Несколько не учиться

Несколько не учиться

В России можно получить среднее образование двумя способами:

  • в школах и других образовательных организациях;
  • вне школ.

Вне учебных учреждений Закон предусматривает две формы: с 1 по 9 классы — семейное образование, в 10-11 классе — самообразование. Иногда это называют домашним обучением, так как учебный процесс переносится из школьных стен домой. Однако важно не путать домашнее/семейное обучение с надомным. Последнее является вынужденной мерой при заболеваниях, а не добровольным выбором. К надомнику приходят школьные педагоги, в то время как семейники вольны самостоятельно выбирать программу и репетиторов.

Содержание

Как сменить форму обучения в старшей школе

С 1 по 9 класс уведомление о переходе на семейное образование подают родители. Сделать это можно даже в середине учебного года. Решение о переходе на домашнее обучение в старших классах в большей степени опирается на мнение ребёнка. Но от родителей потребуется официальное согласие.

Порядок перехода на самообразование.

Собрать семейный совет

Всем, кто участвует в принятии решения, следует собраться вместе и взвесить за и против. Если инициатором выступает подросток, ему или ей нужно объяснить взрослым, почему переход на самообразование — хорошая идея. Ниже мы перечислим наиболее распространённые причины перехода, возможно, кто-то узнает в них себя.

Как преодолеть страх перед самообразованием →

Решить юридические вопросы

Семейный совет завершился положительным вердиктом? Переходите к делу. Чтобы перейти на самообразование, нужно выполнить несколько действий:

  • Уведомите органы управления образования. Для этого родителям нужно написать заявление.
  • Отчислитесь из текущей школы. Будьте готовы к возможному давлению со стороны педагогов или администрации. К сожалению, самообразование всё ещё окружено мифами и стереотипами. Но закон на вашей стороне.
  • Выберите учебное учреждение для аттестаций. Хоумскулеру необходимо зачислиться в аккредитованную школу, имеющую лицензию на образовательную деятельность, чтобы регулярно сдавать аттестации. Подберите школу с комфортным графиком аттестаций и направьте туда заявление.
  • Подпишите договор об их сдаче. Договор о порядке проведения аттестаций определит права и обязанности сторон, периодичность и форму экзаменационных испытаний. Его подписывают родители и директор образовательной организации. Вы можете составить собственный договор.

Переход на самообразование: подробная инструкция →

Организовать учёбу на дому

Самообразование даёт свободу выбора. Можно взять готовую программу или разработать свою. Можно читать учебники и заниматься с репетиторами, а можно подключить онлайн-школу. Можно за год проходить программу сразу нескольких классов, а можно двигаться вперёд не торопясь, последовательно.

Критерии выбора онлайн-школы:

  • Интересы подростка. Если старшеклассник уже знает, что собирается сдавать на ЕГЭ и на какое направлении поступать, важно найти онлайн-школу, которая обеспечит качественную подготовку, чтобы углублённо изучать любимые дисциплины и готовиться к олимпиадам.
  • Педагогический состав. Лучше, если преподавателями будут эксперты и специалисты в своей области. Так, в «Экстернате Фоксфорда» преподают учителя из МГУ, МФТИ и ВШЭ, члены жюри Всероссийской олимпиады, действующие эксперты ОГЭ и ЕГЭ.
  • Отзывы. Узнайте, что говорят об организации ваших знакомые и друзья.

Причины перехода

Ребята меняют форму получения образования в 10 и 11 классе по разным соображениям. Попробуем выделить самые распространённые.

Способности

Если ученику слишком легко даётся школьная программа, он начинает скучать на обычных уроках. Снижается мотивация и пропадает интерес к получению знаний. Семейное образование позволит углублённо изучать любимые предметы, решать сложные и интересные задачи, готовиться к олимпиадам. Если школа в тягость и подростку требуется индивидуальный подход, самообразование является идеальным решением.

Внешкольные увлечения

Иногда дети уже в юном возрасте становятся профессиональными спортсменами или обнаруживают музыкальные таланты. В какой-то момент им уже сложно совмещать обучение в массовой школе, где в среднем проходит по 6-7 уроков в день, и соревнования, репетиции или концерты.

Жизнь за границей

Семья часто переезжает или эмигрирует, но родителям хочется, чтобы у подростка был российский аттестат.

Самообразование или вечернее обучение — что выбрать

Если подростку не нравится в 10 или 11 классе, в поиске альтернативного формата семьи нередко задумываются о вечерних школах. Они предназначены для тех, у кого нет времени учиться днём. Например, подросток подрабатывает или посвящает много времени самостоятельному обучению по профильным предметам, чтобы поступить в топовый вуз. В вечерние школы принимают детей старше 15 лет, чаще всего преподают программу 10–11 классов.

Отличия вечерних школ от самообразования:

  • Вечерняя школа не является самостоятельной формой обучения. Подростки находятся в контингенте школы, на очной, очно-заочной или заочной форме.
  • Не подразумевается возможность выбора программы, расписания, педагогов — всё это устанавливается учебным заведением.
  • По сути, основное отличие такой школы от обычной — уроки проходят во второй половине дня.

Если старшекласснику нужно больше свободы, стоит задуматься о самообразовании. Когда подросток переходит на домашнее обучение в 10–11 классах, ответственность за получение знаний ложится на него самого, при этом можно подключать репетиторов или онлайн-школы.

Плюсы семейного образования в 10–11 классах

Вот несколько весомых преимуществ домашнего обучения в старших классах.

Профильное обучение

Большинство старшеклассников уже задумываются о том, с какой профессией связать будущее, какие предметы сдавать на ЕГЭ и куда поступать. Несмотря на то что во многих массовых школах введено профильное обучение и детей делят по классам в зависимости от направления (гуманитарное, биохимическое, физико-математическое — самые популярные), эффективность оставляет желать лучшего. Ирина Фомичева, мама выпускницы «Экстерната Фоксфорда», отмечает, что даже профильное обучение в обычной школе подразумевает множество ненужных предметов. Приходилось учить и сдавать бесполезные дисциплины, или наоборот — жертвовать любимыми.

«В школе крайне ограничены возможности для выстраивания индивидуальной траектории. Нравятся физика и биология? Извини, придётся выбирать: физмат или химбио. Три часа в день проводишь в спортзале и бассейне? А уроки физкультуры никто не отменял. Хочешь больше времени уделять научным проектам? Пожалуйста, но 35 часов каждый год ты должен потратить на ОБЖ и ещё 35 на изучение родного края, технологию, черчение (нужное подчеркнуть)».

В «Экстернате Фоксфорда» разработано шесть индивидуальных образовательных маршрутов. Ребёнок может получать знания именно в тех сферах, где у него есть задатки и интерес. А если предпочтения пока не сформированы, тест и консультация со специалистом помогут выбрать профиль обучения.

На данный момент в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» представлены шесть маршрутов:

  • математический,
  • гуманитарно-лингвистический.
  • естественно-научный,
  • технологический,
  • физико-математический,
  • социально-гуманитарный.

Экономия времени

Кому как не старшеклассникам, которые стремятся успеть блестяще подготовиться к ЕГЭ и поступить в крутой вуз, известна цена времени. В массовой школе время отнимается не только бесполезными предметами, но и бюрократическими формальностями. Например, обязательными мероприятиями и линейками в актовом зале или дисциплинарными нотациями в чей-то адрес.

Гибкий график

Подросток может установить удобное расписание и сам выбирать, когда уделять время занятиям. Возможно, ему тяжело вставать раньше 10 утра или часть дня занимает подработка.

Свобода выбора

В обычной школе дети привыкли ходить по струнке и заниматься исключительно по образцу, который задаёт формат традиционного обучения. На самообразовании родители и ребёнок вольны выбирать всё самостоятельно — не только график, но и учебный план, пособия, дополнительные ресурсы, курсы. Главное — успешно сдавать аттестации.

Целеполагание

Если подросток амбициозен, мечтает поступить в крутой вуз, набрать достаточное количество баллов для бюджета или написать олимпиаду, самообразование даст необходимые инструменты. Например, индивидуальные маршруты в «Экстернате Фоксфорда» включают в себя подготовку к престижным олимпиадам (Всерос, «Ломоносов», Менделеевский конкурс, «Физтех» и другие).

Многие ученики, которые осваивают школьную программу на дому, планируют поступать или уже поступили в ведущие вузы России — МФТИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГУ, ВШЭ. Ребята, выбирающие учиться самостоятельно, чаще всего нацелены на результат. Они понимают: всё зависит от их вклада и усилий.

Самообразование в 10 классе

Особенность перехода на домашнее обучение в 10 классе заключается в том, что это предэкзаменационный класс.

В старшей школе рекомендуется сразу начинать готовиться к ЕГЭ. Желательно уже осенью определиться с предметами для сдачи, чтобы делать на них упор. Можно осуществить основную подготовку на домашнем обучении в 10 классе. Всё, что останется в 11, — изучить новые темы, которых обычно немного, и повторять все предыдущие материалы. Такая практика используется в «Экстернате Фоксфорда»: программы 10 классов зачастую объёмнее. Это позволяет разгрузить выпускной год.

Самообразование в 11 классе

Если старшеклассник хочет перейти на домашнее обучение, это нужно сделать до момента подачи заявления на ЕГЭ. Если подросток уже записался на ЕГЭ как учащийся школы, с переходом на семейное образование в 11 классе могут возникнуть трудности: для написания ЕГЭ тем, кто находится на самообразовании, необходимо сначала прикрепиться к школе, а потом подать заявление о сдаче экзамена на правах экстерна.

Документ о получении среднего общего образования выдаётся в той организации, в которой выпускник проходил промежуточную аттестацию.

Резюме

В России можно учиться вне школы. С 1 по 9 класс такая форма называется семейным образованием, а в 10 и 11 — самообразованием: ребёнок занимается дома и осваивает программу самостоятельно или при помощи репетиторов, курсов, онлайн-школ.

С 1 по 9 класс решение о переходе принимают родители, в 10 и 11 — сам ученик, но с согласия родителей. Причинами чаще всего являются способности, не соответствующие уровню школы, внеурочные увлечения, жизнь за границей и другие.

Самообразование позволяет заниматься усерднее, качественнее и более осознанно, чем в массовой школе, оно развивает самостоятельность. Можно задействовать более широкий спектр ресурсов, привлекать педагогов со всего земного шара благодаря технологиям дистанционного образования и руководить процессом учёбы. Самообразование даёт инструменты для профильного индивидуализированного обучения и углублённой подготовки к олимпиадам, ЕГЭ и поступлению в вуз.

<<Форма с консультацией>>

12 способов заставить себя учиться

Деталі Опубліковано: Понеділок, 20 січня 2014, 12:05 Перегляди: 2067

Все знают о том, что учиться не так то и просто, как может показаться на первый взгляд. Каждый день ученику приходится собираться в школу, сидеть на занятиях, запоминать массу новой информации, записывать её, отвечать перед всем классом и писать контрольные. Но это ещё не самое сложное, так как кроме этого им приходится возвращаться домой, где опять продолжать своё обучение – читать параграфы, выполнять упражнения, полученные на дом, учить стихотворения и решать сложные задачи. Поэтому, что не говори, а обучение – это титанический труд.
Ответ на вопрос «Как заставить себя хорошо учиться?» вы узнаете прочитав эту статью.

1. Поставьте задачу правильно! В первую очередь, Вы (ученик) должны правильно поставить себе задачу или цель. Думайте не о том, как заставить себя учиться, а о том, как начать хорошо учиться, Если Вы сформулируете себе вопрос, например: «Как начать хорошо учиться в этом семестре?», то Вы не заметите, как начнете искать способы получить хорошую отметку в школе, то есть Ваше сознание начнет работать в содействии с подсознанием, ориентируясь на положительный результат.
Психологический аспект очень важен в обучающем процессе, поэтому старайтесь не заставлять себя учиться, а искать вескую причину, которая может изменить Ваше отношение к учебе в благоприятном направлении. Но об этом в следующем пункте.
2. Найдите мотивацию (причину) учиться хорошо. Как мы уже сказали, повод к обучению – лучший метод в обучении. Ваша задача заключается в том, чтобы найти стимул, который бы сработал именно в Вашем случае. Мотивации бывают разного характера, к примеру, на некоторых действует такая фраза: Если ты не начнешь учиться, то уже в следующем семестре тебя отчислят из учебного заведения! Хотя на другого человека этот призыв ну никак не подействует. Для большинства хорошей мотивацией является перспектива, однако для одних работает долгосрочная перспектива: Если я буду очень хорошо учиться в школе, то смогу поступить в престижный ВУЗ, затем смогу устроится на работу с высоким окладом и возможностью передвигаться вверх по карьерной лестнице. Для других перспектива должна быть более близкой и реальной: Если закончу последний семестр хорошо, то отец купить путевку в лагерь, куда я поеду с друзьями на всё лето!
Мы не знаем, что может заставить учиться именно Вас, однако мы точно знаем, что такая мотивация есть. Найдите её! Вообще мы бы сказали, что стимул учиться занимает одну из главенствующих ролей в учебе, если он найден и используется учеником, то он способен достичь неимоверных успехов.
3. Обустройте своё рабочее место. Казалось бы, как такой мелочный вопрос, как обустройство рабочего места ученика, может повлиять на обучение, но поверьте, оно способно кардинальным образом изменить скорость выполнения домашнего задания и его качество. Мы согласны, что лёжа на кровати с планшетом или ноутбуком – вполне приятно заниматься «домашкой», однако совершенно не эффективно. Так как в лежачем состоянии человек запоминает и понимает её намного хуже, а главное – медленнее. Связано это с физиологическими особенностями строения органов человека. Постарайтесь выделить себе в доме небольшое местечко, в котором Вы будете заниматься исключительно делами, связанными с обучением.
Те, кто привык, что на рабочем столе, всегда должен стоять компьютер и без него, стол кажется скучным и унылым, советуем организовать на столе всё таким образом, чтобы он выглядел красиво и интересно: купить новые яркие канцтовары, заменить скучную настольную лампу, на новую и оригинальную. Кроме того стол лучше разместить возле окна, чтобы не только дневной свет освещал рабочее место, но и вид из окна позволял отвлечься или наоборот сосредоточиться.
4. Измените стиль одежды. Конечно, одежда не может заставить начать учиться, однако её стиль может служить, как взмах стартового флажка для спортсмена. Объясним чуть подробнее: каждый из нас знает, как отличить хорошего ученика от плохого. Хороший студент всегда одет аккуратно и строго (особенно это касается парней), чего не скажешь о плохом студенте, его стиль всегда кардинально отличается от того, который бы следовало одевать в учебное заведение. Так вот, когда этот самый «не очень хороший» ученик приходит на занятие в строгом костюме, к нему резко меняется отношение, как среди учеников, так и среди преподавательского состава. И первая мыль, которая возникает у окружающих «Не уже ли Иванов (например) взялся наконец-то за ум и начал учиться?!». Да-да, при помощи обычной смены имиджа, можно добиться таких вот изменений в отношении к себе. Естественно, после того, как о тебе все так хорошо подумали, сложно будет опять превращаться в лодыря, который ходит на занятия «просиживать штаны».
5. Создавайте из обучения увлекательное занятие (метод ассоциативных карт). Вы, наверное, замечали, что многие девчонки в Вашей группе, на лекциях ведут запись не сплошным текстом, а с использованием различных маркеров и цитат. Их записанные лекции зачастую представляют собой не просто несколько страниц рукописных фраз преподавателя, а целый шедевр искусства: важные фразы написаны другим цветом, правила выделены в различные прямоугольные таблицы. В тексте масса подчеркиваний и выделений маркером или другими чернилами. Даже небольшие зарисовки сделаны карандашом и под линейку. Вы думаете, что они просто ерундой занимаются?! Ошибаетесь, они превращают скучную лекцию в интересное занятие, занимаясь раскрашиванием и выделением основных моментов. Кроме того, дома им проще будет запомнить эту информацию, так как они запоминают термины не только по смыслу, но и визуально, что позволяет быстрее и лучше запомнить информацию.
Когда сложно запомнить какую не будь информацию, попытайтесь её понять не буквально, а через аналогии. Например: запомнить название «Бородинское сражение», можно при помощи аналогии его с «Бородинским хлебом»; запомнить инициалы Александра Сергеевича Пушкина, можно, как «Пушкин – ас (лучший специалист)». Примеры, возможно, не самые удачные, главное усвойте смысл и используйте его в своем обучении.
Чтобы обучение проходило ещё более интересно и комфортно, покупайте тетради с красивыми обложками, ведите удобные и яркие блокноты и используйте разноцветные стикреры для напоминания.
6. Поощряйте себя за успехи. Заставить учиться подростка или взрослого юношу (девушку) сложно, однако это вполне возможно. Используйте для этого методы поощрения, например: Вы сегодня отучились и не получили ни одной плохой отметки – похвалите себя и разрешите себе сегодня часок-другой прогуляться. А если ещё и получили хорошую отметку по важному предмету, то здесь ещё можно поощрить себя чем-нибудь вкусненьким (чипсами, шоколадкой или пиццей). Сдали экзамен или контрольную работу – здесь полагается приз побольше: сходите с друзьями в клуб, кафе или на дискотеку. Помните, что поощрение должно быть только в том, случае, если Вы действительно того заслужили. Если провинились, то ни о каком призе или отдыхе и речи быть не может. Вы должны осознать, всю сладость победы и горечь поражения.
Оценивайте себя за успехи трезво и честно, иногда натянутая четверка заслуживает похвалы больше, чем твердая пятерка. Кроме оценок, себя можно поощрять за выученные билеты, выполненное домашнее задание, поход в библиотеку, активную работу на уроке и т.п. То есть результаты могут выражаться совершенно по-разному. Не стоит зацикливаться на оценках. Правильнее будет зацикливаться на полученных знаниях.
7. Первый шаг сделать трудно! Самым сложным моментом в обучении является первый шаг, начало процесса. Признайтесь себе, как часто бывало так, что Вы оттягивали домашнее задание до последних часов своего бодрствования?! Наверное, частенько – ведь всегда находятся дела, которые кажутся важнее домашней работы. Согласитесь, что начать делать домашнее задание всегда сложнее, чем его закончить. Ведь так?!
Главной причиной сложного старта является банальная лень. Домашняя работа может оказаться делом на 15 минут, но за неё ведь нужно сесть, начать думать, а ведь как этого не хочется делать. Чем быстрее Вы поборите в себе лень, тем быстрее начнете хорошо учиться.
8. Учитесь хорошо с первого семестра! Если Вы решили закончить этот год с хорошими отметками и показать себя в лучшем свете перед учителями, родителями и друзьями, то начинайте хорошо учиться именно с первого семестра. Не откладывайте дела на потом. В начале года (после каникул), все задания будут накапливаться постепенно, а это шанс их решать быстро и правильно. Если Вы будете тянуть, то ближе к концу этого года или семестра получите неприятную ситуацию, время до окончания останется мало, а дел и заданий будет много. Учитесь распределять учебную нагрузку равномерно и тогда всё у Вас обязательно получиться!
9. Работайте больше в классе, чтобы меньше оставалось на дом. Хитрый способ для тех, кто умеет ценить свое время. Очень часто бывает так, что преподаватель успевает закончить урок раньше звонка и чтобы не нагружать Вас лишней информацией, предлагает заняться своими делами. Это время мы Вам не советуем тратить впустую, Вы всё равно находитесь в школе, за партой и не можете громко общаться с друзьями, так используйте это время с толком: начните выполнять домашнее задание. Пусть не по этому предмету, а по другому, пусть даже не на завтрашний день. Не важно! Главное, что Вы сэкономите себе время дома, а значит, лишние 10-20 минут сможете погулять с друзьями на свежем воздухе.
10. Устраивайте конкурсы. Попробуйте договориться с родителями на своеобразный конкурс, в котором они будут выступать спонсорами призов. К примеру: если Вы в течение года будете получать одни только хорошие отметки, то в конце учебного года они Вам, покупают новый современный гаджет (к примеру).
11. Правильно распоряжайтесь своим временем. Старайтесь учиться и отдыхать по составленному режиму. К примеру, сразу после занятий не приходить и садиться за компьютер, а приходить, и садится за кухонный стол, кушать, потом идти делать уроки, а вечером выходить гулять или идти в клуб. Таким образом, Вы всегда будете знать, что в это время Вам нужно делать уроки, а не отдыхать. Не бойтесь экспериментировать со своим режимом, так как некоторых не заставишь учиться сразу после уроков, им сначала требуется отдых.
12. Развивайте в себе силу воли. Порой случается так, что никакой конкурс и никакая мотивация ни способна заставить начать учиться студента. В таких случаях есть лишь один совет: «Стисните зубы, соберите всю силу воли в кулак и во что бы то ни стало, начните учиться! Не потому, что так хочется, а потому что так НАДО!». Таким образом, Вы будете развивать у себя силу воли, которая в будущем ещё не раз пригодится. Удачи!

Хорошее образование — это основа для успешной самореализации в жизни. При этом, как и любой умственный труд, оно требует не только большого количества энергии, но и умения работать с полученной информацией. Без правильной мотивации, умения планировать свой день и навыков работы с информацией иметь качественное образование невозможно. В этой ситуации отличные оценки — не цель, а результат качественной работы и эффективный способ мотивации. Итак, ищем правильную мотивацию для того, чтобы в дальнейшем хорошо учиться в школе.

Ответ на вопрос «как хорошо учиться в школе» неоднозначен, поскольку для самих учеников их родителей и учителей ответ на него может стать совершенно разным. Если для родителей и преподавателей критерием успеха часто становятся хорошая успеваемость и дисциплина, то для учеников — это возможность сформировать самый важны «багаж» знаний. Это самая правильная идея, поскольку она позволяет иметь самое главное — это умение работать с информацией.

Именно умение хорошо и быстро анализировать информацию, а не простое запоминание фактов — это главное знание, которое будет нужно в дальнейшем. Проще говоря, для того, чтобы получить хорошее образование, стоит уметь это делать. Именно эти навыки пригодятся не только в школе, но и в ВУЗе. Как же хорошо учиться в любой школе?

  1. Найти важный стимул. Для того, чтобы получить качественное образование, нужно найти основной стимул. Это может быть желание поступить в престижный ВУЗ, получить интересную специальность или высокооплачиваемую работу. На первое место выходит именно осознанное желание усвоить те знания и навыки, которые наверняка пригодятся в жизни.
  2. Правильно готовиться. Без самодисциплины и подробного планирования продуктивный рабочий процесс просто невозможен. При этом учёба – это довольно серьезное умственная нагрузка, требующая большого количества сил, энергии и времени. Правильный режим дня, активный образ жизни и порядок на рабочем столе — это важные составляющие успеха в этом случае.
  3. Не стоит ограничиваться тесными рамками школьной программы. Человек, которому нравится постоянно узнавать что-то новое, наверняка не ограничится школьным учебником. Углублённое изучение иностранных языков, написание научных работ, глубокое изучение культуры какой-нибудь понравившейся страны, участие в разнообразных конкурсах — это не только интересно и увлекательно. Всё это не только станет существенным плюсом при поступлении в ВУЗ. Вполне может быть, именно это увлечение и станет вашей профессией.
  4. Посещать все занятия. Это очень существенно, поскольку без посещения всех уроков можно иметь серьёзные «пробелы» в знаниях.

Таким образом, ответ на вопрос «как хорошо учиться в школе без проблем» явно зависит от мотивации ученика. При этом нужно планировать своё время, учитывая в спортивные секции, музыкальную школу и конечно, любимое хобби! Всё это тоже требует много времени и сил.

Как учиться только на 5 и повысить свой рейтинг

Если основная задача в этом случае — это получение золотой медали, то огромное значение имеет ответ на вопрос «как учиться только на 5». Школьные оценки — это эффективный показатель эффективности вашей работы. Как же сделать так, чтобы учиться только на 5?

В этом случае вам помогут несколько простых советов:

  1. Не делать хорошие оценки самоцелью. Это лишь показатель эффективности вашей учебы и награда за хорошую учебу.
  2. Не ограничиваться только пустым «заучиванием» фактов. Для того, чтобы расширить свой кругозор и хорошо сформировать нужный «багаж» знаний, нужно уделять внимание вопросу «почему». Анализируя информацию, её проще запомнить и удержать в памяти навсегда. Задавая много вопросов, можно узнать много ответов, самостоятельно осваивая не только многое из школьной программы, но и дополнительные сферы знаний.
  3. Быть организованным. Нужно обязательно посещать все уроки и вовремя делать домашнюю работу. Болезнь — это, пожалуй, единственная уважительная причина пропустить занятие. Оставляя важные вещи «на потом», сложно правильно распределять время. Привычка делать всё «в последнюю минуту», мешает рационально распределять своё время. Готовиться к контрольной или экзамену в последнюю ночь не только значительно усложняет жизнь, но и вередит здоровью.
  4. Завести себе органайзер в дополнение к школьному дневнику. В него стоит записывать даты контрольных, тестов, экзаменов и факультативных занятий.
  5. Создайте свою «систему напоминалок». Используйте цветные стикеры, маркеры для того, чтобы не забыть о предстоящем событии.
  6. Внимательно слушайте и запоминайте. Умение внимательно слушать — это отличный способ узнать много нового и быстро запомнить услышанное. Не стоит отвлекаться во время занятия на телефон или разговор с другом, поскольку в это время можно упустить что-то интересное.

Ещё один совет для всех, кому действительно нужен ответ на вопрос «как всегда учиться только на 5» звучит так: «не только учить, но и повторять!»: постоянно возвращаясь к уже пройденному материалу, вы наверняка прочно запомните его. Хороший способ повторения в этом случае — это обучать других. Объясняя сложную тему другому человеку, легче самому запомнить её.

Перед началом учебного года стоит обязательно ознакомиться с планом учебного курса. Это поможет рационально планировать время, и уметь работать с информацией. А ещё — это самое время уметь писать конспекты, записывая самое главное из сказанного учителем.

Мария Соболева

Как прогулять работу — ну признайтесь, такой вопрос хотя бы иногда возникает даже у самого дисциплинированного сотрудника. Понимаем — это не хорошо, но мы ведь не роботы и можем позволить себе разочек не явиться на рабочее место. Вот только причину уважительную и убедительную придумать придется.

Как прогулять работу и не быть уволенным

Если вам повезло, у вас лояльное руководство, то в качестве объяснения причин пропущенного рабочего дня сойдет почти любая отговорка.

А вообще за прогул при строгом начальстве любому сотруднику вполне может грозить увольнение. В лучшем случае — выговор или штраф. Значит придется заранее подумать, как прогулять работу без последствий.

Отсутствие на рабочем месте — самые уважительные причины

Дополнительный день отдыха, или отгул, вы можете заранее попросить у начальства за работу сверхурочно или в выходные. Оплачиваться он не будет, но прогулять относительно законно — вполне реально. Предупреждать о своем намерении взять отгул нужно письменно.

Еще вариант не явиться на работу по уважительной причине — сдать кровь. Утром совершите благое дело и весь день в вашем распоряжении. Подходит это, конечно, не всем. Донором может стать не каждый по состоянию здоровья, да и боятся процедуру многие из нас.

Если все же решились на такой вариант — оформите справку в донорском пункте и официальное объяснение вашего нежелания работать именно сегодня будет обеспечено.

Алиби вам обеспечит справка о том, что вы посещали врача, запись в амбулаторной карте. Вам же могло стать плохо и вы решили срочно посетить доктора. Но о своем намерении обратиться за медицинской помощью следует предупредить начальство в день неявки на работу.

Спасет от неприятностей и справка о болезни ребенка или родственника, которому нужна ваша помощь — сопровождение в больницу, уход, присмотр.

Как еще прогулять работу и не быть уволенным: в случае срочного вызова ремонтной бригады для ликвидации аварийной ситуации — проблем с газоснабжением, прорыва трубы, засора канализации.

А вот установка пластиковых окон или монтаж входных дверей, заставившие вас прогулять работу, строгого руководителя явно разозлят. Сумеете убедительно поговорить с начальством — вам повезло.

Если у вас есть возможность доставать липовые справки, не надейтесь, что это сойдет вам с рук. Один-два раза номер, может, и пройдет, но, когда будете злоупотреблять, руководство может и проверить подлинность документов.

Причина неявки — что сказать

Прогуливать, конечно же, нехорошо. Но раз уж такое случается почти с каждым, рассмотрим самые популярные причины неявки на работу.

Чаще всего работники ссылаются на плохое самочувствие, и тогда есть шанс денек-другой отдохнуть от работы.

Например, вы простудились, и чтобы не заражать коллектив, решили подлечиться дома. Причину простуды ищите в зависимости от сезона — зимой инфекции (заразился от Юли из бухгалтерии, подцепил в переполненном троллейбусе), летом — кондиционер или сквозняк.

Или разыгралась жуткая мигрень, которая никак не даст вам возможность полноценно работать. Либо у вас разболелся зуб — срочно придется посетить стоматолога.

Убедительно звучит версия вашего пищевого отравления, такое ведь запросто может случиться с каждым. Чего-то такого съели в гостях или в кафе — и вот результат. Денек точно посидите дома.

Звонить с жалобой о своем плохом самочувствии нужно с утра пораньше — так убедительнее, голос спросонья будет больше похож на больной. К тому же, вы очень беспокоитесь о своем отсутствии и предупреждаете об этом заранее.

А сымитировать простуду можно втянув носом воды, иллюзия насморка будет обеспечена. Когда вернетесь на работу, продолжайте изображать слабость, выпейте каких-то таблеток. Играть роль, так уж до конца.

Прогулял работу — что делать

Как быть, если прогуляли работу — писать объяснительную, при чем еще до того, как вас попросят ее предъявить. Опишите поубедительнее причины и обстоятельства вашего прогула, лучше, если записка будет подкреплена какими-то бумагами (справками, телеграммами, письмами).

Например, телеграмма о срочном приезде родственников, вы же должны их встретить и разместить.

Тем, кто работает с клиентами, можно придумать в качестве оправдания своего прогула встречу с кем-то из солидных людей: играли в боулинг (бильярд, сквош) и обсуждали детали будущего договора.

Иногда помогает отмазаться банальная выдумка о том, что муж (ребенок, мама) унес оба комплекта ключей и вы не могли закрыть квартиру.

У женщин есть вполне естественная причина для пропуска работы — критические дни.

Отсутствие транспорта, авария, стихийное бедствие — вот вполне уважительные причины неявки к месту своей трудовой деятельности. Чтобы не опоздать на работу в результате такого форс-мажора, вы решили вообще не приходить и отработать этот день полноценно в другое время.

У каждого человека может возникнуть личная необходимость пропустить рабочий день, но всегда лучше договариваться с руководством и отработать свои часы потом. Тогда не будет необходимости ломать голову над тем, как прогулять работу. А небольшая передышка поможет потом трудиться с большим энтузиазмом.

Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Привет, читатель! Решила написать свою следующую статью специально для преподавателей, чтобы они понимали, почему студенты не ходят на пары? Действительно, такая проблема существует, как у контрактников, так и у бюджетников, а некоторые аудитории на парах и вовсе пустуют.

С чем связаны такие пропуски, и как преподаватель на них реагирует, попробуем разобраться вместе. Самое главное, что важно понимать, так это мотивацию студента, в противном случае привить ему чувства прилежности, пунктуальности и ответственности вряд ли удастся. Так что давайте рассуждать сообща.

Причины прогула пар студентами

Многие преподаватели не желают знать, почему студент пропускает пары, а при его неявке не просто начинают громко возмущаться в присутствии всей группы или потока, но и угрожать. Как правило, это грозные обещания не сдачи предстоящей сессии, так что ничего оригинального в такие моменты не услышишь.

Однако это неправильный и непедагогический подход к проблеме, поскольку выяснение отношений должны протекать в сугубо индивидуальном порядке, а, прежде чем кричать, следует разобраться в причинах, которые, кстати, могут быть вескими или неуважительными.

1. Семейные обстоятельства . Иногда в жизни студента появляются дела, которые можно уладить только во время учебного процесса. Такие «неожиданные обстоятельства» могут затрагивать все сферы жизни, при этом требуют немедленного реагирования.

Конечно, в подобные патовые моменты лучше всего найти преподавателя и отпроситься, но часто случается так, что дорога каждая минута.

2. Проблемы на личном фронте . Иногда студенты прогуливают пары по причине душевной травмы, например, после разрыва отношений с возлюбленной. В такие моменты не то, что учиться, есть и дышать не хочется.

Даже самый прилежный и ответственный студент может сознательно «забить» на учебу и проводить бессмысленные дни в душевных терзаниях. Здесь от педагога мало что зависит, а вот помощь друзей и сокурсников уж точно пригодится и понадобится.

3. Подработка . Некоторые студенты старших курсов во время учебного процесса умудряются подрабатывать. Такая прибавка к стипендии, конечно, не помешает, но может заметно испортить отношения с принципиальными преподавателями, которые не согласны с систематическими пропусками студентов своих пар, особенно лекций.

Здесь лучше всего идти на компромисс, иначе в следующем семестре стипендии может и не быть.

4. Личная безответственность . В данном случае речь идет о студенческой расхлябанности и систематических прогулах без уважительной причины. Преподаватели не любят злостных нарушителей порядка на своих парах, поэтому в данном случае, не посещая университет, можно не только «пролететь» со стипендией, но и легко оказаться на грани отчисления из вуза.

Так что здесь все дело не в педагоге, а в студенте, который должен понимать, для чего поступил в университет – учиться или гулять. Последняя мотивация провальная.

5. Антипатия к преподавателю . Есть и такие студенты, которые по тем или иным причинам не воспринимают преподавателя, а ответы на паре превращаются в пререкания и конфликты.

Такая ситуация неприятна ни учащемуся, ни педагогу, поэтому первый предпочитает игнорировать пары. Делать это он может и со злостных побуждений, чтобы создать педагогу неприятности на кафедре, но такие случаи в педагогической практике, скорее, единичные.

Пожалуй, это самые распространенные причины, которые препятствуют нормальной учебе и регулярной посещаемости в университете. Их желательно устранять, иначе успеваемость студента будет заметно снижена, а перспективные и радужные планы на жизнь отдалены.

Что делать студенту?

Если студент прогуливает пары, то первым делом должен понимать, что ничем хорошим такое отношение к учебе не закончится. Он должен настроить себя, а нелюбимого преподавателя воспринимать по принципу: «Все пройдет, пройдет и это»!

Нужно просто потерпеть, постараться вникнуть в суть предмета и по возможности понравиться нелюбимому педагогу. А уж как он это сделает, подскажет интуиция. Давать какие-либо советы в данном вопросе бессмысленно, поскольку все преподаватели разные и к каждому требуется свой подход.

В тех случаях, когда нормальной учебе препятствует работа, лучше всего поговорить с педагогом на тему свободного посещения. Убедить его будет сложно, но в принципе реально (по своему опыту знаю); а главное – потом своими знаниями, оценками и общей успеваемостью дать понять, что работа никак не отразилась на заинтересованности в учебе и конкретном предмете.

Здесь расскажу свой пример: чтобы добиться свободного посещения на 5 курсе, умоляла отдельных преподавателей чуть ли не каждую неделю. Они недоверчиво пошли мне на уступки, но с требованием присутствия полного конспекта.

Приходилось несладко, а переписывать «каракули сокурсников» получалось только бессонными ночами. Зато претензий никогда не было, а успеваемость моя и стипендия никак не пострадали.

В тех случаях, когда прогулы вызваны любовной драмой, взять себя в руки и настроиться на учебу очень сложно. Да и вырваться из депрессии и болезненных воспоминаний самостоятельно будет совсем непросто.

Однако здесь на помощь должны прийти друзья и спорт, которые помогут переключить мысли и настроить страждущего на дальнейшую учебу. От себя могу добавить: никакие отношения не стоят высшего образования, поэтому не стоит отказываться от перспективного будущего ради несовершенных и обреченных на провал отношений.

При возникновении семейных обстоятельств о своем прогуле обязательно требуется предупредить преподавателя, чтобы тот столь важную информацию не узнавал от третьих лиц. При личной беседе можно все объяснить и как бы отпроситься, а не поставить педагога перед фактом своего отсутствия на его предмете. О болезнях тоже желательно напоминать, иначе по ошибке можно вызвать впечатление расхлябанного прогульщика, игнорирующего знания.

Что делать преподавателю?

Поскольку эту статью я больше посвящаю преподавателям, вот как раз об их поведении я и хотела бы поговорить подробнее. Студенты бывают разные, но педагог – это не просто учитель и наставник, но, прежде всего, тонкий психолог .

Именно поэтому к вопросу прогулов необходимо отнестись особенно осторожно, чтобы потом среди учащихся не получить плохую репутацию или какую-нибудь злостную кличку.

Итак, ваш студент не является на пары? Первым делом следует выписать его фамилию и сходить в деканат, чтобы узнать, а не болен ли он, и нет ли у него уважительных семейных обстоятельств.

Если причины отсутствия на парах действительно веские, то серьезный разговор лучше всего временно отложить. Но, если преподаватели сообщают, что другие лекции прогульщик посещает, самое время задуматься.

Входить в его положение, конечно, не стоит, поскольку все студенты знают для чего решили учиться в вузе. Но опять–таки обстоятельства бывают разные, а для начала рекомендуется через старосту передать ему «пламенный привет». После этого можно выждать пазу – 2 – 3 пары, и, если ситуация не меняется, преступать к более радикальным действиям.

Можно встретить и остановить его на перемене, но также рекомендуется посетить ту пару, где он однозначно присутствует. В данном случае без серьезного разговора и предупреждения не обойтись, но все равно постараться понять аргументы. Если причины неуважительные, а перед вами стоит самый обычный лоботряс, то пригрозить проблемами на сессии не помешает.

Когда такие убеждения опять останутся бесполезными, сделать последнюю попытку, которая, возможно, заставит его задуматься. Если нет, то за его судьбу можно больше не переживать, а на экзамене спрашивать по полной.

Нет, я, конечно, не могу учить и давать рекомендации заслуженным и квалифицированным специалистам, но просто уверена, что метод крика и запугивания изначально не работает. Как ни как, студенты – тоже люди, со своими причинами и обстоятельствами, которые иногда можно и понять взрослому человеку, пусть даже преподавателю.

С другой стороны, педагог не должен бегать за студентами и уговаривать их посещать пары, но с чисто человеческой точки зрения поинтересоваться их успеваемостью не будет лишним.

Как официально прогуливать пары?

Чтобы потом не возникало проблем с преподавателями за систематические прогулы на их парах, можно официально оформить свободное посещение или перевестись на заочную форму обучения.

Первый вариант – идеальный, поскольку студент не теряет стипендию, сохраняет продолжительность учебы и умело сочетает одновременно два полезных дела. Второй вариант более радикальный, поскольку заочное обучение длится на год больше (5,5 или 6 лет), осуществляется исключительно на контрактной основе и имеет ряд своих нюансов. Так что лучше всего воспользоваться первым вариантом.

Если прогулы аргументированы, включают определенный период времени, не требуют систематичности, то можно написать официальную бумагу в деканате и подписать ее у декана. Но в данном случае обязательно пообещать, что все «хвосты» будут подтянуты своевременно, а проблем на сессии не возникнет.

Вывод : Отныне вопросов, почему студенты не ходят на пары, не должны возникать ни у учащихся, ни у их преподавателей.

Надеюсь, все предложенные подсказки сайта сайт окажутся информативными и полезными, а отношения студента – лоботряса к учебе изменится также, как и отношение преподавателей к некоторым своим нерадивым ученикам.

Теперь ты знаешь, почему студенты не ходят на пары .

C уважением, команда сайта сайт

P.S. А может быть и правильно студенты делают, что не ходят на некоторые пары? Смотрите видео одного из типичных дней американского студента:).

Я учусь в школе, сильных проблем с успеваемостью никогда не было, встаю с будильником почти без проблем. Но после, я начинаю откладывать момент сборов, тяну время, отвлекаюсь на все что угодно, а
когда приходит время, и я знаю, что если соберусь, успею, но мне не хватает сил заставить себя. И так я могу прогулять 2-3 урока. Я знаю, что это плохо для меня, мне стыдно, но заставить себя собраться не могу. Проблем в семье нет и от родителей ничего не скрывала до этого момента с прогулами. Выучиться не люблю, но и не ненавижу. Друзья в школе есть. Мне очень , мне приходится уговаривать себя пойти в школу. Странно, но после того как соберусь мне легче пойти на занятия. Раньше думала, что это из-за отвлечения в телефон, ограничила себе доступ, но всё равно умудрялась найти на что отвлечься и отсрочить сборы к крайним срокам, а потом опять не могла собрать себя в кучу и одеться…

Как перестать прогуливать?

Здравствуйте, Анна! Есть люди которые трудно что-либо начинают, делают первый шаг, поэтому им нужно сделать этот шаг быстрым легким и незаметным. Для этого нужно основной сбор в школу перенести на вечер,а утром ставить будильник так, чтобы у Вас было время только одеться и выйти (завтрак в школе). Одежда и портфель приготовлены вечером.Очень полезно договориться о встрече с друзьями каждое утро и тогда Вы будите собираться не в школу, а на встречу с друзьями, ведь они Вас будут ждать где-то по дороге, а в школу придете вместе. Результат устойчиво проявиться примерно через месяц. Если это не сработает, значит проблема глубже и Вам будет полезно поработать психологом над тем, как Вы вообще реализуете себя в жизни. С уважением Валеева Галина

Вопрос психологу:

Добрый день. Меня зовут Юлия, мне 19 лет, я студента 1 курса университета. В последнее время остро ощущаю, что со мной не все в порядке и мне нужна помощь. Чтобы понять всю ситуацию, прочтите, пожалуйста, до конца.

Всё началось в конце января. После Нового года я ощущала, что полна сил, что готова с головой окунуться в учебу, начать заниматься спортом (даже купила себе годовой абонемент в фитнесс-центр), освоить какое-нибудь новое хобби, другими словами, моя жизнь более-менее удовлетворяла меня, и я не испытывала каких-либо проблем. Все изменилось, когда университет закрыли на карантин, и всех ожидал внеплановый 2-недельный отдых, что, казалось мне тогда, очень радостной новостью. На деле все оказалось не так.

Эти две с лишним (карантин продлили еще на несколько дней) недели полностью выбили меня из колеи. Я отчетливо помню тот день, когда нужно было после отдыха идти в универ: я просто сидела утром на кровати и ревела, я понимала, что не просто не хочу на учебу, я БОЮСЬ на нее идти. Но все же в то утро я заставила себя встать и отправиться в университет. С каждым днем пары и просто выход на улицу становились для меня все более удручающей и даже страшной вещью, причем, не могу сказать, что я просто очень хотела спать или мне было лень. Дело было в другом, и я не могла до конца понять, что происходит и почему так резко изменилось мое отношение к учебе и жизни в целом. На фоне всего этого у меня начались очень серьезные проблемы со здоровьем, что испортило мне жизнь окончательно. Почти каждый день я испытывала дикие боли в животе, иногда меня тошнило. Из-за болей у меня часто громко урчал живот, и поэтому нахождение в людных, но тихих местах (аудитория, столовая, кинотеатр, театр и тд) было просто невыносимым. Каждый раз, находясь среди большого скопления людей, я начинала жутко нервничать, на парах, казалось, я вообще чуть в обморок не падала. Так продолжалось примерно пару недель, и к концу февраля я начала прогуливать пары.

Дни проходили невыносимо. Я очень переживала из-за всей сложившейся ситуации, плакала каждый-каждый день. Я могла зарыдать в любой момент в любом месте. Но довольно странно, что бывали редкие моменты, когда мое настроение просто зашкаливало, я могла без умолку тараторить, смеяться, даже танцевать. Все спрашивали, почему меня так «колбасит», и я сама не понимала, в чем дело, ведь еще пару часов назад у меня была истерика. Но это продолжалось недолго, и уже через пару часов я возвращалась к своему привычному состоянию. Такие «приступы активности» у меня происходили примерно раз в неделю, может, реже.

Выход из своей квартиры (и даже комнаты) стал для меня настоящим подвигом). Я забросила университетскую секцию плавания (которую до этого просто обожала), благо, у меня была справка из тренажерного зала (который я, кстати тоже не посещала – жутко боялась). В университете проходили масса различных мероприятий, бесплатных тренингов, курсов, в кино шли много интересных фильмов, но я не хотела НИЧЕГО, я хотела прийти домой и лечь спать. Кстати, о том, что меня спасало. Я находила утешение и хоть какую-то радость в жизни в 4 вещах: сне, музыке, еде….и алкоголе. Музыку я слушала всегда и везде, вряд ли можно было меня увидеть без наушников: врубала какой-нибудь трек и просто обо всем забывала, представляла себе прекрасную жизнь, в которой все хорошо. Мой воображаемый мир благодаря музыке заменил мне реальность. Однажды телефон разрядился, и я очнулась на какой-то улице, совершенно не помня ее название, и вообще не помня того, как я тут оказалась, т.е. шла, полностью забывшись. С едой дела обстояли похоже: я просто шла в магазин и тратила все имеющиеся деньги на всякую вкуснятину, потом приходила домой, запиралась в комнате и обжиралась. От этого проблем со здоровьем стало еще больше, появилось подозрение на гастрит. Живот стал болеть и урчать еще больше, что стало причиной еще более частых пропусков учебы. Короче, замкнутый круг. Алкоголь – вообще отдельная тема. С тех пор как все началось, по-настоящему веселой я становилась только в моменты алкогольного опьянения: каждый выходные мы с подругой ходили клуб, где напивались до отвала, знакомились со всякими мужиками, ехали к ним…Когда наступала следующая неделя, на душе появлялось еще миллион тяжких мыслей о том, что же я делаю.

Пары я забросила окончательно. Если в феврале и марте я пропускала их изредка, пару раз в неделю, по одной-две лекции, то сейчас я могу не появляться в универе неделями, пропуская даже семинары. Моя группа, наверное, уже кардинально поменяла свое отношение ко мне, записав в разряд «типичных бездельников-прогульщиков». Но я не такая, и знаю это. До этого я просто обожала учиться. Я знаю, что я довольно целеустремленный человек, что у меня есть способности, да, может, не супер-фантастические, но такие, которые помогли мне поступить на бюджет в престижный вуз и даже получать повышенную стипендию. В первом полугодии я не пропустила НИ ОДНОГО занятия, ходила на учебу с удовольствием. Несмотря на то, что я — интроверт по жизни, с людьми я все-таки хоть как-то находила общий язык, общалась. Со своими подругами я часто встречалась, ходила куда-то, сейчас даже с ними я не очень хочу контактировать (разве что, как я уже писала выше, сходить в клуб напиться). Стала обожать одиночество. Раньше мне тоже нравилось гулять, ходить куда-то одной, но недавно поймала себя на мысли о том, что хочу жить одна на планете.

Из-за всего этого я испортила отношения со всеми: с преподавателями, одногруппниками, друзьями, и конечно же, родителями. О своих проблемах с мамой и папой я пыталась поговорить, но они начинают орать, что я просто не хочу учиться. Они не верят и ни за что не поверят, что мне реально плохо, что мне нужна помощь. На их взгляд, я все накручиваю. Раньше я тоже так думала, но сейчас начинаю убеждаться в обратном.

На данный момент моя жизнь не изменилась, и стала даже хуже. Все, о чем я написала, продолжается, и я ничего не могу с собой поделать. Каждое утро с очередными криками моя мама будит меня на учебу, я с лицом как у зомби встаю, собираюсь и просто иду/еду, куда глаза глядят: куда угодно, но только не на учебу. За эти месяцы я побывала, наверное, на каждой улице города и проехалась почти на каждом автобусном маршруте. По истечении времени пар я направляюсь домой, по пути купив очередную тонну еды, прихожу, съедаю всё и благополучно ложусь спать. Ни о каком домашнем задании и речи быть не может, мне даже страшно открывать его. Выходные всё также проходят в увеселительных заведениях, которые заставляют меня почувствовать себя ненадолго счастливой, но я понимаю, что это – мнимое счастье, обман.

Что касается университета, пока я еще нахожу в себе силы (и физические, и моральные) и смелость приходить туда хотя бы на важные занятия и контрольные точки, но скоро, кажется, я перестану ходить и на них, из-за чего я потеряю стипендию или вообще отчислюсь.

Я не знаю, что мне делать. Мне очень страшно. Вся сложившаяся ситуация меня мучает до глубины души, но я ничего не могу поделать с собой. С каждым днем становится все хуже и хуже. Последнее время я стала читать о чем-то похожем в интернете, и все симптомы указывают на психическое расстройство личности. Раньше я не верила, что такие болезни существуют, была убеждена, что это все наиграно, преувеличено, сейчас понимаю, что все не просто так… Обо всей ситуации я рассказывала сейчас в первые, писала все как есть. Я просто не знаю, к кому мне обратиться, так как думаю, что меня не поймут. Обращаться к психотерапевту я боюсь, потому что даже не представляю, как он сможет мне помочь. Но и без дела все оставлять тоже не хочу… В общем, я в отчаянии. Что делать? Как изменить отношение к жизни? Стоит ли обратиться к квалифицированному специалисту?

Прошу прощения за такой огромный текст, но это все мои эмоции и чувства, пыталась как можно подробнее описать ситуацию. Заранее спасибо.

На вопрос отвечает психолог Сологубова Екатерина Александровна.

Здравствуйте, Юлия! Спасибо за обращение! Вы спрашиваете, нужна ли Вам помощь психолога. Да, однозначно, нужна, потому что по мере чтения Вашего письма у меня возникла масса вопросов, ответы на которые не хотелось бы додумывать за Вас, а без них невозможен достоверный разбор ситуации.

Так, например, вопрос номер один – выбор данного ВУЗа, в который вы ВДРУГ не захотели больше идти, он был кем инициирован – Вами или же Вашими родителями (это немаловажно при разборе Вашего случая). Ведь мы, взрослые люди, не можем не понимать, что ничего не происходит просто так и подобный блок, который подсознательно у Вас возник (да еще и за такой короткий период времени) имеет под собой четкую основу. Возможно, если выбор ВУЗа – инициатива Ваших родителей, а Вы для себя хотели совсем другого – эта изоляция может быть определенной формой протеста. И, если это действительно так, то может быть есть смысл подумать о смене ВУЗа, об академическом отпуске, о поиске работы и т.д.

Вопрос номер два – как у Вас складывались до Нового года отношения с одногруппниками? Не было ли в них чего-то такое, что заставило Вас спрятаться в своем мире, не видеть и не слышать никого вокруг.

Вопрос номер три: когда Вы в первый раз почувствовали, что боитесь идти в институт? Мысленно, как бы ни было это сложно, вернитесь в тот день и подумайте – а что именно Вас тогда пугало – встреча с ребятами, с преподавателями или вообще сам факт выхода из дома (поездка в метро, общественном транспорте)? Что конкретно? Ведь раньше с этим не было проблем…

И еще масса вопросов: есть ли среди Вашего окружения кто-нибудь, кто Вас поддерживает, к кому Вы можете прийти со своими слезами, переживаниями, кому можете открыться и довериться? Если есть такой человек, то это очень здорово, он – Ваш ресурс.

Есть ли у Вас помимо еды, сна и злоупотребления алкоголем какое-нибудь приносящее положительные эмоции занятие? Например, когда Вы бродите по городу, есть ли места, в которые хочется возвращаться, в которых приятно бывать? Они тоже могут быть для Вас ресурсными, в них Вы можете отдыхать, получать заряд энергии, которой так не хватает.

Так же вызывает вопрос позиция Ваших родителей – а вообще принято ли в Вашей семье обсуждение чувств и переживаний друг друга? То, что они каждый день отправляют Вас и институт, я поняла… А если попробовать поговорить, например, наедине с мамой из «Я-позиции», т.е. объясняя ей, что Вы переживаете и чувствуете, без истерик и взаимных обвинений.

Попробуйте ответить на все эти вопросы, проговаривайте ответы вслух – и, возможно, это поможет что-то прояснить для Вас. Но, еще раз повторюсь, конечно это лучше делать не одной, а в сопровождении опытного психолога.

Кроме обращения к психологу, я думаю, что не лишним было бы провести обследование, например, у гастроэнтеролога. Можно сделать УЗИ щитовидной железы — резкие перепады настроения могут быть связаны с недостатком йода в организме. Для того, чтобы получить эти и другие рекомендации нужно, в первую очередь, обратиться к терапевту.

Наверно банально в такой ситуации говорить о том, что у Вас, Юлия, целая жизнь впереди и закрываться от нее в раковину – не вариант, ведь все мы социальные существа и глубокое понимание, познание себя возможно только через общение с другими такими разными и интересными людьми…

Что же касается обвинений, которые Вы адресуете себе – это путь в никуда. Попробуйте не делать тех вещей, за которые Вы себя так сильно корите – не идите против своего понимания того, что для Вас правильно и чему есть место в Вашей жизни.

Мне очень хочется Вас поддержать и одно то, что Вы написали это письмо, свидетельствует о том, что Вы уже на пути позитивных изменений в Вашей жизни. Только не останавливайтесь… Вы говорили о готовности, в прошлом, заняться спортом, освоить новое хобби – а может быть сейчас вернуться к этому? Возможно есть смысл снова начать плавать, можно подыскать бассейн недалеко от дома (не обязательно в университете) и т.д.

Юлия, желаю Вам скорейшего завершения такого непростого периода в Вашей жизни. С уважением, психолог Сологубова Екатерина.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Стародубцева В.К. 1 1 ФБГОУ ВПО «Новосибирский Государственный технический университет» В статье дается понятие мотивации, мотивов, рассматривается процесс мотивации студентов к обучению, представляются ошибки допускаемые преподавателями в процессе мотивирования студентов, определяется роль мотивации при подготовке бакалавров в контексте ФГОС ВПО, рассматриваются стимулирующие причины, побуждающие студентов к активной деятельности. Важным компонентом при этом является направленность студентов на ритмичную работу в течение семестра, а также на деятельность в прикладной области. В статье представлен один из побудительных мотивов, такой как оценка знаний студентов с использованием балльно-рейтинговой системы, рассматривается опыт формирования проектных групп с точки зрения умения адаптироваться к изменяющимся условиям, умения работать в коллективе, прислушиваться к мнению своих коллег, самостоятельно работать с информацией, иметь способности принимать и реализовывать решения на практике. 132 KB побудительные мотивы ритмичность семестр стимулирующие причины ошибки стимулы мотивация 1. Балашов А.П. Теория менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. – 352 с. 2. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. Пособие для студентов вузов / И. П. Подласый. – М.: Изд. ВЛАДОС ПРЕСС, 2006. 3. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах. – М.: Вершина, 2008. – 224 с. 4. Стародубцева В.К., Решедько Л.В. Форма оценки текущей успеваемости студентов с использованием балльно-рейтинговой системы // «Сибирская финансовая школа». – 2013. — № 4. – С. 145-149. 5. Стародубцева О.А. Межфакультетский проект в рамках дисциплины «Управление инновациями» – 2-я Международная научно-практическая конференция «Информационно-коммуникационные технологии в инновационной деятельности студентов» (Новосибирск, 18-19 марта 2010 г. НОУ ВПО «Сибирский Университет Потребительской Кооперации») – Новосибирск: СУПК, 2010. – С. 122-126. Мотивация — это внутренняя энергия, включающая активность человека в жизни и на работе . Она основывается на мотивах, под которыми имеются в виду конкретные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки. Если говорить о мотивации студентов, то она представляет собой процессы, методы и средства их побуждения к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. В качестве мотивов могут выступать в связке эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки. Поэтому мотивы представляют собой сложные динамические системы, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора . Мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала. Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах именно учебно-профессиональной деятельности студентов.

Мотивы представляют одну из мобильных систем, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии студентом был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении. Тщательное изучение мотивов выбора будущей профессии даст возможность корректировать мотивы учения и влиять на профессиональное становление студентов. Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией. Учебный процесс относят к сложным видам деятельности, мотивов для обучения много и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться в единое, формируя сложные мотивационные системы.

Изменения, происходящие в различных сферах деятельности человека, выдвигают все более новые требования к организации и качеству профессионального образования. Современный выпускник высшего учебного заведения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе; знать, что он будет востребован на рынке труда. Поэтому студентам, на мой взгляд, необходимо прививать интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у них должна быть мотивация учения. В данной статье предметом является мотивация студентов. Базой исследования — студенты новосибирского государственного технического университета.

Однако, в процессе обучения, как студентами, так и преподавателями, к сожалению, допускаются ошибки.

Рассмотрим ошибки, допускаемые преподавателями в процессе мотивирования студентов :

Первая ошибка — «Голые знания». Преподаватели стараются дать максимально возможное количество «голых» знаний, зачастую без обоснования их нужности. Однако студенту необходимо объяснить, каким образом эти знания ему пригодятся в будущем, иначе обучающийся по понятным причинам теряет интерес к предмету изучения. Студент приходит в учебное заведение не только за знаниями, но и за тем, чтобы стать хорошим работником. Преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен студентам в их будущей деятельности.

Вторая ошибка — отсутствие связки студент-преподаватель.

Если между студентом и преподавателем нет никакого контакта, то ни о какой мотивации говорить не приходится. Студенту очень важно, чтобы преподаватель был его наставником.

Третья ошибка — отсутствие уважения к студентам.

Этим грешат те, которые считают своих студентов лентяями, хотя зачастую у студента просто не получается разобраться в предмете.

Существуют следующая классификация учебной мотивации студентов:

— познавательные мотивы (приобретение новых знаний и стать более эрудированным);

— широкие социальные мотивы (выражаются в стремлении личности самоутвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус через учение);

— прагматические мотивы (получать достойное вознаграждение за свой труд);

— профессионально-ценностные мотивы (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);

— эстетические мотивы (получение удовольствия от обучения, раскрытие своих скрытых способностей и талантов);

— статусно-позиционные мотивы (стремление утвердиться в обществе через учение или общественную деятельность, получить признание окружающих, занять определенную должность);

— коммуникативные мотивы; (расширение круга общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств);

— традиционно-исторические мотивы (стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);

— утилитарно-практические мотивы (стремление к самообразованию);

— учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов)

— мотивы социального и личностного престижа (ориентация на определенное положение в обществе);

— неосознанные мотивы (получение образования не по собственному желанию, а по влиянию кого-либо, основанное на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).

Отметим, что в системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; необходимо, чтобы сам обучаемый захотел что-то сделать и сделал это, т. к. истинный источник человека находится в нем самом. Внешние мотивы исходят от родителей, педагогов, группы, в которой обучается студент, окружения или общества, т. е. это учеба как вынужденное поведение и нередко встречает внутреннее сопротивление со стороны студентов. И поэтому решающее значение должно придаваться не внешнему нажиму, а внутренним побудительным силам.

Как же повысить мотивацию студентов? Рассмотрим некоторые способы повышения мотивации у студентов высших учебных заведений.

Во-первых, студенту необходимо объяснить, каким образом знания, полученные в Вузе, пригодятся ему в будущем. Студент приходит в учебное заведение для того чтобы стать хорошим специалистом в своей области. Поэтому преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен в его дальнейшей деятельности.

Во-вторых, студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний.

В-третьих, студенту очень важно, чтобы преподаватель был его наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью во время учебного процесса, обсудить волнующие его вопросы.

Проявление уважения к студентам. Какой бы ни был студент, он в любом случае требует к себе соответствующего отношения .

Эти мотивы могут сливаться, образуя общую мотивацию для обучения.

Причины, стимулирующие человека и побуждающие его к активной деятельности, в данном случае — учиться, — могут быть самые различные.

Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для студента. Так как истинный источник мотивации человека находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать и сделал это. Поэтому основным мотивом учения является внутренняя побудительная сила.

Одним из таких побудительных мотивов, на наш взгляд, может стать балльно-рейтинговая система (БРС) оценки знаний студентов. Данная система, как одна из современных технологий, используется в менеджменте качества образовательных услуг и является основным инструментом оценки работы студента в процессе учебно-производственной, научной, внеучебной деятельности и определения рейтинга выпускника на выходе. Что дает БРС?

Во-первых, повышается объективность оценки студенческих достижений в учебе. Как известно, объективность — главное требование, предъявляемое к оценке, — в традиционной системе реализуется не очень хорошо. В балльно-рейтинговой системе экзамен перестает быть «последним приговором», потому что он только добавит баллы к тем, которые набраны за семестр.

Во-вторых, балльно-рейтинговая система позволяет более точно оценивать качество учебы. Все знают, что тройка тройке рознь, как говорят преподаватели, «три пишем, два в уме». А в балльно-рейтинговой системе сразу видно, кто чего стоит. Например, возможен такой случай: за все текущие и рубежные контрольные точки получены наивысшие баллы, а за экзамен (всякое случается) — средний. В этом случае по общей сумме баллов все равно может получиться балл, позволяющий поставить в зачетную книжку заслуженную пятерку (по традиционной шкале оценок).

В-третьих, этой системой снимается проблема «сессионного стресса», так как если по завершении курса студент получает значительную сумму баллов, он может быть освобожден от сдачи экзамена или зачета .

В качестве примера с точки зрения мотивации рассмотрим правила аттестации студентов при выполнении курсовой работы (КР) по учебной дисциплине «Основы теории управления». Ее выполнение оценивается в диапазоне от 50 до 100 баллов. Курсовая работа состоит из двух глав. Срок (неделя) сдачи курсовой работы на проверку определяется в соответствии с планом занятий. В таблице 1 представлена шкала оценки ритмичности выполнения курсовой работы студентами в течение семестра.

Таблица 1

Оценка ритмичности

Этап выполнения КР

Максим. балл

Неделя

План работы. введение

Первая глава

Вторая глава

Защита КР

Итого

Студент захочет и будет учиться сам только тогда, когда это занятие будет ему интересно и привлекательно. Ему нужны мотивы для познавательной деятельности. Студенты высших учебных заведений намного больше узнают о выбранной ими профессии во время прохождения практики, выполнения лабораторно-практических работ. Они видят стимул, мотивацию для дальнейшего теоретического обучения, понимая, что могут применить полученные знания на практике. Толчком к этому могут стать, например, проектные группы, сформированные для осуществления какого-либо проекта.

Именно, современный специалист должен уметь адаптироваться к изменяющимся условиям, уметь работать в коллективе, ориентироваться на рынке труда; менять профиль деятельности в зависимости от стратегии развития предприятия, технологии, самостоятельно работать с информацией, иметь способности принимать и реализовывать решения. Так, например, опыт преподавания дисциплины «Инновационный менеджмент» в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) на протяжении более 18 лет и опыт проведения междисциплинарного курса «Управление инновациями», в котором итоговым результатом был междисциплинарный инновационный проект с участием магистрантов разного профиля нескольких факультетов, позволил выявить определенные положительные и отрицательные моменты осуществления такого проекта. С целью подготовки специалистов к инновационной деятельности в 2009 году в университете была введена образовательная программа по управлению инновациями, которая способствует формированию у будущих специалистов инновационного мышления и специальной подготовки по созданию, освоению, реализации и трансферу техники и технологий, углублению полученных знаний в сфере профессиональной деятельности, развитию творческих способностей и умению работать в коллективе.

Для разработки инновационных проектов были созданы многофункциональные группы, в каждую из которых входили магистранты различных специальностей. Помимо общего руководства над проектами, за каждым проектом были закреплены консультанты с кафедр, задействованных в проектах. Такая работа над проектами позволяет на ранних стадиях инновационного процесса находит нестандартные творческие решения; исправлять ошибки, связанные с разработкой, способствовать ускорению создания продукта (технологии) за счет параллельного проведения .

Таким образом, содержание подготовки студентов, ориентированное на формирование системных знаний, способствует овладению будущими специалистами системой теоретических знаний и практических навыков, которые позволят им адаптироваться к изменяющимся условиям, принимать и реализовывать решения на практике.

Рецензенты:

Карпович А.И., д.э.н., профессор кафедры экономической теории Новосибирского Государственного Технического университета, г. Новосибирск.

Шабурова А.В., д.э.н., профессор, директор ИО и ОТ Сибирской Государственной Геодезической академии, г. Новосибирск.

Библиографическая ссылка

Стародубцева В.К. МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15617 (дата обращения: 03.10.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *