Музыка винил

Музыка винил

Для многих людей пластинки – музыкальный пережиток, который уже давно проиграл сражение более современным форматам. И все же в России до сих живут люди, для которых винил остается значительной частью жизни и объектом вневременной любви. Наши герои рассказали о том, почему они полюбили слушать музыку таким образом и как лучше погрузиться в виниловую культуру.

Марина Сазонова

Иван. 32 года. Владивосток.

Как все началось

С детства помню, что в нашем доме всегда играла музыка. Точно были сказки на пластинках, Modern talking, ABBA, Антонов – все, что было популярно и издавалось на «Мелодии» огромными тиражами. Под песню You’re My Heart, You’re My Soul ноги сами по себе начинают приплясывать. Эту пластинку Modern talking я слушаю до сих пор.

Потом я вырос и перешел на рок. Особенно сильно я любил Pink Floyd. В какой-то момент мне захотелось найти их пластинки The Wall и Dark side of the moon. Это был 2013-й, кажется. Проигрывателя у меня тогда еще не было, но это не останавливало. Так я купил первые пластинки, и потом еще другие. Когда накопил денег и собрался покупать проигрыватель, то спросил совета у мужчины, который продал мне Dark side of the moon. Он посоветовал Technics. Хоть это и диджейская вертушка, сделана она хорошо. Тут как в автомате Калашникова просто нечему ломаться. Мне она досталась где-то тысяч за 12, сейчас доллар вырос, и такая вертушка будет стоить дороже в 2-3 раза.

Моя коллекция

Я точно не считал, думаю 300-350. У меня под них дома выделен стеллаж. Но там не только мои пластинки, что-то я помогаю продавать друзьям.

Часто стоимость пластинки никак не связана с той радостью, которую она может принести.

Иногда купишь джазовую советскую пластинку за 100 рублей, будешь гордиться, тем что она у тебя есть и слушать каждый день. А можно купить пластинку за 3 тысячи, ты ее послушаешь пару раз, поставишь на полку и все.

В результате я покупаю то, что актуально для меня и продается за приемлемую цену. Купить хочется много. Но есть барьеры, например, я могу потратить какую-то определённую сумму.

И дело тут совсем не в жанре. Если бы меня спросили «какую музыку ты любишь больше всего?», я бы не смог дать ответ. Чем больше слушаешь, погружаешься, тем меньше возможно разделить музыку на жанры. В школе еще можно было орать «я люблю рок». Теперь я смотрю на вещи шире: могу послушать авангард, а могу и что-то из эстрады и поп-музыки, того же Антонова, например. Или классику, или джаз, или рок: современный, 80-х, 60-х. Есть люди, которые собирают только джазовые пластинки или только прогрессив-рок 72 года. И для них вот это вот – музыка, а все остальное – уже нет. Это все не про меня. В моей коллекции есть и старые пластинки, и новодел. Не думаю, что стоит на этом зацикливаться.

Отношение близких людей к винилу

Никто меня не журит за это. Нет такого, что я спускаю все деньги, или не ем, чтобы купить пластинку. Я придумал схему, которая для меня прекрасно работает. Ведь я собираю пластинки уже лет 8, сначала они стоили дешево, а теперь цены выросли. То, что стоит на полке и пылится, я продаю. И на деньги от проданных пластинок покупаю себе новые. Такой вот круговорот. И зарплата не страдает. Когда я буду стареньким дедушкой, вряд ли у меня будет отдельная комната под пластинки. Уже сейчас я оставляю только то, что мне действительно нравится. Лучше качество, чем количество.

Пластинка моей мечты

Мечтаю много о чем. Но первое, что пришло в голову – The Wall. Я так до сих пор ее не купил. Причем я специально не записывал ее в свой вишлист. Эту пластинку я хочу купить себе сам.

И разные редкие пластинки из 90-х. Не было времени, когда винил не выпускали. Но в 90-е был пик популярности cd-дисков, так что винила выпускали очень мало. Теперь он высоко ценится. На discogs мне каждый день приходит письмо от сайта, где указано 100-200 пластинок, которые могут мне приглянуться. В моем вишлисте сейчас около 400. Хочу много всего, но не все пока что могу себе позволить.

Самая невероятная виниловая история

Мое хобби однажды стало работой. Два года я отработал в магазине пластинок. Благодаря этому я познакомился с огромным количеством крутых людей. Это хобби объединяет. Со многими людьми дружу до сих пор.

Где найти новые пластинки

Нет жесткой привязки. Везде. Начиная c местных виниловых магазинов и до всевозможных интернет-площадок типа avito, ebay, molotok1, youla. Ценный ресурс в этом отношении – discogs. В России мало кто им пользуется и зря. С его помощью легко разузнать, когда и в какой стране выпускался тот или иной альбом, насколько он редкий, какова средняя цена.

Я бы рад ходить только в магазин и видеть все своими глазами. Но в моем городе их не так много. А еще, некоторые знакомые, узнав о моем увлечении, отдавали мне десятки старых пластинок, которые лежат у них без дела. Чаще всего это была эстрада и Высоцкий – то, что было в каждой семье. Наверняка, все помнят эти пластинки от «Мелодии» с черно-белыми фотографиями Высоцкого. Я слышал, что их напечатали слишком поздно, только в начале 90-х. Они опоздали, так как в это время все уже слушали аудиокассеты.

Пластинки или музыка с цифровых носителей?

Довольно часто я слушаю музыку в интернете, ищу что-нибудь новое. Дома уже все переслушал. Но вот когда приходят гости, обычно мы слушаем пластинки. Часто я про них еще что-нибудь интересное могу рассказать. Но и в одиночестве тоже люблю послушать пластинки. Я кинестетик, люблю все щупать.

Это целый ритуал – достать винил из пакета, сдуть пыль, поставить на проигрыватель, поднести иголочку, начнется вся эта магия, когда музыка крутится-вертится. И через 20 минут нужно будет перевернуть на другую сторону.

Начинаешь воспринимать музыку по-другому.

Ты не щелкаешь песни, не перематываешь сразу на припев. Пластинку ты поставил и слушаешь. И еще можно рассмотреть обложку. Ведь альбом – это цельное произведение, там важен порядок песен, оформление. Когда слушаешь музыку на компьютере, это сложно воспринимать так. Все превращается в отдельные песни.

Советы для тех, кто только думает начать собирать пластинки

Не спешите. Все будет! Если проигрывателя пока нет, то со временем появится. Пока что можно потихонечку собирать пластинки. Альбомы тех групп, которые тебе нравятся. Например, если это какие-то современные андеграундные группы. В России тоже такие есть, между прочим. Можно покупать пластинки у ребят, чтобы их поддержать, чтобы двигалась сама индустрия.

Когда дойдет дело до проигрывателя, реально найти старую советскую вертушку тысяч за 5, и она будет работать. Или китайскую. Или дорогую. Главное не спешите купить сразу все. У меня часто спрашивают, с чего лучше начать? Это как с фотоаппаратом. Для начала снимай на то, что у тебя есть. А там видно будет.

Кстати, и без звука винил круто выглядит, отлично смотрится в интерьере. Когда ты наконец-то видишь обложку альбома размером 30 см х 30 см, а не 1см х 1 см в VK, она превращается в картину. В любом случае, винил коллекционировать намного интереснее, чем марки или монеты. Можно не только посмотреть, но и послушать.

София. 25 лет. Владимир.

Как все началось

В детстве я слушала пластинку «Бременских музыкантов» и любила приподнимать иглу, а потом опускать на том же месте — получалось, что фраза повторялась сначала. Это было забавно. Потом лет в 15 мама вынула на свет свою коллекцию Битлов и понеслось. На окончание первой зимний сессии она мне подарила «With the Beatles», свеженькое переиздание. А первая купленная пластинка лично мной — это третий, если не ошибаюсь, альбом Тhe Doors «Waiting for the sun». Купила в Москве, в Атриуме на Курской. А проигрыватель достался от папы. Старше меня и работает до сих пор.

Моя коллекция

Пластинок двадцать точно есть. Беру все, что слушаю. В основном, это прекрасная классика 60-х, 70-х, 80-х. Список настолько огромный, что, будучи в магазине, я буду искать тех исполнителей, которых смогу вспомнить на месте или на которых наткнусь.

Отношение близких людей к винилу

Абсолютно нормальное. Мама иногда отправляет мне ссылки на новые поступления пластинок в нашем единственном букинистическом магазине и спрашивает, взять или нет. Последнее, что мы там купили, был первый сольник Пола Маккартни. А первое, что я там купила — болгарское издание самой первой записи «Битлов» с Тони Шериданом (короче, все в моей виниловой жизни связанно с «Битлами»).

Пластинка моей мечты

Я так много всего хочу, что выделить что-то как самое-самое не могу. Очень хочу докупить три пластинки «Битлов» (первую и две последних), чтобы закончить коллекцию. Было бы здорово найти саундтрек к документальному фильму про Вудсток, а если еще оригинального года выпуска, то это будет просто бомбически. В общем, список большой, а денег — не очень. Еще бы я очень хотела «Echoes» Pink Floyd. Мне даже представить страшно, как будет звучать эта музыка на виниле.

Концерт Pink Floyd на древних руинах амфитеатра Помпей в Италии

Самая невероятная виниловая история

Мы тогда большой толпой поехали в Будапешт, и в один день была запланирована поездка в Братиславу. В тот самый день в моей голове по совершенно неясной причине крутился мотив песни «Babe, I”m gonna leave you» Led Zeppelin. Но, ни творчество самой группы, ни эту песню я толком не знала и не слушала, поэтому это было довольно странно. Так вот, Братислава, вечер, у нас свободное время. Идем мы по улице и тут замечаем – да-да – магазин винила. Все в таком брутальном металлическом стиле, спрашиваю есть ли «битлы» (нету) и от скуки (и разочарования) смотрю, что есть в коробке прямо в центре зала. The Doors, Deep Purple … и тут попадается первый альбом Led Zep, на котором и есть та самая песня! Естественно, пластинку я купила и увезла домой. Кстати, второй и третий альбом Led Zeppelin ко мне попали тоже из заграницы — подруга прислала из Украины в качестве подарка на Новый Год.

Пластинки или музыка с цифровых носителей?

Чаще слушаю на телефоне или ноутбуке, потому что проигрыватель у родителей, а если им хотят воспользоваться, то нужно вынуть его из шкафа (он тяжелый), а потом снова убирать. Это очень неудобно и долго. В чем разница? В звуке, в процессе, в настроении, во всем.

Советы для тех, кто только думает начать собирать пластинки

Относитесь к ним бережно, пластинки должны стоять вертикально. Определитесь, что вам дороже: переиздание, оригинал, зарубежные издания (поет ВИА Дип Пурпле и т.д.) или это не важно. И всегда проверяйте, что в конверте, всегда. Если пластинка использованная, смотрите, есть ли царапины.

Таня. 39 лет. Якутск.

Как все началось

Проигрыватель был у родителей. Я родилась в 80-м, родители в середине 50-х, а их молодость пришлась на 70-е. Папа был фанат техники, у него была кинокамеры, бобины, а потом он сам собрал проигрыватель и подключал его к огромным колонкам размером с тумбочку. На Новый год у нас всегда было много гостей, все полы были в матрасах, и мы на них танцевали под Пугачеву. Еще на пластинках были сказки: «Гадкий утенок», про короля Артура.

Когда папа умер, я переезжала в свою квартиру и взяла с собой слайды и пластинки – это было мое наследство. Мама слушала классику, «Битлз», различный фолк, а папа всякую фигню без разбора, попсу и рок. Мне больше всего в этом разнообразии нравились сборники, в которых попадались «роллинги».

Моя коллекция

Сейчас у меня осталось мало пластинок. Часть лежит упакованная, так как я пока живу на два города. Другую часть я продала, просто поняла, что не буду их слушать. Где-то 200 пластинок у меня разошлись, когда собирала деньги на профессиональную фотокамеру. Но самые любимые пластинки со мной. С ними я никогда не расстанусь.

Я не гоняюсь за пластинками. У меня есть друзья, настоящие фанаты, заказывают винил отовсюду. А мне важен сам процесс. Раньше я много путешествовала, было классно посещать виниловые магазины в разных странах. И даже если я не могу взять пластинку с собой, все равно получаю визуальное наслаждение. Я их видела, они существуют!

Всегда ищу именно те пластинки, которые остались в моих воспоминаниях. Те самые альбомы, которые слушала когда-то в студенчестве.

Отношение близких людей к винилу

Есть у меня хорошая подруга, я зову ее Бублик. Когда училась на журфаке в Иркутске, мы часами зависала в музыкальных магазинах. Утром встали, пошли гулять по городу, а оказались в музыкальном магазине. Юля – мой гуру в музыке. До знакомства с ней я слушала RHCP, Нирвану. Как-то раз у меня в плеере играл Garbage, она сказала: хватит слушать это дерьмо и включила мне Боуи. Я втянулась, мы вместе читали журналы, статьи Троицкого.

Сейчас, думаю, пластинки – это мажорство.

Если я пойду и куплю себе все, что хочу, то меня жена убьет.

Пластинка моей мечты

Есть одна британская группа, называется Pulp, их главный хит Common People. Меня на них заклинило, хочу их альбом His’n’Hers и никак не могу купить. В моей коллекции есть несколько редких пластинок, например, альбом T.Rex, изданный еще при жизни Марка Болана.

Но именно His’n’Hers не выходит из головы. Лет 6-7 назад я видела ее в Москве, на Винзаводе, но она стоила 24 тысячи. Взамен я купила какую-то другую пластинку и пошла восвояси. А еще хочу альбом Pixies «Bossanova», ее, наверное, можно купить в инете, но я не ищу пластинки специально, жду встречи. Сейчас я встреваю по Джиму Кэрроллу. Его тоже хочу.

Самая невероятная виниловая история

Восемь лет назад я путешествовала по Китаю, и в Даляне попала в магазин винила, совмещенный с кафе. Я впервые попала тогда в такое заведение, это меня потрясло. Там можно было и чаю выпить, и пластинку купить. Ту же Нирвану и Velvet Underground, совсем новую!

Тогда у меня еще не было современного проигрывателя. Через год мне его подарили, и я наконец-то смогла заново прослушать весь свой детский винил, начала привозить пластинки из путешествий и заказывать друзьям. Мне привозили подарки из Грузии, Испании, из Москвы.

Пластинки или музыка с цифровых носителей?

У меня сломался проигрыватель, проблемы с динамиком. Раньше я все время слушала пластинки, теперь вынужденно слушаю «спотифай». А так 50\50. Когда гуляю, слушаю с телефона. Дома обычно пластинки.

Советы для тех, кто только думает начать собирать пластинки

Когда покупаете б/у, обязательно проверьте качество пластинки! Все старые пластинки обычно заюзанные, звук очень тихий. Кто-то наоборот любит шероховатость. У меня есть знакомые, которые чуть ли не на гвоздике слушают. Портят пластинки, а потом кайфуют от того, что у них все там шебуршит. Мне все же больше нравится слышать, что у меня играет.

И, пожалуйста, не забывайте переворачивать! Однажды я заболталась и не выключила проигрыватель вовремя, пластинка так долго крутилась, что сломалась, и игла вслед за ней. В общем, будьте внимательны. Всегда смотрите, что в конверте! Мне даже среди новодельных пластинок попадался брак. А если у вас что-то лежит без дела, можно продать или поменяться.

Макс. 57 лет. Москва.

Фото: Игорь Алюков

Как все началось

Да практически с рождения – у родителей была радиола «Рекорд» и с десяток советских пластинок на 78 оборотов. Помню, там была Изабелла Юрьева, танго «Брызги шампанского», без которого не обходилась ни одно застолье, песни из к/ф «Аршин Мал Алан» (она в детстве была любимая, потому что песенки там игровые и веселые) и как-то попавшие в дом речи всесоюзного старосты Калинина (но ее я, по-моему, не слушал ни разу). Потом лет в 12 мама купила электрофон «Аккорд», потому что новые пластинки, на 33 оборота, на радиоле уже слушать было нельзя. Ну и понеслось. А свой первый – и нынешний – проигрыватель «Сони» я сам купил на зарплату моряка загранплавания в Сингапуре в 1986-м.

Моя коллекция

Примерно 250, но это около 3/5 той коллекции, которая была у меня в родном городе до переезда в Москву. С частью этой коллекции я, благодаря друзьям ее сохранившим, недавно воссоединился, а часть рассосалась, видимо, безвозвратно.

Я меломан, можно сказать, всеядный, и сознательно не слушаю только, пожалуй, рэп. Но вот прямо «раздобыть» не стремлюсь, наверное, ничего — пока что у меня период переслушивания старого и радость узнавания того, что радовало когда-то. Просто так вышло, что место для аудиосистемы в доме появилось только сейчас, а до этого лет 20 я винил как носитель не слушал, хотя проигрыватель хранил в надежде на лучшее. Для меня все это — не столько поиск чего-то нового или коллекционерская жажда, сколько путешествие во времени.

Пластинка моей мечты

Из того, что было бы неплохо иметь дома на виниле – пожалуй, «Боб Дилан в Будокане». Но это не редкость, просто руки пока не доходят.

Самая невероятная виниловая история

У меня был друг, еще более активный меломан, чем я, и «музыкальный фарцовщик». Однажды я застал его в немалом смятении чувств. Он забыл на столе чужую пластинку, а его мама не заметила и сверху на стол поставила утюг, когда гладила белье.

В итоге на пластинке «Good Earth» Манфреда Мэнна появился четкий отпечаток утюга.

Рублей 15-20 она стоила на черном рынке тогда, это приличные деньги. Мы перебрали все мыслимые способы выпрямления пластинки (а это нужно было делать быстро, традиционный – положить на солнышко между двумя оконными стеклами – не годился в силу длительности процесса), не нашли ничего лучшего, как положить пластинку на кухонную доску, доску упереть в раковине, пустить горячую воду и скалкой под этим кипятком пытаться придать пластинке исходную форму.

Часа два мы так катали по очереди, раздевшись до пояса, все в поту. Кривизна немного исправилась, конечно, но зато слезло яблоко . Хотя нас уверяли, что у «фирменных» новозеландских печаток яблоки не слезают никогда. Не помню, как друг решил свой финансовый вопрос, но эта пластинка потом долго висела у него на стене эдакой черной розеткой, приколоченная гвоздиком.

Где найти новые пластинки

Иногда, как ни странно, на «озоне» – если не слишком заморачиваться на винтаж, а просто что-то захотелось. Но вообще предпочитаю выбирать руками и глазами, как и любой другой культурный товар.

Пластинки или музыка с цифровых носителей?

Я не настолько радикальный меломан, для меня качество звука — не в его технических характеристиках (хотя в наушниках «с телефона» я ничего не слушаю, да и телефон у меня такой, что по нему можно только звонить), поэтому — особой разницы нет, лишь бы звук насыщал пространство и создавал гармонию в душе.

Советы для тех, кто только думает начать собирать пластинки

Я не фетишист, я просто музыку слушать люблю, поэтому разницы нет. Можно и ничего не собирать. Просто в последнее время я еще более четко осознал, что виниловая пластинка — это некий сгусток энергии по очень многим статьям, не только как носитель аудиодорожки. С компакт-дисками, аудиокассетами, DVD и прочим – даже с книгами – это отчего-то не так. Наверное, дело во мне. Пластинка – это такой horcrux, как в «Гарри Поттере» , волшебный амулет силы, что ли.

Поэтому простое накопительство их — довольно бессмысленное все же занятие. Каждое прослушивание винила лишает его частички силы (пластинка «запиливается»), а потому каждый акт прослушивания должен быть осознанным и особенным. Для фоновой музыки годится и файл mp3, с ним ничего не произойдет. А пластинка немножечко сотрется. Видимо, в этом все дело.

Марина. 29 лет. Владивосток – Москва.

Как все началось

Первое воспоминание про винил у меня не самое приятное. В детском садике мы сидели полукругом и слушали сказку с пластинки. Каким-то образом я умудрилась вывихнуть руку, сидя на стуле. Зато потом случилась чудесная история. Я вместе группой молодых фотографов гуляла по японскому городу Тояма, это было в 2008-м. Совершенно случайно мы наткнулись на виниловый магазинчик во дворе в подвале какого-то дома. Там и вывески толковой не было, зато ассортимент шикарный. В результате я вышла из этого магазина с гигантским пакетом, изрядно похудевшим кошельком и совершенно счастливая.

У меня тогда даже не было проигрывателя, но разве это может остановить меломана?

Так в моей коллекции появились «Dream of Life» Patti Smith, «Never Mind the Bollocks» Sex Pistols, альбом Velvet Underground на котором был мой любимый трек Heroin, мрачная немка Nico и «Revolver» The Beatles для папы. С тех пор моя коллекция стала стремительно расти. Знакомый отдал старенький советский проигрыватель, который пылился у кого-то без дела. Название не вспомню, но он работал – это было самое важное.

Моя коллекция

Я не так педантична, чтобы вести точные подсчеты. У меня две большие картонные коробки пластинок. Штук 200, наверное.

Сначала собирала скорее рок (добрые 60-е и все, что позже), пост-панк типа The Cure и Joy Division, современные группы в духе Sonic Youth и Portishead. Классику на виниле тоже было несложно найти: Бах, Бетховен, Шопен, Шуберт, даже любимый Стравинский со временем нашелся. Еще я интересуюсь фольклором, так что самая экзотическая часть моей коллекции — народная музыка. Такие пластинки найти непросто, но тем интереснее.

Отдельная категория – мой виниловый бестиарий. Пластинки, которые сами меня нашли, и позабавили. Как-то раз мне попалась пластинка группы, которая супер атмосферно исполняет кантри. На чешском. Представляете да, насколько это очаровательно звучит! Если бы не пластинка, вряд ли бы я когда-нибудь узнала про эту группу. А на последний Новый год подруга привезла мне подарок из Лондона – какие-то местные рокеры, играют на гитарах и волынке. Обожаю такие курьезы.

Отношение близких людей к винилу

От папы мне досталась подборка русского рока. Мама прохладно относится к музыке, но и она пару раз привозила мне пластинки из путешествий. Пожалуй, самое главное здесь — друзья. У меня есть виниловые братья и сестры, когда нам наконец-таки удается собраться всем вместе, можем слушать винил целый день с перерывами только на чай и туалет.

Пластинка моей мечты

От меня постоянно сбегают саундтреки к любимым фильмам. Это так обидно. Как-то раз в Гонконге видела саундтрек к «2046» Кар Вая, но это было самое начало путешествия и риск недовезти был слишком велик. В Бангкоке от меня сбежал саундтрек к «На игле». И саундтреки к фильмам Джармуша всегда прекрасны, хочу их все. Пока мне повезло только с «Криминальным чтивом» и саундтреком из Вудстока, шикарный тройник, обожаю его!

Еще давно грежу о первом альбоме Патти Смит с Horses и 1000 leaves от Sonic Youth.

Самая невероятная виниловая история

Как-то сама собой у меня появилась традиция привозить по пластинке из каждого путешествия. В 2017 я несколько месяцев работала в Лаосе, обшарила все, спросила каждого – нигде не было ни одной пластинки. А потом я поехала на выходные в Бангкок, и совершенно неожиданно там оказался настоящий виниловый рай. Десятки магазинов, кафе с пластинками и все, о чем я только могла мечтать.

Где найти новые пластинки

В каждом новом городе, где я оказываюсь, всегда ищу виниловые магазины. Иногда в интернете. Например, благодаря китайскому Табао у меня наконец-то появились Чет Бейкер, Morphine и саундтрек к Twin Peaks. В России мне долго не удавалось все это найти.

Пластинки или музыка с цифровых носителей?

Довольно часто я разъездах и вдали от своего проигрывателя, то работаю, то учусь в другом городе. Но зато, когда мы наконец-то встречаемся, ему приходится изрядно покрутить.

Советы для тех, кто только думает начать собирать пластинки

Винил – это довольно дорогое удовольствие, но вполне реально быть экономным любителем пластинок. Я находила кучу интересностей, которые выпускала «Мелодия» и союзные республики. Обычно такие пластинки стоят недорого. Обращайте внимание на царапины и всегда лучше послушать, чем покупать вслепую. Мало ли.

Меня пластинки бесконечно радуют. Кэрри Бредшоу ходила снимать стресс в магазин туфель, а я хожу за пластинками. Конечно, порой от этого страдает бюджет. Но оно того стоит. Правда.

Миша. 33 года. Санкт-Петербург.

Как все началось

Многие любят вспоминать свое детство, как родители слушали пластинки оркестра Поля Мориа и «Битлз», изданные на «Мелодии». Но у меня такого не было. Уже более 18 лет я увлечен музыкой 60-х, симпатизирую Модам. Это молодежное движение, которое возникло в Лондоне в конце 50-х, ребята любили красиво одеваться и гонять на итальянских скутерах фирмы Vespa.

Типичные моды

Моды слушали кул-джаз и бибоп, R&B, соул, ска, пришедший с Ямайки. В какой-то момент моды стали так популярны, что музыкальная индустрия своевременно отреагировала. Группы The Who, Rolling Stones и The Kinks в 60-е одевались и вели себя как моды. Любовь к тому времени невозможна без музыки, а в 60-е музыка существовала преимущественно на виниле.

Поэтому я и решил собирать пластинки именно 60-х годов. Первую пластинку группы The Jam я купил у одного спекулянта. Проигрыватель за все время менял раз 8, самый первый stanton t-50 купил в комиссионном магазине за 3000 рублей.

Моя коллекция

Очень сложно оценивать мою коллекцию. Именно пластинок у меня штук 20, зато около 1500 синглов. Семерки — очень популярный формат в 60-е, очень удобный, купил хит группы и слушаешь. Музыку я люблю разную от джаза до экстремальных проявлений панка и хардкора.

В мире столько хорошей музыки, что очень глупо себя удерживать в одном жанре.

В последнее время у меня часто играет фолк 60-х и золотая эра джаза 50-х. Если говорить о виниле, в первую очередь, меня интересуют пластинки 64-67 годов, очень люблю это время.

Пластинка моей мечты

Люблю, когда пластинка сама ко мне приходит. Заплатить и заказать может каждый. О пластинках продавцу винила очень тяжело мечтать, назову 3 самых желанных. Это Solid Air Джона Мартина, Five Leaves Left Ника Дрейка и Lola Versus Powerman and the Moneygoround от The Kinks.

Самая невероятная виниловая история

Историй про пластинки полно, от комичных до криминальных. Однажды попалась пластинка с пакетом травы внутри. Был случай, когда купил коллекцию пластинок, а оказалась, что она была украдена у моего друга. Я коллекционирую пластинки и работаю ди-джеем, вокруг меня всегда много винила, и историй про него тоже предостаточно.

Где найти новые пластинки

Пластинки покупаю везде, от дворников до мировых аукционов, никогда не знаешь, где что найдёшь.

Пластинки или музыка с цифровых носителей?

Пластинки имеют свою магию, шарм, красоту, аналоговый звук, обложку, запах, вкус. Внешний вид пластинки — это очень сексуально! Но и СД, и кассеты, и качественные цифровые носители на хорошем аппарате звучат по-своему красиво и могут утереть нос многим пластинкам. Разница только в том, что винил сейчас модно собирать. В целом же все носители нужны, все носители важны.

Советы для тех, кто только думает начать собирать пластинки

Я не буду сейчас вам рассказывать о том, что есть хорошая и плохая техника, мы все-таки про винил. Самое главное: установите себе рамки, постарайтесь не заболеть винилом, выделите бюджет и не тратьте больше. Это затягивает, всегда кажется, что дома мало пластинок. И постарайтесь делать коллекцию красиво, ведь винил — это искусство!

Понравилась статья? Тогда поддержите нас деньгами, чтобы мы могли и дальше писать материалы!

Наш журнал существует только на средства читателей. Ваши донаты подарят нам немного уверенности и возможность платить авторам за работу. Поможет любая сумма, но для минимального гонорара требуется хотя бы 300 рублей.

Первая виниловая пластинка была представлена миру 18 мая 1888 года, так что сегодня у «винила» официальный День Рождения. Так совпало, что один из постоянных авторов «Сенсаций.Нет» Василий Виноградов оказался коллекционером этих самых пластинок. Он расскажет читателям от первого лица в чем их особая прелесть…

Предисловие редакции: Так случилось, что статью Василий готовил давно, обстоятельно и с чувством толка и расстановкой, а то, что она дописана и подправлена была именно ко Дню Рождения виниловой пластинки — чистой воды совпадение.

Василий Виноградов

Предисловие автора: Конечно же, многое, что написано в этой статье относится к историческому периоду «до карантина”. Однако, будущее предугадать невозможно и чем не повод именно сейчас, пока весь мир поставил в своей летописи запятую, попробовать подвести некоторый промежуточный итог такому явлению, как виниловая пластинка. И да — эта статья не об истории создания и не о технологии производства, а исключительно о месте виниловых пластинок в современной жизни общества.

Изображение Aline Ponce с сайта

Итак, Вы — современный человек, для которого понятие МУЗЫКА — это нечто большее, чем просто слово из шести букв. Каким образом Вы слушаете свои любимые композиции? Скорее всего, через подручное мобильное устройство типа смартфон\планшет у которого есть выход в «всемирную паутину”. И вот в этом самом Интернете давно правят бал так называемые стриминговые сервисы медиа-контента, где вполне легально можно слушать музыку, которая изредка будет прерываться аудио-рекламой. Вам откровенно повезло, если милые вашему уху песни есть в общем списке этих сервисов, ведь там «миллионы треков любых стилей и направлений!”. Оно и понятно, если какое-либо музыкальное произведение попадает под определение «хит”, то почему бы на нём не заработать… Но не будем углубляться в экономические дебри шоу-бизнеса. Вернёмся к пластинкам.

Всем совершенно ясно, что золотое время физических носителей с музыкой (виниловые пластинки, CD-диски, аудио-кассеты) безвозвратно ушло, но кто сказал что это время минуло совсем? Как показывают все статистические тенденции, производство аналоговых форм распространения музыкальной информации стабильно растёт год от года.

— Как? Пластинки ещё производят? — вполне вроде бы обоснованное недоумение. Да, на фоне того, что аналоговым способом издаются только примерно 2% от вообще всех издаваемых музыкальных записей, цифра в 1,243 млн. всё равно вызывает лёгкую оторопь. Именно на этом рубеже учёта проданных экземпляров застыли данные в Рождественские праздники. И это только в Америке (по данным billboard.com).

1,243 млн. пластинок продано в 2019 г. официально

Современные форматы потребления условной аудио-информации однозначно хороши следующими пунктами:

  1. Отсутствие привязки к стационарному месту прослушивания музыки. Смартфон + интернет + наушники-затычки и любимая музыка с тобой, где бы ты не находился.
  2. Быстрота поиска и формирования плейлиста.
  3. Доступность музыкального релиза спустя пару секунд после его выхода.
  4. Отсутствие какого-либо износа, что может повлиять на качество звучания.
  5. Доступная цена использования (пиратство не рассматриваем) максимально широким слоям населения.

Отсюда и минусы (по тем же пунктам):

  1. Наша жизнь — это постоянно ускоряющийся бег со всё новыми и новыми препятствиями. Нам банально некогда остановиться, поэтому вся музыка — фоном.
  2. Тут вроде бы и не подкопаться, но постоянная доступность всего и вся даёт свои плоды — слушаются либо уже чужие готовые плейлисты, либо включается кнопочка «рандом”. Самому составлять тематические подборки день ото дня всё ленивее и ленивее.
  3. Тоже на первый взгляд всё замечательно. Но вместе с этим публикация любого музыкального и околомузыкального произведения настолько упростилась, что найти в этом потоке что-то себе по нраву — не хватит никакого времени.
  4. Износ у пластинок порядочный. Однако, при грамотном и бережном использовании наслаждаться любимой музыкой можно не одну сотню раз. (что из современной музыки Вы слушали такое количество раз?)
  5. Ну, в этом же пункте не должно же быть никаких изъянов! Так и есть. Цена решает.

И теперь разберёмся, кому же может быть нужен этот пережиток прошлого, как виниловая пластинка?

Прежде всего это те люди, которым доставляет удовольствие чем-то обладать полноценно. И если лет пять-шесть назад самым популярным способом обладания музыкой было скачивание mp3-файлов — в таком случае на жёстком диске компьютера оставалось хоть что-то, современные стриминговые сервисы лишь дают доступ к их фонотеке. Т.е. фактически за деньги (или за прослушивание рекламы) человек является абсолютно добровольным невладельцем любимой их музыки. Виниловая пластинка этого лишена. Если уж она стоит на полке, то даже если отключат интернет — музыка никуда не денется.

Если уж она стоит на полке, то даже если отключат интернет — музыка никуда не денется.

Размер конверта для пластинки — 32 см. х 32 см. Для сравнения, размер обложки CD – 12 см. х 12 см. Нетрудно догадаться, что для художников-оформителей довольно простора для творчества со множеством деталей, в отличие от «пикчи” (pictures — изображение англ.) размером с ноготь в плейлисте соцсетей. При этом не забывайте, что у конверта минимум две стороны, которые можно художественно оформить, а ведь бывают пластинки «с разворотом”, вкладыши с постерами или текстами песен, да и «яблоко” (кругляш-этикетка на самой пластинке прим. авт.) тоже креативно украсить на радость потенциальным покупателям.

Пластинки имеют обыкновение изнашиваться, даже если с ними обращаются идеально. Поэтому у настоящего коллекционера никогда не залёживаются ненужный винил. Чем его хранить занимая и без того не безграничное место в жилище, проще послушать, сделать выводы, обменять на что-то более нужное или вовсе перепродать. А любимые «пласты” слушаются не так часто, как хочется, чтобы не «запиливать” — парадокс. Но это лишь сподвигает к ещё большему поиску того, что останется в коллекции навсегда.

Серьёзным моментом является наличие специальной аппаратуры для воспроизведения музыки с виниловых пластинок, как то: проигрыватель, фонокорректор, усилитель, акустические колонки и так далее. А каждый элемент этой цепочки может быть доработан, согласно фундаментальным знаниям физики, имеющегося слуха, маркетинговых предпочтений, наконец. Всё это так же зависит от возможности потратить ту или иную сумму на всю эту систему. Недешёвое удовольствие. Не говоря уже о том, что пластинки сами по себе так же стоят денег.

Но даже отбросив всё вышесказанное и фокусируясь только на музыке, прослушивание винила имеет одну самую главную цель — не превращать звучащую музыку в фон. О чём речь? Конечно же о подходе к самому процессу. На прослушивание пластинки прежде всего необходимо найти время, соблюдая все предварительные ритуалы, иначе эта самая музыка просто не зазвучит. Вот примерный порядок действий: найти пластинку подходящую по настроению, достать её из конверта, включить всю аппаратуру и положив на покоящийся диск проигрывателя запустить вращение. После этого пройтись по поверхности крутящегося винила специальной щёточкой, снимая пыль и, наконец, опустить иглу на край пластинки. Вот только потом можно сесть и слушать не упуская ни одного звука.

Таким образом, слушание музыки с виниловых пластинок — осознанное взрослое увлечение, которое ни в коем случае не должно быть подвергнуто хоть какому-то осуждению типа «Что за дурь! Да за такие-то деньги!”. Это как ругать рыбака за купленный первоклассный «спининг», или велосипедиста за новую карбоновую раму. Каждому своё.

Итак, в чём же феномен этого анахронизма истории — виниловой пластинки? А нет его. Есть желание довольно большого числа людей иметь возможность в адекватных пределах совмещать духовную потребность в музыке с чем-то более осязаемым и материальным, приятным на взгляд и ощуп.

Потребность рождает спрос, а спрос рождает предложение. Сенсаций нет.

Вместо постскриптума: Уже когда материал, что называется, «верстался», на ту же тему вышел материал у издания «ПолитРоссия» , в котором журналисты побеседовали о виниловых пластинках с музыкальным критиком, журналистом и писателем Алексеем Певчевым. Советуем прочитать и его тоже, ибо по многим вопросам Василий Виноградов и Алексей Певчев сходятся во мнении, но не во всем…

Расцветом эры пластинок можно считать 50-годы прошлого столетия. А их закат произошел в конце 90-годов. CD диски быстро вытеснили виниловые пластинки, поскольку были значительно удобнее в использовании и отлично звучали.

Внезапно, в начале 2000-х, забытые пластинки, которые многие выбрасывали пачками, начинают обретать популярность. Давайте разберемся, что же произошло.

Закат винилового звука

Почему к пластинкам стали терять интерес?

Первая причина — это плохая мобильность устройств, которые воспроизводят звук на виниловых пластинках. Они достаточно громоздкие и требуют правильной установки без возможности их перемещать во время проигрывания музыки.

Часто полки для виниловых проигрывателей вешают на стену. Это делают для того, чтобы от вибраций пола иголка не перескакивала по пластинке. Поэтому послушать пластинку в машине или в поезде у вас вряд ли получится.

Вторая причина — неравномерность воспроизведения высоких частот, которые постепенно ухудшаются: примерно от середины и дальше к концу пластинки.
При грамотном мастеринге это не очень заметно, но все же эта проблема имеет место быть. Также существует проблема записи низких частот на винил.

Ещё одна причина — небольшая долговечность пластинки. Ведь после каждого использования параметры звука на пластинке немного ухудшаются. Всё из-за того, что игла проигрывателя разрушает саму пластинку во время проигрывания. После первого, пятого, десятого раза это может быть незаметно, но со временем звук становится все хуже и хуже.

Также виниловые пластинки очень хорошо собирают на себе пыль. Именно поэтому прослушивание музыки превращается в некий ритуал по стиранию пыли перед прослушиванием. Также если периодически не перемывать пластинки, их постепенно жрут бактерии. Да-да, винил съедобен. Вместе с этим существуют и другие нюансы, о которых мы поговорим немного позже.

Более того, в отличии от магнитофонов и CD проигрывателей, в домашних условиях вы не сможете скопировать пластинку на пластинку, как это делали с кассетами, бобинами и CD дисками. Тем не менее, вы можете переписать пластинку на магнитофон или на CD и затем слушать её на нём. На самом деле многие так и делали.

Это и были основные причины, по которым виниловые пластинки уступили кассетам, бобинам и CD. Конечно, были еще форматы, но здесь были перечислены основные.

А что насчет качества звука?

Что касается качества звука при проигрывании винила, то здесь возникает проблема. Каким образом оценить то самое качество? При правильных настройках и хороших характеристиках проигрывателя, а также при использовании чистой новой пластинки, звук …. Какой звук? Вот и всё, тупик. На этот вопрос нет однозначного ответа. И причиной этому является тот факт, что все люди разные и, соответственно, их вкусы также разные. Это как спорить, какая картина красивее.

Звук есть, мелодия играет. Частота воспроизведения от 20 до 20000 Гц, в нашем слышимом диапазоне частот. И кому-то он нравится, а кому-то нет. Даже небольшое потрескивание раздражающее одного, может нравится другому слушателю. Поэтому только вы сами, прослушав пластинку, можете ответить себе на этот вопрос.

Что касается технических характеристик, то проигрыватели винила в конечном итоге проигрывают не только современным форматам, а и бобинным магнитофонам вместе с CD дисками. Здесь нет смысла спорить, достаточно открыть глаза, прочитать характеристики и сравнить.

Почему виниловые пластинки набирают популярность в 21 веке?

К примеру, такие форматы аудио, как CD, DVD, FLAC и другие, могут передавать звук с высокой точностью. У них нет недостатка в виде шумов или детонаций. Они, казалось бы, должны были полностью вытеснить виниловые пластинки с рынка. Но в последнее время мы наблюдаем увеличение спроса на виниловые пластинки и, соответственно, на проигрыватели пластинок.

На самом деле здесь есть несколько причин. Давайте мы их сейчас и рассмотрим.

Ностальгия за прошлым

Многие из нас выросли как раз в то время, когда виниловые пластинки были на пике своей популярности. У некоторых сохранились большие коллекции пластинок, которые жалко выбрасывать. Также, включая музыку на проигрывателе винила, мы погружаемся в свои прошлые воспоминания и получаем от этого удовольствие.

Ритуал и ценность музыки

Сейчас достаточно включить любой музыкальный онлайн-сервис или нажать кнопку на своем смартфоне и музыка будет звучать, пока вам не надоест. Благодаря изобретению mp3 формата и, в дальнейшем, формата flac, музыку многие не покупают, а скачивают из интернета бесплатно. Музыка звучит фоном и часто в нее даже не вслушиваются. Она легко доступна и теряет ценность.

С виниловыми пластинками все иначе. Во-первых, пластинку нужно купить или в крайнем случае попросить у друзей, а мы помним, что пластинки со временем изнашиваются.

Цена на пластинки сильно колеблется в пределах от нескольких долларов до 200 долларов за одну пластинку. Цена зависит от состояния самой пластинки, ее популярности и коллекционной ценности. В таком случае стоимость может достигать и 20000 долларов за пластинку. Но мы не будем их рассматривать, а возьмем средний ценник за виниловую пластинку — около 30 — 50 долларов.

То есть, чтобы собрать коллекцию своих любимых исполнителей, вам придется изрядно потратиться. И в таком случае вы не будете включать музыку на целый день для фона, а будете включать ее тогда, когда действительно будете ее слушать.

Для прослушивания виниловой пластинки недостаточно просто нажать на кнопку. Вам нужно выбрать пластинку из вашей коллекции, которая у некоторых меломанов достигает нескольких тысяч или даже более. Затем вытащить пластинку из красивой упаковки, положить ее на проигрыватель. Стереть пыль, которая постоянно липнет на пластинку. После включить проигрыватель, медленно опустить иглу на пластинку и наслаждаться музыкой. Это будет длиться не долго, поскольку через полчасика вам нужно будет ее перевернуть на другую сторону.

Таким образом прослушивание музыки превращается в ритуал. А стоимость и недолговечность пластинки добавляют музыке, записанной на ней, ценности.

Особый звук вниловой пластинки

Звучание музыки на виниловой пластинке трудно спутать с другими источниками. Характерный хруст или небольшие щелчки присутствуют даже на очень качественных проигрывателях и пластинках. Есть люди, которых это ужасно раздражает, а некоторым наоборот нравится. Также из-за особенности записи на саму пластинку, ее звук сам по себе немного особенный. Это тоже очень нравится любителям винила. Подобный звук в этих кругах принято называть «живым звуком».

До написания этой статьи я решил приобрести себе виниловый проигрыватель PIONEER PL 112D. В течение нескольких месяцев прослушивал любимых исполнителей только на виниле. Так сказать, решил погрузиться в атмосферу. Звук действительно особенный, поэтому нет смысла сравнивать его с другими форматами: он или нравится, или нет.

Смотрите видео про мой проигрыватель виниловых пластинок.

«Шкурный интерес» производителей виниловых пластинок и проигрывателей.

Вот представьте: у вас есть большой завод по производству проигрывателей винила и вы наблюдаете, как ваша продукция с каждым годом становится никому не нужной. Ваши действия?

Понимаете, не так ли? Компании, выпускающие виниловые пластинки и проигрыватели винила на своем горизонте увидели банкротство. Многие продали свои станки за бесценок. Но так поступили не все.

Что у нас является двигателем торговли? Правильно — реклама! И вот постепенно в известных сериалах и фильмах начали мелькать виниловые проигрыватели. Это было довольно ненавязчиво, некоторые персонажи просто любили так слушать музыку. Я не буду перечислять фильмы или сериалы, но впервые я обратил внимание на это в сериале Грань (англ. Fringe). Такое «мелькание» также сыграло немалую роль в возрастающей популярности проигрывателей.

Также появилось множество статей и впоследствии форумов, где звук виниловой пластинки называли вершиной музыкальных возможностей, а цифровые форматы — мертвыми и бездушными. В общем волну популярности начали разгонять и, надо сказать, очень даже успешно.

На самом деле, проигрыватель виниловых пластинок — это не очень дорогое в изготовлении удовольствие. И при правильной рекламе на нем можно отлично заработать.

Доходит до того, что некоторые аудиофильские виниловые проигрыватели имеют стоимость сотни тысяч долларов и вес под 100 кг. Производители во всю пытаются заработать на богатых аудиофилах, продавая им по сути совершенно простое устройство.

Выводы

В результате всех этих факторов у некоторых любителей музыки сформировался образ успешного и умного человека, который слушает живой аналоговый звук, а не мертвую цифровую подделку. Люди, никогда даже не слышавшие винилового звука, стали проявлять к нему интерес. Цены на винтажные проигрыватели винила стали внезапно расти к радостям тех, у кого они пылились в гаражах и кладовках. И постепенно сформировался обновленный рынок проигрывателей и пластинок на любой кошелек.

Это стало теперь модным трендом: каждая уважающая себя группа непременно должна выпускать свои альбомы в том числе и на пластинках. Фанаты радуются, покупая их на концертах, с красивыми обложками и, если повезет, с автографами. Воскресли магазины по продаже пластинок и все завертелось снова.

Для кого-то виниловый звук — это способ расслабиться и получать удовольствие. Кто-то хочет быть не таким, как все, а кто-то не может перейти на новый уровень в звуке и остается со своими любимыми пластинками…

Мгогие упускают из виду важную деталь, покупая сегодня современную пластинку в погоне за настоящим аналоговым звуком. Какую? В большинстве случаев на ней запись с цифрового источника. Но может это кому-то и не важно: главное, что пластинка вертится и звук играет.

Почему виниловая пластинка?

Почему желательно оригинал с первого отжима или пресса?

Зачем мне оригинал за 1000$, если есть переиздание за 20$?

Собирать винил? Я же не коллекционер…

Зачем мне первый пресс, мне бы музыку послушать

Винил?? Это уже не актуально, это сложно, отнимает много времени!

А что, разве сейчас еще кто-то слушает винил?

Я слушаю музыку только с CD или с компьютера! Виниловая пластинка – там треск и шум, я с детства помню!

И множество подобных вопросов, которые я слышал и слышу от большинства покупателей почти каждый день… Суть вопросов, обрисовывающих основную проблему, одна:

Люди не хотят слушать музыку, они хотят слушать треки.

Можете поверить, я продавал и продаю много хороших стерео систем на протяжении последних 15 лет, стоимостью от нескольких десятков до несколько сотен тысяч долларов. К сожалению, большинству покупателей нужна лишь техника и акустика от каких-нибудь именитых мировых брендов, да чтобы подороже и покрасивее. А послушать на всем этом великолепии можно и болванки CD, перезаписанные у друга, или новодельные пластинки, записанные с цифры.

Цифровые технологии сегодня задают для общества высокий, иногда просто бешеный ритм жизни. Этот темп навязан искусственно и не является потребностью человеческой природы. Все силы уходят на внешнюю сторону, на поддержание себя частью некоего глобального процесса. На собственную личность и сил, и времени, остается значительно меньше. Как следствие, люди начинают стремиться к упрощению во всем. Применительно к музыке, это предполагает желание иметь все и сразу, быстро и просто – быстро скачал или купил, быстро пробежался по трекам, быстро накидал плейлист, быстро послушал. Быстро, быстрее, еще быстрее…

Ушло целое, остались части. Фрагменты, которые как перепутанная мозаика, никак не складываются в гармоничную картину…

Фрагментарность в музыкальном прослушивании стала стремительно распространяться с появлением компакт-диска – первого на бытовом рынке аудионосителя с полным произвольным доступом к любым частям записи. Впервые в звуковоспроизведении появилась возможность составить программу, по которой треки на CD автоматически воспроизводились в определенном порядке (или в неопределенном, например, для режима случайного проигрывания), что для предыдущих носителей – аудиокассет различных форматов и виниловых пластинок – было абсолютно невозможно. Так возникла желательная и нежелательная музыка внутри одного альбома, которая была разделена в восприятии слушателя, но была целостной и неразрывной в сознании исполнителя. Процесс деления был быстр и прост.

И случилось то, что должно было случиться. С появлением CD, люди практически перестали слушать музыку. Они стали слушать отдельные песни, фон и на лету переключать треки с одного на другой с помощью пульта, ведь это так удобно.

Есть и еще одна существенная проблема.

Каким бы высоким ни было качество записи на цифровой носитель, очень многие слушатели, владельцы сколь угодно дорогой цифровой аудиосистемы, отмечают отсутствие тонких положительных эмоций, удовольствия, если хотите, наслаждения, от прослушивания любимых записей. Более того, часто прослушивание цифровых источников вызывает утомление и нежелание дальше слушать музыку. Это отмечается, в основном, теми людьми, кто в силу возраста застал и виниловые, и кассетные, и цифровые проигрыватели, и имеет возможность сравнить звучание одной и той же, хорошо знакомой музыки, с разных носителей.

Почему так происходит?

Запись на виниловой пластинке точно такая же, как и сама музыка при живом исполнении. Запись на виниловый носитель происходит в аналоговой форме – этот линейный непрерывный сигнал, постоянно изменяющийся во времени. Форма звуковой волны записи соответствует оригиналу. Специальный станок для нарезки дорожек также наносит их в виде непрерывной записи. Перемещение иглы звукоснимателя винилового проигрывателя влево-вправо и вниз-вверх по канавке, обеспечивает считывание левого и правого канала для стерео воспроизведения. Игла как бы идет за плавной и неразрывной волной записи.

Запись на компакт-диск принципиально иная. Она прерывная, или, как говорят специалисты, дискретная. Цифровая запись разбивает музыку на отдельные части, с фиксацией их амплитуды во времени и присвоением им определенного цифрового кода-значения в зависимости от числа разрядов (битности). Этот процесс называется квантованием. Для формата компакт-диск было принято решение о выборке 44100 раз в секунду, с разрядностью кодового слова в 16 бит(2 в 16 степени). Параметры не хорошие и не плохие, так уж получилось. На самом деле, основная проблема заключается не в параметрах.

В цифровой форме, звук – это отрезки, как бы статичные кадры, фотографии звука в определенные моменты времени. И какие бы частоты и разрядности не были бы применены в более совершенных, чем компакт-диск, цифровых форматах, нарушена основа сигнала – непрерывность и целостность во времени. При проигрывании, сигнал необходимо собрать в непрерывную форму, сделанную на основе дискретных отрезков. При этом возникают не только потери, связанные с точностью округления до линейной функции, но и возникают некие сигналы, отсутствующие в оригинальной записи.

Как говорит известная, хотя и грубая, пословица, из кролика можно сделать фарш, но из фарша сделать кролика – никогда. Полученную форму нельзя сделать живой.

Подавляющее большинство музыкальных творений, выпущенных на компакт-диске даже знаменитыми студиями и лейблами, не передают никаких эмоций. Особенно это касается записей с преобладанием натуральных музыкальных инструментов. Понятно, что дело здесь не в том, что студии не умеют записывать и издавать музыкальные произведения. Дело в цифре. Компакт-диск практически полностью убил звук.

Как я уже отмечал, в настоящее время подавляющее большинство людей слушают не альбомы, а плейлисты из любимых треков и мелодий.

Можете вспомнить, когда вы слушали компакт-диски из вашей коллекции от начала до конца? Пусть не все диски, но большинство? Я думаю, что это исключительно редкий случай.

Но когда вы слушаете виниловую пластинку, вы испытываете эмоции! И это самое главное. Когда вы слушайте виниловую пластинку, вы не можете оторваться – это увлекает и доставляет удовольствие!

Я не буду рассказывать про современные цифровые форматы — CD,SACD,DVD-Audio, Blu-Ray Audio,DSD,DSF,DXD и прочее, про высокие параметры тактовой частоты и битовой разрядности. Для чего? Жизненный потенциал всего этого многообразия практически равен нулю, однако, как продукт массового потребления, гениален и безупречен. Чем больше форматов, тем больше перевыпусков одного и того же, тем больше люди будут покупать. Как говорил герой Томми Ли Джонса в фильме «Люди в черном”: — «Опять придется заново покупать коллекцию Битлз…”

Особенно тут стараются японские мастера. Каких только дисков у них нет, и как только они их не называют! Только купи! А люди верят маркетинговым уловкам и пропаганде, идут и покупают, а потом ставят на свои полки покупки, забывают о них, и ждут следующего чудо-релиза, надеясь на него, как на панацею для получения «по-настоящему живого звука”

Люди, которые любят слушать музыку, а не звуки или отдельные треки, возвращаются к виниловых проигрывателям, виниловым пластинкам или катушечным (не кассетным!) магнитофонам.

Но — за последние несколько лет многое изменилось. В мире наступил виниловый бум!

Парадоксально, что в мире современнейших цифровых технологий, происходит резкий возврат к технологическим достижениям всего лишь второй половины двадцатого века.

Сколько заводов открылось по производству виниловых пластинок, сотни! Виниловые пластинки начали переиздавать. Причем все, кому не лень, и самое главное, якобы только с оригинальных мастер-лент. Куда не посмотри, везде издание прямо с мастер-ленты. Просто чудеса! Хочешь на 45 об/мин., хочешь — на 33, хочешь в подарочной упаковке с футболкой, а хочешь — с CD-диском в комплекте. Да с чем угодно, хоть с чертом в ступе, главное, купи!

Конечно же, ни о какой мастер-ленте и речи быть не может, это все лживая реклама и введение покупателя в заблуждение. Переиздание современного винила с оригинальной студийной мастер-ленты – очень редкий случай, все эти релизы известны наизусть, а коллекционеры узнают об этом еще на стадии, когда всего лишь принято решение о подобном процессе…


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *