Метод дедукции

Метод дедукции

Управление образования МО «Город Можга»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Исследовательская работа
«Как стать Шерлоком Холмсом»

Выполнили: учащиеся 7б класса

Гриднева Виктория,

Ибрагимова Аделина

Руководитель: Дрягина Т.А., учитель русского языка и литературы, директор

Введение 3

Глава 1. Теория дедукции и индукции. 5

1.1 Что такое дедукция? 5

1.2. Что такое индукция? 6

Глава 2. Способы, которыми пользовался Шерлок Холмс. 8

Глава 3. Использование этих приёмов и методов в обычной жизни 9

3.1.Как создать свои «Чертоги разума»? 9

3.2.Как использовать «Чертоги памяти»? 11

3.3.Использование индукции и дедукции на практике и способы их развития 12

Заключение 16

Список использованных источников 17

Содержание

Введение

Кто из нас в детстве не зачитывался (или не засматривался) Шерлоком Холмсом? Экранизации рассказов и повестей о знаменитом сыщике сэра Артура Конана Дойля выходят и по сей день. Его герой благодаря любви стольких читателей стал практически реальным и вполне может поделиться секретами своей успешности.

Необыкновенные способности Шерлока Холмса вдохновляли не только читателей Артура Конана Дойля, но и многих психологов разных времён. Ведь иногда писатель настолько искусно и живо описывает главного героя книги, вкладывает в него свой опыт и опыт других людей, что получается настоящий и думающий человек, который также может посоветовать много интересного и, что главное, полезного. Тем более, если этот персонаж — известный и успешный сыщик. Данная работа посвящена теории дедукции и практике ментальной памяти.

Цель: понять, в чём же заключается гениальность литературного героя Шерлока Холмса и научится применять некоторые из приёмов в реальной жизни.

Объект исследования: психология.

Предмет исследования: дедуктивные и индуктивные методы.

Задачи:

  • Узнать, что такое дедукция и индукция;
  • Выяснить, какими способами пользовался Шерлок Холмс;
  • Выявить, как пользоваться этими приёмами и методами в обычной жизни.

Гипотеза исследования: предположим, что размышлять, как Шерлок Холмс, может любой человек, а значит, каждый может пользоваться его приёмами в повседневной жизни.

Методы исследования: Изучение литературы и психологии, наблюдение, интервью.

Актуальность исследования состоит в том, что использование дедуктивных и индуктивных методов, а также применение ментальной памяти сможет облегчить повседневную жизнь и обучение в школе.

Глава 1. Теория дедукции и индукции.

Дедукция — это метод мышления, следствием которого является логический вывод, где частное заключение выводится из общего.

В чем суть дедуктивной логики?

Дедуктивный метод начинается с гипотезы, которую человек считает априори верной, а затем он должен проверить ее с помощью наблюдений. Книги по философии и психологии определяют это понятие как умозаключение, построенное на принципе от общего к частному по законам логики.

В отличие от других типов логических рассуждений, дедукция выводит новую мысль из других, приводя к конкретному выводу, применимому в данной ситуации.

Дедуктивный метод позволяет нашему мышлению быть более конкретным и результативным.

Схема дедуктивных рассуждений. Суть состоит в том, что дедукция строится на выведении частного на основе общих предпосылок. Другими словами, это рассуждения на основе подтвержденных, общепринятых и всем известных общих данных, которые и приводят к логичному фактическому выводу.

Дедуктивный метод с успехом применяется в математике, физике, научной философии и экономике. Врачам и юристам также приходится применять навыки дедуктивного мышления, но они будут полезны и для представителей любой профессии. Даже для писателей, работающих над книгами, немаловажным является умение разбираться в персонажах и делать выводы, основываясь на эмпирических знаниях.

Дедуктивная логика – это философское понятие, оно известно еще со времен Аристотеля, но интенсивно оно стало разрабатываться лишь в девятнадцатом веке, когда развивающаяся математическая логика дала толчок к развитию учения о дедуктивном методе. Аристотель под дедуктивной логикой понимал доказательства с силлогизмами: рассуждение с двумя посылами и одним заключением. Высокую познавательную или когнитивную функцию дедукции подчеркивал и Рене Декарт. В своих работах ученый противопоставлял её интуиции. По его мнению, интуиция непосредственно раскрывает истину, а дедукция эту истину постигает опосредованно, то есть, путём дополнительных рассуждений.

В повседневных рассуждениях дедукция крайне редко используется в форме силлогизма или двух посылов и одного вывода. Чаще всего указывается только один посыл, а второй посыл, как общеизвестный и всеми признанный, опускается. Вывод также не всегда формулируется в явной форме. Логическая связь между посылами и выводами выражается словами «вот», «следовательно», «значит», «поэтому».

Примеры дедуктивной логики в романе Конан Дойля и сериале МакГигана «Шерлок Холмс».

Что такое дедукция в художественной интерпретации Пола Мак Гигана становится понятно на следующих примерах. Цитата, олицетворяющая дедуктивный метод из сериала: «Выправка у этого человека, как у бывшего военного. Лицо загорелое, но это не его оттенок кожи, так как запястья у него не такие смуглые. Лицо уставшее, как после тяжелой болезни. Держит руку неподвижно, скорее всего, был когда-то ранен в нее». Здесь Бенедикт Камбэрбеч использует метод заключения от общего к частному.

1.2. Что такое индукция?

Индукция – это метод мышления, следствием которого является логический вывод, где общее заключение выводится из частного.

В чем суть индуктивной логики?

Метод индукции может быть двух видов: полным и неполным.

В первом случае какое-либо утверждение будет доказываться до последнего частного случая, пока не исчерпаются все варианты. Заключение получается вполне достоверным. Этот способ сомнений не вызывает. К тому же он расширяет познание человека о каком-то предмете.

Метод неполной индукции, наоборот, наблюдение за конкретными, отдельными случаями приводит к гипотезе, которую затем нужно еще и доказать. С точки зрения логики он предлагает недостаточно доводов, заключение, выдвинутое с его помощью, может быть и ошибочным. Этот метод индукции нуждается в еще каких-то доказательствах, так как носит вероятностный характер.

Впрочем, ошибки возможны в обоих случаях. Происходят они из-за того, что к следствию, с которым имеют дело, проводя исследование, можно подобрать слишком много причин, которые к тому же могут относиться к разному временному периоду.

Самым совершенным видом индукции является научная индукция. В ней вывод о свойствах предметов, принадлежащих к одному классу, делается после исследования их внутренней обусловленности. Это отличает ее от обычной индукции, в которой свойства изучаемого предмета рассматриваются стихийно, беспорядочно.

Примеры индуктивной логики в романе Конан Дойля и сериале Мак Гигана «Шерлок Холмс».

Просмотрев и проанализировав эти два произведения, мы поняли, что Шерлок Холмс пользуется индукцией даже чаще, чем дедукцией! Поэтому здесь можно и не приводить примеры, их слишком много!

Глава 2. Способы, которыми пользовался Шерлок Холмс.

Мы смогли найти только один способ, но его суть заменяет собой все.

Ментальная память

Никола Тесла — физик, изобретатель, инженер — имел «фотографическую память» и очень редко пользовался записями. Когда дотла сгорела его лаборатория, он смог до мельчайших деталей восстановить большинство из своих изобретений.

Фотографическая память похожа на ментальную память, и даже можно сказать, не похожа, а помогает ей существовать. Ведь по результатам фотографической памяти и строится сетка доводов и мыслей ментальной памяти.

Вот часть диалога между Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном из романа «ЭТЮД В БАГРОВЫХ ТОНАХ», которая иллюстрирует подход и взгляд Шерлока на ментальную память.

«Мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите.

Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадётся под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмёт лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все он разложит в образцовом порядке.

Напрасно люди думают, что у этой маленькой комнатки эластичные стены и их можно растягивать сколько угодно. Уверяю вас, придёт время, когда, приобретая новое, вы будете забывать что-то из прежнего. Поэтому страшно важно, чтобы ненужные сведения не вытесняли собой нужных».

Глава 3. Использование этих приёмов и методов в обычной жизни

Шерлок Холмс любил называть образ своей ментальной памяти «Чертогами разума».

3.1.Как создать свои «Чертоги разума»?

В данном разделе я предлагаю вам пошаговую инструкцию по созданию своих «чертогов», в которых вы сможете хранить запоминаемую информацию.

Данный метод основан на пространственной памяти. Мы хорошо запоминаем расположение вещей в пространстве. Особенно, если мы видим их каждый день.

ШАГ 1. Выбрать ХОРОШО знакомое помещение.

Здесь, ключевое слово – ХОРОШО знакомое.

Некоторые авторы предлагают создавать свои «чертоги» с нуля, без опоры на реальное расположение вещей. Т.е. придумывать новое помещение (дворец, средневековый замок и т.п.), расставлять в нем предметы интерьера. И уже затем размещать в нем новую информацию.

Интернет рекомендует выбирать знакомое помещение. Так как, в противном случае, будет нарушен основополагающий принцип этого метода. Привязка новой информации, к той, которая уже есть в нашей памяти.

Т.е. если вы будете путаться в расположении объектов в вашем чертоге, вы никогда не вспомните информацию, которую вы в нем разместили.

Чертогом может быть ваша квартира или дом, офис, район, в котором вы живете, или весь город. Главное хорошо в нем ориентироваться.

На первом этапе интернет рекомендует ограничиться помещением, в котором вы живете. А затем, по мере увеличения запоминаемой информации расширять его.

ШАГ 2. Выбрать локации

После того, как помещение выбрано, нам необходимо определиться с объектами, на которых мы будем размещать новую информацию.

Ими могут быть предметы интерьера, окна и двери, элементы конструкции помещения и т.п. Каждый объект будет называться локацией, а его составная часть образом-крючком.

Например:

Кровать – это локация. Спинка, матрас, ножка кровати – это крючок. Именно с крючками мы будем связывать новую информацию.

Для того чтобы определить локации нам необходимо выбрать точку отсчета. Лучше всего использовать вход в помещение. От выбранной точки по часовой стрелке мы мысленно проходим по помещению и выделяем все локации, которые встречаются у нас на пути. Дверь, шкаф в прихожей, лампа, тумбочка, окно, кровать, бельевой шкаф и т.д.

Чем больше локации вы выделите, тем больше информации сможете запомнить. Главное избегать повторов. Иначе может возникнуть путаница. Например, если у вас в комнате две одинаковые тумбочки, берем только одну из них.

После этого, в каждой локации мы выделяем составные части – крючки. Я рекомендую в одной локации выделять от 3 до 5 образов-крючков.

В среднем у вас должно получиться около 30 -40 локаций и 90 -200 образов-крючков. Правильно структурируя информацию в памяти, в таком чертоге мы сможем разместить около 1000 телефонных номеров, несколько учебников или пару тысяч иностранных слов. Этого вполне достаточно на первом этапе.

Выбранные локации необходимо закрепить в памяти, мысленно проходя по сформированному маршруту.

На этом, строительство наших чертогов можно завершать.

3.2.Как использовать «Чертоги памяти»?

ШАГ 1. Переводим информацию в зрительные образы.

Любую запоминаемую информацию нам необходимо перевести в зрительные образы. Если мы запоминаем список покупок, то элементы этого списка, как правило, имеют естественные зрительные образы.

Мы без проблем можем представить, как выглядит булка хлеба или пакет молока. Трудности возникают с запоминанием цифр, абстрактных слов, научных терминов, иностранных слов, а также имен и фамилий.

Попробуйте представить, как выглядит любовь, билирубин или watermelon. Как переводить подобную информацию в образы, разговор для отдельной статьи. В системе запоминания SAVE применяется порядка 15 приемов и методов перевода трудной для запоминания информации в образы.

ШАГ 2. Соединение образов и локаций

После того, как информация переведена в образы, мы переходим к её размещению в наших чертогах.

Для этого мы мысленно соединяем запоминаемый образ с одним из выделенных нами крючков, накладывая их друг на друга. Эту связь мы мысленно удерживаем в воображении, в течение 5-10 сек.

Например, берем булку хлеба и накладываем её на спинку кровати, а пакет молока кладем на подушку.

После этого переходим к следующему образу. И повторяем процедуру снова.

Новую информацию необходимо повторять. Мысленно передвигаясь по помещению, мы вспоминаем образы, размещенные на локациях.

Это простой вариант использования своих чертогов. После того, как вы его освоите можно переходить к более сложным ассоциативным структурам, размещая на одном крючке не один образ, а несколько десятков образов связанных между собой ассоциативными связями. В которых, могут быть закодированы списки телефонных номеров, учебные материалы и многое другое.

ШАГ 3. Считываем информацию из памяти

Когда нам нужно извлечь информацию из нашей памяти. Мы мысленно перемещаемся в наши чертоги. Выбираем локацию и находим необходимые образы.

Если для кодирования информации в образы мы использовали специальные приемы. То нам необходимо провести декодирование образов в исходный формат.

Например, мы, используя образно-цифровой код, перевели номер телефона в образы: шашки, вода, ранец.

Считывая информацию из памяти, мы обратно переводим образы в цифры – 668210. После небольшой тренировки эти действия вы будете производить очень быстро.

3.3.Использование индукции и дедукции на практике и способы их развития

Судя по тому, как с помощью дедуктивного метода распутывает детективные истории Шерлок Холмс, его могут взять на вооружение следователи, юристы, сотрудники правоохранительных органов. Впрочем, владение дедуктивным методом пригодится в любой сфере деятельности: студенты смогут быстрее понять и лучше запомнить материал, менеджеры или врачи — принять единственно правильное решение и пр.

Наверно, нет такой области человеческой жизни, где дедуктивный метод не сослужил бы службу. С его помощью можно делать выводы об окружающих людях, что важно при построении взаимоотношений с ними. Он развивает наблюдательность, логическое мышление, память и просто заставляет думать, не давая мозгу состариться раньше времени. Ведь наш мозг нуждается в тренировках не меньше, чем наши мышцы.

Дедукция – медленное мышление, которое основывается на осознанном формировании оценок и выводов. Его использовал тот же Шерлок Холмс. Мы же нередко даем оценку каким-либо событиям или людям, используя быстрое мышление, которое реагирует мгновенно и часто заставляет нас принимать ошибочные решения.

Приобрести навыки медленного мышления можно, если его постоянно тренировать. Для этого нужно:

1. Решать задачи

Это могут быть задачи по физике, математике, химии, ведь в процессе интеллектуальной деятельности как раз и происходит тренировка медленного мышления. Правда, придется восстановить подзабытые школьные знания этих предметов, а если у кого-то еще со школьных времен сохранилась нелюбовь к точным наукам и разным задачкам, можно воспользоваться книгами с головоломками, специально подобранными для развития логического мышления. Его развитию также способствуют покер и шахматы.

2. Расширять кругозор

Глубокие знания в различных областях культуры, науки, искусства и т. д., а также широкий кругозор позволят стать всесторонне развитой личностью, которая будет строить свои умозаключения, опираясь на знания и опыт, а не на догадки. Здесь неоценимую услугу окажут энциклопедии, словари, справочники, книги и фильмы, путешествия.

3. Проявлять дотошность

Можно взяться за изучение какого-то одного предмета или факта, но сделать это тщательно и всесторонне. Такой факт или предмет должен вызывать эмоциональный отклик и интерес, только тогда будет результат. Например, читая книгу или просматривая фильм, нужно обращать внимание на разные детали во внешности и поведении героев, чтобы попытаться предугадать дальнейший ход событий. Такие эксперименты лучше всего проводить с книгами или фильмами детективного жанра.

4. Развивать гибкость мышления

Решив задачу или проблему одним способом, следует попытаться найти другие пути решения, посмотрев на них с иного ракурса или с иной точки зрения. Чтобы выбрать оптимальный вариант, стоит прислушаться к мнению других людей и рассмотреть их версии. Ваши опыт и знания плюс опыт и знания других людей, наличие нескольких вариантов помогут сделать единственно верное умозаключение.

5. Быть наблюдательным

В разговоре с другими людьми стоит не только слушать, но и смотреть: отмечать их жесты, мимику, тембр голоса, интонацию. Таким образом можно будет распознать намерения человека и понять, насколько он правдив, дружелюбен и искренен.

Развивать наблюдательность можно, рассматривая посторонних людей на улице и мысленно угадывая, где они работают, куда идут, их семейное положение, привычки и характер. (Конечно, это стоит делать незаметно — вряд ли кому-то понравится, что его разглядывают.) Наблюдая за тем, какие у человека руки, цвет лица, прическа, обувь, сумка и т. д., можно предположить, какие у него привычки, предпочтения, чем он занимается, хотя сам он не произнесет ни слова.

6. Развивать произвольное и непроизвольное внимание

Это необходимо для того, чтобы уметь не упускать из внимания важные детали, правильно их толковать и не отвлекаться на посторонние предметы. Непроизвольное внимание — это своего рода боковое зрение. Для его тренировки необходимо наблюдать за привычными предметами в непривычной обстановке. Например, при другом освещении или звуковом фоне.

Произвольное внимание — это способность сосредоточиться на одном объекте, ни на что не отвлекаясь. Известно, что обычно человек удерживает внимание на одном объекте не больше 20 минут. Шерлоку Холмсу, например, сосредоточиться помогали одиночество, трубка и игра на скрипке.

7. Совмещать дедукцию и индукцию

Например, в больницу поступает пациент с диагнозом «язва желудка». Для его подтверждения врач смотрит, присутствуют ли все симптомы, характерные для этого заболевания, и после этого подтверждает или отрицает диагноз. И наоборот: в поликлинику приходит человек, который жалуется на боли в желудке, изжогу, отсутствие аппетита и пр. — и врач, собрав воедино все симптомы, ставит диагноз.

Эти простые примеры еще раз доказывают, что для успешного пользования разными методами мышления необходимо располагать немалыми знаниями и опытом.

Изучая эту тему, мы узнали, что:

  • Дедукция и индукция – совершенно противоречащие понятия;
  • Мы можем использовать дедукцию и индукцию в обычной жизни;
  • Ментальная память и фотографическая память тесно связаны;
  • Ментальную и фотографическую виды памяти удобно использовать в повседневной жизни. Например, на уроке, на кружке или дома;
  • Ментальную память, дедукцию и индукцию можно тренировать и улучшать.

Мы поняли, что интеллект каждого человека – это его заслуга, а не полученная им особенность от природы. Мы поняли, что гениальность Шерлока Холмса родилась из способов и приёмов, которыми он пользовался. И самое главное мы поняли, что каждый человек может стать Шерлоком Холмсом, только если захочет, будет тренироваться, совершенствовать память и свои навыки, а самое важное – не сдаваться и не лениться.

Список использованных источников

22 августа 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Большинство людей слышали о дедукции из книг, фильмов и сериалов о Шерлоке Холмсе.

На самом деле, знаменитый сыщик применял целый арсенал логических методов, подкрепляя все это дьявольской наблюдательностью и профессиональным чутьем.

Сегодня я расскажу, что такое дедукция, чем она отличается от индукции, как правильно и неправильно строить умозаключения.

Дедукция — это метод логического мышления

Термин образован от латинского слова deductio – выведение.

Есть простое определение: дедукция – это метод мышления, который предполагает переход от общего к частному.

То, что верно для целого класса вещей, также истинно и для каждого объекта, относящегося к этому классу.

Дедуктивное рассуждение начинается с посылки – общего правила, которое считается истинным. Затем с помощью логических звеньев из посылки должно выводиться частное заключение.

Поясним на примере:

  1. Посылка: у людей есть голова (класс объектов «человек» имеет общее свойство «наличие головы»).
  2. Логическое звено: Петя – человек (он принадлежит к классу «человек»).
  3. Заключение: у Пети есть голова.

Чтобы сделать такой вывод, вовсе не обязательно лично знать Петю.

Где применяется дедукция

Мы используем такое мышление ежедневно, даже не догадываясь об этом. Не замечаем, что в голове выстраиваются логические цепочки: теплая одежда защищает от холода, на улице холодно, куртка – теплая одежда, надену куртку. Все происходит автоматически за доли секунды.

Но метод дедуктивного мышления применяется осознанно во многих сферах:

  1. Споры и дискуссии. Когда нужно убедить оппонента принять вашу точку зрения, достаточно найти очевидное утверждение, с которым он согласится. А потом логически связать предпосылку с нужным выводом. Менеджер в автосалоне убеждает клиента купить дорогой автомобиль: «Решайтесь, мы живем лишь раз. Зачем откладывать мечту?».
  2. Математика. Доказательство теоремы основывается на аксиомах – утверждениях, которые по умолчанию истинны.
  3. Криминалистика. Используя общую картину происшествия, эксперт устанавливает отдельные обстоятельства дела.
  4. Наука. Дедукция – это основной логический способ доказательства. Ученый берет гипотезу (что это такое?), которую нужно подтвердить или опровергнуть, и выводит следствия. Если в ходе экспериментов удается обнаружить эти следствия, то гипотеза считается доказанной.
  5. Философия. Это наука, где эксперименты – мысленные, а доказательства — логические. В той же физике можно подкинуть яблоко в небо, чтобы убедиться в существовании силы притяжения. Дедукция в философии – это способ логически обосновать гипотезу.

Индукция – что это?

Слово «индукция» (от лат. inductio – наведение) означает движение в противоположном направлении: от частного к общему.

На основании отдельных фактов выводится общее правило или закономерность.

Например:

  1. Кеша умеет разговаривать.
  2. Гоша умеет разговаривать.
  3. Кеша и Гоша – попугаи.
  4. Все попугаи умеют разговаривать.

К выводам, которые получены способом индуктивных рассуждений, не стоит относиться как к абсолютной истине. Это всего лишь гипотеза, которая может быть верной или ложной.

Чем больше фактов подтверждают вывод, тем он достовернее. В нашем случае, для получения на 100% верного предположения, нужно проверить всех попугаев на свете. Если хотя бы один не разговаривает, то вывод ложный.

Индукция имеет огромное значение для научного познания. Многие открытия совершены благодаря этому методу. Ученый наблюдает отдельные явления, выявляет связи и закономерности между ними, обобщает и выдвигает научную гипотезу.

Например, Аристотель обнаружил:

  1. во время затмения Земля бросает на Луну круглую тень;
  2. корабль скрывается за горизонтом по частям – сначала уходит корпус, а паруса еще видны;
  3. звездное небо из разных точек планеты выглядит по-разному.

Из этих фактов методом индукции греческий мыслитель сделал вывод: Земля – шарообразной формы.

История метода дедукции

Теория дедукции создана древнегреческим мыслителем Аристотелем. Он сформулировал основные правила выведения умозаключений, в основе которых лежит связь между родом и единичной вещью. Такие умозаключения Аристотель называл категорическими силлогизмами.

Дедукцию постоянно пытались сравнивать с другими методами познания, стараясь выяснить, что лучше, а что хуже. Французский философ Рене Декарт противопоставлял дедукции интуицию. По его мнению, интуиция обеспечивает прямой доступ к подлинным знаниям, а дедукция лишь позволяет извлекать информацию путем рассуждения.

Фрэнсис Бэкон нещадно критиковал дедукцию. Дедуктивные рассуждения не дают новую информацию, а просто проливают свет на частный случай из общего правила. Правильным способом постижения новых истин Бэкон считал индукцию.

Готфрид Вильгельм Лейбниц, наоборот, называл дедуктивно-полученные знания «истинными во всех возможных мирах».

На самом деле, все методы познания работают в тесной связке друг с другом:

  1. Интуиция помогает ученому понять, в каком направлении двигаться, что важно, а что нет.
  2. С помощью индукции удается объединить набор разрозненных фактов в единое предположение.
  3. Дедуктивная логика помогает проверить это предположение: если следствия верны, то и сама гипотеза – это истина.

Дедукция и индукция: как избежать ложных выводов

Когда плутаешь по логическим тропинкам, легко свернуть не туда. В дедукции, если общее утверждение ложно, то и выводы из него будут неправильными. В индукции недостаточное количество фактов дает ошибочное предположение. Если одно яблоко червивое, это не значит, что все остальные такие же.

Опаснее всего ошибочные выводы, которые получены путем объединения индукции с дедукцией.

Представьте девушку, которая избегает отношений с противоположным полом из-за печального опыта. Она думает так:

  1. Индуктивное получение недостоверного вывода.
    1. Саша мне изменял, Сережа – бил, Коля – пропивал все деньги;
    2. Саша, Сережа и Коля – мужчины;
    3. все мужики – козлы.
  2. Дедуктивное получение ошибочного следствия из ложного умозаключения.
    1. все мужики – козлы;
    2. новый ухажер – мужчина;
    3. значит, он козел, а козлы мне не нужны.

Проблема в том, что умозаключение «все мужики – козлы» основано на неполной выборке. Саша, Сережа и Коля – не все мужчины в мире.

Пример неудачной дедукции:

Как развивать дедуктивные способности

Дедуктивное мышление – это не врожденный талант, а навык, который можно и нужно развивать. Как это сделать:

  1. Расширить кругозор. Чтобы уметь быстро подбирать общее правило под конкретный случай, нужно хранить в голове настоящую библиотеку. Шерлок Холмс обладал глубокими познаниями в химии, медицине, анатомии, криминалистике, ботанике и геологии. А еще играл на скрипке и занимался боксом.
  2. Тренировать мозги. Без нагрузки наши мысли замедляются, а разум «костенеет». Помогут логические задачи, головоломки, шахматы и шашки. Можно учить иностранные языки или осваивать новую профессию.
  3. Развивать наблюдательность. В этом деле важно подмечать мелкие детали и особенности. Шерлок Холмс, просто взглянув на часы, рассказал доктору Ватсону историю жизни их предыдущего владельца.
  4. Научиться контролировать свое внимание. Сложно мыслить логически, когда рой из несвязанных мыслей хаотично носится в голове. Есть простое упражнение: следите за секундной стрелкой часов, стараясь не отвлекаться. Это непросто: скоро вы обнаружите, что забыли про стрелку и размышляете о чем-то постороннем.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Ещё знаменитый литературный персонаж А.К. Дойля Шерлок Холмс применял дедуктивный метод при раскрытии преступлений.

В историях про Шерлока Холмса описываются странные убийства, мистификации, по изобретательности не превосходящие простые элементарные правила психологии человека и физические законы. Конечно же, дедуктивным мышлением обладал сам писатель, он очень четко, по фактам, раскрывает нам истории преступлений от лица великого сыщика.

Дедуктивный метод мышления поможет вам лучше видеть многоходовые взаимосвязи информации, способствует поиску фактов, научит правильному построению суждений. Научит выстраивать мысли последовательно и практично, думать в направлении смысла, вокруг которого сосредоточена ситуация.

Особенности дедуктивного мышления

Развитие дедуктивного метода началось во времена Аристотеля и философских наук. Когда необходимо было выявить истину, для вывода из ряда суждений использовались силлогизмы.

Чем характеризуется современный дедуктивный метод? Дедуктивный метод подразумевает фактическую осведомленность, сбор достоверной информации и выяснение её формальных условий.

Дедуктивное мышление включает в себя построение причинно-следственных связей. Связь устанавливается либо между двумя реальными фактами, либо фактом и представлением о том, как он повлияет на будущее. В суждение (логическое выражение) входит: первое – предпосылки, второе — вывод.

Общая предпосылка имеет значение некоторого всеобщего закона, который вводит остальные малые предпосылки в систему. Малые предпосылки имеют значение частного случая, который попадает под этот закон. Вывод – это то что следует ожидать при выполнении условий общей предпосылки.

Например, общим законом может быть всемирный закон тяготения: Земля притягивает к себе все материальные объекты (имеющие вес). Малой посылкой будет – «яблоко имеет определенный вес». Отсюда вытекает вывод «яблоко притянется и упадет на землю вниз, также как и все тяжелые предметы».

Согласно правилу дедукции, общая предпосылка берется как уже доказанный закон, лежащий в основе реального явления, которое человек наблюдает непосредственно:

  • основным способом получить общее знание является пристальное наблюдение за природными и общественными явлениями, абстрагирование от конкретных их признако;
  • вторая малая частная предпосылка приобретает характер косвенной информации, чисто теоретической и её истинность опосредуется через основное правило явлени;
  • общая главная предпосылка наиболее абстрактная. Частная предпосылка более конкретная.

Нам необязательно многократно проводить опыты над яблоком (и многими другими предметами, которые имеют вес), чтобы лишний раз подтвердить общий закон. Человек с успехом пользуется дедуктивным методом, не прибегая к ненужным действиям и повторным проверкам. Кроме того, метод позволяет строить вполне реальные гипотезы о будущих событиях, выстраивать цепочку предпосылок и выводов, уводя человеческое мышление далеко вперед.

Поэтому данный метод ускоряет получение проверенной информации в рамках теоретической логики.

В двух словах, дедуктивное мышление позволяет делять выводы и стоить прогнозы о частных событиях на основании общих признаков наблюдаемого объекта или явления.

Отличие дедуктивного метода от индуктивного

Индуктивный метод получения знаний или предположений основан на переходе от частного (мелких предпосылок) к общему. В качестве точки отсчета, чтобы сделать вывод, берутся какие-то конкретные признаки неизвестного явления. Например, если у человека наблюдаются повышенная температура, кашель, озноб, значит — у него грипп (простуда). Человек в рассуждениях идет от части к целому. В данном случае от разрозненных симптомов к определению болезни.

С Викиум вы сможете развивать дедуктивные способности онлайн

С точки зрения дедуктивного метода это неправильно. Прежде всего надо охватить картину в целом, а для этого надо ввести обобщающий компонент – «простудное заболевание». Например, если у человека грипп, то, следовательно, у него должны наблюдаться все соответствующие симптомы. Но чтобы получить процедуру вывода, необходимо владеть обширной базой знаний. Дедуктивное мышление более обобщающее, глобальное и выражается в наиболее формальном виде цепочки логических выводов. Индуктивное относится больше к интуитивным прозрениям, субъективным предчувствиям.

Иногда в единую ситуацию объединяют сразу несколько разных фактов, которые дробятся на единичные признаки и ссылки к доказательствам.

  • от частного к общему – индукция;
  • от общего к частному – дедукция.

Однако, получение общего знания (закона) происходит с помощью близкого рассмотрения частных случаев, их объединения, то есть методом индукции.

То есть дедуктивный и индуктивный подход взаимнообусловлены и сначала, до определения общего закона и признака различных явлений, цепочка выводов движется «снизу вверх» (индуктивный подход), а в дальнейшем, после нахождения общего признака для частных случаев — «сверху вниз» (дедуктивный подход).

Как развить дедуктивное мышление

  1. Старайтесь достраивать полную картину ситуации и характеров людей до мелочей. Не упускайте ни одной детали, даже если она, на первый взгляд, не очень значительная. Читая книгу, постарайтесь следить за описанием персонажей, за их мотивами, вставками и оговорками автора, основную сюжетную линию отставьте на второй план. Таким образом, вы просчитаете исход событий, развязку романа до того, как вы её прочтете.
  2. Старайтесь заинтересоваться любой информацией, будь то художественная литература, учебник по теории или просто статья в газете. Стремитесь быть в курсе мировых и местный новостей, чтобы планировать свои дела, опираясь на происходящее. Учитесь запоминать важные факты, цифры, символы, которые могу пригодиться в прогнозах, спорах. Подкрепляйте личные гипотезы именно достоверными сведениями, не полагаясь только на интуицию.
  3. Развивайте гибкость мышления. Не держитесь за одну какую-то теорию (мысль). Старайтесь разработать другой принцип работы или план ситуации. Не отвергайте советы друзей и посторонних. Сравнивайте между собой рассказанные версии, чтобы расширить представления о данном событии. Не бойтесь задавать вопросы собеседнику.
  4. Научитесь читать невербальные знаки, которые человек использует в разговоре. Попробуйте понаблюдать за мимикой, жестами, позой, настроением, поступками собеседника. Направление взгляда собеседника также является невербальным паралингвистическим знаком. Возможно, все эти элементы целостного поведения станут скрытым, мотивационным контекстом для речевых элементов (слов).
  5. Развивайте логическое мышление в целом. Тренируйте ум, разгадывая головоломки, кроссворды, решайте задачи. Приобретите книгу, где описаны задачи на логику. Занимайтесь онлайн.
  6. Старайтесь обобщать сведения и факты более глобально: проследить закономерности не только внутри одного явления или ситуации, а установить связи между двумя-тремя явлениями.
  7. Одним из человеческих инстинктов – любопытство. Будьте во всем любопытны. Не отвергайте ранее неизвестную информацию, даже если она не соответсвует вашим текущим представлениям. Постарайтесь в ней разобраться. Интересуйтесь всем, что вас окружает – разговоры различных людей на улице, внешний вид, характеры, специфику словарного запаса.

Задачи на развитие дедуктивного мышления

Типичной задачей, чтобы развить метод дедуктивного мышления, является всеми известная загадка Эйнштейна, где предлагается угадать пять домов, кто в них живет, что ест, курит и какое животное держит. В задании даются косвенные подсказки. Другим примером задачи на дедукцию может быть такая:

«Человек живет в многоэтажном доме, на 15-м этаже. Когда он возвращается домой, он едет до 9-го этажа на лифте, а до 15 – идет пешком по лестнице. Когда он возвращается домой не один или в дождливую погоду, он до 15-этажа едет на лифте. Вопрос: почему?»

Все задачи на объективную логику развивают абстрактное мышление и оперативную память, способность поиска повторяющихся деталей, мотивов, что способствует развитию дедуктивного мышления.

Медленное мышление, статистика и дедукция

Ещё один способ развития дедуктивного мышления – это тренировка медленного мышления и принятия разумных решений. Человек для получения ответа пользуется различными типами мышления. Интуитивное зависит от эмоциональных предчувствий и позволяет увидеть искомый ответ немедленно. В критических ситуациях это наиболее эффективный метод – реагировать быстро, предугадывать риски и опасности, экономить время, избегать излишних расчетов.

Но когда задача требует не молниеносной реакции, а углубленного понимания всех деталей, тогда медленное мышление способствует умственной въедливости в информационный материал, подавлению скорости мыслей (зависанию их в поле сознания) и произвольному вниманию. Для того, чтобы легче было получить состояние медленного мышления, сначала научитесь вдумчиво работать с увлекательной (интересующей вас) информацией, тогда формальная логика подпитывается личным интересом.

Статистический метод частично является аналогией интуиции, но основан на объективных данных. В чем-то этот метод объединяет и индукцию, и дедукцию. В качестве статистических данных берутся реальные числовые показатели. Например, температура на улице, измеряемая по дням с помощью точного прибора — термометра. Но между показателями измерений устанавливается интуитивная связь – ощущение времени (частота и продолжительность). Частота проявления низкой температуры, которая с каждым днем понижается, означает, что в будущем ждут заморозки. В этом случае, ни один из фактов не является общим правилом для всех остальных, однако, сами измерения носят характер объективной информации, а сделанные выводы — основой для дедуктивных рассуждений.

Очередная волна популярности и интереса к образу, созданному более ста лет назад Артуром Конан Дойлем, обусловлена успехом сериала от ВВС. Именно «очередная волна», ведь с момента появления такого персонажа как Шерлок Холмс в 1887 году, его имя стало сродни понятиям «детектив», «логика», «дедукция» и упоминается постоянно. Режиссеры сериала «Шерлок» прекрасно перенесли известного сыщика в современность, но это далеко не единственное, чему рады поклонники гения розыска. На фоне коммерческого триумфа сериала и чуть ранее вышедшего полнометражного фильма, где Шерлока Холмса сыграли Б. Камбербэтч и Р. Дауни-младший, соответственно, возросла заинтересованность методом дедукции, которым пользовался детектив-консультант, и построением логичных рассуждений в целом.

Порой то, как гениальный сыщик ведет расследование и разгадывает тайны, не совсем понятно. Тем не менее, все его догадки и размышления основываются на сугубо фактах, из которых Шерлок строит логическую цепочку, а она приводит его к разгадке. Навык, без сомнения, важный, и пригодится в жизни людям многих профессий. В связи с этим возникает вопрос, а можно ли научиться дедуктивному методу Холмса? И ответ утвердительный, с поправкой на то, что персонаж вымышленный и многое в нем гиперболизировано. Но есть и поправка к поправке – вдохновил А. Конан Дойля на создание такого героя реальный человек. Звали его Джозеф Белл, он был профессором Эдинбургского университета и славился своим умением по мелким деталям угадывать характер и прошлое человека.

Научная подоплёка

«То, что делает Шерлок Холмс интересно и захватывающе, и в этом нет ничего научного», – так может сказать каждый верящий в исключительность сыщика. И будет неправ. Известный детектив сравним с умелым химиком, который показывает классу эксперимент, в результате которого происходит что-то необыкновенное. Необыкновенное для всех, но не для самого химика, который прочитал стопы книг и сотни раз упражнялся с реактивами в лаборатории. Это наглядный пример того, как сложные вещи, с которыми обычно и имеет дело наука, могут быть достаточно простыми и интересными для всех. Так, и в основе навыков и умений, которые сам Шерлок называл дедуктивным методом лежит, самая что ни есть, скучная наука.

В дальнейшем из статьи будет ясно какие законы логики и другие требования к процессу мышления применял Шерлок Холмс, а пока что разберемся с категориальным аппаратом. Понятие дедукция (лат. deductio – выведение) означает метод мышления, при котором частное положение логическим путём выводится из общего; цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой связаны отношением логического следования. Проще говоря – это получение конкретного знания из общего. Но знакомые с азами логики и читавшие произведения А. Конан Дойля справедливо обратят внимание на то, что Шерлок, вероятно, не сильно вдавался в терминологию, ведь с точки зрения науки он пользовался индуктивным методом. Дело в том, что индукция – метод противоположный дедукции, который основывается на получении общего знания исходя из ряда частных. Именно его и применял детектив, сначала изучая улики и все известные данные, а потом на основании этого делая выводы. Но чтобы не огорчать почитателей таланта сыщика отметим, что сам мистер Холмс, по его же утверждению: «Отбросьте все невозможное, и то, что останется, и будет ответом, каким бы невероятным он ни казался», – дедуктивным методом все же пользовался, так что формально логика соблюдена.

Доверял Шерлок Холмс и своей интуиции. Он говорил: «Иногда значительно легче что-то понять, чем объяснить, почему я это понимаю. Если вас попросили доказать, что дважды два – четыре, вы можете испытать некоторые трудности с этим, но в тоже время вы абсолютно в этом уверены».

Чтобы более детально узнать о требованиях логики к процессу мышления рекомендуем познакомиться со специальным тренингом на нашем сайте.

Дедукция Шерлока Холмса

В «Этюде в багровых тонах» Шерлок Холмс говорит: «Всякая жизнь – это огромная цепь причин и следствий, и природу её мы можем познать по одному звену». Это выражение как нельзя лучше описывает то, как вёл расследования детектив. Несомненно, в жизни все происходит хаотично, а не по запланированному сценарию (в случае с Шерлоком – Конан Дойлем), но даже несмотря на это, наблюдательность и другие исключительные навыки сыщика с Бейкер-стрит, может пробовать развить каждый. Ниже перечислены эти навыки и способности.

  1. Наблюдательность и детали. Инспектор Лестрейд часто ошибался потому, что не уделял должного внимания деталям или делал выводы, опираясь на несколько самых значимых на его взгляд улик. Шерлок Холмс, напротив, собирал как можно больше сведений, анализировал все возможные сценарии развития событий и смотрел на них под разным углом. Это позволяло откинуть несущественные варианты и в результате из множества выделить несколько или один наиболее весомых, которые сыщик проверял и в конечном итоге разгадывал очередную загадку.
  2. Концентрация. Отрешенное лицо, нежелание отвечать на вопросы и игнорирование людей и событий вокруг – не признак «плохого» парня в Шерлоке, как хотелось бы думать некоторым его поклонникам. Дело в том, что, взявшись за расследование, Холмс начинает полностью им «жить». Он все время сосредоточен на решении, все время обдумывает варианты и решения. Интроверт в Шерлоке Холмсе – лишь режим работы, при котором он полностью отдается делу, откидывая то, что в этом мешает.
  3. Заинтересованность и кругозор. Вспомните, сколько видов табачного пепла различал Шерлок Холмс. А как мастерски он по частицам грунта на обуви, мог определить из какой части Англии прибыл человек. Он интересовался буквально всем, причем многим таким, что проходит мимо внимания обычных людей. Он был одаренным и подкованным в криминалистике, работал биохимиком в одной из лондонских больниц (по крайней мере, на момент знакомства с доктором Ватсоном, о чем есть упоминание в «Этюде в багровых тонах»). Шерлок играл на скрипке и прекрасно разбирался в музыке и опере, был знаком с несколькими европейскими языками и латынью, отлично фехтовал и боксировал, и многое другое. И нередко эти знания помогали детективу в жизни и профессии.
  4. Чертоги разума. Имея дело с огромными объемами информации, нужно уметь ее запоминать и в случае необходимости аккумулировать. Для этого Шерлок Холмс пользовался методом «чертоги разума». Это не его изобретение, ведь известны синонимические термины – «дворец памяти», «дорога Цицерона». Этот способ знали еще древние греки, а помимо гения сыскного ремесла его использовал злодей Ганнибал Лектер. Суть метода в ассоциативном способе запоминания информации, при котором каждый образ (информация, факт, знание) привязывается к конкретному объекту в помещении (комнате, доме, дворце). Звучит довольно непонятно, поэтому советуем вам ознакомиться с детальной статьей на тему по . Также рекомендуем пройти тренинг по развитию памяти на нашем сайте.
  5. Язык жестов. Помимо наблюдательности и склонности к анализу, Шерлок Холмс был прекрасным психологом. Нередко ему удавалось понять врёт ли человек, лишь наблюдая за его поведением. Понимание языка тела и поведенческих моделей важно не только с целью выявления лжи, но и для составления картины привычек и жизнедеятельности человека. Для достижения хотя бы минимального успеха в такой практике нужно просто учиться подмечать детали в людях: привычках, манере говорить, одеваться.
  6. Интуиция. Выше говорилось, что иногда полагаясь на интуицию, в том или ином выборе, Шерлок Холмс в конце приходил к успеху. Здесь нужно отдать должное скорее не развитому шестому чувству, а опыту, который в некоторых моментах подсказывает, как правильно поступать. Хотя утверждения и довольно противоречивы, примером чему долгая дискуссия относительно вопроса существует ли интуиция и ее природы, вывод можно сделать следующий – только вы сами можете провести тонкую грань между предчувствием как действовать и самим действием.
  7. Практика. Сам Шерлок Холмс сравнивал свое мышление с поездом. Он постоянно упражнялся в логике в быту, ради развлечения, а не только когда расследовал преступление. Это позволяло «разогнать поезд», держать себя постоянно в тонусе, и когда подворачивалось достойное дело, промежуточные размышления Шерлок «пролетал на всех парах».

Разбор примеров из произведений о Холмсе и другие материалы для развития мышления доступны на курсе «Когнитивистика».
Присоединяйтесь!

Как развить дедукцию (дедуктивные способности)

В логике, науке о правильном мышлении, есть два вида умозаключений — дедукция и индукция. Слово «дедукция» образовалось от латинского deductio, что означает «выведение». Дедукция — это метод мышления, при котором логическим путем, в результате цепочки умозаключений, из общего положения выводится частное. То есть это вид рассуждений от общего к частному.

Термин «дедукция» еще не так давно был известен только узкому кругу специалистов, но благодаря герою детективных романов Артура Конан Дойля Шерлоку Холмсу, которого называли мастером дедуктивного метода, о дедукции узнал весь мир.

Шерлок Холмс, отталкиваясь от общего — полной картины преступления с возможными его участниками, шел к частному — рассматривал каждого, кто мог его совершить, изучал мотивы, возможности, поведение, и путем логических умозаключений определял преступника, предъявляя ему неоспоримые доказательства.

Простейший пример дедуктивного умозаключения:

  • все металлы способны проводить ток;
  • серебро — это металл;
  • следовательно, серебро тоже проводит ток.

Методу дедукции противостоит метод индукции — когда вывод делается на основе рассуждений, идущих от частного к общему. Например:

  • реки Енисей Иртыш и Лена текут с юга на север;
  • реки Енисей, Иртыш и Лена — сибирские реки;
  • следовательно, все сибирские реки текут с юга на север.

Разумеется, это упрощенные примеры дедукции и индукции. Умозаключения должны опираться на опыт, знания и конкретные факты. В противном случае не удалось бы избежать обобщений и сделать ошибочные выводы. Например, «Все мужчины — обманщики, значит ты тоже обманщик». Или «Вова лентяй, Толик лентяй и Юра лентяй, значит все мужчины — лентяи».

В повседневной жизни мы пользуемся простейшими вариантами дедукции и индукции, даже не догадываясь об этом. Например, увидев растрепанного человека, который несется сломя голову, мы думаем — наверно, он куда-то опаздывает. Или глянув утром в окно и заметив, что асфальт усыпан мокрыми листьями, мы можем предположить, что ночью шел дождь и был сильный ветер. Мы говорим ребенку, чтобы он в будний день не сидел допоздна, потому что предполагаем, что тогда он проспит школу, не позавтракает и пр.

Как можно применить дедукцию на практике?

Судя по тому, как с помощью дедуктивного метода распутывает детективные истории Шерлок Холмс, его могут взять на вооружение следователи, юристы, сотрудники правоохранительных органов. Впрочем, владение дедуктивным методом пригодится в любой сфере деятельности: студенты смогут быстрее понять и лучше запомнить материал, менеджеры или врачи — принять единственно правильное решение и пр.

Наверно, нет такой области человеческой жизни, где дедуктивный метод не сослужил бы службу. С его помощью можно делать выводы об окружающих людях, что важно при построении взаимоотношений с ними. Он развивает наблюдательность, логическое мышление, память и просто заставляет думать, не давая мозгу состариться раньше времени. Ведь наш мозг нуждается в тренировках не меньше, чем наши мышцы.

Как развить дедукцию?

Дедукция – медленное мышление, которое основывается на осознанном формировании оценок и выводов. Его использовал тот же Шерлок Холмс. Мы же нередко даем оценку каким-либо событиям или людям, используя быстрое мышление, которое реагирует мгновенно и часто заставляет нас принимать ошибочные решения.

Приобрести навыки медленного мышления можно, если его постоянно тренировать. Для этого нужно:

Решать задачи

Это могут быть задачи по физике, математике, химии, ведь в процессе интеллектуальной деятельности как раз и происходит тренировка медленного мышления. Правда, придется восстановить подзабытые школьные знания этих предметов, а если у кого-то еще со школьных времен сохранилась нелюбовь к точным наукам и разным задачкам, можно воспользоваться книгами с головоломками, специально подобранными для развития логического мышления. Его развитию также способствуют покер и шахматы.

Расширять кругозор

Глубокие знания в различных областях культуры, науки, искусства и т. д., а также широкий кругозор позволят стать всесторонне развитой личностью, которая будет строить свои умозаключения, опираясь на знания и опыт, а не на догадки. Здесь неоценимую услугу окажут энциклопедии, словари, справочники, книги и фильмы, путешествия.

Проявлять дотошность

Можно взяться за изучение какого-то одного предмета или факта, но сделать это тщательно и всесторонне. Такой факт или предмет должен вызывать эмоциональный отклик и интерес, только тогда будет результат. Например, читая книгу или просматривая фильм, нужно обращать внимание на разные детали во внешности и поведении героев, чтобы попытаться предугадать дальнейший ход событий. Такие эксперименты лучше всего проводить с книгами или фильмами детективного жанра.

Развивать гибкость мышления

Решив задачу или проблему одним способом, следует попытаться найти другие пути решения, посмотрев на них с иного ракурса или с иной точки зрения. Чтобы выбрать оптимальный вариант, стоит прислушаться к мнению других людей и рассмотреть их версии. Ваши опыт и знания плюс опыт и знания других людей, наличие нескольких вариантов помогут сделать единственно верное умозаключение.

Быть наблюдательным

В разговоре с другими людьми стоит не только слушать, но и смотреть: отмечать их жесты, мимику, тембр голоса, интонацию. Таким образом можно будет распознать намерения человека и понять, насколько он правдив, дружелюбен и искренен.

Развивать наблюдательность можно, рассматривая посторонних людей на улице и мысленно угадывая, где они работают, куда идут, их семейное положение, привычки и характер. (Конечно, это стоит делать незаметно — вряд ли кому-то понравится, что его разглядывают.) Наблюдая за тем, какие у человека руки, цвет лица, прическа, обувь, сумка и т. д., можно предположить, какие у него привычки, предпочтения, чем он занимается, хотя сам он не произнесет ни слова.

Развивать произвольное и непроизвольное внимание

Это необходимо для того, чтобы уметь не упускать из внимания важные детали, правильно их толковать и не отвлекаться на посторонние предметы. Непроизвольное внимание — это своего рода боковое зрение. Для его тренировки необходимо наблюдать за привычными предметами в непривычной обстановке. Например, при другом освещении или звуковом фоне.

Произвольное внимание — это способность сосредоточиться на одном объекте, ни на что не отвлекаясь. Известно, что обычно человек удерживает внимание на одном объекте не больше 20 минут. Шерлоку Холмсу, например, сосредоточиться помогали одиночество, трубка и игра на скрипке.

Совмещать дедукцию и индукцию

Например, в больницу поступает пациент с диагнозом «язва желудка». Для его подтверждения врач смотрит, присутствуют ли все симптомы, характерные для этого заболевания, и после этого подтверждает или отрицает диагноз. И наоборот: в поликлинику приходит человек, который жалуется на боли в желудке, изжогу, отсутствие аппетита и пр. — и врач, собрав воедино все симптомы, ставит диагноз.

Эти простые примеры еще раз доказывают, что для успешного пользования разными методами мышления необходимо располагать немалыми знаниями и опытом.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *