Мифы о психиатрии

Мифы о психиатрии

Интернет-травля – «КИБЕРБУЛЛИНГ» Новые технологии не только упрости⋯⋯ли нам жизнь, но и добавили новых проблем, касаемых сферы социализации. Сегодня нам хотелось бы остановиться на одной из самых актуальных: травле в интернете, или, кибербуллинге. Особую опасность он представляет для детей, поскольку у них ещё нет полноценно сформированных моделей поведения, особенно тех, которые могут позволить отстоять себя в психологически тяжёлой ситуации. К нему могут относиться такие явления, как: 1) оскорбление в открытом публичном пространстве; 2) ведение фиктивной личной станицы в социальных сетях от имени жертвы и выкладывание на ней компрометирующей информации; 3) разглашение личной информации: размещение фотографий, рода деятельности и пр. с целью шантажировать или издеваться над жертвой; 4) распространение сплетен и очернение репутации в сети; 5) угроза физической расправы; 6) домогательство и открытое преследование (написанием многочисленных сообщений, комментариев со стороны «нападающего» лица); 7) социальная изоляция: исключение из разных сообществ и чатов (деловых и неформальных), блокировка в социальных сетях. Кибербуллинг оставляет глубокий негативный след на психическом здоровье жертвы: начиная с заниженной самооценки, которая влечёт за собой проблемы в социальной жизни, заканчивая предпринимаемыми попытками суицида. Считается, что вмешательство – единственный работающий способ прекращения нападок агрессора. Необходимо проводить плановый мониторинг использования компьютеров, устанавливать инфа-фильтры, осваивать настройки конфиденциальности, рассказывать детям о кибер-хулиганстве и пр. И, конечно, родители должны уделять достаточно любви и внимания к своим детям, проводить с ними как можно больше свободного времени, чтобы кибербуллинг не стал обыденным способом развлечения для подростка. Время не стоит на месте, и человечество развивается вместе с ним, делая новые открытия и реализуя грандиозные идеи. Нам бы хотелось пожелать нашим читателям использовать эти знания с умом и только во благо себе и своему окружению! С уважением Ваш, Четырёхлистный клевер. 更多

Бремя психических расстройств продолжает расти и оказывать заметное влияние на системы здравоохранения по всему миру. Оно влечет за собой серьезные последствия для социальной сферы, прав человека и экономики.

Содержание

Депрессия

Депрессия — распространенное психическое расстройство и в мировом масштабе одна из основных болезней, приводящих к инвалидности. Около 264 миллионов человек во всем мире страдают от депрессии1. Женщины больше подвержены этому расстройству, чем мужчины.

Для больных депрессией свойственны подавленное состояние, потеря интереса и способности получать удовольствие, чувство вины, низкая самооценка, нарушения сна и аппетита, утомляемость и плохая концентрация. Возможны даже симптомы, которые невозможно объяснить объективными физическими причинами. Депрессия, как долговременная, так и эпизодическая, может существенно мешать повседневной жизни, работе и учебе. В наиболее тяжелых случаях депрессия может довести до самоубийства.

Существуют профилактические программы, помогающие снизить заболеваемость депрессией как у детей (например, путем предоставления защиты и психологической поддержки после физического или сексуального насилия), так и у взрослых (например, путем предоставления психологической помощи после стихийных бедствий и конфликтов).

Есть эффективные методы лечения. Депрессия легкой и средней степени выраженности поддается лечению методами нарративной терапии, в частности, когнитивно-поведенческой и психотерапии. Антидепрессанты успешно используются для лечения средней и тяжелой депрессии, но в случае легкой депрессии применяются не в первую очередь. Их не применяют для лечения депрессии у детей и применяют с осторожностью и не в первую очередь при лечении депрессии у подростков.

Ведение пациентов с депрессией должно включать психосоциальные элементы, в частности, выявление факторов стресса, таких как финансовые проблемы, сложности на работе или психологическое насилие, и источников поддержки, таких как члены семьи и друзья. Важно обеспечить сохранение и возобновление социального взаимодействия и участия в жизни общества.

Биполярное расстройство

Этим видом психического расстройства страдают 45 миллионов человек по всему миру1. Для него характерно чередование маниакальных и депрессивных эпизодов с периодами нормальной жизни. Маниакальные эпизоды включают возбужденное или раздраженное настроение, чрезмерную активность, быстрый темп речи, завышенную самооценку и сниженную потребность во сне. Пациентам с маниакальными приступами, но без депрессивных эпизодов также ставят диагноз «биполярное расстройство».

Существуют эффективные средства лечения острых проявлений биполярного расстройства и профилактики рецидивов. Это лекарственные средства для стабилизации настроения. Важным элементом лечения является психосоциальная поддержка.

Шизофрения и другие психозы

Шизофрения является тяжелым психическим расстройством, от которого страдает 20 миллионов человек по всему миру1. Психозы, такие как шизофрения, характеризуются искаженным мышлением, восприятием мира и собственной личности, эмоциями, речью и поведением. В число распространенных психотических симптомов входят галлюцинации (слышать, видеть или ощущать то, чего нет на самом деле) и бред (стойкие ложные убеждения или подозрения, прочно сохраняющиеся даже при наличии фактов, свидетельствующих о противоположном). Люди с такими расстройствами могут испытывать трудности при работе и обучении.

В результате отсутствия доступа к медицинским и социальным услугам может возникать стигматизация и дискриминация. Кроме того, лица, страдающие психозами, подвержены высокому риску нарушения прав человека, например, при длительном содержании в лечебных учреждениях.

Как правило, шизофрения развивается в позднем подростковом или раннем взрослом возрасте. Существуют эффективные методы медикаментозного лечения в сочетании с психосоциальной поддержкой. При условии надлежащего лечения и социальной поддержки больные могут вести продуктивную жизнь и интегрироваться в общество. Содействие и уход в повседневной жизни, оказание поддержки в обеспечении жильем и трудоустройстве может служить фундаментом, на основе которого люди с тяжелыми психическими расстройствами, включая шизофрению, могут достигать многочисленные цели по выздоровлению, так как они часто испытывают трудности в получении или сохранении нормальной работы.

Деменция

Деменцией страдают 50 миллионов человек по всему миру. Это синдром, обычно хронический или прогрессирующий, при котором происходит деградация когнитивной функции (то есть способности мыслить) в большей степени, чем это ожидается при нормальном старении. Происходит деградация памяти, мышления, понимания, речи и способности ориентироваться, считать, познавать и рассуждать. Нарушение когнитивной функции часто сопровождается, а иногда предваряется ухудшением контроля над эмоциональным состоянием, а также деградацией социального поведения или мотивации.

К развитию деменции приводят различные болезни и травмы, которые вызывают повреждение мозга, такие как болезнь Альцгеймера и инсульт.

В настоящее время не существует какой-либо терапии для излечения деменции или изменения хода ее развития. Исследуются многочисленные новые лекарственные средства, которые находятся на разных стадиях клинических испытаний. Тем не менее можно многое сделать для поддержки и улучшения жизни людей с деменцией, тех, кто осуществляет уход за ними, и их семей.

Расстройства развития, включая аутизм

Расстройство развития — это общее понятие, которое включает в себя как умственную отсталость, так и комплексные нарушения развития, в том числе аутизм. Как правило, они проявляются в детстве и сохраняются во взрослом возрасте, вызывая нарушения или задержку в развитии функций, связанных с развитием центральной нервной системы. В отличие от многих психических расстройств, расстройства развития протекают равномерно, без ярко выраженных периодов рецидива и ремиссии.

Умственная отсталость характеризуется нарушением развития по различным направлениям, в том числе в области когнитивной функции и адаптивного поведения. Недостаточное умственное развитие мешает справляться с повседневными бытовыми задачами.

Симптомы комплексных расстройств развития, таких как аутизм, включают нарушение социального поведения, коммуникативных и речевых функций, ограниченность интересов и повторяющиеся действия, уникальные для каждого пациента. Расстройства развития обычно проявляются в младенчестве или раннем детстве. Пациенты с подобными расстройствами часто демонстрируют умственную отсталость той или иной степени.

Крайне важно участие членов семьи в уходе за пациентами с расстройствами развития. Необходимо понимание того, какие факторы вызывают у них стресс и, наоборот, успокаивают их, а также какая среда наиболее благоприятна для их обучения. Упорядоченный режим дня с регулярным временем кормления, игры, обучения, общения с окружающими и сна помогает избежать излишнего стресса. Как дети, так и взрослые с расстройствами развития, а также лица, осуществляющие уход за ними, должны иметь возможность регулярно обращаться за медико-санитарными услугами.

У общества в целом тоже есть важная роль: уважать права и потребности людей с такими расстройствами.

Кто входит в группу риска по психическим расстройствам ?

Детерминанты психического здоровья и психических расстройств включают не только индивидуальные качества, такие как способность управлять собственными мыслями, эмоциями, поведением и общением с окружающими, но и социальные, культурные, политические и экологические факторы, такие как национальная политика, социальная защита, уровень жизни, условия работы и поддержка окружающих.

Стресс, наследственность, питание, перинатальные инфекции и неблагоприятное воздействие окружающей среды также могут вызывать психические расстройства.

Здравоохранение и поддержка

Системы здравоохранения недостаточно адекватно реагируют на бремя психических расстройств. В результате во всем мире наблюдается большой разрыв между потребностями в лечении и оказываемой помощью. В странах с низким и средним уровнем дохода от 76% до 85% пациентов с психическими расстройствами не получают никакого лечения2.

Проблема усугубляется еще и тем, что предлагаемый уход зачастую оказывается недостаточно качественным.

Помимо структур здравоохранения, помощь и поддержку лицам с психическими расстройствами должны оказывать окружающие. Таким людям часто нужна помощь в получении доступа к программам обучения, адаптированным к их потребностям, поиске работы и жилья, чтобы они могли принимать активное участие в общественной жизни.

Деятельность ВОЗ

В Плане действий ВОЗ по психическому здоровью на 2013–2020 гг., одобренном Всемирной ассамблеей здравоохранения в 2013 году, психическому здоровью отводится важная роль в обеспечении лучшего здоровья для всех. План включает четыре основные цели:

  • повышение эффективности управления и руководства в области психического здоровья;
  • предоставление всеобъемлющих, комплексных услуг по лечению и социальной защите пациентов с психическими расстройствами;
  • реализация стратегий повышения эффективности и профилактики; и
  • укрепление информационных систем, сбора данных и научных исследований.

Программа действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья, реализация которой началась в 2008 году, использует основанные на фактических данных технические руководства, инструменты и учебные материалы для повышения качества услуг, предоставляемых в странах, особенно в условиях нехватки ресурсов. В основе ее работы лежит комплекс приоритизированных условий, а усилия по укреплению потенциала направлены в первую очередь на неспециализированные медицинские учреждения. Применяется комплексный подход, повышающий приоритет психического здоровья на всех уровнях медицинских услуг.

Библиография


Вопрос: Динамический и консультативный учет в психоневрологическом диспансере, снятие с учета.

Вопрос: Структура и функции психоневрологического диспансера.

Вопрос: Структура и функции психиатрического стационара

Вопрос: Организация наркологической помощи.

Наркологическая служба — сеть специализированных учреждений, оказывающих помощь больным алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями. В СССР врачебная специальность наркология и наркологическая служба выделены из психиатрической службы в 1976 г в связи с большой важностью проблемы зависимостей для здоровья населения нашей страны. В большинстве стран мира отдельной медицинской специальности «наркология» нет, лечением больных зависимостями занимаются психиатры.
Основное специализированное наркологическое учреждение — наркологический диспансер или кабинет районного нарколога. В наркологическом диспансере осуществляется консультативное и диспансерное наблюдение по таким же принципам, что и в психоневрологическом диспансере.
Наркологическая служба в РФ включает как стационарные, так и внестационарные учреждения. Лечение и реабилитация больных зависимостями от психоактивных веществ (ПАВ) осуществляется как в наркологических диспансерах, так и стационарах. Основные лечебные мероприятия в этих учреждениях направлены на прекращение употребления ПАВ, купирование синдрома отмены, становление и поддержание ремиссии (воздержания от употребления ПАВ). Т.к. помощь, оказываемая в наркологическом стационаре и наркологическом диспансере, по своей сути сходна, госпитализация в наркологический стационар может быть обусловлена только желанием больного (более интенсивное лечение, изоляция от ПАВ). Наркологические учреждения не имеют условий для лечения психозов, поэтому при развитии психозов, обусловленных приемом ПАВ или его отменой (самый частый — алкогольный делирий, «белая горячка»), больные подлежат переводу в обычную психиатрическую больницу до полного разрешения психоза.
В наркологических учреждениях возможно лечение только с согласия больного. В последние годы получили широкое распространение негосударственные частные и общественные учреждения, оказывающие наркологическую помощь.

Вопрос: Психическая заболеваемость и распространенность психических заболеваний. Факторы, влияющие на эти показатели.

Распространенность психических заболеваний составляет около 3% больных психотическими формами заболеваний и 10%-15% больных с пограничными расстройствами. Эти показатели разнятся на разных территориях и в разные исторические периоды и зависят от многих факторов:

— Нестабильная социальная обстановка в обществе, экономические и политические кризисы, войны, создавая длительное психоэмоциональное напряжение, способствуют росту числа больных с невротическими и другими психогенными расстройствами.

— Социальные факторы, такие как социальная нестабильность, бедность, безработица, низкий уровень образования, терпимое отношение общества к употреблению тех или иных психоактивных веществ (ПАВ), значимо увеличивают распространенность зависимостей от ПАВ.

— Постарение населения увеличивает удельный вес пациентов с психическими расстройствами пожилого и старого возраста

— Доступность и качество медицинской помощи (своевременное и адекватное лечение перенесших черепномозговую травму уменьшает вероятность развития травматической эпилепсии, правильное наблюдение за женщинами во время беременности и ведение родов снижает риск рождение детей с олигофрениями и т.д.)

— Распространенность эндогенных психических расстройств менее зависит от внешних причин. Шизофренией в любой стране мира страдает приблизительно 1% населения. Однако недостаточная миграция в анклавах приводит к учащению близкородственных браков, накоплению патологических генов и росту частоты эндогенных психозов.

— Организация психиатрической помощи, ее доступности (чем больше врачей, тем больше выявленных больных, выше статистические показатели, но лучше лечение, т.е. вторичная и третичная профилактика психических расстройств — снижение распространенности)

Эпидемиологическими исследованиями установлено, что около 50% пациентов поликлиник и около 80% находящихся в многопрофильных стационарах нуждаются в психолого-психиатрической помощи в связи с раной степенью выраженности психическими нарушениями, вызванными либо самим соматическим заболеванием, либо развившимися независимо от него. В связи с такой частой встречаемостью психической патологией современная организация медицинской помощи предусматривает в штатном расписании поликлиник и стационаров должности психиатров, психотерапевтов и психологов.

Вопрос: Определения понятия психического заболевания. Психотический и непсихотический уровни.

Здоровье, по определению ВОЗ, это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недомогания.

Психическое здоровье – это состояние психического и эмоционального благополучия, в котором индивид может использовать свои когнитивные и эмоциональные способности, функционировать в социуме и реализовывать свои потребности. Свидетельством психического здоровья является ощущение способности выдерживать нагрузки, компетентность, поддержание взаимоотношений, независимость в жизни, а также способность восстанавливаться после трудных ситуаций.

Следовательно, психическим заболеванием (расстройством) называется такое нарушение психических функций, которое приводит к дезадаптации человека.

Психотический уровень психических расстройств (психозы) – это выраженные формы психических нарушений при которых психическая деятельность больного отличается резким несоответствием окружающей действительности, отражение реального мира грубо искажается, что проявляется в нарушениях поведения и проявлении несвойственных в норме патологических симптомов и синдромов: продуктивных расстройств — расстройств восприятия (галлюцинации), мышления (бред), аффективности (выраженные депрессивный и маниакальный синдомы, дисфории), сознания (помрачение), двигательной сферы (состояния возбуждения или ступора, кататония), памяти и др. Психотические состояния чаще всего требуют неотложной (!) госпитализации больного в психиатричский стационар.

Непсихотический (невротический) уровень психических расстройств — характеризуются появлением различных функциональных расстройств (вегетативные, легкие аффективные, сенсорные), не нарушающих правильную оценку реальных событий, своего состояния (как болезненного) и поведения. Больные с непсихотическими психическими расстройствами могут наблюдаться амбулаторно, чаще всего они направляются врачами различных специальностей к психиатру или психотерапевту для консультации в плановом порядке. Непсихотический уровень психических расстройств характерен для неврозов, расстройств адаптации, расстройств личности, легких форм психоорганического синдрома, некоторых форм эндогенных психических расстройств (циклотимия, дистимия, шизотипическое расстройство).


Вопрос: Классификация психических заболеваний по этиологическому принципу.

См. таблицу Классификация псхических заболеваний по этипатогенетическому принципу

По этиологическому принципу психические заболевания разделяют на эндогенные, экзогенные и психогенные. В развитии эндогенных заболеваний большую роль играет наследственность. Обычно на эндогенное заболевание указывает спонтанный характер возникновения болезни и мало зависящее от внешних условий течение болезни. Экзогенные психические расстройства включают болезни, обусловленные внешними факторами – черепно-мозговыми травмами, инфекциями и интоксикациями. Особая разновидность экзогенных заболеваний – психогении. Возникновение психогенных заболеваний связано с эмоциональным стрессом, семейными и социальными проблемами. Традиционным является разделение психических расстройств на органические и функциональные. Наличие отчетливых изменений в структуре мозга приводит к появлению стойкой негативной симптоматики – нарушений памяти, интеллекта.

Вопрос: Общие принципы классификации МКБ-10

В России используется международная классификация психических и поведенческих расстройств (МКБ-10), разработанная ВОЗ. МКБ разрабатывалась с целью унификации диагностического подхода при проведении статистических, научных и социальных исследований. Каждый включенный в классификацию диагноз может быть представлен в виде шифра, состоящего из буквы («F» для психических расстройств) и нескольких цифр для уточнения улинической формы и варианта течения.

В МКБ-10 понятие «болезнь» заменено более широким термином «расстройство», не используются понятия «невроз» и «психоз», «эндогенный» и «психогенный». Классификация основана как на нозологическом, так и на синдромологическом принципе. Нозологический принцип используется для таких общепринятых нозологических единиц как шизофрения, органическое расстройство, реакция на стресс. Этот принцип используется при условии отсутствия существенных разногласий при оценке природы расстройства. Однако часто диагноз в МКБ-10 основывается на выделении ведущего психопатологического синдрома.

Вопрос: Психогигиена и психопрофилактика. Понятие о первичной, вторичной и третичной профилактике психических заболеваний.

Задачей гигиены, как науки является изучение воздействия на людей факторов природной и социальной среды и предупреждение их вредного влияния на население. Психогигиена – отрасль гигиены, разрабатывающая мероприятия по оптимальному формированию психики человека, сохранению и укреплению его психического здоровья, предупреждению возникновения и развития психических заболеваний.

Психогигиена и психопрофилактика настолько тесно связаны между собой, что разграничить их можно только условно. Сохранение и укрепление психического здоровья невозможно без предупреждения психических расстройств. Понятие первичной психопрофилактики, предложенное ВОЗ, практически целиком совпадает с определением психогигиены.

Таким образом, основные интересы психогигиены сосредоточены на экологии, воспитании и социальном статусе и окружении индивида.

Естественно, что воспитание напрямую связано со становлением личности ребенка, развитием его психических процессов, мировоззрения, навыков общения и пр. Есть мнение, что неправильное воспитание не только повышает риск развития психопатии, но и повышает возможность в будущем заболевания шизофренией.

В круг социальных проблем индивида включены условия труда и быта, занятости населения, изучение отношений общества и его институтов, таких как религия, юриспруденция, система образования и др.

К методам психопрофилактики относятся профилактические осмотры определенного контингента лиц (медицинский осмотр призывников, при выдаче водительских прав и др.), консультативные осмотры психиатром в поликлиниках и многопрофильных стационарах, анализ данных статистического изучения заболеваемости и распространенности разных групп психических расстройств, раннее распознавание и лечение психически больных и их диспансеризация, лечебные и реабилитационные мероприятия по рецидивам психических расстройств.

Первичная пихопрофилактика направлена на предупреждение психических заболеваний у контингента здоровых лиц. Эффективность первичной психипрофилактики оценивается показателем заболеваемости и находится от нее в обратно пропорциональной зависимости. Первичная психопрофилактика практически направлена на этиологию болезни, которая известна только в общих чертах. В психиатрии невозможно привести яркий пример эффективности первичной психопрофилактики как, например, в терапии — ликвидация малярийного плазмодия ведет к прекращению заболеваемости малярией.

Вторичная психопрфилактика предусматривает раннее выявление и лечение заболевания, диспансеризация больных с целью предупреждения рецидива или обострения психических расстройств. Ее эффективность определяется показателем болезненности населения.

Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности. В этой работе врача используются все возможности диспансеризаци, подключение социальных работников для проведения всего возможного круга реабилитационных мероприятий. Ее эффективность определяется показателем инвалидизации в связи с психическими болезнями.


Вопрос: Клинический, психологический, параклинический методы исследования и их значение в распознавании психических заболеваний.

Клинический метод исследования является основным в изучении психических заболеваний. Этот метод включает в себя сбор объективного и субъективного анамнеза жизни больного, содержащий все подробности развития и становления личности пациента, детализированный анамнез расстройства, беседу с ним и наблюдение за его поведением для выявиления психопатологических симптомов.

Психологический метод используется для объективизации психопатологических расстройств, которые были выявлены в клинической беседе с больным. Так, с помощью психологических тестов можно определить в виде количественного показателя уровень интеллекта (показатель IQ), степень выраженности депрессии, преобладание тех или иных радикалов в складе личности и пр. Однако психологический метод не ограничивается простым тестированием. В ходе работы с больным медицинский психолог способен выявить тончайшие особенности мыслительных процессов, аффективности, характера больного.

Роль параклинических методов исследования в связи усовершенствованиями технологий в диагностике психических заболеваний существенно повысилась. Так, компьютерная томография мозга позволяет уточнить локализацию повреждений головного мозга, характер атрофий и пр., которые могут иметь значение для развития психопатологической симптоматики. Электроэнцефалография является надежной методикой диагностики эпилепсии. и т.д.

Продолжение.

Начало

***********************************************************

Наш с вами разговор о параметрах психического здоровья таит в себе много опасностей. И одна из главных опасностей — это явное и скрытое упрощение сложных явлений, сложных вопросов. Это вроде как попытаться измерить сантиметрами и килограммами то, что измеряемо в джоулях… или ньютонах!
Из этого родиться другая опасность – «расчлененка». Судя по некоторым постам и вопросам, посыпавшимся мне в личную почту, это и произошло — в основном люди касаются отдельно взятых «ингредиентов», составляющих душу: а если у человека эмоций слишком много – это патология? А если интеллекта много, а эмоций нет — это норма?
Что я могу ответить на это, не общаясь с человеком, не вглядываясь в него и не зная — а все остальное в каком состоянии?
И какого ответа от меня ждут? Диагноза? Приговора? Индульгенции? Предсказания судьбы по фотографии?
Друзья мои! Но ведь все мы знаем, что наш организм (печень, почки, сердце) это некая цельная система, и разные органы не только функционально дополняют друг друга, но и взаимовлияют друг на друга. Здоровая психика (а мы здесь говорим именно об этом) тоже система, и именно цельность психики — одно из условий ее здоровья!
Определение психического здоровья было разбито мною на отдельно взятые пункты условно – чтобы нам легче было подробно говорить о каждом!
Конечно, все это подчиняется закону о сообщающихся сосудах, конечно, все это пересекается, переплетается, скрещивается между собой, вырастает одно из другого…
В отличие от физического здоровья, которое может быть дано от природы и «хорошей генетики», психическое здоровье вещь более хрупкая. Влияние оказывает всё: семья, в которой ребенок воспитывался, социум, строй и политика государства…
Фатально? Не всегда. И поверьте мне, яблоко от яблони падает иногда очень далеко.
Семья может быть ужасной (или прекрасной), а ребенок становиться — наоборот.
В государстве могут происходить всякие катаклизмы или царить полный покой и благодать… Конечно, это влияет, но — на кого как! Один от катаклизмов укрепляется, другой ломается. Одному спокойная обстановка в стране дает возможность накопить знания о Мире и силы, чтобы завоевывать его, другого та же стабильность приводит в полусонное, полуживотное состояние, а ее потеря лишает его человеческого облика…

***

Итак, мы продолжаем знакомиться с «устройством» здоровой психики.
Сегодня мы начнем (только начнем!) говорить об Интересе.
Без чего Интерес невозможен? Без его близкой, кровной и любимой «родственницы» — Наблюдательности.
И действительно, как может стать Мышление живым и гибким — без Наблюдательности?
Какая такая богатая Эмоциональная Сфера без сопереживания, сочувствия. Очевидно, что сочувствие предполагает умение видеть.
А Развитие? Возможно ли оно без исследования мира, где наблюдению отведена едва ли не главная роль?
Хе-хе, а вот многие верят, что возможно. Впрочем, тогда оно (развитие) сводится к внешним признакам:
Количеству дипломов (У нее два института и еще МБА. Вау!!)
Или количеству умений (я умею танцевать танго, фотографировать, говорю по-английски…) Мало того, я не прекращаю ходить по разным курсам — «драмкружок, кружок по фото и по рисованью что-то»
Или количеству «знаний» – что-то типа коллекционирования информации из разных областей — психологии, истории, экономики, политики, космических исследований…
На самом деле ларчик просто открывается. Проверить, «настоящее» это развитие или всего лишь времяпровождение, легко: достаточно честно ответить самому себе на вопрос — как изменилась моя жизнь после всего этого развития? Насколько качество моей жизни (работа и отдых, семья и друзья) не просто устраивает меня, а доставляет наслаждение?!
Стало ли мне вкуснее жить?
И если на эти вопросы я не могу ответить ничего вразумительного… возможно, это имитация развития. (Психотерапевты ее называют: «Игра в развитие»).

***

Но вернемся к нашей сегодняшней теме — Наблюдательности. Зачем она нам?
Дело в том, что если я ориентируюсь только на опыт, данный мне моим окружением, то особо далеко в жизни я «не уеду». Поэтому природа (или господь Бог) наградили человека умением накапливать не только свой, но и чужой опыт.
С этим замечательным умением никто не рождается, оно нарабатывается, вырабатывается в течение жизни. А потом… оно уже не останавливается, работает всегда – как сердце!

«Я училась у Старой Гвардии фиксировать малейшие детали мимики и жестов, слышать интонации голоса, строй фразы, оговорки… Я училась складывать из отрывочно поступающей информации полноценную картину. Очень похоже на работу знаменитых детективов вроде Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро».
«Секретики. Записки психотерапевта».

***
Маленькое отступление: Конечно, у животных наблюдательность покруче человеческой будет, но она касается в основном кормежки (что тут съедобное?) и безопасности (где враг?)

***

Когда же и как эта особая Наблюдательность развивается у людей?
Например, у маленьких детей ее нет и быть не может. Маленький ребенок воспринимает мир на основе переживания удовольствия и неудовольствия. Главный вопрос, который занимает ребенка: как мне сейчас: хорошо — плохо, скучно – весело, интересно — не интересно, вкусно – не вкусно. Как окружающим его людям — его не очень занимает (если это не затрагивает его личные интересы). Эта «эгоцентричность» является нормой для ребенка, потому что его главная задача (которую назначила ему природа) – самосохранение… Его наблюдательность этим и ограничивается.

. ***

Но вот приходит подростковый возраст…
Это время, когда подрастающий человек пытается постичь законы мира, в котором ему предстоит жить. Он становится исследователем и одновременно завоевателем этой Terra Incognita. Он жадно вглядывается в окружающих его людей, пытается разгадать закономерности не только выживания, но и становления Личности.
Просыпается стремление самому сформулировать для себя, что есть добро и что есть зло.
Что делает человека счастливым или несчастным? А что есть счастье в моем понимании?
Работа бывает только для денег или может быть по любви? А чем бы я хотел заниматься в этой жизни? Что мне интересно? Ведь звучат же порой такие слова, как Предназначение, Призвание… Это может быть у всех или только у избранных? А как стать избранным? А мне это надо?
А Любовь – это что? Это как? Когда спят вместе? Или «золотое свечение крови»? И отчего кого-то любят, другого ненавидят, а третьего почему-то не замечают?
А семья? У всех такие отношения в семье как у меня, или бывает как-то еще? А как?

«Она путалась в своих размышлениях, и ее выводы о мире были то верными, то совершенно фантастическими». «Секретики. Записки психотерапевта».

Что-то на все эти темы говорят родители, и учителя, и одноклассники в школе… Еще что-то — журналы, телевизор, Интернет…
А подрастающий человек понимает, что ему этого мало! Он знает, понимает, верит, что его не обманывают. Но он понимает и другое: что ему дают на рассмотрение какой-то очень маленький кусочек из картины Мира. А ему так хочется собрать весь пазл! Или хотя бы попытаться…

Нелегкое это время! Ведь своя позиция, свое мнение требуют — осмысления. Осмысление требует душевного напряжения… Многие ли к нему готовы?
И окружающий мир не способствует этим поискам – все вокруг твердят про какие-то уроки, грядущие экзамены, уверяют, что это самое главное… Многие ли готовы идти contra mundum (против мира)?

***

Маленькое отступление (вроде как ни к селу ни к городу)
Когда-то, в одном интервью меня попросили объяснить смысл моей методики, а заодно и работы. Интервью было для журнала, посвященного образованию, поэтому я перешла ни их «язык»
«АртСинтезТерапия — школа чувств и самопознания, школа человеческих взаимоотношений. Мне всегда казалось, что эта школа необходима абсолютно всем, вне зависимости от состояния здоровья, социального статуса, положения в обществе.
Мы учимся слышать и видеть. Чувствовать. Понимать закономерности жизни, ее глубину, силу, блеск, драйв…
Мы учимся заглядывать в себя. Без страха и с интересом. Но мы одновременно оглядываемся и вокруг. Мы должны научиться читать знаки, которые подает нам окружающий мир, расшифровывать сигналы, которые посылают нам другие люди». (Позже этот отрывок из интервью вошел в мою книгу «Секретики. Записки психотерапевта».)

Знаете, как на эту мою пылкую тираду отреагировал журналист? Спросил: «А зачем все это надо?»
***************************************************************************

В заключение этого поста я бы хотела добавить, что одним из «симптомов» душевно здоровой личности это умение ставить вопросы и искать на них ответы. А самый главный вопрос — как еще бывает, кроме того, как я — знаю, видел, пробовал?

Продолжение следует…

Метки: Душевное здоровье — это что?


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *