Как стать сценаристом?

Как стать сценаристом?

Я сразу к делу. Книги вроде этой многие читают, чтобы узнать, как разбогатеть (или хотя бы зарабатывать на жизнь), сочиняя сценарии. Так давайте составим план наступления сроком на пять лет, который повысит ваши шансы на исполнение мечты.

Пятилетний план

Для начала поймите, что не бывает успеха за одну ночь. Слава и богатство могут прийти моментально, но почти всегда этому моменту предшествуют долгий тернистый путь, тяжелая и неблагодарная работа, самоотвержение. Если вы не готовы отдать своей мечте несколько лет, лучше, пожалуй, переключиться на какую-нибудь более достижимую цель.

Неприхотливая работа

«Memo: Секреты создания структуры и персонажей в сценарии». Издательство «Альпина нон-фикшн»

Получать деньги за свои литературные опыты можно прямо сразу. Для этого просто найдите спокойную работу, обеспечивающую доход. На этот доход вы можете нанять самого себя писать. Вот вы моментально стали профессиональным сценаристом.

Какую работу искать? Главной целью должен быть максимальный доход при минимальном количестве усилий. Вы продаете свое время за деньги. Ваша настоящая работа — писать.

Поэтому вам, скорее всего, не годится работа, серьезно занимающая ум. Так что отбрасываем занятия типа астронавта, брокера на Уолл-стрит или кандидата в президенты. Слишком много физического труда и эмоционального вовлечения.

Лучшая работа для писателя, какую я только знаю, была у моего друга Марка Фергюса, соавтора «Железного человека». На заре туманной юности он устроился ночным сторожем. Его обязанности состояли в том, чтобы по восемь часов отсиживать в тихом здании. Несколько минут за ночь ему приходилось тратить на обход территории. Все остальное время он сидел на стуле, не занятый ничем, кроме своего текста. Эта работа не давала абсолютно никакого статуса, но давала время и деньги, которые Марк вкладывал в свою писательскую карьеру. Спустя несколько лет он оставил то место с какими-то деньгами в кармане и несколькими сценариями в портфолио. Идеальная схема для начинающего автора.

Работайте каждый день

Альфред Бестер, один из самых плодовитых авторов эпохи макулатурного чтива, утверждал, что пишет каждый день, потому что «отчитывается». Он приучил себя впадать в творческий «транс» и раскладывать мысли по страницам.

Писатели пишут. Если вы не в состоянии заставить себя каждый день прижимать зад к стулу, подумайте, возможно, вам лучше мечтать о чем-то другом.

Что надо записывать? Ну, очевидно, что надо работать над сценариями и сценическими историями. Но вдобавок по меньшей мере по несколько часов в день я бы советовал выделять на ведение дневника, написание писем (старинных бумажных, а не электронных актов мозгового метеоризма) и работу над газетной подборкой (об этом через минуту).

Помимо всего прочего, писать — это привычка. Если вы не можете обзавестись такой привычкой, вы, вероятно, не писатель.

Газетная подборка

Здесь важны два момента. Во-первых, вы действительно читаете газеты. Я ничего не имею против новостей в интернете, но напомню, что есть определенная магия в том, чтобы держать в руках настоящую газету, заполненную отпечатанными новостями.

Предлагая вести подборку, я не имею в виду простое вырезание статей и хранение их в особой папке. Это будет не более чем мусор, захламляющий ваш рабочий стол.

Нет, вырезав статью, напишите о ней несколько абзацев. Чем эта статья вас заинтересовала? Какую драму она описывает? Кто ее главные действующие лица?

В чем состоит конфликт? Чего они хотят и какие препятствия стоят у них на пути? Как можно превратить эту статью в кинокартину?

Делайте так каждый день, и вы воспитаете в себе привычку, которая поможет вам дисциплинировать ваши писательские устремления.

Кадр из фильма «Эд Вуд». 1994 год

Читайте

Чтение — это оборотная сторона письма, так что сформируйте привычку (опять это слово) к ненасытному заглатыванию букв.

Читайте все. Если вы пишете хоррор, время от времени заглядывайте в дамские эротические романы. Если ваша сфера — бытовые драмы, не погнушайтесь иной раз сунуть нос в шпионский триллер. Невозможно угадать, чему научишься, наблюдая, как делают свое дело другие авторы в других жанрах. Может быть, вы подсмотрите у них какие-то приемы, пригодные и для вашей специализации.

Читайте то, что продается. Если вы намерены достичь этой деятельностью богатства и славы, вам необходимо знакомить себя с тем, что публика покупает. Культурные снобы могут презирать непритязательных авторов типа Дина Кунца, Джеки Коллинз и Джеймса Паттерсона, но подобного рода ремесленники постоянно в работе и в верхних строчках списка бестселлеров. Они знают, как наладить связь с аудиторией, и может, вам это тоже стоит узнать?

Читайте стоящее

Все знают изречение Марка Твена, что классика — это «книга, которую хвалят и не читают». Во исполнение вашего пятилетнего плана призываю вас поступать наоборот.

Я бы предложил вам примерно четыре раза в год (раз в сезон) брать в руки какую-нибудь классическую книгу и выяснять, что же там внутри. Почитайте Сервантеса, Твена, Фолкнера. И вы, наверное, видели все эти фильмы по Джейн Остин, но как ее произведения выглядят на бумаге?

Несколько лет назад у меня вдруг образовалась пара относительно свободных недель. И я понял, что не читал «проблемных пьес» Шекспира. Как всякий, кто учился в школе, я читал самое известное: «Гамлета», «Отелло» и «Ромео и Джульетту», но ни разу не заглядывал ни в «Перикла», ни в «Цимбелина», ни в «Генриха VIII».

Так что я взял в библиотеке тексты пьес и аудиозаписи спектаклей. И в следующие две недели погрузился в не самые понятные из сочинений одного из лучших в истории рассказчиков и драматургов.

Что я узнал? Ну, «Тимон Афинский» оказался совершенной ерундой: ободряющий пример того, что даже у великих случаются промахи. А еще обнаружил, что «Зимняя сказка» — одна из самых чудесных пьес, с какими мне только довелось познакомиться.

Случайные набеги на классиков расширили мой кругозор и научили лучше сочинять истории. Из личного опыта я знаю, что Данте как историческая фигура, пожалуй, значительнее, чем как рассказчик. Но я также знаю, что Овидий — один из самых упоительных авторов всех времен, и я рад, что в своей работе испытываю на себе его влияние.

Кадр из фильма «Артист». 2011 год

Найдите мастерскую / группу поддержки

Сочинительство — одинокая и уединенная работа. Но писатель не может расти и совершенствоваться без читательских отзывов, поэтому очень неплохо найти компанию единомышленников, которые будут вам помогать.

Ключевой элемент мастерских, которые я провожу, — чтение вслух работы товарища. Сам автор активно в этом процессе не участвует, потому что цель этой затеи — дать ему услышать, что он написал, и оценить, как этот текст воспринимается. Для автора труднее всего во время этого упражнения — молча слушать свой текст, не комментируя и не защищая.

Вызовет ли смех придуманная тобой шутка? Не встретят ли трогательную эмоциональную сцену неуместным хихиканьем? Понимают ли люди за столом, что вы хотите до них донести? Нередко после того, как читка заканчивается, я прошу одного из чтецов кратко пересказать историю. Удивительно, как часто синопсис тех, кто читал, расходится с замыслом самого автора.

Такой инстинктивный отклик бесценен. Конечно, полезно услышать конструктивную критику от товарищей по группе, но, что бы они ни говорили, это не будет для вас так же наглядно, как их реакция на текст, который они читают.

Когда будете выбирать мастер-классы и мастерские, настоятельно советую вам искать группу, которая находится с вами на одном уровне. Если вы окажетесь вместе с более искусными авторами, вы просто не сможете с ними эффективно общаться. И наоборот, если вы будете чувствовать себя мэтром, это, может, и польстит вашему самолюбию, но вряд ли позволит увидеть все возможности для улучшения текста.

Идеальна такая группа, где вы будете примерно в середине. Чтобы кто-то был опытнее и искуснее вас и вы бы могли оценивать свою работу по их стандартам. А кто-то будет недотягивать до вашего мастерства. Это не только дает столь необходимое топливо вашей самооценке, но еще и заставит вас формулировать свои идеи и даже делиться ими с менее искушенными коллегами.

Сто сценариев за сто дней

Это довольно несложное, но требующее самоотдачи задание, которое я вынес из своего опыта профессионального рецензента. За три-четыре месяца вы прочтете сотню сценариев (если захотите, то включите в список и книгу-другую).

По прочтении каждого сценария предлагаю вам расписать взаимодействия в истории в пределах двух-трех страниц. Понятно, что такое изложение потребует выбросить множество деталей. В этом и смысл: вам нужно найти стержень истории: главного героя, конфликт, взаимодействие, начало, середину и конец.

А потом я предложил бы вам описать сценарий в одном предложении. В профессиональной терминологии это называется «логлайн» — одна идея, на которой выстроена вся история. Создавая собственные сценарии, вы увидите, что дистилляция логлайна — важнейший этап работы над текстом.

Чего это упражнение помогает достичь? Во-первых, вам придется читать сценарии, то есть тот жанр, в котором вы надеетесь стать мастером. Во-вторых, вам придется разбирать сценарии на составные части, так вы увидите, что это за части и как они работают.

По завершении этой эпопеи вы узнаете о сценариях такое, чего не знаете теперь. Не могу говорить о масштабности ваших озарений, но на каком-то этапе вы увидите, например, что «Гражданин Кейн» и «История игрушек» — это совершенно одно и то же.

Теперь у вас есть программа действий. Как и любая работа, она будет эффективной, только если ею регулярно заниматься. А если вы будете выполнять этот комплекс каждый день, то станете такими, какими не были никогда прежде. Я обещаю.

Успех любого фильма или спектакля зависит от хорошего сценария и, конечно, сценариста. Где учат на сценариста в Москве и России, что нужно сдавать на профессию, в какой вуз поступать? Узнаем!

Обучение профессии сценариста идеально подойдет творческим людям, которые умеют придумывать и рассказывать интересные истории.

Сценарист может работать в театре, кино, на телевидении, в рекламе.

Обучение на сценариста

Несмотря на то, что, пожалуй, у каждого есть парочка интересных сюжетов и сценариев, этого для трудоустройства явно недостаточно. Обучение профессии сценариста – первое, на чем стоит сосредоточиться, выбирая для себя это ремесло.

Для художественных фильмов, спектаклей, телепередач, шоу, рекламных роликов, компьютерных игр сценарии пишут не любители, а профессиональные сценаристы. Они разрабатывают сюжет, придумывают характеры для героев, прописывают диалоги.

Работа сценариста только в 1930 году стала профессией в кинематографии. Сейчас сценаристы востребованы везде: от создания фильмов до создания роликов, праздничных шоу и компьютерных игр.

Для обучения на сценариста есть несколько вариантов: профессию можно получить после окончания вуза или сценарных курсов.

На курсы поступить проще, но для этого необходимо иметь высшее образование по смежной специальности: филология, журналистика.

При обучении профессии сценариста студентам приходится писать много сценариев, изучать психологию, прислушиваться к критикам. Для этого необходимы:

  • писательский талант и любовь к литературе;
  • творческое мышление;
  • богатый словарный запас;
  • начитанность, эрудированность;
  • правильная устная и письменная речь;
  • развитая фантазия;
  • знание истории, эпох;
  • сценарное мышление.

В профессии потребуются такие личностные качества: уверенность в себе, умение быстро работать, внимательность к мелочам, трудолюбие, интуиция, коммуникабельность.

Куда поступать на сценариста?

Многие успешные сценаристы считают, что в 18-20 лет поступать на факультет «Драматургия» не совсем правильно. Сначала необходимо получить жизненный опыт, чтобы потом было, о чем писать.

Можно получить в институте знания, но невозможно набрать темы для историй. Поэтому прежде, чем решать, куда поступать на сценариста, профессию нужно прочувствовать извне — многие сначала работают в других сферах (например, ходят в море), а потом идут учиться.

Основные критерии для выбора факультета сценарного мастерства:

  1. любовь к профессии;
  2. умение наблюдать, слушать, искать причинно-следственные связи;
  3. желание много писать.

Список учебных заведений, куда поступать на профессию сценариста смотрите далее, но учиться в вузе – это значит лишь получить диплом. Важным условием является практика. Нужно ежедневно писать, много читать, обучаться вне вуза, найти свою тему, набирать сценариев, получать рецензии и замечания от мастеров, участвовать в конкурсах, рассылать свои работы по киностудиям, знакомиться с режиссерами, предлагать работу над идеями.

Профессиональное обучение на сценариста – лучшее решение. В колледжах искусства и культуры есть программы «Театральное творчество».

Но стать сценаристом со средним образованием не получится. Для обучения лучше выбирать вузы.

Где учиться на сценариста в России?

В России всего около 10 высших учебных заведений, где есть факультет «Драматургия» и где готовят сценаристов. Более быстрый способ – сценарные курсы. Поступить на них немного проще, чем в вуз, обучение длится от нескольких месяцев до 2 лет.

При выборе профессии сценариста необходимо задолго до поступления определиться с учебным заведением, готовить творческие задания, нарабатывать портфолио, рецензии.

Несколько вузов России, где можно учиться на сценариста:

  • Санкт-Петербургский институт кино и телевидения. Выделяется 10 бюджетных мест, на факультете экранных искусств коммерческие места от 300 тыс.руб. в год.
  • Санкт-Петербургский гос. институт культуры. Факультет – драматургия.
  • Иркутский филиал Всероссийского гос. университета кинематографии им. С.А. Герасимова. Факультет «Драматургия», бюджетное 1 место, коммерческие места – 77 тыс.руб.
  • Российский гос. институт сценических искусств (Санкт-Петербург).
  • Национальный исследовательский Томский гос.университет. Факультет журналистики, литературного творчества.
  • Северо-Восточный федеральный университет им.М.К. Аммосова (г.Якутск). Факультет литературного творчества.
  • Краснодарский гос. институт культуры. Факультет литературного творчества.
  • Казанский гос. институт культуры. Факультет – драматургия.

Где учиться на сценариста по программам среднего профессионального образования? В какой колледж поступать?

В колледжах нет факультетов «Драматургия» и «Сценарное мастерство». Считается, что профессия может быть освоена только в вузах, где даются фундаментальные знания мировой истории культуры и искусства.

Имея высшее образование смежных специальностей, можно пройти курсы сценаристов. Например, в Санкт-Петербурге курсы проводятся от студии Ленфильм, курсы от Союза писателей при поддержке союза кинематографистов.

Где учат на сценариста в Москве?

В Москве большие возможности получить профессию сценариста. Претенденты стараются попасть именно в известные вузы. Преподавательский состав состоит из известных деятелей искусства.

Вот некоторые из вузов, куда можно пойти учиться на сценариста в Москве:

  • ВГИК – Всероссийский гос. университет кинематографии им.С.А. Герасимова. Выделяется 20 бюджетных мест.
  • Институт кино и телевидения (ГИТР).
  • Московский гос. институт культуры. Факультет – мастерство кинодраматурга (бюджетных мест нет, коммерческие 320 тыс.руб.)
  • Российский гос.гуманитарный университет.
  • Московский информационно-технологический университет.

Где еще учиться на сценариста в Москве? В столице большое количество курсов. Выбирать подходящий необходимо внимательно, ориентируясь на преподающих специалистов, отзывы. Самые востребованные, но и самые дорогостоящие курсы на базе ВГИК.

Некоторые из учебных заведений, где учат на сценариста в Москве на курсах:

  • Высшие курсы кино и телевидения от ВГИК.
  • Киношкола Александра Митты.
  • Высшие курсы сценаристов и режиссеров от союза кинематографистов. Обучение 380 тыс.руб.
  • Московская школа кино.
  • Летняя киноакадемия Никиты Михалкова. Обучение 1 месяц, бесплатно. Мастер-классы ведут известные режиссеры, сценаристы. Отбор для поступающих очень серьезный, требуется представить свои работы, ролики, презентации. По итогам выбирают слушателей.

Что нужно сдавать на сценариста?

Для поступления на факультет сценаристики в любой из вузов необходимо окончить, как минимум, 11 классов школы и сдать экзамены. Поскольку это творческая профессия, профильные предметы ЕГЭ будут связаны с гуманитарными науками – это русский язык и литература.

Что нужно сдавать на сценариста? Профильные предметы – русский и литература, также потребуется пройти вступительные творческие испытания.

Баллы по результатам ЕГЭ должны быть максимальные. В период обучения в школе необходимо также уделять внимание истории, обществознанию, иностранным языкам.

Что еще сдавать на сценариста? Помимо ЕГЭ, важным условием для поступления станут творческие испытания. Они встретятся во всех вузах, где учат на сценариста. Поэтому задолго до поступления, нужно готовить портфолио своих работ – его абитуриент предоставляет на рассмотрение приемной комиссии. В портфолио могут входить литературные работы, рецензии критиков, отзывы. Это самый сложный этап на вступительных экзаменах. После удачного его прохождения проводится собеседование. Студент должен показать свой широкий кругозор, эрудированность, творческое мышление.

Что нужно сдавать на сценариста после 9 класса, при поступлении в театральный колледж?

Самой профессии сценариста после 9 класса выучиться не получится. Зато в театральных колледжах и училищах множество других творческих направлений, например, можно пойти учиться профессии актера. Поступление на любое направление в театральный ссуз предполагает творческие испытания, так что и тут нужны портфолио и талант.

Многие, получив образование, отказываются от мечты стать сценаристом и зарабатывают на жизнь организацией свадеб, юбилеев, праздников. Успеха добиваются только самые целеустремленные.

Подведем итог. Обучение профессии сценариста начинается задолго до поступления в учебное заведение. Еще до этапа экзаменов нужно собирать портфолио работ, получать отзывы критиков. Оптимальные варианты, куда поступать на сценариста – вуз или курсы. Если выбирать высшее образование, то предметы ЕГЭ, которые нужно сдавать на сценариста будут связаны с гуманитарными науками – русским и литературой, также важным этапом станут творческие испытания.

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
1 Итак, вы раздумываете, как стать сценаристом. Для начала определитесь, «оно вам надо»? Если серьезнее, то зачем вам эта профессия? Для заработка или все же для воплощения собственных амбиций? Если вы хотите денег — то вперед, на телеканалы. Если хотите славы — сидите дома и пишите, пишите и еще раз пишите.

Кадры из фильма «Сияние» (1980) / Warner Bros.
2Вы хотите зарабатывать хорошими оригинальными сценариями? Забудьте, такого не бывает. Помните, как герой Александра Петрова в финале «Звоните ДиКаприо!» зашел в сценарную комнату, чтобы занять денег? «Сценаристы, они не такие богатые люди. Не надо так, нехорошо это», — отвечает ему один из авторов. Это абсолютная правда, как и многое другое в этом сериале.
3Все равно хотите писать сценарии? Хорошо, тогда вам нужно решить, куда пойти учиться. В Москве есть два профильных (и самых известных в стране) ВУЗа, где сценарное мастерство преподают профессионалы: ВГИК и ВКСР. Приготовьтесь к тому, что 300 — 400 тысяч рублей и от двух до пяти лет вы потратите на разговоры о жизни, сочинение эссе и рассказов и изучение любимых фильмов ваших преподавателей.
Преподают в этих учебных заведениях (во ВГИКе, и на ВКСР учат или читают мастер-классы примерно одни и те же коучеры), скажем так, люди преклонного возраста. Поэтому вас будут учить классике, никаких экспериментов. На выходе из вас получится насмотренный и начитанный специалист, но непонятный сценарист. Диплом, то есть полный метр, будет не совсем вашей работой, а чем-то коллективным бессознательным, и никто не будет знать, что с этим делать в будущем.
4Есть вариант пойти на более короткий срок в прогрессивные и «модные» заведения, вроде МШК или МШНК. Но и плата будет соответствующей (в разы больше, чем ВГИК и ВКСР). То есть вести разговоры «за жизнь» вы там вряд ли будете, зато выйдете с несколькими короткометражками, за которые не будет стыдно, и, если повезет и хватит таланта, с приличным полным метром.

Кадры из фильма «Сияние» (1980) / Warner Bros.
Также есть вариант многочисленных сценарных курсов или мастерских, где вам будут обещать сделать из вас крутых сценаристов за пару месяцев. Не верьте.
А кому верить? Мастер-классам приезжих сценаристов или известных мировых драматургов. Это дорого и краткосрочно, но эти 2-3-недельные курсы вас эмоционально зарядят больше, чем несколько лет во ВГИКе. Но есть в этих мастер-классах большой подвох: чем значительнее фигура лектора, тем меньше он распространяется о секретах мастерства. И, скорее всего, закончит свои лекции фразой: «Смотрите «ВАЛЛ-И» (или «Король говорит»)».
5Вас испугали скепсис, деньги или непонятное будущее? Вы решились заняться самообразованием? Книги в помощь. Имя им легион: «История на миллион», «Как работают над сценарием в Южной Калифорнии», «Memo», «Психология для сценаристов» и прочее. Вы никогда не задумывались, почему ни Роберт Макки, ни Линда Сегер, ни Уильям Индик, ни Сид Филд, ни другие преподаватели по сценарному мастерству, сочинившие тома для библиотеки (кроме римлян и греков), никогда не получали «Оскаров», «Эмми» и «Золотых глобусов»? Подумайте.
Их очень весело читать. Роберт Макки, Блейк Снайдер, Эдвард Мабли (мой кумир — Нил Ландау), действительно интересно пишут свои учебники и сделали на них миллионы. Да, по прочтению вы сможете делить свои и, куда чаще, чужие сценарии на трех-, пяти- и десятиактные структуры, различать протагонистов и антагонистов, вычислять точки невозврата и другие фокусы.
Куда страннее книги советских и российских мастеров (так, один из наших успешных сценаристов и режиссеров упорно указывает на своих лекциях и в своих произведениях, что точка невозврата в «Ромео и Джульетте» находится уже в первой же сцене). Да, вы сможете лучше других рисовать графики развития персонажа и структуры построения конфликтов. Да, вы, глядя кино, вместо того, чтобы наслаждаться зрелищем, будете думать об экспозициях, кульминациях, завязках-развязках.

Кадры из фильма «Сияние» (1980) / Warner Bros.
Но все это чушь. Начинающему сценаристу это не даст ничего полезного. Вы же не будете, представляя свой проект, говорить терминами, вместо того, чтобы увлечь собеседников интересным рассказом? Как говорится, «у каждой истории есть начало и есть конец, все остальное — ничто». Работа сценариста — писать интересные истории с интересными персонажами. Остальное — ересь.
6Не читать учебники? А что, разве так можно было? Можно. Вы никогда не замечали, что у самого успешного романиста современности Стивена Кинга едва ли не каждый роман, повесть или рассказ — это «антисценарий», написанный будто специально в пику Макки и Ландау? Что у «Мимино» с точки зрения составителей учебников неправильная структура и неопределенный жанр?
Та же история и с самым экранизируемым на данный момент российским писателем Алексеем Ивановым. Возьмите, к примеру, «Географ глобус пропил» или «Ненастье»: первый — просто кошмар для адептов классического построения сценария, у второго — масса флэшбеков, флэшфорвардов и других иностранных слов, делающих историю, казалось бы, совершенно неэкранизируемой.
Что тогда читать? Читайте хорошую литературу. Читайте много сценариев — обязательно американских, обязательно на языке оригинала, обязательно разножанровых. Помечайте для себя интересные места и думайте, почему они вам интересны. И вам воздастся.
7Ладно, окей. Допустим, вы совершили все вышеописанные ошибки, каким-то чудесным образом выбрались живым и все еще хотите стать сценаристом. Начните с короткометражек. Вы будете писать их в стол долго, смиритесь с этим. У всех известных голливудских кинодраматургов масса коробок, забитых невостребованными сценариями, — и это нормально. Это даже отлично. Это не только значит, что вы годами будете набивать руку. Это, в первую очередь, значит, что вы привыкнете к творческим неудачам.
Начинающий актер, который годами ходит на кастинги, должен привыкнуть к фразе «Мы вам перезвоним» и перестать отчаиваться. Так и вы должны привыкнуть к Первому Закону Сценариста: «Писать — значит переписывать». Даже маленький сценарий маленького фильма обретет десятки итераций. Файлы с названиями «Script 25_10_2017», «Script 26_10_2017», «Script 27_10_2017» когда-нибудь дойдут до фазы «Script 26_04_2019_final».

Кадры из фильма «Сияние» (1980) / Warner Bros.
8Вы устали переписывать, такое бывает. От отчаяния вы хотите идти на телик со своей идеей гениального сценария. Первый вопрос, который возникает у начинающего сценариста: «А вдруг мою идею украдут?». Это Самый Глупый Вопрос, который возникает почему-то именно у российских авторов. Цекало, Роднянский, Акопов и другие продюсеры устали на своих лекциях отвечать на него. Их ответы сводятся примерно к такому тезису: неужели вы думаете, что они под «украденную» идею будут содержать целый штат сценаристов, писать год скрипт, снимать пилот (а все это очень большие деньги)?
Да, на «идею» в российском производстве нет копирайта. Но есть права на логлайн и синопсис. Поэтому, если вы хотите продать свою идею, то пишите сначала логлайн и заявку. Если это понравится продюсерам, они попросят вас написать синопсис по этим нескольким строчкам и, если получится хорошо, поэпизодник. А если уж совсем это их заинтересует, то — бинго! — вас попросят писать пилот.
9Но когда вас попросят написать поэпизодник и пилот, вернитесь к пункту 7 и Первому Закону Сценариста. Пилот сериала порой готовится год, а то и больше. Смиритесь с тем, что к вам «подселят» редактора или более опытного соавтора. Коллективный труд — это нестрашно и зачастую полезно.
10Прежде чем нести свой логлайн продюсеру, вы должны задуматься: а на каком канале вы желаете видеть свой сериал? Согласитесь, глупо было бы увидеть «Ефросинью» на ТНТ или научную фантастику на «Домашнем». Поэтому, как бы вам противно ни было, включите телевизор и изучите конъюнктуру рынка. На Первом канале хорошо идут ретро и кинобиографии, на «России 1» — мелодрамы, на СТС — ситкомы для бедных, на ТНТ — дорогие и долгоиграющие ситкомы, на ТНТ-Premier — непростые драматические истории, на ТВ-3 — мистика и так далее. Правильно выбранная цель — это уже почти победа.

Кадр из фильма «Сияние» (1980) / Фото: Warner Bros.
11Но что, если вы придумали такой хай-концепт, который не ложится ни в один из нишевых каналов, и, по вашему мнению, заслуживает славы не меньшей, чем «Игра престолов», «Клан Сопрано» или «Во все тяжкие»? Есть несколько продюсерских компаний, которые оторвут у вас с руками такую идею. Это «Среда» Цекало, «СТВ» Сельянова, Первый канал сами знаете кого. Если у вас получится, то вам позавидуют сотни и тысячи сценаристов, дерзайте.
12Помните о форматах. Это не относится к высчитыванию количества слов в логлайне. Это касается первых этапов разработки скрипта: хорошо написанный литературный сценарий исключит множество вопросов в ваш адрес (почему Сергей сделал это, а вот Наташа пошла туда).
Далее вас ждет вертикальный сценарий. Несмотря на то, что в каждой продюсерской компании свое представление о формате вертикального сценария, будьте человеком, пишите по стандартной американской схеме. И упаси вас бог писать в графе «действия» обороты, вроде «и тут Сергею показалось», «Наташа понимает, что поступила неправильно» и прочее. Эти все догадки оставьте в литературном сценарии, в вертикальном пишите «Сергей резко разворачивается и идет…», «Наташа подбегает к телефону…». На крайний случай, у вас есть помощь в виде ремарок.
Даже если вы планируете сами ставить написанный вами сценарий, то избегайте в вертикальном скрипте сентенций «камера медленно движется», «фокус переводится с Сергея на Наташу». Для этих выкрутасов вас ждет горизонтальный режиссерский сценарий и экспликация.
13Допустим, вас заметили по короткометражкам, поставленных по вашим сценариям, и заказывают полный метр. Прекрасно, поздравляем! Но вас ждет ад. Заказ — это череда переговоров, денежной суеты, звонков от продюсеров и бесконечное переписывание. Вы не сможете объяснить, почему вы не можете написать полный метр за месяц. Вы не сможете объяснить, почему в первом драфте нет диалогов. Вы не сможете объяснить, почему выданный аванс ушел на книги, поездки и ресёрч. Вам вытреплют все нервы, но если вы справитесь, то вас ждет зал воинской славы. И помните про пункт 2, не надейтесь на миллионы.

Кадры из фильма «Сияние» (1980) / Фото: Warner Bros.
Подведем итог. Как стать сценаристом? Читать хорошие книги и сценарии. Хорошо писать. Правильно выбирать жанр и аудиторию. Не полагаться на учебники. Ходить на мастер-классы, даже если вам кажется, что вы знаете все. Не думать о деньгах, а думать о своих персонажах. И писать, писать, писать.
И помните: мы вас предупредили.
Обложка: rawpixel.com

Иллюстрация: Tom Gauld

На сайте Британского института кино появилось видео, в котором одни из самых успешных сценаристов Великобритании делятся своим опытом и дают советы начинающим авторам.

Эби Морган («Суфражистка», «Стыд», «Железная леди»): «Это вы и пустая страница. Большую часть времени вы сами по себе. Это ужасно одинокая профессия. Если вы хотите заниматься этим всю жизнь, то должны понять, нравится ли вам подобное или нет.

Что самое главное в начале карьеры — не говорите о своей идее. Опасность здесь в том, что люди начнут говорить: «О, какая замечательная идея, мне она очень нравится». Это не мотивирует сценариста. Заслужите право рассказать об этой идее остальным, разработайте ее, прежде чем начнете посвящать других. Это не значит, что нельзя делиться с окружающими какими-то ключевыми моментами, чтобы узнать, как они работают. Но не говорите людям, что вы будете сценаристом просто так. Будьте им.

Я писала везде. Я постоянно отслеживала все конкурсы, запросы театров на пьесы. Все это давало мне представление о дедлайнах и структуре работы.

В производство отправится далеко не первый сценарий, который вы напишете. Это будет четвертый или пятый текст. Один прекрасный драматург мне однажды сказал: «Вот это не поставят, но следующую работу — обязательно». Наша профессия всегда связана с какой-то дорогой к успеху. После того, как вы написали один сценарий, напишите еще один. С каждым драфтом вы совершенствуетесь».

Хуссейн Амини («Драйв», «Два лика января»): «Когда ты начинаешь работать, остается только удивляться, насколько много людей готовы тебе помочь. Чем ты скромнее и сдержаннее, чем больше ты готов учиться, тем больше ты можешь воспринять.

Вы можете увеличить свои шансы на производство, выбрав что-то малобюджетное, жанровое, особенно хорроры. Что-то, что происходит в ограниченном пространстве. Все, что может удешевить съемки. Иногда помогает один хорошо прописанный персонаж: на это хорошо реагируют актеры. Во всем, что вы делаете, должна быть доля прагматизма. Все не может быть завязано только на страсти и таланте. Это индустрия, производство кино стоит денег, поэтому стоит принимать обдуманные решения и не тратить время».

Джеймс Грэхэм («X+Y»): «Я думаю, что вы всегда можете начать учиться. Возможно, стоит пойти на курсы, чтобы изучить основы профессии, стать увереннее или встретить единомышленников. Там можно читать сценарии и смотреть кино. Это всегда очень полезно. Не думаю, что это нужно абсолютно всем, некоторые любят узнавать все сами в свое свободное время. Но лично я всегда получал удовольствие от общения с людьми, возможности проверить свои идеи и, конечно, от того, что мои работы читали и обсуждали другие.

Я воспринимаю сценарии как архитектурные планы сооружений. Можно посмотреть на какое-либо здание, подумать, что оно потрясающее, но не иметь ни малейшего представления, как оно было построено. Нужно достать план, посмотреть, как другие занимаются дизайном. Так люди переводят свой голос в другие форматы, применяя все инструменты, которые есть у них в распоряжении: запятые, восклицательные знаки, ударения. То, как сценарий записан, тоже важно: ведь есть индустриальный стандарт, который всем надо выучить. Нужно читать сценарии, а не просто смотреть фильмы».

Оливия Хитрид («Грозовой перевал», «Девушка с жемчужной сережкой»): «Природа киноиндустрии такова, что большая часть фильмов, на которых я работала, были адаптациями. Чаще всего на них приходит заказ. Для того чтобы сделать адаптацию современного произведения, необходимо иметь права на книгу. Это не обязательно чересчур дорого, но требует настойчивости. Часто продюсеры приходят с уже приобретенными правами и говорят: «У нас есть права. Вам интересно поучаствовать?»

Часто все зависит от того, оказались ли вы в нужное время в нужном месте и готовы ли вы воспользоваться подвернувшейся возможностью. На мой взгляд, возможности есть у всех, нужно просто быть начеку».

Бола Агбаже (Gone Too Far): «Лучше всего работать с людьми, с которыми у вас схожие идеи. Они понимают, чего хотят от проекта. Очень важно налаживать связи в индустрии и встречать разных людей. В конце концов, вы можете оказаться в одном проекте с людьми, о работе с которыми даже не думали, но у вас совпадают цели, мечты и стремления.

Вам нужно понимать, что для сценариста настолько же важно переписывать, насколько важно закончить первый драфт. И если вы, понимая, что будете писать сто или двести драфтов, все равно не теряете энтузиазма, то это работа для вас».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *