Не хочу отдавать ребенка в школу

Не хочу отдавать ребенка в школу

Зачем отдавать ребёнка в школу

Большинство родителей вряд ли задумывается над этим вопросом — «все идут, и мы идём». Кто-то даже считает, что не ходить в школу — нарушение закона. Так ли это?

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», получать образование в нашей стране можно двумя способами:

  • в школах и других образовательных организациях;
  • вне школ.

В России наиболее привычным и обыденным форматом является обучение в государственных школах. Хоумскулинг (от английского homeschooling — обучение на дому) пока не так распространён, как на западе.

Зачем отдавать ребёнка в школу? Аргументы сторонников получения образования в традиционной школе, как правило, сводятся к следующему — ребёнок сможет социализироваться, школа учит жизни, нельзя лишать его детства, мама с папой не способны дать качественное образование самостоятельно. Но, как показывает практика, все вышеперечисленные утверждения легко опровергнуть.

Можно ли не отдавать ребёнка в школу

Да!
Вне образовательных учреждений закон предусматривает две формы обучения: семейное образование (с 1 по 9 классы) и самообразование (10–11 классы).

Особенность семейного образования заключаются в том, что оно подразумевает самостоятельное освоение школьной программы.

Рассмотрим аргументы сторонников альтернативного образования.

‍Designed by Freepik

Качество обучения

Семейное обучение — это свобода. Родители и школьник могут сами решать, что и как учить, не полагаясь на школьных учителей и их не всегда высокую компетентность и заинтересованность, а также самостоятельно выбирать педагогов или менять их, если возникнет необходимость. А стоит ли отдавать ребёнка в школу, где за вас всё решает администрация — и не всегда так, как хотелось бы вам?

Индивидуальный подход

Как правило, в школе один класс вмещает до 30 человек, и у учителя просто нет времени заниматься каждым. И пока кто-то выбился в отличники и скучает на уроках, кто-то другой еле-еле карабкается и не успевает за программой. Обучение вне школы построено на принципах индивидуальности. Ребёнок сможет учиться в комфортном темпе и изучать то, что нравится. Конечно, некоторые предметы всё равно нужно будет сдать на аттестации, но в целом появляется больше времени на любимые дисциплины.

Экстернат

Это крутая возможность «перепрыгивать» через ступени школьного образования. Экстернат позволяет сократить срок обучения в школе: за год можно пройти программу сразу нескольких классов. Пользуется особенным спросом среди старшеклассников, которые хотят выиграть время перед поступлением в вуз — можно, например, в январе закрыть 10-й, а уже в мае-июне сдать ЕГЭ и выпуститься из школы. Чтобы учиться экстерном, необходимо изменить форму получения образования на семейную. И сделать это можно с первого класса!

Экономия времени

Вы сами составляете расписание и решаете, когда хотите заниматься, а значит, не нужно вставать в невыносимую рань и тратить время на то, чтобы доехать до школы. Ребёнок сможет высыпаться и уделять время увлечениям и хобби. Нужно ли ребёнка отдавать в школу, чтобы он сидел там по 7 уроков?

Разнообразие помощников

И, наконец, самая классная часть — учить самим необязательно! Мама с папой вовсе не обязаны играть роль педагогов самостоятельно. Можно подключать помощников. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» учатся ребята со всего мира, которые выбрали альтернативное образование. Есть даже начальная школа — вместо того, чтобы отдавать ребёнка в школу, можно учиться онлайн с первого класса. Социализация, отсутствия которой боятся сторонники традиционной школы, тоже не проблема — в «Фоксфорде» проходят живые встречи, ученики общаются друг с другом и успевают посещать любимые кружки и занятия.

Резюме

Получается, что можно не отдавать ребёнка в школу, но дать полноценное образование. Традиционная школа или семейное обучение — выбор остаётся за вами. Как показывает практика, на семейной форме больше свободы — вы сами решаете, что и когда учить. Ребёнок сможет заниматься в комфортном темпе, экономить время на дорогу и учиться под контролем отобранных педагогов.

Вот уже 13 лет ЕГЭ шагает по стране, казалось бы, времени прошло достаточно, чтобы поначалу непонятный и во многом сомнительный эксперимент с экзаменом в виде тестов окончательно прижился на российской почве. Но почему-то каждый год приносит какие-то неприятные сюрпризы: то бракованные КИМы, то появление заданий в Сети, то массовое использование мобильных устройств, то еще что-нибудь. Вот и в нынешнем году результаты ЕГЭ были настолько плачевными, что по их итогам Рособрнадзор принял решение снизить минимальный балл ЕГЭ по русскому языку и математике, необходимый для получения аттестата, с 36 до 24. По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, если бы баллы не понизили, то 20% выпускников российских школ вообще могли остаться без аттестатов. Такое падение уровня образования не может не тревожить, и сегодня своими мыслями по поводу ЕГЭ с читателями «Пятницы» делится преподаватель САПЭУ Олег Степанович Лыков.

Вот уже двадцать лет, как не утихают страсти вокруг обсуждения образовательных реформ. Очень часто участники дискуссий сравнивают состояние нашего среднего и высшего образования с уровнем образования в СССР, которое практически безоговорочно оценивалось как образцово-показательное. Было время, когда в результате споров ломались не только перья, но и карьеры, и даже судьбы. Единого мнения или хотя бы консенсуса в этих пересудах достигнуто не было. Тем более, не были вскрыты причины неудержимого падения качества образования на всех уровнях, несмотря на то, что методик и подходов к повышению этого самого качества было несчетное множество.

ЕГЭ — Единый государственный экзамен — явился вполне законнорожденным продуктом реформы российского образования. Сама идея, процедура ЕГЭ и его методы были, как обычно, позаимствованы у зарубежных школ.

Введение такого экзамена явилось вынужденной мерой, поскольку система контроля знаний выпускников всех уровней образования превратилась в профанацию чистой воды. Негласная соревновательность школ, гимназий и лицеев, особенно авторских образовательных программ, привела вначале к снижению уровня преподавания, а затем и к снижению требовательности учителей. Я выдвигаю версию, которая прежде не звучала, но, на мой взгляд, объясняет современное плачевное состояние массового образования. Корни разрушения прежней системы в том, что в желании обеспечить счастливое детство школярам многочисленный учительский корпус экстраполировал детсадовское сюсюканье на всю среднюю школу, в том числе и на старшеклассников, по возрасту женихов и невест. Повальное снижение требовательности к выполнению любых заданий обернулось безответственностью учеников и, как результат, затянувшейся инфантильностью. На языке учителей они — дети, и это закрепилось в сознании. А к старшеклассникам следует относиться как к взрослым и требовать с них как с взрослых.

Учителя делают вид, что учат, а школьники делают вид, что учатся. При этом ни родители, ни учителя и тем более школьники не препятствуют друг другу играть в поддавки. Продолжается вселенский обман — использование шпаргалок. Шпаргалки окончательно убили приоритет знания. Шпаргалки создали у школьников и учителей иллюзию знания. Производство шпаргалок стало широко разветвленной индустрией, особенную «заботу» их производители и распространители проявляют по отношению к студентам. Шпаргалочное образование — это дырка от бублика.

На моей памяти авторитет учителя был подорван и растоптан. Мои родители были учителями в средней школе. Девальвация учительского звания началась в послевоенные годы, когда на места погибших учителей пришли женщины. Учитель — это носитель не только глубоких специальных знаний, но и человек твердых принципов. Далеко не всякая женщина-учитель может гордиться сочетанием названных качеств. Затем, в брежневские времена, отрицательную роль на развитие всего общества сыграло искусственное превознесение авторитета ветеранов войны. Они подолгу, порой пожизненно, занимали руководящие посты на всех уровнях и в разных отраслях. Часто, не имея специальных знаний и соответствующего опыта, они принимали ошибочные решения, исправление которых и их критика не допускались и жестко карались. От них пошло расхожее оскорбление: «Умный что ли? Самый умный? Кого учить вздумал?». Молодые парни — выпускники университетов и педвузов, не видя перспектив карьерного роста на учительском поприще, уходили в другие сферы. Начался активный отток мозгов из учительства в основном во властные структуры, на комсомольскую и партийную работу. Желание сеять доброе, вечное было забыто такими кадрами при попадании в номенклатуру.

Перестроечные денежные реформы съели и без того нежирную зарплату учителя, которая оказалась полтора-два десятка лет назад невыносимо скудной. Потомственных, династийных учителей-мужчин в школах не осталось, а начавшаяся школьная реформа еще более усугубила плачевное состояние русского учителя — педагога и воспитателя.

Следует сказать, что даже самый высокообразованный человек, попав в практически первобытные джунгли, вынужден будет не создавать культурные ценности, а заботиться о собственном выживании. Если же он окажется там в группе людей, которые стоят значительно ниже его по уровню развития, то у него остается не очень много шансов вновь возродить весь комплекс утраченных знаний.

Мы хорошо знаем и видим, что достаточно потерять основных носителей знания — интеллектуальную элиту (учителей, писателей, ученых), как общество сначала незаметно, но со временем все стремительнее духовно деградирует, оказываясь на уровне первобытного сознания.

Не последнюю роль в разрушении системы передачи знаний «учитель — знания — ученик» сыграли, конечно, сами ученики, особенно те из них, которые не получили в семье того доброго и вечного, чем следовало заполнить вакуум сознания в первые школьные годы. Но прочно засело осознание того, что фрагменты дерзости, которые детишки позволяли себе, проходили безнаказанно. Помните повальное увлечение молодых мамочек печатной продукцией переведенного на русский язык американского доктора Бенджамина Спока? Основой его педагогики являлась догма: ребенок — зрелая личность, ее нельзя унижать ни рукоприкладством, ни ремнем. Позже мы узнали, что эта чепуха была лишь ловким маркетинговым ходом. Его книжка в СССР претерпела несколько изданий, а ему самому было наплевать на последствия его педагогики. Сам-то он в своей семье был предельно авторитарен и ремень в чулан не убирал. А может быть, ему было не наплевать? Может быть, его заведомо ложный постулат был направлен на дискредитацию традиционного русского воспитания с далеко идущими идеологическими целями?

Что ж, сегодня мы можем констатировать: у Бена Спока получилось! Вчерашние недотроги выросли эгоистами, которые ни во что не ставят семейные ценности, общественные интересы и общественную мораль. Они не сформировались ни как личности, ни как люди, достойные уважения. Они выросли безвольными, физически слабыми, безответственными и аморальными. Люди заслуживают общественного признания своими делами и поступками.

Приверженцы воровской романтики, не получив признания, сами добиваются, на их взгляд, уважения иным путем; сбиваются в стаи, насаждают подросткам своих кумиров, на каждом шагу нарушают общественный порядок. Это результат глубокой деградации сегодняшнего социума и, как следствие, образования.

Читатель может возразить: «Мой ребенок не такой!». Да, он был не таким, пока не попал под влияние одноклассников-неучей, а для подростков авторитет улицы практически всегда выше авторитета семьи. Проводя массу времени в дворовой компании, дети испытывали цейтнот при подготовке к урокам и прибегали к разным ухищрениям, чтобы не нахватать двоек, не огорчить родителя, который судит о способностях родного чада по отметкам в дневнике.

Тем не менее необходимость сдавать Единый экзамен продиктована навязанным родителями желанием учиться в вузе. Да-да, к сожалению, часто именно не получить высшее образование, не стать высокообразованным человеком, а просто в течение четырех-пяти лет числиться студентом. Быть может, для того, чтобы снизить сроки иждивения на бюджете, и был введен министерством бакалавриат. Выдерживаешь ЕГЭ и убиваешь двух зайцев: отчитываешься перед родителями, что знания в объеме средней школы тобой усвоены, и набираешь баллы, необходимые для зачисления в вуз.

Сейчас в Иркутске нет вузов, которые не принимали бы абитуриентов на контрактной основе. Подавляющее большинство выпускников школ нацелено именно на контрактное высшее образование, поскольку бюджетное считают заведомо недосягаемым. Но странно — появился устойчивый стереотип, что престиж вуза или специальности заведомо определяется стоимостью контракта. Чем дороже вуз, тем он престижнее. Приходя к нам в академию, абитуриенты заведомо знают, что им придется выслушать насмешки и укоры сверстников на предмет неплатежеспособности или бедности. Выдержать такой психологический прессинг под силу только мужественным людям. Вся школьная подготовка — это подготовка потребителей и признать себя «бедняком» в классе — это значит, записаться в изгои. Отсюда можно делать выводы о престижности наших вузов и специальностей. Наш ректор стоит на перспективной позиции: «Высшее образование должно быть доступным».

Какие специальности у вчерашних школьников пользуются спросом? В целом те, которых нет в школьной программе. В первую очередь это юриспруденция и менеджмент, защита информации и экономика, несмотря на то что спрос на таких специалистов давно упал. И наоборот, если в названии специальности слышен школьный предмет или подразумевается знание какого-то предмета, там вчерашние школьники учиться в своем большинстве не хотят.
В школах перестали учить чему-то, кроме успешной сдачи единого экзамена. Но в бесчестной стране, которая по коррумпированности подходит к концу второй сотни в мире и сравнялась с Верхней Вольтой, не может быть много честных людей. Процесс натаскивания на сдачу Единого обрастает все более изощренными технологиями.

В прошлом, 2013, году сдача ЕГЭ была признана на всероссийском уровне самой скандальной. Вначале точные ключи на тестовые задания оказались в Сети. Затем выборочные проверки высокобалльных (от 80 и выше) и стобалльных работ показали, что сотрудники региональных экзаменационных комиссий завысили оценки на 4 и более баллов в 11% работ, а завышение на 1—3 балла были найдены в 45% экзаменационных ответов. В общей сложности недостатки в выполнении экзаменационных заданий были отмечены в 77% работ ЕГЭ. В этом, 2014, году широкого в национальном масштабе списывания экзаменационных ответов удалось избежать. В итоге успешность выпускников школ очень резко снизилась. По всем предметам показатели упали в 2,5—3 раза, по отдельным позициям более чем в 9 раз. В последние годы Рособрнадзор идет на упрощение процедуры: снижается число тестовых заданий, снижается минимальный тестовый балл и добавляется время для письменных экзаменов. Но «героика» ЕГЭ такова — в 2012 году из числа сдававших ЕГЭ по всей стране (804 000—828 000 школьников) по двум предметам набрали 200 баллов только 129 человек. Сто баллов по математике получили 54 выпускника (0,01%), а 5,5% не набрало минимального количества баллов. С литературой, физикой, биологией, обществознанием и историей результаты такие же плачевные.

Мой коллега, доцент ИГУ С.Ф.Шмидт, опубликовал в № 21 «Пятницы» за 2013 год школьные ляпы, почерпнутые из государственного экзамена по истории. Плакать надо над такими ответами, но дети — это зеркало нашего общества (рядом, на соседней странице, — свежие ляпы от ЕГЭ-2014. — Ред.).

И все же Единый экзамен в нашей большой стране необходим. В 2014 году работники Рособрнадзора оптимизировали процедуру экзамена, по возможности снизили роль региональных экзаменационных комиссий, заинтересованных в положительном итоге, ужесточили юридическую ответственность за нарушения правил, экзаменационные аудитории оборудовали телевизионными камерами, и дело пошло. Может статься, что посредством Единого экзамена у школьников и учителей воспитаются элементарная честность и профессиональное отношение к своему делу.

Для сравнения приведем Японию. В этой стране система контроля над усвоением знаний учениками строится на всевозможном тестировании. Кто упрекнет японцев в нечестности и в отсутствии профессионализма? Пожалуй, никто! Эта страна, один из Восточных Драконов, потерпев сокрушительное поражение во Второй мировой войне, поднялась из руин благодаря твердости духа и желанию учиться. Сейчас она входит в первую пятерку лидеров мировой экономики. Когда-то, лет тридцать назад, на семинаре в Московском университете доцент психологии Л.М.Ковалева назвала японскую систему тестирования «экзаменационным адом». Думаю, что это из оперы того самого женского сюсюканья, которое разрушило наше образование.

Необходимо приучить наших школьников выполнять тестовые задания по окончании темы, курса, дисциплины, четверти, полугодия и, наконец, школы. Выполнение тестовых заданий станет обыденностью. Не будет страха, не будет разговоров о стрессе. Тестировать можно и творческие задания, но все же, на мой взгляд, такие дисциплины, как русская литература, обществознание и, возможно, история, надо экзаменовать наряду с формализованным подходом, выдачей индивидуальных творческих заданий.

Было бы весьма полезным при поступлении в вуз вчерашним школьникам представлять в приемные комиссии своеобразные портфолио — папки с различными свидетельствами интеллектуальных достижений ученика за все годы его учебы в школе. Уверен, что стремление блестяще окончить школу и честно поступить в желанный вуз на бюджетное образование, подвигнет ребятню сызмальства воспитывать в себе работоспособность и заниматься так, чтобы стать лучшим, а похвальные грамоты за отличную учебу, победы в предметных олимпиадах бережно хранить до самого вуза и даже позже, потомкам в пример.

Сегодняшние абитуриенты приходят в вуз неподготовленными к прослушиванию и записи лекций. Вместо самописок в руках крутят смартфоны — фетиши гламура. Учатся они, перекатываясь на тройках с курса на курс. Мы вынуждены учить их учиться, появляются завязи плодов нашей учебы, но выполнение студентами квалификационной работы — это уже сбор урожая.

Проходит какое-то время, вчерашние выпускники вузов начинают понимать, что в студенческие годы, оказавшись в круговерти бесшабашного времяпрепровождения, относились к получению образования весьма поверхностно. Реалии сегодняшнего дня требуют постоянного пополнения знаний. В стране набирает качество перманентное, непрерывное образование. Очень часто оно звучит как дополнительное образование, а запредельной образованности не бывает. Если вы сегодня в чем-то отстали, например в получении и осмысливании свежей информации, то завтра вы уже не наверстаете упущенное. Нахлынет новый, девятый, вал уже упущенной информации.

Остро необходимую информацию сегодняшние выпускники школ Иркутской области уже упустили. Из 13 тысяч максимальные баллы получили лишь 11 человек. Около ста выпускников не преодолели минимального порога и аттестаты нынче не получат. Возникает нестранный вопрос: кто из них на прошлой неделе был награжден региональной золотой медалью «За высокие достижения в обучении»? Кто эти 430 медалистов? В прежние годы таковых было, как правило, не более трехсот, нынче более четырехсот, а отличников всего одиннадцать. Очковтирательство и сюсюканье продолжаются!

Приглашаем педагогов, родителей и всех, кто заинтересован, к дискуссии на страницах «Пятницы». Звоните: 27-28-28, пишите friday@pressa.irk.ru

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Первый раз – в первый класс – советы родителям

Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Как пережить предстоящие хлопоты, как подготовить ребенка к новой жизни и как 1 сентября сделать настоящий праздник для новоиспеченного первоклассника?
1 сентября для первоклашки – это своеобразный выход в Новый Большой и Неизведанный мир. Мир, который изменит его привычный до этого образ жизни, мир, в котором ему придется общаться с большим количеством новых незнакомых ему людей, мир который каждый день преподносит новые сюрпризы и не всегда приятные.
Поэтому к школе лучше подготовить ребенка заранее. Главное, чтобы к 1 сентября будущий первоклашка хоть немного представлял себе, что такое «школа». Рассказывайте о школе, не приукрашивая и не пугая. Вспомните свои школьные праздники, подарки, сюрпризы, первые оценки. Рассказывайте, как приятно чувствовать себя школьником.
Так же заранее стоит приучить ребенка к еще нескольким важным моментам, которые помогу ему пережить погружение в новую жизнь. Самое важное – это школьный режим – рано ложиться и рано вставать. Неплохо бы воспитать у малыша энтузиазм по отношению к школе. Создайте романтический ореол вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и куча разных только что купленных карандашей, красок, красивых тетрадок и книжек. А в домашней обстановке пусть у ребенка появятся новые обязанности. Ребенок может уже сам убирать игрушки, мыть посуду и т. д. Главное, чтобы у него появилось чувство — он уже большой и самостоятельный.

9 подсказок для родителей первоклассника.
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда 1 сентября станет настоящим праздником для Вас и Вашего ребенка!

Адаптация ребёнка к школе

Известно, что первые дни ребенка в школе — самое трудное и волнительное время для семьи первоклассника. Далеко не каждый малыш легко адаптируется к школе. Разный уровень подготовки дошкольников и высокий темп изучения школьной программы — все это создает дополнительные препятствия на пути адаптации ребенка к учебному процессу. Для того чтобы мамы и папы первоклассников стали их союзниками разработан комплект справочных материалов для родителей.

Школьный портфель

Когда первоклассник переступает порог школы, очень важно, чтобы в его портфеле находились все необходимые канцелярские принадлежности. Это поможет вашему ребенку правильно организовать свое рабочее место в классе. Мы предлагаем вам перечень тех учебных принадлежностей, которые понадобятся вашим детям каждый день на всех предметах и изучаемых курсах, а также на уроках декоративного и прикладного искусства в течение всего учебного года:

— обернутые учебники и тетради (в соответствии с расписанием);

— пенал, в котором находятся две ручки с синей пастой, ручка с зеленой пастой, два простых карандаша, цветные карандаши (5 цветов), резинка для стирания;

— деревянная линейка длиной 25-30 см

Перечень необходимых предметов для уроков декоративного и прикладного искусствадля рисования: для работы с бумагой и картоном:

• акварель (гуашь);

• цветная бумага;

• кисти (Г 3, 5-7) — «белка», «пони»;

• цветной картон;

• палитра (небольшой лист);

• ножницы;

• баночка для воды;

• клей ПВА;

• тряпка;

• клеящий карандаш;

• клеенка;

• линейка;

• альбомные листы (формат А-4);

• простой карандаш;

• большие листы (формат А-2)

• резинка для стирания

Советы школьных специалистов

Советы педагога

Обращение к родителям первоклассников

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!

Первого сентября ваш ребенок стал первоклассником. Первый год учебы будет для него годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, годом творческих успехов и познания неизвестного.

Мы, взрослые — и учителя, и родители — хотим, чтобы школьная жизнь ребенка была наполнена положительными эмоциями. Для этого мы должны создавать комфортные условия и поддерживать у ребенка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Педагоги будут стараться работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена для ребенка смыслом. Для успешного обучения мы должны сделать так, чтобы наши требования были приняты ребенком. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью. Прежде всего, вы будете каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса: Какую отметку ты получил? спросите: Что сегодня было самое интересное? Чем вы занимались на уроке чтения? Что веселого было на уроке физкультуры? В какие игры вы играли? Чем вас кормили сегодня в столовой? С кем ты подружился в классе? и т.д.

Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное — не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований психологически очень трудна. Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что — «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.

Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха — плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать — это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно не достаточны.

Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.

Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в ребенка, верьте в учителя.

55 способов сказать ребенку я тебя люблю

Уважаемые родители! Чтобы ребенок ощутил вашу поддержку и заботу, любовь и внимание, чтобы он почувствовал себя близким и нужным, обязательно говорите ему слова любви и восхищения. Это поможет вашему малышу учиться с радостью и увеличит его желание ходить в школу.

Мы думаем, что в вашем арсенале найдутся и другие признания, адресованные вашему малышу, и вы с удовольствием продолжите предложенный список.

1. Молодец!

2. Хорошо!

3. Удивительно!

4. Гораздо лучше, чем я ожидал.

5. Лучше, чем все, кого я знаю.

6. Великолепно!

7. Прекрасно!

8. Грандиозно!

9. Незабываемо!

10. Именно этого мы давно ждали.

11. Это трогает меня до глубины души.

12. Сказано здорово — просто и ясно.

13. Остроумно.

14. Экстра-класс.

15. Талантливо.

16. Ты — одаренный.

17. Ты сегодня много сделал.

1 8.Отлично!

19. Уже лучше.

20. Еще лучше, чем я мог подумать.

21. Потрясающе.

22. Замечательно.

23. Поразительно.

24. Неподражаемо.

25. Несравненно.

26. Красота!

27. Как в сказке.

28. Очень ясно.

29. Ярко, образно.

30. Очень эффектно.

31. Прекрасное начало.

32. Ты — просто чудо.

33. Ты на верном пути.

34.Здорово!

35. Ты в этом разобрался.

36. Ты ловко это делаешь.

37. Это как раз то, что нужно.

38. Ух!!!

39. Поздравляю.

40. Я тобой горжусь.

41. Я просто счастлив.

42. Мне очень важна твоя помощь.

43. Работать с тобой — просто радость.

44. Ты мне необходим.

45. для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит.

46. Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится.

47. С каждым днем у тебя получается все лучше.

48. для меня нет никого, красивее тебя.

49. Научи меня делать так же.

50. Тут мне без тебя не обойтись.

51. Я знал, что тебе это по силам.

52. Ты мне нужен именно такой, какой есть.

53. Никто мне не может заменить тебя.

54. Я горжусь тем, что тебе это удалось.

55. Я сам не смог бы сделать лучше.

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Мы надеемся, что данные советы помогут вам решить некоторые проблемы, которые могут возникнуть в семье, где есть первоклассник.

Что делать, если…

• ребенок левша

— «Не переучивайте насильно левшу — дело не в руке, а в устройстве мозга».

— «Не переусердствуйте с соблюдением режима, если ребенок левша, для него жесткое следование режиму может быть непомерно трудным».

— «Будьте терпеливы и внимательны к ребенку-левше, помните, что он эмоционален и раним».

— «Берегите левшу от чрезмерных психологических перегрузок, будьте осторожны и тактичны наказывая его».

— «Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других — это его достоинство»;

• ребенок испытывает трудности в общении с одноклассниками

Почаще приглашайте одноклассников ребенка к себе домой. Только не весь класс сразу, а небольшими группами, по 2-З человека. Устраивайте интересные совместные игры, развлечения. Это сближает детей, порождает у них симпатию друг к другу. Когда увидите, с кем из одноклассников у вашего ребенка лучше налаживается контаю-, постарайтесь познакомиться с их семьями;

• ребенок плохо выполняет письменные работы

Последовательные, спокойные занятия дома помогут исправить положение: ускорить темп деятельности, усилить концентрацию внимания, улучшить почерк;

• ребенок получил оценку «2», «3»

Не нервничайте сами и не нервируйте ребенка, а попытайтесь вместе (Вы, ребенок, учитель) отыскать объективные причины неудачи. Медлительность, невнимательность, неаккуратность являются частыми причинами первых неудач ребенка;

• ребенок не любит учиться

Перестаньте замечать неудачи. Сосредоточьте внимание на тех школьных достижениях, которые есть. Интересуйтесь не промахами, а успехами ребенка. Приободрите его, внушите веру в собственные силы.

• ребенок заболел или пропустил занятия

а) позвоните родителям одноклассников и узнайте максимум информации о ходе учебного процесса (особенно в пропущенные дни);

б) подойдите к учителю после уроков и получите консультацию о том, на что нужно обратить внимание при выполнении домашнего задания в связи с пропуском учебных занятий.

Советы школьного психолога

Уважаемые родители! Учение в школе — это новый период в жизни вашего малыша. Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в гимназии ребенок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе. дети далеко не одинаково легко <вживаются> в новые условия жизни — школьное обучение.

Наблюдается три уровня адаптации детей к школе. Зная их содержание, вы сможете определить, как проходит период привыкания к школьной жизни у вашего ребенка.

Высокий уровень

— Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно.

— Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи.

— Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля.

— Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).

— Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение

Средний уровень

— Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний.

— Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно.

— Усваивает основное содержание учебных программ.

— Самостоятельно решает типовые задачи.

— Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны.

— Общественные поручения выполняет добросовестно.

— дружит со многими одноклассниками

Низкий уровень

— Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе.

— Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение.

— Наблюдаются нарушения дисциплины.

— Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно.

— Самостоятельная работа с учебником затруднена.

При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса.

— К урокам готовится нерегулярно. для того чтобы он начал заниматься, необходимы постоянный контроль: систематические напоминания, побуждения со стороны учителя и родителей.

— Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания.

— Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников

Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников.

Необходимым условием успешной адаптации ребенка в школе является степень участия родителей в его школьной жизни, в организации приготовления уроков, особенно в первый год обучения.

Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?

1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка.

— Рабочее место должно быть достаточно освещено.

— Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки.

— Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.

2. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.

— Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1-1,5 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений.

— Если ребенок посещает кружок или спит после занятий в школе, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.

3. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы.

— Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно! Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 мин. К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 мин.

— На перерыв достаточно 5 мин., если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседания, прыжки, наклоны и тд.).

4. Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных заданий кроме тех, которые ему задали в школе.

— Не забывайте, что у первоклассника ежедневно бывает определенное количество уроков, поэтому его работоспособность в течение дня снижается.

5. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.

— Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в своп силы.

б. Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.

— Может случиться так, что ребенок плохо усвоил учебный материал. Тогда придется дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным.

7. Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей.

— На первых порах при выполнении домашнего задания дети могут делать много ошибок, помарок от неумения распределять внимание, чрезмерного напряжения, быстрого утомления.

8. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка.

Обратите, пожалуйста, внимание на развитие значимых для школьника умений и при необходимости окажите своему сыну или дочери помощь в их приобретении и развитии. К таким умениям относятся:

• умение собрать свой портфель (ранец);

• поздороваться с учителями и детьми;

• задать вопрос учителю или однокласснику;

• ответить на вопрос;

• слушать объяснения и задания учителя;

• выполнять задание;

• попросить учителя помочь, если что-то непонятно, что-то не получается;

• умение долгое время заниматься одним и тем же делом;

• обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями;

• разделять работу на части;

• адекватно реагировать на замечания;

• объяснить то, с чем не согласен;

• учитывать мнение других;

• гордиться своей работой и не скрывать этого;

• устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками;

• брать на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства;

• самостоятельно пользоваться общественным транспортом, деньгами, средствами для проведения свободного времени;

• умение осуществлять выбор, обеспечивающий собственную безопасность.

Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учеба ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Опыт показывает, что никакая самая хорошая школа не может полностью заменить ребенку семью, семейное воспитание. Единство требований семьи и школы — очень важный принцип воспитания. Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Ребенок, лишенный родительской нежности, вырастает замкнутым, неконтактным.

Помните! Ребенок — самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения:

— в любой момент оставьте все свои дела и займитесь ребенком;

— советуйтесь с ним, невзирая на возраст;

— признайтесь сыну (дочери) в ошибке, совершенной по отношению к нему (к ней);

— извинитесь перед ребенком в случае вашей неправоты;

— почаще ставьте себя на его место;

— всегда воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка;

— пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть;

— не стесняйтесь рассказывать поучительные случаи из своего детства, представляющие вас в невыгодном свете;

— сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка вас вывел из себя.

Методики определения комфортности и затруднений ребенка в школе.

Проживая в школе немалую часть собственной жизни, ваш ребенок порой не умеет рассказать о ней так, чтобы вы получили бы более или менее четкое представление о радостях, переживаниях, успехах и трудностях ребенка. Предлагая вам несколько несложных методик родительской диагностики, надеемся, что они позволят довольно легко и естественно проникнуть в школьный мир вашего ребенка.

Пользуясь ими, старайтесь не забывать о нескольких важных вещах:

— к рассказу, информации, собственному отношению к человеку или событию, которые доверил вам ребенок, следует относиться «педагогически осторожно». Если ребенок заподозрит, что вы злоупотребляете его откровенностью, то он не станет больше доверять вам;

— приложите максимум своей изобретательности, способности к педагогической импровизации для того, чтобы разговоры с ребенком на школьные темы по возможности не возникали нарочно, по обязанности и принуждению; помните, что в обычном клубке дневных забот почти всегда отыщется едва заметная ниточка-повод «кстати», потянув за которую и можно начать нужный вам разговор;

— поверьте, что ваш ребенок наблюдает за вашей жизнью, работой, делами не меньше, чем это делаете вы в отношении его школьных событий. Спокойно, в меру откровенно и доступно рассказывая ему о своих заботах и радостях, вы сможете рассчитывать и на его открытость. Если такой обмен, диалог станет привычным уже в начальной школе, тогда, даже вступив в пору «трудной подростковости», ваш ребенок не замкнется.

Пять вопросов в конце недели.

Вечером последнего учебного дня недели, после (во время) ужина или перед тем, как ребенок ляжет спать, поговорите с ним, обсудив несколько простых вопросов:

— доволен ли ребенок тем, как прошла школьная неделя, и почему?

— Что за пять учебных дней стало для него главным, показалось интересным, расстроило, обрадовало?

— Какие «роли» ему пришлось выполнять за неделю (ученик, дежурный, зритель, участник дела, события, победитель, наказанный, помощник и тд.)? Выполнение каких ролей ему понравилось, а каких — нет?

— Какой из дней запомнился более всего? Почему?

— С чем связана для него грядущая неделя? Будет ли она в его представлении трудной, радостной, скучной, успешной?

Беседа по классной фотографии.

Положите перед собой классную фотографию вашего ребенка. Пусть для начала он «познакомит» вас с одноклассниками, покажет соседей по парте, ряду. В дальнейшем через фотографию можно будет подробно расспрашивать ребенка о взаимоотношениях в классе, о его личных симпатиях и антипатиях. Старайтесь, чтобы ваш сын (дочь) больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Не провоцируя ребенка на «ябедничество», нужно очень тонко дать понять, что вас интересуют не столько конфликты или проступки ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому. Лучше не задавать вопросов типа «Кто у вас в классе больше всех хулиганит?» или «У кого самые плохие оценки?».

В конце концов, если ребенок действительно захочет, он случайно или специально расскажет об этом сам. Предпочтительнее задавать вопросы, помогающие создать, укрепить положительное, доброе, уважительное отношение к одноклассникам: «К кому можно обратиться за помощью?», «С кем интереснее всего играть?», «Кто самый веселый?» и т.п.

Как я закончу четверть (год)?

За две-три недели до конца четверти (учебного года) предложите ребенку составить собственный прогноз итоговых оценок. Нарисуйте вместе с ним будущий табель и попросите выставить ожидаемые отметки. Объясните, что лучше стремиться оценивать будущие достижения реально-оптимистично, а не мечтательно-предположительно. Кто-то из детей уже в начальной школе имеет склонность к занижению собственных (даже неплохих) достижений, кто-то, напротив, оценивает свои будущие результаты необоснованно высоко. Когда вы получите настоящий табель и положите его рядом с ((прогнозом)), у вас будет тема для разговора с ребенком. При этом педагогическим смыслом разговора должно стать не только обсуждение результатов учебы, но и степень точности составленного заранее прогноза.

Плюсы и минусы, школьного дня.

Это несложная диагностика-игра, позволит вам достаточно объективно оценивать ежедневное настроение ребенка, связанное со школой. На листке бумаги или с помощью двух видов предметов (например, пуговицы и бусинки; зерна красной и белой фасоли и т.п.) нужно «нарисовать» прошедший школьный день. Чего в нем оказалось больше — радостного или неприятного, хорошего или плохого? Главное — увидеть общее настроение, а не допытываться по поводу каждого «плюса» и «минуса», хотя вполне вероятно, что о некоторых из них ребенок захочет рассказать Вам сам.

Копилка школьных УСПЕХОВ.

Поставьте в специальном месте стеклянную (пластиковую) банку или прозрачную коробочку. Отныне это — «копилка школьных успехов», в которую, к примеру, будут «складываться» «пятерки» и «четверки». Не сами по себе, конечно, а в виде чего-то материального. Например, тех же зерен крупной фасоли или крупных макарон-ракушек.

Предвидя возможный родительский соблазн, предупредим сразу: играть в то, что за получаемые «пятерки» вы будете складывать в копилку пятирублевые монеты, не стоит. Даже не будем объяснять, почему. Причин, поверьте, более чем достаточно. Гораздо разумнее, чтобы содержимое «копилки» оставалось условным. Более того, пусть ребенок кладет туда фасолинки или ракушки самостоятельно. Поверьте, искушение быстренько заполнить баночку неполученными по-настоящему отметками пройдет быстро, а возможно, и не возникнет вовсе. Ваша задача — сделать игру привлекательной и простой. Как? Довольно просто.

Как только «копилка» оказывается заполненной, удивите сына или дочку приятным сюрпризом и… верните фасоль или ракушки на их обычное кухонное место. Пусть все начнется сначала. Лучше, если наградой за полную копилку станет не выполнение заранее данного ребенку обещания (куплю, подарю и т.д.), а что-то пусть вовсе не дорогое, но удивительное и неожиданное.

Объем копилки лучше выбрать такой, чтобы ее заполнение, с одной стороны, не растягивалось на бесконечные месяцы, а с другой — не становилось делом пяти дней. Разумеется, возможны варианты: короткие макаронины-бочонки, к примеру, удобно нанизывать на вертикальный стержень, а фасолины выкладывать по кругу в большой красивой вазе.

Да! Ни в коем случае не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за двойки или замечания. Во-первых, это может сделать процесс заполнения практически бесконечным, а значит, бессмысленным, а во-вторых, это попросту несправедливо.

Рекомендации школьного врача.

Если ребенок пропустил занятия в школе в течение трех и более дней, он может быть допущен к занятиям только при наличии справки от участкового педиатра о том, что он «здоров и может посещать школу с… (указывается дата)».

Если ребенок перенес заболевание, то в справке должен быть указан диагноз, даты начала и окончания заболевания, рекомендации по занятиям физкультурой и проведению профилактических прививок (указывается срок освобождения). Справки с личной печатью врача, но без штампа лечебного учреждения считаются недействительными! Все справки сдаются в медицинский кабинет школы.

Если ребенок состоит на диспансерном учете у врача-специалиста в связи с хроническим заболеванием, он должен периодически (1 раз в квартал или 1 раз в полгода — по указанию врача) проходить обследование и результаты с заключением специалиста приносить в медицинский кабинет школы.

Если у ребенка недомогание и вы считаете, что сегодня ему лучше воздержаться от занятий физкультурой, напишите врачу или медсестре школы записку с указанием жалоб, симптомов и просьбой осмотреть ребенка. Как правило, таким детям предоставляется освобождение от физкультуры на один день. Если через неделю ситуация повторится, то обратитесь к участковому педиатру детской поликлиники.

Ученики всегда не хотят идти в школу и с нетерпением ждут выходных и каникул. Ниже приведен список поводов, по которым школьники могут не посещать школу на абсолютно законных основаниях.

Мороз на улице

Это достаточно субъективный фактор, и отмена занятий по этой причине в каждом конкретном регионе решается отдельно. Для средней полосы России (Москва, Тула, Смоленск, Саратов, Санкт-Петербург, Пенза, Орел, Нижний Новгород, Курск, Воронеж и т.д.) примерно можно ориентироваться на цифры:

– 23–25 град. – для начальной школы;

– 26–28 град. – для средней школы;

– 31 и холоднее – для 10 и 11-х классов.

Для северных районов России температуры отмены занятий ниже, для южных – выше.

Недостаточная температура в учебных классах

При температуре ниже +18 градусов проводить занятия нельзя, и ученики отпускаются домой.

Объявлен карантин при превышении порога заболеваемости

Карантин объявляется в конкретном районе, городе или области при достижении эпидемического порога заболеваемости в 25% от общего количества учеников.

Также учебные занятия могут быть приостановлены на неделю директором школы, если в классе заболело 30–35% учащихся.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *