Мыслить по другому

Мыслить по другому

Вспомните, как часто ваши друзья с радостью откликаются на предложение сходить в новый ресторан, отправиться в поездку в неизвестное место? Да и вы сами наверняка нередко замечали за собой, что предпочитаете не усложнять себе жизнь различными нововведениями, свежими идеями и действуете так, как привыкли, а не потому что это лучший вариант. Но так ли уж хорошо все привычное, и не пора бы «расшевелить» себя? Мы собрали действенные советы, которые помогут вам перестать ходить по кругу.

Л – ленивый мозг

Повторение хорошо знакомых действий – тревожный сигнал о растущей лени. Мы отказываемся от того, что требует освоения новых навыков и усиленного внимания, потому что предпочитаем любимое и привычное, выверенное до автоматизма. Но мозг, как и любая мышца тела, должен быть в тонусе. Только так он может работать на полную.

Мозг стремится упростить себе жизнь, создать как можно больше шаблонов. С одной стороны, он защищает вас от информационного шума. Но с другой стороны, жизнь – это источник перемен, скорость которых вы не способны воспринять без подготовки. В результате, когда в реальной жизни все становится «шаблонным» из нее понемногу уходит новизна ощущений, растет страх неизвестного и накапливаются сомнения по поводу принятых решений. Умение выполнять однотипные действия быстро – хороший навык, но, достигнув в нем «потолка», вы перестаете развиваться, и мышление теряет гибкость. Это значит, что вы не затрачиваете усилия на преодоления преград, а значит, не умеете преодолевать новые.

П – пластичность мозга

Для работы и жизни в современном мире с его скоростью, кризисами и множеством вызовов вам понадобится, например, умение быстро стать на ноги после ухода из компании, оперативно освоить новый навык, легкость в общении, желание анализировать ситуации и т.д. Вы не справитесь, если ваш мозг не будет гибким. Именно поэтому надо постоянно тренировать его.

Читайте еще: Повседневное искусство: 5 техник креативного рисования

Ш – шевеление извилинами

Чтобы сделать мозг пластичнее, достаточно регулярно делать старое по-новому – есть палочками, чистить зубы другой рукой, сменить стиль одежды. Но есть и более интересные способы стать круче.

1. Играйте в детектива, который следит за собой же

Постоянно наблюдайте, что вызывает у вас дискомфорт – новая упаковка йогурта, смена маршрута, книги с другим взглядом на привычные вещи. Это ваша точка отсчета – поймайте чувство неудобства и «дожмите» его. Придумайте новую этикетку для любимого творожка, измените принт для свитера и т.д. Просто на листе бумаги, этого достаточно. Мозг успокоится, привыкнет реагировать спокойно на изменения.

2. Отложите прочитанные книги

То же касается фильмов и музыки. Очень приятно погрузиться в знакомый мир персонажей, акцентировать свое внимание на мелочах. Когда мозг не тратит усилий на осмысление новых звуков, смыслов, образов, то мы расслабляемся. А именно неизученные книги, фильмы, музыка пробивают новые «туннели» – помогают думать иначе, создавать непривычные ассоциативные связи, видеть вещи под другим углом. Приучайте себя к разнообразию.

3. Теряйтесь в знакомом городе

Ходите домой новыми маршрутами, специально забредайте в незнакомые парки, ресторанчики, галереи, районы. Это потеря времени, если вы спешите. В то же время это тренировка ориентирования на местности и получение полезной информации – новый магазин, удобно расположенный спортзал, хороший коворкинг и т.д.

4. Усиленно знакомьтесь

Вы привыкли понимать настроение друга по движению брови, по звуку одного слова. Но незнакомцы всегда создают некоторую сложность в общении – нужно распознавать их непривычные коммуникативные сигналы. Чем больше у вас новых знакомых, тем проще вам находить точки контакта с другими людьми.

Расширяете свой круг возможностей, набор интересов и контактов, знакомясь с интересными вам людьми. Кто знает, кто из них подскажет удачную идею для бизнеса или предложит интересную работу. А все потому, что вы случайно разговорились.

Читайте еще: Идейный бум: 8 способов, как придумывать оригинальные идеи

5. Заведите детей или домашнее животное

Конечно, дети и животные – это слишком личный вопрос, чтобы просто советовать их заводить. Речь о другом. Просто представьте, что даже став родителями, вы будете развиваться также активно и не превратитесь в домоседов.

На самом деле дети и домашние животные – живые моторчики, перемены, которые вы никак не можете контролировать. И волей-неволей вы учитесь быть более гибкими, действуете оперативнее, легче расстаетесь со стереотипами, разрушаете шаблоны. Дети привносят приятный хаос в стабильную обстановку дома, задают странные вопросы. Животные, даже молчаливые рыбки, все равно вовлекают вас в общение с другими людьми и заставляют узнавать новую информацию.

6. Откажитесь от критики

Чем больше вы замечаете отвратительных и некрасивых вещей, тем больше их в вашей жизни – это раз. То, что критикуете, вы, скорее всего, изменить не можете, и потому ваши высказывания бесполезны – это два. Вы привыкли жить и работать в рафинированных условиях и незаметно превратились в ворчуна, вечно всем недовольного, не принимающего новое – это три.

Дайте себе обещание не критиковать людей, власть, изменения в работе, нововведения в соцсетях или дизайн меню в ресторане. Наоборот: например, те же изменения меню должны стать для вас поводом попробовать что-то вкусное, оптимизация рабочего процесса – проверкой ваших умений и новыми возможностями для профессионального роста.

Читайте еще: Как научиться мыслить нестандартно и решать любые проблемы

7. Срежьте «бирочки»

Очень часто, не разбираясь в человеке, мы сразу даем ему определение. Но, как говорили индейцы, чтобы понять кого-то, нужно пройти в его мокасинах две луны. Отучайте мозг мыслить стереотипами. Приучайте анализировать детали и складывать их в нетипичные мозаики.

8. Окружите себя новыми запахами

Вы привыкли доверять глазам, ушам, прикосновениям и только потом обонянию. Вы помните запах клубники на грядке или реки, когда сошел лед? Вы отрезаете себя от мира, не используя нос. Например, нанесите новый парфюм – и вы заметите, как в ваших движениях появится что-то новое, а мир будет ощущаться острее. Вы видите иные грани окружающего, «тренируя нос», расширяя палитру запахов.

9. Уберите одно из чувств

Попробуйте прожить хотя бы полдня без какого-либо чувства – закрыв глаза, заткнув уши, не произнеся ни слова. Вы поймете, как привыкли видеть, например, на сколько градусов нужно повернуть кран в душе, чтобы полилась вода приемлемой температуры, как разучились ходить с ровной спиной или много говорить. Расширяйте свой чувственный опыт – заставляйте мозг работать 24 часа в сутки.

Читайте еще: 7 советов, как самому выучить любой язык от человека, говорящего на девяти

10. «Спикайте»

Иностранный язык – отличный способ для тренировки. Вы заметите, как освоение нового языка, нахождение закономерностей и понимание новых правил ускорит ваши реакции, улучшит логику и откроет новые творческие способности.

Шэйн Периш

Когда я впервые прочитал речь Чарли Мунгера 1995 года «Психология человеческих предубеждений», я понял, что могу узнать из неё больше, чем благодаря своей MBA. Таким образом, я потратил следующие несколько лет на чтение и исследование когнитивных предубеждений о том, как мы вводим себя в заблуждение. Мунгер показал мне, что мир может предложить больше, чем просто компьютерную науку и бизнес, две дисциплины, которым я посвятил больше всего времени. Он открыл для меня мир умственных моделей, приёмов мышления, которые можно использовать для решения различных проблем.

Ментальная модель — это представление о том, как что-то работает. Мы не можем хранить все детали мира в нашем сознании, поэтому мы используем модели для упрощения комплекса в понятные и организованные куски. Независимо от того, осознаём мы это или нет, мы используем эти модели каждый день, чтобы думать, решать и понимать наш мир.

Хотя существуют миллионы моделей мышления, я хочу обратить ваше внимание на девять, которые помогут понимать проблемы.

  1. Карта не является территорией

Карта реальности — это не реальность. Даже лучшие карты несовершенны. Всё потому, что они сокращают то, что представляют. Если бы карта представляла территорию с совершенным отображением, она больше не была бы сокращением и, следовательно, больше не была бы полезна для нас. Карта также может быть моментальным снимком момента времени, представляя то, что больше не существует. Это важно иметь в виду, когда мы думаем о проблемах и принимаем решения.

  1. Круг компетенции

Когда эго и некомпетентность управляют нашими решениями, у нас появляются слепые пятна. Если вы понимаете свой предмет, то видите, где у вас есть преимущество над другими. Когда вы честны по поводу того, где не хватает ваших знаний, то осознаёте свою уязвимость и понимаете пути роста. Понимание круга компетенции улучшает процесс принятия решений и результаты.

  1. Мышление первичных принципов

Мышление первичных принципов — один из лучших способов проектировать сложные ситуации и применить творческий подход. Иногда это называется рассуждением на основе первичных первых принципов, это инструмент, помогающий прояснить сложные проблемы, отделяя основные идеи или факты от любых допущений, основанных на них. Что является основой – надо ответить на этот вопрос. Если вы знаете первичные принципы чего-то, вы можете построить остальную часть своих знаний вокруг них, чтобы создать что-то новое.

  1. Мысленный эксперимент

Мысленные эксперименты можно определить как «воображение, используемое для исследования природы вещей». Многие дисциплины, такие как философия и физика, используют мысленные эксперименты для изучения того, что можно узнать. Таким образом можно открыть новые методы получения знания. Мысленный эксперимент – мощный инструмент, который помогает нам учиться на наших ошибках и избегать будущих. Он позволяет нам принимать невозможное, оценивать потенциальные последствия действий и пересматривать историю в поисках правильного решения. Они могут помочь нам понять, что мы действительно хотим, и каков лучший способ достижения результата.

  1. Мышление второго порядка

Почти каждый может ожидать немедленных результатов своих действий. Этот тип мышления первого порядка прост и безопасен, но это также способ гарантировать, что вы получите те же результаты, что и все остальные. Мышление второго порядка ведёт нас дальше и помогает мыслить целостно. Это требует от нас не только рассматривать наши действия и их непосредственные последствия, но и последующие последствия этих действий. Неспособность видеть эффекты второго и третьего порядка может привести к катастрофе.

  1. Вероятностное мышление

Вероятностное мышление — по существу попытка оценить, используя некоторые инструменты математики и логики, вероятность того, что какой-либо конкретный результат может случиться. Это один из лучших инструментов для повышения точности наших решений. В мире, где каждый момент определяется бесконечно сложным набором факторов, вероятностное мышление помогает нам идентифицировать наиболее вероятные результаты.

  1. Инверсия

Инверсия — мощный инструмент для совершенствования вашего мышления, поскольку он помогает вам выявлять и устранять препятствия на пути к успеху. Смысл инверсии – «перевернуть» ситуацию или проблему. Это означает рассмотрение ситуации от противоположного конца естественной отправной точки. Большинство из нас, как правило, думают о проблеме последовательно, от начала к концу. Инверсия позволяет нам переворачивать проблему и рассматривать её от конца к началу. Иногда хорошо начинать с самого начала, но бывает полезно начать с конца.

  1. Бритва Оккама

Простые объяснения с большей степенью вероятности верны, чем сложные. В этом суть Бритвы Оккама, классического принципа логики и решения проблем. Вместо того, чтобы тратить свое время на попытки опровергнуть сложные сценарии, вы можете принимать решения более уверенно, основываясь на более простых обьяснениях.

  1. Бритва Хэнлона

Суть этой модели в том, что мы не должны приписывать злобе то, что легче объяснить глупостью. То есть должны прежде всего предполагаться человеческие ошибки, и лишь во вторую очередь — чьи-то сознательные злонамеренные действия. В сложном мире использование этой модели помогает нам избежать паранойи и идеологии. Таким образом мы ищем варианты вместо недостающих возможностей. Эта модель напоминает нам, что люди делают ошибки. Она всегда задаёт нам вопрос — есть ли еще одно разумное объяснение событий, которые произошли. Наиболее вероятным объяснением является то, которое опирается на наименьшее количество чужих намерений.

Оригинал: Farnam Street

В будущем нам нужны граждане, которые уверенно ориентируются в цифровом мире и обладают культурными компетенциями. Ведь демократия требует умения мыслить! Поэтому Петер Вайбель, председатель Центра искусств и медиа в Карлсруэ, призывает организовать новые социальные и демократические движения, а также инициативы в сфере образовательной политики, и, кроме того, превратить музеи в места бесплатного образования для граждан.

На это тему в нашем веке вышли такие книги, как «Постдемократия» (Postdemokratie, автор Колин Крауч, 2004, в оригинале Post-Democracy), «Неисправная демократия» (Defekte Demokratie, авторы Вольфганг Меркель, Ханс-Юрген Пуле, Аурэль Круассан и др., 2003), «Смоделированная демократия» (Simulative Demokratie, автор Ингольфур Блюдорн, 2013) и т.д. Современные формы образования и демократии, очевидно, столь ослабли, что перестали выполнять свои задачи и соответствовать возлагаемым на них ожиданиям. Жалобы на бедственную ситуацию с немецким образованием звучат повсеместно, а о состоянии демократии говорят названия вышедших книг. То есть, кризис репрезентативной демократии уже нельзя отрицать. Поэтому нужно пробовать новые формы демократии и образования.

Современное искусство — в первую очередь в музеях

Как ни странно, подходящим местом для этих новых форм оказались музеи. Почему? Потому что музей давно уже стал гетеротопией, прибежищем — по крайней мере, для художественных форм выражения. Музыка XXI века звучит не в пышных оперных театрах и не в классических концертных залах, а (иногда) в музеях. Художественный фильм был вынужден эмигрировать из кинотеатров и телевизора в музей. Точно так же новые формы танца, акционного искусства и перформанса демонстрируются главным образом в арт-пространствах. Моменты общественной утопии, отражаемые в искусстве, остались латентно присутствовать только в выставочных залах. В данный момент истории эта латентность переходит с художественных на социальные модели.
То есть, пришло время начать новые социальные и демократические движения, а также инициативы в сфере образования — пусть и всего лишь на микрополитическом уровне. Необходимо создать экспериментальные пространства для инновационных демократических возможностей, новые формы приобретения знаний и новый формат предпринимательства — так, чтобы они основывались на новых формах сотрудничества.

От общества работы к обществу знания

Ключевой момент концепций, подразумевающих эмансипацию — расширение возможностей отдельных граждан и общества. Граждане в будущем станут иными. Для выставочного и образовательного проекта Open Codes (октябрь 2017 — апрель 2019) мы в Центре искусств и медиа в Карлсруэ выбрали необычную интерактивную форму взаимодействия с искусством, чтобы познакомить наших посетителей с новой стратегией гражданской общности. Музей становится местом образования граждан, в котором приобретение знаний не только окупается само по себе, но и поощряется извне. Ведь суть смены парадигмы «с аналоговой на цифровую» можно сформулировать следующим образом: в будущем общество превратится из общества работы в общество знания (ему придется пройти эту трансформацию).

Поэтому мы требуем в XXI веке образования для граждан, оплаченного государством! В будущем, чтобы защищать демократию, нам понадобятся граждане, обладающие культурными компетенциями. Демократия требует умения мыслить! А на политической арене, в СМИ разве проявляется умение мыслить? Трэш-президент — не это ли абсолютный триумф трэш-телевидения? К сожалению, мы привыкли, что голос разума не слушают, потому что, как заметил уже Зигмунд Фрейд, «голос интеллекта тих».

Фото: Энди Риддер © Центр искусств и медиа в Карлсруэ Однако теперь не слышен уже и голос действительности. Если в кабинете берлинского политика звонит телефон, и на вопрос депутата «Кто звонит?» ассистент отвечает «голос действительности», то политик говорит: «Не берите трубку». Поэтому Германия во многих аспектах уже превратилась в ГИБЛУЮ ДЕМОКРАТИЧЕСКУЮ РЕСПУБЛИКУ (ГДР). Специалисты в области проблем управления все чаще говорят об организационных проблемах, приводящих к фатальным последствиям для людей. Нормальное функционирование теперь не норма, а исключение. В первую очередь потому что отсутствует управление данными в реальном времени.

Нам нужны новые форматы знания в сети

В европейском рейтинге цифровизации Германия занимает 17 место, то есть, в цифровом плане это развивающаяся страна. Стремление к удержанию статуса-кво власти и идеологическое ослепление привели к отрицанию реальности. Но есть шанс и необходимость совместно с гражданами развивать места знания и становления дееспособности — причем для этого подходят не только музеи как новая форма общности людей. Инструменты мышления и новые формы образования — в первую очередь благодаря новым форматам репрезентации знания в сети — могут помочь нам снова обрести контакт с реальностью.

Петер Вайбель (*1944) — одна из ключевых фигур европейского медиаискусства. Человек искусства, теоретик, куратор, председатель Центра искусств и медиа в Карлсруэ, а также директор «Института исследований цифровых культур Петера Вайбеля» при Университете прикладного искусства в Вене. Его область деятельности находится на стыке искусства и науки. Руководил, среди прочего, биеннале в Севилье и Москве, культурным центром Ars Electronica в Линце и Институтом новых медиа академии имени Штеделя во Франкфурте.

УДК 37.01

О МОДЕЛИ МЫШЛЕНИЯ И МЕНТАЛЬНЫХ СХЕМАХ

Н. И. Пак

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049 г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89 E-mail: nik@kspu.ru

Представлена информационная модель мышления и описан механизм формирования и развития концептуальных ментальных схем. Развитие мышления связывается с необходимостью формирования ощущений и мета-ощущений пространства и времени в естественных и лабораторных условиях на принципах синергетики, эволюции и коммуникации.

Ключевые слова: ментальная схема, модель мышления, концептуальные ментальные схемы, механизм развития мышления.

MODEL MIND AND MENTAL SCHEME

N. I. Pak

Keywords: mental scheme, model mind, conceptual mental scheme, the mechanism of development mind.

Процессы обучения и познания существенным образом зависят от когнитивных способностей обучаемого.

С позиций информационных процессов восприятия, запоминания и извлечения информации обучение должно быть нацелено не на передачу сообщений учебного характера, а на формирование мышления, способного эффективно усваивать необходимые знания. В этой связи представляется актуальным изучение механизмов, определяющих мыслительные процессы, и способов управления этими механизмами.

В настоящей работе представлена информационная модель мышления и описывается механизм формирования и развития концептуальных ментальных схем.

На рис. 1 представлена обобщенная схема восприятия и воображения объектов окружающего мира.

Сигналы объекта из окружающей среды раздражают участки сенсорной системы (СС), в которой формируются ощущения, передающиеся в чувственную память (ЧП), обуславливают эмоциональное состояние органов и вызывают его моторные действия. Удержание образа в ЧП, связанного с эмоциональными ощущениями и моторикой, определяет наше чувственное воображение объекта. В некоторых случаях образы объектов фиксируются в памяти (запоминаются). Их можно активировать (вообразить) за счет раздражений от сигналов внешней среды или потребностей организма.

печивают звуковое подражание, предметно-символьное и знаковое моделирование и обозначение сигналов окружающего мира. При этом моделируемые (искусственные) сигналы могут воздействовать на сенсорную систему непосредственно (например, звуками), либо опосредовано — через искусственные источники информации: рисунки, символы, упорядоченные предметы и пр. Таким образом, чувственный образ объекта обогащается модельными ощущениями, а воображение обогащенного образа приобретает осмысленный модельный характер. Так возникает чувственная ментальная схема объекта как форма существования образа в памяти в виде ощущений и их модельных представлений, определяющих его свойства в пространстве и поведение во времени. Со временем модельные представления претерпевают изменения в сторону абстрагирования, формируют язык.

Ментальные схемы объектов удобно представлять в виде образа окружающей среды сформированного ощущениями пространства и времени (рис. 2).

Наличие подобных ментальных схем предопределяет возможность распознавания сходных и различных объектов по степени совпадения их свойств. При восприятии внешнего объекта, раздражаются соответствующие участки зон, которые активируются и активируют существующие между ними связи. Воображение объекта сопровождается узнаванием. Узнавание будет легким при полном совпадении раздражителей с имеющимся образом, в противном случае мера сходства определяется степенью совпадения разных свойств объекта с образами ментальных схем.

Рис. 1. Обобщенная схема восприятия и воображения

Рис. 2. Чувственные ментальные схемы объектов

В общем случае ментальную схему объекта можно представить совокупностью его чувственных свойств (ЧС), матрицей эмоций (МЭ) и картой допустимых моторных действий органов и организма в целом (рис. 3). Воображение положения объектов с их свойствами, поведением, эмоциями и моторикой позволяет ориентироваться в среде, допуская безопасные маршруты с эмоциями и возможными действиями (поведением).

Реальный маршрут субъекта при взаимодействии со средой (красные линии) также запоминается в виде траектории-ощущений в пространстве и во времени. Другими словами, в каждой точке маршрута фиксируются ощущения окружающей среды с ее объектами. В «поле зрения» могут оказаться объекты разного размера, на разном удалении, множество одинаковых объектов и пр. Они вызывают мета-ощущения: многомало, близко-далеко, части-целое и т. д. Моделями этих мета-ощущений являются меры пространства: количество, длина, форма и пр.

На основе пространственно-временной модели памяти можно представить ментальные образы объектов во времени (рис. 4). Они дают мета-ощущения времени, например, появление и исчезновение, неизменность, периодичность, повторяемость, длительность процесса и пр. Эти мета-ощущения с обогащенными модельными представлениями времени (минута, сутки, время года и пр.) формируют ментальные схемы, определяющие механизм прогноза (предвосхищение) поведения среды.

Таким образом, ментальные схемы формируются на основе ощущений объектов среды и мета-ощущений ее упорядочения в пространстве и времени за счет модельных мер. Активация элементов ментальных схем по заданному сценарию представляет мыслительный процесс.

Модельное насыщение ментальной схемы может происходить тремя способами:

• Аудиальное моделирование (звуковое подражание, эмоционально-телесное и звуковое обозначение ощущений и мета-ощущений);

• Телесное моделирование (жесты, мимика, танцы и пр.);

Объектно-предметное моделирование (замещение другими предметами ощущений объектов среды и мета-ощущений).

Фиксация ощущений и необходимость познания приводит к появлению мер, позволяющих описывать и измерять свойства объектов среды в пространстве и во времени. Чувственная ориентация в пространстве и во времени обогащается модельными и понятийными образами, что определяет сознание, разум. Развитие мер и эволюция модельных представлений ощущений и мета-ощущений порождает понятия и язык. Сами ощущения и мета-ощущения пространства и времени формируют ментальные схемы и предопределяют операции мышления, известные в философии и психологии : анализ-синтез, обобщение-конкретизация, сравнение-различение-узнавание, аналогия-подобие, и пр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Модель ментальной схемы ориентации на плоскости

И

Рис. 4. Мета-ощущения времени

Мышление — это процесс выбора целевой цепочки из множества вариантов ориентации и взаимодействия с окружающей средой, содержащихся в сформированных ментальных схемах.

Анализ современных взглядов на предмет разума позволяет предложить три подхода, определяющих механизмы формирования ментальной схемы:

1. Синергетический подход: определяет условия формирования опорных точек (ментальных зародышей) и устойчивых ощущений и мета-ощущений в триаде чувственно-эмоционально-телесной комбинации (образ-ование);

2. Эволюционный подход: определяет непрерывный кусочно-целостный характер восприятия, отражения и запоминания ощущений и мета-ощущений

в триаде чувственно-эмоционально-телесной комбинации;

3. Коммуникативный подход: определяет модельное и понятийное обогащение ощущений и мета-ощущений в триаде чувственно-эмоционально-телесной комбинации с целью обмена опытом.

Эти подходы определяют базу формирования и развития качественного мышления. Развитие мыслительных операций следует связать с формированием концептуальных ментальных схем, т. е. тренажем моделирования (модельных представлений и понятий) ощущений и мета-ощущений и их использования при решении реальных и концептуальных задач.

Рассмотрим пример формирования концептуальной ментальной схемы сложения целых чисел.

х

е

Запись

+1

+1

+0

+0

¿2 +1 ч

+0

композиция

Рис. 5. Ментальная схема сложения больших чисел столбиком (на примере трехзначных чисел)

Ментальным зародышем счета следует определить ощущения количества и наделение каждому количеству предметов из заданного множества модельных знаков в виде соответствующего количества предметов-заместителей (пальцы, камешки, веточки, зарубки). Далее, эволюционно, можно сформировать модель подсчета количества десятками, согласно количеству пальцев на руках, определив тем самым ментальную схему представления и записи числа (большого количества предметов) в позиционной десятичной системе счисления. Следующим этапом формируем ощущения увеличения и уменьшения количества предметов на единицу, затем на 2, 3 и т. д. Обобщением этих операций следует считать мета-ощущения объединения двух множеств из N и М предметов и расчленения одного множества предметов на два. Это порождает понятия сложения и вычитания чисел, общепринятых для коммуникации между субъектами. Сложение больших чисел на модельном уровне — объединение двух куч предметов — сначала объединяем веточки (обозначающие единицы цифрами от 1 до 9), затем маленькие камешки, обозначающие десятки, далее — большие камешки, обозначающие сотни. Отдельной ментальной схемой является процедура сложения предметов: либо веточек, маленьких или больших камешков. Мы ее в последствие назовем табли-

цей сложения. В ней главной ситуацией является замещение десятка предметов на один предмет выше по рангу, в случае суммы предметов больше 10.

Сформированная ментальная схема суммы чисел на чувственно-модельном уровне позволит в дальнейшем развить концептуальную ментальную схему сложения чисел, представленную на рис. 5. В этой схеме вершины задают объекты, а связи между ними определяют действия над ними. При сложении чисел используется ментальная схема таблицы сложения десятичных цифр ТС .

Выводы. Мышление — это процесс выбора целевой цепочки образов ментальных схем, сформированных в памяти в процессе чувственного восприятия ощущений и мета-ощущений пространства и времени, и которые зафиксированы модельными и понятийными образами. Таким образом, развитие мышления следует связать с необходимостью формирования ощущений и мета-ощущений пространства и времени в естественных и лабораторных условиях на принципах синергетики, эволюции и коммуникации.

Библиографические ссылки

1. Найсер У. Познание и реальность. М. гресс, 1981. 232 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Про-

а

2. Пак Н. И. Информационный подход и электронные средства обучения : монография. Красноярск : РИО КГПУ, 2013. 196 с.

3. Андерсон Дж. Когнитивная психология. 5-е изд. СПб. : Питер, 2002. 496 с.

4. Алюшин А. Л., Князева Е. Н. Темпомиры: скорость восприятия и шкалы времени. М. : Изд-во ЛКИ, 2008. 240 с.

1. Nayser U. Cognition and Reality.M. : Progress, 1981. 232 р.

2. Pak N. Information approach and e-learning : monograph. Krasnoyarsk : RIO KSPU, 2013. 196 p.

3. Anderson J. Cognitive Psychology. 5th ed. 8РЪ. : Peter, 2002. 496 p.

4. Alyushin A. L, Knyazeva E. N. Tempo: the speed of perception and time scale. M. : LCI Publisher, 2008. 240 p.

© Пак Н. И., 2014

УДК 378.147.227

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

И. А. Петрова, П. А. Егармин

Сибирский государственный технологический университет, Лесосибирский филиал Российская Федерация, 662543, Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Победы, 29

Е-mail: inftex2010@mail.ru

Рассматривается методика использования технологии ментальных карт в процессе обучения. Для интенсификации учебного процесса предлагается использовать структурирование учебного материала в виде электронных ментальных карт. Сформулированы критерии проверки знаний обучающихся на основе ментальных карт. Определены условия эффективности ментальных карт в учебном процессе.

Ключевые слова: ментальная карта, структурирование, процесс обучения, информационные технологии.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE USE OF MIND MAPS IN THE LEARNING PROCESS

I. A. Petrova, P. A. Egarmin

Keywords: mind map, structuring, learning, information technology.

Информационные технологии в образовании сегодня являются одним из важнейших компонентов современных образовательных систем всех уровней. В современном информационном обществе теряет актуальность парадигма образования, нацеленная на последовательную передачу учащимся определенной суммы знаний и опыта . Студент должен перейти от пассивного потребителя знаний к активному их творцу, умеющему сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В связи с этим очень актуальной становится проблема наиболее эф-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

фективного применения информационных технологий в обучении. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс расширяет функциональные возможности всех его участников и совершенствует формы взаимодействия между ними. Для системы образования объективный контроль качества знаний и оценка эффективности методик обучения являются одними из важнейших задач.

Для современного человека умение извлекать информацию из окружающей среды и эффективно ею управлять — это необходимая повседневная задача. Ежедневно мы сталкиваемся со сплошным бесконеч-


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *