Мотивация здорового образа жизни

Мотивация здорового образа жизни

В статье рассмотрена чрезвычайно сложная проблема формирования мотивации здорового образа жизни не только как показателя личностного развития, но и как критерия качества образования.

Ключевые слова: образование, воспитание, методики, мотивация, здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровьесберегающие технологии.

Key words: education, training, techniques, motivation, healthy lifestyle, health culture, health saving technologies.

Сохранение здоровья подрастающего поколения стало не только медицинской, но и педагогической проблемой. В последнее десятилетие наблюдается ухудшение состояния здоровья населения, особенно детей, подростков и молодежи; возросло число неблагоприятных социальных факторов, обусловливающих такую тенденцию.

Учитывая, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит главным образом (на 50–55 %) от его образа жизни, более, чем на 20 % — от состояния окружающей среды, на 15–20 % — от наследственности и лишь около 10 % составляет вклад медицины, стало очевидным, что без изменения сознания и мотивации социальных моделей поведения человека невозможно преодолеть влияние негативных воздействий и улучшить качественные и количественные характеристики жизни.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это значимая для общества и человека социальная модель поведения, поэтому мотивация здорового образа жизни может рассматриваться и в контексте проблемы качества образования.

Приоритетный Национальный проект России среди путей решения имеющихся проблем в области охраны здоровья указывает на необходимость не только усиления профилактической направленности здравоохранения, но и формирования у населения культуры здоровья, повышения мотивации его сохранения.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» укрепление здоровья человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Согласно ст.51 указанного закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников.

Концепция модернизации образования направлена на повышение его качества. Критериями качества образования в литературе называются различные обобщённые показатели: образованность, компетентность, зрелость и др. Все они, так или иначе, касаются ценностно-мотивационной сферы личности. Мотивация ЗОЖ включена как составная часть в эту сферу и отражает официально признанную в образовании функцию укрепления и сохранения здоровья учащихся. В связи с этим формирование мотивации ЗОЖ может выступать как один из критериев качества образования.

В философско-психологической теории человеческой деятельности ценностно-мотивационная сфера личности рассматривается как целостное образование, в котором отражается система субъективных ориентаций (мотивы, потребности, установки, интересы), приобретённых человеком в процессе жизнедеятельности. Содержательную сторону теории мотивации составляют потребности (по А. Маслоу, Дж. Аткинсон, Х. Хекхаузен), которые становятся основным мотивом поведения и деятельности, когда они в структуре мотивации занимают главенствующую (доминирующую) смыслообразующую позицию.

Мотивация ЗОЖ связана со смыслообразующей функцией образования, которая играет ведущую роль в формировании мотивов жизнедеятельности человека. Изменения смысла жизни сопряжены с изменениями активности в определённых видах деятельности человека и с достижением им вершин. Осознание нового смысла жизни, связано с ценностью здоровья, активизирует мотивационную сферу человека, его цели и мотивы, которые придают новую направленность его познавательной деятельности и поведению, направленность на ЗОЖ, изменяют линию жизни.

Целостность физического, психического и нравственного здоровья человека и здорового общества ставит задачу целостного подхода к мотивации ЗОЖ в процессе образования.

Ценность здоровья и здорового образа жизни должна войти в структуру ценностей, характеризующих духовность человека и придающих смысл его жизнедеятельности.

Целостный подход к мотивации здорового образа жизни человека осуществляется путём взаимодействия механизмов влияния:

1) через смыслообразующие ориентации и духовность человека;

2) через системно-комплексный подход к актуализации мотивов тех видов деятельности, в которых человек выступает как субъект (образовательной деятельности и жизнедеятельности в целом).

Широкое распространение в гуманистической психологии получила пирамида потребностей американского учёного А. Маслоу, который в своей теории мотивации предложил определённую динамику иерархической актуализации потребностей. Низший уровень составляют физиологические потребности — голод, жажда, секс, которые А. Маслоу назвал базовыми; второй уровень — потребность в безопасности — стремление к безопасной жизнедеятельности и защите от физических и эмоциональных травм; третий — потребность в любви — влюблённость, привязанность, личное приятие, дружба; четвёртый — потребность в самоуважении-автономии, достижении успеха, статуса, признания, внимания; высший уровень — потребность в самоактуализации — желание стать тем, кем человек способен быть, стремление к росту, реализации своих потенциальных возможностей, к самореализации.

Мотивация ЗОЖ имеет сложную, интегративную природу и включает в себя мотивы жизнедеятельности, связанные с естественными потребностями личности, мотивы профессионально-трудовой деятельности, требующей сохранения работоспособности, и мотивы образовательной деятельности.

Исследования проблемы мотивации непрерывного образования выявили ведущую роль внутренней мотивации в обучении и психолого-педагогические условия, которые её стимулируют.

Необходимо, чтобы желания обучающихся и цели обучения совпадали. Педагогический процесс должен доставлять ученикам радость.

Предлагаемый ниже материал посвящен исследованию, проведенному среди студентов педагогического вуза, и направлен на выявление у респондентов представления о ЗОЖ. В результате были определены направления ответов, соответствующих представлениям респондентов о ЗОЖ, которые были объединены в три модели: гигиеническую, или медико-гигиеническую, (включающую мероприятия, направленные на сохранение здоровья на физическом и физиологическом уровнях); психогигиеническую (сохранение психического здоровья); социально-гигиеническую модель (включающую поддержание позитивных социальных отношений). В каждой модели определилось несколько типов направлений: гармоничный (умеренность, допустимость); ограничительный (ограничение, отказ, исключение, строгое соблюдение); гедонистический — получение удовольствия.

Анализ результатов исследования показал, что с максимальной частотой встречалась медико-гигиеническая модель ЗОЖ (у 64,0 % опрошенных). В структуре каждой выделенной нами модели с максимальной частотой определялся гармоничный тип (что составило при медико-гигиенической модели 59,2 %, при психогигиенической — 63,2 %, а при социально-гигиенической — 65 %); с минимальной частотой выявлен гедонистический тип, который документирован нами у 4,9–25,0 % опрошенных студентов. Следует заметить, что с максимальной частотой указанный тип выявлен при социально-гигиенической модели (у 25,0 % опрошенных), с минимальной частотой — при гигиенической модели (у 4,9 % респондентов); и 7,9 % студентов указали на данный тип при психогигиенической модели.

Резюмируя данные по выявленному представлению педагогов о ЗОЖ, следует заключить: предлагаемая модель ЗОЖ соответствует нозоцентрической модели сохранения здоровья, в меньшей степени представлена психогигиеническая модель, что соответствует антропоцентрической модели сохранения здоровья, и незначительная доля соответствует социоцентрической модели сохранения и укрепления здоровья. Это указывает на недооценку студентами социально-психологических детерминант здоровья, что увеличивает риск возникновения различных заболеваний. То есть, необходимо создание образовательных программ для формирования у обучающихся позитивных мотиваций для физического совершенствования, развития психофизиологических качеств, становления репродуктивного здоровья, увеличения максимальной продолжительности жизни.

Таким образом, с позиций модернизации всех сфер общества, особенно актуален поиск новых идей и разработка новых концепций и критериев качества образования.

Мотивация здорового образа жизни является не только показателем личностного развития, так как отражает потребности личности в сохранении здоровья; но и одним из важнейших критериев качества образования, от которого зависят перспективы развития государства и общества в целом.

Литература:

4. Макарова Л. П. Методологические основы превентологии (профилактика социальных отклонений) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. № 145. — С. 44–54.

6. Макарова Л. П., Буйнов Л. Г., Пазыркина М. В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. — С. 242.

8. Бахтин Ю. К., Соломин В. П., Макарова Л. П., Сыромятникова Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете // Молодой ученый. 2012. № 6. — С. 372–375.

11. Соломин В. П., Макарова Л. П. О необходимости системного подхода к превентологии // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3. — С. 484–485.

12. Макарова Л. П., Корчагина Г. А. Особенности состояния здоровья современных школьников // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № 6. — С. 47–48.

14. Матусевич М. С., Новожилова А. П. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования // Молодой ученый. 2012. № 8. — С. 360–364.

15. Матусевич М. С. Сборник информационно-методических рекомендаций по организации системы профилактики наркомании среди подростков и молодежи. — СПб: Комитет по образованию, культуре, спорту и молодежи МО «Сертолово», 2005. — 53 с.

17. Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья. // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. 2012. — № 145. — С.90–96.

19. Сыромятникова Л. И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими специалистами безопасности жизнедеятельности // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. 2009. — № 98. — С.201–204.

Здравствуйте, дорогие читатели!

Поскольку весной у нас появляется желание изменить свою жизнь, то сейчас самое время начать здоровый образ жизни. Если одного желания мало, то вот вам 4 причины, зачем вести здоровый образ жизни.

А чтобы вашего желания вести здоровый образ жизни хватило надолго, предлагаем вам лучшие фразы-мотиваторы, которые вдохновят вас на продолжение работы над собой и своей жизнью в моменты, когда мотивация и силы будут на исходе.

Фразы-мотиваторы для здорового образа жизни

При помощи физических упражнений и воздержанности большая часть людей может обойтись без медицины. Джозеф Аддисон

Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля. Артур Шопенгауэр

Пусть три главных врача — весёлый характер, покой и умеренность — никогда не покидают тебя. Всегда следуй их советам и доверяй их предписаниям.

Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь. Гораций

Я считал тогда, да и теперь считаю, что независимо от того, сколько работы у человека, он должен найти время для физических упражнений, как он находит его для еды. Махатма Ганди

Здоровье — не всё, но всё без здоровья ничто. Сократ

Наше здоровье подводит нас гораздо реже, чем мы подводим наше здоровье. Бауржан Тойшибеков

Кое-что можно послать к черту, но только не здоровье. Ричард Матесон

Здоровье — мудрых гонорар… Пьер Жан Беранже

Кто расчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос. Плутарх

Тщательно заботься о своем здоровье. Марк Туллий Цицерон

Здоровье — это единственное благо, которое каждый отнимает у себя сам. Михаил Мамчич

Никто не позаботиться о твоем здоровье, кроме тебя самого.

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. Гиппократ

Хорошее здоровье лучше, чем наибольшее богатство.

Твое здоровье — чистый воздух, вода и пища. Вставай утром с радостью, ложись спать с улыбкой. Ты радуешься, улыбаешься — значит, ты здоров. Не лечи болезнь, лечи свою жизнь, живи по законам природы, разума. Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум. Геродот Галикарнасский

© Т.В. Карасева, Е.В. Руженская, 2013 УДК 616-092.11-02:614.2

Т.В. Карасева, Е.В. Руженская ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ВЕДЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ*

Шуйский филиал ФГБОУ ВПО Ивановский государственный университет, 155908, Шуя, Россия

В статье уточнено понятие мотивации к здоровому образу жизни, рассмотрены основные факторы, ее формирующие. Представлен авторский вариант классификации мотивов к формированию здорового образа жизни.

Ключевые слова: мотив, мотивация, здоровый образ жизни

THE CHARACTERISTICS OF MOTIVATION TO FOLLOW HEALTHY LIFE-STYLE

T.V. Karaseva, Ye.V. Ruzhenskaya

The Shuya Branch of the Ivanovo State University, 155908 Shuya, Russia

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) населения является одной из актуальных задач. Рост числа исследований в сфере научного знания требует систематизации методических подходов, неотъемлемой частью которого является понятие мотивации, позволяющее раскрыть механизмы развития и пути формирования ЗОЖ. Комплексный характер явления способствует широкому толкованию этого понятия.

В психологической науке выделяются такие соподчиненные понятия, как «потребности — мотивы — мировоззрение — установки — цели — результаты — оценка». Мотивы являются внутренними силами, связанными с потребностями личности и побуждающими ее к деятельности . Мотивация (лат. movere — двигать, толкать) в основном понимается как побуждение к действию, динамический процесс психофизиологического плана, определяющий направленность, организованность, активность и устойчивость поведения человека, деятельно удовлетворяющего свои потребности. Мотивационная сфера как совокупность мотивов и влияющих на них факторов носит различный характер.

В зависимости от оснований мотивы классифицируются по целям (потребностям) и формирующим их факторам. Цели лежат в основе классификации мотивов А. Маслоу. Иерархия мотивов отражает иерархию потребностей. Здоровье и самосохранение располагаются после потребности в воздухе, пище и туалете.

Мотивация к ЗОЖ — это совокупность внешних и внутренних мотивов, побуждающих к деятельности по сохранению здоровья, и условий, способствующих реализации здоровьесберегающего поведения.

Структура мотивации к ЗОЖ меняется в зависимости от возраста, социального статуса, состояния здоровья и других факторов. Так, анализ мотивов к занятиям физической культурой позволил выделить четыре блока мотивов, побуждающих девушек-студенток вуза к занятиям физической культурой: мотивы укрепления здоровья, социальные мотивы, эмоциональные мотивы и мотивы иметь красивую фигуру .

По данным Росстата (2008), взрослое население на первое место ставит важность физических упражнений для укрепления здоровья (77,9%), а на второе — сохранение физической формы и фигуры (48,5%). Далее сле-

Руженская Елена Владимировна, elena37r@yandex.ru

*Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ.

дуют поддержание работоспособности (32,7%) и увеличение продолжительности жизни (20,8%).

Представляет научный интерес факторная структура мотивов, побуждающих к занятиям спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья. По данным опроса 1133 инвалидов из 67 регионов РФ, выявлены основные группы мотивов, побуждающих лиц с инвалидностью к занятиям физическими упражнениями и спортом. Ведущую роль здесь играют мотивы, связанные с улучшением состояния здоровья и удовлетворением потребности в общении (33,5%). Второе место принадлежит потребности в рекреации и реабилитации (13,3%), затем следуют необходимость повышения уровня физической кондиции (9,4%) и отказ от вредных привычек (8,6%) .

Для педагогов всех ступеней образования ведущими в формировании ЗОЖ являются профессиональные мотивы. Подавляющее большинство преподавателей вузов (83%) также имеют профессиональные мотивы к формированию собственной культуры здоровья .

Анализ мотивации к ЗОЖ медицинских работников общей лечебной сети показал, что одним из главных мотивов среди всех категорий медицинских работников является необходимость сохранения профессионального здоровья прежде всего в психологической сфере. Половина медицинских работников (51,7%) оценивают собственный образ жизни как нездоровый. Среди факторов нездорового образа жизни медицинских работников лидирует стресс (в 100% случаев у главных врачей). Среди основных препятствий для ЗОЖ указываются факторы недостаточной медицинской активности (лень, отсутствие желания, силы воли), которые преобладают среди главных врачей по сравнению с другим персоналом лечебных учреждений .

Персонал психиатрической службы основной причиной ведения здорового образа жизни считает нарушения профессионального здоровья; каждый третий отметил нарушение здоровья в связи с профессиональной деятельностью. Основной сферой нарушений профессионального здоровья сотрудники психиатрической службы считают физическую составляющую, которая проявляется в физическом неблагополучии (77,1%). Большую часть физического неблагополучия составляли гипертоническая болезнь и язвенная болезнь, в патогенезе которых значимым фактором являются стрессовые нагрузки. Далее следовали психологические проблемы (20,9%) и психическое неблагополучие

(12,7%). Нарушение здоровья влияет на удовлетворенность медицинских работников профессиональной деятельностью и мотивирует их на его восстановление и поддержание .

М.В. Синельниковой (2010) представлена характеристика медицинских работников как субъектов профилактической работы среди населения сельского района . Эта характеристика складывается из образа жизни, гигиенической грамотности и готовности медицинских работников сельского района к профилактической работе. Оценивают свой образ жизни как здоровый 30,2% медицинских работников сельского района. При этом врачи значительно чаще оценивают свой образ жизни, как нездоровый по сравнению с медицинскими работниками среднего звена (50,9 и 33,3% соответственно). Таким образом, мотивы и факторы, составляющие мотивацию к ЗОЖ, можно объединить в следующие группы:

1. Связанные с образом жизни:

♦ гуманистические мотивы (бережное отношение к здоровью, жизни);

♦ мотивы реабилитации и рекреации (стремление к восстановлению утраченного здоровья и полноценному отдыху);

♦ мотивы личностного престижа и достижения (стремление к красоте, физической форме, созданию имиджа человека с высокой культурой здоровья).

2. Связанные с личностно-профессиональным развитием:

♦ познавательные мотивы (расширение кругозора в сфере ЗОЖ);

♦ мотивы саморазвития;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ мотивы профессионального совершенствования (в профессиях, связанных с охраной социального здоровья).

3. Связанные с социальным окружением:

♦ мотивы идентификации (подражание друзьям, родителям, кумирам);

♦ мотивы социализации и аффилиации (подчинение этнокультурным требованиям);

♦ мотивы самоутверждения (стремление доказать способность вести ЗОЖ);

♦ мотивы, связанные с чувством ответственности и долга (стремление быть примером для своих детей, учеников, больных и т. д.).

4. Прагматические мотивы:

♦ конкурентоспособность на рынке труда (для лиц, имеющих высокий уровень здоровья);

♦ соответствие профессионально значимым качествам (для круга профессий, где показатели образа жизни входят в число нормативных требований);

♦ экономичность здорового образа жизни (отсутствие затрат на лечение, приобретение сигарет и т. д.);

♦ учебные мотивы (для обучающихся по вопросам профилактики и здоровья);

♦ негативная мотивация (осознание возможных болезней, неприятностей и т. п. вследствие нездорового образа жизни).

5. Гедонические:

♦ эмоциональные (улучшение настроения от занятий физической культурой, водных процедур, здоровой пищи и т. д. и от происходящих позитивных изменений);

♦ психофизиологические (уменьшение стрессового напряжения, улучшение психического и психологического здоровья);

♦ рефлексивно-волевые (осознание возможности победы над собственными слабостями, повышение самооценки).

Внедрение этих подходов способствует осознанию приоритета ценности «здоровье», развитию широкой социальной мотивации образования в области здоровья и повышению готовности обучающихся к формированию ЗОЖ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Минск: Харвест; 1999.

2. Яренко А.В. Оптимизация процесса профессионального самоопределения офицерских кадров: Дис. M.; 2000.

3. Баламутова Н.М., Шейко Л.В., Олейников И.П. Исследования мотивации и эффективности оздоровительной тренировки для женщин, занимающихся в физкультурно-оздоровительных группах по плаванию. Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2005; 1: 79—85.

5. Махов А. С. Информационно-потребностные компоненты формирования мотивации у инвалидов к занятиям адаптивным спортом. Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Серия: Педагогические и психологические науки. 2010; 11: 99-0102.

7. Карасева Т.В., Бабанова Н.Н. Культура здоровья преподавателя ВУЗа. Монография. Иваново, 2010: 112.

9. Толстов С.Н. Развитие творческой готовности организатора здравоохранения к профессиональной деятельности: Дис. Шуя; 2004.

10. Руженская Е.В. Оценка медицинским персоналом психиатрической службы факторов удовлетворенности трудом. Российский психиатрический журнал. 2010; 5, дополнительный выпуск № 2: 580-60.

11. Руженская Е. В. Состояние психического здоровья сотрудников психиатрической службы. В кн.: Психопрофилактика, современное понимание: Сборник научных трудов. Иваново: ИПК «Прес-Сто»; 2010: 111—21.

12. Руженская E.B. Социально-гигиеническая характеристика медицинского персонала учреждений психиатрического профиля. Вестник Ивановской медицинской академии. 2011; 16 (4): 5—9.

13. Синельникова М.В. Современные аспекты санитарного просвещения в условиях сельского района: Автореф. дис. М.; 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила 20.05.13

«Все равно мы когда-нибудь умрем, так зачем же сейчас мучить себя спортом и правильным питанием?» — примерно так рассуждает обыватель, когда речь заходит об усилиях, которые нужно прилагать для поддержания собственного здоровья.

Портал www.sciencenordic.com выделил четыре основных причин для того, чтобы вести здоровый образ жизни. Сохраните себе!

Будильник звонит в 6:45, вы лениво приоткрываете глаза и переставляете будильник на пять минут позднее. В это время в голове проносятся мысли: «Так рано…но я же решил вчера выйти на пробежку…Может, ну его, к черту! Все равно, я когда-нибудь умру…Лучше поваляюсь еще полчаса сегодня».

Разумеется, такие мысли приходили в голову каждому человеку, который твердо решал изменить что-то в себе и своих привычках для того, чтобы стать здоровее. И в них есть доля правды — вставать на пробежку действительно тяжело, отказываться от вредной (но такой вкусной!) пищи еще тяжелее…

К счастью, если мы говорим именно о здоровье, а не о несчастном случае, с доводом обывателя о неизбежности смерти можно согласиться, лишь дополнив эти рассуждения следующими важными нюансами.

Увеличение продолжительности жизни

Здоровые привычки увеличивают продолжительность жизни. Эксперименты подтвердили, что даже если вы начали следовать здоровым привычкам только после 50 лет, продолжительность жизни благодаря здоровому питанию и регулярным физическим нагрузкам увеличится на срок от четырех до семи лет.

Улучшения качества жизни

Если в 20 лет вы можете вести нездоровый образ жизни и чувствовать себя при этом сносно, то в возрасте за 40 лет вы будете ощущать сполна все последствия неправильного образа жизни. А появление одышки, лишнего веса, проблем с пищеварением доставляет взрослому человеку массу дискомфорта.

Физические нагрузки и правильное питание не только улучшат внешний вид фигуры, но и стабилизируют работу нервной системы и помогут наладить режим сна.

Экономия

Есть веские доказательства того, что здоровое питание и отсутствие вредных привычек экономит деньги. Действительно, самые здоровые и полезные продукты стоят недорого, а цены на алкоголь и сигареты доступными назвать довольно сложно. К тому же, люди, ведущие нездоровый образ жизни, чаще болеют, то есть вынуждены терять в заработке. Прибавьте также сюда расходы на врачей, медикаменты и стационарное обслуживание.

Здоровые дети Плохое питание, курение, употребление алкоголя и отсутствие физической активности также могут повлиять на здоровье ваших детей и, возможно, даже на здоровье их детей.Во-первых, через ролевое моделирование. Дети, родители которые курят, значительно чаще начинают курить сами… Это же касается детей, чьи родители неправильно питаются. Во-вторых, через механизм, называемый эпигенетикой, наше собственное здоровье может влиять на здоровье последующих поколений. В настоящее время считается, что измененная от физической активности, особенностей диеты и факторов окружающей среды эпигенетика передается через поколение. Эти факторы влияют на последующий риск возникновения метаболических заболеваний, таких как ожирение и диабет.Наконец, избыточный вес, отсутствие физических упражнений и употребление сахара могут значительно снизить шансы на возможность иметь детей. У женщин избыточный вес увеличивает риск синдрома поликистозных яичников, что вызывает нерегулярную овуляцию и может в некоторых случаях привести к бесплодию. Читайте также: Учимся высыпаться: 5 шагов к здоровому и крепкому сну


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *