Мизантропы

Мизантропы

Александр Михедов Копирайтер, журналист, мизантроп.

Быть мизантропом непросто. Тебя постоянно путают с интровертом, начинают доказывать, что ты себе всё надумал и, вообще, «будь проще, и люди потянутся». В любой новой компании ты либо загадочный незнакомец, либо изгой вечера — тут всё зависит от степени твоей нелюбви к людям и интересности публики. Мизантропия расползается по всей жизни и мешает отношениям. Даже любимый человек (да, они есть и у мизантропов) периодически раздражает до зубовного скрежета своими «стадными» проявлениями. Она создаёт сложности в работе. Там, где общительный коллега решает вопрос одной улыбкой, тебе приходится включать актёра и симулировать симпатию.

Мизантропия часто мимикрирует под обычную усталость от общения с социумом, которая лечится отпуском. Её очень любят приписывать себе неуверенные и закомплексованные люди, которые просто не могут найти объяснение своей пассивной агрессии. Для них мизантропия — закрытый клуб, вступить в который можно одним признанием «как же бесят люди», попытка подчеркнуть отсутствующую индивидуальность. Но мизантропов-оборотней видно издалека, и зрелище это комично.

Вопреки всем неудобствам данного состояния, ты продолжаешь идти по жизни с гордо поднятым транспарантом «Не приближайтесь» и лишь укрепляешься в презрении к людям.

Бороться с этим как латать изношенную трубу — рано или поздно прорвётся снова. Ломая себя через колено, ты теряешь лицо. Важно научиться жить с этим и не мешать себе. Ладно, и людям тоже.

Содержание

Как ездить в метро

Метро — настоящий ад для любого мизантропа. Здесь презрение к стаду роду человеческому достигает апогея. В тебе просыпается Серсея с желанием залить эту септу диким огнём и злорадно улыбаться, поднимаясь по эскалатору.

Поскольку постоянно ездить на такси (хотя таксисты чаще других убивают веру в людей) себе может позволить не каждый, остаётся одно — пользоваться метро, избегая пиковых часов. Спад в подземке (зависит от города проживания) начинается примерно после 10:00. Ближе к 11 можно уже спокойно проехать, не нарушив целостность личного пространства. Подобное расписание серьёзно сдвигает рабочий день — домой придётся возвращаться после 20. Но людей в эти часы уже не так много. И это прекрасно. Плохая новость: такой богемный график себе могут позволить не все.

Как ездить в лифте

Для мизантропа лифт — пыточная камера. Даже большая площадь не спасает от приступов человеконенавистничества. Особенно выбешивают остановки на пути к точке назначения. Но хуже всего, когда с тобой пытаются заговорить. Выход один — увеличить громкость в наушниках и имитировать глубокое погружение в мир музыки. Мало кто осмелится прервать этот процесс.

Как ездить в маршрутке

Если жизнь забросила в спальный район, выбраться из которого можно только на маршрутке, ситуация сильно усложняется. Главное — не садиться возле водителя, чтобы не проводить через себя все финансовые потоки; не садиться возле прохода (есть риск быть изгнанным и заклеймённым позором какой-нибудь бабушкой). Идеальное место — сзади у окна. Туда не долетает порицательный взгляд стоящих. Можно демонстративно прислониться лбом к стеклу и размышлять о несправедливости судьбы.

Как работать в офисе

Фриланс — как много в этом слове для мизантропа. Но чаще всего он становится курсами по выживанию. Поэтому рано или поздно приходится примкнуть к армии офисного планктона.

К сожалению, для начальства мизантропия не будет аргументом, чтобы выделить вам отдельный кабинет. Но попросить место, где вы будете минимально контактировать с коллегами, можно. Справиться с офисной какофонией помогают всё те же вакуумные наушники, которые заменяет беруши. Музыку при этом включать не обязательно.

Как ходить в магазин

Магазин — относительно безопасное место для мизантропа. Площадь (если это, конечно, не крохотный продуктовый) позволяет практически не пересекаться с людьми. В этом смысле идеальны гипермаркеты вроде «Ашана», где можно легко затеряться в торговых рядах. Ни при каких условиях магазин нельзя посещать с 18:00 до 20:00. Твоё время — глубокий вечер, ближе к полуночи. Людей мало, орущие дети уже спят, никто не затаривается на неделю вперёд. Популярен лишь отдел алкоголя. Сложности могут возникнуть на кассе (она, как правило, одна), но это уже издержки позднего времени.

Что делать, когда человек бесит

Безотказный приём подавления гнева — жалость. Просто мысленно пожалей своего визави. Не скатывайся до оценки «холоп», будь находчивее. Представь, как сложно живётся объекту твоего презрения с такой-то внешностью, или интеллектом, или работой. Чаще всего это помогает.

P. S. Мизантропия не болезнь. Ты здоров и никому ничего не должен. Если у тебя не ложная мизантропия пубертатного периода, это проявление твоей индивидуальности — качества, которое очень ценят интересные умные люди. А их так не хватает даже мизантропам. Просто будь собой.

Автор не претендует на объективность, не навязывает свои взгляды и образ жизни.

Далеко не всем людям приходятся по вкусу профессии, связанные с постоянным общением, ведь взаимодействие с другими людьми может отнимать много сил и разрушать психическое здоровье. Именно поэтому многие современные граждане оставляют профессии, связанные с общением, такие как, например, продажа автомобилей http://autoi.ru/ и предпочитают работать в одиночестве. Предлагаем вам несколько профессий, освоив которые можно почти полностью избавиться от необходимости общаться с другими людьми и сосредоточиться только на своей работе.

Бухгалтер

Конечно, должность главного бухгалтера потребует постоянного взаимодействия с множеством людей, начиная от сотрудников компании и заканчивая представителями налоговых структур. Однако для рядового работника бухгалтерии гораздо важнее «говорить на одном языке» с цифрами, уметь работать с документами и анализировать данные. То же самое относится и к финансовым работникам и экономистам: некоторые участки деятельности не требуют у сотрудника наличия развитых коммуникативных качеств.

Графический дизайнер

Большую часть рабочего дня дизайнер может проводить перед монитором своего компьютера. Некоторым представителям этой творческой профессии (особенно тем, кто работает удаленно) вообще не нужно лично общаться с заказчиками, ведь все коммуникации можно успешно вести и с помощью электронной переписки.

Программист

Разработчики программного обеспечения, а также все те, кто связан с программированием, могут стать очень успешными в своей профессии, не имея при этом развитых навыков общения. Дело в том, что для людей таких профессий более важно владеть необходимыми языками программирования, уметь найти оптимальный способ реализовать поставленные задачи, уметь сосредотачиваться и быть внимательным к мелочам.

Наименее всего подвержены стрессам, вызванным общением с другими людьми, сотрудники, работающие удаленно. Как правило, они имеют возможность «дозировать» общение с заказчиками или партнерами, а также работать по гибкому графику и организовать для себя комфортное рабочее место.

Если вы лучше справляетесь с компьютером или другой техникой, чем с межличностными коммуникациями, то вам стоит обратить внимание на те профессии, о которых мы рассказали. В современном обществе для людей с любыми желаниями и возможностями найдется свое применение. И если вы ненавидите общаться с другими людьми, вы можете добиться успеха в той профессии, где навыки общения совсем не важны. Например, вы можете направить свои усилия на работу с цифрами или графическими изображениями. Можно также ремонтировать или тюнинговать автомобили, либо купить новый KIA http://autoi.ru/catalog/kia/ и работать курьером, уезжая в длительные командировки. Словом, главное — выяснить свои предпочтения, и подходящая именно вам работа непременно найдется.

Поведение мизантропа похоже на поведение социофоба – они оба избегают людей, каких-либо отношений. Но причина ухода от социума разная. Какая причина – узнайте из статьи.

Кто такой мизантроп

Мизантропия дословно переводится как человеконенавистничество. Мизантроп – человек, презирающий общество, избегающий социальных контактов.

Термин «общество» в данном случае используется в широком смысле, подразумевает весь человеческий род, правила и нормы поведения, традиции и культуру, религию, другие глобальные элементы. Мизантропа раздражают сложившиеся устои, уклад человеческой жизни. Еще больше он не любит человеческие слабости, ошибки, неточности. Он противопоставляет себя этому, стремится выделиться. Потому среди мизантропов много циников, эгоцентриков, эгоистов.

Как правило, они не отличаются эмпатией. Чувственность людей, по мнению мизантропа, приводит к промахам, мешает продуктивно работать, трезво мыслить. Чтобы не чувствовать, мизантропы сознательно убивают в себе эту часть, ведь они психически здоровы, а потому испытывают те же эмоции, что другие люди.

Не всем мизантропам удается превратиться в бесчувственное существо. У большинства сохраняются свои слабости и пороки. Потому порой ненависть распространяется на самого себя. Мизантроп не прощает ошибок ни себе, ни другим людям.

Как ни странно, такой человек обзаводится парой-тройкой надежных друзей. К ним он испытывает более теплые чувства, даже может простить недостатки характера, слабости. А вот новые знакомства мизантроп не любит. Быть в друзьях у мизантропа – все равно, что быть избранным. Себя и близкое окружение они считают уникальными, остальных людей – серой массой.

Причины

Думаю, основа мизантропии – механизм проекции. Притом не столько проекция своих недостатков на общество, сколько негативное отношение и непрощенные обиды на близких людей из детства.

Какое воспитание предшествует мизантропии:

  • противоречивые воспитательные позиции родителей;
  • условия повышенной моральной ответственности;
  • эмоциональная холодность, необходимость выпрашивать любовь;
  • напряженные отношения между родителями;
  • асоциальный образ жизни семьи, зависимости;
  • насилие, наказания.

Семья – микромодель общества. Если в ней ребенок не чувствует себя в безопасности, то формируется стойкое негативное отношение ко всему миру, установка, что и в нем небезопасно. Важную роль играет первая материнская привязанность, доверие ребенка к матери. Если он не может ей доверять, то малыш имеет все шансы вырасти мизантропом. Чаще всего под фразой «ненавижу людей», «ненавижу пьяниц» и т. д. подразумевается один человек. К сожалению, нередко кто-то из родителей.

Другие причины мизантропии:

  1. Непринятие себя, которое вытекает из первой причины. Человеку не нравится что-то в себе, а его психика с помощью защитного механизма проекции трансформирует это в непринятие окружающих.
  2. Мизантропия бывает сознательным выбором человека. Тогда она обусловлена чрезмерной чувствительностью индивида, повышенным чувством справедливости, усталостью от общения. Точнее эту причину охарактеризует афоризм немецкого публициста Генриха Гейне: «Чем больше знаю я людей, тем больше нравятся мне звери».
  3. В редких случаях мизантропия – защитная реакция агрессии, обесценивания. Если человек не может строить отношения в силу комплексов, низкой самооценки, других барьеров, то он говорит, что на самом деле это ему никто не нужен. Это проще, чем признать, что общество тебя не принимает, а ты не умеешь общаться.

Еще реже мизантропия становится результатом гиперкомпенсации. Например, влюбчивый человек решает так бороться со своим недостатком.

Коррекция мизантропии

Коррекция мизантропии подразумевает развитие филантропии. Филантропия – безусловная любовь к людям, помощь всем просящим, поддержка. Филантропы тоже видят несовершенство мира, но хотят и пытаются чем-то его улучшить, изменить, исправить.

Варианты филантропного поведения:

  • благотворительность;
  • создание фонда, центра помощи нуждающимся людям, приюта;
  • социальный проект по благоустройству территории, постройке детской площадки;
  • научное исследование в сфере медицины, образования;
  • техническое изобретение.

Филантропия не тождественна благотворительности, пожертвованиям. Филантропия не ограничивается денежной помощью. Это более широкое понятие. Прежде всего, подразумевающее социальную поддержку, наставление, помощь в осознание неверности выбранного пути, составлении нового жизненного плана и его воплощения.

Пример филантропии: человек осознает, что в его поселке много беспризорных детей, молодежи нечем заняться, а потому они хулиганят, пьют, нападают на прохожих ради развлечения. Тогда у гражданина возникает идея организовать досуговый центр для молодежи. Он наводит справки, знакомится с интересами детей, договаривается с администрацией, организациями и учреждениями, находит близких по духу людей, вместе они создают уникальный и интересный комплекс для развития, занятости молодежи.

Мизантроп бы просто сказал очередное «фи, ненавижу» и постарался не сталкиваться с асоциальной группировкой на улице. Филантроп же постарается решить проблему, чем обезопасит себя и других, а молодым людям поможет в социализации.

В этом главное отличие мизантропа от филантропа:

  • один видит проблему, но старается не сталкиваться с ней, делает вид, что его это не коснется;
  • другой видит проблему и старается ее решить.

Важно не впадать в крайность филантропии, чтобы не разочаровываться в случае неудач. Один человек не всегда может внести заметный вклад в общество, не всегда удается найти единомышленников, особенно в начале своей карьеры. Главное, не потерять веру в себя. Лучше начать деятельность, вступив в ряды уже известных просоциальных организаций.

И конечно, важно помнить о причинах мизантропии. Возможно, стоит обратиться к психоаналитику, чтобы найти и вырвать корни такого мышления. Или можно попробовать поговорить с самим собой, тем более отсутствие социальных контактов очень способствует самопознанию.

Итоги

Итак, важно запомнить три отличительные черты мизантропа: непринятие человечества как вида, социальных норм и правил, противопоставление себя обществу, в том числе в агрессивных формах, способность выстраивать дружеские и близкие отношения с несколькими людьми.

Мизантропы нелюдимы, но это не является патологией, как социопатия, например. Мизантропы испытывают все те же чувства, что другие здоровые люди. Они умеют сопереживать и сочувствовать, жить по закону и согласно своей совести, умеют контролировать себя.

Как бы мизантроп ни ненавидел людей, он не может жить вне социума. Ведь ему нужно что-то и кого-то презирать. Потому мизантропу нужны новости, истории, события, выходы в свет. Иногда он сам не понимает, насколько привязан к обществу.

Кто такой мизантроп? В словаре Ушакова это слово имеет три значения:

— человеконенавистник,
— нелюдим,
— тот, кто страдает мизантропией.

В первом из них внимание акцентируется на эмоциональной составляющей этого понятия — нужно искренне ненавидеть отдельных представителей вида Homo sapiens и всё человечество. Во втором подчеркивается маргинальное положение мизантропа — на периферии общества, вдали от людей. А в третьем содержится намек на то, что это состояние, сходное с болезнью, которой можно «страдать».

Мизантропия кажется очень современным типом мышления, особенно если вы еще продолжаете читать новости, но все три трактовки, зафиксированные в толковом словаре, сложились уже в античные времена.

Мизантропия по Лукиану — созидательная сила

Первого в истории мизантропа звали Тимон, и родом он был из Афин. Этот несомненно важный для европейской культуры персонаж появляется во многих произведениях не только античной письменности, но и литературы Нового и Новейшего времени.

Один из самых ранних текстов, в которых возникает фигура афинского человеконенавистника, — диалог Лукиана Самосатского «Тимон, или Мизантроп». Сюжет, положенный в основу этого произведения, широко известен.

Богач Тимон щедро одаривает своих друзей, убежденный в их искренности и преданности, а раздав все сокровища, обнаруживает, что льстецы, жадные до наживы, покинули его. Разочарованный предательством вероломных товарищей, Тимон начинает ненавидеть род людской и отправляется в добровольное изгнание.

В поисках кореньев для пропитания бывший вельможа обнаруживает клад, посланный ему Зевсом, и декларирует новую жизненную установку:

«Пусть будет у меня имя — приятнейшее из всех — Мизантроп — Человеконенавистник, а отличительными чертами поведения — мрачность, суровость, грубость, злость и нелюдимость».

Такое умонастроение Тимона сюжетно оправдано, и несправедливое отношение людей к нему вызывает сочувствие даже в сонме богов. Этот непримиримый человеконенавистник намерен направить свою злобу в разрушительное русло:

«Если я увижу погибающего в огне и умоляющего потушить пожар, смолой и маслом буду тушить. <…> Это он получил бы по заслугам».

Но интерпретировать диалог можно и в символическом ключе. В «Тимоне» Лукиана показана целая анфилада человеческих пороков, и месть мизантропа роду людскому происходит в двух планах — реальном и аллегорическом.

Литературный прием, используемый автором, известен современному читателю по басням: физическая расправа над предателями символизирует избавление, очищение человечества от зависти, лести, жадности и других низменных проявлений нашей натуры и дарит надежду на перерождение.

Так раскрывается созидательный потенциал, казалось бы, разрушительного явления. Мизантропия дает импульс к личной трансформации: ненавидя людские пороки, легче от них избавиться.

О конструктивной составляющей этого явления рассуждает автор книги «Чудовище: наброски философии бегства от человечества» Ульрих Хорстман, немецкий профессор, специалист по английской литературе. Он воспринимает мизантропию как определенный тип мышления:

«Вылазки в запретные, не подлежащие толерированию, закрытые участки сознания, — говорит Хорстман в одном интервью, — не вызывали бы осуждения, если бы не те, кто прагматизирует ситуацию, воспринимает ее как императив, призыв к действию».

Он отмечает «профилактический» эффект мизантропического образа мыслей, который может стать своеобразным предупреждением и заставить человека отказаться от деструктивных поступков.

Деструктивный потенциал мизантропии по Шекспиру

Разрушительное начало мизантропии показано, пожалуй, в самой известной обработке сюжета о человеконенавистнике — в пьесе Уильяма Шекспира «Тимон Афинский»:

Я мизантроп, людей я ненавижу.
Вот будь ты псом, я мог бы хоть немного
Тебя любить.

Даже когда бывший вельможа вновь обретает состояние, ненависть Тимона к людям не ослабевает.

Если протагонист Лукиана Самосатского ограничивается лишь размышлениями о злой людской природе и желании причинить вред себе подобным, то герой Шекспира активно содействует уничтожению человечества: он дает деньги Алкивиаду, чтобы тот стер с лица земли Афины, и подкупает куртизанку, подговаривая ее заражать всех сифилисом.

Такова и классическая супергероика нашего времени — типичный злодей, например Пингвин, противник Бэтмена, несомненно, продолжает эту традицию.

Ненависть мизантропа к самому себе

Восприятие мизантропа как нелюдима, избегающего человеческого общества, представлено уже в диалоге Лукиана:

«Пусть Тимон один богатеет… пусть будет сам себе сосед и смежник, отбросив от себя других людей».

Социальная изоляция — удел мизантропа, и даже собственными похоронами он будет заниматься сам. Этот мотив появляется и у Шекспира:

Я ненавижу этот лживый мир!
Итак, Тимон, готовь себе могилу,
Ты ляжешь там, где будет разлетаться
О камень гробовой морская пена.

Однако в пьесе английского драматурга он существенно усложняется: шекспировский Тимон — самоубийца. Причиной его добровольного ухода из жизни становится ненависть к самому себе:

Тимон себя и всех себе подобных
Возненавидел! Гибни род людской!

Об этой деструктивной черте человеконенавистничества, направленного на самого мизантропа, говорит и Ульрих Хорстман: «Если я презираю род людской, то должен отдавать себе отчет в том, что и сам к нему принадлежу».

Подтверждением слов исследователя можно считать реплику Апеманта — своеобразного двойника Тимона из шекспировской пьесы:

Ты сам себя отверг,
Еще когда ты был самим собою.

Мизантроп как маргинал

Отказ от идентификации с человечеством — и от себя самого — делает мизантропа маргиналом.

Профессор философии, преподаватель Берлинского университета имени Гумбольдта Михаэль Пауэн определяет таких людей как фриков, одиночек, которые не чувствуют себя принадлежащими к обществу, но лишь используют социум, чтобы от него отгородиться.

Этому можно найти по крайней мере два объяснения. С одной стороны, сама позиция мизантропа заставляет установить дистанцию между ним и теми, кто приносит ему страдание.

С другой, на периферию жизни человеконенавистников, наученных горьким опытом взаимодействия с людьми, выталкивает их сознательный отказ от участия в игре, которую на протяжении тысячелетий ведет большинство мыслителей — носителей оптимистического мировосприятия.

Мизантропы в наивно стремящемся к счастью обществе становятся аутсайдерами. Пессимистически настроенные мыслители, оспаривающие утверждение «бытие прекрасно», — маргинализированная группа.

В книге «Пессимизм. История философии и метафизика от Ницше до Шпенглера» Михаэль Пауэн утверждает, что восходящая к Лейбницу установка «мы живем в лучшем из возможных миров» превращается в легитимированную ложь, ведь в этом случае индивидуальное страдание неизбежно обесценивается и игнорируется.

Сама ситуация, когда от нас ждут любви к людям и добродетели, а оптимистический взгляд на вещи и вера в прогресс должны удовлетворять и успокаивать, может стать триггером для человеконенавистнических импульсов.

С подобными раздражителями мы постоянно сталкиваемся в повседневности: социальные сети создают иллюзию тотального счастья и благоденствия, которые сулит нам общество потребления. Созерцание культивируемых удовольствий зачастую приводит к депрессии и человеконенавистничеству — у одних не получается соответствовать негласным стандартам успешности, другие просто не желают участвовать в сеансе коллективного гипноза.

Цифровая гигиена: как пользоваться соцсетями, не давая им использовать вас

Платон: ненависть к людям — психологическая проблема

Тенденция к стигматизированию мизантропии намечается еще в диалоге «Федон» Платона. Философ, знакомый с античными трагедиями, анализирует историю Тимона с поразительной психологической точностью:

«Ненависть к людям проникает в нашу душу тогда, когда мы слишком кому-нибудь доверяем без достаточных оснований и… спустя некоторое время находим его злым и вероломным, и точно также потом — другого. Если бы это испытал кто-нибудь много раз… такой человек… обманувшись, кончил бы тем, что возненавидел бы всех людей вообще…»

Но отдельные частные случаи не дают нам права заключить, что природа человека дурна и порочна. Потому мизантроп у Платона предстает ограниченным, чересчур наивным при выборе друзей:

«Не постыдно ли это… и не очевидно ли, что такой человек входит в общение с людьми, не обладая пониманием того, что относится к делам человеческим… что число людей вполне хороших или дурных, — то и другое невелико, а люди, занимающие середину между одними и другими, — многочисленны».

Обобщения, сделанные на основе негативного опыта, действительно страшный грех в философии и логике, но психологическая подоплека этой старой, как диалоги Платона, проблемы ясна: травма, полученная в результате сближения с другим, может лечь в основу ненависти к людям.

Цицерон: ненависть к людям — психическое расстройство

Точку зрения Платона, объяснявшего мизантропию не дурной природой человека, а его неспособностью разбираться в людях, развивает Марк Туллий Цицерон в философском трактате «Тускуланские беседы. Книга IV. О страстях». Римский мыслитель патологизирует эту черту, интерпретируя ее как своеобразный психический дефект:

«…болезни возникают от страха — таково женоненавистничество… таково и человеконенавистничество вообще, которое нам известно по Тимону-мизантропу, таково негостеприимство, — все эти болезни души рождаются из некоего страха перед вещами, которые человек ненавидит и которых избегает».

Называя мизантропию «болезнью души», в другом своем произведении, философском трактате «О дружбе (Лелий)», Цицерон утверждает, что только ненормальные, потерявшие внутреннее равновесие, ненавидят людей. Их поведение вызывает лишь негодование и оказывается, таким образом, за пределами категории социально приемлемого.

С легкой руки римского оратора мизантропия переходит из философской плоскости в психопатологическую — так возникает третья линия интерпретации этого феномена.

Мизантропия — дьявольское наваждение

Христианское Средневековье идет еще дальше по намеченному Цицероном пути, считая мизантропию дьявольским наваждением. Любовь — единственное чувство, допустимое по отношению к человеку, творению Божьему. А ненависть к людям — от лукавого.

Мир создан милосердным Богом, а значит, и чада Его добры по своей природе — эта установка лежит в основе оптимистического мировосприятия в целом. А все, кто думает иначе, пытаются оспорить фундаментальную религиозную предпосылку. И должны гореть на костре.

Интересно, что провозглашение любви к людям в качестве незыблемого идеологического постулата привело к селекции невиданного до тех пор размаха: верившие в прекрасную природу человека апологеты христианского учения с чувством выполненного долга жгли ведьм и еретиков.

Циник Макиавелли: как уничтожать простых людишек

Интерес к проблеме человеконенавистничества, волновавшей еще античных мыслителей, возродился в эпоху Ренессанса — неслучайно участники Тридентского собора в 1546 году утверждали, что крупнейший труд итальянского мыслителя, философа и политического деятеля Никколо Макиавелли «Государь» написан рукой сатаны.

Общепризнанный мизантроп, автор одиозного сочинения, действительно, был далеко не высокого мнения о человеческой природе:

«О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива».

Поэтому нет причин уважать человека — напротив, людскую глупость и злобу следует подавлять, а подчиненные достойны того, чтобы ими манипулировали власть имущие. Так, в 17-й главе «Государя» «О жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь или страх» Макиавелли хотя и призывает правителей казнить подданных только в случае «неизбежной необходимости», однако уточняет, что «еще важнее… не посягать на имущественные права подданных, потому что люди обыкновенно скорее прощают и забывают даже смерть своих родителей, нежели потерю состояния».

Цинизм итальянского политического деятеля был столь вопиющим по меркам той эпохи, когда добро абсолютизировалось, что не только некоторые современники, но и потомки предпринимали попытки интерпретировать трактат «Государь» как сатиру.

Так или иначе, в своих трудах Никколо Макиавелли с беспрецедентной откровенностью поднял проблему соотношения моральных норм и политической сообразности. Ярко выраженная человеконенавистническая установка как подоплека циничной позиции итальянского философа сказалась на репутации тех, кто недолюбливает род людской.

Идеи этого выдающегося мизантропа не теряют своей актуальности. Политтехнологи всего мира черпают из его главного труда «Государь» практические советы, а первое в России PR-агентство, с конца 1980-х занимающееся консультированием по политическим вопросам, даже не скрывает своей приверженности взглядам итальянского мыслителя. И называется гениально и просто: «Никколо М».

Любовь к человечеству: Кант и Гегель

Уже в эпоху Просвещения хорошее отношение к себе подобным простиралось так далеко, что любые проявления мизантропии или индивидуализма купировались.

«Практическая любовь — обязанность всех людей по отношению друг к другу», — морализировал в «Лекциях по этике» Иммануил Кант, считавший ненависть к человеку ужасной и достойной презрения.

Ведь каждый живущий на земле индивид должен позитивно идентифицировать себя с социумом (в широком понимании этого слова), а не отграничиваться от него.

По мнению Михаэля Пауэна, наиболее полно и последовательно такая позиция выражена в трудах одного из основателей классической немецкой философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. В основе мировоззрения мыслителя лежит оптимистический взгляд на мир, в целом присущий эпохе Просвещения. История человечества рассматривается как своего рода теодицея, оправдание Бога, и доказательство того, что мир прекрасен.

Ненависть к человечеству vs. любовь к человеку

В рамках оптимистической парадигмы мышления убийства, насилие и страдания, которые люди причиняют друг другу, воспринимаются как незначительный сопутствующий ущерб, и с ним человечество вынуждено мириться.

Пренебрежение индивидуальным, когда страдание и благополучие отдельно взятой личности, ее негативный опыт выносятся за скобки, в пользу общего приводит к тому, что некоторые мыслители и поэты выбывают из рядов человеколюбцев. Так, Фридрих Шиллер, в своей «Оде к радости» заявлявший: «Все мы братья меж собой», — в письме к другу писал: «Я с воодушевлением принял мир в распростертые объятия, в конце же я ощутил лишь холодную глыбу льда на своей груди».

Стремление к другому и открытость миру (которая оборачивается горьким разочарованием) — два разных импульса: любовь к отдельному индивидууму и ненависть ко всему человечеству не противоречат друг другу.

Джонатан Свифт: люди развратны, жадны, глупы и воняют

«Я люблю Джона, Джил и Джека, но я глубоко ненавижу человечество», — писал еще один общепризнанный мизантроп XVII века Джонатан Свифт.

Ирландский сатирик отправил протагониста своего романа «Путешествия Гулливера» не только в страну лилипутов и великанов, но и к благородным лошадям гуингнгмам, которые содержали отвратительных людишек еху в качестве домашних животных.

В сказочной стране Гулливер постигает истинную человеческую природу: люди развратны, жадны, глупы и воняют.

В «Сатирическом памфлете» озабоченный общественным благом прожектер, от чьего лица ведется повествование, и вовсе призывает к каннибализму. Он предлагает ирландским беднякам продавать детей на съедение представителям высших слоев английского общества:

«Из одного ребенка можно приготовить два блюда на обед, если приглашены гости; если же семья обедает одна, то передняя или задняя часть младенца будет вполне приемлемым блюдом, а если еще приправить его немного перцем или солью, то можно с успехом употреблять его в пищу даже на четвертый день, особенно зимою».

Из-за подобных текстов, которые современники подчас воспринимали слишком прямолинейно, Свифт и завоевал репутацию человеконенавистника.

Исторический контекст проливает свет на причины мизантропии сатирика: он был в ужасе от того, какие страдания люди причиняют друг другу. Так, после выхода парламентского акта 1652 года «Об устроении Ирландии» все жители этого края, участвовавшие в антианглийских восстаниях, были полностью лишены земли, в результате чего от голода умерли десятки тысяч людей.

Свифт, предлагая соотечественникам в свойственной ему гротескной мере просто скармливать детей англичанам, обнажает цинизм и жестокость новоиспеченных лендлордов.

Историко-литературный парадокс: человеконенавистником прослыл тот, кто привлек внимание общественности к реальным проявлениям мизантропии.

Филипп Майнлендер: человек хорош, только если его нет

В одном ряду с Джонатаном Свифтом и прочими врагами рода человеческого оказался и немецкий мыслитель XIX века Филипп Майнлендер, один из представителей пессимистического направления. В своей «Философии освобождения», датированной примерно 1870 годом, он пишет: «Я бы хотел разрушить все мимолетные побуждения, способные отвлечь человека от поиска тихой ночи смерти».

«Освобождение», вынесенное в заглавие трактата Майнлендера, может заключаться лишь в том, что мир, а вместе с ним и людские мучения прекратят свое существование.

Философ-пессимист мечтает об этом, ведь жизнь — страдание, Бог — мертв, а лучший исход — апокалипсис:

«Всё, что существует в мире, порождено злом: весь мир, состояние человечества, законы и естественный порядок вещей — всё это лишь зло».

Хорошо только то, чего нет. Сказанное относится и к «венцу творения». Майнлендер дистанцируется от человечества не в фантастических путешествиях, как Гулливер Свифта, а в собственном сознании, исходя из того, что его самого, мира и людей не существует.

Ненависть к человечеству — реальность XX века

Перформативы типа «я люблю тебя» или «я ненавижу тебя» играют важную роль в коммуникации отдельных людей, но как они связаны с чувствами ко всему виду Homo sapiens?

Если верить Майнлендеру (и буддистам), человечества вообще не существует. И даже если им не верить, всё равно именуемого этим собирательным существительным субъекта, с которым мы вступаем в коммуникацию, нет — есть лишь обобщение, абстракция, и ей абсолютно «безразлично», быть любимой или ненавидимой. А значит, тот, кто относится к такому коллективному квазисубъекту скептически или враждебно, не причиняет ему никакой боли.

При этом, если задуматься, ужасы XX столетия (например, колониализм, национал-социализм, сталинизм) учинили вовсе не ярко выраженные мизантропы.

Напротив, тираны, совершавшие чудовищные преступления против целых народов, преследовали вполне конкретные цели и были уверены в том, что искренне любят человечество, желают ему лучшего будущего и отдают свою жизнь ради него.

«Почему же они в таком случае резали людям глотки?» — писал в середине XIX столетия мыслитель-провокатор, основатель философии индивидуалистического анархизма Макс Штирнер.

Любовь к человечеству иногда оказывается смертельной для отдельных его представителей. Мизантропия же, напротив, может скорректировать эту установку и стать своеобразной философской терапией, создающей дистанцию между мыслителем и объектом его изучения — человеком.

Возможна ли мизантропия в цифровую эпоху?

Мизантропия существует в парадигме мышления, в которой всё еще важен вопрос об истинной природе человека: каков же он на самом деле, плох или хорош? В XXI веке, в мире больших данных, где на первый план выходят бихевиоризм и концепция постправды, такая постановка проблемы, кажется, просто невозможна.

Самоценное существование человека замещается самопрезентацией в интернете, он превращается в объект или (в лучшем случае!) в актант.

Медицинские страховые компании собирают данные о состоянии здоровья клиентов при помощи фитнес-браслетов без нашего на то согласия, чтобы разработать наиболее успешную маркетинговую стратегию. Дистопический сюжет из «Черного зеркала» 2015 года о новейших технологиях, исключающих из общества маргиналов-мизантропов, стал реальностью в Китае, где социальный рейтинг вот-вот будет сказываться на доступе индивида с «неприемлемым» поведением к жизненным благам.

Может быть интересно:

«Я — гражданин третьего сорта». Как смартфоны помогают строить новое классовое общество по принципу благонадежности

Сначала история серийного убийцы Фрица Хонки ложится в основу романа Хайнца Штрунка. Затем произведение экранизирует Фатих Акин, и фильм попадает в основной конкурс 69-го Берлинского кинофестиваля. И наконец страшные события становятся реальной новостной повесткой — петербургского профессора вылавливают из Мойки с рюкзаком, в котором находят отпиленные руки его возлюбленной.

Оглядываясь вокруг, приходишь к неутешительному выводу: чтобы сегодня позволить себе роскошь не быть мизантропом, нужно обладать почти религиозной верой в человека.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *