Ненависть

Ненависть

Психологи предполагают, что в человеке изначально заложена потребность в ненависти, которую он иногда с удовольствием реализует — сообщается на сайте FB.ru. Об этой отрицательной эмоции мы и поговорим в данной статье.

Определение понятия Ненависть – это длительное, интенсивное, отрицательное чувство, отражающее отвращение, враждебность, неприятие определенного объекта. Им могут оказаться как отдельный человек, так и группа людей, неодушевленный предмет или явление. Вызвать эту эмоцию могут конкретные действия объекта или присущие ему качества. Ненавидеть можно идею, противоречащую убеждениям и ценностям субъекта, явление, которое негативным образом сказывается на его жизни, препятствует удовлетворению важных для него потребностей. Сильное отрицательное чувство может быть связано с испытанием радости от каких-либо неудач объекта эмоций, с желанием ему всяческого зла и даже стремлением причинить ему вред.

Причины возникновения Чувство ненависти может возникнуть по самому незначительному и мелкому поводу. Именно видимая иррациональность таких причин побудила психологов выдвинуть версию об изначальной потребности человека во враждебности. Это чувство может быть легко внушено извне. Войны и другие виды социальных и общественных конфликтов часто сопровождаются соответствующей пропагандой, разжигающей злобу между людьми. Ненависть к чужому, непонятному укладу жизни, обычаям и ценностям провоцирует тягчайшие преступления против определенной группы людей или отдельной личности. Враждебное отношение может возникнуть даже по отношению к самому себе, если индивид чувствует, что не достигает должного уровня своих притязаний. В каждом отдельном случае следует найти причину деструктивного отношения к предмету ненависти, тогда возникший конфликт может разрешиться, и враждебные эмоции утихнут.

Любовь и ненависть Принято считать, что эти два понятия полностью противоположны друг другу и являются антонимами. Однако в различных культурах мира эти эмоциональные явления неразрывно связаны и представляют собой некое единство. Любовь и ненависть могут одновременно сочетаться в человеке по отношению к предмету его чувств. О двойственной природе этих эмоций говорил еще Фрейд. Психоаналитик считал, что в близких отношениях неизбежно возникают конфликты, порождаемые различными противоречиями. Некоторые этологи утверждают, что одновременное проявление ненависти и любви связано с психическими и физическими механизмами, обеспечивающими и людей, и животных способностью к глубоко личным отношениям и естественной склонностью к агрессии. Возможное объяснение тесной взаимосвязи любви и ненависти кроется в том, что чем больше общего у индивида с другим человеком, тем более тесными узами он с ним связан и тем сильнее оказывается вовлечен в любые отношения. Таким образом, конфликт между близкими людьми протекает всегда с большей яростью и страстью, чем между посторонними. Отсутствие общих черт и интересов заставляет воспринимать оппонента более объективно.

Виды ненависти Чувство непреодолимого отвращения может вызвать что угодно. По объекту ненависти можно выделить несколько видов этого отрицательного чувства. Например, помимо взрослой, ученые различают также детскую ненависть. Обычно она направлена на родителей после появления в семье сестры или брата. Психологи называют возникновение такой эмоции у детей «чувством Каина». Страх и ненависть тесно связаны. Человек испытывает враждебность к объекту, который, как ему кажется, способен ему навредить. Такое проявление отрицательных чувств иногда становится непреодолимым. Ученые выделяют несколько видов патологий: Мизогамия – острое отвращение к брачным узам. Мизандрия – враждебность женщины к мужчинам. Мизогиния – страх и ненависть мужчин по отношению к женщинам. Мизопедия – отвращение к детям, в том числе и собственным. Мизантропия – враждебность по отношению к людям вообще. Принято считать, что чем образованнее человек, тем меньше у него поводов испытывать ненависть, что такое проявление чувств – прерогатива индивидов с низким уровнем интеллекта и слабой волей.

Виды агрессии Как уже говорилось выше, порождает желание навредить своему объекту ненависть. Зло можно причинить разными путями, поэтому психологи различают несколько видов агрессии. Вербальная и физическая Применение физической силы для выражения своих отрицательных эмоций называется физической агрессией. Враждебность, выказанная в форме ссоры, ругани, словесных обвинений и угроз, считается вербальной. Косвенная и прямая Прямая агрессия направлена непосредственно на объект ненависти, косвенная – это поступки, действующие на другое лицо окольным путем, через сплетни, злобные шутки, а также неупорядоченные всплески ярости (топанье ногами, крик и так далее).

Внешняя и внутренняя Внешняя враждебность направлена вовне, а внутренняя – на себя самого. Последняя проявляется в самоуничижении и желании причинить себе вред. Обоснованная (здоровая) и деструктивная Границы агрессии иногда определить трудно. Некоторые видят враждебность в энергичном поведении. Если агрессия выглядит привлекательно и вызывает симпатию, то ее можно назвать здоровой или обоснованной. В данном разделе приведены далеко не все виды проявления враждебности. В подобного рода деятельности люди нередко бывают весьма изобретательны.

Социальная ненависть Существует понятие, которое учеными и психологами принято называть термином «социальная ненависть». Что такое явление собой представляет? Одни считают, что это чувство враждебности и отвращения, испытываемое группой людей. При этом объект ненависти не имеет значения. Другие предполагают, что подобное чувство называется социальным потому, что направлено на определенную группу людей или конкретного человека как представителя этого сообщества. Объектами враждебного отношения могут стать различные социально-релевантные признаки – пол, раса, национальность, сексуальная ориентация, возраст. В социальных науках для обозначения подобного рода ненависти существует понятие «нетерпимость». Есть более узкое понимание предмета. Иногда социальной ненавистью называют классовую враждебность. При этом религиозная и расовая рознь исключаются.

Социальная ненависть базируется на различиях между группами, причем им придается неодолимое и неизбежно ведущее к конфликту значение. Иная внешность, жизненный уклад и культурные ценности становятся поводом для серьезной конфронтации. Интересно, что степень этих различий не играет особой роли. Ненависть, злоба между родственными, близкими культурно, сходными группами (государствами, религиозными конфессиями, народами) бывают более ожесточенными, чем между чужими друг для друга сообществами.

Преступление ненависти В некоторых странах мира есть особая квалификация, называемая преступление на почве ненависти. Этим понятием обозначаются нарушения, совершенные под влиянием отвращения к некоторым группам населения. Обычно подобная классификация увеличивает тяжесть совершенного проступка. В России религиозная, национальная, расовая нетерпимость также является отягчающим фактором. Во многих государствах считается, что преступлением являются также преднамеренные действия, направленные на то, чтобы между группами людей возникла ненависть, что такое проявление враждебных чувств должно преследоваться по закону. Например, в России пропаганда агрессии по отношению к социальным группам – уголовно-наказуемое действие.

Заключение В этой статье мы попытались рассказать о том, что представляет собой ненависть. Что такое чувство может принести человеку? С одной стороны, в разумных дозах эта эмоция мобилизует и взывает к активным действиям, с другой – разрушает своего субъекта изнутри, заставляя его совершать бессмысленные и деструктивные поступки. Но мы живем в мире, который основан на борьбе противоположностей, в нем каждое явление несет свой особый смысл. Вот и ненависть идет рука об руку с любовью, базируется на инстинкте самосохранения, заставляет человека публично выражать накопившиеся сомнения. Разумный индивид должен научиться преодолевать это отрицательное чувство, подчинять его своей воле и разбираться в причинах его появления.

Даже если вы никогда не покупали своим детям сладости «Киндер», наверняка видели их на кассе в супермаркете — это такие маленькие шоколадки в бело-красной упаковке, с фотографией улыбающегося мальчика. Пару недель назад эти шоколадки оказались в центре скандала из-за того, что на их упаковках появились снимки детей не европеоидной внешности.

Одна из крайне правых политических групп Германии разместила на своих страницах в социальных сетях эти фото, сопроводив их унизительными расистскими комментариями и призывами бойкотировать бренд. После того как оказалось, что это детские снимки нынешних звёзд немецкой сборной по футболу — граждан Германии, родившихся в семьях выходцев из Ганы и Турции, и на упаковках они, как и другие фотографии игроков национальной сборной, появились с целью популяризации спорта накануне чемпионата Европы, — оскорбительные посты были удалены. Но перед этим их успели лайкнуть нескольких тысяч читателей.

Такие приступы нетерпимости периодически возникают у разных людей в разных обстоятельствах. Свекрови против невесток, натуралы против геев, старые команды против новых, жители разных территорий друг против друга, представители одних культур, религий, национальностей против представителей других — список можно продолжать до бесконечности.

Всякий, кто хотя бы раз в себе обнаружил такую ненависть к чему-то, признаёт, что личных причин для неё может и не быть — она, что называется, иррациональна. Но мало кто знает, что отсутствие личных причин для ненависти или формальность этих причин свидетельствует о большом заряде инстинктивности подобных реакций. Это значит, что такое поведение свойственно не только человеку, но и животным, и если мы попробуем понять, чему оно служит, то разберёмся с уместностью его проявления в нашей жизни.

Биологи давно заметили, что взаимная неприязнь существует у представителей близких видов. Несмотря на родство, они имеют небольшие отличия, не дающие видам смешиваться. Эти отличия так незначительны, что, сравнивая поведение двух особей схожих видов — например южноафриканского кролика и кролика Смита, мы будто слышим одну и ту же мелодию, сыгранную в двух разных стилях. Но и этих отличий достаточно для того, чтобы при случайной попытке общения между «родственниками» возникло непонимание и раздражение. И инстинктивное желание впредь обходить друг друга стороной, ни в коем случае не допуская сближения.

Чужому приписывается активность, агрессия и коварные замыслы, поэтому ничего больше не остается, кроме как напасть первым

У Homo sapiens нет ныне живущих представителей близких видов, хотя в глубокой древности они были. Следовательно, в существующем инстинкте вот уже несколько десятков тысяч лет нет биологической потребности. Сегодня его проявления возможны только в смещённой форме — например, по отношению к внутривидовым отличиям. Иными словами, расовая и национальная неприязнь — это сбой программы, рассчитанной на сохранение вида среди других близкородственных видов, такой своеобразный безосновательный разворот вовнутрь того, что должно быть направлено наружу.

Но если с расовой неприязнью всё более-менее понятно — это атавизм, то как быть с другими формами нетерпимости?

Другие формы — тоже атавизм, той же природы, но более мелкого масштаба. Подобные проявления ненависти давно известны человечеству: ещё во времена древних греков они были опознаны как страх перед чужим и получили название — «ксенофобия». Мы уже знаем: это страх не перед абсолютно чужим, а перед близкородственным. И активируется он именно признаками общности. Иначе говоря, приступ иррациональной неприязни вызывает человек, с которым, при определённых различиях, общего настолько много, что есть страх смешаться с ним, до полного своего с ним неразличения.

По законам функционирования психики в таких случаях срабатывают психические защиты первого порядка, самые мощные и самые примитивные. Они меняют восприятие ситуации так, что угроза потери собственной индивидуальности воспринимается не как собственная хрупкость, а как сила влияния «чужого». Чужому приписывается активность, агрессия и коварные замыслы. Поэтому ничего больше не остаётся, кроме как напасть первым, опередив его преступные намерения, ну или хотя бы всё время быть начеку, не давая врагу ни единого шанса. Масла в огонь подливают и другие психические процессы. Например, желание всё-таки стать похожим на того, кто очевидно сильнее — раз уж ему удалось напугать до такой степени — и овладеть его способностями. Это желание в большинстве случаев бессознательно и крайне редко проявляется как восхищение, гораздо чаще — как зависть, в которой трудно себе признаться.

Так что если вы вдруг заразились ксенофобией и поймали себя на ненависти к кому-то, не похожему на вас, — вспомните, что общего между вами гораздо больше, чем вам кажется, и более того — вы в чём-то сильно ему завидуете. Перестаньте завидовать, если возможно — научитесь тому же и так же хорошо, а там, глядишь, и страх пройдёт.

Ненависть – страшное чувство, способное испортить жизнь не только тому, на кого она направлена, но и тому, кто ее испытывает. Ничего кроме боли, страха, немотивированной агрессии, вреда здоровью и безысходности она не несет.

Так уж устроен мир и общество, что он объединяет подчас совершенно несовместимые вещи. Наши желания редко совпадают с возможностями, окружающие люди ведут себя не так, как нужно, даже влюбленные ссорятся и расстаются несмотря на чувства, которые их объединяют. Мир не совершенен, не существует идеальных людей, и для своего спокойствия лучше это признать как можно раньше. Ведь несоответствие ожиданий и реальности приводит к возникновению негативных эмоций, которые отрицательно влияют и на вас, и на тех, кто рядом.

С одной стороны, конечно, страх, злоба и ненависть сигнализируют, что происходит что-то негативное, способное помешать достичь желаемого или нарушить привычный ход жизни, а с другой, заставляют ошибаться, переживать и совершать вещи, о которых потом остается только сожалеть. Поэтому так важно определить, что вызвало эти чувства, и как лучше поступить: мобилизоваться и дать отпор, защищая свое пространство или успокоиться и сохранить мир в душе. Делая выбор, ориентируйтесь на то, что больше всего принесет вам вред: отступление или борьба. И неважно на чем вы остановитесь, в любом случае, вы начнете бороться с негативом, так или иначе. Хуже, если вы вообще откажитесь разбираться в происходящем.

  • Одним из наиболее эффективных средств в противостоянии с таким опасным чувством на протяжении веков остается прощение. Умение прощать врагов просто необходимо тому, кто не желает прожить жизнь, полную обид, потрясений и проблем со здоровьем. Отказываясь простить, вы делаете хуже лишь себе. Тому, кто обидел все равно, что вы испытываете к нему, а вот ваше негодование, желание отомстить, сделать так же больно, отнимает силы, время, а главное здоровье исключительно у вас.
  • Прежде чем принимать решение, как поступить с обидчиком, подумайте, а так ли велика его вина, может его поведение отражение вашего. Не обидели ли вы его первой, не сделали ли больно. В конце концов, так ли сильно он испортил вам жизнь, что стоит носить в душе злобу к нему. Взгляните на ситуацию со стороны, отгородитесь от нее и поставьте себя на место другого. Нередко именно так можно понять, что другой сделал больно не со зла, а по недомыслию. А может в его ситуации Вы поступили ба точно так же, как поступил он. Идеальных людей не существует, как и тех, кто знает других настолько хорошо, что всегда думает, как его поведение отразится на них. И с этим ничего не поделаешь.
  • Современный ритм жизни, завышенные требования, неправильно расставленные приоритеты, что нужно для счастья, столкновения с людьми, которых так даже сложно назвать, заставляют постоянно быть в тонусе и вовремя реагировать на возникающие стрессовые ситуации. Но неумение расслабиться, взглянуть на происходящее со стороны, дать правильную оценку происходящим событиям превращается в дополнительный катализатор того, что стресс становится хроническим. Это не позволяет спокойнее и разумнее реагировать на разные ситуации, как важные, так и не очень. Когда человек ослаблен, он сильнее подвержен негативным эмоциям. Он чаще обижается на окружающих за то, что они не хотят понять, посочувствовать и помочь, неважно понимают они его состояние или нет. Поэтому так важно научиться вовремя сбрасывать накопившийся негатив, сразу же решая возникшие проблемы.
  • Сегодня учеными всего мира доказано, что ненависть, раздражительность и злость наносят непоправимый ущерб здоровью, являясь причиной множества заболеваний, в числе даже онкология. Исследования на эту тему продолжаются, но уже с определенной уверенностью можно заявить: тот, кто не способен защитить себя от столь негативных эмоций, обречен страдать.
  • Не получается с ними справиться, как ни стараетесь, попробуйте выплеснуть их с помощью крика или опишите случившееся и порвите лист бумаги на мелкие клочки. Занятия спортом тоже помогают сбросить накопившийся за день стресс и не дают негативу нарушить душевный покой.
  • Запомните, позволяя злобе завладеть собой, вы тем самым обрекаете себя на совершение необдуманных поступков, подвергая еще большей опасности. Никогда не идите на поводу у эмоций, будьте рациональны. Негативные переживания не должны играть в вашей жизни решающую роль и диктовать, как поступить в том или ином случае.
  • Если вы сосредоточитесь только на своем чувстве обиде, вы откажитесь от принятия взвешенных и обдуманных решений, ведь ненависть блокирует работу мозга и создает благоприятную почву для иррациональных и ошибочных действий.
  • Ее возникновение часто связано с сильной обидой, которую нанес человек, особенно близкий. Зачастую в таких ситуациях она оправдана, так как заставляет кардинально пересмотреть свои отношения с тем, кто способен нанести вред. Но ее воздействие не должно быть слишком длительным.
  • Нет никакой необходимости холить и лелеять обиды, будьте великодушнее и терпимее к чужим слабостям. Обидчик уже наказан, так как потерял вас навсегда. Оставьте его наедине с тем, что он сделал, не опускайтесь до его уровня, пытаясь задеть.
  • Только сильный человек способен не злиться и не планировать месть. Он просто запомнит, что могут происходить и такие опасные для него события, но не зациклиться на них. Прошлое должно оставаться в прошлом, а у вас впереди слишком много приятных дел и встреч, которые можно пропустить, если позволить себе тратить время на никому не нужные и вредные переживания.

Ненависть – страшное чувство, способное испортить жизнь не только тому, на кого она направлена, но и тому, кто ее испытывает. Ничего кроме боли, страха, немотивированной агрессии, вреда здоровью и безысходности она не несет. Иногда она помогает пережить трагические моменты, но чаще наносит непоправимый вред. Несмотря на все трудности, все же самой главной задачей для человека во все времена остается любовь забота о себе и тех, кто зависит от него, поэтому так важно вовремя уметь избавиться от негатива, когда он заявляет свои права на вашу жизнь и здоровье.

Какой еще выход из зависимости может быть, кроме «возненавидеть и разозлиться»?
Как выходить из положения минуса без демонизации?
Прежде всего, не поленюсь повторить, что выход через ненависть вообще не кажется мне выходом. Это иллюзия выхода, выход в тупик.
Когда я пишу, что на родителей нельзя обижаться, а бывших не нужно ненавидеть, я это делаю не в сентиментальной заботе о родителях и бывших, плевать мне на них, а в попытке предложить более эффективную стратегию жизни тем, кто пока обижается. Как инженер рад сконструировать что-то, так и психолог доволен, если ему удается сформулировать что-то полезное (на собственный взгляд, конечно). И не факт, что у него получается, но стараться он может. Впрочем, раздражение тех, кто считает, что я предлагаю нечто вредное, понятно. Интересно другое.
Почему-то многие злятся на совет не обижаться и не ненавидеть, как будто обида и ненависть дает им какие-то плюшки, которые я хочу отобрать. Вот обижаются они на родителей и им от это доходно и сытно, а тут я – не надо обижаться, и хочу это полезное отнять. И с ненавистью к бывшим так же. Сразу же сыпятся аргументы, что если жертва очень сильно пострадала, она имеет полное право ненавидеть. Но право должно как-то расширять возможности, а ненависть их существенно уменьшает. Единственное, в каком случае ненависть расширяет возможности, это когда есть необходимость и возможность напасть и убить. Если же речь о праве на убийство не идет, ненависть – это не право, а что-то вроде дополнительной обязанности. И на что действительно имеет право каждая жертва, так это вернуть себе все свое, желательно с процентами.
Как вернуть себе свое? Если речь об отнятом имуществе, можно обратиться в суд. Это верно, что суд — процедура сложная, но в этом смысле может помочь только юрист, а не психолог. Если же речь об отнятой энергии (то, что субъективно ощущается, как пережитое унижение и страдание), есть банк, где можно эту энергию получить. К сожалению, все обиженные считают, что получить они могут только у обидчика и более нигде. И поэтому надолго остаются к нему привязанными. Иногда навсегда.
То есть ни ненависть, ни обида не помогают разорвать привязанность, они помогают только изменить эмоциональную окраску этой привязанности. Вообще, любые сильные эмоции – это способы подключения к чему-то или к кому-то, слияние границ. В этом смысле психика похожа на амебу, которая пытается проглотить нечто полезное или уничтожить нечто опасное и для этого накрывает собой. А эмоции – это вибрации, которые помогают такой амебе вычленить из действительности все значимое. Восхищение, удивление, бешенство, наслаждение – все это заставляет психику обратить максимум внимания на какой-то объект и буквально обхватить его своим полем, чтобы сделать слепок для размещения этого у себя внутри. Даже сильное отвращение, которое должно бы отталкивать, исходя из смысла, все равно обращает внимание и заставляет делать слепок, то есть образ для запечатления и исследования, чтобы потом этого избегать, не приближаясь.
Разрыв связей – это безразличие и полный игнор, отсутствие внимания, выключение чего-то из поля. Пока же сохраняются эмоции, работают аффективные каналы, происходит подключение и активный обмен.
На первый взгляд, кажется логичным, что нечто любимое, что человек обнимал своим полем, ощущал своей частью, при утрате доверия и при разочаровании, необходимо сначала посильнее возненавидеть, чтобы отторгнуть из себя. Кажется, что ненависть и гнев – это такие нормальные стадии сепарации, которые приходят на смену любви и привязанности, чтобы эту привязанность прервать. Однако, в таком восприятии есть опасности.
Первая опасность. Ненавидеть то, что когда-то любил, это разрешить своей психике реагировать на все привлекательное как на потенциально опасное. Это создает настороженность и недоверчивость, очень сильно ограничивая возможности. Изнутри людям может казаться, что они стали защищенней, однако настоящая защищенность не имеет отношения к хронической настороженности. Кроме того, даже если настороженность и защищает от какой-то части вредного, от полезного она тоже защищает. Представьте себе амебу, которая обнаружила, что любая вкусная еда может быть ядовитой, и благодаря этому перестала есть вкусное и невкусное ест с осторожностью. Скорее всего такая амеба будет голодать. Демонизаторы потому и увлечены выяснением признаков демонов, что накладно опасаться всех подряд, хочется вычленить некую группу демонов. Но признаки туманны и расплывчаты, под эти критерии попадают очень многие люди.
Вторая опасность. Сама по себе ненависть – это еще не сепарация, это острое и болезненное переживание близости с враждебным объектом. Если связь прервать, ненависть должна прекратиться, однако прервать связь с ненавистным, но пока не уничтоженным объектом с точки зрения психофизиологии еще сложнее, чем прервать связь с любимым объектом. Эта мысль кажется парадоксальной, потому что, возненавидев кого-то, мы хотим его убить, а боясь за это сесть в тюрьму или быть убитым при попытке, быстро убегаем. Нам кажется, что вот это бегство — благая цель ненависти и без ненависти нам не удалось бы сбежать. Однако, сбегаем мы от страха убить, но ненависть к нему убегает вместе с нами, и эта ненависть не позволит отделиться от него энергетически. В мыслях, в эмоциях, в психическом поле образ этого человека останется, пока мы его ненавидим. Ненависть привязывает к образу намного сильнее, чем любовь, поскольку психика в первую очередь направляет внимание на то, что нам опасно, а уже потом на то, что нам приятно и полезно. Ненависть сильнее любви, и внимание к ненавистному даже больше. То есть энергетическая связь даже на дистанции остается еще сильней. И энергия, которую мы так хотели вернуть себе, убывает по-прежнему. Именно поэтому ненавидеть и жить своей жизнью так сложно. Мозг все время составляет какие-то планы мести, создает картины убийства или какого-то наказания. Цель ненависти – уничтожение опасного объекта. Пока ненавидишь, отвязаться и выкинуть человека из поля невозможно.
Но можно ли перестать ненавидеть и стать безразличным? Отпустить, как это называют. Конечно. Однако, это сделать сложней, чем если бы пришлось отпустить того, кого мы не ненавидим. Любимого отделить от себя проще (если осознать, что он не любит), чем того, кого мы ненавидим. По любимому мы скучаем физически, рвемся его увидеть, а того, с кем связана боль и ненависть, видеть не хотим. Поэтому создается ощущение, что ненависть помогает отделить свои границы. На самом деле ненавистный объект просто переселяется в нас. Значит ли это, что нужно продолжать любить того, кто плохо обращается? Конечно, нет! НЕЛЬЗЯ! Ни в коем случае нельзя тянуться к человеку, от общения с которым есть какой-то вред. Необходимо прекратить свое влечение и оборвать с ним эмоциональную связь. Просто делать это нужно не через ненависть. Если уже встал вопрос о ненависти, значит вред очевиден, и тогда очень важно постараться оборвать все аффективные каналы связи с этим человеком.
Повторюсь, что с точки зрения психофизиологии поля с любимым это сделать проще, чем с ненавистным объектом. Важно убедить себя в том, что человек закрыт для взаимного с ним обмена. Субъективно кажется, что обмен есть и общение очень насыщенно, но это всего лишь иллюзия. Энергия поступает в кредит из созданного в собственном поле образа. Если бы общение было бы взаимно, тот человек получал бы столько же энергии, точно так же тянулся бы, так же дорожил и так же старался сохранить и умножить близость. Если этого не происходит, если он пятится и даже отталкивает вас, значит он не получает энергию, значит его вовлеченность в поле отношений имеет отрицательную динамику, и значит все то, что вы получаете от него, это энергия, как говорили в 19 веке, от астрального двойника, которого вы создали в своем поле. В современной психологии такие двойники называются персонификациями, и подробнее о том, как они устроены и работают, как влияют на поле, поговорим потом.
Само собой, очевидно, что одним лишь умозрительным обрывом связи в своей голове обойтись невозможно. Необходимо отделиться физически, переключить свое внимание на другие ресурсы, начать какую-то деятельность. Только тогда, постепенно, место аддикции займет что-то еще, и энергия восстановится. И чем глубже аддикция, тем сложнее и отделиться, и переключиться, и начать деятельность. Однако из всего перечисленного ненависть помогает только отделиться физически, но и то не за счет самой ненависти, а за счет страха убить или быть убитой врагом. Тот же страх может помочь отделиться и при обрыве связи. Если физически оторваться очень трудно, но нужно, должен возникнуть страх перед неадекватным состоянием, перед поглощающей аддикцией, перед двойной реальностью и собственным безумием, которые могут привести к опасным ситуациям. Чтобы испытать страх и сбежать, не обязательно испытывать ненависть к человеку. Достаточно понять, что происходит нечто угрожающее, вредное, энергия теряется и поэтому из этой ситуации нужно выходить как можно быстрей.
Но почему же люди интуитивно не выбирают путь отделения границ, а прибегают к ненависти и обиде, если первый путь настолько эффективнее и не имеет побочных эффектов?
Это происходит из-за того, что отделить свои границы от кого-то, кто значим, но безразлично или плохо к тебе относится, можно только имея внутренний локус контроля, а если внутренний локус развит плохо и вместо него – внешний, отделить себя от значимого объекта невозможно, тем более что ненависть увеличивает значимость объекта еще больше. Внутренний локус контроля – это ощущение своей отдельности от мира, собственной независимой ценности и субъектности (отсюда уважение к своим и чужим границам). Ты связан с миром, но ты – отдельно, ты существуешь сам, твое Я – внутри тебя. Поэтому даже если ты кому-то значимому не нужен, ты не исчезаешь, если этот кто-то плохо относится к тебе, ты остаешься таким, каким ты есть, обрывается только связь с тем, кто не хочет нормально взаимодействовать с тобой, тем самым убирается его значимость. Больше не меняется ничего. Если локус внешний, то Я находится вне тебя, в тех, кто значим, границ по сути нет, собственной отдельной ценности и субъектности нет тоже. Поэтому просто так взять и отделиться невозможно, даже когда реальной опасности от врага нет и держать его в поле нет никакого смысла. Он все равно там остается и постоянно поддерживает свою значимость за счет энергии обиженного.
К сожалению, если со внутренним локусом все совсем плохо, убедить человека не обижаться на родителей или не ненавидеть того, кто плохо поступал с ним, почти невозможно. Поэтому все эти аргументы имеют смысл лишь для тех, кто и так не обижается и не ненавидит, кто умеет разделять границы и обрывать связи, либо почти научился это делать, то есть для тех, у кого внутренний локус уже работает, и собственная субъектность уже есть.
Предвкушая вопрос, как же из внешнего локуса сделать внутренний, хочу адресовать тот же вопрос вам. Как работать над внутренним локусом, как вы думаете? Теги про локус расставлю чуть позже, несколько постов на эту тему у меня есть. На всякий случай повторюсь, я не запрещаю никому ненавидеть, у меня нет таких полномочий, не упрекаю за ненависть, у меня нет таких мотивов, я понимаю всех, кто ненавидит, не осуждаю их, я всего лишь считаю, что если есть возможность выбора, стоит выбрать другой способ выхода из зависимости. Ну а если нет, значит нет.

Как и прочие базовые эмоции, ненависть рассматривается с нескольких точек зрения: религиозной, философской, этической и научной. Аристотель, утверждавший, что ненависть, в отличие от гнева, неизлечима, определял ее как состояние неприязни к природе другого существа, и неприязнь эта была настолько глубока, что порождала желание причинить реальный вред. В древних религиозных и философских трактатах также встречаются упоминания ненависти, от индуистских Вед до Бытия.

Отношение к этой эмоции всегда было противоречивым: пока одними признается разрушительная природа чувства, другими подчеркивается и положительная его сторона — именно ненависть порой представляется той необходимой движущей силой, которая способна толкнуть индивида на грандиозные свершения, чаще всего — патриотические. Ненависть к врагу в определенные времена и эпохи и вовсе культивировалась. «Надо учиться любить и учиться ненавидеть, и это самые главные предметы в жизни» — говорил герой повести Бориса Васильева «Завтра была война» директор Ромахин. Религия в целом отрицательно трактует понятие ненависти, однако стоит лишь обратиться к истории противостояния мировых религиозных течений, чтобы понять, как ловко с помощью этой эмоции церковь манипулировала действиями своей паствы.

Аристотель: ненависть — неприязнь к природе другого существа

Философы также обращаются к теме ненависти, и, зачастую, она идет в одном контексте с понятием любви. «Тонка грань между любовью и ненавистью», «от любви до ненависти — один шаг» — амбивалентность этих эмоций рассматривается и в психоанализе. При всей противоположности чувств в некоторых культурах принято рассматривать их как единое целое, признавая, что одно порой невозможно без другого. Однако помимо лирических рассуждений, связь между любовью и ненавистью объясняется также сугубо научно.

Ученые из Университетского колледжа Лондона в 2008 году с помощью магнитно-резонансной томографии исследовали, что происходит в мозгу тех, кто ненавидит. 17 добровольцев, которые утверждали, что испытывают сильную ненависть к какому-либо индивиду, приняли участие в эксперименте. Ученые фиксировали, в каких областях мозга проявлялась наибольшая активность, когда испытуемым показывали фотографии ненавистных им персон. Выяснилось, что процессы сосредотачиваются в областях скорлупы (путамена), центральной доли, медиальной фронтальной извилины, премоторной коры и фронтополярной коры. При этом участников эксперимента просили оценить уровень ненависти по шкале от 0 до 72. Чем нетерпимее было отношение — тем сильнее работали эти зоны. Из всех перечисленных отделов центральная доля и путамен активизируются также при проявлении любовных чувств. Помимо того, именно путамен готовит наше тело к движению — будь то попытка защитить любимого человека или проявить агрессию по отношению к тому, кого мы ненавидим.

В то же время, реакция мозга на две эмоции показала значительные различия. Когда подопытным показывали фото тех, к кому они питали нежные чувства, активности в префронтальной коре мозга, отвечающей за критическое мышление, была ниже обычного. Если же это было изображение ненавистного объекта, процессы в этом участке мозга протекали гораздо активнее. Иными словами, объективность суждения притупляется как при любви, так и при ненависти. В процессе формирования ненависти принимают участие как «примитивные» области мозга, так и те, которые развились с эволюцией. Таким образом, способность испытывать ненависть уходит корнями в далекое прошлое, примерно на 150 тысяч лет. Ученые полагают, что она служила одним из механизмов адаптации и выживания: ненависть к «врагам», посягающим на добычу или территорию могла сохранить жизнь тому или иному древнему племени.

При ненависти задействованы те же области мозга, что и при любви

Для большинства из нас битвы за территорию и шкуру мамонта остались в очень далеком прошлом, но вот чувство ненависти к противнику не атрофировалось со временем, оно переродилось и приобрело другие формы. Зачастую слепая ненависть связана с понятиями расы, пола, сексуальной ориентации, политических и религиозных взглядов. У каждого из этих типов ненависти есть свое определение.

Есть ли связь между уровнем ненависти и интеллектом? Ранние исследования показывали, что она самая что ни на есть прямая: чем ниже интеллект — тем больше ненависти. Однако свежие данные демонстрируют, что это не совсем так. От уровня интеллекта зависит не то, КАК сильно мы ненавидим, а КОГО. Люди с меньшим IQ склонны недолюбливать представителей так называемых либерально мыслящих групп. Их ненависть также обычно вызывается признаками, не зависящими от объекта, то есть теми факторами, на которые невозможно повлиять — например, пол, цвет кожи или сексуальная ориентация. Людям с более высоким IQ присуща предубежденность против консерваторов и тех, кто сам выбирает свои предпочтения. Так, скажем, леваки ненавидят правых, и наоборот. Таковы результаты исследования, проведенного с участием почти 6 тысяч добровольцев.

Причина ненависти к тем, кто не похож на нас, по мнению ученых, кроется в том, что, определяя некую группу как «чужаков», мы, тем самым, отстраняем их как можно дальше на безопасное расстояние, купируя чувство тревоги и угрозы. Таким образом, уровень интеллекта влияет лишь на то, кого мы выбираем в объект ненависти.

Уровень IQ влияет на то, кого мы ненавидим, а не на степень ненависти

Существует возможность бороться со своими предубеждениями. Майкл Лякур из Калифорнийского Университета Лос-Анджелеса в 2014 году опубликовал доклад, из которого следует, что всего лишь 10-минутная беседа с представителем ненавистной группы способна значительно сократить уровень предубеждения и агрессии. Доклад Лякура вызвал споры в научном сообществе, и позже двое других американских ученых попытались развить тему. Они выяснили, что уменьшить уровень ненависти можно с помощью эмпатии. Их исследование лежало в области прав трансгендеров. Во время эксперимента они просили ярых трансфобов представить себя на месте тех, кого они ненавидят, буквально влезть в их шкуру на пару мгновений. Результаты показали, что подобное упражнение значительно увеличивало уровень эмпатии и, соответственно, подавляло чувство ненависти.

Помимо этических аспектов ненависти и порицания ее открытых проявлений, существует также вполне реальный физический вред для организма. Когда мы испытываем приступ ярости, наше тело реагирует моментальным повышением кровяного давления, в долгосрочной же перспективе ненависть способна вызвать мигрени, снижение общего иммунитета к болезням, а также спровоцировать риск развития диабета и рака. Так что не будьте хейтерами.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *