Конфликт это в социологии

Конфликт это в социологии

Ролевые конфликты

В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Часто две или более ролей (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей, или женатый студент должен примирять требования, предъявляемые к нему как к мужу, с требованиями, предъявляемыми к нему как к студенту. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями.

Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а вузком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам. Во многих исполняемых индивидами ролях существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желанием «делать деньги». Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, к внутреннему стрессу.

Существует несколько видов действий, с помощью которых ролевая напряженность может быть снижена и человеческое Я защищено от многих неприятных переживаний. Сюда относят обычно рационализацию, разделение и регулирование ролей. Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, которыми личность пользуется инстинктивно. Однако если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается. Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально.

Рационализация ролей – один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны.

Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли. Принято образно говорить, что каждый член общества, который успешно социализировался, расширяет «гардероб» ролевых личин и надевает то одну, то другую из них в зависимости от ситуации: дома он сама мягкость и покорность, на работе жесток и официален, в обществе женщин мужествен и предупредителен и т.д. Такой процесс ролевого перерождения создает возможность снятия эмоциональной напряженности всякий раз, когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой. Если индивид не защитил себя путем разделения ролей, эти противоречия становятся психологическими конфликтами.

Ролевые конфликты и несовместимости, вероятно, можно найти в каждом обществе. В хорошо интегрированной культуре (т.е. имеющей единые, традиционные, разделяемые подавляющим большинством культурные комплексы) эти несовместимости так рационализированы, разделены и блокированы одна от другой, что индивид их вовсе не ощущает. Однако сложные общества, как правило, не имеют высокоинтегрированной традиционной культуры, и поэтому ролевые конфликты и ролевая напряженность в них представляют серьезную социальную и психологическую проблему.

Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей прежде всего тем, что является осознанным и преднамеренным. Регулирование ролей – формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения той или иной роли. Это означает, что организации и общественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом. Как только у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль.

В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.

Социология конфликта

  • Конфликтная модель социального устройства. Социология конфликта

    Тот факт, что отклонения от равновесия в жизни общества встречаются слишком часто, чтобы считать их лишь досадным исключением из правил, привел некоторых ученых к пониманию неизбежности и закономерности возникновения конфликтов. Поэтому на смену идеям социального равновесия и функционального единства…
    (Управление персоналом)

  • СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА

    В результате изучения главы 7 студент должен: знать • определение понятия «социальный конфликт»; • объективные и субъективные причины социальных конфликтов, классификацию конфликтов; • формы проявления социальных конфликтов; уметь • анализировать причины социальных конфликтов;…
    (Социология)

  • ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СОЦИОЛОГИИ КОНФЛИКТА

    R результате изучения данной главы студент должен: знать • профессиональные компетенции, которые необходимо выработать у студентов в процессе обучения их социологии конфликта; • особенности социологии конфликта как учебной дисциплины; • основные термины и проблемы, связанные с курсом социологии…
    (Методика преподавания социологии)

  • Социология конфликта как учебная дисциплина

    Социология конфликта относится к вариативной части цикла профессиональных социологических дисциплин. Ключевым понятием данного курса является понятие социального конфликта. Социальный конфликт – это обострение противоречий в отношениях между людьми, преследующими противоположные социально значимые…
    (Методика преподавания социологии)

  • Требования к результатам освоения дисциплины «Социология конфликта»

    Выпускник бакалавриата должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК), сформировавшимися в процессе изучения социологии конфликта: • способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); • готовность к кооперации с коллегами,…
    (Методика преподавания социологии)

  • Планирование курса социологии конфликта

    Преподавателю социологии конфликта следует иметь в виду некоторые учебные факторы. 1. Социология конфликта – дисциплина, тесно связанная с психологией и конфликтологией. Поэтому несмотря на очевидные межпредметные связи педагогу следует произвести размежевание между методами исследования конфликта,…
    (Методика преподавания социологии)

  • Примерная тематика рефератов по курсу социологии конфликта

    Рефераты по социологии конфликта должны охватывать круг вопросов, связанных с анализом причин конфликтов, их видов, примеров и способов разрешения. 1. Объективные и субъективные причины социальных конфликтов. 2. Структурные и функциональные причины организационных конфликтов. 3. Личностно-функциональные…
    (Методика преподавания социологии)

  • Учебные дисциплины, связанные с социологией конфликта

    Нетрудно заметить связь социологии конфликта с такими учебными дисциплинами, как общая социология, конфликтология, социальная психология, история социологии, методология и методы социологического исследования, социология политики, социология международных отношений, социология семьи, этносоциология,…
    (Методика преподавания социологии)

  • Сущность социальных конфликтов, их предпосылки и функции Социология конфликта — специальная социологическая теория, изучающая социальные конфликты. Проблематика конфликта охватывает широкий круг вопросов — определение понятия «конфликт», уяснение природы этого общественного явления, функций и…
    (ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ)
  • ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ КОНФЛИКТА

    Актуальность изучения социологии конфликта Развитие и исследование актуальных проблем социологии происходит в контексте тех изменений, которые сформировали и продолжают формировать современный мир. Процесс глобализации позволил человечеству реализовать новые, невиданные ранее возможности для развития,…
    (СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА)

Социальный конфликт

Социальный конфликт (лат. conflictus — столкновение) — это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами. В области научного знания существует отдельная наука, посвящённая конфликтам — конфликтология.

Конфликт − это столкновение противоположных целей, позиций, субъектов взаимодействия. Вместе с этим, конфликт является важнейшей стороной взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточкой социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта. Если интересы разнонаправлены и противоположны, то их противостояние будет обнаруживаться в массе самых разных оценок; они сами найдут для себя «поле столкновения», при этом степень рациональности выдвигаемых притязаний будет весьма условной и ограниченной.

> Причины социальных конфликтов

Причина социальных конфликтов кроется в самом определении — это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели.

Типы социальных конфликтов

Ральф Дарендорф предлагает следующую классификацию социальных конфликтов:

1. По количеству участников конфликтного взаимодействия:

  • внутриличностные — состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами своей жизни, которые связаны с наличием у него противоречащих друг другу потребностей, интересов, стремлений и могут вызвать аффекты;
  • межличностные — разногласие между двумя или более членами одной группы или нескольких групп;
  • межгрупповые — происходят между социальными группами, которые преследуют несовместимые цели и своими практическими действиями препятствуют друг другу;

2. По направленности конфликтного взаимодействия: горизонтальные — между людьми, не находящимися в подчинении между собой; вертикальные — между людьми, находящимися в подчинении между собой; смешанные — в которых представлены и те и другие. Наиболее распространены вертикальные и смешанные конфликты, составляющие в среднем 70-85 % от всех конфликтов;

3. По источнику возникновения:

  • объективно обусловленные — вызванные объективными причинами, устранить которые можно, только изменив объективную ситуацию;
  • субъективно обусловленные — связанные с личностными особенностями конфликтующих людей, а также с ситуациями, которые создают преграды на пути удовлетворения их желаний, стремлений, интересов;

4. По своим функциям:

  • созидательные (интегративные) — способствующие обновлению, внедрению новых структур, политики, лидерства;
  • разрушительные (дезинтегративные) — дестабилизирующие социальные системы;

5. По длительности протекания:

  • кратковременные — вызванные взаимным непониманием или ошибками сторон, которые быстро осознаются;
  • затяжные — связанные с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречия, так и от черт характеров столкнувшихся людей;

6. По своему внутреннему содержанию:

  • рациональные — охватывающие сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов;
  • эмоциональные — в которых участники действуют на основе личной неприязни;

7. По способам и средствам разрешения конфликты бывают мирными и вооруженными:

8. По учету содержания проблем, вызвавших конфликтные действия, выделяют экономические, политические, семейно-бытовые, производственные, духовно-нравственные, правовые, экологические, идеологические и другие конфликты.

9. По форме: внутренние и внешние;

10. По характеру развития: преднамеренные и спонтанные;

11. По объему: глобальные, локальные, региональные, групповые и личные;

12. По используемым средствам: насильственные и ненасильственные;

13. По влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные;

14. По сферам общественной жизни: экономические (или производственные), политические, этнические, семейно-бытовые.

Согласно классификации типологии Д. Катца различают:

  • конфликт между косвенно конкурирующими подгруппами;
  • конфликт между непосредственно конкурирующими подгруппами;
  • конфликт внутри иерархии по причине вознаграждения.

> См. также

  • Конфликты
  • Конфликтология
  • Межнациональный конфликт
  • Теория социального конфликта

Сущность социальных конфликтов, их предпосылки и функции

Социология конфликта — специальная социологическая теория, изучающая социальные конфликты. Проблематика конфликта охватывает широкий круг вопросов — определение понятия «конфликт», уяснение природы этого общественного явления, функций и путей решения. Осведомленность в этой проблематике особенно необходима гражданам России в богатый коллизиями период становления новых социальных отношений.

Под конфликтом в социологии понимается столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов социального взаимодействия. Широкая распространенность этого явления и обостренное внимание к нему со стороны общества способствовали возникновению социологии конфликта как одной из специальных, частных социологических теорий.

Истоки исследования проблемы конфликта восходят к древности. Еще китайские философы VII-VI веков до н. э. видели источник развития природы и общества в борьбе противоположностей. Мыслители Древней Греции создали учения о противоположностях и их роли в возникновении вещей.

Значительное внимание исследованию конфликтов уделил Н. Макиавелли (XVI в.) в работах, посвященных римской истории. Рассматривая конфликты разного уровня, он отмечал их положительную роль в общественном развитии.

Английский экономист А. Смит в конце XVIII века обосновал тезис о том, что в основе конфликтов лежит деление общества на классы и экономическое соперничество между ними. Последнее рассматривалось как движущая сила развития общества.

Существенный вклад в осмысление социальных конфликтов внес Г. Гегель. В «Философии права» одной из их причин он назвал социальную поляризацию общества.

В XIX веке многие мыслители исходили из того, что конфликты — это неизбежное явление в жизни общества и стимул социального развития. Этих взглядов придерживались такие разные по своей ориентации ученые, как М. Вебер и К. Маркс. Марксизм с позиции материалистического понимания истории рассматривал конфликты как порождение прежде всего социального неравенства, проявляющееся в классовой борьбе и революциях.

Оппоненты марксизма упрекали его создателей, во-первых, в понимании конфликтов только как столкновения антагонистических классов; во-вторых, в абсолютизации экономических отношений как главной причины конфликта между классами и другими социальными группами.

Оригинальный подход к объяснению социальных конфликтов предложил немецкий ученый Г. Зиммель. Он определял конфликт не только как одну из форм разногласий, но и как фактор социализации, способствующий консолидации противоборствующих слоев.

В общественной мысли XX века сложились два основных направления в подходе к проблеме конфликта.

Одно из них исходит из постулата о временном характере конфликтов, о возможности их преодоления рациональными средствами. Это направление представлено, в частности, структурным функционализмом Т. Парсонса, который абсолютизирует значение единых ценностей у членов общества в обеспечении его стабильности. С точки зрения представителей этого направления, конфликт — это дисфункция, аномалия, а равновесие — единственное естественное состояние общества.

Большинство социологов придерживается той точки зрения, что конфликт является неотъемлемой частью бытия и главным движителем общественного развития. Он дает выход социальной напряженности и порождает социальные изменения. Наиболее отчетливо эта позиция представлена в работах немецкого социолога Р. Дарен- дорфа и американских ученых Л. Козера и К. Боулдинга, вышедших в 50-60-х годах.

По мнению Дарендорфа, в основе социальных конфликтов лежат неодинаковый доступ к ресурсам, борьба за лидерство и власть. Они не только неустранимы из жизни общества, но и являются источниками новаций и социальных перемен.

Согласно Дарендорфу, конфликты не следует подавлять или игнорировать, поскольку это ведет к их обострению. Задача состоит в умении контролировать конфликты. Они должны быть легализованы и институционализированы, подлежат урегулированию или разрешению на основе существующих в обществе правил.

Американский социолог Л. Козер показал различие последствий социальных конфликтов в закрытом и открытом обществах. В закрытом обществе они могут разрушать социальные связи, разделять его на враждебные группы и приводить к революции. В открытом обществе конфликты дают выход социальной напряженности и могут нести в себе позитивный потенциал, способствуя развитию общества.

Создатель общей теории конфликтов К. Боулдинг считал необходимым изучение конфликтов как неотъемлемого компонента общественной жизни. Он сделал акцент на возможности и необходимости управления ими в современных обществах, предвидения их последствий.

П. Сорокин рассматривал конфликты в связи с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит прежде всего в подавлении базовых потребностей человека — в пище, жилье, одежде, творчестве, свободе, безопасности и самореализации. Одну их важнейших причин конфликтов он видел в неравенстве жизненных шансов различных социальных групп.

В целом зарубежные социологи существенно продвинулись в изучении социальных конфликтов. Советские ученые исходили из марксистской концепции экономической и классовой природы конфликтов. В их работах доминировал упрощенный подход к конфликтам как порождению классовых антагонизмов. Поскольку считалось, что в советском обществе ликвидированы антагонистические классы, то отсутствует и почва для социальных конфликтов. Поэтому исследования по этой проблеме практически не велись. Изучение социальных конфликтов отечественными учеными практически началось с 90-х годов.

Хотя многие социологи считают главной причиной социальных конфликтов неравенство, опыт показывает, что стремление к равенству не только не реализуемо, но и приводит к отрицательным последствиям. На практике оказывается невозможным удовлетворить потребности всех индивидов. Кроме того, уравниловка гасит стимулы к трудовой и творческой деятельности.

Поэтому неравенство, в том числе и социальное, неустранимо. Оно играет известную положительную роль, стимулируя активность людей. Конфликты же обычно возникают на такой ступени неравенства, когда оно расценивается одной из групп как ущемляющее ее интересы, препятствующее удовлетворению потребностей.

Кроме социального неравенства конфликты могут возникать на почве противоположных ценностных ориентаций, в связи с идеологическими разногласиями. Конфликты из-за идеологических разногласий являются частным случаем конфликтов, вызываемых противоположностью ценностных ориентаций.

Конфликты выполняют позитивные и негативные функции. К числу позитивных относят:

разрядку психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон, способствующую их взаимной адаптации и формированию социально-необходимого равновесия;

развитие общества благодаря вскрытию противоположных интересов и осуществлению необходимых преобразований.

Негативная функция конфликтов может состоять в дестабилизации социальных систем, разрушении социальных общностей и группового единства. Конфликты большого масштаба при отсутствии процедур урегулирования и воли к сотрудничеству могут вызвать катастрофу, привести к огромным потерям, разрушению окружающей среды.

Конфликты классифицируются по разпым критериям.

По сферам жизни их классифицируют на конфликты в области политики, экопомики, национальных отношений, в социальной сфере и т. д.

В зависимости от подчинения или неподчинения участников конфликта существующим законам различают конфликты институционализированные и неинституционализированные.

На основе такого критерия, как публичность конкуренции сто poiiy различают открытые и закрытые конфликты. Первые выражены в явных, внешне фиксируемых формах (например, манифестации, забастовки). В закрытых конфликтах доминируют неочевидные способы отстаивания своих интересов (папример, соперничество внутри правящей элиты, отношения между ветвями власти).

Американский исследователь А. Раппопорт различает конфликты типа схваткиf дебатов и игр. В варианте схватки противников разделяют непримиримые противоречия, и стороны рассчитывают только на победу. В варианте дебатов возможны спор, маневры, и стороны рассчитывают на компромисс. Наконец, в варианте игр конфликты никогда не завершаются разрушением всей структуры отношений (например, соперничество кланов внутри элиты).

Таким образом, основными субъектами конфликта являются крупные социальные группы. Поскольку их потребности, интересы, цели и притязания могут реализоваться через использование власти, в конфликтах непосредственное участие могут принимать госаппарат, партии, парламентские фракции, группы давления. Они являются выразителями интересов социальных групп и личностей, действуют на основе сформировавшихся в обществе норм и механизмов.

Во внутренней жизни каждой организации можно выделить следующие группы конфликтов:

  • а) конфликты между управляющими и управляемыми;
  • б) конфликты адаптационные, вызываемые сложностью приспособления новичков к правилам и нормам внутреннего общения, которые сложились в данной организации;
  • в) конфликты на управленческом уровне, связанные с разработкой различных стратегий поведения соответствующих организаций, с выработкой критериев эффективности их деятельности. Как правило, эти конфликты переплетаются с личностными конфликтами, с практикой продвижения персонала, с борьбой за распределение наиболее важных позиций.

По методам разрешения конфликтов в организациях принято различать два типа управленческой деятельности — авторитарный и демократический. В первом случае решение принимает сам руководитель, а члены организации являются исполнителями. В мировой практике этот стиль управления организациями признан неэффективным. Альтернативный стиль управления — демократический — обеспечивает сопричастность сотрудников к принятию решений и их исполнению, что стимулирует их ответственность и повышает эффективность действий.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *