Нуар фильмы
Нуар (noir) — это одновременно и жанр литературы и кино, и своеобразная стилистика. Кратко его можно описать словами «мрачный криминальный детектив», но это не передаст всей сути. Или так: нуар — это когда чернуха, но красиво и печально.
Содержание
Жанр
()
Краткий ликбез о жанре и стиле.
Нуар появился в «ревущие» 20-е, отличаясь от крутых детективов своим главным героем — явно асоциальной личностью, непосредственно вовлеченной в преступление — то бишь это был либо преступник, либо свидетель, либо человек, которого подставили. Всего в нуаре есть три способа вляпаться в несовместимые с жизнью обстоятельства — это жажда денег, роковая женщина и «оказался не в том месте, не в то время».
До 50-х годов жанр не знал своего читателя, однако невзрачным «черным» романам повезло оказаться в кино (впоследствии также и комиксах): криминальные драмы начала 1940-х — конца 1950-х были черно-белыми, полными цинизма и безысходности историями; они отражали весь спектр настроений, охвативших американское общество после Великой депрессии и во время Второй мировой войны. Этот стиль кино и породившая его литература являются основой для более поздних жанров, например, киберпанка.
Для сюжета нуарных фильмов характерны расследования убийств, ограбления, мошенничества и ложные обвинения в преступлении, секс, насилие, предательства и двуличность, постоянное курение и пьянство. Сложные сюжеты еще сильнее закручиваются с помощью флэшбэков и флэшфорвардов.
Обычно протагонистом в нуаре является антигерой (или даже откровенный мерзавец, конченый подонок, обладающий, однако, единственной чертой, вызывающей сострадание публики) — человек, обществу чуждый, страдающий от экзистенциального кризиса. Лишенный иллюзий циничный частный сыщик, бандит, коррумпированный полицейский, герой-любовник — персонаж влипает в какое-то дерьмо и обычно половину истории пытается разобраться, какого черта произошло, а вторую — как из этого выбраться. Дело осложняется тем, что на персонажа буквально открыта охота, и сколько он проживет зависит лишь от крепости черепа и наличия патронов. Из-за чего весь сыр-бор? Как обычно — деньги, женщины… Победы случаются редко, и хэппи-энд для нуара — редкость.
Стилистика
()
Ненуарный нуар.
Нуар визуально темнее обычного гангстерского кино, изобилует игрой со светом, тенью и необычными ракурсами, создавая тяжелую, гнетущую атмосферу. Часто контраст между светом и тенью отражает разницу между злодеем и протагонистом. В действительности темнота являлась лишь следствием того, что большая часть нуаров являлись малобюджетным кино, и режиссерам приходилось выкручиваться. Альтернатива, где напротив много солнца и цвета при сохранении депрессивной логики происходящего, называется «солей» («Ниагара» с Мэрилин Монро, «На ярком солнце» с Аленом Делоном, «Драйв» с Райаном Гослингом).
Частое место действия — огромный, подавляющий, хмурый город. Темные переулки, полупустые бары, сомнительные ночные клубы, в которых антигерой будет искать информаторов, чтобы затем выбить из них информацию, игровые притоны, расположенные у прибрежных товарных складов. Ночью обязательно будет идти дождь, а антигерой на своей подержанной машине будет перемещаться от заведения к заведению, встречаясь с циничной, исполненной безысходности публикой самого дурного пошиба, сталкиваясь с асоциалами, мизантропами в погоне за своей призрачной и бессмысленной целью.
Персонажи обычно вооружены и плевать хотели на права человека. Они при галстуках, носят костюмы, федоры и плащи, под которыми прячут Томми-ганы. Они передвигаются на громоздких машинах 50-х с мягкой подвеской и мощным мотором.
Они никогда не будут счастливы, и в конце фильма ни один из них не получит того, чего желал — такова депрессивная логика стилистики нуара.
Отличия от гангстерского кино
Вообще, сами по себе отличия — дело вкуса. До появления французской serié noir, где выходила подобная литература, нуар называли просто — «криминальное кино категории B».
В первую очередь, в нуаре главный герой редко бывает весельчаком, душой компании и человеком, который широко известен обществу, причем одни им восхищаются, а другие ненавидят — как это часто бывает в гангстерском кино. Скорее главный герой будет мелкой крысой в самых низах общества, никому неизвестной и о которой никто жалеть не будет.
Второе — это стилистика. Гангстерское кино светлее, в нём присутствует элемент драмы, в то время как в нуаре обычно темно и присутствует трагедия.
Третье — это о ком идёт речь. В гангстерском кино повествуется — обычно — о том, как «пацан пришел к успеху», воруя и убивая, жил как король и достойно умер в перестрелке с ФБР (утрировано). Нуар повествует о том, как человек, редко когда являющийся закоренелым преступником (хотя и такие бывают), совершает преступление ради денег или женщины и как пытается уйти от расплаты, но ему это редко удаётся, хотя он изо всех сил пытается выкрутиться. Это наиболее распространённые фабулы сюжетов, хотя бывают и случаи деконструкции жанра или даже попытки изменить манеру подачи сюжета, снимая кино в другой стилистике, нежели классическая. Но мы рассматриваем именно классику, ибо, зная её, можно отличить одно от другого.
Несколько простых способов отличить одно от другого:
- Если в фильме играет Кэгни — это гангстерское кино. Если его там нет, но есть Богарт — это скорее всего нуар (или солей).
- Если в фильме есть роковая женщина — это скорее всего нуар, гангстерское кино сосредоточено на маскулинности главного героя.
- Если в фильме присутствует сцена штурма здания, где засел герой с оружием и твердым намерением умереть — это либо полицейский боевик, либо гангстерское кино. Герои нуара так практически не поступают, они предпочитают тихо сидеть в тюрьме и ждать смертного приговора.
- Если повествование ведётся от первого лица — это скорее всего нуар.
- Если в фильме куча народа с томми-ганами делают кучу дырок в автомобиле с главгероем — это гангстерское кино.
- Если в фильме главгерой в финале стреляет в женщину — это стопроцентный нуар.
- Если в начале фильма главный герой весь в крови надиктовывает на фонограф исповедь во всех своих грехах — это стопроцентный нуар.
…и так далее, продолжать можно вечно.
Конец?
К концу 1950-х популярность нуара вслед за спадом пессимистичных настроений резко упала. Снова актуальным жанр оказался в первой половине 1970-х, после череды неудач во Вьетнамской кампании, громких политических скандалов и экономической стагнации. Эпоха неонуара привнесла в жанр акцент на тотальной коррупции, политических играх и бесправии честного человека. Закономерным финалом становится в лучшем случае хороший плохой конец, а иногда и просто плохой. Главным героем обычно становится частный детектив или вигилант. Настоятельно рекомендуются к ознакомлению знаковые фильмы той эпохи: «Китайский квартал», «Ночные ходы», «Злые улицы», «параноидальная трилогия» Пакулы («Клют», «Заговор «Параллакс»», «Вся президентская рать»).
Ещё один всплеск популярности жанр пережил в конце 1980-х. В эти годы были выпущены ремейки старых лент, да и в оригинальных наметился некоторый возврат к жанровым условностям классического нуара.
В настоящее время нуар занимает довольно узкую, но стабильную нишу фильмов сильно на любителя: даже знаковые картины редко окупаются в прокате. С другой стороны, и откровенный проходняк снимается редко, а элементы нуара всё чаще встречаются в фильмах других жанров. Загляните на эти страницы: Sin City, Renaissance, Drive, Bad Times at the El Royale.
Впрочем, среди редких шедевров неонуара нашёлся один детективный сериал, который в представлении не нуждается…
In Soviet Russia
Думаете, в Советском Союзе не было не только секса, но и нуара? Был, ещё как был! Более того, именно советский фильм «Западня» 1965 года по мотивам одноименного рассказа Теодора Драйзера во многом предвосхитил жанровые особенности и визуальные приёмы неонуара, который появился почти десятилетие спустя. Увы, для советского зрителя история американского журналиста в мире коррупции оказалась слишком мрачной, и фильм довольно быстро и совершенно незаслуженно забыли.
Ну, то был фильм про загнивающий Запад, а возможен ли нуар в советском антураже? Опять же, да. Фильм «Мой друг Иван Лапшин» именно таковым и является. История подаётся через флешбэки о жизни в провинциальном советском городе 30-х годов: тут и жестокая и хорошо организованная банда, держащая в страхе городок, и очень нуарный милиционер, и безнадёга коммуналок, и роковая женщина — всё по канонам классического нуара. Какие-то нуарные отрывки можно найти и в других фильмах.
Кроме того, заслуживают внимания и эксперименты наших братьев по соцлагерю. Так болгарский «Инспектор и ночь», почти дословно поставленный по роману известного детективщика Богомила Райнова, — это практически стопроцентный нуар с элементами деконструкции.
Примечания
- На фотографии справа представлен классический случай позерства — из автомата Томпсона проблематично даже просто стрелять одной рукой из-за большого веса, а уж об эффективной стрельбе и говорить не приходится.
- Что интересно, на самом деле в нуаре мало кто пользуется револьверами (в основном фигурируют полицейский револьвер Смит-вессон 38 калибра, что логично, и армейский револьвер Colt M1917 45 калибра, поступивший на гражданский рынок — что как раз и вызывает путаницу), основным оружием там всё же является широко распространённый автоматический пистолет Colt M1911 сорок пятого калибра. «Мораторий» на автоматические пистолеты в нуар вошел во многом благодаря Чейзу, ибо у него не всегда можно понять какой именно ствол сорок пятого калибра используется. Есть даже опасение, что он регулярно путает понятия «револьвер» и «автоматический пистолет» (для пилота ВВС времен Второй мировой войны это было бы странно, так что имеющиеся косяки вероятно являются заслугой переводчиков).
- Или на электрическом стуле.
- В спорных случаях — например, когда Кэгни, Богарт и О’Брайен снимались в гангстерском кино «Ангелы с грязными лицами», судить следует именно по Кэгни: он в нуарах не снимался.
- В кино. Обычно обозначается закадровым голосом, озвучивающим мысли главгероя; это штамп жанра.
Альтернативная история • Боевик • Бояръ-аниме • Вестерн • Взрослый сюжет из детского фольклора • Городские легенды • Готика • Детектив (Псевдодетектив) • Драма (Военная драма) • Драмеди • История без мистики (ложная мистика) • Комедия • Криптоистория (Мелькор был хорошим) • Любовный роман (любовно-фантастический роман) • Мелодрама • Нуар • Приключения (Псевдоприключенческая история) • Произведение с головоломкой • Производственный роман • Робинзонада • Роман воспитания • Романтическая комедия • Трагикомедия • Триллер (психиатрический • юридический) • Ужасы (с пытками • нашего детства • детские • Джалло • Слэшер) • Уся • Чёрная комедия • Эротический хоррор от Диснея • Янг-эдалт (подростковое)
Фантастика: Антиутопия (декоративная • молодёжная) • Атомпанк • Дизельпанк • Киберпанк • Кейппанк • Космическая опера • ЛитРПГ • Манапанк • Научная фантастика • Паропанк • Постапокалипсис • Посткиберпанк • Практопия • Реал Net • Религиозная фантастика • Ретрофутуризм • Утопия • Фэнтези • Хронофантастика
Weird fiction • Бестиарий • Гонзо-журналистика • Книга-игра • Книжка-раскладушка • Лирика • Пинкертоновщина • Роман-учебник • Роман-хроника • Фанфик (Слэш • Фемслэш) • Философский диалог • Эпос
Балет • Водевиль • Кабуки • Комедия дель арте • Кукольный театр (ваянг-кулит) • Моноспектакль • Мюзикл • Но • Опера (китайская опера) • Оперетта • Пантомима (Живые картины) • Театр теней • …
Артхаус • Байопик • Детское кино • Криминальное кино • Медицинская драма • Музыкальный фильм • Мыльная опера • Пеплум • Процедурал • Псевдодокументалистика • Роуд-муви • Семейное кино • Ситком • Скетч-ком • Теленовелла • Фильм категории Б • Фильм ужасов • Фильм-катастрофа
Дзёсэй • Кодомо • Махо-сёдзё • Меха (супермеха • реалмеха • мехаон) • Сёдзё • Сёнен • Сэйнэн • Сэнтай • Юри • Яой
Додзинси
Аудиопостановка • Визуальный роман • Жанровый гибрид • Комиксы • Нелинейное произведение
Авторская песня • Металл • Рок-опера • Шанти
Деконструкция задала новые каноны • Жанровая гамма
Основы
Понятие «фильм нуар» относится к тем голливудским картинам начала 40‑х и конца 50‑х годов, которые рассказывали мрачные во всех отношениях истории (зачастую с запутанным детективным сюжетом). Несмотря на французское происхождение термина, нуар как жанр зародился в США. Первые «чёрные фильмы» появились после Второй мировой войны и отражали пессимистический настрой многих американцев, которые видели мир исключительно в неблагоприятном свете и испытывали чувство обречённости и тоски.
Визитная карточка нуара — ночные съёмки, обязательные мрачные городские панорамы, бесконечный дождь и конечно же знаменитая чёрно‑белая картинка. Ну а главными героями таких фильмов чаще всего становились брутальные мужчины, попавшие в передрягу, и роковые лживые красавицы в роскошных платьях и чулках.
И хотя классический нуар просуществовал всего два десятилетия, он успел породить несколько шедевральных картин и до сих пор влияет на кинематограф. Среди современных наследников направления числятся, например, «Город грехов» Роберта Родригеса, «Мертвец» Джима Джармуша, «Семь» Дэвида Финчера и «Человек, которого не было» Джоэла и Итана Коэнов. Но в этой подборке мы рассмотрим только выдающиеся фильмы эпохи классического нуара от «Мальтийского сокола» (1941) до «Печати зла» (1958).
Мальтийский сокол
The Maltese Falcon
- США, 1941 год.
- Нуар, детектив.
- Длительность: 101 минута.
- IMDb: 8,0.
Расследуя убийство напарника, частный сыщик Сэм Спейд ввязывается в сомнительное дело, в ходе которого выясняется, что нанявшая его покойного друга девушка — совсем не та, за кого себя выдаёт.
Именно этот фильм сделал Хамфри Богарта звездой первой величины и позволил актёру позже сняться в «Касабланке». Картина номинировалась на «Оскар» в трёх номинациях, но ни одной награды так и не получила. Тем не менее лента предвосхитила целый жанр: многие кинематографические приёмы, показанные в фильме, полюбились создателям нуаров и нашли отражение в десятках картин.
Смотреть в iTunes →
Тень сомнения
Shadow of a Doubt
- США, 1943 год.
- Нуар, психологический триллер.
- Длительность: 108 минут.
- IMDb: 7,9.
Жизнерадостная старшеклассница Шарлотта никогда не видела своего дядюшку Чарли, но частенько мечтает встретиться с ним. Однако когда им наконец выдаётся шанс познакомиться, родственник оказывается вовсе не таким замечательным и добрым, каким его представляла себе племянница.
Сюжет шедевральной картины Альфреда Хичкока основан на реальной истории серийного душителя 1920‑х годов Эрла Леонарда Нельсона. Фильм сделал британского режиссёра знаменитым и положил начало его карьере в Америке.
Двойная страховка
Double Indemnit
- США, 1944 год.
- Нуар, триллер.
- Длительность: 107 минут.
- IMDb: 8,3.
Страховой агент Уолтер Нефф влюбляется в роковую красавицу Филлис Дитрихсон. Согласившись убить её мужа, чтобы ради страховой выплаты выдать его смерть за самоубийство, мужчина попадает в крайне неприятную историю.
Именно в этом фильме Билли Уайлдера ярче всего выделились характерные для жанра нуар черты — непредсказуемая криминальная история и мужчина, оказавшийся в беде благодаря обаянию коварной женщины.
Милдред Пирс
Mildred Pierce
- США, 1945 год.
- Нуар, семейная драма, детектив.
- Длительность: 110 минут.
- IMDb: 8,0.
Режиссёр Майкл Кёртиц соединил в «Милдред Пирс» сразу несколько жанров: семейную драму, детектив и психологический триллер. По сюжету полиция расследует убийство разорившегося аристократа, причём главной подозреваемой оказывается его жена.
Этот фильм подарил великой актрисе Джоан Кроуфорд возможность триумфально вернуться в кино. За свою игру голливудская кинодива получила долгожданный «Оскар». Также картина стала основой для одноимённого сериала с Кейт Уинслет в главной роли, который вышел на экраны в 2011 году.
Глубокий сон
The Big Sleep
- США, 1946 год.
- Нуар, детектив.
- Длительность: 114 минут.
- IMDb: 7,9.
Пожилой генерал Стернвуд нанимает сыщика Филипа Марлоу, чтобы найти и отвадить вымогателей, шантажирующих его младшую дочь. Однако детективу никак не удаётся выполнить задание: всех подозреваемых поочерёдно убивают.
Классический нуар Говарда Хоукса считается одним из лучших образцов жанра. Любопытно, что образ Филипа Марлоу, сыгранный Хамфри Богартом, послужил вдохновением при создании главного героя фильма «Бегущий по лезвию».
Смотреть в iTunes →
Почтальон всегда звонит дважды
The Postman Always Rings Twice
- США, 1946 год.
- Нуар, криминальная мелодрама, триллер.
- Длительность: 113 минут.
- IMDb: 7,5.
Адаптация одноимённого романа рассказывает историю влюблённых друг в друга Фрэнка Чамберса и Коры Смит. Любовники планируют избавиться от ненавистного мужа героини, который мешает их счастью, но всё идёт наперекосяк.
До этого роман Джеймса Кейна уже был экранизирован мастером французского поэтического реализма Пьером Шеналем и итальянским гением Лукино Висконти. Самая новая версия 1981 года, где сыграли великолепные Джек Николсон и Джессика Лэнг, вышла намного откровеннее предшественниц, превратившись в эротический триллер.
Леди из Шанхая
The Lady from Shanghai
- США, 1947 год.
- Нуар, драма.
- Длительность: 87 минут.
- IMDb: 7,6.
Простой парень Майкл О’Хара спасает от бандитов ослепительную красавицу, оказавшуюся женой искалеченного полиомиелитом богатого адвоката Артура Баннистера. Поддавшись чарам девушки, герой соглашается поработать на яхте её супруга, где явно творится что‑то неладное.
Гениальность фильма Орсона Уэллса с Ритой Хейворт в главной роли признали лишь спустя десятилетия. Среди поклонников этого идеального образца нуар‑кинематографа — Мартин Скорсезе и Ларс фон Триер.
Сансет бульвар
Sunset Blvd.
- США, 1950 год.
- Нуар, драма.
- Длительность: 110 минут.
- IMDb: 8,4.
Забытая всеми звезда немого кино Норма Десмонд предлагает молодому драматургу Джо Гиллису переписать заведомо безнадёжный сценарий, где ей будет отведена главная роль. Герой соглашается остаться в её особняке по адресу бульвар Сансет и постепенно оказывается в полной зависимости от деспотичной женщины, медленно теряющей связь с реальностью.
Фильм Билли Уайлдера о подводных камнях голливудской жизни считается одной из лучших работ режиссёра. Хотя здесь и нет характерных примет жанра нуар, но трагическая предопределённость (картина начинается со сцены, в которой зрителям показывают плавающий труп главного героя) делает ленту полноправной частью этого кинонаправления.
Смотреть в iTunes →
Целуй меня насмерть
Kiss Me Deadly
- США, 1955 год.
- Нуар, детективный триллер.
- Длительность: 106 минут.
- IMDb: 7,6.
Частный детектив Майк Хаммер, специализирующийся на супружеских изменах, влипает в очень странную историю с двумя таинственными женщинами и ядерным чемоданчиком.
Безжалостно циничная картина режиссёра Роберта Олдрича по роману Микки Спиллейна, по мнению многих киноведов, завершает собой классическую эпоху кинонуара. Необычно, что традиционно положительный образ сыщика здесь сменился на эгоистичного садиста, а весь фильм пропитан параноидальным страхом перед атомным оружием.
Печать зла
Touch of Evil
- США, 1958 год.
- Нуар, криминальная драма.
- Длительность: 111 минут.
- IMDb: 8,0.
В маленьком городке на американо‑мексиканской границе происходят жуткие вещи. Мексиканский полицейский превращается в мстительного сумасшедшего, когда его жену насилуют и накачивают наркотиками. Тем временем американский детектив готов пойти на крайние меры, чтобы закрыть очередное дело.
Ещё один фильм создателя великого «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса, который считается классикой нуара и одновременно концом эпохи. Зато значительно позже — в первой половине 70‑х годов — на экранах стали время от времени появляться картины, обыгрывающие эстетику классического нуара. Последним часто отдают дань уважения Роман Полански, Мартин Скорсезе, Ридли Скотт, Дэвид Линч, Николас Виндинг Рефн и другие именитые режиссёры.