Незаурядные качества

Незаурядные качества

Всякая заурядность считает себя незаурядностью!

Народные наблюдения

Незаурядность как качество личности – способность проявлять выдающиеся способности, выделяться среди других, быть первым среди равных.

Он был человеком незаурядным, даже из ряда вон выходящим.

Много лет прожив в глубинке, муж считает себя настоящим сельским парнем. Однако жена любит подтрунивать над его городскими привычками. Недавно прямо при гостях она заявила: — Да ты отродясь не знал, как корова выглядит, пока не встретил меня!

Незаурядность – способность выйти из общего строя, пойти туда, где никто еще не бывал, не бояться быть другим. Незаурядность – это обладание выдающимися способностями в купе с проявленной харизматичностью и необыкновенной внутренней привлекательностью. Чего уж не припишешь незаурядности даже будучи предвзятым и тенденциозным, так это стадного чувства и конформизма. Незаурядная личность имеет на всё свою точку зрения и не обращает внимания на то обстоятельство, что ее мнение идет в разрез с мнением большинства. Незаурядных людей обычно не любят именно за то, что они не такие как все, за то, что они поступают не как все, имеют собственное мнение и не боятся его высказывать.

Братья Стругацкие в книге «Отягощенные злом» пишут: «Незаурядный человек хочет оставить по себе мир иным, нежели тот, в который он явился, — лучшим, обогащенным его собственным творчеством. Для этого он готов пожертвовать большей частью радостей или даже всеми радостями, которыми наслаждается человек заурядный!»

Незаурядному человеку много дано, а кому много дано, с того много и спросится. Поэтому незаурядным личностям судьба преподносит тяжелые уроки. Принимая эти вызовы, незаурядный человек еще более закаляется, совершенствуется, личностно растёт. Незаурядный человек способен покорить многие вершины, но если, достигнув успеха, он взрастил в себе гордыню, жадность, эгоизм, то лучше ему было бы и не рождаться.

Незаурядность обычно общается с необыкновенностью, исключительностью, блистательностью и необычностью. Особенно удивляет людей феномен незаурядного разума. Когда великий воин Арджуна спросил Всевышнего: — По каким признакам можно узнать человека, находящегося в состоянии совершенного покоя и свободы. Какие слова он произносит, Каков он в окружении людей и наедине с собой. Как он ведет себя в повседневной жизни, Всевышний ответил: — О, великий воин, человека, который находится в состоянии совершенного покоя, не привлекают соблазны окружающего мира. Он понимает, что как частица сознания он чужд миру внешних вещей, и поэтому ищет счастья внутри себя. Такой человек обладает незаурядным разумом. Кого не беспокоят три вида внешних воздействий, кто отстранился от мирских удовольствий, не привязан к образам внешнего мира и не испытывает страха и гнева, тот принял правильную точку зрения и пользуется разумом по назначению.

В «Тибетской йоге» приведены десять признаков незаурядного человека:

1) Почти не иметь чванства и зависти — это признак незаурядного человека.

2) Почти не иметь страстей и удовлетворяться простыми вещами — это признак незаурядного человека.

3) Отсутствие лицемерия и хитрости — это признак незаурядного человека.

4) Упорядочивать свое поведение согласно закону причины и следствия (закону Кармы) настолько же внимательно, на сколько люди берегут свои глаза, — это признак незаурядного человека.

5) Быть верным своим обязательствам и делам — это признак незаурядного человека.

6) Быть способным поддерживать чуткую дружбу, одновременно относясь беспристрастно и справедливо ко всем существам,— это признак незаурядного человека.

7) Смотреть с состраданием и без гнева на тех, кто живет дурно,— это признак незаурядного человека.

8) Признавать за другими победу, принимая на себя поражение,— это признак незаурядного человека.

9) Отличаться от толпы каждой мыслью и поступком— это признак незаурядного человека.

10) Соблюдать преданно и без чванства свои обеты воздержанности и благочестия — это признак незаурядного человека.

Незаурядность – игнорирование ветра общего мнения. Она пренебрежительно относится к оценкам и навешиваемым на нее ярлыкам. Ей чужды суетные ценности, мелочные вопросы. Она наплевательски реагирует на житейскую карусель лицемерия.

Вспоминает Розанов: «Победоносцев на слова: — Это вызовет дурные толки в обществе — остановился и не плюнул, а как то выпустил слюну на пол, растер и, ничего не сказав, пошел дальше».

Еще одна особенность незаурядности. Антуан де Ривароль пишет: «Незаурядные умы относятся с глубоким вниманием ко всему знакомому и рядовому, а заурядные – проявляют интерес и пристрастие лишь к тому, что выходит из ряда вон».

Незаурядность заметна. Заметность — оптимальный способ привлечь внимание. Сет Годин в своей классической книге о маркетинге «Фиолетовая корова» использует для иллюстрации этого принципа прекрасную метафору: Когда на поле пасутся только коричневые коровы, это скучно. Фиолетовая корова не соответствует ожиданиям людей, и это естественным образом привлекает внимание и вызывает интерес.

Выделиться, стать заметным на фоне других людей человек может по-разному. Незаурядная личность выделяется благодаря своим ярко проявленным качествам личности, неординарным умственным способностям и соответствующим этим способностям желаниям. Характерно, что действительно незаурядный человек скромен, то есть, у него нет алчного стремления к почестям, надобности в признании и исключительности, нет стремления потешить свою гордыню и тщеславие. Такие люди меняют миропонимание других людей, предлагают по-новому взглянуть на то или иное явление жизни.

Тяжело испытывать симпатию к не прячущейся незаурядности. Актриса Фаина Раневская была ярким проявлением незаурядной личности. Ее биограф – Дарина Лунина рассказывает, что в Раневской было нечто такое, что в шлифовке не нуждалось − врожденная способность к творческой импровизации. Отчасти это счастливое дарование объяснялось глубокой образованностью и чувством юмора. Многие блестящие роли были буквально высосаны из пальца Раневской. Иногда режиссеры сами просили ее «поярче очертить» образ. И она очерчивала. Однажды, например, по «наущению» Пясецкого, ставящего пьесу в Сталинграде, с нуля выдумала незабываемую героиню − женщину, которая пришла к своей благодетельнице в надежде, что та ее покормит, и пока хозяйка отлучилась, украла будильник. Как только «кормилица» вернулась с пирожком, будильник, спрятанный воровкой под пальто, зазвонил, и чтобы заглушить его, пришлось забавно повышать голос. Дело кончилось слезами и возвращением непокорной вещи. Потом Фаина Георгиевна с гордостью говорила, что ни один зритель, несмотря на фарсовость сцены, не рассмеялся.

Что уж говорить о восхищенных зрителях! Фразу «Муля, не нервируй меня!» не цитировал только ленивый. Фильм «Подкидыш» стал кошмаром Раневской: «мулькая», за ней ходили толпы поклонников, в том числе − «пионэры». Отбоя от них не было. Приятельствующий с Фаиной Георгиевной Алексей Толстой назвал ее талант «терпким». «Почему это?» − заинтересовалась актриса. «А потому что впитывается, как запах скипидара…» Действительно, от обаяния горького, «скипидарного» ее дара трудно отделаться.

К сожалению, Раневской так и не удалось получить роль, эквивалентную ее божественной незаурядности. Редакционный совет английской энциклопедии «Кто есть кто» в 1992-ом году включил Ф. Г. Раневскую в десятку самых выдающихся актрис XX века. Чтобы понять незаурядность Раневской достаточно прочесть некоторые ее высказывания:

— Если человек тебе сделал ЗЛО — ты дай ему конфетку, он тебе ЗЛО — ты ему конфетку… И так до тех пор, пока у этой твари не разовьется сахарный диабет.

— Одиночество — это когда в доме есть телефон, а звонит будильник.

— Милочка, если хотите похудеть — ешьте голой и перед зеркалом.

— Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия.

— Женщины умнее мужчин. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?

— Раневскую спросили: «Какие, по вашему мнению, женщины склонны к большей верности: брюнетки или блондинки?» Не задумываясь, она ответила: «Седые!»

— Раневская стояла в своей грим-уборной совершенно голая. И курила. Вдруг к ней без стука вошел директор-распорядитель театра имени Моссовета Валентин Школьников. И ошарашено замер. Фаина Георгиевна спокойно спросила: «Надеюсь, я вас не шокировала тем, что курю Беломор?»

— Есть люди, в которых живет Бог; есть люди, в которых живет Дьявол; а есть люди, в которых живут только глисты.

— На вопрос: «Вы заболели, Фаина Георгиевна?» — она обычно отвечала: «Нет, я просто так выгляжу».

— Почему женщины так много времени и средств уделяют своему внешнему виду, а не развитию интеллекта? — Потому что слепых мужчин гораздо меньше, чем умных.

Да простят меня эстеты – речь пойдет о приключениях. Дикий Запад, XIX век. Индейцы, охотники, бизоны, прерия… «По разным подсчетам, охотой на пушного зверя в Орегоне занимались до 600 человек ежегодно. Так как основным оружием таких охотников были специальные ловушки, то их называли трапперами (от английского «trap» – ловушка). В середине 1820-х годов спрос на пушнину был очень высок, и опытный траппер за сезон весна-осень мог заработать до 2000 долларов, в то время как зарплата высококвалифицированного работника на Восточном побережье не превышала 500 долларов за год. Сколь доходным был этот бизнес, столь же он был и опасен. На трапперов нападали индейцы и дикие звери, их кусали гремучие змеи и поражали дизентерия и оспа. Они тонули, погибали от заражения крови и от случайных огнестрельных ран».

«Выживший» Майкла Панке – роман о реальном персонаже – Хью Глассе – охотнике и первопроходце, участнике экспедиции генерала Уильяма Эшли 1823 года, исследовавшей истоки Миссури. Ему пришлось сойтись врукопашную с разъяренной медведицей-гризли. В винтовке была только одна пуля. Он выстрелил и попал, но медведица остановилась не сразу. Она успела снять с него скальп, порвать и изломать его.

«Гласса перевернули на спину. Несмотря на тугую повязку, в горле по-прежнему сипело и клокотало, из-под разорванной кожи виднелись ярко-белые хрящи – дыхательное горло и пищевод. По пузырям, вздувающимся на горле, капитан знал, что трахея разорвана, однако не представлял, как поправить дело. Он приставил ладонь ко рту Гласса, пытаясь уловить дыхание…».

Бросать товарищей в походах было не принято, и трапперы несли его несколько дней, пока не уперлись в горы. Он еще не умер, но надежд на выживание не было. Начальник вынужден был оставить с ним двоих, чтобы похоронили, когда Гласс умрет. Один из них, Бриджер, пытался лечить его раны. Второй ждал возможности уйти, прихватив прекрасную винтовку Хью.

«Его бросают на произвол судьбы – раненый понял это по взгляду парнишки, который упорно смотрел в землю и по сторонам, не в силах встретиться с ним глазами.
Тому, второму, парнишка прекословил который день. (Неужто пролетели целые дни?) Все это время раненого одолевали лихорадка и боль; он толком не понимал, что из слышанных разговоров явь, а что горячечный бред…
Странно, что обстановка его так мало волнует. Интересно, что он решил бы на месте тех двоих? Если они останутся, а снизу по ручью нагрянут враги – погибнут все трое. Пошел бы он на смерть ради них… если им все равно умирать?
…Подступив к раненому, человек в волчьей шапке оглядел его вещи: охотничью сумку, нож в украшенных бусинами ножнах, топорик, винтовку и рожок для пороха. Раненый, не в силах двинуться, беспомощно следил, как человек вытащил из охотничьей сумки огниво и переложил его в карман кожаной куртки; рожок с порохом он повесил на плечо, а топорик засунул за широкий кожаный пояс.
– Что ты делаешь? – воскликнул парнишка.
Тот, в шапке, нагнулся за ножом и перебросил его парню.
– Держи.
Парень поймал оружие на лету и с ужасом воззрился на ножны.
Оставалась винтовка.
Обладатель волчьей шапки взял ее в руки и проверил заряд.
– Не обижайся, старина Гласс. Тебе она без надобности.
Парень застыл на месте.
– Бросить? Безоружного?
Мужчина в волчьей шапке лишь смерил его взглядом и, шагнув прочь, скрылся среди деревьев.
Лежащий неотступно смотрел на парнишку, замершего с ножом в руках. С его ножом… Парень поднял глаза, будто хотел заговорить, потом резко повернулся и исчез за соснами.
Раненый напряженно вглядывался в просвет между стволами, где скрылись бывшие приятели. Клокочущая в груди ярость охватила его целиком – как пламя сосновую ветку. Хотелось одного: задушить их на месте…»

Они ушли, забрав все. Невероятно, но он выжил. Ему предстояло пройти более 300 километров. Без оружия, пищи и воды, со сломанной ногой и разорванной спиной. Сначала он полз.

«Напившись в последний раз из родника, Гласс пополз с поляны. Впрочем, он не столько полз, сколько тащил за собой изувеченную половину тела: на правый локоть можно было опираться для устойчивости, но веса он не выдерживал, обездвиженная правая нога бесполезно волоклась по земле. Ногу Гласс пытался сгибать и разгибать, чтобы расслабить мышцы, но все усилия пошли прахом – нога оставалась нечувствительной, как бревно.

Вскоре он приноровился двигаться в приемлемом ритме. Правая рука служила исключительно для равновесия, поэтому основной упор приходился на левую, которую Гласс выставлял вперед, потом сгибал левое колено, затем подтягивался, таща за собой неподвижную правую ногу. Вновь и вновь, ярд за ярдом…».

Сумел убить и съесть гремучую змею. Питался корешками. Пытался ставить ловушки. Поймал и зажарил с помощью трута мышей. Наелся тухлого мяса бизона. Чуть не умер. Снова полз. Потом шел с костылем. При этом постоянно прятался от индейцев, от которых не было спасения. Спасли Хью не враждебные индейцы сиу. Его шрамы вызвали у них уважение.

Индейцы привезли его к своему шаману. Подлеченный Гласс продолжал искать своих обидчиков. У него была цель. «В отличие от классических вестернов, здесь большое внимание уделяется личностям героев, а не только происходящим событиям, и героям по-настоящему сопереживаешь. Книга на самом деле не о мести, а скорее о мужестве и великодушии сильного человека, она учит добру, а не тому, как отомстить предателям, покрошив их в капусту». Это о том, как Хью нашел и простил Бриджера. Фицджеральда он не простил, но убить не смог по обстоятельствам.
Меня поражает физическая выносливость и моральная стойкость первопроходцев, их находчивость, умение все терять, выживать и начинать заново. Сюжет постоянно держит в напряжении, и когда, казалось бы, смерти уже не избежать, главный герой находит «лазейку», выдумывает очередную хитрость, чтобы еще на один день продлить себе жизнь.

«…Гласс нырнул поглубже. Вокруг по-прежнему сыпались пули и стрелы, однако до берега оставалось все меньше – тридцать ярдов, двадцать, десять… Ноги коснулись каменистого дна, однако Гласс не спешил выныривать: без воздуха можно потерпеть, главное не попасть под выстрел. Добравшись до отмели, он встал и, набрав наконец воздуху, ринулся в заросли. Что-то ударило в ногу – он не обращал внимания и лишь забирался все глубже в густой прибрежный ивняк.

Гласс, повернувшись идти, дернулся от боли в ноге – из икры торчала стрела. Кость осталась целой, и Гласс, стиснув зубы, резко вырвал стрелу, отбросил в сторону и принялся пробираться дальше. Темнота сгущалась; исчезли, растворившись во мраке, даже тени. По воплю рухнувшего на лед всадника Гласс понял, что враги близко и что от преследователей его отделяет только полсотни ярдов зарослей. А в темноте, когда все равно ничего не видно, главное – не шуметь.
Рядом маячил большой раскидистый тополь. Гласс, уцепившись за нижние ветки, подтянулся и влез на развилку, стараясь дышать как можно тише. Устроившись поудобнее, он проверил ножны: рукоять ножа торчала на месте, рядом болтался мешочек с огнивом, на шее уцелел рог с порохом. Винтовка, правда, осталась на дне Платте, однако порох мог пригодиться для костра. При мысли об огне Хью вдруг понял, как замерз: промокшая одежда не грела, холод с реки пробирал до костей, тело била дрожь.

Хрустнула ветка. На поляне стоял долговязый индеец, оглядывая землю в поисках следов. Даже в темноте Гласс разглядел на шее белое ожерелье из лосиных зубов и бронзовые браслеты на запястьях. Сжав в руках мушкет, арикара шагнул к тополю, и Гласс, пытаясь унять бешено забившееся сердце, взмолился, чтобы врагу не пришло в голову глянуть вверх. У ствола индеец остановился, теперь его голова маячила под Глассом десятью футами ниже. Воин оглядел землю, кусты вокруг поляны. Инстинкт подсказывал Глассу сидеть неподвижно и ждать, пока долговязый уйдет, однако, наблюдая за врагом, он начал прикидывать, не получится ли напасть на индейца и забрать ружье.

Нащупав на поясе нож, Гласс осторожно потащил его из ножен, заодно планируя удар: если быстро перерезать врагу горло, тот рухнет, не успев издать ни звука. Медленным, неслышным движением Гласс начал приподниматься, готовясь прыгнуть, как вдруг от края поляны послышался шепот – из кустов выступил второй воин, с крепким копьем в руках. Гласс застыл на месте: для прыжка он успел выбраться из защищенного места, теперь его скрывала только темнота…».

Рассказ о том, как Хью Гласс выжил, кажется невероятным, но все же это правда – и Голливуд не мог пройти мимо такого сюжета. Читайте историю, которая легла в основу блокбастера «Выживший» с Леонардо ДиКаприо. И помните, что книга гораздо интереснее, чем фильм.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *