Мотивация и дисциплина

Мотивация и дисциплина

Эту статью можно не только прочитать, но и послушать. Если вам так удобнее — включайте подкаст.

Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.

Книга притчей, 16:32.

Сегодня интернет и полки книжных магазинов переполнены мотивационным продуктом, призванным вдохновить нас на новую жизнь и великие свершения. Почему же ситуация, которая должна, по идее, принести благо, стала для многих проклятием, породив массу неудовлетворённых людей, постоянно мечтающих о поездке, планирующих маршрут, но так и не сдвинувшихся с места?

Для многих людей поглощение очередной порции мотивации стало сродни принятию наркоманом дозы, после которой проходит абстинентный синдром, а в жизни всё остаётся по-прежнему, кроме чувства собственной беспомощности и никчёмности, которое неуклонно растёт. И чтобы прорваться, чтобы хоть как-то сдвинуться с места, мы вводим очередную дозу мотивации, замыкая порочный круг.

Мотивация — на гребне эмоций

Задача мотивации — разжечь в нас эмоции, поднять волну чувств, которая понесёт нас к заветной цели. Это сёрфинг на гребне волны, но никак не упорная работа вёслами. Красиво, захватывающе, легко.

Только единицы удаляются от берегов посредственности.

Но если на побережье океана волны могут не прекращаться, то в реальности нашей жизни эмоции — это одно из самых хрупких, быстротечных и непостоянных явлений. Можно неделями и месяцами сидеть на берегу, но так и не дождаться волны.

По сути, наша жизнь и представляет собой пляж, усеянный сёрферами, единственное занятие которых и есть подобное ожидание. Только единицы берут вёсла и гребут, медленно, но неумолимо удаляясь от берегов посредственности и пустоты.

Популярность и власть иллюзий

Мотивация популярна, но не потому, что приводит к результатам. Мотивация популярна, как и любой другой лёгкий путь. К сожалению, человек так устроен, что ищет лёгкую, а не верную дорогу. И если она создаёт хоть какую-то видимость правильного выбора, то, скорее всего, она и будет выбрана.

Мотивация лишь создаёт иллюзию, что всё получится легко. Поэтому самое малое затруднение может привести к отступлению.

Но мотивация не делает путь лёгким, она всего лишь раздаёт обещания и создаёт иллюзию того, что всё получится легко и на эмоциональном подъёме.

Человек, находящийся во власти этих иллюзий, совершенно не готов — ни психически, ни физически — к трудностям и препятствиям, которые всегда встречались, встречаются и будут встречаться на любом пути к более-менее стоящим целям. Поэтому самое малое затруднение может привести к отступлению на берег для ожидания следующей попутной волны.

Конечно, все мы любим положительные чувства: радость, эмоциональный подъём, восторг — и в этом нет ничего плохого. Плохо то, что мы становимся зависимы от них, а не они от нас. Мы становимся похожими на пьяницу, который без вливания спиртного не может и не хочет работать.

Оправдание для лентяев

Конечно, каменщик или водитель не сможет сослаться на отсутствие вдохновения, но представители творческих профессий имеют для своей лени, как им кажется, замечательное алиби. Знаю, что сейчас в меня полетят гнилые помидоры, но я глубоко уверен: творческий человек не нуждается во вдохновении, чтобы начать творить.

Перефразируя знаменитого Чака Клоуза, могу сказать и подтвердить личным опытом:

Вдохновение — для лентяев, остальные просто работают.

Поэтому сегодня я предлагаю вам отказаться от служения вдохновению и принять истинную королеву успеха. Встречайте: её величество дисциплина!

Дисциплина: на вёслах сквозь волны

В отличие от мотивации, дисциплина не ждёт подходящей погоды и подходящей волны. Её не волнуют эмоции и чувства, она не нуждается в них, а при определённом опыте сама их создаёт и заставляет служить своим целям.

Да, дисциплина даётся не так легко. Она не возникает после ролика, фильма, семинара или подкаста.

Будучи маленькой и слабой, она с трудом продирается сквозь лень, страх и «не хочу». Но если её лелеять и тренировать, то, вырастая и набирая обороты, она поможет вам снести любые препятствия на пути к успеху и самореализации. К тому же с каждым днём она будет требовать от вас всё меньше усилий и внимания.

У дисциплины только один недостаток: это верный, но трудный путь. Поэтому она непопулярна и поэтому её оболгали, как только могли.

Мифы и ложь о дисциплине

Миф 1. Дисциплина и творчество несовместимы

Когда я слышу подобное, то понимаю, что настоящие биографии знаменитых художников, композиторов, литераторов и других творцов окутаны тайной. При более близком знакомстве оказывается, что большинство гениев работали упорно, много и не дожидались вдохновения.

Нет ничего такого, что называется вдохновением. Единственная вещь, которая входит в расчёт, — это тяжёлый труд.

Сомерсет Моэм

Конечно, может сложиться впечатление, что дисциплина — враг вдохновения. Возможно, вдохновение и является врагом дисциплины, но дисциплина — лучший друг вдохновения.

Лучший друг вдохновения — дисциплина.

Во-первых, когда благодаря дисциплине мы собраны, завершили бытовые дела (пусть не все, но основные), когда не давит чувство вины из-за финансовых или социальных долгов, то для творчества и вдохновения высвобождается масса энергии, которую мы можем использовать.

Во-вторых, исследования показали, что моменты озарений, которые вроде бы возникают из ниоткуда, являются результатом предшествующей им напряжённой работы мозга. Кевин Эштон (Kevin Ashton) в своей книге How to Fly a Horse («Как заставить лошадь летать») высказался вполне конкретно и недвусмысленно:

Время — это сырьё для творения. Отбросьте волшебство и мифы о создании, и останется только работа: работа приобретения опыта через исследование и практику, работа методом проб и ошибок, работа размышления и совершенствования.

Даже знаменитая «90 проверенных способов преодолеть кризис и снова найти вдохновение» (бумажная книга или PDF) предлагает нам не что иное, как реальные действия, а не простое ожидание.

Но даже если просто прорываться абзац за абзацем или штрих за штрихом, вдохновение в конце концов придёт. И случается это чаще и быстрее, чем если просто ждать. Если быть более точным, то случается это всегда. У дисциплинированного творца и муза дисциплинированна.

Ярким примером творческого человека, укротившего вдохновение через дисциплину, для меня является Яна Франк. До прочтения её книги «Муза и чудовище» мне казалось, что со всем вышесказанным согласен только я и Сомерсет Моэм. Но — начиная с Яны — я всё чаще и чаще сталкиваюсь с творческими людьми, которые заявляют, что дисциплина и организованность — лучшие друзья вдохновения и творчества. Поэтому узнайте, как творить, не дожидаясь вдохновения, и в бой!

Миф 2. Дисциплина — это рабство

Люди часто, после того как узнают о моей жизни, применяют такие эпитеты: рабство, тюрьма, каторга. Одна моя знакомая, страдающая диабетом, имеющая лишний вес и ещё массу очень неприятных недомоганий, не может справиться со своим аппетитом и никотиновой зависимостью, но считает рабом меня и очень жалеет о моей жизни.

Философия таких людей понятна. Её выразил ещё Вольтер: свобода — это делать то, что хочешь и когда хочешь. Но был и другой французский мыслитель — Жан-Жак Руссо, который сказал, что истинная свобода — это возможность делать то, что необходимо и правильно.

С логической точки зрения прав Руссо. Ведь какая это свобода, если ты ходишь на работу по графику, выполняешь то, что говорят тебе другие люди, послушен законам государства, но не можешь совладать с самим собой?

Дисциплина и самоконтроль и есть настоящая свобода.

Но это только первая ступень свободы. Следующая — не только делать то, что правильно и надо, но и любить это, получать от этого удовольствие. И здесь мы сталкиваемся со следующим мифом.

Миф 3. Дисциплина и счастье несовместимы

Этот миф зиждется на убеждённости, что здоровая пища обязательно невкусная, хорошая музыка — скучная, занятия спортом не могут приносить удовольствие, упорный труд (интеллектуальный и физический) угнетает… То есть всё, для чего необходима дисциплина и самоконтроль, связано с отрицательными чувствами и эмоциями, а значит, несовместимо со счастьем и яркой интересной жизнью.

Но упорство вознаграждается, при физических нагрузках усиливается выделение гормона счастья, любые вкусы можно изменить, а пищу приготовить вкусно. Скажу больше: если пища полезная, питательная и сбалансированная, но невкусная, то это нездоровая пища.

С другой стороны, есть масса дел, которые по определению ну просто не могут доставить удовольствие и радость, дел, которые всё равно необходимо сделать. А сделать их надо хотя бы потому, что между их выполнением и нашим счастьем есть прямая связь.

Например, многие люди не любят спортивные упражнения только потому, что ещё не попробовали. Но есть и те, кто никогда не сможет полюбить занятия спортом, несмотря на всю их полезность для мозга и тела. И тут не поможет никакая мотивация и самовнушение, но дисциплине это под силу.

К тому же многое зависит от нашего отношения. Мне кажется, трудно не получать радости и удовольствия от преодоления самого себя, от достижения собственных целей.

Можно быть счастливым от простой мысли, что ты не рохля безвольная, а человек, владеющий собой.

Дисциплина приводит человека через достижение результата к тому эмоциональному состоянию, которое вечные волынщики считают необходимым для достижения этого результата.

Получается, настоящее счастье трудно обрести без дисциплины. Без дисциплины невозможно быть свободным, владеть вдохновением и прорываться сквозь волны. Что будем делать с мотивацией? Выбросим балласт за борт? Ни в коем случае! Просто начнём правильно относиться к мотивационным продуктам.

Мотивация — картина будущего

Мотивация очень хороша, когда рисует перед нами картину будущего, показывает нам, что нас ждёт, если мы возьмём себя в руки и при поддержке дисциплины будем идти вперёд. Мотивация хороша, когда напоминает, ради чего нам нужен самоконтроль и непрерывное движение.

Поэтому обязательно смотрите мотивационное видео, читайте мотивационные книги и статьи. Но ещё лучше — ищите и взращивайте внутреннюю мотивацию. Думайте о своих целях, мечтайте о них, планируйте их достижение, рисуйте картины.

Научитесь любить то, чем вы занимаетесь, просто влюбитесь в своё дело и станьте лучшим…

Пусть мотивация вдохновит вас выйти в море, а дисциплина даст силы и упорства доплыть до мечты. Успешного плавания!

УДК 159.923+37.0

ДИСЦИПЛИНА И ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ личности НА ОСНОВЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ

Р.Л. Рогожникоеа

В настоящее время проблема дисциплины и дисциплинированности личности очень актуальна. Это обусловлено потребностями общества, государства в формировании нового типа личности, свободной, активной, самоценной, стремящейся к самоопределению и самореализации.

Анализ педагогической литературы показывает; что долгое время дисциплинированность исследовалась в конкретной деятельности субъекта, который выступал то в качестве «правилоносителя», следуя традиции, заложенной А. С. Макаренко, то в качестве исполнителя особых поручений, то просто как исполнителя обычных повседневных правил общежития и т. п. Внешним показателем дисциплинированного поведения служила мера исполнения тех или иных норм поведения.

В современных условиях с расширением прав и свобод человека, с развитием философских, психологических и педагогических воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек, дисциплинированность отражает отношение самого субъекта к общепринятым нормам, его внутреннюю готовность выполнять должное.

Под дисциплинированностью мы понимаем интегральное качество личности, определяющее ценностное отношение человека к людям и проявляющееся в выполнении общепринятых норм поведения.

Ценностное отношение — это отношение между субъектом и объектом, в котором субъект определяет, что для него является ценным и неценным. В данном случае в качестве субъекта ценности может выступать ученик для учителя, учитель — для ученика, ученик — для ученика и т.д.

Содержание ценностного отношения человека к человеку выражается через ценность, ценностную ориентацию, цель и осуществление цели через деятельность. Ценностное отношение к человеку предполагает процесс воспитания человека как самоценности. Основной задачей воспитания человека как высшей ценности является раскрытие его способностей, которое должно привести к приумножению мира ценностей. Решение данной проблемы на основе ценностного отношения к человеку требует разработки и реализации персонально-личностного подхода к процессу воспитания данного интегрального качества. Сущность такого подхода заключается в том, что организация образовательного процесса способствует развитию всей совокупности качеств растущего человека, когда ребенок чувствует себя не просто социальным существом — личностью, а «персоной”, т.е. «значительной личностью”, и, в свою очередь, он также признает цен-

ность каждого человека в его индивидуальной неповторимости, гуманно относится к человеку как «близкому”, так и «далекому”.

Образовательный процесс, который формирует ценностное отношение к окружающему миру, к людям, к самому себе, обеспечивает нравственную ориентацию на человека как высшую ценность, что повышает уровень дисциплинированности школьника, исключая необходимость жесткого дисциплинирована, выражая отказ от прямого принуждения как метода, не дающего позитивных результатов. В этих условиях эффективно формируется положительная Я — концепция”. Личность, осуществляя свободный выбор, наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Свобода личности в выборе самостоятельного поступка не есть ее свобода от социальной ответственности. Напротив, чем выше мера понимания, внутреннего принятия свободы как пережитой и осознанной необходимости, тем прочнее духовный стержень личности, тем полнее раскрываются ее надситуативная активность, гармонизация и гуманизация ее отношений к миру.

Современные кризисные явления в стране, материальное и духовное неблагополучие граждан, семьи снижают уровень школьной дисциплины. Педагогическая общественность озабочена низким, в целом, уровнем дисциплинированности детей.

Не исключая влияния негативных социальных факторов на состояние дисциплинированности школьников, ведущую роль в процессе воспитания данного нравственного качества следует отвести школе, ибо мера воспитательного воздействия, соотнесенная с конкретными условиями, должна быть максимальной.

Выбор стратегии воспитания дисциплинированности определяется не только объективными условиями существования государства и общества, но и возможностью образования как части культуры опережать достигнутый уровень развития социума. К сожалению, вместо целенаправленного процесса воспитания дисциплинированности учащихся, в школе имеет место стихийный процесс, характеризующийся пропагандой нормативной стороны морали. Учителя не представляют достаточно ясно функции своего труда по воспитанию данного качества, не осознают нравственный характер проблемы. Применяются, как правило, односторонние и неадекватные воспитательные воздействия на учащихся в форме назидательности, абстрактного морализирования. В результате не реализуется отношение к школьнику как личности, индивидуальности, субъекту учебно-воспитательного процесса, не воспитывается ценностное отношение к человеку вообще.

В современном отечественном образовании уже сделаны заметные шаги по решению данной проблемы. Однако серьезным препятствием, затрудняющим процесс воспитания дисциплинированности школьников, является отсутствие достаточно полной современной теории, способствующей его эффективной организации. Анализ имеющихся исследований по данной проблеме применительно к условиям 80-х — середины 90-х годов позволил выявить ряд нерешенных вопросов (А.Д. Алферов, З.И. Васильева, В.Б. Ежеленко, А.П. Медведицков, JI.A. Немировская, B.C. Пелипец, А.Г. Холодюк и др.):

1. Отсутствует полнота состава и достаточная разработанность компонентов педагогической теории воспитания дисциплинированности. Данная проблема решается, в основном, с позиций ценностных ориентаций, соответствующих ценностям социальным.

2. В структуре понятия «дисциплинированность”, отражающей сущность качества, отсутствует гуманистический аспект, обеспечивающий возможность перехода на новую, соответствующую современным реалиям, парадигму воспитания.

3. В создании инструментария по определению уровня дисципли-ни-рованности избран количественный подход, не учитывающий структуры личности.

Итак, в педагогической практике, реализующей во многом идеи традиционной авторитарной педагогики, гуманистические тенденции в воспитании дисциплинированности учащихся не находят в достаточной мере свое отражение. Т.е. существует достаточно целостная теория гуманистического образования, не направленная, однако, на обоснование процесса воспитания дисциплинированности, а практика воспитания данного интегрального качества личности требует опоры на гуманистически обоснованную теорию, которая исключает внешнее нормативное воздействие.

Анализируя сущностные характеристики дисциплины и дисциплинированности личности на основе ценностного отношения к человеку, мы считаем, что основной задачей системы образования должно быть воспитание дисциплинированности как качества личности, способствующего сознательному и добровольному принятию норм. Таким образом, центральная тенденция эволюции дисциплинированности проявляется в возникновении внутреннего механизма контроля. Значит, и личность в своём развитии должна пройти путь от простого исполнителя к активному субъекту.

Личность — это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств:

— совокупность социально значимых свойств человека;

— система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой;

— система деятельности, осуществляемых социальных ролей, совокупность поведенческих актов;

— осознание окружающего мира и себя в нем;

— система потребностей;

— совокупность способностей, творческих возможностей;

— совокупность реакций на внешние условия и т. д.

Все это образует содержательное обобщение «личность» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сущностной характеристикой понятия «дисциплинированность» является его гуманистическая направленность. Гуманизм — система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это — система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений в обществе

Выдающийся мыслитель и гуманист нашего времени Виктор Франкл утверждает, что мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутраты . Отсутствие смысла порождает у человека ощущение фрустрации или «экзистенциальный вакуум». Это состояние сегодня типично

и для нашего общества. Традиционные и устоявшиеся ценности быстро разрушаются. Нравственный кризис, о котором заговорили во весь голос относительно недавно, это, по сути, ощущение огромным числом людей бессмысленности той жизни, которую им приходится вести нередко без возможности какого — либо реального выбора. Человек часто не может найти в своей жизни позитивный смысл из-за разрушения старых ценностей и дискредитации новых.

Ценности личности — результат системы ее ценностных ориентаций. Согласно определению, данному в философском энциклопедическом словаре, ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного . Ценностные ориентации образуют основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие. Человек как самоценность, абсолютная ценность должен рассматриваться только как ценность — цель. Он является субъектом ценностей и ценностного отношения. Такую же ценность представляют и социальные общности и общество в целом. Помимо этого к высшим ценностям относятся такие наиболее общие ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т. д. Именно к таким ценностям относятся слова одного из крупнейших философов XX в. А. Уайтхеда: «Тот Мир, который увеличивает продолжительность существования, является Миром Ценности. Ценность по самой своей природе вне-временна и бессмертна. Ее сущность не коренится ни в каких преходящих обстоятельствах»^] •

Эти ценности оказывают первостепенное влияние на социализацию личности. Их реализация по существу тождественна реализации самого глубинного слоя структуры личности, ее самоактуализации. Без этого не только не может состояться личность, но и сама жизнь для большинства будет невыносимой. Люди, не нашедшие по каким-либо причинам, например, смысл жизни или не имеющие возможность реализовать его, так же как и другие высшие ценности, часто приходят к выводу о несостоятельности самой жизни.

В современной литературе ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы и т. д.

Социальная аксиология на первое место среди смыслосодержащих ценностей ставит человека. Не просто человека как такового, а человека морального (Homo moralis).

Немецкий философ и мыслитель И. Кант определил содержание морального закона — «категорического императива»: «Во всем сотворенном все, что угодно и для чего угодно может быть употреблено лишь как сред-

ство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе. Именно он субъект морального закона, который свят в силу автономии своей свободы» . И. Кант в понятие морального поведения вкладывал смысл единства воли человека и морального закона, совпадение «интересов» как морального закона, так и интересов личности. Это совпадение предполагает саморазвитие личности, когда самосознание поднимается до уровня требования «категорического императива». Если же нет единства между мотивом поведения личности и мотивом «категорического императива», то такое действие, по И.Канту, будет «не морально, а легально»: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Моральный человек благоговеет перед жизнью. Руководящим принципом его существования, по А, Швейцеру, становится сознание того, что «я есть жизнь, желающая жить среди жизни». Этот принцип содержит в себе категорический императив, работающий в современном дегуманизирующемся мире. Он позволяет сохранить и приумножить общезначимые, непреходящие ценности мира. Человек, определивший главную ценность -ценность бытия моего и твоего, становится носителем такой ценности, как любовь к миру, к другому человеку. Через любовь он сопереживает мир и тем самым приобщается к нему ,

Выделение главной ценности — ценности жизни — определяет особый тип поведения, поведения с повышенным чувством ответственности за поступок. Выдающийся русский философ М.М. Бахтин считал, что «поступок — жизнь» предполагает его детерминированность осознанностью цели. Высшая ценность, по М.М. Бахтину, это ценность человеческого индивидуального бытия, которая представляет собой основу культурного бытия человечества. Проблема ценностей всегда связана с проблемой свободы личности. Свобода личности — это результат ее социального и духовного развития. Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, по мнению Ф. Энгельса, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей . Из этого общефилософского определения свободы вытекает и понимание свободы нравственной. Объективной ее предпосылкой является преодоление противоречия между человеком и обществом, в результате чего моральные требования перестают противостоять личности как нечто чуждое, противоречащее ее собственным человеческим потребностям.

Субъективной стороной нравственной свободы является развитие личной сознательности человека. Благодаря ей человек становится способным самостоятельно, без внешнего принуждения, повинуясь собственному чувству долга и на основе личного усмотрения, совершать такие поступки, которые предписываются моралью. В этом случае нравственная внешняя необходимость превращается во внутреннюю, субъективную необходимость; подчинение нравственному предписанию — в добровольное следование голосу личной совести; простое выполнение общественных правил — в творческое осуществление моральных принципов на основе личного решения. Однако и такая нравственная свобода еще не является полной, поскольку она не исключает самопринуждения. Состояние полной нравственной свободы наступает тогда, когда осознанная необходимость перерастает в лич-

ную нравственную склонность, становится внутренней потребностью человека, для которого интересы общества неотделимы от его собственных. Применительно к отдельному лицу это состояние достигается в процессе всестороннего воспитания и самовоспитания личности. А как типичное социальное явление, характеризующее деятельность широких народных масс, оно связано с перспективой развития общественных отношений.

Толкование субъективной стороны свободы, в основе которой лежит познанная необходимость, не противоречит свободе выбора, которая отражает ее объективную характеристику. Возможность человека мыслить и действовать не по внешнему принуждению, а согласно своей воле, должно стать одним из важнейших завоеваний общества, так как » свобода воли означает не что иное, как способность принимать решения со знанием дела, а не есть утверждение, что воля человека свободна и независима от внешних условий и, следовательно, человек может делать все, что он хочет. Позиция абсолютно независимой воли не только ошибочна, но и бессмысленна …».

Следует отметить, что свобода, лишенная ответственности, вырождается в произвол. Эта ответственность сопряжена с выбором человека, -какие возможности достойны реализации, а какие — нет. В связи с этим важнейшим является тезис: человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами, условиями. Свобода человека по отношению к внешним обстоятельствам и условиям, хотя и не беспредельна, но существует, выражаясь в возможности занять по отношению к последним ту или иную позицию. От личности — в пределах ее ограничений — зависит, сдастся ли она, уступит ли обстоятельствам или поднимется над ними. Тем самым влияние обстоятельств и условий на личность опосредуется ее позицией по отношению к ним. Человеку необходима свобода воли, чтобы взять на себя ответственность за свою судьбу. И чем выше мера понимания и внутреннего принятия свободы как пережитой и осознанной необходимости, тем прочнее духовный стержень личности. Свобода и необходимость, права и обязанности, взятые в их единстве, порождают дисциплину мысли, чувств, воли, поведения, которая не подавляет личность, а придает ей острую социальную значимость, т.е. субъективное осознание назначения дисциплины и ее влияния на индивидуальную деятельность составляет ее личностный смысл.

Высокие идеи служения людям могут быть реализованы только в том случае, если личность научится видеть рядом человека, ценить и уважать его, стремиться к тому, чтобы такое уважение было общей нормой. Ответственный моральный выбор возможен при условии, что будет осуществляться ориентация не только на интересы «другого», но и сама личность будет ощущать интерес к себе и поддержку со стороны «другого». С.А. Слободчиков пишет: «Эту высшую инстанцию самости — личность — имеет каждый человек и во всяком своем духовном состоянии… Формулой бытия для самого человека, а главное — для другого становится «Я — лично!”, ибо личность — это прежде всего персонализированная, самоопределившаяся самость среди других, для других и тем самым — для себя» .

Формирование ценностного отношения к человеку особенно важно сегодня, когда в обществе остро ощущается дефицит доброты, сочувствия, элементарного внимания к человеку. Педагогическая сущность дисцишш-

нированности заключается в том, что это качество личности выражает отношение к человеку в самом следовании нормам.

Воспитание дисциплинированности предполагает педагогически ориентированную и целенаправленную систему мер по созданию условий для успешной адаптации и интеграции человека в социум, для его самораскрытия, самовыражения, самовоспитания.

Частные цели воспитания дисциплинированности можно классифицировать (по признаку воздействия на сферы личности) натри группы: формирование сознания личности — представлений, взглядов, убеждений, идеалов; формирование эмоциональной сферы — чувств и переживаний; формирование поведения и участия в деятельности.

1. Цели формирования сознания личности: философско-мировоззренческое самоопределение человека; убежденность в истинности демократических и гуманистических ценностей; воспитание самостоятельности и независимости мышления, сочетающегося с пониманием сущности сознательной дисциплины и дисциплинированности и с убеждением их необходимости как для общества, так и для самой личности; обеспечение готовности к социальному и профессиональному самоопределению.

2. Цели формирования эмоциональной сферы личности: развитие чувства долга, ответственности, достоинства личности, ориентация на интересы другого человека из сопереживания его состоянию и положению; воспитание эмоциональной сферы личности, которая является стимулятором ее самоактуализации.

3. Цели формирования поведения: направленность на здоровый образ жизни, культуру досуга, достижение жизненного успеха, сопротивление злу, подавление асоциальных инстинктов, формирование социальной активности, деловых качеств, навыков коммуникативного общения, социальной мобильности, трудолюбия, воспитание бережного, хозяйского отношения к ценностям общества.

Содержание воспитания дисциплинированности составляют соединенные с личностными переживаниями, чувствами конкретные знания (социально — психологические и педагогические представления о дисциплине и дисциплинированности), на основе которых строятся убеждения, идеалы, определяющие характер поведения, деятельность личности.

Формируя нравственное отношение, нужно учитывать, что нравственное развитие личности представляет сложный и многообразный процесс, который подвержен не только внешним воздействиям. Нужно учитывать, что активность человека в ходе его воспитания избирательна. В результате активного поиска путей самоопределения у него складывается индивидуальная система ценностей.

Разные стороны действительности имеют для индивида неодинаковую субъективную значимость, поскольку они по-разному служат удовлетворению имеющихся у него материальных и духовных потребностей. В процессе жизненной практики складывается определенная внутренняя позиция, в зависимости от которой проявляется различное отношение к внешним условиям и воздействиям. От характера воспитания зависит, какие потребности будут преобладать в мотивационном поле индивида — материальные или духовные. Поведение личности будет зависеть от того, является ли для нее удовлетворение материальных потребностей самоцелью, или

же оно служит основой для удовлетворения потребностей более высокого уровня. Поэтому нельзя не согласиться с позицией А. А. Бодалева, считающего, что «от того, какие взгляды человека на природу, общество, труд во всех его проявлениях, на других людей, на себя самого и на свои обязанности в мире, на все другие ценности, как материальные, так и духовные, в очень большой степени зависит, какое поведение позволяет себе человек, а какое не позволяет. С этим связан процесс формирования устойчивых способов поведения» .

Способность ориентироваться и самостоятельно выбирать жизненные ценности, собственный путь самоопределения означает, что обучающийся понимает необходимость приведения в соответствие своего поведения с принятыми эталонами, если они не противоречат его нравственным воззрениям.

Таким образом, нравственное развитие личности представляет собой единство двух встречных процессов: процесса трансляции нравственных норм и процесса интериоризации ценностей.

Развитие и углубление рассматриваемой проблемы может быть связано с дальнейшим теоретико-методологическим исследованием на основе персонально-личностного подхода; анализа концепции гуманистического воспитания, способствующего осознанию школьником своей значимости, уникальности; разработки технологий, обеспечивающих ценностное отношение к человеку; критического освоения зарубежного опыта воспитания дисциплинированности школьников и определения возможности его внедрения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бодалев А. А. Психология общения: Избр. психол. труды / А.А. Бодалев. -М.,1996.-С.38.

2. Кант И. О. Сочинения: В 6 т. / И.О. Кант. — М.; Наука, 1963 — 1966.

3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. — М., 1998.-С. 6.

5. Тугаринов В. П. Избранные философские труды / В.П. Тугаринов. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.-С. 46.

6. Уайтхед А. Избранные работы по философии / А. Уайтхед. — М.: Прогресс, 1990. — С. 87- 88.

7. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. -С. 764-765.

8. Франкл В. Э. Человек в поисках смысла / В.Э. Франкл. — М.: Прогресс, 1990. -С. 87 — 88.

9. Швейцер А. Культура и этика / А. Швейцер. — М.: Прогресс, 1973.

10. Энгельс Ф. Анти — Дюринг / Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 20. — С. 116.

Модное словечко «мотивация» я узнала относительно недавно и оно меня слегка насторожило. Получается, нам советуют прежде чем начать что-то делать (добиваться целей, заниматься спортом, хорошо учиться) искать для этого мотивацию (стимул).

Ища эту саму мотивацию, мы как будто пытаемся уломать сами себя делать что-то. Ну не получилось и ладно, не хватило мотивации – типичная отговорка для того, чтобы ничего не делать. Вот когда появится вдохновение, тогда и начну, говорим мы себе и еще дальше погрязаем в лени и прокрастинации (еще одно модное словечко).

Забудьте слово мотивация. Пора вспомнить слово – самодисциплина.

Что такое самодисциплина

Самодисциплина, это умение и привычка управлять собой, преодолевать себя. В энциклопедическом словаре дается такое определение самодисциплины:

Положительное духовно-нравственное качество личности, выражающееся как четкая самоорганизация, самоконтроль, ответственность человека за свои дела и взятые на себя обязательства. Самодисциплина – это самоприказ, самотребование, основанные на применении воли в соблюдении режима, требований, данных кем-то или при выполнении собственных установок, планов, программ.

Самодисциплина лежит в основе развития духа. Именно самодисциплинирование предопределяет эффективность самоопределения и, в конечном итоге, самовыживания человека и его жизненный успех.

Самодисциплина – это, пожалуй. самый эффективный из доступных нам инструментов личного развития. Проблем, которые не были бы были решены с помощью самодисциплины практически не существует.

Если ты приучен к дисциплине и у тебя есть необходимость в определенном действии – ты это делаешь, а не ищешь лазейки в виде отсутствия должной мотивации и вдохновения, чтобы оправдать свою лень. Приучите себя к дисциплине, и никакие мотиваторы не понадобятся. Желание или необходимость – вот два основных мотиватора, а дальше – жесткая дисциплина.

Как развить в себе самодисциплину

1. Самодисциплина «для начинающих».

Заставлять себя что-то делать, особенно то, что не хочется – трудно. В один прекрасный день вы ощутите себя измотанным и попросту бросите все свои начинания. Поэтому определенные действия нужно превращать в привычки. А как известно, поначалу ты работаешь над привычкой, потом она работает на тебя.

Привычки же создаются путем регулярно повторяемых определенных действий. Одновременно не рекомендуется вырабатывать у себя больше трех-четырех новых привычек.

Начните с малого. Не стоит сразу же пытаться заставить делать себя то, что дастся тяжело: бег каждый день, подъем в пять утра и т.п. Это задания для «гуру».

Для начала включите в свое расписание дня три простые цели, которые будут приучать вас к самодисциплине.

Выберите несколько пунктов, которые вы будете выполнять каждый день, независимо от желаний, настроений, отговорок и прочего. Никаких компромиссов с собой.

Это может быть три любых действия, например:

  • Сделать 20 отжиманий
  • Выучить 5 новых слов на иностранном языке
  • Прочесть 10 страниц книги

Важно: отводите на дело определенное время и укладывайтесь в него.

Забудьте о мотивации-стимуле. Это должно быть обязательное механическое действие, основанное на самосознании и силе воли. Вы ничего не получите в итоге, кроме привычки добиваться своего и победы над своей слабостью.

Отдержавшись месяц на относительно простых заданиях, приступайте к работе на свои основные цели. Но здесь тоже начинайте с чего-то попроще.

Например, вы ненавидите убирать за собой, раскидываете вещи, и погрязли в беспорядке. Работайте над следующими привычками:

  • Дела, занимающие 1 минуту, должны быть сделаны сразу.
  • Все должно класться на свое место после использования.
  • Разделите свое пространство на зоны и в течение нескольких месяцев разбирайте 1 зону в день.
  • Будьте все время в потоке, то есть не забывайте о порядке, контролируйте свои действия, не давайте себе поблажек. Увидели мусор – подмели, упала бумажка на пол – подняли.

Включите в свое ежедневное расписание работу на свое хобби или увлечение.

«Мы должны вызывать, а не ждать вдохновения, чтобы начать дело. Действие всегда порождает вдохновение. Вдохновение редко порождает действие». Фрэнк Тиболт, американский писатель.

«Вдохновение существует, но оно должно приходить во время работы». Пабло Пикассо, испанский художник.

Принято считать, что творческие люди не могут работать без вдохновения (или стимула-мотивации), но это не так.

Стивен Кинг каждый день писал по 10 страниц, Хемингуэй – по 500 слов. Жорж Санд каждый день работала ровно до 11 часов, а если заканчивала роман до этого времени, то приступала к написанию нового. Эмиль Золя привязывал себя к стулу, когда требовалось быстро написать роман. Эдгар Аллан По иногда сидел за свои письменным столом часами, просто глядя на чистый лист бумаги. Что это как ни самодисциплина?

То, что вы не писатель – неважно. У вас наверняка есть в чем-то талант.

Оттачивайте ежедневно свое умение, навык, увлечение, и вы добьетесь в этом успеха. Приучите себя и всех, что с семи до восьми вечера каждый день вы не играете в игры на компьютере, не болтаетесь в соцсетях, не смотрите сериал, а целиком посвящаете этот час своему увлечению, и работаете, не отвлекаясь. Поверьте, результат вас поразит.

2. Самодисциплина – «продвинутый уровень».

Самодисциплина неразрывно связана с силой воли. Есть два неплохих упражнения для тренировки силы воли, которые мне хотелось бы привести в данной статье.

Первое взято из духовных практик и называется аскезой (аскеза переводится как упражнение). Оно направлено на преодоление желаний и нежеланий.

Суть его проста: когда вам хочется что-то делать, вы не делаете, когда не хочется – делаете до тех пор, пока желание делать не появится.

Даже если вы считаете, что и так делаете достаточно дел, не приносящих вам удовольствия (нелюбимая работа, хозяйственные дела), измените к ним отношение. Считайте это не обязанностью, а упражнением по выработке силы воли, и все приобретет другой смысл.

Второй способ тренировки силы воли – использовать систему Жизнь на 10 баллов.

Для этого нужно расписать каждый час своего дня делами, учитывая перерыв в 10-15 минут, и четко следовать расписанию, затем оценить свой час. То есть час продуктивной работы, его оценка по десятибалльной системе, перерыв 10-15 минут.

Критерии оценки: сосредоточенность на деле без отвлечений – 10 баллов. Отвлечение внимания на постороннее: до 5 минут равно минус 0,5 балла, более пяти минут – 1 балл. Если за час работы вы набрали меньше 8 баллов – штраф (например, 10 отжиманий). Средства: таймер на компьютере или напоминалка на телефоне для отсчета времени.

В итоге: выработается привычка к сосредоточенной работе, разовьется дисциплина.

Другие рекомендации:

Будьте постоянно в потоке. Это обозначает, что вы должны помнить о своей цели и подчинять ей все свои действия.

Введите систему поощрений и штрафов.

Не перегружайте себя, чтобы не сорваться. Выделите один день в неделю для лени.

Не давайте мыслям, вроде «да зачем мне все это надо», разрушить все. Мы обладаем достаточной силой, чтобы преодолеть любые преграды, нас ослабляют только наши упаднические мысли. Не думайте, а просто делайте!

Скачайте книги, которые помогут развить самодисциплину.

  • ЧАСТЬ III. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
    • Раздел VIII. ТРУДОВОЙ РАСПОРЯДОК. ДИСЦИПЛИНА ТРУДА
      • Глава 29. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 189. Дисциплина труда и трудовой распорядок

Дисциплина труда — обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Работодатель обязан в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.

Трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка.

Правила внутреннего трудового распорядка — локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, устанавливаемые федеральными законами.

Поскольку реальная жизнь в реальном мире иногда требует от людей делать то, что никто в здравом уме не может воспринимать с энтузиазмом, «мотивация» натыкается на непреодолимое препятствие в попытке вызвать энтузиазм к тому, что объективно его не заслуживает. Единственное решение, кроме валяния дурака, заключается в том, чтобы забыть про этот самый «здравый ум». Это ужасная и, к счастью, ошибочная дилемма.

Есть два главных способа заставить себя что-то сделать:

Первый, самый популярный и сокрушительно-ошибочный — попробовать мотивировать себя;

второй, менее популярный и полностью правильный выбор — развивать в себе дисциплину.

Это одна из тех ситуаций, когда принятие иного подхода немедленно приводит к лучшим результатам. Нечасто услышишь верное использование выражения «сдвиг парадигмы», но это тот самый случай. Момент, когда над головой загорается лампочка.

В чем разница?

Мотивация, в общих чертах, основывается на ошибочном предположении, что для завершения задачи необходимо конкретное умственное или эмоциональное состояние.

Это полностью неверное восприятие.

Дисциплина, напротив, отделяет деятельность от настроений и чувств и тем самым обходит проблему. Последствия ошеломляют.

Успешное выполнение задач приводит к внутренним состояниям, которые кажутся хроническим прокрастинаторам необходимыми для того, чтобы приступить к реализации задач.

Если говорить проще, чтобы начать тренировки, не нужно ждать, когда вы будете в олимпийской форме. Вы, наоборот, тренируетесь, чтобы достичь этой формы.

Если действие обусловлено чувствами, ожидание верного настроя становится особенно коварной формой прокрастинации. Я знаком с этим слишком хорошо и хотел бы, чтобы кто-то указал мне на это за 20, 15 или 10 лет до того, как я почувствовал разницу на своей шкуре.

Если ты ждешь до того момента, пока не почувствуешь, что готов что-то делать, тебе конец. Именно так возникают страшные прокрастинаторские петли.

По своей сути, гнаться за мотивацией — значит настаивать на инфантильной фантазии о том, что нам нужно делать только то, на что есть настрой. Проблема оформлена следующим образом: «Как мне настроить себя сделать то, что я уже своим мозгом решил сделать?» — Плохо.

Правильный вопрос вот: «Как мне признать свои чувства несущественными и начать делать вещи, которые я сознательно хочу делать?». Фишка в том, чтобы обрезать связь между чувствами и действиями, и делать то, что нужно, в любом случае. Вы будете чувствовать себя хорошо и энергично уже впоследствии.

Мотивация — неправильный путь. Я на 100% уверен, что это ошибочное ограничение — главная причина того, что многие жители развитых стран просто сидят в трусах, играют в Xbox и мастурбируют, вместо того чтобы делать что-то полезное.

Вера в мотивацию — следствие психологических проблем

Поскольку реальная жизнь в реальном мире иногда требует от людей делать то, что никто в здравом уме не может воспринимать с энтузиазмом, «мотивация» натыкается на непреодолимое препятствие в попытке вызвать энтузиазм к тому, что объективно его не заслуживает. Единственное решение, кроме валяния дурака, заключается в том, чтобы забыть про этот самый «здравый ум». Это ужасная и, к счастью, ошибочная дилемма.

Попытка поддерживать энтузиазм к принципиально тусклым и убийственным действиям — это форма преднамеренного нанесения психологического вреда самому себе, добровольное безумие: «Я так обожаю эти таблички, очень хочется поскорее заполнить формулу для вычисления годового дохода, я так люблю свою работу!».

Намного лучший сценарий — сохранить здравомыслие, которое, к сожалению, имеет тенденцию быть неверно истолкованным как моральная неудача: «Я до сих пор не люблю мою бесцельную работу по перекладыванию бумажек», «Я все еще предпочитаю пирог, а не брокколи, и не могу потерять вес, может, я просто слабак», «Мне нужно купить еще одну книгу по мотивации». Фигня. Критическая ошибка заключается в том, чтобы вообще рассматривать такие случаи в разрезе мотивации или ее недостатка. Ответ — в дисциплине, а не мотивации.

У мотивации крошечный срок годности, и ее необходимо постоянно обновлять.

Мотивация — это когда ты вручную давишь на рукоятку, чтобы усилить давление. В лучшем случае она хранит и преобразует энергию для конкретной цели. Бывают ситуации, когда это правильный подход — на ум приходят олимпийские соревнования и побег из тюрьмы. Но это ужасная основа для обычных ежедневных действий, и вряд ли это поможет достижению долгосрочных результатов.

Дисциплина — мотор, который однажды завелся и постоянно поставляет энергию в систему

Продуктивность не имеет необходимых психических состояний. Для последовательных, долгосрочных результатов дисциплина превосходит мотивацию (нарезает вокруг нее круги, дает щелбан и ест ее обед). В итоге мотивация — это попытка достичь состояния готовности к какому-то действию. Дисциплина — это когда вы делаете что-то, даже будучи не в состоянии.

Уже после этого вы чувствуете себя хорошо. Дисциплина, если кратко, это система, а мотивация в то же время, скорее, аналогична цели. В этом есть симметрия. Дисциплина — это что-то более-менее постоянное, а мотивация — мимолетна.

Как развить дисциплину?

Приобретая привычки — начиная с маленьких, даже микроскопических, набирая обороты, используя их для дальнейших изменений в повседневной жизни, строя петлю положительной отдачи.

Как дисциплинировать себя, приобретая привычки шаг за шагом

Первая часть о важности дисциплины была по большей части теоретической; теперь пришло время для практических советов, которые помогут вам приобрести хорошие привычки.

Мелкими шажками

Ваш мозг противится резким изменениям. Если вы мотивируете себя на титаническую попытку из серии «Начиная с завтрашнего дня, я — новый человек», то вы только перегорите и вернётесь назад. Большое и внезапное так просто не работает, медленное и постепенное — работает. Здесь работает эффект игрушки йо-йо. Вам нужно выбраться за границу зоны комфорта, что является единственным устойчивым подходом.

Когда вы продвигаетесь мелкими шажками, через год вы обнаружите вместо себя другого человека — и даже не поймёте, в какой именно момент это случилось.

Фишка здесь в том, чтобы сделать небольшое изменение и позволить своему мозгу принять его как новую базовую точку. Так следующий шаг станет проще, потому что линия старта передвинулась. Намылил, смыл, повторил.

Потому что вы катаетесь на доске, а это значит, что волна движется вперёд под вами. Круто.

То, что я скажу сейчас, может прозвучать банальным, но на самом деле это не так: большие вещи состоят из маленьких. Небольшие изменения, к которым вы привыкаете и следуете каждый день, приводят к удивительно огромным результатам.

Используйте лестницу вместо лифта каждый день. Это всего пять или десять калорий, но за год наберётся на три пиццы. И это только калории.

Если вы будете тратить на небольшую уборку всего две минуты каждый день, то удивитесь, каким чистым ваш дом станет месяц спустя.

Небольшие, но последовательные вещи. Идите по лестнице.

Мозг противится резким изменениям, но постепенные изменения позволяют это сопротивление обойти. Это приводит нас к следующему пункту.

Принцип постепенности

Вы можете внедрять огромные изменения, разделяя их на небольшие управляемые шаги. Штука в том, что противящийся изменениям «тролль», живущий в вашей голове, даже не заметит, что происходит что-то большое. Сопротивление растёт экспоненциально, а не пропорционально, в зависимости от величины изменений. Этот принцип работает во многих аспектах жизни:

Вербовка новых шпионов это не «Здравствуйте, сэр, не желаете ли поработать на иностранное правительство, чтобы погубить собственную страну?» Это серия относительно безвредных и законных шагов — ужинов, небольших подарков и запросов на не такую уж важную информацию, что уже в итоге выливается в серьёзную государственную измену.

При съёмке порнофильмов продюсеры не просят незнакомую девушку с улицы возлечь с пятью качками — всё начинается с лёгкой обнажёнки («Честный модельный бизнес, ты чего»), потом всё дальше. Ну вы понимаете.

Есть зловещие примеры из политики.

Есть мысленный эксперимент про лягушку в кипятке — может, это и враньё, но говорят, что если положить лягушку в кастрюлю с водой и медленно её нагревать, то лягушка не выпрыгнет, потому что кипячение будет постепенным. Не знаю, зачем кому-то понадобится заниматься такими вещами, и вообще насколько это правдиво, но принцип точно такой же — именно так вам нужно низвергнуть внутреннего тролля-саботажника. Сварите его заживо. Медленно, усыпив его внимание.

Этот же механизм мы хотим использовать во благо.

Хотите начать больше заниматься спортом? Выйдите на прогулку. Хотите сесть на диету? Начните с отказа от одной самой вредной вещи — вероятно, это сахар. Хотите бросить курить? Возьмите сегодняшнюю «последнюю» сигарету, переломите её пополам и смойте в унитаз.

Из этого следует следующий пункт.

Умышленное управление исключениями

Лучший способ управлять пороками — принять их и управлять ими. Нельзя просто заставить их испариться, но можно научиться ими управлять и перенаправить их инерцию, осознанно включая их в план. Это метод дзюдо.

Суть в том, чтобы контролировать время и дозировку. Диета? Спланируйте дни, когда вы будете жульничать (раз в неделю, допустим). Тратите ценные часы жизни на Facebook? «Никакого больше Facebook» — неверно, «Facebook на 20 минут вечером, чтобы узнать, что происходит у друзей, и всё на этом» — верно.

Помните, что мозг сопротивляется крупным изменениям, и даже вдвойне, если они мешают немедленному удовлетворению. Резкий отказ от психологических привычек — это стопроцентный способ вызвать круг разочарования, неудач и ненависти к себе.

Этого можно избежать, если принять и спланировать исключения — без исключений из запланированных исключений.

Вы абсолютно точно можете позволить себе сказать: «Сегодня я останусь дома, буду есть пиццу, сидя в трусах, и играть в видеоигры». Но делайте это лишь изредка, осознанно и обдуманно — нельзя, чтобы это просто случалось с вами в отсутствие более продуктивного плана. Любой план лучше, чем этот.

Парадоксально, но такое раздолбайство даже не является приятным, оно заставляет вас чувствовать себя виноватым и бесполезным. Но вы будете им наслаждаться, если оно будет запланированным видом отдыха. Должны быть дни для пижамы, мороженого и тупых сериалов. Но это вы должны впускать их в свою жизнь, а не они вас в свою.

Подталкивание и приверженность

Есть очень и очень мощный трюк: использовать небольшие толчки в правильном направлении, чтобы обойти собственную защиту против хороших вещей для самого себя. Я объясню. Штука в том, чтобы снизить сопротивляемость мозга, сделав символический шаг в желаемом направлении, не разбудив при этом тролля.

Об этом принципе мне рассказал автор сатирического комикса Dilbert Скотт Адамс — если у вас нет настроения, чтобы пойти на тренировку, но вы бы хотели этого, просто наденьте спортивную форму. Это ведь просто, верно? Этого достаточно, чтобы мозг переключился, и вы вдруг обнаружили себя отжимающимся от пола.

Делайте маленькие, символические шаги в направлении предполагаемого изменения.

Если говорить о подталкиваниях и напоминаниях, я бы рекомендовал работу профессора психологии Дэна Ариэли.

Если вы хотите купить, к примеру, спортивные шорты и зелень (как я сделал пару дней назад), сделайте это именно в таком порядке. Таким образом, вы будете обязаны сделать здоровый выбор.

Это работает по двум причинам — подталкивание и фиксирование установки (очень важно), а также необходимость быть последовательным. Вы хотите обмануть свой мозг и заставить его думать «Я только что купил спортивную экипировку — я человек, который заботится о своём здоровье. Следовательно, я должен избегать отдела с вредной пищей».

Последовательность работает, потому что противоречивость буквально угрожает целостности эго. Наши прошлые решения составляют нашу личность, и её хочется сохранить. Так что вы делаете здоровые решения психологической составляющей сохранения своего «я». Защита эго делает за вас тяжёлую работу. Это лайфхак.

Давайте повторю ещё раз: последовательность — это необходимая вещь для самоощущения. Вы можете использовать это, чтобы делать почти всё, что угодно — вы делаете простые, маленькие, умные вещи, чтобы закрепить за собой образ поведения. Это — ядерное оружие управления собственной жизнью. Используйте с умом.

Перезарядка

Ещё одна суперважная вещь, если вы хотите взять собственную жизнь под контроль: не надо уставать и подвергать себя стрессам. Проще сказать, чем сделать, я знаю, но я покажу, как этого добиться.

Когда вы умственно истощены, вещи, которые вы делаете (или не делаете), находятся далеко от сознательных решений и здравого смысла. Если вы хотите развить хорошие привычки, научитесь «перезаряжать аккумулятор».

Если у вас есть смутное ощущение, что это проблема курицы и яйца, и что непонятно, что нужно сделать сперва: научиться управлять своей жизнью, чтобы избегать стрессов и усталости, или же научиться отдыхать, чтобы лучше управлять жизнью — вы полностью правы. Но вы можете привить эффективную систему отдыха к своему стрессовому образу жизни, таким образом прорывая порочный круг в его слабой точке.

На самом деле, если у вас стрессовая жизнь, вам в особенности нужно это сделать. Это просто, и занимает всего 10 минут.

И популярность этого метода растёт — интернет постепенно заполняется такими советами, но редко в схожем контексте — в особенности, чтобы откатить истощение эго и «исполнительную усталость». Что удивительно, учитывая, что это второе по популярности направление использования (первое — это ментальное здоровье в общем смысле).

И это (фанфары) — медитация. В самой простой (и, я думаю, наилучшей) форме — вы садитесь, очищаете разум, ровно дышите и обозреваете свой «пустой» мозг в его естественном состоянии — это всё. Всё остальное опционально.

Я обещаю, что это даст вам больше сил, чтобы следовать своим последовательным решениям и планам, или по крайней мере существенно повысит ваши шансы. Это «зелье маны» самоконтроля, пит-стоп для мозга, колодец желаний.

Это внутренние вещи. Не менее важно разобраться с окружением. Убрать всё, что отвлекает и искушает, упростить и привести в порядок — так, чтобы ваш разум не был занят сотней мелочей, а был способен полностью сфокусироваться на одной вещи, которую вы делаете в этот момент. Эффективной мультизадачности не существует. Разделяешь внимание — проигрываешь.

Основы управления окружением

Очень сильно помогает чистота и порядок. Если грязная квартира — это часть вашей порочной петли, то уговорите друзей помочь вам («Я пытаюсь разобраться в своей квартире и жизни, помогите — я куплю пиво и пиццу, и так же помогу вам, если вы захотите сделать то же самое») или наймите уборщицу — всё, чтобы убрать раздражающие факторы снаружи, дать себе больше сил, чтобы разобраться со всем остальным в жизни.

Убрать из виду источники искушения. Если вы на диете, открытые банки с Nutella и купоны из пиццерии, валяющиеся на виду, губительны. Курильщики, выкиньте зажигалки. С глаз долой — из сердца вон.

Вместо всего этого поместите на виду конструктивные напоминания и подталкивающие штуки. Например, собственную фотографию в белье можно повесить на холодильник.

Если вы хотите снизить уровень стресса, можно сесть на информационную диету. Это не означает отрезать себя от мира — вместо сознательного игнорирования я предлагаю следовать качеству, а не количеству. Найдите высококачественные источники новостей и переключитесь на них. Полностью исключите и игнорируйте таблоиды и жёлтые медиа. Если статьи вас злят, то это, скорее всего, не хорошая журналистика, и она точно не полезна для вашего морального здоровья.

Внутренняя логика построения дисциплины заключается в том, чтобы установить более конструктивные отношения и улучшить баланс сил между вашими высшими исполнительными функциями: вашим рациональным взрослым рассудком и внутренним трёхлетним ребёнком, который принимает сокрушительно большое число решений.

Не утешайте себя, этот маленький засранец всё ещё там. Человеческая личность — как дерево: оно растёт наружу, добавляя слои, но внутренности никогда не уходят (ну, технически, старые деревья часто оказываются полыми внутри, а старики часто сбрасывают внешний слой и вновь превращаются в детей, но вообще-то у всех метафор есть границы).

Малыш всё ещё там, со своей импульсивностью и рассеянным вниманием, с близоруким стремлением к немедленному удовлетворению. В целом, вы хотите контролировать свои высшие функции. Это делать сложнее, если вы устали или находитесь в состоянии стресса, отсюда следует важность концентрации и медитаций, а также управления внешней средой.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *