Какой меч лучше?

Какой меч лучше?

May. 30th, 2007 08:25 pm Меч Гатса тип 1

Для тех, кто в танке: просто на форуме народ которую неделю гадает, сколько же весил меч Гатса. Тот, с которым он отжигал в Банде Ястреба. Условно обзовем его «тип 1», хотя это не совсем корректно, Гатс отдавал его несколько раз в перековку с целью утяжеления. Но, поскольку основные определяющие признаки остаются неизменными, будем говорить, как большие.
Некоторые наиболее отважные говорят сразу о центнере. Ну, Дрэгонслейер, пожалуй, может и поболе вытянуть. Но вот насчет типа 1 — сильно сомневаюсь. Более осторожные предлагают ставку в 45-50 кило, впрочем, физика с арифметикой и здесь пасуют. Сам Гатс заикается про «вчетверо», но и ему веры нет, — поди, уж забыл давно, сколько весит «обычный клинок», а для тех, кто боевую сталь в руках не держал, его слова, что ветра посвист.
Короче, будем разбираться…

Итак…

Меч.

Длина клинка – от плеча до земли, при подвесе наискось заканчивается чуть ниже икроножных мышц, см. том 06 стр. 74, 87. Рукоять добавляет еще сантиметров 30-35, но при ее умеренной толщине – около трех сантиметров в диаметре — указанное колебание массы незначительное.

Геометрия лезвия – переменного сечение, сужающееся к острию. Сужение равномерное. Ширина лезвия – уже ладони, см. том 06 стр. 119, где оно показано переудлиненным по сравнению с большинством кадров. Дол широкий, не менее трети ширины лезвия.

Толщина лезвия умеренная, — см. том 08 стр. 04.

Ширина гарды – около двух пальцев, длина – около восьми, толщина – снова около двух.

Допущения.

Если принимать во внимание, что Гатс в рассматриваемый период (около 18 лет) был уже выше среднего роста, принимаем расчетные данные для роста 190см, откуда длина лезвия клинка около 160см. Усредненная ширина лезвия принимается порядка 9см (примерно 10см у гарды, равномерное сужение примерно до 8см у перехода в колющее острие).

Усредненная толщина лезвия по долу принимается 5мм, по ребрам дола – 15мм. Принимается упрощение модели сечения лезвия: постоянное прямоугольное сечение 5х90мм для центрального ядра, и дол с каждой стороны лезвия в виде двух пар треугольников высотой 5мм, основанием 30 и 15мм (кто не понял, может вычертить на миллиметровке получившийся брусок – не зря Гатс говорит, что он не очень острый, но зато весьма тяжелый).

Потеря массы на колющем острие не учитывается, потеря массы на заточку рубящих кромок не учитывается, потеря массы на кривизну сечения дола не учитывается. Т.о. расчетные данные заведомо превышают фактическую массу меча тех же размеров.

Рукоять – цилиндрическая, длиной 30см и диаметром 3см. Навершие – ориентировочно 4х5х6см. Гарда – так же ориентировочно 4х4х16см.

Собственно расчет.

Основная масса – в лезвии. Центральное ядро = 1,6 х 0,09 х 0,005м = 0,00072кубометра.

В сумме лезвие = 0,00072 + 0,00072 = 0,00144кубометра стали.

А кубометр стали, как известно, в среднем из курса физики 7800кг.

То есть масса лезвия = 0,00144 х 7800 = 11,232кг, причем заведомо грубо.

Ну, для круглого счета…

Рукоять = PI х 0,015 х 0,015 х 0,3 = 0,000212кубометра.

Навершие = 0,04 х 0,05 х 0,06 = 0,00012кубометра.

Гарда = 0,04 х 0,04 х 0,16 = 0,000256кубометра.

Весь эфес = 7800 х ( 0,000212 + 0,000120 + 0,000256 ) = 7800 х 0,000588 = 4,586кг тех же самых навскидку.

Т.о, при первом приблизительном расчете, дающем заведомо завышенный результат, меч Гатса не вытягивает и на 16кг, причем наиболее грубо рассчитанное лезвие составляет чуть не три четверти общей массы меча.

Т.о., даже грубый расчет показывает, что меч Гатса тип 1, с которым он рубился в Банде Ястреба, весит никак не более 16кг, а, скорее всего, килограмма на 3-4 меньше за счет сужения и утоньшения лезвия к острию. Так, уменьшение СРЕДНЕЙ толщины лезвия до 4мм по ядру и 12мм по ребрам дола дает при тех же исходных данных массу лезвия 8,985кг и всего меча около 13,5кг – более правдоподобный результат, хотя и в этом случае Гатс скромничает, говоря, что его убоище всего лишь вчетверо тяжелее обычных мечей. В 5-6 раз, и минимум вчетверо переплевывает полутораручник.

А вот чтобы этот клинок весил 45-50кг, надо очень постараться. Ибо длина лезвия определена достоверно, и набирать объем остается либо за счет неимоверной толщины, – втрое толще! почти не плющеный лом!!! – либо ширины и толщины лезвия одновременно. Вот только в этом случае лезвие должно быть в 1,7 раза шире и почти во столько же толще – результат, резко бросающийся в глаза, и приближающийся по пропорциям уж скорее к Дрэгонслейеру.

Ну, или как вариант – ковать из обедненного урана, ибо ни чудеса упрочнения стали при ковке, ни вольфрам со стабиллоем не дадут ТРЕХ- или ЧЕТЫРЕХКРАТНОГО увеличения физической плотности металла. Да и в уране я уже не уверен.

Так что, при всей грубости расчетов, полагаю, что геометрия меча в первом приближении определена без ошибок, а потому расчет пусть и приблизительный, но корректный, и дальнейшие споры о массе меча Гатса поры его юности можно заканчивать. Перевес процентов на двадцать и недовес в три раза – это две ОЧЕНЬ больших разницы.

Недавно Darksiders 3 и ее главная героиня Гнев добралась своим металлическим кнутом до наших игровых платформ. Кнут, к слову довольно неплохое и грациозное оружие, однако он все равно не сравнится со старым добрым, большим мечем, с помощью которого можно разносит толпы врагов всех пород. Сегодня мы собрали самые острые и крутые мечи из видеоигр.

Пожиратель хаоса – Darksiders

А начнем мы наш топ лучших мечей из игры с оружия младшего брата Гнева. Был такой ничем не примечательный меч, у самого обычного всадника апокалипсиса Войны под названием Пожиратель хаоса. Как оказалось, голод – это не только человеческий порок, ведь этот меч пожирал любую жизненную энергию, к которой прикасался. И вот, спустя время он поднабрал весу и перестал быть прост обычным мечем. Самое главное, что ни меч, ни его хозяин не хотят останавливаться, и готовы рубить всех, кто считает что им двоим нужна принудительная липоскакция.

Darksiders

Испепелитель – World of Warcraft

Когда-то этот меч из WoW был обычным мусором. Его создал король дворфов, который выковал меч из выкинутого кем-то магического артефакта и поместил туда огненную руну. В итоге он прошел чрез многих хозяев и на сегодня стал одним из самых опасных мечей против нежити, который в буквальном смысле испепеляет начесть, превращая ее в обугленную куч остатков и косточек. Поэтому, побегите в ближайший пункт сдачи и приема металла, кто знает, может там завалялось, что-то интересное.

World of Warcraft

Высокочастотный меч – Metal Gear Rising: Revengeance

Этот меч – просто настоящая мечта для повара, ведь им можно прекрасно шинковать фрукты, овощи, а также толпы врагов на мельчайшие кусочки, что и делает главный герой игры Райден. Благодаря тому, что в нем сила переменного тока усилена резонансом на очень высоких частотах, это делает его настолько острым, что при надлежащем умении им можно на лету разрезать шрапнель, а также цельнометаллические пули с сердцевиной. Воистину, очень технологическое и крутое оружие их видеоигр.

Metal Gear Rising: Revengeance

4. Master Sword – The Legend of Zelda

Если ты не знаешь, что такое слава, мировая известность, то ты точно не конкурент мечу Линка из The Legend of Zelda. Сегодня он является символом серии, а также самым известным оружием в мире видеоигры в принципе. Кроме стильного внешнего вида с инкрустированной драгоценными камнями рукоятью, меч имеет еще и силу бороться со злом. Он создан богами именно с этой цель – уничтожить самое темно зло. Кроме того, он может снимать магические барьеры, отбивать заклятия, а также призывать божественную силу на помощь.

The Legend of Zelda

Мятежник – Devil May Cry

В отличии от нашего прошло божественного меча – этот является демоническим порождением, которым по иронии всеми любимый нефелим Данте уничтожает демонических тварей. В умелых руках он способен не только молниеносно пронзать врагов, а также под стать своему хозяину он способен преображаться в демоническую алебарду или ангельскую косу. В общем, красивая и очень многофункциональная штука.

Devil May Cry

Soul Egde — Soulcalibur

Этот двойственный меч обладает своим собственным сознанием и даже способен воскрешать из мертвых прошлых владельцев. Проклятое оружие, благодаря которому пират Серванте 25 лет терроризировал весь мир. Его особенность в том, что он дает силу бороться со злом тем, кто хочет стать героем и страшную мощь злодеем. Также известно, что все кто его ищет – обречен на несчастье.

Soulcalibur

Бастер меч – Final Fantasy

Его длинна шесть футов, а ширина один фут, с ним ты будешь выглядеть неимоверно круто и сможешь победить любу цель. В мире Final Fantasy конечно. Но если посмотреть на него реалистично – он большой, громоздкий, неуклюжий, а кроме того куплен в долг, да еще и за чужие деньги. В общем, крутой вид это хорошо, но если бы у меня был такой меч, думаю, он бы пылился на чердаке.

Final Fantasy

Небесный меч – Heavenly Sword

В этом мече скопилась невероятная энергия, которая когда-то воскресила одного темного рыцаря. Все охотятся за этим мечем, но он достался молодой девушке, которая научилась настолько грациозно его использовать, что загнала им этого самого рыцаря обратно туда, откуда он вылез.

Heavenly Sword

Энергетический меч – Halo

Давайте назовем это устройство как-то по-умному – » портативное зарядное устройство на основе энергетического меча Ковенанта», сокращено ПЗУНОЭМК – легко запомнить, правда? А если серьезно – это сгусток чистой плазмы, которую мастер Чиф отнял у пришельцев, способный разрезать что угодно(ну кроме могущественных текстур конечно) как меч джедаев. Это оружие из Хало по праву можно назвать одним из лучших в списке топового оружия из игр.

Halo

Похититель душ –Blood Omen: Legacy of Kain

Когда-то этот меч создавался, никто даже и подумать не мог, что от него будет зависеть судьба планеты ведь он станет на ней мощнейшим артефактом(типичная история в мире видеоигр). Похититель душ обладает силами элементов и может использовать каждую из них. Также он наделят могуществом того, кто его носит, жаль только он понемногу поедает душу носителя, но это ничего.

Blood Omen: Legacy of Kain

Эбонитовый клинок – The Elder Scrolls V: Skyrim

Это древний даэдрический артефакт, созданный принцессой Дайдра Мефалой одно из самых мощных оружий, которое появляется в каждой части серии свитков. «Меч не может быть более злым, чем тот, кто его носит»– гласит придание, и не спрост,а ведь клинок является порождением темных сил. Он дает тебе силу, но когда ты атакуешь им часть урона возвращается. Таким образом пока ты убиваешь клинком – он убивает тебя.

Для начала возьмите меч в руку, поднимите его вверх на вытянутой руке, оцените вес. Он не должен быть неподъемным или заваливаться в разные стороны, но тяжесть должна ощущаться постоянно. Как только в процессе занятий вам покажется, что клинок облегчился, сразу же замените его более массивным. А когда поймете основные принципы работы с мечом, для тренировок выбирайте максимально тяжелый. Пусть вы будете уставать уже через три минуты, но тяжесть скоро уляжется, а рука будет всегда крепко держать любое холодное оружие.

Не забудьте сделать небольшую разминку для рук, для этого возьмите в обе руки по мечу и просто помашите ими из стороны в сторону — как ножницы. Через некоторое время попросите напарника побросать в вашу сторону небольшие ветки, а вы этими «ножницами» их отбивайте. Очень важно выучить такое упражнение как «восьмерка»: для этого просто поводите перед собой руку, как бы описывая данную цифру (вертикальную — «8» и горизонтальную — ∞); когда более-менее привыкнете, возьмите в руку меч — и запомните, что в этом упражнении первостепенно должно работать плечо, а не предплечье, и тем более не кисть. Неплохо перед упражнениями несколько раз отжаться или подтянуться, можно пройтись на руках. Чрезвычайно важно размять запястье, поскольку, как показывает практика, оно травмируется чаще всего.

Дальше следует начать отрабатывать удары. Лучше всего для этого подойдет «балда» — блок автомобильных покрышек (внешне он будет похож на большую боксерскую грушу и вешать его надо на таком же расстоянии от земли). Примите правильное положение: ноги чуть согнуты, вытянутую руку с мечом поднять на 45 градусов, затем согнуть в локте под прямым углом. С этого положения наносите удары по балде, пока не устанете. Можно задачу усложнить и передвигаться вокруг цели в разных направлениях. Очень эффективно проходит тренировка с балдой, когда с другой стороны удары наносит другой человек.

Следующая ступень тренировки — удары связки. Для этого лучше всего подобрать напарника, но в крайнем случае подойдет балда или дерево. Связка — это закольцованный порядок нанесения определенных ударов. Например, сначала вы наносите направленный удар сверху вниз, а ваш оппонент ставит блок, затем он бьёт, а вы защищаетесь — и так не прерываясь, увеличивая скорость и силу ударов. Связки могут быть разные, это зависит от вашей фантазии и возможностей. Просто проводите удары с разных сторон, а напарник будет их отражать (не забывайте, что движения должны повторяться от круга в круг).

Вот и настал час самого боя. Это самое важное во всей тренировке — здесь вы получаете возможность как можно лучше выработать реакцию на неожиданные удары; развить силу, ловкость, дыхание; научиться улавливать мимолетные предпосылки движений вражеского удара; отточить свою технику владения мечом, убирая лишние движения. Стремитесь и не бойтесь участвовать в сражениях с более сильным противником — сначала будет трудно, но зато ваше обучение будет идти гораздо эффективнее. В бою есть свои нюансы:

1.Следите за ногами — очень важно в них не путаться и вовремя занять удобную позицию относительно противника, чтобы можно было удобнее размахнуть руками, ослабить напряжение, а главное, быстро изменить положение при атаке, отражении удара или отступлении.

2. Больше двигайтесь. Прыгайте, приседайте, где есть возможность (даже падайте и кувыркайтесь), обходите противника с разных сторон, быстрее меняйте положение меча. Вымотайте и запутайте соперника, но главное — не выдохнитесь сами.

3. Используйте обманные движения — замахнитесь в одном направлении, а ударьте в другом, «сыграйте» искусственное падение.

4.Смотрите не на клинок или руки соперника, а ловите его взгляд. Только его глаза покажут, что он хочет сделать в данный момент. Но, тем не менее, оружие противника не должно выходить из вашего поля зрения, чтобы вы знали, куда вести свой меч.

5. При схватке с несколькими противниками вы должны знать (чувствовать затылком, можно сказать), что у вас происходит за спиной. Ведь «на войне как на войне» — атака сзади не запрещена.

Вот то основное, что надо знать человеку, задумавшему начать тренироваться с мечом. Это очень красивое, оригинальное и полезное занятие, но никогда не забывайте о своей безопасности — используйте защиту и следите за своим состоянием; своевременный отдых будет только полезен. Берегите себя, удачи в бою!

Теги: меч, бой, подготовка, тренировка

Искусство владения Катана

Катана применялась преимущественно как режущее оружие, иногда как колющее, допускающее как двуручный, так и одноручный хваты. Старейшие школы искусства владения мечом катаной берут своё начало в XV—XVI веках.

Главная идея японского искусства владения мечом (кэндзюцу) и основывающихся на нём техник (например иайдо) заключается в том, что продольная ось меча во время атаки должна идти к цели не под прямым углом, а вдоль своей плоскости, нанося режущие удары. Поэтому здесь уместнее говорить не об ударах — в том виде, в каком они свойственны западным техникам меча, — а о разрезах. Именно поэтому клинки имеют изогнутую форму.

Знаменитый японский мастер меча Миямото Мусаси написал книгу «Горин но сё» («Книга пяти колец»), в которой он раскрывает свою технику двух мечей (нитэн-рю) и в эзотерическом ракурсе объясняет её. Работа с катаной и вакидзаси похожа на приёмы эскримы (современное название — Arnis de mano). Кэндзюцу, практическое искусство фехтования мечом, переродилось в современный вид — гэндай будо. Искусство внезапной атаки и контратаки называется иайдо и является медитативной разновидностью боя, который ведется с воображаемым противником. Кэндо — искусство фехтования бамбуковым мечом (синай), при котором обязательно ношение комплекта защиты, аналогичного фехтовальному европейскому и состоящего из шлема с решёткой, закрывающей лицо, и доспехов. Данный вид фехтования на мечах, в зависимости от конкретного стиля (рю), может практиковаться как спортивная дисциплина.

В Японии до сих пор действуют многочисленные традиционные фехтовальные школы, которым удалось выжить после всеобщего запрета императора Мэйдзи на ношение мечей. Самыми известными являются Касима Синто Рю, Касима Син Рю и Катори Синто Рю.

Катана в средствах массовой информации (СМИ)

Со второй половины XX века романтизация Средневековья, Дальнего и Ближнего Востока и в особенности японской культуры стала набирать бешенную популярность. Контакт с японской культурой на Западе происходит главным образом через аниме, мангу и японский кинематограф; тем самым киношные самурайские поединки и дуэли героев аниме являются основным фундаментом представлений европейцев о Японии, которые воспринимаются часто вообще без всякой критики. В наше время заметна тенденция романтизации японского кузнечного искусства, которая значительно отразилась в научно-популярных документациях, выпускаемых National Geographic, Discovery Channel, History Channel, а так же и в российском популярном формате «Военное Дело».

Известнее всего мнение, которое поддерживается многими специалистами-популяризаторами, которое гласит, будто бы японский меч — абсолютная вершина кузнечного искусства во всей истории человечества. Данное мнение, всё же, не выдерживает никакой археологической, исторической и металлографической критики. Составные японские клинки на самом деле не представляют собой ничего «необычного» или «исключительного», так как археологами обнаружены кельтские клинки V века до н. э. (то есть почти на тысячу лет старше японских), состоящие из разных целенаправленно сваренных сортов стали. Исследования римских гладиусов и римско-германских спат выявили сложные сварные структуры и селективную закалку многих мечей. Например, отдельные римские гладиусы не только оказались селективно закаленными, но и показали твёрдость лезвия до 60 единиц по шкале Роквелла. В особенности сварные клинки раннего Средневековья сделаны на очень высоком уровне мастерства. Это доказывают в первую очередь работы Штефана Медера, который в рамках специального проекта совместно с японскими полировальщиками высших рангов отполировал европейские раннесредневековые клинки (два скрамасакса и одну сварную спату) по японскому методу. Результаты однозначно показывают, что даже скрамасаксы германцев состояли из отлично рафинированной стали, сложенной и прокованной ничуть не меньше, чем японские стальные клинки. Также были обнаружены селективная закалка и как минимум два сорта стали. Это доказывает, что составные клинки из различных сортов стали, методы рафинации и селективная закалка никогда не были чем-то исключительно японским. Ближневосточные и центральноазиатские кузнецы владели всеми этими методами в той же мере, что и их европейские и японские коллеги. Мечи и ножи такого же качества, как и японские, делались в Европе со времён Римской Империи, то есть в то время, когда в Японии только начиналось развитие местной технологии сыродутной печи. С исторической и металлографической точки зрения превосходство японского меча над всеми другими недоказано и является продуктом западной популярной культуры XX века.

Свойства материала

Часто упоминается, что как будто из-за мягкого обуха (сердцевины) и очень твёрдой режущей кромки японские мечи почти не подвержены разрушению и режут с одинаковой эффективностью твёрдую сталь и органические материалы. На самом деле данное мнение появилось под влиянием аниме и романтической интерпретации японских легенд. С точки зрения физики термообработанная сталь в 45-60 единиц Роквелла не может быть разрезана (а не просто сломана) точно такой же сталью. Железо как материал не сравнимо со сталью, поэтому популярные шоу, где катаной рубили мягкие жестяные листы толщиной в полмиллиметра, не являются доказательством. Также полностью отсутствуют исторические источники, подтверждающие способность каких бы то ни было мечей «резать как масло» стальные пластины от 1 мм и выше 30 единиц Роквелла, поэтому данные мнения рассматриваются как чистый продукт кинематографа, фэнтези и романтической литературы. Вместе с этим существует ряд европейских и японских историческо-литературных источников, сообщающих о погнутых, иззубренных и сломанных мечах. Мягкий обух катаны разрешает ей сравнительно легко гнуться в случае «перенапряжения», ибо таким образом ферритная сердцевина амортизирует внутренние напряжения и очень твёрдая мартенситная кромка катаны останется неповреждённой, что и требовалось от японского меча. Этим и объясняются изгибы и зазубрины на оригиналах японских мечей. Существуют также сообщения о использовании меча против твёрдых металлических вещей с плачевными последствиями для клинка. Вышеуказанные свойства катаны (способность гнуться, но не ломаться) являются источником мифа о её «неразрушимости». Сцены из фильмов, аниме и многочисленных компьютерных игр, где герои одним ударом разрезают камни, пластинчатые доспехи и твёрдые металлические предметы без видимого сопротивления материала, являются фантазией, что на фоне пределов прочности железа, камня и стали фундаментально противоречит физике.

Феноменальная острота как исключительное свойство японского меча часто встречается в популярных изданиях о катане. Это свойство чаще всего объясняется чрезвычайно высокой твёрдостью режущей кромки катаны (согласно Х. Танимура 60-65 HRC японской катаны против 50-58 HRC европейских мечей). Здесь ошибка появляется из-за перепутывания остроты и стабильности заточки. Катана может сравнительно долго держать заточку, но не является «самозатачивающейся» — этот миф возник главным образом из-за ошибочного приписывания катане свойств тиглевого булата с карбидными микрозазубринами и недавно обнаруженными микроструктурами. В результате способность меча «резать сталь как масло» или «рассекать в воздухе шёлковые платки» исторически недоказуема. Так часто цитируемая «одновременная твёрдость и упругость» являются не комбинацией взаимоисключающих свойств, а компромиссом в рамках законов физики.

Фехтование и сфера применения

Довольно часто искусство владения японской катаной кэндзюцу (одна из самых древних школ которого Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю), не отличают, а порой и смешивают с современными видами спорта как кэндо или айкидо, тем самым ошибочно называя, например, кэндо как «древнее боевое искусство». Это происходит главным образом из самурайских фильмов, голливудских экранизаций и (что типично для детей и подростков) таких аниме-сериалов как «Блич» или «Бродяга Кэнсин». Благодаря до сих пор весьма живучим популярным мифам о европейском оружии, исходящим из XVIII и XIX веков, очень распространено мнение, что японская катана превосходит все другие виды меча по скорости и точности благодаря своему якобы малому весу и малой толщине лезвия. Это утверждение само по себе неверно, если принять во внимание, что среднестатистическая катана так же, как и европейский боевой меч (типов X—XIV по классификации Еварта Окшотта), весила 1100—1200 граммов. Существуют сохранившиеся экземпляры сабли (0,9—1,1 кг), рапиры (до 1,4 кг), шашки и римско-германской спаты (0,6—1,2 кг), они весят меньше восьмисот грамм. Тем самым катана обладает скорее средним, чем малым весом.

Толщина японского клинка колеблется в среднем от 6 до 9 мм и, как правило, почти не убывает по направлению к острию, что характерно для клинка сабельного типа. Европейские же мечи имеют у гарды в среднем 4-8 мм, которые плавно убывают до 2 мм у острия. Тем самым европейские мечи фактически являются более тонкими, чем японские, что однако исторически не отображается в виде необычных рубящих достоинств. С точки зрения физики, острота и стабильность лезвия зависят от его геометрии, которая, в принципе, зависит от толщины лезвия лишь косвенно. Двуручный хват слабо искривлённого клинка длиной между 70 и 80 см также имеет в других частях света свои аналоги (к примеру немецкий гросс-мессер). Тем самым доказательств того, что катана в какой-то мере более быстра или совершенна, с логической точки зрения нет. Аргументы вроде исторического отсутствия полноценных боевых искусств и качественных мечей у других народов вне японо-китайской культуры не берутся во внимание, так как с научной точки зрения не соответствуют археологическим и историческим фактам.

Существуют популярные заблуждения, которые идут также в обратную сторону: часто озвучивается мнение, что катана — исключительно режущее оружие для дуэлей бездоспешных воинов. Это вызвано тем, что сегодня подавляющее большинство аутентичных клинков, произведённых заслуженными мастерами Японии, предназначаются для коллекций или спорта вроде «Тамэсигири» или «Иайдо». Японские мечи, произведённые до периода Эдо («Ко-То» — «старые мечи»), однако очень разнообразны в отношении геометрии лезвия, искривления, центра тяжести, веса и пр. при одновременном сохранении концепта нихон-то на протяжении веков. Эти мечи были отлично приспособлены для поражения традиционных японских доспехов и имели для этого, как правило, требуемую упругость клинка и геометрию режущей кромки. Катана, какой её показывают в СМИ (довольно мягкая сердцевина и очень острая твёрдая режущая кромка), появилась только в период Эдо. Таким образом, японские мечи являются исторически мультифункциональными и не ограничивались только рубкой бездоспешных противников. В СМИ почти всегда опускается факт, что фехтовальная катана, какой мы её знаем сегодня возникла только в XVII веке из утигатана, которая в XV веке произошла из тати. Боевые мечи до периода Сэнгоку и Эдо не являлись фехтовальной катаной как таковой и не были использованы соответствующим образом — необходимо отличать эти два вида мечей.

Конкретная сфера использования катаны в большинстве случаев или недостаточно точно озвучивается, или же искажается. Так рождаются тезисы, которые гласят, что катана не только идеально приспособлена для поражения всех сортов доспеха, но и применима в любой боевой ситуации. В подобных предположениях, однако, явно видно влияние современных фильмов про ниндзя и самураев, которые, как правило, не имеют ничего общего с историческими боевыми искусствами, вооружением и тактикой. До периода Эдо самураи главным образом были конными лучниками, которые применяли меч только в крайних случаях, если копьё яри или нагината были вне досягаемости или утеряны. Только указом сёгуна Токугава Иэясу катана стала «душой самурая» и его личным фехтовальным и статусным оружием, аналогично рапире и шпаге в Европе, в процессе чего былые гражданские войны и сражения в полном доспехе на коне навсегда ушли в прошлое. Таким образом классическая катана самурая начиная с XVII века изначально являлась дуэльным оружием, рассчитанным на бездоспешных противников, и, как правило, не соприкасалась в дуэлях с традиционными японскими доспехами — пригодность катаны для прорубания или прокалывания доспехов или её абсолютная универсальность тем самым не имеют исторических основ. Кавалерийские мечи тати (часто унаследованные) оставались парадным оружием самураев, но носились они по-другому и собственно катаной не являлись. Европейское, ближневосточное и центральноазиатское клинковое оружие было приспособлено для поражения чешуйчатых, кольчужных и пластинчатых доспехов, причём должно было выдержать для этого экстремальную нагрузку. Японские доспехи не содержали столько металла, так как являлись скорее доспехом лучника, нежели копейщика, поэтому японскому мечу не нужно было выдерживать подобные испытания.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *