Как стать музыкантом?
в Факты
Теория музыки, музыкальное образование — необходимо ли оно, мешает ли оно, как к нему подступиться и можно ли от него полностью абстрагироваться — об этом и около того пойдёт речь в этой статье.
Да не нужны истинному творцу эти законы, во сне мелодия пришла! Да, хорошо быть гением в чьих-то глазах, или хотя-бы в своих собственных, но всё не так просто, если разобраться, и это как раз то, что мы сейчас сделаем.
О важности теории музыки распространены два полярных и одинаково плоских мнения:
-
Истинному таланту не нужны никакие законы и вообще знание теории музыки может даже лишить тебя уникального видения и станешь ты неинтересным. А вот Пол Маккартни или ещё какой великий песнописец или продюссер нот не знал, и всё равно великий.
-
Если ты не образован как музыкант, то ты и вообще не музыкант. Хирурга же не пускают людей резать без образования, а ты чего, самодеятельность? Или обращённое к самому себе мнение: «Ну не могу я песни писать, я же не знаю, как аккорды разрешаются и в каком департаменте эти разрешения выдают».
Как обычно, где-то между этих полярных мнений находится пространство, где можно докопаться до чего-нибудь интересного и получить более объёмный взгляд на те же самые яйца. Первое, куда будем копать — это понимание теории музыки как закона.
Закон или закономерность
Тут уже сразу развилка и почва для недопониманий, потому что словом «закон» мы называем очень разные по своей природе вещи.
-
Первый вариант — это закон как правила игры. К примеру — Конституция. Собралась группа людей, община, государство, и решили в какой-то момент: «Ребят, давайте, чтобы нам не в хаосе жить, договоримся о правилах, которым все дружно будем подчиняться». Конституция — это синтетическая конструкция, которой в природе не существует, и нарушение этого закона ведёт к предусмотренным этим же законом наказаниям или исключению из игры. В этом случае закон это часть упорядоченного им феномена, и, если нет конституции, то и нет конституционного государства.
-
Другой вид закона — это попытка человека понять и объяснить как работает нечто не рукотворное. Психология, например. Человек пытается назвать, понять как работает психика, объединить в какие-то системы, влиять на то, как это работает. Но даже если психология исчезнет, растворится как дисциплина, то сама психика продолжит существовать и не будет особо париться по этому поводу. В этом случае абсолютно понятно где курица, а где яйцо — феномен первичнее, чем закон.
Теория музыки — это глобально не столько законы, которым мир звуков подчиняется, а попытки людей, который этот мир звуков любили, разобраться как он работает, разобраться как работает его восприятие, и всё это знание как-то систематизировать, чтобы конвертировать красоту из чувства в информацию, а потом эту красоту из информации можно было воссоздать, повторить, приумножить, развить, передать другому.
Первый вид закона, который как конституция, естественно присутствует в музыке. Например, как законы устоявшихся жанров. Если я хочу написать вальс, то мне нужно написать музыку в ¾, потому что это танец, который нужно под эту музыку танцевать. Даже гармонически и мелодически я могу переборщить так, что произведение будет восприниматься не как вальс, и мне скажут: «Слушай, это у тебя какой-то «нео прогрессив» вальс».
Карта мира звуков
Попадаем мы в мир звуков, вот он такой классный и сказочный, мы его исследуем, мы экспериментаторы. Мы рисуем свою творческую карту этого мира и это огромный кайф. Если нам важен не только процесс, но и результат, то будет глупо не воспользоваться картами тысяч исследователей, которые раньше нашего были в этом мире и тоже много чего нашли. На их картах можно увидеть место, где в особенности здорово и побыть там, либо отправиться в дальние дебри, в которых мало кто бывал.
Много ли надо знать?
Если музыка для вас — это просто арттерапия, пописать музыку просто для души, поиграть любимые песни, то вся необходимая вам теория лежит в нескольких аккордах и умении прочесть то, что вы скачали в интернете, может быть транспонировать. Всё, больше не надо парить себе мозг.
Теория музыки — это не огромный забор с колючей проволокой, но если вы отдаёте себе отчёт, что хочется признания всё-таки пошире чем круг семьи и друзей, что вы хотите зарабатывать этим деньги, стать музыкантом, то, ясное дело, вашим песням и композициям нужно конкурировать с работами серьёзных музыкантов, посвятивших этому жизнь, и они тоже талантливые парни и девчонки. Вам нужно быть либо супер талантливым, чтобы их всех уделать, либо у них фора, а вы, со своей самодельной картой мира музыки, просто курите бамбук.
Тут не надо пугаться, ведь Вам не нужно выучить всё, что когда-либо писали о музыке. В рамках вашего жанра существуют вещи, которые Вам необходимо понимать, которые позволят Вам работать быстрее, с большим кайфом, и, когда нет вдохновения и настроения — просто делать добротно, так, как принято во всём мире, это тоже нормально.
Если вы знаете что-нибудь, что не входит в рамки жанра, в котором вы планировали работать, то это всё тоже не пропадёт. Мозг — хитрая штука, всё равно это отразится на вашей музыке, и таким образом будет складываться ваш личный почерк, узнаваемость, это классный процесс.
Мы разобрались с вопросом «Зачем?», следующий вопрос — «Как?» Тут особенно интересный момент — почему теория музыки это такой настолько невыносимо скучно?
Скукота. Скукотень. Скукотииища
Мне скучно, когда мой предмет изучения никак не радует меня в процессе и никакой радости мне в перспективе не сулит. Психика реально не понимает зачем ей это надо, и зачем ей сейчас вдруг включаться активно как-то, разве что боязнь люлей от преподавателя или мамы, но страх так себе мотиватор, он мешает мозгу аутентично заинтересоваться процессом.
Это одна из основных проблем нашего образования, она написана на лицах и у современных школьников, в особенности это видно у тех, кто закончил музыкальную школу и будто бы ничему и не научился особо. То есть никак не развивается понимание, как конкретная информация поможет добиться желаемого в жизни.
Здравствуй…. Я сольфеджио
Урок сольфеджио, диктант пишем. Можно относиться к этому так — сейчас звучит эта дурацкая мелодия, я попытаюсь её запомнить, потом я попытаюсь записать её на нотном стане, и потом я свободен, а вообще я хочу кататься на скейте и тискать девчонок.
Вообще-то диктант — это комплексное упражнение на несколько групп музыкантских мышц:
-
во-первых я развиваю свой слух, различаю интервалы или тембры, в зависимости от типа диктанта
-
во-вторых я тренирую свою слуховую память, я запоминаю мелодию от начала до конца
-
в-третьих я шлифую свой навык по записыванию длительностей и нот на лист.
Все эти три мышцы очень нужны в музыкантской жизни, потому что музыка — это язык. Если я плохо понимаю, что мне на нём говорят, если я плохо запоминаю речь и при этом не могу никак записать даже то, что мне самому в голову приходит, то разве смогу я стать оратором, лектором или вроде того?
Вот занимается человек в спортивном зале, там всё понятно. Он становится здоровее и красивее, что ощутит на себе. Он сразу же около зеркала селфанётся и уже сатисфакцию какую-то получил.
С сольфеджио такого быстрого кайфа конечно же не наступит, но наступит момент, когда Вы либо можете, либо не можете:
-
быстро сыграть или записать, то, что пришло Вам в голову
-
услышать, что играет человек, с которым Вы музицируете, и подстроиться под него
-
не тупить, убивая весь творческий поток, когда вы работаете в команде, а быстро соображать и реализовывать какие-то идеи
Если Вы работаете с человеком, который сам этого не умеет, а Вы схватываете на лету его мысли и оформляете их в музыку — Вам нет цены.
Хорошие «звукари», которые пишут вокалистов, всегда очень сильно влияют на конечный продукт. Казалось бы, Rec-Stop-Rec-Stop – ничего подобного. Если я слышу, что происходит в музыке, слышу где и какой косяк, какую ноту не спел вокалист и какую надо спеть — я очень сильно помогаю. «Не пой плохо, пой лучше!» — такого нет. Если и вокалист музыкально образован, то возникает связь, мы можем эффективно работать.
Обратная ситуация — я оказался в комнате с интересным музыкантом, мы начинаем что-то вместе играть, вроде здорово, из этого может что-то родиться. В какой-то момент он говорит: «Не, там пониженная квинта», и я начинаю искать эту пониженную квинту, что-то пытаться сообразить…. и всё.
Самоучка «за» и «против»
Сольфеджио — это штука хорошая. И есть разные подходы к этой штуке. У многих музыкантов уши развиваются в процессе игры и занятий, но без системного подхода с диктантами и прочими упражнениями. Чем это хорошо? Это очень органично, ты что-то решаешь в реальной задаче, в тебя это хорошо заходит, ты узнаёшь именно то, что тебе нужно. Минус один и огромный — это очень-очень медленно.
Можно пойти в зал, нанять тренера и употреблять спортивное питание, а можно наняться грузчиком и таскать тяжёлые предметы. За пару лет ты окрепнешь, если спину не сорвёшь, но это не сравнимый результат.
Рекомендация — использовать несколько усреднённый способ. Не браться за зубрение всего подряд непонятно для чего, а изучать то, что точно необходимо и может превратиться в реальное действие прямо сейчас, но с системным, более серьёзным подходом.
Целься честно
Нужно осознать и сформулировать свои задачи. «Хочу стать крутейшим музыкантом» — это не задача. «Хочу сыграть вот это произведение» — это задача. Правильные вопросы: «Что именно у меня не получается?», «Могу ли я подобрать это на слух?», «Как я смогу писать музыку в таком жанре?», «Может быть я посмотрю другие произведения этого же автора, чтобы понять его тенденции?». Или может быть у Вас задача стать самым популярным парнем с гитарой во дворе, что Вам реально нужно научиться играть в этом случае и как?
Нужно сформулировать цель максимально честно, чтобы она резонировала с вашим нутром, даже если она какая-то дебильная и Вам за неё стыдно. Если это будет правильная цель, навязанная сверху или сбоку, она не будет будоражить ваш дух
Педагог или училище
Бывает сложно понять, какие реальные шаги ведут к цели. Здесь Вам может помочь знакомый музыкант, литература или педагог. Педагоги очень любят людей, которые знают, чего они хотят и готовы этого добиваться, огромное удовольствие им помогать. Нужно иметь собственный запал, который смогут раздуть хорошие педагоги, этот же принцип работает и в серьёзных музыкальных учреждениях. Если Вы овощ, то Вы выйдете из такого учреждения фаршированным овощем. Безусловно, Вы многое там получите, но это лишь малая-малая доля того, чего бы вы могли получить.
Теория и опыт
Теория музыки — это не камень преткновения и не единственный способ придти к успеху. Теория музыки — это информация, это не внутреннее знание и чувство как же делать красивую музыку.
Есть большой сочный апельсин. Если мы переработали его в некий оранжевый порошок, то в общем-то в этот порошок заключён апельсин, но он не есть апельсин и не апельсиновый сок.
Если ты делаешь какую-то музыку, и плохо понимаешь что в ней происходит, то у тебя всё-таки есть эта музыка и есть опыт. Но если ты только очень много учишь и очень много знаешь о музыке, и при этом ничего не делаешь, то на твоём счету пока 0. Когда ты дойдёшь до опыта, ты всё равно начнёшь с нуля, и тебе придётся перепонимать и перепознавать всю эту теорию на практике.
Когда информации намного больше, чем опыта, то она даже начинает тяготить, она мешает тебе нормально получить опыт. Ты начинаешь преданализировать вещи, которые сначала нужно почувствовать.
Человек, который никогда в жизни не влюблялся, читает серьёзную психологическую художественную литературу про любовь, чего-то там себе понимает, воображает, но это обращено непонятно в какой космос. Ты сначала влюбись разок, криво-косо, с трагическим концом, а потом ты откроешь книги и всё оживёт.
Содержание
- Возможно ли «не знать ноты»?
- Эксперимент
- Выбор участников группы исключительно на основании их музыкальных навыков
- Отсутствие четкой идеи относительно того, какую музыку вы будете играть
- Неимение лидера группы
- Мысль о том, что соцсети могут заменить официальный сайт
- Завышенные ожидания
- Орел над каньоном
- Кто такой Композитор?
- Ты прорвалась
- Первый концерт
- Счастливее других
- Всегда одинаково
- Что потребуется, чтобы начать заниматься музыкой:
- Не стыдитесь учиться в зрелом возрасте: лучше поздно, чем никогда.
- С чего начать заниматься музыкой?
Возможно ли «не знать ноты»?
Момент, который нельзя пропустить — Пол Маккартни, который не знал нот и писал шедевры. Это полная пропагандистская чепуха. Если человек не умеет читать и писать чёрную икру на нотном стане — это не значит, что он не знает ноты, он не владеет одним из способов их записи.
Он ставит палец на гриф, дёргает — звучит нота, ставит на другой лад дёргает — звучит другая нота. У него в голове откладывается воспоминание, потом он прогнозирует что и как будет звучать. Он запоминает, как ему нравится, а как ему не нравится. Он создаёт в своей голове небольшую кастомную теорию музыки, которую умные дяди задолго до появления любого «незнающего ноты» красиво описали и объяснили.
Музыка — это язык. Если ты не владеешь одним из способов его написания, то ты всё равно на нём мыслишь, ты его слышишь, ты его понимаешь. Ты рисуешь свою карту музыкального мира, которая в конечном счёте точно такая же, как та, которую создали задолго до тебя.
Что в этом хорошего? Ты больше экспериментируешь, и это важный момент.
Эксперимент
Когда ты знаешь, как надо, есть риск немного выключить уши, и тогда ты некоторым идеям даже шанса не даёшь, просто потому что знаешь, что так не делают. Человеку, который уже знает, что в музыке работает, а что не должно, нужно иногда просто брать и тыкать ноты наугад как ребёнок. Во-первых потому что это интересно и весело, во-вторых ты можешь наткнуться на какие-то вещи, которые ещё не проходил. Потом разберёшься, почему они тебе понравились, но уже сейчас они доступны.
Важно иметь приоткрытое сознание, чтобы не отметать случайный звук как ошибку, а дать ему шанс выжить и превратиться во что-то красивое.
Блуждание от научного знания к мистике (получению экспериментального опыта), потом к попытке объяснить и понять этот опыт, обогатить его — это жизнь музыканта.
Выводы
Ключевые мысли всего этого потока сознания:
-
теорию музыки не надо бояться, она собрана музыкантами для музыкантов, чтобы лучше музыку понимать
-
даже не изучая теорию музыки мы всё равно запоминаем паттерны, строим догадки и рисуем собственную интерпретацию теории музыки, и мы вряд ли умнее, чем тысячи музыкантов до нас
-
знание теории не может заменить творческий энтузиазм, вкус, но может помочь воплотиться им во что-то реально дельное
-
теория без практики — мёртвая информация, изучая её задавайте конкретные вопросы и решайте конкретные задачи
-
музыкальные термины и понятия — это язык, на котором музыканты друг друга понимают, игнорировать этот язык или изобретать свой просто глупо
-
создавать музыку не имея системных представлений об её устройстве возможно, можно музицировать имея даже ложную информацию
-
неизбежная необходимость теории растёт по мере роста сложности задач, то есть написать простенькую песенку по наитию на гитаре легко, но придумать партии для группы из четырех инструментов довольно сложно, расписать партитуру для джазового бэнда или оркестра — невозможно
Сколько бы вы не знали — не переставайте экспериментировать, узнавать что-то новое и пытаться это потом понять.
При написании статьи использовались материалы из открытых источников и материалы YouTube-канала «Нескучный саунд».
Итак, вы решили собрать собственную группу? Наши поздравления. Участие в коллективе — это невероятно весело и увлекательно — непосредственно музыка, тусовки, путешествия в разные места, в которых вы никогда не были (даже если речь идет о городке в сотне километров от вас). Но вместе со всеми этими волнующими вещами вас ждет огромное количество трудностей, через которые придется пройти, чтобы окрепнуть как технически, так и эмоционально. Некоторые группы умудряются совершать вопиющие ошибки, лишь в первый раз переступив порог репетиционной студии свежим составом, и не понимают, как эти ошибки могут сказаться в будущем.
Музыка — это искусство, но группа — это организация, состоящая из нескольких людей, и помимо генерации идей и творчества, вам придется научиться сосуществовать друг с другом и организовать процесс так, чтобы все вместе вы могли прийти к какому-то результату и создать что-то поистине уникальное. Вот несколько ошибок, которые совершают совсем молодые коллективы, и почему нужно стараться избегать их.
Выбор участников группы исключительно на основании их музыкальных навыков
Первое испытание и урок — это найти музыкантов для участия в коллективе. И на нем-то множество новичков и проваливает экзамен, устанавливая неверные критерии отбора людей. Большинство людей старается ориентироваться на навыки потенциального участника, ставит это превыше всего, но это совершенно неправильно. Да, технические навыки очень важны, и вообще очень здорово иметь в коллективе хотя бы одного участника с музыкальным образованием. Но эти вещи не могут являться самой важной определяющей, благодаря которой он станет идеальным партнером по группе. Важно так же, насколько человек креативен, ответственен, совпадаете ли вы с ним музыкально и по-человечески, какую музыку, в конце концов, он слушает.
Отсутствие четкой идеи относительно того, какую музыку вы будете играть
Да, группа — это круто. Можно всем ходить и рассказывать мол «Эй, чувак, я теперь в группе!». Но первое, что должно приходить после идеи ее создания, это то, что, собственно, вы будете исполнять. Творческая свобода — это прекрасно, но иногда слишком много свободы — это настолько же плохо, насколько и ее полное отсутствие. Когда вы собираетесь, все должны быть на одной волне. Даже если вы все слушаете разную музыку, должно быть хотя бы 3-4 исполнителя, которые находятся в личном топе у каждого из вас. Заранее устанавливать какие-то слишком жесткие рамки довольно сложно, да и не надо вовсе. Ведь вы не хотите копировать кого-то, вам необходимо найти собственное звучание? Но сочетание ваших вкусов и их трансляция в игру со временем смогут сформироваться в тропу, которая приведет вас к собственному неповторимому звучанию.
Неимение лидера группы
Нравится вам это или нет, но в группе должен быть один человек, на котором все сходится, который задает тон и вдохновляет всех окружающих. Вы можете сказать, у вас у всех поровну прав и задач, но в 100% случаев это будет кокетством. Представляете, когда группа сталкивается с первыми сложностями, и у всех, как бы ни были талантливы люди, опускаются руки — а это значит, что репетиции перестают быть регулярными, а то и вовсе заканчиваются. Именно этот один человек поддерживает существование коллектива в такие моменты. Говоря о лидере, мы не говорим сейчас о том, кто приносит больше всего идей или стоит на сцене посередине с микрофоном. Лидер — это главная кровеносная артерия группы, человек, который утверждает или отвергает идеи, вдохновляет опустивших нос товарищей и делает так, чтобы вещи происходили. Не надо также путать лидера с тем, кто занимается всем подряд. Еще одна ошибка молодой группы, которая, например, осознает наличие лидера — это скидывание на него вообще всей ответственности. В то время как немузыкальные и музыкальные обязанности должны быть распределены по группе ровным слоем — касается ли это сочинения, организации и продвижения концертов или поиска студии для записи.
Мысль о том, что соцсети могут заменить официальный сайт
Сейчас существует огромное количество возможностей продвижения для групп онлайн, и соцсети — первое, что приходит в голову. Однако не нужно делать ошибку, думая, что их вполне достаточно, а сайт совершенно не нужен. Наличие сайта позволяет держать под контролем всю свою активность — новости, релизы, видео и со временем, какой-то доход. И, в конце концов, позволяет вам выглядеть более профессионально. В интернете можно найти массу платформ, которые помогут вам сделать сайт или блог, не имея никакого представления о программировании. Огромный плюс — это то, что можно включить функцию онлайн-магазина, потому что крайне полезно начать заниматься мерчем уже с первого же концерта, а мерч — это дополнительный заработок.
Завышенные ожидания
Вы приглашаете несколько друзей на репетиции, и все они в восторге. Такое вдохновляет и радует. Но на основании первых же добрых слов от близких нельзя делать вывод, что точно так же подумают и те 50 человек, что придут на ваш первый концерт. Прежде всего, первые концерты изредка удаются такими, какими их видите вы — вы впервые играете за пределами репетиционной комнаты, впервые перед публикой, впервые со звукорежиссером — есть огромное количество факторов, которые влияют на выступление, и далеко не всегда влияют положительно. Но такой расклад — это лишь маленькая часть проблемы. Вполне возможно, дела будут идти совсем не так, как вы себе представляли — если вы не невообразимые везунчики, то они будут идти гораздо хуже, чем предполагалось.
Главная установка, которую себе стоит дать в самом начале пути, это подготовиться к повторяющимся провалам и неустанно работать — тогда что-то обязательно получится. Предупрежден — значит вооружен. Дерзость, самоуверенность, страсть к музыке и желание покорить вершины — это прекрасные качества, которые есть почти у всех молодых исполнителей. Однако реальность такова, что время и какое-то количество неудач неустанно работают на то, чтобы потушить ваш пыл. Именно поэтому важно заранее осознавать, с чем вам, вероятно, предстоит столкнуться. И в момент столкновения просто подумать: «Ну, окей, так и должно было быть. Надо действовать дальше».
Наталия Широкова
Джессика Хайндман — скрипачка, объездившая с концертами Америку и Китай. Вот только концерты, в которых она участвовала, были фальшивыми: музыканты лишь делали вид, что играют, а звук шел из CD-плеера.
Эта невероятная история — чистая правда. Как такое может быть? Неужели никто не раскусил аферы? В книге «Скрипка, деньги и «Титаник»» Джессика вспоминает о работе в труппе Композитора (чьего имени она не раскрывает), рассказывает, как проходили концерты, и пытается найти ответ на вопрос, как все это стало возможным. Публикуем несколько отрывков из книги.
Орел над каньоном
Мы — нация притворщиков; каждый из нас
играет роль и одновременно настаивает на том,
что все происходящее подлинно.
Ричард Родригес.
Браун: последнее открытие Америки
Композитор выскакивает на сцену из-за левой кулисы и вприпрыжку несется к своему электропианино, радуясь, как ребенок; зрители ликуют, а он машет им и улыбается. Следом выходят две скрипачки и флейтист. Композитор садится за пианино, музыканты встают перед микрофонами. Без лишних промедлений, не настроившись, они поднимают инструменты и начинают играть.
Скрипка, деньги и «Титаник»
По обе стороны от сцены вспыхивают два больших экрана — на них орел пролетает над Большим каньоном. Зрители слышат завораживающий звук свирели. По залу также разливается звучание двух скрипок и пианино. Но никто, кроме троих музыкантов, не видит, как Композитор нажимает кнопку на портативном CD-плеере «Сони», купленном утром в «Уолмарте» за 14 долларов 95 центов.
Кто такой Композитор?
Вот что нам сообщает интернет. Альбомы Композитора продаются миллионными тиражами. Изданные в том числе с благотворительными целями, они занимают первые места в чартах классической музыки. Выступления Композитора на Пи-би-эс, анонсируемые голливудскими звездами, собирают миллионы долларов. Он дирижировал самыми престижными оркестрами США и мира.
Композитор выступал с африканскими сиротами и с подачи Госдепартамента США проводил бесплатные концерты в странах соцлагеря, он высылает бесплатные диски американским военнослужащим на Ближний Восток, его музыку транслируют в больницах по всей Америке, так как считается, что она благоприятно воздействует на пациентов.
Альбомы Композитора похожи на саундтреки к фильмам. Он берет одну-две выразительные мелодии, слегка меняет их, аранжирует иначе, и получается «новая» композиция. — Источник
Менее чем за пятнадцать лет он выпустил более тридцати альбомов со своими сочинениями. Он регулярно продает их в прямом эфире «Магазина на диване» — в среднем по тысяче дисков в минуту. Покупатели оставляют восторженные отзывы примерно такого содержания: «Мое сердце трепещет, когда я слушаю эту музыку», «Самая красивая музыка в мире», «Это мой личный наркотик».
Ты прорвалась
После «прослушивания» ты возвращаешься в общежитие по Бродвею, вся мокрая от июльской жары. Ты получила работу. Ты будешь работать скрипачкой! Впервые ты чувствуешь себя настоящей скрипачкой, несмотря на тринадцать лет занятий, уроков, ученических концертов. Наконец-то годы практики «окупятся» — типичное американское словечко, подразумевающее, что любой труд вознаграждается, а при хороших результатах еще и приносит прибыль.
Но дело не только в деньгах. Наконец ты сможешь сказать родителям, школьным учителям, другим взрослым в твоем родном городке, всем, кто поддерживал тебя — расставлял складные стулья на школьных концертах, возил на прослушивания, присылал открытки с пожеланиями удачи (одну такую открытку ты получила от учителя естествознания в восьмом классе: «У тебя талант! Мы так тобой гордимся! Никогда не бросай музыку!»), — что все эти усилия, их и твои, не были напрасны. Неважно, что ты не родилась вундеркиндом; неважно, что в Колумбийском университете были скрипачи лучше тебя; неважно, что, пока эти ребята выступали в Карнеги-холле, ты давала сольные концерты в школьном актовом зале, который также служил столовой и спортивным залом, а ближайшая настоящая концертная площадка находилась в часах езды, за перевалом.
Все это не имеет значения, потому что ты достигла успеха своим трудом, ты «прорвалась».
Но потом в голове начинает звучать голосок, говорящий: «Нет, это не так. Это не может быть правдой. Ты недостаточно одарена, чтобы быть профессиональной классической скрипачкой в Нью-Йорке. Произошла ужасная ошибка».
Первый концерт
Крошечные волоски на твоем лице и руках затанцевали, словно по коже пробежал холодный ветерок. Ты смотришь на колонки, стоящие всего в нескольких метрах: дует как будто из них. И не сразу понимаешь, что этот ветерок на твоем лице — на самом деле звук. Твоя грудная клетка вибрирует, звуковые волны гудят в легких и отскакивают от их стенок. Ты забываешь дышать.
Очень громко. Словно ты на рок-концерте.
Инструменты звучат безупречно, хотя акустика здесь не ахти — другой она и не может быть на открытом воздухе. Слишком безупречно для ансамбля из двух человек, играющего в шатре на уличной ярмарке. Ты таращишься на них раскрыв рот, и от громкого звука вибрируют твои зубы и десны.
Евгений гневно смотрит на тебя и, указывая подбородком на прилавок, обращает твое внимание на покупателей. Ты оборачиваешься и видишь перед собой очередь человек из пятидесяти. Откуда они взялись? Как очутились тут так быстро? Покупатели перебирают диски, рушат аккуратные стопочки, которые ты выстроила всего минуту назад, щурятся на таблицу с ценами: один диск — двенадцать долларов, два — двадцать два и так далее; самое выгодное предложение — десять за восемьдесят. А потом ты слышишь вопрос, который в ближайшие четыре года тебе предстоит услышать еще несколько тысяч раз, слово в слово:
— А что он сейчас играет?
— Вот это! — отвечаешь ты, пытаясь перекричать музыку из динамиков, и вручаешь желающим диск под названием «Утро на лугу». Те рассматривают его, будто идиллическая картинка на обложке может что-то рассказать о записанной на нем музыке.
Диски расходятся как горячие пирожки. Ты протягиваешь всем желающим «Шум океана в апреле».
Музыка такая громкая, что пластиковые коробочки от дисков дребезжат в твоих руках. Тебе дают деньги, отовсюду тянутся пальцы, сжимающие купюры. Горластые, обгоревшие на солнце тетки и их робкие мужья в бейсболках твердят наперебой:
— Я возьму этот и этот. И этот!
— А что он играет сейчас?
— Вот этот, пожалуйста.
— О боже! Какая расслабляющая музыка! Она прекрасна!
— Похоже на «Титаник», — замечает кто-то в толпе. Другие покупатели с ним соглашаются:
— Точно! Это же «Титаник»! Он играет мелодию из «Титаника»!
Ты осторожно киваешь, не будучи уверенной: «похоже на «Титаник»» — это хорошо или плохо? Но сомнений быть не может. Ты вдруг понимаешь: конечно, ты уже слышала эту мелодию, она действительно сильно напоминает «Мое сердце будет биться дальше» Селин Дион, знаменитую балладу из «Титаника». Но с выхода фильма прошло почти пять лет, кто захочет покупать вариации старого саундтрека?
— Обожаю «Титаник»! — летит со всех сторон. Тебе суют деньги пачками.
Сравнение с «Титаником» все чаще звучит из уст покупателей, и тебе начинает казаться, что вся музыка Композитора похожа на «Мое сердце будет биться дальше». Ты даже приходишь к выводу: чем больше сходство, тем выше вероятность того, что диск купят.
Счастливее других
Там, где ты стоишь, дует ветерок; музыка Композитора, растворяясь в нем, заставляет шевелиться тонкие волоски на твоей шее. Мощная волна восторга захлестывает тебя. Ты молода, свободна, у тебя лучшая в мире работа. Все возможно. Ты самая везучая на свете.
Внезапно ты с тревогой осознаёшь, что эта музыка искусственно усиливает твои эмоции, так же как музыка к фильму придает эпичности даже банальному диалогу между влюбленными. Евгений и Дебби играют номер под названием «Океанский утес». Он начинается с тихого перебора фортепианных клавиш — звукоподражания плеску воды — и соло на свирели, взывающей со дна морского голосом духа глубин. Затем вступает скрипка с выразительными октавами, накатывающими подобно волнам.Ты счастлива, сегодня твой первый рабочий день в качестве профессионального музыканта, и лето в Новой Англии в самом разгаре: светит солнце, зеленеет трава, дует теплый ветерок.
Эта музыка, словно психоделики, делает краски окружающего мира еще ярче.
Каждый слушатель чувствует себя так, будто только что полетал на носу своего «Титаника». — Кадр из фильма «Титаник», источник
Она усиливает твое счастье настолько, что этот момент начинает казаться счастливее других счастливых моментов и становится самым важным счастливым моментом твоей жизни. Это твой первый транс, в который ты вошла благодаря музыке Композитора; ты перенеслась на нос «Титаника», раскинула руки и летишь в объятиях Леонардо Ди Каприо…
Всегда одинаково
Поскольку мы играем под фонограмму, наши концерты всегда одинаковы, мы не импровизируем, не отклоняемся от заданного курса. Каждый вечер Композитор включает плеер, и мы пиликаем и дудим, как музыкальные автоматы.
Концерт всегда открывается композицией «Цветок морей». Мы, скрипки и клавишные, хотя и начинаем первыми, стоим всё же по бокам сцены, как кордебалет в ожидании настоящей звезды. В пятом такте вступает наша «прима-балерина» — свирель (по этой схеме строятся все пьесы Композитора). Первые ноты свирель играет в нижнем регистре, но затем мелодия взмывает все выше и выше, к верхним границам человеческого слуха. На гигантских экранах орел парит в небесных далях, а затем пикирует вниз, к Большому каньону. Зрители, сами того не подозревая, становятся эмоциональными заложниками происходящего. «СЕЙЧАС ВАС НАКРОЮТ МОЩНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ, — голос орла звенит свирелью. — БЕЗ ВИДИМОЙ ПРИЧИНЫ ВАС ПЕРЕПОЛНЯТ СМУТНЫЕ, НО ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ».
На лицах зрителей написано не просто одобрение, а обожание, восторг, благоговение. — Источник
В этот момент снова вступают скрипки — протяжно вздохнув струнами, они будто говорят: «Давайте будем вести себя благоразумно. Сыграем спокойную, нежную мелодию без драматизма».
Но орел-свирель отвечает: «НЕТ, ТРЕБУЮ НАКАЛА ЭМОЦИЙ! А НУ-КА, ВЫЛОЖИТЕСЬ ПО ПОЛНОЙ!» И скрипки подчиняются — тоже взмывают в верхний регистр. Видеоряд на экранах переносит аудиторию на побережье Мэна, в край безмятежных дюн и заброшенных маяков. Наконец перед зрителем расстилается бесконечная, как время, гладь Атлантического океана. И вот он уже летит над ней. Он будто сам становится орлом.
По материалам книги «Скрипка, деньги и «Титаник»»
Обложка поста — unsplash.com
Мы стараемся регулярно поддерживать казахстанских исполнителей и чаще всего обращаем внимание на уже состоявшихся диджеев, музыкантов или композиторов. Но что делать, если внутри вас сидит начинающий Николас Джаар (Монеточка, Галымжан Молданазар), а вы до сих пор не знаете, как к нему подступиться? Вместе с музыкантами, композиторами и продюсерами выясняем, что надо делать, чтобы оказаться в топе iTunes.
Музыкальное образование
Если прочитать биографии великих музыкантов, то становится понятно, что из их числа классическое музыкальное образование получали единицы. Но у большинства обстоятельства складывались естественным образом. Курт Кобейн, например, рос в музыкальной семье, и в четыре года написал свою первую песню о поездке в местный парк. Мик Джаггер учился в Лондонской школе экономики и политических наук, но просто любил петь, и делал это очень громко. Есть и исключения. Тома Бангальтер из Daft Punk начал играть на фортепиано в возрасте шести лет и с успехом закончил музыкальную школу под строгим надзором родителей. Вывод: если у вас в анамнезе нет родителей-композиторов/музыкантов, и вы не росли в окружении творческой богемы, базовую музыкальную грамоту лучше освоить. Знание тональностей и аккордов может значительно облегчить жизнь в будущем.
Андрей Эрикашвили, основатель фестиваля Synthposium
«Вообще процесс написания музыки сейчас всё больше и больше упрощается – достаточно иметь компьютер или планшет и соответствующее программное обеспечение. Если вы хотите записывать вокал или инструмент, то понадобится внешняя звуковая карта. Вовсе не обязательно иметь музыкальное образование – программы стали сами подсказывать, куда нажать, чтобы получились нужный звук или мелодия. Да и в целом современная музыка стала намного примитивнее. Это больше саунд-дизайн, нежели аранжировка».
Оборудование и программы
Даже если вы из тех редких счастливчиков, кто отсидел все семь лет в музыкальной школе, или даже в консерватории, – без софта не обойтись. Самые популярные программы для создания любых звуков или мелодий – это Fruity Loops, Ableton, Reaper, Garage Band. Их называют DAW – digital audio workstation или секвенсоры. Принцип работы у всех более-менее одинаковый, выбирать вам придётся самим. Cамым «юзер-френдли» считается Ableton.
Виталий Угай, Electric Child
«Лично я использую Ableton Live. Этот секвенсор очень удобный и для написания, и для живых выступлений, что не могут себе позволить другие программы. Курсов и видео-уроков по его использованию очень много в YouTube».
Алия Тажикулова, Marty Crown
«Я начинала с айпада, с программы Garage Band. Я просто баловалась и случайно написала свою первую песню. Эта программа не так сложна, как Logic или Ableton, и даже легче, чем Fruity Loops. Насчёт курсов: я честно пыталась, но мне не хватало терпения. Дальше я сотрудничала с продюсерами и параллельно изучала музыкальные программы для того, чтобы писать музыку самостоятельно. Моя песня Migrant Bird – от начала и до конца моё творение. Начиная от музыки, текста и мелодии для вокала».
Георгий Чаркселиани, mnmosine
«Я играл только на басу, но потом захотелось заполнить пустоту иными инструментами, а денег на бесконечное количество гитарных эффектов не было. Я скачал SONAR, но после краткого ознакомления забросил её, «переехав» на Ableton Live (купил Launchpad, так как там была интро-версия). Этот сексенсор был куда более дружелюбным. Сразу после этого я стал скачивать терабайты разных софт-инструментов, библиотек с сэмплами и плагины для обработки звука. После полугода использования Ableton Live получил на день рождения контроллер Ableton Push – контроллер, грубо говоря, пульт, с которого ты управляешь всем. С Push всё стало куда интереснее. Появилось неиссякаемое желание слушать массу разных инструментов. Крутейшее открытие – библиотеки сэмплов. Когда инструмент, например домбру, записывают. Каждую его ноту при всех нюансах игры, чтобы затем играть подключенной к компьютеру midi-клавиатурой. В общем, контроллер дал мне мощный мотивационный толчок к развитию, открытию для себя чего-то нового. Начинающему музыканту могу порекомендовать такую последовательность: разобраться в какой-нибудь DAW (Ableton Live, Reaper, Fruity Loops – хороши для начала), посмотрев несколько часов видео-уроков (Groove3 & Lynda курсы, в моем случае – для Live), а затем, как можно больше слушать и экспериментировать с инструментами, узнавая новое по мере заинтересованности или надобности. Перепробовав десятки софт-синтезаторов, я остановился на эмуляции винтажных – от Arturia».
Продюсер и продакшн
Предположим, с секвенсорами вы разобрались и даже уже начали покупать себе дополнительное оборудование. Из трехсекундного сэмпла ваша запись превратилась в нечто, напоминающее полноценный трек. Теперь вам нужен человек, который доведет его до ума. Хорошо, если этим человеком станет Ваня Дорн. Но такие вещи случаются не сразу, придется подождать.
Виталий Угай, Electric Child
«У нас неверно понимают слово «продюсер». В Казахстане – это агашка, который дает «бабки», но во всём мире продюсер музыканта – это человек, который помогает писать музыку, который определяет твой жанр, звучание и подачу в целом. Сведение треков – очень важный аспект качественной песни, в песне есть глубина и ширина. В композиции каждый инструмент, каждый звук должен звучать с нужной силой, в нужном месте, в левом наушнике или в правом, близко или далеко. У каждого звука и инструмента есть уровень амплитуды частот, и нужно, чтобы между ними не было звуковых конфликтов. Для этого всего нужно сведение, и лишь после всех процессов сведения композицию можно слушать комфортно».
Андрей Эрикашвили, основатель фестиваля Syntposium
«Композиция в современных треках крутится, как мне кажется, вокруг одного – двух звуков, которые и делают её запоминающейся. Самое сложное – создать своё фирменное звучание, на что люди тратят большую часть своего времени. Если человек с ушами, то он быстро сможет оценить качество своего творения и внести недостающие детали. Конечно, не менее важная часть – это постобработка, мастеринг, но если изначально материал был слабым, то его не исправят даже профессионалы».
Распространение
Поздравляем! Ваша работа уже напоминает ЕР, за который не стыдно. Но самое главное для музыканта – его слушатели. Вы же не хотите, чтобы ими оставались ваша мама и кот? Нам очень повезло, что мы родились в то время, когда возможность быть услышанным есть у каждого. Какой сервис стоит выбрать? Впрочем, не всё так легко. «Самый адекватный способ сделать релиз – залить его на главные музыкальные площадки – Apple Music, Google Play и Boom (официальный сервис VK). И вот тут начинаются проблемы, потому что обычный человек не имеет права ничего туда выкладывать. Для этого существуют специальные фирмы-прокладки, которые заключили с площадками эксклюзивное соглашение. Их мало и за выкладывание они просят в среднем тысячу рублей», – пишет автор телеграм-канала «Русский шаффл». Что же делать?
Андрей Эрикашвили, основатель фестиваля Synthposium
«Важно не только записать хиты, но и быть услышанным. Для этого существует множество способов, но если человек хочет оказаться на мейджор-лейбле, придётся попотеть. При этом сейчас огромное количество платформ, позволяющих самостоятельно публиковать и продавать свою музыку, как например Bandcamp. Другое дело, что количество этой музыки сейчас намного превышает спрос. Здесь уже в дело вступает настоящая живая конкуренция».
Виталий Угай, Electric Child
«Нужно выстроить маркетинговую компанию, отталкиваясь от своего творчества. Можно делать посев по пабликам в VK, можно снять клип и «завирусить» его. Инструментов много, и все они работают, но индивидуально. Песни нужно заливать на платные сервисы в любом случае, но и от VK отказываться не нужно. Очень много нынешних популярных музыкантов – выходцы из пабликов-миллионников. VKontakte у нас, как на западе Soundcloud. У них оттуда появились XXXTentacion, Lil Pump и Kygo, а у нас – Feduk, Элджей и «Пошлая Молли».
5. Лейбл
Если раньше лейбл мог стать воротами в мир популярности, то сегодня успех зависит только от вас самих и определённого коэффициента удачи. Сделать запись в лучшей студии, снять самостоятельно клип и даже запустить его в ротацию на телевидение – сегодня для этого не нужно крупное имя рекорд-компании. Но имя лейбла по-прежнему является залогом качества твоей музыки и гарантом твоего успеха в будущем. Так стоит стремиться к этому, или нет?
Алия Тажикулова, Marty Crown
«Мне нужен лейбл. Во-первых, я пишу свою музыку на самую качественную музыкальную технику. Во-вторых, мне интересней быть среди друзей-музыкантов, так как это общение, мы делимся информацией и идеями. В-третьих, это всё же распределение труда. Часто бывает, что я не хочу заниматься музыкой, а хочу создавать текст и петь. Также, например, я не могу заниматься организацией выступлений или постпродакшеном, за меня договаривается менеджер лейбла. Мой лейбл Silver Gun Records поверил в мой потенциал и помогает мне во всём бесплатно. У каждого, в конечном счете, свой интерес от коллаборации».
Виталий Угай, Electric Child
«У каждого лейбла есть почта, куда они принимают демо-записи юных музыкантов. Составьте список любимых лейблов и смело отправляйте свои записи. Качественный лейбл делает очень много работы, начиная с финансовых вложений в тебя как артиста, заканчивая организацией концертов и туров. Многие живут и без лейблов, им легче нанять команду, которая будет заниматься всеми этими делами, так как лейбл забирает себе большую часть дохода. Но нанять команду может только уже состоявшаяся звезда».
Бытует мнение, что начать заниматься музыкой следует в раннем возрасте. Конечно, если есть цель стать профессиональным музыкантом и работать в оркестре, то необходимо играть на инструменте с детства. Но если вы хотите начать заниматься музыкой для себя, то освоение музыкальных инструментов и вокала доступно в любом возрасте!
Что потребуется, чтобы начать заниматься музыкой:
1. Желание учиться.
Этот пункт не зря стоит на первом месте. Необходимо обладать искренним и сильным желанием начать заниматься музыкой, постигать азы, быть готовым к постоянным репетициям, повторам одной и той же мелодии раз за разом. Терпение и труд всё перетрут.
2. Цель.
Начав свой музыкальный путь, следует обозначить цель, которую вы перед собой ставите, ведь «играть для себя» — понятие растяжимое. Может быть, у вас есть желание записывать каверы на популярные песни, выступать на публике, организовать гаражный бенд, а может, все вместе или что-то другое.
3. Время.
Большинство людей после обучения на специальности, которая не связана с музыкой, идут работать. А некоторые студенты работают уже во время учебы. Конечно, в рабочем режиме сложно найти время для занятий. Но здесь следует возвратиться к пункту 1, так как если есть огромное желание – будет и время для занятий.
4. Деньги.
Благодаря YouTube освоить музыкальные инструменты и вокал возможно бесплатно. К тому же хорошим стартом станет поход в музыкальные школы и студии для взрослых, где первый урок обычно бесплатный (лайфхак).
Другие же способы начать заниматься музыкой платные. Вы также можете найти преподавателя и заниматься индивидуально по определенной цене. Вариантов за сколько, как, где и с кем учиться очень много – выбор за вами.
Все возможно, главное начать заниматься музыкой. В конце статьи поделюсь некоторыми полезными сайтами, YouTube-каналами и приложениями.
Не стыдитесь учиться в зрелом возрасте: лучше поздно, чем никогда.
Почему начать заниматься музыкой можно и нужно в любом возрасте, если вы этого хотите:
- музыка духовно обогащает;
- отвлекает от повседневных дел, проблем или суеты;
- позволяет обучиться новому и интересному;
- развивает моторику (если это освоение инструментов);
- дыхание – жизнь (занятия вокалом помогают дыхательной системе и всему организму правильно функционировать);
- тренирует память, терпение, внимание;
- вдохновляет на новые открытия.
С чего начать заниматься музыкой?
Есть несколько вариантов:
- Поиск педагога для индивидуальных занятий через специализированные сайты (например, Profi.ru, Avito.ru, Repetitors.info). У каждого педагога есть отзывы и рейтинг.
- Поиск музыкальных студий и школ для взрослых в Интернете.
- Опрос друзей и знакомых. Вам могут посоветовать отличного педагога или студию.
- Поиск каналов на YouTube, сайтов по обучению музыке.
НЕ ВАЖНО сколько вам лет – познавайте себя, свои возможности, становитесь лучше, увереннее в себе и создавайте яркую жизнь, наполненную музыкой!
Полезные сайты, YouTube-каналы и приложения для обучения:
1) Уроки фортепиано: http://music-uroki.com/
Приложение «Pianizator» — бесплатный самоучитель онлайн.
2) Уроки гитары: https://www.youtube.com/channel/UCEb4vwhFFJcO8w-TrR8iRNw