Как выучить состав числа

Как выучить состав числа

Состав числа. Как объяснить ребенку в игровой форме.

Ох уж эти школьные программы, ох уж эти учителя, которые просят детей зазубривать «состав числа» и учить таблицу сложения (да, я не описалась, не таблицу умножения, а таблицу сложения.) 🤓

Как-то на катке встретилась я с мамой первоклассника, она объясняла мне что уже сейчас я должна учить своего сына составу числа да так, чтоб «его ночью разбуди — он все рассказал!» 😤

Этой маме посчастливилось записать своего ребенка в лучшую школу нашего района ( а может быть даже города), вот она и учила меня ( не зная, что я математик).

— Учите с ребенком как стихотворение, 8 это 7 плюс 1, 6 плюс 2, пять плюс 3, 4 плюс 4 … ноль плюс 8. И тогда у ребенка с математикой будет все отлично!
И тут я ей сказала какое у меня образование. Женщина смутилась, уточнив, что это учитель так требует.
А я ей объяснила, что зазубривание «состава числа»-это не гарантия того, что ребенок будет знать математику, что математика — это не только арифметика.Что гораздо лучше развивать логику у ребенка и пространственное воображение.
На что мама ответила мне, что пятерки ставят за «стишки про состав числа.»
Им важнее пятёрки, чем знания ребенка. ☹️
Почему пишу «состав числа » в кавычках. Потому, что на самом деле число, к примеру, 10 состоит не только из 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, …, 10 и 0. А десять можно записать как:
10=1+1+1+1+1+1+1+1+1+1,
10= 8+1+1
10=7+1+1+1 = 7+2+1 и еще много таких примеров можно привести.

Так зачем же ограничивать ребенка и не давать ему полные представления о математике?
А если ваш ребенок знаком с дробными числами ( даже не с числами, а с понятиями «половина», «треть», «четверть»), так он с легкостью может сказать, что если к 9 яблокам добавить половинку и еще половинку, то получится 10 яблок, т.е 10= 9+ 1/2 +1/2. И тут еще добавляется множество вариантов «состава» числа.
Когда я училась в школе, то мы не учили никакой состав числа и никакую таблицу сложения.
Но тогда были совершенно другие программы.
У тех, кто учится на семейном обучении есть отличный выход — просто не зазубривать состав числа, а просто играть в полезные настольные игры, играть в магазин с ребенком, готовить с ним еду ( взвешивать, нарезать на порции, выкладывать столовые предметы), брать его в магазин.
А если ваш ребенок обучается в школе, тогда я расскажу, как помочь ему не вызубривать состав числа, а просто понимать его.
И это будет в игровой форме! И для этого не нужно покупать дорогих настольных игр.
Все дети любят фокусы. Скажите, что вы научите ребенка показывать фокусы. Фокус называется «рентгеновское зрение» — фокусник может видеть кубик насквозь. Но у каждого фокуса есть секрет и этот секрет нам с тобой нужно запомнить.
Для этого необходимо взять кубик , а если дома нет кубика, тогда склейте его из картона. Скачать развёртку куба можно

На каждой стороне кубика необходимо нарисовать точки. Нечетное количество, например, синим или черным фломастером, чётное -красным.
Т.е 1, 3, 5- синим, а 2,4, 6 — красным.
Теперь самое главное — расположение точек на кубике.

Покажу на составе числа 7.
Секрет этого фокуса заключается в том, что на противоположных сторонах кубика всегда находится число, сумма которого при сложении с другим дает 7.
Если фокусник видит число 4 на передней грани кубика, то спрятанное число должно быть равно 3.
Таким образом, ребенок научится решать простейшие уравнения: 4+x=7

Рисуем на одной грани кубика одну точку, а на противоположной стороне рисуем шесть точек.
На одной грани 4 точки, на противоположной грани 3 точки.
На следующей грани 2 точки, на противоположной 5 точек.

А можно рисовать не точки, а звездочки, сердечки, машинки и танки. Можно наклеить мелкие наклейки.
Перед тем, как показывать фокус друзьям или родственникам необходимо потренироваться. Ребенок берет в руки кубик, смотрит на одну грань (видит при этом, например, 4 точки), кубик неподвижен в его руках и держать кубик необходимо так, чтобы зрители видели количество точек на другой грани. Ребенок видит 4 точки, мысленно считает, что до 7 необходимо еще три точки и говорит «Три!». Поворачивает кубик другой гранью, видит, например, 1 точку, а говорит «Шесть!»
Не забывайте хвалить своего фокусника и во время тренировки и во время самого фокуса.
Для других чисел необходимо больше граней, поэтому нужно брать больше кубиков.
Только перед тем, как показывать фокус договоритесь с ребенком, какой кубик будете показывать ( какова должна быть сумма чисел), чтобы фокусник не ошибся.
Игра 2.
Эту игру открыл для себя мой сын, но на самом деле, когда он еще был маленьким, то я играла с ним в математические прятки. Недавно утром готовлю завтрак, а сынок залез под стол и что-то там шепчет. Прошу попросить, выходит и говорит, что придумал игру. Показывает мне кусочек картона с 8-ю точками.

и говорит мне:
-Можешь угадать, сколько точек я спрятал?!
Я угадывала, потом мы поменялись местами.
При чем, точки можно закрывать не только с одной стороны. С 8-ю точками я сначала закрывала одной рукой точки, а потом начала закрывать точки с разных концов: пальцами одной руки 2 точки, а пальцами другой руки 3.
Потом нарисовали 10 точек на карточке, потом 15, потом 20. В такие угадалки можно играть долго.
Игра 3.
Можно взять мешочек с мелкими игрушками, бусинками, ракушками, каштанами, камушками, конфетами, сушками с кусочками шоколада(с чем-то сладким детям нравится больше).
Дать посчитать количество предметов и все сложить в непрозрачный мешочек, контейнер, под тарелку. Достать, например, 2 предмета и спросить, может ли ребенок угадать сколько там осталось?
Если говоришь, можешь ли «предположить», то это не так загадочно или интересно, как «угадать». Хотя ничего страшного не будет, если попросите предположить. А-то ведь есть школьники, которые думают, что математика -это такая угадай-ка. Я бы рекомендовала чередовать слова, а лучше дублировать: «Можешь предположить, угадать, сколько там осталось?»
А можно взять заранее прозрачный контейнер, пакетик, брать некоторое количество мелких предметов в руку и просить угадать, сколько вы держите в руку, например, кукурузных хлопьев, виноградинок, ягодок , шоколадных подушечек, колечек и пр.

Здесь уже интереснее всего съедать угаданное количество лакомств.
Если у вас есть подобные игры, то поделитесь, пожалуйста.

Официально ребенок при поступлении в школу не обязан уметь считать, читать и писать. Однако большинство ребят идут в первый класс, освоив эти навыки. Помогая дошкольнику понять методику счета в пределах 20, родители облегчают старт его учебы. Обучение состава простых чисел происходит в процессе игры, в различных бытовых ситуациях. Это позволяет взрослым ненавязчиво и наглядно преподать устный счет, простимулировать интерес крохи к познанию окружающего мира.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить ребенка быстро читать: упражнения по технике чтения

Увлекательное и эффективное обучение счету

В компании с любящими родителями обучение счету и составу числа превращается в увлекательное занятие. Для того, чтобы малыш смог усвоить и наглядно оценить все, что объясняют старшие, понадобятся:

  • счетные палочки;
  • счеты (их можно привлечь, играя в магазин);
  • кубики;
  • самодельные карточки;
  • числовые дома;
  • игрушки или конфеты;
  • пуговицы разного цвета.

Занятие 1: понятие о составе числа

Развить интерес ребенка к математике помогут игрушки, детская посуда, кубики, иные одинаковые предметы домашнего обихода. Изучение начинают с числа 2, попросив ребенка положить на стол кубик и уточнив, что нужно сделать, чтобы их стало два. Обычно 5-6 летний малыш способен догадаться, в чем дело. Младшему по возрасту ребенку можно дать подсказку.

Закрепить упражнение следует с использованием других предметов. Ребенку важно запомнить, что число 2 в любом случае включает две единицы, независимо от того, какие предметы его составляют (2 банки, 2 книжки, 2 кусочка мыла и так далее). Пусть он выкладывает на стол по 2 предмета, которые ему нравятся (камешки, кубики, ягоды, каштаны или орехи).

Закрепив «двойку» можно шагать дальше. Состав числа 3 несложно предложить к изучению в следующих вариантах:

  • выложить 3 монеты по одной (на разном расстоянии или «в столбик»);
  • к двум монетам прибавить одну (две монеты положить вместе, а одну – на расстоянии);
  • к одной монете прибавить две.

После того как малыш освоит «тройку» (поймет, что три монеты вместе, это то же самое, что и две с одной, попрактикуется собирать их воедино), можно учить цифру 4 в игровой форме. Здесь помогут шашки и доска. Следует предложить маленькому ученику положить на доску 4 шашки белого цвета, а затем задать вопрос: сколько шашек останется, если заменить одну белую шашку на черную? Сколько будет их всего, если выстроить 2 белые и 2 черные шашки? Ребенку важно понимать, что число 4 получится при любом варианте перестановки.

Учить правильно состав числа поможет вовлечение дошкольника в решение бытовых задач. Например, попросить его разложить вилки для семейного ужина. Сначала можно дать ему один прибор и спросить, сколько еще нужно для семьи. Подумав, ребенок сможет дать правильный ответ. Совместное изучение карточек также позволит быстрее освоить состав числа.

Занятие 2: работа с карточками

На этом этапе важно подключить 2 вида карточек (купленных или изготовленных самостоятельно). Желательно, чтобы в первом варианте они состояли из двух половинок. На одной стороне может быть нарисован предмет, а на другой – 2,3,4,5 и более его копий. Половинки может объединять знак «+», или его можно сделать отдельно.

Второй вариант карточек – это набор картинок, где предметы изображены единым множеством, без разделения. Когда у малыша получится сопоставлять числа и цифры, можно изготовить третий комплект карточек с цифровыми изображениями. Карточек должно хватить для того, чтобы он смог представить одно и то же число в разных вариантах (например, 5 – это 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1).

Занятия с карточками проходят в непринужденной форме. Малышу следует показать карточку, на которой изображено, например, 6 снежинок и предложить собрать столько же снежинок из предложенных картинок. Важно иногда меняться ролями. Путь ребенок дает взрослым задания, исправляет их намеренные ошибки, учится контролировать действия других людей. Аналогичная работа ведется с цифровыми карточками. Ребенок должен научиться подбирать несколько вариантов состава предложенного числа.

Занятие 3: подключение числовых домиков

Числовые домики помогают закрепить навыки устного счета. Они представлены в учебниках, но картинки можно нарисовать и самостоятельно. Каждый дом имеет крышу и несколько квартир, расположенных в 2 ряда. Высота зависит от числа, к которому подбираются комбинации. Например, для двойки достаточно 2 этажей (1+1, 2+0), для тройки – 3 (1+2,2+1,3+0) и так далее.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как быстро и просто научить ребенка устному счету?

Рисовать домики можно вместе с ребенком, попутно показывая, зачем и как их заполнять. В треугольнике на крыше записывается число от 2 до 10. Ребенку объясняют, что на одном этаже в двух квартирах живет столько жильцов, сколько указано на крыше (например, 5 жильцов). Пусть в одной из квартир самого нижнего этажа живет один человек, тогда с помощью счетных палочек малыш определяет, что во второй обитают 4 жильца.

Поднимаясь по этажам и заселяя их, ребенок определит состав пар (1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1). Для закрепления результата можно развесить листики с домами по квартире, чтобы ребенок учился заполнять их карандашом. Когда малыш освоит состав 10, можно переходить к более сложной программе.

ИНТЕРЕСНО: как научить ребенка писать красиво и быстро в первом классе?

Варианты числовых домиков, которые можно легко распечатать или изготовить сами по аналогии:

Вариант 2:

Обучение счету первоклассников

Если приступить к обучению ребенка в 4-5 лет, то уже к школе он будет легко оперировать двумя десятками. Иногда родители не спешат, полагая, что это обязанность школы. В скором времени после поступления в первый класс у них возникнет вопрос, как объяснить ребенку состав числа. Большинство его сверстников приходят в школу подготовленными, и учителя ориентируются на них, поэтому догонять придется в ускоренном ритме.

ИНТЕРЕСНО: что должен знать и уметь ребенок при поступлении в 1 класс?

С первоклассником лучше заниматься по той же схеме, что и с дошколенком. Нужно дать ему возможность поработать с частями (слагаемыми) числа. Для этого подойдут задачи, где известно общее число предметов и количество одного вида, и требуется определить число предметов другого вида. Например, 5 столовых приборов, из них 2 вилки, и нужно найти ложки.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: список школьных принадлежностей для первоклассника

Актуальны для первоклассника и числовые домики, черчение отрезков по клеточкам, составление чисел с помощью счетных палочек. Можно поиграть, предложив малышу угадать, сколько конфет зажато в кулаке. Следует заинтриговать ребенка: «если к 2 ирискам, что я держу в руке, добавить еще 2, то получится столько, сколько у меня в руке».

Когда школьнику плохо дается счет, можно предположить проблемы с памятью, концентрацией внимания, проблемах в развитии. Определить причину позволит консультация с психологом, логопедом, учителем, педиатром.

Советы по обучению счету

Главное отличие ребенка от взрослого – неумение оперировать абстрактными цифрами. Маленькие дети могут представлять только то, что можно увидеть, потрогать. Ребенок не может представить цифру «2», но вполне может представить два яблока или три конфеты. Эту особенность мышления и следует использовать.

Не заставляйте малыша заучивать названия цифр, как стишок или считалочку. Это не принесет абсолютно никакой пользы. Лучше всего начинать с подсчета осязаемых предметов, которые окружают ребенка в повседневной жизни. При этом обучение не должно быть навязчивым, утомляющим малыша, а должно происходить как бы между делом. Считайте все, что вам встречается – два ботинка, три ложки, пять ступенек, и т.д.

Через какое-то время ребенок начнет понимать соответствие количества предметов количественным числительным, которыми это количество обозначается – «два», «три», «пять» и т.д. После этого можно немного усложнить занятия, чтобы научить определять количество предметов одной формы, но разного цвета или наоборот – разной формы, но одного цвета.

Например:
— Принеси мне одно красное яблоко и одно зеленое.
— Сосчитай синие кружочки среди этих разноцветных кружков.
— А теперь сосчитай, сколько красных кружочков.
— Дай мне два кубика (из коробки с различными игрушками), а теперь дай один мячик.

Хорошо, если вы будете совмещать обучение счету с развитием умения ориентироваться в пространстве, спрашивая ребенка, сколько каких-нибудь предметов находится впереди, а сколько – сзади. Пространственное мышление способствует развитию математических способностей.

Читая сказку, не забывайте считать действующих в ней персонажей – один зайка, два мышонка, три лягушонка, при этом, загибая пальчики.
— Сколько птичек на рисунке?
Загибаем пальчики:
— Одна, две, три!
Используйте в обучении малыша счетные палочки. Например, выкладывайте их по одной на стол:
— Одна, две, три…
После этого разделите все выложенные на стол палочки, сдвинув часть из них к левому краю стола, а вторую часть – к правому. После этого спросите:
— Сколько палочек слева?
— А сколько справа?

Попросите ребенка самостоятельно выложить определенное количество палочек слева и справа:
— Положи две палочки слева.
— А теперь положи одну палочку справа.

Переместите одну палочку с левой стороны в правую:
— Сколько теперь стало палочек слева?
— А сколько палочек стало справа?

Также с помощью палочек можно совмещать изучение букв и счета. Сложите из двух палочек букву «А» или «Л» и спросите:
— Какая это буква?
— А сколько в ней палочек?

Со временем, когда ребенок научится считать предметы, можно переходить к изучению таких логических понятий, как «больше», «меньше», «равно», а впоследствии и простейших математических действий сложения и вычитания.

Попросите ребенка назвать любое число от 1 до 10. После этого попросите выложить столько палочек, сколько обозначает это число.

Покажите ребенку, что несколько выложенных на столе палочек можно разделить на две равных части (например, 8 палочек разделить на две группы палочек по 4 штуки) или на две неравных (8 палочек разделить на две группы из 3 и 5 палочек в каждой). Объясните ребенку, что число восемь можно сложить из двух раз по четыре, или из трех и пяти и т.д. Когда это все показано наглядно, малыш понимает, что большее число состоит из нескольких меньших.

Еще через некоторое время, когда ребенок будет хорошо знать числа, можно перейти к изучению цифр, эти числа обозначающих.

Занимаясь подобным образом, вы поможете ребенку к школе научиться считать, понимать какое число больше, а какое меньше, твердо знать все числа в пределах десятка и уметь обозначать числа цифрами. Главное, чтобы занятия были непродолжительными и не утомляли малыша, доставляя только радость от познания нового!

Также рекомендуем вам посмотреть видео с Хрюшей, Филей и Степашкой по обучению малышей счету:

Счет

СЧЕТ

В основе всех вычислений лежит счет, поэтому у ребенка в первую очередь
и следует развивать способность считать. Но «считать» означает, с одной
стороны, знать названия чисел, а с другой — понимать суть самого процесса
счета. Как всегда, если знание предшествует пониманию, ребенок быстрее
пойдет вперед. С полутора лет малыш начинает извлекать для себя пользу
из самых первых упражнений, при условии, что вы не будете спешить.

Числа от 1 до 10.
Считайте вслух (громко и четко), прежде чем что-либо сделать: потушить
свет, включить телевизор, открыть дверь. Старайтесь делать это хотя бы
раз в день. Скоро ребенок сможет назвать числа от 1 до 10. Но это вовсе
не означает, что он научился считать. Просто, когда он поймет, что такое
счет, он сможет сконцентрировать все внимание на сути выполняемых действий,
не слишком напрягая память, поскольку цифры он уже запомнил.

Считать что-либо должно стать столь же обычным делом, как и говорить.
Ритуалы, связанные с приемом пищи, представляют для этого наибольшие
возможности. Считайте тарелки, ножи, кусочки мяса, ложки каши… Видя,
как считаете вы, малыш захочет последовать вашему примеру. Как только он
проявит такое желание, поощряйте его попытки считать вместе с вами. А чтобы
он лучше понял, что счет — не просто забавная абракадабра, поставьте перед
ним тарелку и положите рядом с ней три одинаковых предмета. Скажите ребенку,
чтобы он по одному клал предметы в тарелку и одновременно считал их. Помогите
ему, если это необходимо. «Ты видишь, здесь три кубика, в тарелке три кубика!
А теперь посмотрим, сколько их будет на этот раз…» Дайте ему два кубика
и начните игру сначала. Когда он хорошо выучит числа один, два и три, добавьте
четвертый кубик, и так далее.

Числа больше 10.
Когда ребенок (обычно в возрасте трех лет) научится пересчитывать предметы,
он будет делать все большие и большие успехи. И потому необходимо, чтобы
вы все время опережали его. Как только он сможет сосчитать до 10, познакомьте
его со следующим десятком, описанным выше способом. Можно также пропеть
числа на знакомый малышу мотив (например, песни «Как мне маме объяснить…»).
Когда он сможет сосчитать некоторое количество предметов, купите, например,
фасоль, и пусть он считает фасолины, перекладывая их из одного сосуда в
другой. Дайте ему кружку, в которую вы будете прибавлять несколько фасолин
(или шариков) каждый день. Когда их число дойдет до 50, возьмите другую
кружку и скажите: «В твоей кружке 50 фасолин. А следующие фасолины ты будешь
класть в другую кружку!» Это позволит вам как-нибудь «убедиться», что в
первой кружке по-прежнему 50 фасолин. В следующий же раз вы можете сосредоточиться
на идущих далее числах, имея возможность не начинать весь счет с нуля.

Ноль.
Объясните ребенку, что такое ноль. Это очень важно, так как при переходе
к символам ноль вам понадобится, чтобы записывать числа после 9. Чтобы
дать почувствовать малышу, что число, ничего не обозначающее, — совершенно
особое число, задавайте ему шуточные вопросы: «Сколько коров у тебя в кармане?
Сколько крокодилов у нас в ванной?» Вы можете быть уверены, что он никогда
не забудет, что такое ноль!

Считать, дотрагиваясь.
Когда ребенок как следует научится
считать предметы, перекладывая их из одного сосуда в другой, покажите ему
вашу руку с растопыренными пальцами и попросите пересчитать пальцы, дотрагиваясь
до них. Вы можете помочь малышу, двигая пальцем, который он должен потрогать.

Потом предложите ему сосчитать расположенные перед ним предметы, дотрагиваясь
до каждого из них. Необходимо, чтобы он понял, что должен по одному разу
дотронуться до каждого предмета. Это нелегко, потому-то и желательно начинать
упражнения в пересчете, перекладывая предметы из одного сосуда в другой.
Наконец, научите его считать предметы, изображенные на картинках в книге.

Обратный счет — очень важное упражнение, так как ребенок
не научится вычитать, если он не умеет «считать назад». Тем не менее, подождите,
чтобы он освоил счет до 30 (по крайней мере), прежде чем начать эту новую
игру. Иначе вы запутаете его. Вся процедура обучения подобна аналогичной
процедуре для обычного счета. Когда малыш научится считать в обратном порядке
(от 10 до 1), начинайте считать с 11, потом с 12, и так далее. Обратный
счет от 20 до 10 часто представляет для ребенка наибольшую трудность, ну
а когда он встречается с теми цифрами, которые уже узнал при счете от 10
до 1, дело идет гораздо лучше.

Счет до заранее заданного числа. Нужно научить ребенка
считать до заранее заданной цифры. Положите перед малышом горсть фасолин
и попросите отсчитать 3 из них. Когда он поймет это, попросите его сделать
несколько кучек фасолин — например, по 3, 5, 9 штук в каждой. Если ребенок
справится и с этой задачей, расположите перед ним предметы в ряд. Попросите
его отсчитать (дотрагиваясь до них, но, не передвигая) меньшее число предметов,
чем лежит перед ним. Наконец, проделайте то же упражнение, считая предметы,
изображенные в книге. Регулярно просите малыша считать до определенной
указанной вами цифры, не дотрагиваясь до предметов и не упоминая их.

Чтобы счет вошел в привычку, ребенок должен считать часто. Приведенные
выше многочисленные варианты нужны, чтобы, с одной стороны, избежать монотонности,
а с другой — научить его считать разными способами. В результате он начнет
считать все, что его окружает. Поощряйте это его стремление. Ежедневные
упражнения в счете готовят его ум к вычислениям.

Поочередный счет. Когда малыш хорошо выучит названия чисел,
поиграйте с ним в поочередный счет: вы говорите 1, он говорит 2, вы говорите 3,
он говорит 4 и т.д. Вначале
он захочет называть ваши числа; объясните ему, что это запрещено правилами
игры. В следующий раз начинать должен он: он говорит 1, вы говорите 2 и
т.д. Когда ребенок будет легко справляться с подобным заданием, привлеките
к игре кого-нибудь еще (скажем, другого ребенка, ему это тоже понравится!)
и поиграйте втроем, потом вчетвером, и т.д. Теперь, когда он быстро разберется,
что к чему, продолжайте играть только в том случае, если он проявляет интерес.

Четные и нечетные числа. Чтобы объяснить ребенку это понятие,
возьмите две тарелки и горсть фасолин:

Это твоя тарелка, а это — моя. Вот две фасолины. Можешь ли ты положить
столько же фасолин в мою тарелку, сколько и в свою? Да, конечно! Ты можешь
положить одну фасолину в свою тарелку и одну — в мою. Теперь вот тебе три
фасолины, посмотри, можно ли сделать с ними то же самое?.. Нет! В одной
тарелке оказывается две фасолины, а в другой — одна. Видишь, оказывается,
число 2 можно разделить на две равные части (такое число называется четным),
а число 3 нельзя разделить на две равные части (его называют нечетным).
Посмотрим теперь, как ведет себя 4…

Когда малыш поймет разницу между четным и нечетным числом, поиграйте с
ним в поочередный счет, при этом один из вас будет называть нечетные числа,
а второй — четные.

Цифры в их графической форме. Прежде чем показать ребенку
абстрактные символы, обозначающие числа, нужно, чтобы он научился хорошо
считать. В противном случае он уподобится большинству из нас (а это нежелательно!):
счет будет означать для него лишь игру абстрактными символами. Представьте
себе человека, для которого слова «банан», «стул», «ботинок»
ассоциируются
исключительно с их письменной формой, а не с конкретными предметами. Такой
человек в действительности ничего не знал бы об окружающем его мире, и
его знакомство с языком было бы поверхностным и бесполезным. Как он напоминает
всех тех, кто в ужасе замирает при слове «математика». Такие люди знают
символы, но не поняли по-настоящему, зачем они нужны и что символизируют!

Как и в случае с алфавитом, есть дети, которых очень увлекает процедура
придания имени абстрактному символу. Они моментально выучивают цифры, достаточно
их несколько раз им показать. Но есть и другие дети, которые, умея хорошо
считать, не могут запомнить, какая цифра соответствует какому числу. Потому
что это им неинтересно! Вот игра, которая должна им понравиться.

Сначала покажите малышу рисунок с тремя первыми цифрами. Когда он их
выучит, вознаградите его, включив в игру четвертый персонаж. По-прежнему
используйте только вопросительную форму. Только в этом случае число будет
называть он, а не вы. Когда ребенок выучит цифры с маленькими рисунками,
покажите ему те же. цифры, но без рисунков. Напомните малышу текст, если
он его забудет. Таким способом даже самый упрямый ребенок быстро выучит
цифры. НО ПЕРЕХОДИТЕ К ЦИФРАМ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ОН НАУЧИТСЯ НАЗЫВАТЬ
ЧИСЛА И СЧИТАТЬ!









Сложение

Какое число идет дальше? Когда ребенок хорошо освоит поочередный
счет, спросите его: «Какое число стоит после цифры З?» Вначале малыш будет
вынужден начать считать вслух. Не мешайте ему, пока он испытывает в этом
необходимость. Затем скажите, что считать нужно про себя.

Чехарда с числами. После того как ребенок освоит первую
игру, предложите ему вторую: «Теперь мы будем играть в чехарду с числами.
Я говорю 3, а ты прыгаешь через следующее число и называешь то, которое
идет за ним. То есть ты перепрыгиваешь через 4 и говоришь 5 (произносите
3 обычным голосом, 4 — высоким, 5 — обычным).
Это очень интересно!».

Промежуточный символ между предметом и цифрой.
Как говорит Энгельман, это поможет ребенку хорошо понять, что такое символ.

Каждая точка обозначает одну кошку. Покажите ребенку, что точки могут
символизировать любой предмет: деревья, человечков, дома. Потом положите
перед ним несколько фасолин и предложите нарисовать столько точек, сколько
фасолин лежит на столе (большой фломастер позволит малышу рисовать точку,
прижимая стержень к бумаге только один раз; если ребенок еще не может выстроить
точки в ряд, нарисуйте их сами под его диктовку). Затем возьмите такое
же количество других предметов, например вилок. Пусть малыш нарисует столько
точек, сколько вилок он видит. Сравните число точек, изображающих фасолины,
и число точек, обозначающих вилки. Заставьте ребенка убедиться, что количество
нарисованных точек равно количеству предметов. Так он поймет, что точки
могут изображать любые предметы: важно только их число.

Сложение. Покажите ребенку принцип сложения с помощью
фасолин:

Положи в одну кучку 3 фасолины, а в другую — 2… Молодец! Теперь
сложи их, то есть пересчитай все вместе. Готово. Получается…? Прекрасно!
Итак, можно сказать, что 3+2=5. Это и называется сложением!

Сложение в обыденной жизни. Обратите внимание ребенка на
то, что в повседневной жизни часто приходится прибегать к сложению: например,
в случае прихода гостей на столе прибавляются приборы для них; когда становится
холодно, надевают дополнительный свитер… Назовите малышу все слова, которые
напоминают о сложении — о том, что что-то прибавляется: «добавлять»,
«покупать», «получать»…

Знаки «+» и «-»
Когда ребенок научится прибавлять с помощью фасолин, возьмите листок бумаги
и нарисуйте на нем три точки.



Сосчитай эти точки. Их 3. Смотри внимательно, я прибавила 2 точки,
их стало …5. Молодец! Теперь запишем пример сложения, как мы это делали
с фасолью! У нас 3 фасолины, нарисуй 3 точки, а теперь,
напишем плюс — это такой маленький крестик! Итак, 3 плюс 2 (нарисуй
две точки) равно… (равно — это две черточки одна над другой), а теперь
посмотрим, сколько получилось:

+ =

Да! Получается пять!

Впоследствии ребенок легко заменит точки цифрами, которые к тому времени
выучит. Как только он начнет путаться в счете, возвращайтесь к системе
точек.

Сложение двух одинаковых чисел. Покажите малышу, сколько
будет 1 + 1, 2 + 2,
3 + 3 и т.д. на пальцах или с помощью фасолин. Когда
он хорошо поймет это, регулярно возвращайтесь к данным примерам и давайте
ему возможность проверять, так ли это, до тех пор, пока он чувствует в
том необходимость.

При сложении самое большое число — это ответ. Обратите
на это внимание ребенка, чтобы он понял, что вычитание есть сложение наоборот.

Алгебра. Научите малыша решать «странные примеры на сложение».
То есть: 4 + … = 8, … + 3 = 5, и т.д.
Когда он справится с этой задачей, замените …4 + А = 8. А = ? буквой:

Сам факт, что вы просите ребенка воспринимать сложение не в привычной
форме, а в какой-то иной, готовит его к занятиям вычитанием, которое есть
всего лишь сложение наоборот.

«Если… — то». Возвратитесь к игре, которая уже описана
в главе «Логика».

Если 4 + 4 = 8, то А = 4.
А если А = 4, то А + А = 8!

Используйте способ «если…, то…» для операций всех типов:
«Если 3 + 2 = 5, то 3 + 2 < > 4», и т.д.

Не выходите за пределы малых чисел, важно, чтобы ребенок ПОНЯЛ
операции. Побуждайте его объяснять вам, почему получается именно так.

Вычитание

Обратный счет — основа вычитания. Поиграйте с ребенком
во все те игры, где вы считали в обычном порядке, но теперь считайте в
обратном порядке:

  1. считайте вслух при выполнении обычных житейских дел: перед тем, как
    включить телевизор или погасить свет, капая лекарство, и т.д.;
  2. положите перед ребенком несколько предметов и попросите сосчитать
    их. Теперь, когда он знает, сколько их всего, попросите его убирать по
    одному предмету, считая назад до нуля;
  3. та же игра, но вы предлагаете малышу считать назад до того числа,
    которое вы заранее задали;
  4. считайте назад по очереди: вы говорите 10, он говорит 9,
    вы говорите 8, он говорит 7 и т.д. В эту игру можно играть втроем.

В вычитании первое число всегда самое большое.
Усваивая этот закон, а также то, что при сложении самое большое число
— это ответ, ребенок поймет:
вычитание — это сложение наоборот. Например, 3+2=5 и 5-2=3 — это одни
и те же числа, но в другом порядке! Выберите три числа (подходящих) и дайте
ребенку задание придумать с ними пример на сложение. Затем вместе с малышом
проверьте ответ, используя фасолины. После этого попросите ребенка придумать
пример на вычитание с теми же числами. Правильность ответа он также должен
проверить с помощью фасолин.

Предложите ребенку сделать упражнение типа:

6 + 4 = 10
10 — 6 = ?

Покажите малышу, что когда в примере на вычитание есть два числа, таких
же, как в примере на сложение, третья цифра в обоих примерах также будет
совпадать. ВНИМАНИЕ! Объясните это ребенку только после того, как вы с
ним проведете многочисленные проверки данного факта на фасолинах. Он должен
усвоить это не как магическую формулу, а как результат своего опыта.

Если малыш путается в вычитании, используйте точки:

5 — 2 = 3

=

Умножение

Принцип умножения можно объяснить с помощью серий квадратиков.
Возьмите лист бумаги в клеточку и превратите примеры на умножение в несколько
колонок. Например:

2 x 3 = 3 x 3 =

Объясните ребенку, что 2 х 3 означает 2 колонки
по 3 квадратика. Попросите его сосчитать квадратики и написать ответ.

Таблица умножения.
К ее изучению можно переходить, когда малыш поймет
принцип умножения. Для этого надо объяснить каждую таблицу (умножение на
2, на 3 и т.д.) с помощью квадратиков. Можно пропеть ее также в виде песенки.
Предпочтительнее начинать с таблицы умножения на 1, затем на 10, на 2,
а потом в обычном порядке, закончив все таблицей умножения на 0, которая
очень развлечет вашего ребенка. Не торопитесь и обязательно рисуйте колонки
с квадратиками: ребенок должен понять, что он делает.

Здесь я как будто противоречу своему принципу: «Сначала нужно
знать, чтобы затем суметь понять», но противоречие это кажущееся. Согласно
Стелле Барук, в области математики существует некий подход, который, к
несчастью, свойствен не только ученикам, но и немалой части учителей (и,
может быть, будущему учителю вашего ребенка). Заключается он в том, что
здравый смысл и понимание своих действий рассматриваются как что-то, не
имеющее отношения к математике. Нас воспитали именно так, и для нас тоже
велик соблазн приобщить своих детей к «фокусам», не объясняя им, что в
данном случае происходит. Поэтому я считаю, что надо сосредоточить усилия
на понимании сути дела и лишь потом заставить поработать память. Впрочем,
если ваш ребенок обладает хорошо тренированной памятью, он легко выучит
таблицу умножения.

Тысяча и миллион — числа, которые трудно себе представить, но которыми
столь часто пользуются. Возьмите 1 м2 миллиметровки, обведите
его по периметру, приколите на стену и скажите ребенку:
«Здесь миллион маленьких квадратиков!» Внутри обозначьте тонкой красной
линией тысячу квадратиков (10 х 100) и объясните,
что 1’000’000 равен 1’000 х 1’000 квадратиков.

Деление

Деление — это умножение наоборот. Подобно тому, как, объясняя
принцип вычитания, вы повернули сложение «задом наперед», так в данном
случае «переворачиваете» умножение. Вы показываете ребенку деление типа

8 : 2 =

Сосчитай квадратики… получилось 8. Молодец! Видишь, они разделены
на две колонки. Теперь посчитай, сколько квадратиков содержит одна колонка: 4.
Очень хорошо! Итак, 8 : 2 = 4!

Если квадратиков больше, используйте бумагу в клеточку.

Объясните малышу, что здесь сохраняются те же принципы, что в сложении
и вычитании: при умножении самое большое число — это ответ, деление же
начинается с наибольшего числа.

Предложенная программа уже достаточно велика, чтобы обеспечить
равномерное развитие способностей вашего ребенка и в области чтения, и
в области математики. Разумеется, если вы хорошо разбираетесь в математике
и хотите обучить ваше чадо более сложным вещам, не отказывайте себе в этом.
Тем, кто хочет познакомиться с методическими указаниями, позволяющими двигаться
дальше, я могу рекомендовать книгу Энгельмана «Как обеспечить вашему ребенку
максимальное развитие умственных
способностей».
По-видимому, он считает,
что математика всего важнее для развития умственных способностей.
Треть его труда составляет программа очень продвинутого обучения математике.
Кстати, советы, которые я даю на этих страницах, в значительной степени
опираются на методы Энгельмана.

Метрическая система мер и время

Важно, чтобы вы познакомили ребенка с этими двумя категориями. Ваша
задача упростится, если он уже умеет называть числа подряд, складывать
и вычитать.

Для изучения метрической системы мер вам очень пригодятся сведения о
весе и росте членов вашей семьи.

Рост. Прикрепите к стене ленточку длиной в метр. Покажите
ребенку, какова длина метра, объясните разницу между метром и сантиметром.
Помогите малышу измерить кукол.

Вес. Дайте ребенку в руку предмет весом в килограмм. Потом
поставьте малыша на весы и покажите ему, что он весит столько-то раз по
килограмму! Проделайте то же самое с весом, равным 100 граммам. Помогите
ребенку взвесить его игрушки. Если у вас есть весы с гирями, он еще лучше
поймет, что такое вес.

Объем жидкости. Возьмите два мерных стакана. Научите ребенка
складывать 2 х 10 см3. Помогите ему налить воды в первый стакан
до нужной отметки, потом перелить ее в другой. Повторите операцию. В конечном
итоге уровень жидкости во втором стакане покажет результат сложения. Когда
ребенок освоится с мерными линейками, сделайте упражнение на вычитание.

Что касается определения времени, то лучше всего повесить
в комнате ребенка часы с арабскими цифрами и секундной стрелкой. Поместите
позади часов большой картонный круг и отметьте на нем минуты.

Прежде всего, объясните малышу, что часовая стрелка движется очень медленно:
за то время, что она проходит от одной цифры до другой, большая, минутная,
стрелка успевает сделать полный круг. А пока минутная стрелка движется
от одной цифры до другой, секундная стрелка успевает также пройти круг.
Разглядывая минутную и секундную стрелки, ребенок может сообразить, как
ведут себя минутная и часовая стрелки, ведь их взаимное движение слишком
медленно, чтобы он мог непосредственно его наблюдать.

Расскажите ребенку, что час состоит из 50 минут, а это соответствует
полному обороту минутной стрелки. Тут-то большой картонный круг с минутами
и сослужит вам службу. Считайте только отрезками по 5 минут (избегайте
точного указания времени типа 8 часов 12 минут или 10 часов 34 минуты).
Объясните, что маленькая стрелка показывает часы (цифры на циферблате часов),
а большая — минуты (цифры на картонном циферблате).

Когда ребенок все это усвоит, начертите крест посередине циферблата.
Он поможет понять, что, вместо того чтобы говорить «1 час 15 минут», можно
сказать «час с четвертью»; вместо «1 час 45 минут» — «час и три четверти».
Теперь можно научить малыша отсчитывать в обратном порядке минуты, которые
остаются до следующего часа. Напишите на картонном циферблате, который
вы поместите дальше от часов, чем циферблат с минутами, красным: -20, -1/4,
-5. Скажите ребенку, что минуты можно считать и в обратном порядке, и покажите,
как это делается (четверть второго, половина второго, без двадцати два
и т.д.). На последнем этапе расскажите, что можно считать минуты, находящиеся
внутри отрезков по пять минут.

Конечно, если в детской комнате будут висеть настоящие, а не нарисованные
часы, ребенку быстрее захочется понять тайну отсчета времени. Да и вам
будет удобнее объяснить их устройство. Не забудьте, что часы должны висеть
не слишком высоко и так, чтобы на них не отражались солнечные блики.

Как объяснить ребенку состав числа

Как объяснить ребенку состав числа

Ребенок вроде все понимает, но как объяснить ребенку состав числа для некоторых взрослых это проблема.

Родители редко задумываются над тем, каким образом ребенок учится считать. Чаще всего это происходит в играх и различных бытовых ситуациях. Даже младший дошкольник быстро усваивает, что у него было две машинки, а теперь ему подарили еще одну, и их стало три. Обратив на это внимание, вы дадите своему ребенку первые уроки по определению состава числа. Специально этому учить старшего дошкольника или младшего школьника нужно в том случае, если подобных ситуаций в их жизни было недостаточно.

Некоторые родители выучивают с детьми числовой ряд до 10 и обратно фактически наизусть. Часто он формируется спонтанно, в процессе игры и выполнения практических действий. Для правильного формирования числового ряда необходимо объяснить детям, что каждое число в числовом ряду больше предыдущего на 1. Другими словами, надо стараться отдифференцировать порядковые числительные (например, 5 в смысле «пятый по порядку в числовом ряду») от количественных числительных (например: 5 предметов).

Предлагаю игру «Как научить ребенка цифрам»

Надо приготовить:

— карточки на состав числа;

— много одинаковых игрушек и других мелких предметов;

— шашки или пуговицы одинаковой формы, но разного цвета.

Поиграем:

Как объяснить ребенку состав числа

На первом занятии используйте игрушки или предметы домашнего обихода. Это могут быть кубики, карандаши, чашки, ложки. Вид и размер роли не играют, предметы должны быть просто одинаковыми. Начните с числа 2. Попросите ребенка положить на стол 1 ложку и спросите, что нужно сделать, чтобы ложек стало 2. Старший дошкольник обычно знает ответ, более младшему ребенку можно подсказать. Из каких чисел можно сложить число 2? Если ребенок сразу не сообразит, задайте наводящий вопрос.

Повторите задание с другими предметами. Ребенок должен понять, что число 2 в любом случае состоит из двух единиц, вне зависимости от того, выкладывает он на стол ложки, камешки или кубики.

Когда ребенок станет отвечать уверенно, переходите к изучению числа 3. Его состав можно представить в трех вариантах. Можно выложить 3 ложки по одной, к двум прибавить одну или к одной — две. Раскладывать предметы можно по-разному. Если вы представляете число 3 состоящим из трех единиц, то камешки или ложки можно положить на разном расстоянии друг от друга и даже один камешек на другой. Представляя это же число как состоящие из пары предметов и одного, два положите вместе, а один — на некотором расстоянии.

Используйте для занятий шашки. Предложите своему ученику поставить на доску 4 одинаковых шашки. А если поставить 3 красных и 1 черную? Тоже получится 4 шашки. И если взять по две разного цвета, то их все равно будет четыре. То есть это число можно представить несколькими способами.

Обзаведитесь карточками на состав числа. Их можно купить или сделать. Они бывают нескольких типов, и лучше, чтобы они были двух видов. Разрезная карточка состоит из двух половинок. На одной изображен 1 предмет, на другой — 1, 2, 3 и больше точно таких же предметов. Половинки могут быть соединены знаком «+», но «плюс» можно сделать и отдельно. Второй комплект представляет собой набор картинок, на которых изображены эти же предметы одним множеством, без всякого разделения. Когда ребенок хорошо научится сопоставлять число и цифру, можно сделать такие же карточки с цифрами. Их может быть несколько комплектов, чтобы представлять каждое число в разных вариантах.

Проводите занятия регулярно. Покажите ребенку карточку, на которой изображено, скажем, 5 предметов. Предложите подобрать картинки так, чтобы на всех вместе тоже было столько же яблок или кружочков. Периодически меняйтесь ролями. Пусть ребенок тоже дает вам задания, а вы его старательно выполняйте. Иногда делайте ошибки, ваш ученик должен научиться контролировать ваши действия.

Аналогичные задания поводите и с цифрами. Покажите, например, число 9 и точно так же, как в предыдущем случае, предложите найти несколько вариантов его состава. Объясните ребенку, что чем больше число — тем больше возможностей его составить.

Практически важно, чтобы ребенок умел считать от заданного числа до заданного в прямом и обратном порядке (от 3 до 9, от 12 до 4), знал место каждого числа в числовом ряду. Необходимо объяснить ребенку образование чисел второго десятка, так как ребенку бывает легче понять структуру числа 21, чем 12. При работе с числовым рядом желательно обратить внимание ребенка на соседние числа, так как, отнимая от одного большого числа другое (от 20-19), дошкольники часто ожидают получить также большое число. Только тщательно изучив числовой ряд, сравнив соседние числа и поняв двойственность числовых обозначений (порядок и количество), они способны сделать правильный вывод.

При работе с числовым рядом следует более подробно остановиться на втором десятке, объяснить ребенку принципы образования двузначных чисел и ввести ребенка в основы позиционной десятичной системы счисления. Если у ребенка возникают большие затруднения в овладении числовым рядом до 100 (тем более у детей, начинающих обучение с 6 лет), то следует ограничиться до школы ориентировкой в двух десятках.

Как объяснить ребенку состав числа? Простейшие вычислительные операции в пределах одного десятка складываются у детей 6-7 лет либо спонтанно, в процессе игровой и практической деятельности, либо на занятиях в детском саду. Их основной прием, как правило, состоит в присчитывании или отсчитывании по 1, реже — по 2. Но устный счет, которому придается большое значение в начальной школе, основан на групповом счете, т. е. на знании состава числа.

Ознакомить ребенка с понятием «состав числа» можно на наглядном примере. Для начала лучше взять небольшое число — 3 или 4. Ребенку предлагают, например, разложить 3 палочки на 2 кучки. Очень скоро ребенок убедится, что возможны только два варианта: 1 и 2 или 2 и 1. Это и есть модель понятия «состав числа», т. е., чтобы получить число 3, надо к 1 прибавить 2 или к 2 прибавить 1 (вариант 1+1+1 дети знают, так как решают его присчетом по 1). То же упражнение проделывается и с другими числами. Дети воспринимают эти занятия как веселую игру и подготавливаются к освоению состава числа в школе.

Эффективные методики

Объяснять состав числа 10 нужно постепенно, разделив обучение на несколько логичных блоков. На первых занятиях следует уделить внимание цифрам 2 и 3, их взаимоотношениям и возможным комбинациям. Далее можно переходить к занятиям с наглядными карточками и уже после подключать числовые домики.

Занятие 1: осваиваем цифры 3, 2, 1

Возьмите любимые игрушки и вещи малыша (кубики, куклы, машинки). Начните упражнение с разбора числа 2 и покажите ребенку, какими способами его можно получить:

  • Положите на стол перед малышом один предмет и попросите ребенка сделать так, чтобы их стало два. Обычно ему не сложно догадаться, как справиться с заданием. Если потребуется, дайте подсказку.
  • Объясните малышу, что 2 является числом, состоящим всегда из пары единиц.
  • Попросите ребенка выложить на стол по 2 понравившихся предмета.
  • Когда двойка будет закреплена, переходите к изучению тройки. Расскажите ребенку, что если к 2 добавить 1 – получится 3. Положите перед ним две монетки и рядом еще одну. Малыш должен усвоить, что нет никакой разницы между 3 монетами вместе, 2 с 1 или 1 с 2.

Постепенно усложняйте задание. Четверку получить в игровой форме так же просто, как и тройку. Здесь могут помочь шахматы или шашки. Предложите ребенку выбрать 2 фигуры одного цвета (белый), а затем повторить задание. Спросите: сколько шахмат останется, если 1 светлую заменить на 1 темную? А что будет, если объединить 2 черные и 2 белые фигуры? В конце он должен понять, что получить число 4 можно при каждом возможном варианте перестановки.

Переходить к следующему блоку заданий стоит тогда, когда малыш поймет, что все эти действия приведут к результату известному заранее:

  • 2 — это 1 + 1, 2 + 0;
  • 3 — это 2 + 1, 1 + 2, 3 + 0;
  • 4 — это 1 + 3, 2 + 2, 3 + 1, 4 + 0.

По такому же принципу объясните оставшиеся числа до 10.

Задание 2: числовые карточки

На этом этапе ребенок уже должен уяснить, что складывая разные цифры, можно получить любой результат. Но когда следует узнать состав определенного числа, нужно идти от обратного – от заранее выясненного ответа. Вам необходимо вместе с ним разобрать все пары слагаемых, приводящих к единому результату. Для этого отлично подойдут числовые карточки. Вариантов обучения несколько:

  • Нарисуйте на карточках, например, 5 бабочек и предложите ребенку собрать нужное количество из предложенных заготовок.
  • Предложите ему несколько раз самостоятельно собрать комбинации, при которых их сумма в итоге будет равняться 5.
  • Попросите ребенка объяснить вам, как получить какое-либо число. Допускайте ошибки, малышам придется задействовать все свои способности чтобы их вычислить.

Приступать к последнему блоку заданий следует тогда, когда чадо сможет подбирать все варианты состава указанного числа.

Задание 3: числовые домики

Арифметические домики отлично помогают окончательно понять и закрепить в знаниях ребенка понятие о составе любого числа, а также развить навык устного счета.

Дом для чисел представляет собой здание, имеющее крышу и несколько этажей с квартирами в два ряда. Высота сооружения зависит от числа, к которому нужно подобрать все возможные комбинации цифр. Чтобы объяснить ребенку состав числа 2, достаточно нарисовать дом с двумя этажами (0+2, 1+1) и так далее.

Заготовки домиков можно найти в учебниках по математике или же изготовить самостоятельно из картона.

Как построить ход занятия:

  • Положите на стол пустой дом, разместив в его крыше карточку с числом от 2 до 10 (пусть будет 6).
  • Объясните ребенку, что на каждом уровне в квартирах находится столько людей, сколько написано на крыше.
  • Поставьте условие: на первом этаже в 1 квартире живет всего один человек. Малышу нужно подумать и определить, сколько жильцов живет в квартире номер 2 (правильный ответ – 5).
  • Теперь, когда алгоритм решения задачи ясен, попросите ребенка заселить все оставшиеся квартиры, меняя начальное количество жильцов на каждом новом этаже. В итоге на 2-м этаже будет 2 и 4 жильца, на 3-м – 3 и 3, на 4-м – 0 и 6. Таким образом, малыш сможет освоить все существующие комбинации цифр.

Небольшой лайфхак: расскажите, что любое число всегда состоит из 1 и предыдущей цифры по порядку. Так, если требуется выяснить состав числа 7, сразу готов первый ответ: 7 – это 1 и 6.

Когда все пары цифр и состав 10 будут освоены, можно усложнять задания.

Изучение второго десятка

Если вам удалось объяснить ребенку, что такое математический состав числа, то следует перейти к одному из самых сложных моментов – работе с десятками. Малыш обязательно спросит, почему 6+5=11, из-за чего оно так называется и записывается. В первую очередь расскажите, что для удобства большие числа считают десятками. Например, 6 и 4 – это один десяток. Поскольку в задаче требовалось прибавить 5, а 4 мы уже добавили, то не хватает всего единички. Поэтому выходит:

  • 6+5 – это 6+4 и еще 1;
  • 6+4=10;
  • последнюю единицу записываем вместо 0, получается 11.

Сначала ребенку ничего не будет понятно, но спустя время он усвоит основный принцип работы с десятками. Облегчить задачку можно с помощью наглядного упражнения:

  • попросите отсчитать 10 конфет и сложить в одну миску;
  • теперь нужно отложить еще 7 лакомств в другую емкость;
  • под каждой миской следует разместить карточку с изображением числа, соответствующему количеству конфет;
  • попросите малыша сложить все вместе и сказать, сколько конфет получилось;
  • для большего понимания объясните, что 10 в двузначном счете обозначают 1;
  • правильный вариант: ребенок пишет единицу и 7 рядом, что означает 17.

Подобные примеры можно проводить и с большим количеством предметов. Например, дошкольник должен знать, что 32 – это 3 десятка плюс еще 2 единицы.

Как помочь ребенку?

Числа от 2 до 10 в повседневной жизни встречаются очень часто, а обучение счету – во многом креативный процесс. Помочь с освоением цифр просто даже без покупки специальных приспособлений:

  • Малышу нравится спорт? Подсчитывайте с ним количество забитых мячей в ворота.
  • Ребенок любит природу? Разглядывайте деревья на лужайке, сравнивайте, с какой стороны их больше, а с какой меньше.
  • Чадо постоянно что-то рисует? Предложите ему изобразить определенное количество предметов на листе. Увлекается лепкой? Попросите смастерить фигурку с 3 лапами, 2 хвостами и 1 ухом.
  • Хитрите. В течение дня спрашивайте у малыша «если я возьму у тебя одно печенье, то сколько у тебя останется?» и подобное.

В комфортной игровой атмосфере ребенок быстро разберется с составом всех чисел и будет считать 1 2 3 4 5 и до десятка правильно.

Если вашему малышу плохо дается устный счет, то можно предположить проблемы с мышлением, вниманием или недостатком концентрации. Направить энергию в нужное русло позволят игры от BrainApps. Сервис предлагает свыше 100 тренажеров, позволяющих развивать и совершенствовать интеллектуальные способности. Зарегистрировавшись на сайте, выберите необходимую категорию игр:

  • Для улучшения памяти. Тренажеры типа «Числовой охват», «Запоминай и прокликай» и «Найди пару» разовьют объем памяти, улучшат ее точность и усовершенствуют объем внимания.
  • Для развития мышления. Игры «Фруктовая математика», «Сравнение цифр по памяти» и «Перемещения» улучшат зрительную и пространственную память, разовьют логику и научат ребенка быстро находить ответы на поставленные вопросы.
  • Для совершенствования внимания. Тренажеры «Найди фигуру», «Космос» и «Концентрация» помогут малышу лучше концентрироваться и направлять внимание в нужное русло.

Совместные игры с дошкольником онлайн – не только увлекательное, но и полезное хобби. Чадо сможет развиваться, достигать поставленных целей и соревноваться с вами или сверстниками. Все, что нужно – подключение к сети и свободное время.

Рекомендации родителям

Понимая важность объяснения состава чисел, старайтесь придерживаться предложенных рекомендаций, которые помогут дошколенку спокойно освоить и запомнить новую информацию:

  • У всех бывают кризисы, но нужно помнить, что это временное явление.
  • Давайте больше свободы. Часто требования родителей не соответствуют возможностям малыша. Подумайте, все ли ваши запреты обоснованы.
  • Учитывайте детское мнение. Нужно четко понимать, что у дошкольника есть собственное мнение и суждения. Постарайтесь их принять.
  • Заставлять малоэффективно. Назидание и приказной тон во время занятий не дадут положительного эффекта. Если малышу не хочется учить числа и примеры с цифрами 1 2 3 кажутся ему страшными, узнайте, в чем причина. Объясните, зачем и почему нужно учиться.
  • Терпение и оптимизм – ваши лучшие спутники. Хорошее настроение, атмосфера любви, поддержки и взаимопонимания направляют стремления в нужное русло.

Также рекомендуется придерживаться стратегии позитивного оценивания малыша:

  • Демонстрируйте свое доброжелательное отношение.
  • Совместно находите и анализируйте ошибки.
  • Обсуждайте варианты и способы устранения ошибок вместе.
  • Поддерживайте и выражайте уверенность в том, что у него обязательно все получится.

Не забывайте закреплять результаты и включать в программу обучения развивающие мультфильмы и другие видео.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *