Классическая музыка для улучшения мозговой деятельности

Классическая музыка для улучшения мозговой деятельности

В 1995 году учёными Калифорнийского университета был обнаружен эффект, названный впоследствии «эффектом Моцарта». Он состоял в том, что студенты, проходившие тест IQ на пространственное мышление справлялись, с задачей лучше, если в ходе эксперимента слушали музыкальные композиции Моцарта. Для улучшения результатов на 8-9 баллов понадобилось прослушивать мелодию (сонату К.488) в течение 10-15 минут. Для сравнения этой же группе студентов, состоящей из 36 человек, давали прослушивать трансовую и минималистичную музыку, аудиокниги и команды по релаксации, но эффекта увеличения интеллектуальных способностей не наблюдалось. Проведение теста на IQ в тишине тоже не продемонстрировало улучшения показателей.

Чтобы проверить удивительные результаты по улучшению мозговой активности, которые демонстрировала музыка Моцарта, эксперимент решили расширить.

Содержание

«Эффект Моцарта»

В следующем пятидневном исследовании повышения умственной деятельности с помощью музыки были задействованы 79 студентов. Стимуляция производилась в трёх группах:

  • первая слушала музыку Моцарта,
  • вторая – смешанная – разнообразные музыкальные подборки (в том числе классический репертуар),
  • третья – проходила тест в тишине.

Самый высокий процент, улучшающий первоначальную статистику, был продемонстрирован в первой группе: +62%. Самый низкий – во второй: +11%. Среди студентов, проходивших тест в тишине, улучшение результатов продемонстрировали 14% тестируемых.

Исследовали предположили, что композиции Моцарта стали своеобразным ключом к раскрытию «более высоких мозговых функций», повышающих активность мозга. Однако «эффект Моцарта» был отмечен и в ходе наблюдений за животными, растениями и микробами:

  • 700 коров, которым испанский фермер в 2007 году регулярно включал концерт для флейты с арфой, давали на 25% больше молока, чем «контрольная группа» коров. При этом первенство в экспериментах с повышением удоев принадлежит французским монахам из Бретани, которые включали животным различную музыкальную классику и обнаружили, что коровы предпочитают Моцарта.
  • В 1973 году в лаборатории биотронного контроля студентка Дороти Реталлак провела эксперимент с растениями, давая им слушать различные музыкальные направления по 3 часа в день. От рока растения «отворачивались», многие погибли. При звучании музыки Моцарта, Баха, джаза и особенно индийских мелодий со звуками ситара (многострунный инструмент), растения оживали, «разворачиваясь» в сторону динамика. Равнодушными их оставили композиции в стиле кантри.
  • В 2010 году на берлинском заводе сточных вод бактериям, поедающим биомассу, включали отрывки из «Волшебной флейты». Опера передавалась с помощью специальной системы от компании «Мундус», которая точно воспроизводила звуки концертного зала. Спустя год, когда эксперимент считался почти проваленным, выяснилось, что активность «слушавших» Моцарта бактерий была выше на 17%, что сэкономило заводу 10 тыс. евро на утилизации отходов.

О том, что Моцарт – это музыка для улучшения памяти и интеллектуальных способностей, снова заговорили после эксперимента с крысами в лабиринте, проведённом в университете Висконсина. Там эмбрионам животных давали слушать мелодии сначала в утробе, а затем – и в течение 2 месяцев после рождения. Все подопытные после этого проходили лабиринт быстрее собратьев, содержащихся в тишине или под музыку Ф. Гласса (композитора-минималиста). Причём, чем больше крысы слушали Моцарта, тем меньше ошибались в решении задач и ярче демонстрировали повышеннный интеллектуальный уровень.

Темп Барокко, громкость и голосовое сопровождение

Темп

Канадские исследовали, меняя различные музыкальные настройки, пришли к выводу, что результаты IQ-тестов улучшаются при прослушивании более динамичной музыки.

Сравнивая во время тестов разные варианты, они отметили, что лучше всего для стимуляции мозга по темпу подходит музыка эпохи Барокко. Данные канадцев подтвердили исследователи из Балтимора. А малазийцы обнаружили ещё и признаки физической релаксации во время прослушивания мелодий в ритме 60 ударов в минуту, что приблизительно соответствует темпу, который обозначается термином «ларгетто».

Громкость

По данным исследователей сразу 4-х университетов:

  • тихая музыка, при прочих равных, почти не влияет на мышление,
  • средняя и громкая музыка способствует абстрактному мышлению, но громкое звучание затрудняет обработку информации,
  • среднее по громкости звучание идеально для творческого мышления и запоминания.

Песни или «инструменталка»

48% испытуемых демонстрируют переключение внимания и снижение сосредоточенности при включении песенных композиций со словами. Этот эффект не наблюдается, если для фонового сопровождения включать инструментальные произведения.

Практически все музыкальные треки для онлайн прослушивания, созданные для улучшения работы мозга, концентрации, снятия стресса, не содержат слов. Такая музыка часто исполняется на гитаре, пианино или ксилофоне, который создаёт ощущение природных звуков. Например:

Звуки природы

Своеобразную музыку для работы мозга можно «слушать онлайн», даже не прибегая к помощи технических средств. Исследовали Политехнического института Ренсселера продемонстрировали, как природные звуки улучшают способность к концентрации, память и другие когнитивные функции. Среди звуков природы, улучшающих внимание, лидируют пение птиц, шум дождя, журчание ручья и звуки горной реки.

Синергия

Особый эффект, повышающий интеллектуальные способности и помогающий стимулировать мозг, наблюдается при сочетании музыкального и препаратного методов мозговой активации.

В соединении с музыкальным сопровождением хорошо себя показали средства, оказывающие мягкое воздействие на организм.

Речь идёт о препаратах растительного происхождения, таких как HeadBooster, BrainRush, Optimentis. Музыкальные сеансы при использовании этих средств рекомендуется согласовывать с рекомендациями по курсовым приёмам препаратов. Такая комбинация даёт длительный и устойчивый эффект, активизируя высшие когнитивные функции и улучшая эмоциональное состояние.

Слушай и умней: работает ли «эффект Моцарта»?

Представления о том, что прослушивание музыки, особенно классической, благотворно влияет на интеллект, широко распространены. Многие спорят о деталях, например, что полезнее — фортепианные концерты Моцарта или его произведения для скрипки, но в целом способность классики делать нас умнее оспаривают редко.

Понятие «эффект Моцарта» появилось в начале 1990-х. В 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне рассказали о результатах своего эксперимента: добровольцы, которым включали произведения великого композитора, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление. Сами авторы работы не давали этому явлению громких названий. Об «эффекте Моцарта» заговорили, когда новая гипотеза стала популярной за пределами научного сообщества и породила множество обобщений.

Например, СМИ нередко писали, что классика положительно влияет на интеллект в целом, особенно у детей. Считалось, что шедевры золотого века музыки не только улучшают определенные навыки (то же пространственное мышление), но и повышают IQ. В 1998 году губернатор Джорджии даже предложил выделить более 100 тысяч долларов из бюджета штата, чтобы обеспечить записями классической музыки каждую семью, где появился новорожденный. Свое выступление политик сопроводил «Одой к радости» Бетховена — впрочем, это не помогло ему убедить аудиторию.

Постепенно вокруг предполагаемого эффекта выросла целая индустрия. Само словосочетание Mozart effect зарегистрировано как торговая марка, под ней продается множество музыкальных сборников. По словам их создателей, эти подборки решают целый ряд проблем: помогают сконцентрироваться, улучшают память, а у детей развивают речь, пространственное мышление и эмоциональный интеллект. Звучит заманчиво, но можно ли доверять этим обещаниям?

Виктория Уильямсон, психолог из Шеффилдского университета в Великобритании, считает, что прослушивание классики — далеко не суперсредство для развития мозга. Она обращает внимание на то, о чем говорили и сами авторы оригинального исследования: интеллектуальный подъем после прослушивания классики длится не дольше 15 минут — но когда представление об «эффекте Моцарта» ушло в массы, об этом стали вспоминать все реже. Позже похожие результаты получили и другие ученые. Музыка и правда улучшала определенные навыки, но лишь ненадолго.

Допустим, надолго повысить IQ с помощью фортепианных концертов не выйдет. Но как объяснить то, что в первые минуты после прослушивания человек показывает лучший результат? Авторы первой статьи предполагали, что дело в композиторском даре Моцарта и сложности его музыки: возможно, замысловатые переплетения мелодических линий каким-то образом стимулируют мышление и делают нас креативнее. Но современные исследователи, в том числе Виктория Уильямсон, считают, что все намного проще.

Музыка улучшает настроение, бодрит и этого прилива сил как раз хватает на решение небольшого теста.

Это подтверждают несколько экспериментов. Например, канадский психолог Гленн Шелленберг ради науки вспомнил юность и опыт игры в синти-поп-группе. Он взял ту же сонату Моцарта, что и авторы исследования 1993 года, и записал несколько ее новых версий — в быстром и медленном темпе, в мажоре и миноре. Лад и темп оказались действительно важны. В том же тесте на пространственное мышление те, кто слушал быструю мажорную версию, набрали в среднем 16 очков, а те, кому досталась медленная минорная, только 8. В другом эксперименте Шелленберг и коллеги подтвердили, что печальная музыка снижает результаты тестов. Воздействие сонаты Моцарта сравнили с эффектом знаменитого Адажио Альбинони, и оказалось, что, хоть это произведение и не назовешь простым, оно не помогало решать задачи лучше.

Соната для двух фортепиано ре мажор Моцарта, воздействие которой изучал Шелленберг

Итак, умнее нас делают не столько мелодии, сколько хорошее настроение. На это указывает еще один опыт тех же ученых. На сей раз одной группе добровольцев включили Моцарта, а другой — аудиокнигу Стивена Кинга. Выяснилось, что рассказы короля ужасов тоже неплохо повышают результаты тестов, особенно у поклонников Кинга.

Так что если вы хотите слушать музыку с пользой для себя, выбирайте любую, лишь бы она нравилась именно вам, и положительный эффект — хорошее настроение — не заставит себя ждать.

Играй как можешь: как занятия музыкой помогают развиваться

Значит ли это, что волна интереса к «эффекту Моцарта» не принесла ничего хорошего? Вовсе нет. Дискуссии вокруг этой проблемы помогли тем, кто считали классику скучной или чересчур сложной, заинтересоваться ею и по-новому услышать давно знакомые мелодии. Но, что еще важнее, благодаря разговорам о пользе классики многие родители задумались о том, чтобы дать своим детям хотя бы начатки музыкального образования. Уроки музыки обязательны далеко не везде, а зря: в их эффективности наука не сомневается.

Многие ученые считают, что занятия музыкой (сюда входят и пение, и игра на инструментах, и другие формы обучения) помогают также развивать множество навыков, непосредственно не нужных для извлечения звуков. Например, исследователи из Гарвардской медицинской школы заметили связь между образованием и успешным выполнением заданий.

В их эксперименте поучаствовали 59 десятилетних детей, из них две трети учились играть на клавишных или струнных инструментах не менее трех лет. Как и ожидалось, те, кто учился музыке, лучше проходили тесты на мелкую моторику и распознавание разницы в высоте звуков. Но вдобавок они обошли немузыкальных ровесников и в других заданиях.

Словарный запас у юных пианистов и скрипачей оказался в среднем больше, а результаты тестов на наглядно-образное мышление — выше.

Как уроки музыки развивают эти способности? Есть несколько версий. Во-первых, игра на инструментах — комплексный процесс, требующий множество навыков. Например, необходимость читать ноты тренирует умение декодировать любые тексты, поэтому нарастить богатый словарный запас становится проще. С другой стороны, родители, которые отправляют детей заниматься музыкой, могут быть в целом сильнее вовлечены в воспитание. Возможно, они больше следят не только за тем, чтобы ребенок регулярно репетировал, но и за тем, как он делает школьные домашние задания или читает. Здесь, конечно, важно не переусердствовать: уроки из-под палки еще никого не сделали счастливым.

Еще один важный момент — мотивация. Ученые недаром работали с детьми, которые не бросили фортепиано или скрипку в течение как минимум трех лет. Вероятно, у них высок и общий уровень мотивации к учебе, они не отказываются от сложных задач при первых трудностях, отсюда и успех.

Похожее исследование проводят ученые из Университета Южной Калифорнии в течение 5 лет. Они наблюдают почти за 70 детьми из небогатых семей, живущих в окрестностях Лос-Анджелеса. Треть участников наблюдений играли в молодежном оркестре, и время от времени всех детей обследовали с помощью МРТ. Ученые обнаружили, что спустя два года занятий структуры мозга «музыкантов» и «немузыкантов» различались. У детей, которые играли в оркестре, активнее развивались зоны, связанные с обработкой звука.

Их мозг работал по-другому и в ситуациях, не связанных с музыкой. Детям предлагали выполнить тест Струпа: им показывали карточки с названиями цветов и оттенков, но при этом цвет надписи и название цвета не совпадали (например, слово «красный» было написано зеленым). Оказалось, что при выполнении задания у оркестрантов нейронная активность выше. Впрочем, дело может быть не только в музыке: подобный эффект наблюдался и у детей, которые активно занимались спортом. Возможно, развитию мозга способствует не столько музыка, сколько наличие хобби и связанной с ним мотивации, вовлеченности в работу команды.

Не только дети: как музыка помогает взрослым?

Итак, тем, кто с детства играл на скрипке, пел в хоре или записывал с одноклассниками рэп, крупно повезло. Но значит ли это, что для взрослых все потеряно? Конечно, нет. Увлечение музыкой не только делает взрослую жизнь ярче, но и защищает мозг от неизбежных возрастных изменений.

Играть или петь полезнее, чем просто слушать. Ученые выяснили, что у тех, кто когда-либо в жизни играл на музыкальных инструментах, в среднем реже развивалась деменция.

Почему так происходит, ученые пока не знают. Возможно, занятия музыкой прокачивают много навыков одновременно — этим иногда объясняют и ее пользу для детей. Есть и другая версия: музыка усиливает способность мозга компенсировать пробелы в работе одних областей с помощью других.

К похожим выводам пришли испанские исследователи. Проанализировав 13 научных работ, они подтвердили: музыкальные занятия действительно помогают сохранять ясность рассудка в зрелом и пожилом возрасте. Они улучшают внимание, способность к рассуждению и скорость обработки информации. При этом у взрослых этот эффект, увы, не накапливается — когда человек перестает играть или петь, все бонусы быстро сходят на нет.

Еще одна сфера, где музыка незаменима, — профилактика бессонницы и других проблем со сном. Прослушивание музыки по вечерам действительно успокаивает и помогает легче засыпать, причем этот эффект накапливается. Какую же музыку лучше слушать перед сном? Тут мнения ученых расходятся. Некоторые считают, что эффективны только композиции в медленном темпе (около 60 bpm).

Впрочем, судя по опросу, который провели Виктория Уильямсон и ее коллеги, засыпать помогает самая разная музыка. 650 респондентов назвали 545 исполнителей в 14 разных жанрах, которых чаще всего слушают, чтобы расслабиться и уснуть. Чаще всего опрошенные упоминали произведения Иоганна Себастьяна Баха, а второе место занял Эд Ширан, обогнав Моцарта. Главное, чтобы композиция не вызывала ярких воспоминаний: слушать перед сном «вашу песню» вскоре после расставания — явно не лучший выбор.

Это далеко не все доводы, говорящие о пользе музыки в любом возрасте. Мы не упомянули, например, о музыкотерапии, эффективно помогающей людям с различными заболеваниями. На протяжении тысячелетий не меняется главное: ритм и мелодия по-прежнему способны воздействовать на нас. Слушайте, играйте и пойте песни, которые вам нравятся, ведь это один из самых приятных способов позаботиться о себе в будущем.

Еще с древности люди заметили, что звук обладает сильнейшим воздействием. Например, спокойная музыка всегда вызывает ощущение покоя, радости, любви, гармонизирует эмоциональное состояние не только взрослых, но и малышей. Особенно благотворно сказывается на состоянии психики, а значит, и настроении, классическая музыка.

Слушать классическую музыку малышам можно в специальном адаптированном варианте. В таких мелодиях привычные музыкальные инструменты заменяются другими, имеющими более «игрушечное» звучание. К примеру, в произведениях Моцарта шарманка проигрывает мелодии из «Маленькой ночной серенады» и «Волшебной Флейты», а также из других известных шедевров. Кроме того, во многих произведениях можно услышать звучание ксилофона, флейты и других музыкальных инструментов.

Включайте малышу классическую музыку перед сном, особенно если у ребенка есть проблемы с засыпанием. Чтобы помочь ему расслабиться и успокоиться, поставьте тихое, спокойное, мягкое и мелодичное музыкальное произведение. Пусть малыш закроет глаза и представит себя на берегу моря, в лесу, в саду или другом месте, которое вызывает у него приятные эмоции. При этом следует обратить внимание на то, как расслабляется каждая часть его тела.

Исследования педагогов и известных ученых доказывают необходимость развития у детей мышления, памяти и воображения с самого раннего возраста. Возможность раннего развития музыкальных способностей у детей также не является исключением. По некоторым данным, классическая музыка влияет на плод, формирующийся во время беременности, и положительно воздействует на весь организм в дальнейшем.

Благодаря музыке, ускоряется рост клеток, отвечающих за интеллектуальное развитие человека. Но самое главное – при помощи мелодии можно влиять на самочувствие человека. Произведения Бетховена, Моцарта, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы человеческого организма и направлять их на его оздоровление.

Детство – самый благоприятный период для формирования музыкальных способностей. Это еще одна причина, по которой малышам следует слушать классическую музыку с самого рождения. Ведь у каждого имеются задатки к музыкальной деятельности. При создании необходимых условий с первых дней жизни ребенка, у него формируются музыкальные способности, и он учится постигать этот прекрасный язык.

Фото: Global Look Press

Мы снова задумались, как без особых усилий приблизить вас к званию лучшего работника в офисе. Оказалось, достаточно просто слушать музыку на работе. Главное — определиться с жанром, это, как выяснилось, тоже важно.

Помните, мы рассказывали, что музыка может помочь вам выжить в офисе открытого типа. Но даже если вы – счастливый обладатель собственного кабинета, это еще не повод лишать себя права послушать любимую песню. Да-да, мы в курсе, что на работу вы ходите работать, а не развлекаться. Ну так а причем тут развлечения? Это все исключительно для пользы дела.

Как превратить офисное совещание из адского в долгожданное В офисе

Как превратить офисное совещание из адского в долгожданное

705

В соответствии с недавними исследованиями при прослушивании музыки люди выполняют работу быстрее и аккуратнее. Так что можете смело открывать страничку какого-нибудь интернет-магазина и выбирать себе самые крутые наушники или колонки, что больше нравится. А мы пока расскажем, что именно надо слушать, чтобы поразить всех своей продуктивностью и внимательностью. Тут, как всегда, все непросто, для каждой задачи нужен свой стиль музыки, но мы поможем и с этим разобраться.

Классическая музыка для работы с числами и внимания к деталям

Фото: Global Look Press

Подопытные кролики в данном эксперименте (они же простые работники) показали более высокие результаты, когда слушали классическую музыку во время решения математических задач. Для сравнения: те, кто справлялся с задачами в тишине, оказались на 12% менее успешны. А еще прослушивание шедевров классики помогало испытуемым с задачами, требующими концентрации внимания, например с проверкой правописания.

Моцарт для усвоения новой информации

Фото: Global Look Press

Но не вся классическая музыка одинаково полезна. Точнее, полезна вся, но эффект разный. Так, например, в Калифорнийском университете выяснили, что прослушивание произведений Вольфганга Амадея Моцарта улучшает работу мозга, особенно в тех случаях, когда мозг занят запоминанием и усвоением новой информации. Так что если вам к завтрашнему дню нужно выучить километровую речь, с которой вы планировали начать совещание, вы знаете, что слушать.

Попса для ввода данных и работы в условиях дедлайнов

РекламаФото: Global Look Press

При прослушивании поп-музыки эффективность выполнения задач, связанных с вводом данных, возрастала на целых 58%. А еще испытуемые с попсой в наушниках выполняли задачи быстрее всех остальных. Также прослушивание данного музыкального жанра помогло совершать на 14% меньше ошибок. В общем, если вы до этого самого момента не очень жаловали попсу, то, кажется, пришло время пересмотреть свои музыкальные вкусы. Ну хотя бы на время работы.

Может ли креативное резюме повысить шансы на получение работы В офисе

Может ли креативное резюме повысить шансы на получение работы

787

Эмбиент для монотонной работы

Фото: Global Look Press

Заумный и заунывный эмбиент, напрочь лишенный слов, станет отличным подспорьем для тех, на кого навесили однообразную работу. Придуманная англичанином Брайаном Ино, эта странноватая музыка помогает сфокусироваться на задаче и избежать лишних ошибок. Вот вам и отличный повод расширить свой музыкальный кругозор. Вряд ли вы до этого заслушивались эмбиентом.

Танцевальная музыка для корректуры и решения проблем

Фото: dp.ru

Что-нибудь бодренькое, заставляющее различные части тела ритмично подергиваться, подойдет тем, чья работа связана с поиском ошибок и проверкой правописания, ну и тем, кому постоянно приходится что-то решать. Главное – не пуститься случайно в пляс.

В общем, если вы вдруг услышали тунц-тунц-тунц, доносящееся из наушников рядом сидящего коллеги, не спешите обвинять его в безделье. Возможно, он просто работает. А еще есть большая вероятность, что теперь он работает лучше, чем вы. Поэтому прикупите себе тоже пару наушников и последуйте его примеру, пока какой-нибудь меломан не получил повышение, на которое вы так надеялись. А вообще надо поднять это все на более высокий уровень. Босс ведь как никто другой заинтересован в вашей продуктивности? Так что пусть заказывает вам диджея в офис. Или скрипачку.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *