Милоша формана

Милоша формана

Краткая биография

Родился в небольшом городке Чаславе в Чехословакии 18 февраля 1932 года. Детство Милоша сложно назвать счастливым. Когда началась Вторая Мировая война, его отца арестовали за распространение запрещенной литературы, он погиб в концентрационном лагере Бухенвальд. Мать умерла в Освенциме.

Форман учился в интернате в Подебрадском замке вместе с будущим первым президентом Чехии Вацлавом Гавелом. Затем он поступил в Московский Всесоюзный институт кинематографии на режиссерский факультет.

В 1963-м Милош снял короткометражку «Если бы не было музыки». Его следующая работа, «Конкурс», рассказывает о рок-н-ролле, джазе и классических произведениях чешских композиторов. Через год Форман представил на суд публики картину «Черный Петр», снятую в преддверии «Пражской весны». Роли в ленте исполняли как профессиональные актеры, так и простые люди. Молодой режиссер громко заявил о себе: показал серость и неприглядность жизни обывателей, иронизировал над характерами своих персонажей. Картина получила главный приз на кинофестивале в Локарно (Швейцария). Следующие работы Формана, «Любовные похождения блондинки» (1965) и «Бал пожарных», были номинированы на премии «Оскар», «Золотой лев» и «Золотой глобус».

В 1968 году режиссер отправился во Францию в поисках новых сюжетов. В этот момент в Прагу были введены советские танки, и Милош принял решение эмигрировать. Он уехал в США, но в течение трех лет принципиально не снял ни одного фильма: по его мнению, присылаемые ему сценарии были слишком низкого качества. Первый фильм, поставленный Форманом в Новом свете – «Отрыв» (1971). Режиссер не изменил своей индивидуальной манере, но теперь в центре его внимания оказалось американское общество.

В 1975-м на экраны вышла легендарная лента «Пролетая над гнездом кукушки» (1975) о борьбе одиночки с системой на примере психиатрической больницы. Картина была отмечена 5 статуэтками «Оскар», 6 «Золотыми глобусами» и многими другими премиями и навсегда вошла в классику мирового кинематографа.

Следующий фильм режиссера, рок-мюзикл «Волосы», вышедший в 1979 году, пользовался огромным успехом у зрителей и кинокритиков, как и драма «Регтайм» (1981), действие которой происходит в Америке начала 20 века.

Еще один шедевр Формана – фильм-биография «Амадей» о жизни великого австрийского композитора и его соперничестве с Сальери.

В 1996 году свет увидела кинобиография скандально известного американского бизнесмена «Народ против Ларри Флинта», завоевавшая на Берлинском фестивале «Золотого медведя».

Для многих своих фильмов («Призраки Гойи», «Бал пожарных») Форман сам писал сценарии. Кроме того, в новом тысячелетии он попробовал свои силы на актерском поприще.

Режиссер был трижды женат, у него четверо детей.

Родился 18 февраля 1932 года в г. Часлав, Чехословакия.
Выдающийся чешский и американский кинорежиссёр.
Потерял родителей (отца — еврейского профессора педагогики и мать — протестантку) в концлагере во время Второй мировой войны.
После войны закончил кинофакультет Пражской ФАМУ.
В 1948 жил в Мукачево, учился в Всесоюзном институте кинематографии в Москве. В 1957 году вернулся в Чехословакию.
С середины 50-х годов работал сценаристом, принимал участие в создании первых программ знаменитого театра «Латерна Магика».
В 1963 дебютировал документальным фильмом «Конкурс» об увлечении молодежи джазом и безрадостной картине конкурса любителей этой музыки. Сейчас сложно сказать, был ли это явный социальный заказ или Форман на самом деле так думал.
В 1964 снял полнометражный фильм «Чёрный Петр» (другое название — «Петр и Павла») и получил за него первую премию МКФ в Локарно. Последующие картины Формана, «Любовь блондинки» (Lasky Jedne Plavovlasky); «Горит, моя барышня…» (Hori, Ma Panenko) стали революционным событием в жизни кино Чехословакии, а самого режиссера сделали лидером так называемой «чешской волны».
В 1968 во время ввода советских войск в Чехословакию Форман был во Франции, где вел переговоры о съемках нового фильма. Он решил не возвращаться. Позднее он переехал в США.
В кино он по-прежнему разрабатывал тему конфликта поколений, отношений бунтарской молодежи со старшими. Хотя все больше и больше предпочитает экранизировать американскую классику.
Лучшей картиной режиссера можно назвать фильм «Кто-то пролетел над гнездом кукушки» (One Flew Over The Cuckoo’s Nest) по повести Кена Кизи. Фильм получил премии «Оскар» за режиссуру, сценарий, лучшее исполнение мужской и женской ролей и по номинации «лучший фильм».
В 1984 режиссер получает несколько «Оскаров» за экранизацию пьесы П. Шеффера «Амадей» (Amadeus) (за лучший фильм года и лучшую режиссуру), интерпретировав поединок Моцарта и Сальери как непримиримый и вечный конфликт между традицией и посредственностью с одной стороны — и гением, свободой и инстинктом с другой.
В 1989 снял картину «Вальмон» (Valmont) по мотивам известного эпистолярного романа «Опасные связи» Шодерло де Лакло.
После нескольких лет вынужденного простоя вновь привлек к себе внимание противоречивой лентой «Народ против Лэрри Флинта» (The People vs. Larry Flynt, 1996, главная премия на МКФ в Берлине-97) о драматической судьбе издателя порножурнала «Хастлер».
В 1999 снял фильм «Человек на луне» (Man on the Moon, 1999) — историю эксцентричного американского комика Энди Кауфмана, ставившего эксперименты над зрителями, чья жизнь и даже смерть превращались в провокационные шоу. Фильм — один из самых смелых экспериментов и самого режиссера, хотя и не оцененный массовым зрителем.
С 1975 преподавал на киноотделении в Колумбийском университете.
Ушёл из жизни 13 апреля 2018 года после непродолжительной болезни.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *