепотом, далее вслух поочередно произносите звуки «и», «у». Повторять не меньше 10-15 раз.

Это упражнение разрабатывает подвижность гортани: произнесение гласных звуков «и» гортань принимает самое высокое положение, а фонация «у» опускает ее в самое низкое положение.

  • Зубы сомкнуты, всасывайте воздух.
  • Губы вытянуты вперед, всасывайте воздух.
  • Имитируйте жевательные движения при открытом и закрытом рте — во время упражнения энергично сокращается мускулатура гортани, мягкого неба, глотки, губ и языка.

Вырабатываем звонкость и полетность голоса

Исправить глухое звучание вашего голоса помогут упражнения для верхних и нижних резонаторов.

Тренируем верхние резонаторы:

  • Сидя или стоя сделайте через нос короткий вдох. Одновременно, с закрытым ртом и без напряжения, произнесите «н» или «м» с вопросительной интонацией. Постарайтесь почувствовать вибрацию в области верхней губы и носа.
  • Сделайте глубокий вдох. Выдыхая, произнесите «бонн», «донн» или «бимм». Последнюю согласную проговаривайте протяжно, добейтесь ощущения вибрации в области верхней губы и носа.
  • Вдохните глубоко. Выдыхая, произносите протяжно слоги «момм», «мимм»,»нинн», «нунн», «нанн» и др.

Тренируем нижние резонаторы (гласные «у» и «о» проговаривайте протяжно и наиболее низко):

  • В положении стоя положите на грудь руку. Сделайте зевок с закрытым ртом, гортань зафиксируйте в нижнем положении. Выдыхая, произнесите «у» либо «о», постарайтесь почувствовать вибрацию грудной клетки. Если не получается, можно вибрацию вызвать искусственно, легко постукивая рукой по грудине.
  • В положении стоя положите на грудную клетку руки. Наклоняясь вперед, выдыхайте и произносите длительно и протяжно гласные «у», «и».
  • Положение стоя, руки на груди. Произносите на выдохе «окно», «око», «олово», «мука» или «молоко».

В завершение этой статьи позвольте процитировать слова Хазрат Инайят Хана:

Источники: И.П. Козляникова «Произношение и дикция» (Всероссийское театральное общество, 1977), В.П. Морозов «Тайны вокальной речи», Б. М. Теплов «Психология музыкальных способностей» (1947).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *