Мифы о прививках
Мифы о прививках обычно появляются в результате отсутствия понятной информации о том, как производятся и работают вакцины. Разные мифы появлялись и исчезали с момента изобретения вакцин. Например, если нанести на кожу руки препарат, полученный из пузырьков с вымени коровы, то на руке вырастет корова (так думали при начале иммунизации против натуральной оспы, которую изобрел Эдуард Дженнер в конце 18 века). И несмотря на то, что массовая вакцинация против многих заболеваний уже практически привела к поддержанию ситуации выраженного снижения или исчезновения этих инфекций, некоторые мифы о прививках продолжают циркулировать.
Представляем вам самые распространенные мифы о вакцинации и объясняем, что есть на самом деле.
Содержание
- Миф № 1. Я не вижу этих инфекций, нет необходимости прививаться
- Миф № 2. Прививки перегружают естественный иммунитет
- Миф № 3. Подождите с прививками до года
- Миф № 4. Лучше вводить вакцины по отдельности, нежели вместе
- Миф № 5. Многие не прививаются и не болеют
- Миф 1: Нельзя прививать аллергиков и астматиков
- Миф 2: Вакцина против ВПЧ вызывает бесплодие у девочек
- Миф 3: Прививки вызывают развитие аутизма и ДЦП
- Миф 4: Прививки уничтожают пока ещё слабый детский иммунитет
- Миф 5: Нельзя прививать детей с неврологическими заболеваниями
- Миф 6: Прививки всегда вызывают побочные эффекты
- Миф 7: Вакцина от БЦЖ может вызвать туберкулёз
- Миф 8: В современных вакцинах есть вещества, которые наносят вред организму
- Миф 9: Билл Гейтс разрабатывает вакцину от Covid-19, которая сделает людей бесплодными
Миф № 1. Я не вижу этих инфекций, нет необходимости прививаться
«Родителей часто запугивают вероятностью встречи ребенка с инфекциями. Может быть, инфекций вокруг и правда много – но я почему-то их не вижу, кто видел больных дифтерией или полиомиелитом? Хорошая гигиена и санитарные условия защищают нас от болезней».
Это характерная для человека реакция на попытку защитить его от того, с чем он еще не столкнулся. «Не вижу, не знаю, а значит этого нет» (пока гром не грянет…). Вряд ли нужно убеждать в необходимости прививки против гепатита В того, у кого только что его выявили. Но когда человек сталкивается с фактом инфекции, заниматься профилактикой (делать прививки) уже поздно и бесполезно. Поэтому ребенок рискует переболеть всеми инфекциями до тех пор, пока мама, наконец, не убедится, что вокруг них есть и коклюш, и гепатит В, и гепатит А, и корь с ветрянкой.
Хотя вакциноуправляемые инфекции стали редкостью из-за массовой вакцинации, инфекционные агенты, которые их вызывают, продолжают циркулировать. Эти микробы могут даже пересекать границы и заражать тех, кто остался не защищен.
Поэтому существуют две основные причины сделать прививку — для того, чтобы защитить себя и для того, чтобы защитить людей вокруг нас. Успешные программы вакцинации, как и успешные сообщества, зависят от сотрудничества каждого конкретного человека в обеспечении блага всех.
Если человек из-за заблуждений решает не прививаться, и число таких отказников нарастает, то нарастает и количество людей, которые могут заразиться и заболеть, и заразить других. Чтобы остановить распространение инфекций, каждому из нас нужно делать те прививки, которые ему рекомендованы.
Хорошие гигиенические условия жизни, мытье рук и чистая вода, конечно, помогают защитить людей от инфекционных заболеваний, но многие инфекции распространяются независимо от того, насколько чисто мы помылись. Если люди прекращают прививаться, болезни, ставшие редкими, быстро появляются вновь.
Миф № 2. Прививки перегружают естественный иммунитет
«У большинства людей существует естественный иммунитет ко многим болезням, а если такому человеку ввести вакцину, то иммунитет может быть перегружен»
К сожалению, естественного специфического (то есть направленного против конкретных вирусов и бактерий) иммунитета не существует. Да, есть врожденные неспецифические механизмы защиты от инфекций, но «естественного» врожденного иммунитета против гепатита В, дифтерии, столбняка или гриппа увы нет, иначе зачем нужно было защищать свою жизнь прививками? Впрочем, некоторые антитела передаются новорожденному от матери, ноненадолго, и их уровень не всегда достаточен для защиты ребенка. Не стоит подвергать малыша риску, если вы можете защитить его с помощью вакцинации.
Миф № 3. Подождите с прививками до года
«Подождите, пока ребенку не исполнится год и он окрепнет, а потом начинайте делать прививки».
Почему бы тогда не подождать до двух, трех, пяти лет? Чем годовалый возраст так примечателен? Можно медлить сколько угодно, но инфекции не ждут и могут поражать незащищенного младенца: именно возраст с первых месяцев жизни наиболее опасен для развития заболеваний, вызванных коклюшем, гемофильной и пневмококковой инфекцией Это пневмония, отит, менингит (воспаление мозговых оболочек), сепсис (попадание инфекции в кровь). Многие вакцины специально разработаны для защиты именно маленьких детей. Поэтому лучше вовремя завершите стандартный первичный курс вакцинации, чтобы к 6 месяцам ребенок имел достаточный иммунитет для защиты от перечисленных заболеваний. Как раз в этом возрасте ребенок теряет основные материнские антитела и начинает активно осваивать мир ползанием и общением с родственниками.
Миф № 4. Лучше вводить вакцины по отдельности, нежели вместе
«Некоторые считают, что правильнее было бы делать прививки от болезней по отдельности, а не вместе — тогда организму будет легче справиться с введенными бактериями».
Живые бактерии вводятся только в случае вакцины БЦЖ (само собой, мы не говорим об экзотических вакцинах наподобие туляремийной). Поэтому ни о каком суммировании бактерий речи не идет.
Научно доказано, что одновременное введение несколько вакцин не оказывает «перегрузки» иммунитета ребенка. Ежедневно дети подвергаются воздействию нескольких сотен инородных веществ, на каждое из них иммунная система дает свою реакцию.
Простой прием пищи вводит новые антигены в организм, а многочисленные бактерии уже живут на коже, в полости рта, носа и кишечника. Ребенок подвергается воздействию значительно большего числа антигенов в результате простуды или ангины, чем при введении вакцины.
Ключевые преимущества введения нескольких вакцин или многокомпонентных вакцин за один раз — меньшее количество уколов и меньшее количество визитов в клинику.
При раздельном введении вакцин процесс вакцинации затягивается на много месяцев, ребенка постоянно носят на уколы, вместо того, чтобы быстро закончить курс вакцинации одновременным введением подходящих вакцин.
Кроме того, в комбинированных многокомпонентных детских вакцинах число сопутствующих веществ в несколько раз меньше, чем при введении каждой вакцины по отдельности, что снижает риск побочных реакций.
Не стоит подвергать организм ребенка дополнительной инъекционной нагрузке, выбирая раздельные прививки, когда в этом нет необходимости.
Миф № 5. Многие не прививаются и не болеют
«Наверно, стоит упомянуть и прививки против гриппа, которые многие делают весьма охотно каждый год и переносят грипп в более легкой форме, а другие не делают никогда и не болеют гриппом. Хотя, конечно, есть и обратные примеры: некоторые сделавшие прививку тоже не болеют, а непривитые все-таки заболевают».
Ошибочно полагать, что 10 или 30 человек, которых мы близко знаем, — это репрезентативная выборка, являющаяся мерилом здоровья нации. Другими словами, если наши знакомые не алкоголики, это вовсе не значит, что в России нет проблемы алкоголизма.
Сравнивать можно сопоставимые вещи, поэтому для корректности нужны одинаковые по возрасту, полу, наличию сопутствующей патологии, степени риска инфицирования и прочим факторам группы. Тогда разница среди привитых и непривитых будет более чем очевидной – 2-х и даже 4-кратное снижение заболеваемости среди привитых, что было доказано не менее чем тысячей исследований разного масштаба по всему миру.
Другой пример: «Я сделал прививку от гриппа и заболел».
Чем заболел? Гриппом? Это доказано лабораторными исследованиями? Или заболел обычным ОРЗ, от которого вакцина против гриппа и не предназначена защищать?
Вакцины против гриппа и многих других заболеваний являются инактивированными (убитыми) и не могут вызвать самого заболевания.
Показать источники
ОБ АВТОРЕ
Галина Петровна Червонская — вирусолог с многолетним стажем.
Начала свою научно-практическую деятельность еще будучи студенткой в лаборатории особо опасных инфекций, переименованную в ИНСТИТУТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПОЛИОМИЕЛИТА АМН СССР, теперь — ИНСТИТУТ ПОЛИОМИЕЛИТА И ВИРУСНЫХ ЭНЦЕФАЛИТОВ (ИПВЭ) РАМН им. Академика М.П. Чумакова — создателя этого института. Здесь, освоив методы «культурной вирусологии», принимала непосредственное участие в изготовлении первых серий отечественного варианта вакцины против вирусов полиомиелита (по первичной технологии д-ра Сейбина), а также в разработке во внедрении в нашей стране уникальной биологической модели — КУЛЬТУРЫ КЛЕТОК. Позже Галина Петровна защитила диссертацию по проблемам хронических вирусных инфекций в ИНСТИТУТЕ ЭПИДЕМИОЛОГИИ И МИКРОБИОЛОГИИ (ИЭМ) им. Академика Н.Ф.Гамалеи АМН СССР. Затем 12 лет проработала в ГосНИИ стандартизации и контроля (ГНИИСКе) медицинских биологических препаратов им. Л.А.Тарасевича Минздрава СССР, где делала все возможное для совершенствования безнадежно устаревших методов оценки безопасности вакцин, используемых массово в детской практике здравоохранения.
Галина Петровна — автор более 70-и научных статей, нескольких методических разработок, утвержденных Минздравом СССР и Федеральным центром Госсанэпиднадзора Минздрава России (1982,1991,1999). Методические инструкции посвящены использованию КУЛЬТУРЫ КЛЕТОК в качестве альтернативной биологической модели, заменяющей экспериментальных животных, помогающей получать более достоверные сведения о безопасности лекарственных препаратов, среди них — вакцин, а также пищепродуктов, косметических средств, изделий медицинского значения и др.
Червонская является основным исполнителем двух изобретений (1984, 1986) и соавтором трех монографий:
ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА (1994),
ВВЕДЕНИЕ В БИОЭТИКУ (1998),
БИОЭТИКА: принципы, правила, проблемы (1998).
Галина Петровна принимала участие в разработке законов о здравоохранении РФ — «Основы законодательства об охране здоровья граждан » (1993), «О лекарственных средствах » (1998), но главный ее труд в этой области — закон «ОБ ИММУНОПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ» (1998). Кроме того, Комитетом судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения г. Москвы Галина Петровна Червонская постоянно приглашается в качестве специалиста — эксперта по проблемам поствакцинальных осложнений.
Сейчас Галина Петровна продолжает научно-практическую работу вирусолога, являясь одновременно членом Российского Национального комитета по биоэтике (РНКБ) РАН и Международного общества, прав человека (МОПЧ). Занимаясь преподавательско-просветительской деятельностью, она активно передает свои знания молодежи, не только медикам и биологам, но и всем тем, кто хочет получить исчерпывающую информацию по вопросам вакцинологии, чтобы принимать осознанное и добровольное решение на любую прививку как профилактическом медицинском вмешательстве в индивидуальную и неповторимую природу каждого из нас. Именно с этой целью книга написана языком научно-популярной литературы, дабы пробудить интерес разных слоев граждан нашей страны, действительно озабоченных сохранением здоровья детей России, к этой неоднозначной проблеме, находящейся на стыке многих дисциплин и не только практической медицины.
Посвящаю дочери Е. А. Советовой
с глубокой благодарностью за помощь,
поддержку и великое терпение, а также
памяти мужа, профессора-физиолога А. Н. Советова.
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
Задача представляемого обзора по основам вакцинологии заключается в том, чтобы сориентировать грамотного молодого читателя в «джунглях» этой многогранной медико-биологической дисциплины. Понятно, что для этого необходима литература не только специального научного содержания и доступная по форме изложения, но и достаточно информативно-популярная.
Иммунопрофилактика — прививки — рассматривается здесь, во-первых, как один из разделов комплексной науки — вакцинологии, во-вторых, с позиций разных дисциплин не только медицины, что позволяет оценить массовое медицинское профилактическое вмешательство в природу человека как серьезную не только иммунологическую, общебиологическую, но и социальную, экологическую и правовую проблему.
Мы намеренно не останавливаемся на значимости иммунологии в целом и не представляем ее разделы, используя, вместе с тем, ключевые положения в контексте вакцинологии, поскольку за последние 25 лет иммунологическим вопросам посвящены многочисленные монографии и учебные пособия как отечественных, так и зарубежных авторов.
В новом проекте Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения Минздрав планировал сделать вакцинацию обязательной и запретить непривитым детям посещать детские сады. Но было немало людей, высказывающихся против этой нормы. В итоге Сенат вернул законопроект в Мажилис с дополнением: оставить родителям право на самостоятельное и осознанное принятие решения по вакцинации детей. Сейчас документ находится на подписи у Президента.
Тема вакцинации во всём мире является предметом жарких споров. Informburo.kz разбирает основные высказывания и мифы, касающиеся вакцинации.
Миф 1: Нельзя прививать аллергиков и астматиков
Специалисты утверждают, что аллергиков и астматиков прививать нужно наравне с другими детьми. Главное, делать прививки вне обострения аллергического процесса.
«Саму вакцинацию рекомендуется проводить «под прикрытием» антигистаминных препаратов в период пре- и поствакцинальной подготовки», – рекомендует заведующая отделением педиатрии городской поликлиники №4 Нур-Султана Виктория Виниченко.
Профессор, член консультативной комиссии по иммунизации населения Минздрава, эксперт Национального центра экспертизы лекарственных средств Жаннат Сатыбалдиева отмечает, что перед прививкой нужно убедиться, что у ребёнка нет аллергии на компоненты вакцины.
Миф 2: Вакцина против ВПЧ вызывает бесплодие у девочек
Вакцина против вируса папилломы человека (ВПЧ) вызывает формирование защитного специфического иммунитета против соответствующих типов ВПЧ. Нет научных доказательств о развитии бесплодия у вакцинированных женщин, никакого влияния на репродуктивную систему не отмечается.
Прививка против вируса папилломы человека. Почему её нужно делать и девочкам, и мальчикам?
«Этот миф распространяется антипрививочниками без какого-либо объяснения механизма развития бесплодия. Стоит отметить, что 6 октября 2008 года Нобелевский комитет присудил Нобелевскую премию в области физиологии и медицины немецкому исследователю Гарольду цур Хаузену за открытие, что вирус папилломы может вызывать рак шейки матки. Это огромное достижение науки, значение которого трудно переоценить, так как с помощью вакцины против ВПЧ можно предотвратить онкологическое заболевание», – считает Жаннат Сатыбалдиева.
Миф 3: Прививки вызывают развитие аутизма и ДЦП
Виктория Виниченко рассказала, откуда пошёл миф о том, что прививка может привести к аутизму. В 1998 году британский доктор Эндрю Уэйкфилд написал статью о том, что комбинированные вакцины против кори, паротита и краснухи вызывают аутизм. Врач пришёл к выводу, что у 12 из 170 наблюдавшихся у него детей после прививки появились нарушения поведения и речи. Но позже доктора уличили в подтасовке данных.
«Он утверждал, что признаки аутизма появлялись у детей спустя несколько дней после прививки. На самом деле у некоторых эти признаки возникали через месяцы, у некоторых – появлялись до вакцинации, а у троих участников эксперимента в медицинских картах диагноз «аутизм» вообще не фигурировал. Позднее выяснилось, что доктор Уэйкфилд был лично заинтересован в отказе от комбинированной вакцины и, вероятно, умышленно выбирал пациентов с аутизмом для исследования, поскольку принимал участие в выпуске новой моновакцины от кори. Действия Уэйкфилда были признаны противозаконными и нарушающими все правила проведения клинических испытаний, поэтому за этот проступок главный медицинский совет Великобритании лишил его права заниматься медицинской деятельностью навсегда», – сказала Виктория Винченко.
После этого случая в разных странах проводили исследования на связь между вакцинацией и аутизмом, но её так и не выявили.
«Никакой причинно-следственной связи между аутизмом и вакцинацией не существует, однако для того чтобы опровергнуть эти ложные данные печально знаменитого британского псевдоврача Эндрю Уэйкфилда, были проведены не только многочисленные исследования, но и потрачены огромные средства. Результаты этих исследований были опубликованы в ведущих научных изданиях Великобритании и других стран. Авторы статей назвали результаты исследования Уэйкфилда тщательно спланированным мошенничеством», – рассказала Жаннат Сатыбалдиева.
Также было доказано, что и ДЦП у детей не связан с вакцинацией. Такое мнение у части общественности сложилось из-за того, что клинические проявления этого заболевания появляются после полугода, когда ребёнок учиться сидеть, стоять и ходить. До этого времени он получает положенные ему вакцины согласно Национальному календарю прививок. И родители, не будучи специалистами, ошибочно связывают диагноз с прививками.
Миф 4: Прививки уничтожают пока ещё слабый детский иммунитет
У детей иммунитет не слабый, говорят врачи, а пока ещё не развитый. И поставить прививку – это значит дать детскому иммунитету стимул для развития.
«Ведь в таком случае и на обливание ледяной водой также можно смотреть как на угрозу. Но почему-то закалённые дети болеют реже. То же самое относится и к вакцинации. Иммунизированные дети обычно не болеют теми заболеваниями, против которых привиты, или болеют очень редко и в лёгкой форме», – утверждает Виктория Виниченко.
Миф 5: Нельзя прививать детей с неврологическими заболеваниями
Дети с неврологическими заболеваниями прививаются по специальным схемам (например, из адсорбированной коклюшно-дифтерийно-столбнячной вакцины исключают коклюшный компонент), допускается некоторое смещение графика прививок, рекомендованного Национальным календарем.
«Не является противопоказанием и перинатальная энцефалопатия – такой диагноз ставится довольно большому числу детей в течение первого месяца жизни. Под этим термином подразумевают остаточные послеродовые расстройства, которые исчезают в течение небольшого промежутка времени», – считает Виктория Виниченко.
Пересадка органов и обязательная вакцинация. О чём говорили на слушаниях по проекту кодекса о здоровье?
Жаннат Сатыбалдиева добавляет, что дети с неврологическими патологиями бывают ослабленными, и им как раз показана вакцинация, чтобы защитить их.
«Конечно, если у ребёнка есть неврологические патологии, всё это решается индивидуально. Любые отводы, если показаны, может сделать только педиатр на основании консультации невролога и с учётом индивидуальных особенностей того или иного ребёнка. И они, безусловно, должны быть под присмотром неврологов. Конечно, есть такие дети, которым какие-то вакцины назначают позже, либо индивидуально», – сказала Жаннат Сатыбалдиева.
Миф 6: Прививки всегда вызывают побочные эффекты
Вакцина как и любой лекарственный препарат имеет инструкцию по применению, где отражены все возможные побочные реакции. Они есть у любого лекарственного препарата.
«Конечно, бывают противопоказания. У каждой вакцины они есть и очень подробно описаны в инструкции. Это очень серьёзный документ. В любых лекарственных препаратах крупнейших производителей мира всегда огромные инструкции. И там для несведущего человека может быть пугающее количество побочных эффектов. Эти производители настолько себя уважают, что мельчайшие побочные нежелательные явления подробно описывают. Всегда имеется соотношение польза/риск. И оно очень важно и применимо ко всем лекарственным средствам. И к вакцинам тоже», – пояснила Жаннат Сатыбалдиева.
Аллергическая реакция – это сугубо индивидуальная ситуация. У миллионов людей может не быть аллергии к генетическому чужеродному веществу, а у одного – будет. Поэтому важно, чтобы врач-педиатр при осмотре ребёнка и после разговора с родителями выявлял, нет ли у ребёнка аллергии к компонентам вакцины. Важно, чтобы и родители тоже знакомились с инструкцией. Состав вакцины всегда отражается на упаковке.
Однако, по словам Жанны Сатыбалдиевой, родители часто путают естественную реакцию организма на прививку с побочным явлением.
«Вакцина – это иммунно-биологический препарат. Конечно, он может вызвать естественную реакцию организма: повышенную температуру, отёк или припухлость на месте введения, потому что препарат содержит антигены, но в процессе этого вырабатывается специфический иммунитет», – отметила Жаннат Сатыбалдиева.
Миф 7: Вакцина от БЦЖ может вызвать туберкулёз
У многих людей до сих пор бытует представление о прививках как о полноценных болезнях, которые, попадая в организм, могут развиться дальше. Это не так, утверждают врачи.
«Для иммунной системы прививка – пусковой механизм защиты, который способствует выработке специфических антител, это всего лишь оболочка вируса, а бесклеточный компонент вакцины лишён возможности вызывать заболевание. Поэтому дать серьёзное осложнение, а уж тем более привести к болезни, против которой вакцина, собственно, и вводится, она не может», – отметила Виктория Виниченко.
Жаннат Сатыбалдиева в свою очередь рассказала, что введение массовой вакцинации против туберкулёза позволило резко снизить заболеваемость и смертность. Особенно эффективно она защищает от таких тяжёлых форм туберкулёза как туберкулёзный менингит, диссеминированный туберкулёз.
«Конечно, как любой лекарственный препарат, вакцина БЦЖ может в определённых случаях вызывать неблагоприятные проявления после иммунизации, чаще всего местные, в частности лимфаденит. Туберкулёз – очень тяжёлое и распространенное заболевание, поэтому соотношение польза/риск, которое обязательно учитывается общемировым здравоохранением для всех лекарств и для вакцин в том числе, безусловно, за вакцинацией», – добавила доктор.
Миф 8: В современных вакцинах есть вещества, которые наносят вред организму
В производстве вакцин в ХХ веке в качестве консервантов использовалось ртутьсодержащее вещество (тиомерсал или его синоним – мертиолят). Однако концентрация его была ничтожно малой, что было доказано многочисленными научными исследованиями. В связи с тем, что сам факт наличия соли ртути вызывал у многих, особенно у антипрививочников, озабоченность, специалисты приняли решение о запрете использования в однодозных вакцинах (каковых подавляющее большинство) любых консервантов, в том числе тиомерсала.
Гидроксид алюминия применяется в некоторых вакцинах в качестве адъюванта (вещества, способствующего выработке защитного иммунитета). Однако он присутствует в очень низких, ничтожно малых безопасных количествах, что также было доказано многочисленными научными исследованиями.
«Учёные подсчитали, что с грудным молоком в течение года ребёнок получает значительно больше алюминия, ртути как естественных элементов, так как они содержатся в окружающей среде (воде, почве, и т.д.). Соли тяжёлых металлов содержатся также и в выхлопных газах, которые постоянно вдыхают люди в значительно больших количествах, чем есть в вакцинах», – заверила Жаннат Сатыбалдиева.
Миф 9: Билл Гейтс разрабатывает вакцину от Covid-19, которая сделает людей бесплодными
Сейчас вокруг имени Билла Гейтса в медиапространстве ходят различные конспирологические теории. Некоторые утверждают, что в одну из вакцин от коронавируса, разработку которой он финансирует, добавляют гормон «хорионический гонадотропин», который сделает людей бесплодными.
Жаннат Сатыбалдиева назвала эти слухи «полной ерундой».
«Это такие огромные дозы нужно вводить постоянно. Даже когда педофилам химическую кастрацию делают, стоит только прекратить эти гормональные химические вещества вводить, организм снова возвращается к своему прежнему статусу. А ребёнку вводится 0,5 мл прививки. Откуда там может возникнуть огромная доза гормона, которая его якобы сделает бесплодным?» – недоумевает Жаннат Сатыбалдиева.