Монополия

Монополия

Примеры монополий

Слово «монополия» зародилось в Древней Греции и в переводе обозначает «один продаю».

Определение монополии подразумевает существование ниши бизнеса, где доминирует один производитель, который регулирует количество товара и его цены.

В чистом виде компании-монополисты встречаются очень редко. Это связано с тем, что практически для любого товара или услуги можно найти заменитель.

Например, естественной монополией является метрополитен. Если инфраструктуру подземки разделить между двумя-тремя конкурирующими фирмами, начнется настоящий хаос. Но, когда услуги метрополитена перестанут устраивать население, люди смогут добираться до места назначения на автобусах, трамваях, автомобилях, электричках.

То есть метрополитен – это монополист среди подземного, скоростного транспорта, но в сфере пассажирских перевозок он таковым не является.

Состояние экономики, в которой доминирует один субъект, характерно для жилищно-коммунального хозяйства, государственного сектора, производства продукции, требующей тщательного контроля.

Рассматривая, что такое монополия, нельзя обойти стороной еще одно близкое понятие – «олигополия». Это состояние встречается в экономике гораздо чаще. Олигопольный рынок делят между собой несколько компаний. При сговоре основных игроков рынок по своим характеристикам приближается к монопольному (пример — сотовые операторы).

Классические примеры олигополии – самолето- и судостроение, производство оружия. Здесь конкуренция (что это такое?) происходит между двумя, тремя поставщиками.

Виды и формы монополий

Выделяют следующие формы монополий:

  1. Естественная — возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Пример – железнодорожные перевозки. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.
  2. Искусственная — обычно создается при объединении нескольких компаний. Сговор предприятий позволяет быстрее устранять конкурентов. Образованная структура прибегает к таким методам, как демпинг (что это такое?) цен, хозяйственный бойкот, ценовое маневрирование, промышленный шпионаж, спекуляция ценными бумагами.
  3. Закрытая — защищена от конкурентов законодательством. Ограничения могут касаться авторских прав, патентов (что это?), лицензирования, сертификации, налогообложения, передачи уникальных прав на владение и пользование ресурсами и т. п.
  4. Открытая — это рынок единственного поставщика, не имеющий юридических преград от конкуренции. Характерна для фирм, предлагающих новые, инновационные продукты, у которых нет аналогов на текущий момент.
  5. Двухсторонняя — торговая площадка с одним продавцом и одним покупателем. Обе стороны обладают властью над рынком. Вследствие этого, результат сделки зависит от способности ведения переговоров каждым участником.

Есть и другие варианты классификации, например, их делят на два вида по форме собственности:

  1. частная
  2. государственная

Или по территориальному принципу на 4 вида:

  1. местная
  2. региональная
  3. национальная
  4. экстерриториальная (глобальная)

Если рассматривать искусственную монополию, когда объединяется ряд предприятий (компаний), то говорят о различных формах таких слияний:

Монополия в истории развития общества

Выгоду от монополии люди заметили практически сразу с появлением обмена и зарождением рыночных отношений. При отсутствии конкуренции цены на продукцию можно поднять.

Древнегреческий философ Аристотель считал создание монополии умелой политикой ведения хозяйства. В одном из трудов в качестве примера мудрец рассказывает о подданном, получившим деньги «в рост». Для извлечения прибыли, предприимчивый человек скупил все железо в мастерских, а затем перепродал его с наценкой купцам, прибывшим из других мест.

Мыслитель упоминает и о попытках регулирования государством монополии. Ушлый продавец был выслан правительством из Сицилии.

В Европейских странах в Средние века монополизм развивался по двум направлениям – в результате создания цехов и путем выдачи королевских привилегий:

  1. Цех – это объединение ремесленников. Он контролировал производство продукции участников. Основной задачей организации было создание условий для существования мастеровых. Цеха не допускали конкурентов на свои рынки и устанавливали рыночные цены на производимые товары.
  2. Королевские привилегии давали исключительное право продавать или производить определенные виды продукции (услуг). Купцы и промышленники были рады заполучить такую привилегию, чтобы избавиться от конкурентов, а король получал деньги в казну. При этом многие королевские указы были абсурдны и глупы, что привело к ограничению власти монархии в некоторых странах.

В 19 веке в результате бурного развития производства обострилась конкурентная борьба между производителями. Снижение затрат привело к укрупнению фабрик и заводов. Оставшиеся игроки объединялись в различные сообщества (тресты, синдикаты, пулы), которые действовали как монополисты.

Монополии в истории России – это повторение общемировых тенденций. Но большинство процессов в нашей стране происходили с опозданием и часто приносились извне. Так, в царской России производство спиртных напитков являлось исключительно государственной функцией.

А первый промышленный синдикат возник в Петербурге в 1886 году при участии немецких партнеров. Он объединил 6 фирм, производящих гвозди и проволоку. Позднее зародился сахарный синдикат, затем «Продамет», «Продуголь», «Кровля», «Медь», «Продвагон» и др.

Антимонопольное законодательство

Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе:

  1. неэффективному расходованию ресурсов;
  2. дефициту продукции;
  3. несправедливому распределению доходов;
  4. отсутствию стимула развивать новые технологии.

Поэтому правительства стран стараются ограничить появление монополий. Специальные государственный органы следят за уровнем конкуренции на рынке, контролируют цены, предотвращают зависимость мелких фирм от крупных игроков.

Антимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира. Оно защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

  • ВоркЗилла — удаленная работа для всех
  • МираЛинкс — платят за размещение статей на своем сайте
  • ГоГетЛинкс — монетизация сайтов
  • Анкетка — платят за прохождение тестов
  • Etxt — платят за написание текстов
  • Кьюкоммент — биржа комментариев
  • Поиск лучшего курса обмена
  • 60сек — выгодный обмен криптовалют
  • МоеМнение — бонусы за прохождение опросов
  • Бинанс — надёжная биржа криптовалют
  • ВкТаргет — заработок в соцсетях (ВК, ОК, FB и др.)

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Чистая монополия и её характерные черты. Барьеры для вступления в отрасль. Типы монополий

Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия — рынок, на котором действует только одна фирма, в силу этого обстоятельства способная оказывать влияние на рыночное равновесие и рыночную цену. Монополия — наибо­лее яркое проявление несовершенной конкуренции. Монопо­лия — рыночная структура, отвечающая следующим условиям:

1. Выпуск товара всей отраслью контролируется одним про­давцом этого товара, т. е. фирма-монополист является единст­венным производителем данного блага и олицетворяет собой всю отрасль.

2. Производимый монополистом товар является особым в своем роде (уникальным) и не имеет близких заменителей, в этой связи спрос на продукт монополиста отличается низкой степенью ценовой эластичности, а график спроса на него имеет резко «падающий» характер,

3. Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм, поэтому в условиях монополии отсутствует какая-либо конкурентная борьба.

Данные условия позволяют сделать вывод, что фирма-моно­полист обладает рыночной властью и в состоянии самостоятель­но в определенных пределах менять цену продаваемого товара (в отличие от совершенной конкуренции, где каждая отдельная фирма вынуждена только «соглашаться» с ценой).

В качестве примера чистой монополии обычно рассматрива­ются предприятия общественного пользования и коммунального хозяйства — предприятия газо-, электро-, водоснабжения и не которые другие. Эти компании получили название естественных монополий. Естественная монополия — отрасль, в которой отраслевой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких затратах, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм, т. е. когда в отрасли существовала бы конкуренция. Естественным монополиям государство обыч­но предоставляет исключительные привилегии. При этом правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких предприятий, не допуская злоупотреблений с их стороны. Также к монополиям могут быть отнесены крупные корпорации, доми­нирующие в отрасли.

Возникновение и существование чистых монополий обычно объясняется наличием барьеров для вступления в отрасль. Спо­собствующие формированию таких барьеров факторы и порожда­ют монопольную власть на рассматриваемых рынках. Все барьеры можно разделить на две группы — естественные и искусственно создаваемые.

Среди естественных барьеров можно выделить:

1. Экономические — отдельные фирмы за счет постоянного совершенствования технологических процессов могут достичь наименьших издержек выпуска при производстве очень значи­тельного объема продукции (положительный эффект масштаба производства). Это приводит к тому, что только одна или не­сколько крупных фирм могут иметь низкие издержки производ­ства в расчете на единицу продукции. Остальные фирмы вытес­няются из отрасли, и возникает естественная монополия. Есте­ственные барьеры возникают также тогда, когда внутренний рынок какой-либо страны относительно невелик, а экономиче­ски в данной отрасли эффективны только крупные предприятия, поэтому одна фирма охватывает практически всю отрасль.

2. Технологические — связаны с существованием предприятий местного коммунального хозяйства. Современный уровень тех­ники и технологии делает здесь конкуренцию очень затрудни­тельной или просто невозможной. Например, нет смысла для осуществления конкуренции проводить к каждому дому не­сколько водопроводов.

3. Финансовые — монополизированные отрасли имеют обыч­но значительный объем выпуска, поэтому новой фирме для вхо­да в отрасль нужно осуществить большие инвестиции, подгото­вить квалифицированные кадры и т. д., что сопряжено со значи­тельными затратами и блокирует вход в отрасль.

4. Собственность на некоторые виды ресурсов. Фирма, вла­деющая или контролирующая сырье, необходимое в производст­ве данного материального блага, может препятствовать возник­новению конкурирующих фирм на рынке этого товара, на кото­ром сама обычно выступает как монополист.

К искусственно создаваемым барьерам можно отнести:

1. Юридические — гарантирование патентных прав на изобре­тения, предоставление особых привилегий в виде лицензий на выпуск и реализацию продукции, обеспечение секретности не­которых отдельных разработок со стороны правительства могут привести к сосредоточению в руках одной фирмы основной мас­сы патентов и лицензий на производимые в отрасли товары.

2. Методы недобросовестной конкуренции — такая организа­ция конкуренции, при которой хозяйствующие субъекты прибе­гают к недозволенным методам воздействия на конкурентов: распространение ложных сведений о конкуренте; использование системы демпинговых цен, когда с целью разорить конкурента или вытеснить его с рынка на непродолжительное время уста­навливается цена ниже величины средних издержек; криминаль­ные и прочие методы.

К сведению. Иногда источником монопольной власти может стать коллективное поведение потребителей, которые проявля­ют устойчивую лояльность к данной торговой марке, предпочи­тают продукцию именно этой фирмы, что, в конечном счете, может породить рыночную власть данного производителя.

Перечисленные выше барьеры, блокирующие вход на моно­полизированный рынок, определяются факторами, обеспечи­вающими рыночную масть того единственного производителя, который действует в данной отрасли. Множественность этих факторов порождает существование нескольких типов моно­полий:

• закрытая монополия. Рыночная власть и монопольное по­ложение на рынке обусловлено юридическими барьерами, исключающими конкуренцию в отрасли. Поскольку воз­никновение закрытой монополии связано с деятельностью государственных институтов, деятельность таких фирм предполагает пристальное внимание со стороны государства и наличие ряда ограничений относительно уровня цены и получаемых сверхприбылей;

• открытая монополия. В случае открытой монополии рыноч­ная власть фирмы-монополиста является результатом нова­торских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, обеспечивающая ярко выраженное конкурентное преимущество, позволяющее вытеснить конкурентов с рынка, и т. п.). Связанные с нововведениями рыночные преимущества могут быть Скопированы или превзойдены, что объясняет кратковременность существования единоличной рыночной власти фирм — открытых монополий;

• естественная монополия. О ней уже говорилось. Рыночная власть таких фирм обусловлена достижением наименьших издержек на единицу выпускаемой продукции при удовле­творении всего отраслевого (рыночного) спроса на нее;

• монопсония — особый тип рыночной структуры, когда ры­ночная власть концентрируется в руках не продавца, а по­купателя;

• двусторонняя монополия возникает в том случае, если моно­польная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *