Как составить схему

Как составить схему

Goldlit

Еще один спецсервис, заслуживающий особого внимания. Здесь есть возможность выполнить синтаксический разбор предложения онлайн, независимо от числа слов и символов. Работать с ним легко и удобно, в основном благодаря тому, что площадка была создана именно для синтаксического анализа.

Как было отмечено, инструмент способен разобрать бесплатно целые конструкции предложений любой сложности, не говоря уже об отдельных словах. Алгоритм анализа прост:

  • указываются первоначальные словарные формы;
  • анализ грамматики;
  • падежи.

Оформление приятное и комфортное для восприятия. Кроме того, на сайте вы найдете подразделы с разной литературой, как русской, так и зарубежной. Можно найти биографию поэтов и писателей – этот контент часто нужен в школьной программе. Инструмент вам точно пригодится, если вы устали от многочисленной рекламы, здесь ее практически нет, мешать не будет. На нем легко освоиться, есть масса полезной информации.

Из минусов можно выделить только то, что нет других материалов по русскому языку, в основном контент создан на основе литературы, но при этом вы в любое время можете воспользоваться разбором.

Полезный контент:

  • Как удалить Телеграмм аккаунт
  • ВК невидимка вход с компьютера
  • Как создать канал в Телеграмме

Правила синтаксического анализа предложений

В начале отмечу, что выражение «разбор предложения по составу» несколько некорректно, так как по составу обычно разбирают слова, а то, что нас интересует в данном случае, называется «синтаксическим разбором предложения».

При этом указанный синтаксический разбор (в школе его ещё называют «разбор по членам») обычно выполняется следующим образом:

  • Определитесь, какое анализируемое предложение по цели его высказывания (повествовательное, вопросительное или носит побудительный характер);
  • Обозначьте эмоциональную окраску предложения (оно восклицательное или не восклицательное);
  • Отметьте количество грамматических основ в данном предложении (если предложение простое – то одна основа, если сложное – две и более);

Если предложение простое:

  • Определяемся, односоставное наше предложение или нет. Если в предложении только один главный член – односоставное, если в предложении есть и подлежащее и сказуемое – двусоставное;
  • Смотрим, распространённое это предложение или не распространённое;
  • Осложнённое или неосложнённое (есть ли в предложение однородные члены, обращение, причастный или деепричастный оборот и так далее);
  • Определитесь, какими частями выражаются члены предложения;
  • Нарисуйте схему предложения.

    Иллюстрация синтаксического разбора простого предложения

Пример простого предложения:

«Это был необыкновенный осенний день!»

Проведя синтаксический анализ мы можем видеть, что это предложение повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, полное, не осложнено.

Если предложение сложное:

  • Определитесь со связью в сложном предложении – союзная или бессоюзная;
  • Обозначьте связь, используемую в предложении – интонация, подчинительная, сочинительная;
  • Укажите на тип сложного предложения — бессоюзное, сложносочинённое, сложноподчинённое.

Пример сложного предложения:

«В букете были розы и лилии, но ей больше нравились тюльпаны.»

Проведя синтаксический анализ данного предложения мы можем видеть, что это предложение имеет повествовательный характер, не восклицательное, сложное, обладает союзной связью, сложносочинённое. Первое предложение здесь двусоставное, грамматической основой выступают слова «розы и лилии были», оно распространённое, и осложнено однородными подлежащими.

Второе предложение в этом сложном предложении двухсоставное, его грамматической основой являются слова «тюльпаны нравились», предложение распространённое, и не осложнено.

Сервисы для разбора предложения по составу онлайн

В связи с богатством грамматических конструкций, и сложностью создания мощного сетевого инструмента для синтаксического анализа текста, представленные в сети сервисы (коих немного) имеют довольно слабые возможности для проведения полноценного синтаксического разбора предложений. Тем не менее, я бы выделил следующие ресурсы:

Seosin.ru

Среди русскоязычных ресурсов для проведения семантического анализа онлайн (de facto они практически не представлены) я бы выделил сервис seosin.ru. Он позволяет определять синтаксические и морфологические ошибки, демонстрирует общую ассоциативность текста, выполняет другие виды анализа. К сожалению, сервис не всегда работает стабильно, в его работе часто наблюдаются дисфункции.

  1. Для работы с данным сервисом перейдите на сайт seosin.ru.
  2. Введите в соответствующее окно ваше предложение, и нажмите на «Анализировать».

Окно для проведения синтаксического анализа текста на сервисе seosin.ru

Lexisrex.com

Любителям английского языка в синтаксическом анализе может помочь мощный лингвистический ресурс lexisrex.com. Его возможности позволяют проводить анализ предложения по его членам. При этом на данном сайте также имеются другие вспомогательные инструменты для осуществления различных видов лингвистического анализа онлайн.

  1. Для работы с данным ресурсом выполните вход на сайт lexisrex.com.
  2. Вставьте ваше предложение в соответствующее окно, и нажмите на кнопку «Analyze».

Проведите синтаксический анализ англоязычного предложения на сайте lexisrex.com

Форумы лингвистов

В синтаксическом разборе предложения в режиме онлайн можно обратиться к помощи «человеческого фактора», и отправиться на разнообразные форумы лингвистов (уровня gramota.turbotext.ru, rusforus.ru и аналогам). Зарегистрируйтесь там, задайте свой вопрос, и вам обязательно помогут.

Обратитесь за помощью к участникам форума rusforus.ru

Сетевые ресурсы, позволяющие выполнить разбор предложений по составу, имеют довольно скудный характер, что связано со сложностями создания подобных ресурсов. Тем не менее, в сети представлены несколько таких инструментов (большинство из них англоязычны), позволяющие легко провести нужный нам анализ текста. Воспользуйтесь функционалом данных сервисов для разбора нужных предложений, и проведения синтаксического анализа онлайн.

1Нюансы процесса составления схем предложений

Не будем долго ходить вокруг да около, сразу приступим к подробному разбору рассматриваемого вопроса:

  • Первое, что необходимо вам будет сделать – это определить вид самого предложения. схему которого вы собираетесь составлять. Делать это необходимо путем рассмотрения интонации, а также определения цели повествования. Если в конце предложения стоит вопросительный знак, логично назвать его – вопросительным. Если вы увидели, что в конце стоит точка и ничего более – это предложение с легкостью можно отнести к повествовательным (то есть, в нем просто о чем-то рассказывается). Последний тип – побудительные предложения. Таким можно назвать предложение в том случае, если в конце стоит восклицательный знак.

  • Если говорить об эмоциональном окрасе предложения, то здесь моно выявить всего два типа – невосклицательные и наоборот. Есть этот знак – значит восклицательные. Ну, если нет такого знака – значит, соответственно – невосклицательные.
  • Теперь пришло время заняться поиском главных частей выбранного вами предложения – это сказуемое и подлежащее. Без этого не обходится ни одна схема предложения. Находите слово, о котором и ведется речь в предложении, оно должно быть существительным, может быть как неодушевленным, так, и наоборот. Это и будет подлежащим, которое мы подчеркнет одной сплошной не толстой линией. Теперь к нему задается вопрос – «что делает?» и ответом станет сказуемое, которое нужно будет подчеркнуть двумя сплошными линиями.
  • Следующий шаг – определяем, насколько сложным является ваше предложение. Если оно состоит исключительно из сказуемого и подлежащего – одно простое. Если же есть еще прилагательные, другие существительные и запятые, тогда предложение со 100% вероятностью мы назовем сложным (усложненным за счет других частей речи).
  • В том случае если предложение оказалось сложным. В обязательном порядке необходимо обозначить границы упрощенных предложений, из которого состоит рассматриваемое предложение.
  • Все остальные части речи тоже должны быть подчеркнуты – вы должны будете отметить деепричастный оборот, если таковой имеется, подчеркнуть волнистой линией все прилагательные в предложении и т.д.
  • Следующим шагом в составлении схемы станет – определение союзной связи. В данном случае нужно будет выяснить, к какому типу относится имеющийся союз к подчинительному или же сочинительному.

Что такое схема предложения? И как её составить?

Схема предложения-это своеобразное отображение предложения, включающее в себя главные, однородные члены, причастные обороты и деепричастные обороты(если они есть).Обозначить второстепенные членые можно, но не обязательно.
Примеры:
Простое предложение:
Я гулял и напевал песенку в лесу.(Я-подлежащее, гулял-сказуемое,напевал-сказуемое,песенку-дополнение, в лесу-обстоятельство)
Чтобы составить схему, нужно сперва подсчитать сколько всего основ( у нас простое предложение, значит одна), затем найти главные члены и внести их в схему.
В этом предложении видно одну основу и однородные сказуемые.В схеме члены предложения обозначаются тем, чем они подчёркиваются(подлежащее -, сказуемое =, дополнение — и т.д.)
.
Однородные члены выделяются кружком( я
выделила скобками, т.к. в клавиатуре кружков у меня нет).
Сложное предложение:
Даша вышла из помещения,а Миша стоял неподвижно.
Здесь все почти также, но основ больше одной.Если в предложении есть союзы(а,но,и) они тоже обозначаются , но вне.
,а.
в конце схемы всегда ставится точка.

Как составить схему предложения: вспоминаем школу

Привет двоечники. Бродил недавно по просторам интернета и наткнулся на учебник по русскому языку. Вспомнил эту школу, в которую приходилось ходить каждый день и просиживать штаны. Несмотря на то, что я всегда учился ну…. скажем неплохо, повторить этот опыт я бы не хотел. В учебнике нашёл урок про то, как правильно составляется структура предложений. И решил написать про это статью, чтобы вы, застигнутые ностальгией по школьным временам, или, вдруг, необходимостью, не бродили в поисках учебниках по русскому языку, а пришли ко мне в блог. И вот вам стразу проверка:

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 10 заданий окончено

Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10

Информация

Этот тест покажет насколько вы разбираетесь в схемах предложений (1 уровень сложности)

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0)

Ваш результат был записан в таблицу лидеров Загрузка Имя: E-Mail: :

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре
  1. 1.

    Найдите среди представленных предложений структуру

    • Хорошая репутация и солидное портфолио – залог успеха любого копирайтера.
    • Копирайт и рерайт – вот с чего обычно начинают неопытные фрилансеры.
    • Так много заказов, так много текстов, не знаю, с чего и начать.
    • Были бы идеи, а написать всегда сумеем.
  2. 2.

    Найдите среди представленных предложений структуру

    • Копирайтер, будь грамотен!
    • Сергей, написав текст, отправил его на проверку.
    • Скажи мне, почему ты не использовал ключевик в прямом вхождении?
    • Надо же, какой «вкусный» текст!
  3. 3.

    Найдите среди представленных предложений структуру .

    • По-моему, это неудачная формулировка.
    • Однако статья значительно улучшилась.
    • Наконец-то я смогу выходить в отпуск, когда захочу!
    • По моему мнению заголовок стоит расположить здесь.
  4. 4.

    Найдите среди представленных предложений структуру .

    • Соглашаясь на выполнение задания, трезво оценивайте свои силы
    • Необходимо обращать внимание на согласование слов в предложении, выполняя работу.
    • Детей покусала собака, сбежавшая из приюта.
    • Судя по всему, работу к сроку сдать не получится.
  5. 5.

    Найдите среди представленных предложений структуру .

    • Копирайтер, тщательно проверивший весь текст, может рассчитывать на высокую его оценку заказчиком.
    • Бывший любимцем всех девушек коллектива Петр иногда позволял себе лишнего.
    • В практике письменной речи не принято употреблять просторечные слова.
    • Воодушевленный и полный сил он садился за работу и успевал сделать очень много.
  6. 6.

    Найдите среди представленных предложений структуру «»- .

    • «Будешь много просить – нескоро работу найдешь!» — был убежден несговорчивый заказчик.
    • «Нравится удаленная работа, умей и день свой сам спланировать!» Вот если бы все придерживались этого золотого правила.
    • Вряд ли кто-то заподозрит запой, если вы укажете в резюме «Сомелье на фрилансе».
    • Цитаты великого фрилансера: «За ночь успею!».
  7. 7.

    Найдите среди представленных предложений структуру » — . — «.

    • «Молодец, Сергей! – сказал Иван Иванович. – Похоже, наше доверие ты оправдал».
    • «Поддерживайте хорошие отношения с каждым заказчиком – советовал мой друг фрилансер. – Никогда не знаешь, где пригодится контакт».
    • «Писать продающие тексты – не так уж сложно, как кажется, Сергей. Все что нужно – немного смекалки и собственный стиль».
    • «Взявшись за работу, доводи ее до конца, чтобы оставить себе наилучшее впечатление».
  8. 8.

    Найдите среди представленных предложений структуру , и .

    • Я тщательно подготовился, и текст у меня вышел отличный.
    • Верно выстроенные заголовки и ключевики с прямым вхождением – залог успеха для любого текста.
    • Хочешь – работай, не хочешь – не работай, но деньги нужны каждый день.
    • Красный будет логотип или синий – решает только заказчик.
  9. 9.

    Найдите среди представленных предложений структуру , (что ….).

    • Мне так нравится писать продающие тексты, что я делаю это каждый день.
    • Маша решила стать копирайтером, чтобы развивать свой творческий потенциал.
    • Задание не клеилось, что бы мы ни делали.
    • Тебе не хватает времени, ну и что?
  10. 10.

    Найдите среди представленных предложений структуру , (который ….).

    • Найдена ошибка, которая не давала программе работать.
    • Уже в который раз приходится переделывать заказ.
    • Вот все наши копирайтеры – который из них выполнял ваш заказ?
    • Виктор впал в некоторое замешательство.

максимум из 100 баллов

Место Имя Записано Баллы Результат
Таблица загружается
Нет данных

Кто-то возразит: «Школа давно закончилась, напишем без схем». Такая точка зрения вполне справедлива. Для тех, кто общается с помощью СМС и игровых чатов. Итак, сегодня тема нашего занятия звучит так: «Как составить схему предложения?» Тем более если вы копирайтер или хотите им стать и зарабатывать больше чем ваша училка, знание схем предложений, к сожалению, необходимо.

Схема простого предложения

Рассмотрим сразу пример. Начнем с самого легкого задания для начальной школы.

Это простое двухсоставное предложение. Различают также односоставное, когда главные члены предложения выражены одним подлежащим или одним сказуемым. Простые предложения бывают распространенными, как в нашем случае, или нераспространенными, к примеру:

Обращаем внимание на сказуемое. Оно может быть простым или сложным:

  • Простым: «Михаил сочинял».
  • Составным глагольным: «Миша хотел писать на диване».
  • Составным именным: «Миша был другом для меня».

В простом предложении может быть обращение:

Иван, сядь в левый ряд. Схема предложения следующая

.

Важно выделить обращение запятыми так же, как и вводные слова.

К несчастью, такое случалось довольно часто

.

Не забываем найти и выделить деепричастный или причастный обороты.

Не отрывая глаз, смотрел на нее пес

.

Вид, открывшийся перед ним, был похож на зачарованное царство холода.

.

В литературных текстах, в текстах-рассуждениях часто встречается прямая речь.

«Не заходи во двор!»- громко крикнул незнакомец.

«»- .

«Ура, братцы!- закричал он. – Кажется, наше дело начинает идти на лад».

» — . — «.

Итак, училка по английскому. Представьте у меня все пятерки (80 процентов), я иду на красный диплом техникума, олимпиады, конференции – меня знают все. И эта…… ну…. женщина ставит мне тряк. Я ей говорю: вы что не нормальная, посмотрите на мои оценки, вы что творите? И нифига – якобы принцип. Хотя какой на хер принцип, когда она ставила четверки спортсменам, которые не приходили вообще на пары и за банку кофе ставила пятерки. И ей все это говорили, Паше надо поставить хотя бы четверку. Короче жесть. Уже на защите диплома вмешался сам директор и она поставила мне 4 уже после защиты, но красный диплом был потерян.

Схема сложного предложения.

Завел интстаграм. Показываю жизнь копирайтера, прикалываюсь в сторис, давай дружить!ПЕРЕЙТИ В ИНТСАГРАМ

Различают несколько видов сложных предложений. Рассмотрим их по порядку.

Сложносочиненное — это два простых равноправных предложения, соединенные сочинительным союзом.

Стены тоннеля раздвинулись, и путешественники очутились в огромном подлунном гроте.

Схема здесь несложная , и .

В сложноподчиненном предложении одна часть главная, вторая подчиняется, сопутствует первой.

Отдельные колонны были так огромны, что доставали своими вершинами до самого свода.

, (что ….).

Окружающий воздух был намного чище того, который он вдыхал дома.

, (которым ….).

Подчинение в таких предложениях происходит с помощью подчинительных союзов.

Бессоюзное предложение аналогично сложносочиненному, но не имеет союза.

Телевизионная студия предлагала смехотворно малую сумму – Мига рассердился.

— .

В нашем примере недовольство Миги вызвано действиями, произведенными в первой части сложного предложения. Но союза нет, его заменяет знак тире.

Не запутайтесь, составляя схему с разными типами связи. Разбить такие предложения, при этом не потеряв главную мысль, бывает очень сложно.

Дно тоннеля уходило вниз, поэтому идти было легко и просто: казалось, кто-то толкает в спину, и впереди скоро зажжется свет.

, (поэтому ….): , и .

Сложное предложение может иметь несколько придаточных частей, вытекающих одно из другого. Это последовательное подчинение.

Ребятам сообщили, что завтра будет праздник, который закончится карнавальным шествием.

,

↓ что?

(что ….),

↓ какой?

(который ….).

Различают также параллельное подчинение. От главного предложения задаются разные вопросы к придаточным частям. Придаточные части в данном случае могут практически без изменения сделаться отдельными простыми предложениями.

Когда пришел фотограф, Серенький завернул акцию в платочек, чтобы спрятать ее за пазуху.

↓ когда? ↓ зачем?

(когда ….), (чтобы ….).

В русском языке выделяют однородное подчинение. Это перечисление простых предложений. К ним задается одинаковый вопрос от главной части, и соединяются они одинаковым союзом.

Наблюдая весной за природой, можно заметить, как прилетают птицы, как появляются нежные листочки, как зацветают первые цветы.

↓ что? ↓ что? ↓ что?

(как ….), (как ….), (как ….).

Основные виды предложений рассмотрены. Читая и анализируя текст, внимательно просматривайте большие по конструкции предложения. Выделяйте главную информацию. Мысленно задавайте вопросы от главного слова или главной части к придаточной или подчиненной. Это поможет уловить суть и правильно расставить знаки препинания.

Всем творческих успехов. Ну и найдите 10 отличий на этих картинках и напишите за сколько у вас это получилось сделать.

Найди 10 отличий

Глава 4. Сложные предложения с разными видами связи. Разбор и пунктуационный анализ

В письменной речи достаточно часто представлены сложные предложения с разными видами связи: с сочинением и подчинением, сочинением и бессоюзием; бессоюзием и подчинением и т.д. Однако, как правило, один из видов связи (сочинение, бессоюзие) является ведущим, основным.

Поэтому при анализе и расстановке знаков препинания рекомендуется пользоваться такой последовательностью:

  1. Выделите грамматические основы предложений, и на этой базе – все простые предложения в составе сложного.
  2. Установите средства связи между простыми предложениями в составе сложного.
  3. Разбейте сложное предложение на пары простых, непосредственно связанных друг с другом.
  4. Постройте вертикальную схему сложного предложения, отражающую систему зависимостей простых предложений в составе сложного.
  5. На основании вертикальной схемы установите центральную связь в сложном предложении (сочинение, бессоюзие).
  6. Укажите, какие простые предложения непосредственно связаны центральной связью и какие блоки образует каждое из этих простых предложений.
  7. Установите отношения внутри каждого блока.
  8. Постройте горизонтальную схему сложного предложения.
  9. Расставьте знаки препинания на основании вертикальной и горизонтальной схем сложного предложения.

Образец разбора

Особенно понравилась Клервиллю та барышня с которой его посадили она была такова какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).

  1. В этом предложении можно выделить 4 грамматические основы: 1) барышня понравилась; 2) посадили (односоставное неопределённо-личное предложение); 3) она была такова; 4) девушка должна была быть какой. Следовательно, данное сложное предложение состоит из четырёх простых предложений:

    1) особенно понравилась Клервиллю та барышня;
    2) с которой его посадили;
    3) она была такова;
    4) какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции.

  2. Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:

    Особенно понравилась Клервиллю та барышня /1 с которой его посадили /2 она была такова /3 какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции /4.

    Предложения 2 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзные слова с которой, какой. Предложения 1 и 3 сочинительных или подчинительных средств связи не имеют.

  3. Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:

    а) 1→2: особенно понравилась Клервиллю та барышня /1, с которой его посадили /2 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 1 – главное, а предложение 2 – придаточное;

    б) 3→4: она была такова /3, какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции /4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а предложение 4 – придаточное;

    в) 1:3: особенно понравилась Клервиллю та барышня /1: она была такова /3 – это бессоюзное предложение, отношения причинные, между частями можно вставить союз потому что.

  4. Вертикальная схема сложного предложения:

    1 : 3
    опред.↓ ↓сказ.
    (с которой – союз. сл.)2 (какой – союз. сл.)4

  5. Следовательно, это сложное предложение с бессоюзием и подчинением. На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 3, связанные бессоюзной связью. Значит, центральная связь бессоюзная. Иными словами, это бессоюзное предложение с подчинением.

  6. Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 3. Каждое из этих предложений имеет при себе придаточные предложения. Таким образом, внутри сложного предложения с центральной бессоюзной связью выделяются два блока: I блок составляют предложения 1 и 2; II блок – предложения 3 и 4.

  7. I блок (предложения 1 и 2) – это сложноподчинённое предложение, где первое – главное, второе – придаточное определительное, которое относится к подлежащему девушка, выраженному существительным; средства связи – союзное слово с которой и указательное слово та; придаточное стоит после главного.

    II блок (предложения 3 и 4) – это сложноподчинённое предложение, где третье – главное, четвёртое – придаточное сказуемное, которое относится к местоимению-сказуемому такова; средство связи – союзное слово какой; придаточное стоит после главного.

  8. Горизонтальная схема предложения:

    1, (с которой – союз. сл.)2: 3, (какой – союз. сл.)4.

  9. Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом:

    Особенно понравилась Клервиллю та барышня, с которой его посадили: она была такова, какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).

Мальчик был добрый но только калачнику всегда говорили что с Селиваном требуется осторожность потому что у него на лице была красная метинка а это даром не ставится (Лесков).

  1. В этом предложении можно выделить 5 грамматических основ: 1) мальчик был добрый; 2) говорили (односоставное неопределённо-личное предложение); 3) осторожность требуется; 4) метинка была; 5) это не ставится.

    Следовательно, данное сложное предложение состоит из пяти простых предложений:

    1) мальчик был добрый;
    2) только калачнику всегда говорили;
    3) что с Селиваном требуется осторожность;
    4) потому что у него на лице была красная метинка;
    5) это даром не ставится.

  2. Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:

    Мальчик был добрый /1 но только калачнику всегда говорили /2 что с Селиваном требуется осторожность /3 потому что у него на лице была красная метинка /4 а это даром не ставится /5.

    Предложения 3 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзы что, потому что. Перед предложениями 2 и 5 стоят сочинительные союзы но, а. Предложение 1 сочинительных и подчинительных средств связи не имеет.

  3. Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:

    а) 1–2: Мальчик был добрый /1, но только калачнику всегда говорили /2 – это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз но;

    б) 2→3: только калачнику всегда говорили /2, что с Селиваном требуется осторожность /3 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 2 – главное, а предложение 3 – придаточное;

    в) 3→4: с Селиваном требуется осторожность /3, потому что у него на лице была красная метинка /4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а предложение 4 – придаточное;

    г) 4–5: у него на лице была красная метинка /4, а это даром не ставится /5 – это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз а;

    д) 3→5. Поскольку предложение 4 является придаточным (имеет в своём составе союз потому что), то и предложение 5 является придаточным с опущенным союзом, но этот союз можно восстановить. Предложение 5 связано с тем же главным, что и предложение 4 (с Селиваном требуется осторожность /3, потому что это даром не ставится /5).

  4. Вертикальная схема сложного предложения:

    1, но 2
    доп.↓
    (что – союз)3
    прич.↓
    (потому что – союз. сл.)4, а ( – )5

  5. Следовательно, это сложное предложение с сочинением и подчинением. На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 2, связанные сочинительным противительным союзом но. Значит, центральная связь сочинительная. Иными совами, это сложносочинённое предложение с подчинением.

  6. Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 2. Предложение 2 имеет при себе придаточные предложения. Таким образом, внутри сложного предложения с центральной сочинительной связью выделяются два блока: I блок представлен одним простым предложением (предложение 1). II блок (предложения 2, 3, 4, 5) – это сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

  7. II блок (предложения 2, 3, 4 и 5) – это сложноподчинённое предложение, где второе – главное, остальные – придаточные. Придаточные связаны с главным последовательно (предложения 3 и 4; 3 и 5) и однородно (предложения 4 и 5).

    I придаточное (предложение 3) – дополнительное, относится к сказуемому говорили, выраженному глаголом, в главном предложении (предложение 2); средство связи – союз что; придаточное стоит после главного.

    II придаточное (предложение 4) – причины; относится ко всему главному (предложение 3); средство связи – союз потому что; придаточное стоит после главного

    III придаточное (предложение 5) – причины; относится ко всему главному (предложение 3); средство связи – союз потому что опущен; придаточное стоит после главного.

    II и III придаточные – однородные, связаны между собой противительным союзом а.

  8. Горизонтальная схема предложения:

    1, но 2, (что – союз)3, (потому что – союз)4, а ( – )5.

  9. Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом:

    Мальчик был добрый, но только калачнику всегда говорили, что с Селиваном требуется осторожность, потому что у него на лице была красная метинка, а это даром не ставится (Лесков).

Обратите внимание! Как и в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, в сложных предложениях с разными видами связи могут оказаться рядом два союза (сочинительный и подчинительный) или сочинительный союз и союзное слово, принадлежащие к разным предложениям. Учтите, что сочинительный союз может стоять не перед тем простым предложением, к которому относится!

По общим правилам два союза (союз и союзное слово), принадлежащие разным простым предложениям, должны разделяться запятой (в этом случае предложение со вторым союзом или союзным словом можно изъять, не изменяя общей структуры сложного предложения).

Солнце било в окно, /1 и, / когда он поднял голову, /2 ему пришлось зажмуриться /3.

Горизонтальная схема: 1, и, (когда – союз)2, 3.

Вертикальная схема: 1, и 3.
врем.↓
(когда – союз)2

Ср.: Солнце било в окно, /1 и, / когда он поднял голову, /2 ему пришлось зажмуриться /3. – Солнце било в окно, и ему пришлось зажмуриться.

В том случае, когда предложение со вторым союзом или союзным словом нельзя изъять из предложения, не изменив общей структуры сложного предложения, запятая между союзами или союзом и союзным словом не ставится. В этом случае далее должна стоять вторая часть двойного союза – то, так, но.

Ср.: Солнце било в окно, и когда он поднял голову, то ему пришлось зажмурить глаза. – Солнце било в окно, и… то ему пришлось зажмурить глаза.

План разбора сложного предложения с разными видами связи

  1. Назвать тип предложения и число простых предложений в составе сложного.
  2. Указать, какими видами связи связаны простые предложения в составе сложного (сочинение, подчинение, бессоюзие).
  3. Назвать центральный тип связи. Указать, какие предложения непосредственно связаны этим типом связи. Разобрать эту пару как сложносочинённое, сложноподчинённое, сложное бессоюзное предложение.
  4. Указать блоки внутри сложного предложения и дать им характеристику.
  5. Разобрать пары непосредственно связанных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые, сложные бессоюзные предложения).
  6. При полном анализе – дать полную характеристику простых предложений в составе сложного.

Образец разбора

Каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, а так как умение рассказывать даётся не всякому, то к рассказам с художественной стороны не придирались (Лесков).

Каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, /1 а / так как умение рассказывать даётся не всякому, /2 то к рассказам с художественной стороны не придирались /3.

Предложение сложное, состоит из трёх простых, с разными связями (сочинение и подчинение).

Центральная связь – сочинительная, она связывает непосредственно предложения 1 и 3: каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, /1 а… то к рассказам с художественной стороны не придирались /3. Это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз а.

Сочинительная связь связывает два блока.

I блок представлен предложением 1.

II блок (предложения 2 и 3) представляет собой сложноподчинённое предложение; предложение 3 – главное, предложение 2 – придаточное причины; придаточное относится ко всему главному; средство связи – двойной союз так как… то; придаточное стоит перед главным.

Союзы а и так как относятся к разным простым предложениям, но не разделяются запятой, поскольку далее следует вторая часть двойного причинного союза так как… то; придаточное нельзя изъять, не изменив структуры сложного предложения в целом.

Горизонтальная схема: 1, а (так как – с.)2, 3.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *