О рисовании

О рисовании

Первыми обратились к искусству живописи пещерные люди, жившие 30-10 тыс. лет до н.э. Это были примитивные и однотипные рисунки животных и людей. Так первобытный человек стремился запечатлеть мир и оставить послание потомкам.

Существуют разные методики рисования, для каждой из которых применяются специальные материалы и техники. Как основу будущей работы используют холст, лист бумаги, ватман, ткань или дерево. Выбор художественных принадлежностей разнообразен: фломастеры, краски, карандаши, мелки, штампы, аэрограф, песок и пластилин.

Польза рисования

Один использует рисование, чтобы расслабиться, другой ‒ чтобы выразить творческий потенциал, третий ‒ чтобы заняться на пару часов приятным делом.

Для взрослых

Во время рисования функционируют оба полушария мозга. Это важно не только для гармоничного развития мыслительных процессов, но и для поддержания здоровья мозга взрослого человека. Современный художник и педагог Марина Трушникова в статье «Секрет долголетия: почему нужно рисовать, чтобы быть здоровым и жить долго» утверждает, что рисование ‒ это профилактика старческого слабоумия и заболеваний мозга. Когда взрослый человек рисует, его мозг развивается и появляются новые нейронные связи.

Самовыражение

Конечный продукт ‒ картина, которая демонстрирует творческий взгляд. Рисуя, мы выражаем индивидуальность и проявляем креативность. Не нужно преследовать цель создать шедевр: отразите внутренний мир через картину.

Исцеление

Создавая рисунки на определенную тематику и с заданной целью, человек способен выплеснуть негатив или переключиться на позитивное восприятие мира. Методику давно применяют психологи и психиатры в работе с пациентами. Благодаря лечебному эффекту, который оказывает рисование, появилось направление «арт-терапия».

Польза рисования в том, что оно успокаивает нервы, снимает напряжение, помогает расслабиться и улучшить настроение. Не важно, как работать с рисунком: проводить плавные разноцветные линии, образующие картинку, или создавать хаотичную абстракцию. Главное, почувствовать облегчение после работы.

Развитие эстетического вкуса

Когда человек берет в руки художественные принадлежности и начинает рисовать, он приобщается к искусству. Создавая и созерцая прекрасное, мы получаем эстетическое наслаждение и учимся отличать хорошую работу от плохой. Это умение формирует художественный взгляд и прививает любовь к изобразительному искусству.

Интересный досуг

Чтобы не изнывать от скуки в свободное время, можно заняться рисованием. Так время пройдет незаметно и с пользой.

Объединение

Ничто так не объединяет людей, как общие дела и увлечения. Рисование может выступить общим занятием, сплачивающим членов семьи или участников художественной студии. В результате творческой деятельности мы приобретаем не только новые знания и положительные эмоции, но и находим единомышленников.

Для детей

В детском возрасте мы впервые беремся за бумагу и карандаш. Если для взрослого рисование является дополнительным способом времяпрепровождения, то для ребенка это один из навыков, который он обязательно должен освоить.

Развитие сосредоточенности, памяти и воображения

Когда ребенок занят рисованием, он концентрируется на процессе, чтобы сделать нужный штрих. Малышу требуется быть внимательным, поскольку одно неловкое движение руки испортит рисунок. А в ходе срисовывания предмета ребенок учится запоминать и визуально передавать детали, что развивает память. В процессе подключается фантазия, ведь творческий процесс ‒ это создание нового, взятого из воображения.

Подготовка руки к письму

В дошкольном возрасте одной из основных задач для родителей и воспитателей является развитие мелкой моторики рук. С помощью рисования ребенка учат управлять движениями запястья и пальцев, правильно держать руку ‒ навыки пригодятся, когда ребенок будет учиться писать.

Если вы хотите научить ребенка работать с разными материалами и инструментами, то прочтите книгу Мэри Энн Ф. Колль «Рисование. Главное ‒ процесс, а не результат!». Автор рассказывает о 50 техниках для дошкольников.

Самосознание

В ходе рисования ребенок осознает себя художником, ответственным за конечный результат. Ведь от того, какие цвета и движения он будет применять, зависит итоговая картинка. Это формирует представление об ответственности. Происходит осознание себя участником, контролирующим процесс.

В каком возрасте нужно начинать рисовать

Родителей волнует, начиная с какого возрасте ребенок должен рисовать. Единого мнения на этот счет нет. Екатерина Ефремова в статье «О пользе рисования для детей» пишет, что начинать лучше не раньше 8-9 месяцев, когда ребенок уверенно сидит. Для маленьких детей до года самыми подходящими приспособлениями станут пальчиковые краски и восковые мелки.

Что касается взрослых, которые давно не брали в руки художественные принадлежности, но есть желание что-то изобразить ‒ дерзайте. Никогда не поздно ощутить себя художником.

Вред рисования

Вреда рисование оказать не может, поскольку это развивающая и увлекательная творческая деятельность. Выделим 2 неприятных нюанса, связанных с рисованием.

Критика

Не все дети и взрослые способны адекватно воспринимать критику, и не все умеют критиковать конструктивно. В результате у художника появляются комплексы, неуверенность в таланте, приводящие к нежеланию рисовать и показывать работы. Важно, выражая оценку, подчеркнуть не только недостатки работы, но и достоинства.

Грязная одежда и отравление

Такой «побочный эффект» характерен больше для детей, которые не умеют аккуратно обращаться с материалами и любят все пробовать на вкус. Важно, чтобы взрослый контролировал процесс, если ребенок ещё маленький. А чтобы защитить одежду и поверхность от пятен и грязи, наденьте фартук и застелите клеенкой рабочую область.

С чего начать, когда не умеешь рисовать

Для тех, кого природа не наделила даром мастера живописи, созданы пособия и наборы для рисования. Например, книга «Вы сможете рисовать через 30 дней» от Марка Кистлера расскажет о законах и приемах творчества, сопровождаемых легкими инструкциями и примерами.

Если вы хотите сразу перейти к практике, начните с раскрашивания готовых изображений. Для новичков подойдут мандалы, дудлинг и зентаглы. Техники выполняют задачу медитативного расслабления и антистрессовой терапии.

Более продвинутый уровень ‒ это рисование картины по номерам. Техника предполагает раскрашивание нанесенного на картон или холст трафарета в определенные цвета, обозначенные в схеме к работе. Такие картины продаются в наборах, куда входят кисти, краски, основа будущей картины и инструкция.

Вы задумывались о том, почему дети обожают разноцветные карандаши, книжки-раскраски, почему так самозабвенно рисуют на мебели,обоях и остальных доступных поверхностях? Почему у каждого из нас в детском саду и школе обязательными были уроки рисования? Трудно измерить пользу этого занятия для детей. Рисуя, дети развивают мелкую моторики, улучшают память, тренируют внимательность и познают мир.

Но даже если вы давно уже не школьник и не мечтаете стать художником, в этой статье вы найдете четыре причины, по которым стоит попробовать рисовать, не обращая внимания на возраст, специальное образование или наличие явного таланта.

В жизни каждого наступает момент, когда рутина приедается, а новый день похож на предыдущий, как в фильме «День сурка». Лучше всего в это время найти себе занятие, к которому лежит душа: записаться в спортзал или на танцы, пойти учить иностранный язык или начать рисовать.

А если вы разделите новое хобби со своей второй половинкой — это освежит ваши отношения и, буквально, добавит в совместную жизнь новых красок.

Вам знакомо чувство усталости даже после полноценного 8-часового сна? Возможно, и с самим сном есть проблемы? Часто ли вы бываете раздражены или подавлены? Вам трудно запомнить что-то или сконцентрироваться на чем-то? Если вы ответили «да» на большую часть этих вопросов, то в вашей жизни хватает стрессов. И, кстати, от синдрома хронической усталости не спасет даже отпуск. К счастью, чтобы до этого не дошло, вы можете записаться на йогу или начать рисовать.

Дело в том, что рисование дает тот же эффект, что и медитация. Рисуя, вы приходите в равновесие и успокаиваетесь, а, сосредоточившись на процессе, и вовсе научитесь отключать голову и останавливать внутренний диалог, отвлекаться от негативных эмоций и неприятных мыслей. Наши ученики часто пишут о том, что рисование помогает им преодолевать трудности, бороться с болезнями и достигать душевного комфорта.

Причина, по которой врачи и ученые советуют не прекращать учиться чему-то новому взрослым людям, — снижение когнитивных способностей после 30 лет. Но, если регулярно целенаправленно нагружать мозг, количество новых нейронных связей в нем будет увеличиваться, давая большую психологическую гибкость и приспособленность к изменениям внешних обстоятельств. Этот процесс никак не зависит от возраста, но без постоянной тренировки новые связи распадаются также легко, как создаются. Тренировать мозг можно разными способами: играть в игры, разгадывать кроссворды и головоломки, учить иностранный язык, рисовать. Главное условие — это не должно стать рутиной, если вы чувствуете, что вам стало легко — пришло время переключиться на новое занятие.

Рисование хорошо тем, что в нем всегда есть, куда расти, поэтому можно не бояться застрять в зоне комфорта. Освоили графику — берите в руки кисть, чувствуете себя уверенно с кистью — попробуйте пастель, и так далее: задачу можно усложнять до бесконечности.

Прекрасный бонус, который вы получите — тренировка памяти и внимания. Для того, чтобы нарисовать какой-то предмет с натуры, нужно рассмотреть его в мельчайших деталях, а для того, чтобы нарисовать что-то по памяти — нужно это что-то вспомнить, поэтому, чем больше вы рисуете — тем лучше работает ваша память.

Теперь вы знаете, что начать рисовать в 30, 40 или 50 лет — отличная идея. Только один совет: не привязывайтесь к результату и не стесняйтесь, если из под вашей кисти не сразу выйдет шедевр. Помните о том, сколько пользы в самом процессе!

Учёные провели множество исследований и поняли, что заниматься рисованием нужно всем без исключения, независимо от наличия таланта и специального образования.

Вам никогда не хотелось заняться живописью? Вот накупить всех этих холстов, мольбертов и красок, а затем начать рисовать только вам одному понятные шедевры? Если вы испытывали подобные устремления и каждый раз откладывали их в долгий ящик как неуместные и несвоевременные, то совершенно напрасно. Современная наука утверждает, что занятие изобразительным искусством не только естественно для любого человека, но и очень полезно.

Занятие творчеством уменьшает стресс и чувство тревоги

В ходе недавнего исследования, результаты которого были опубликованы в журнале Art Therapy Girija Kaimal, Kendra Ray & Juan Muniz. Reduction of Cortisol Levels and Participants’ Responses Following Art Making , учёные предложили участникам заняться живописью. Уже через 45 минут у испытуемых было зафиксировано значительное снижение уровня кортизола — гормона стресса. Психологическое воздействие различных видов творчества является настолько ярко выраженным, что получает всё большее распространение в качестве терапии для жертв домашнего насилия, людей, пострадавших от преступных действий или понесших тяжёлую утрату.

Рисование улучшает работу головного мозга

Искусство действует на наш мозг на нейронном уровне. В 2014 году в журнале PLOS ONE была опубликована научная работа, доказывающая, что изобразительное искусство может улучшить связи между нейронами человеческого мозга Anne Bolwerk, Jessica Mack-Andrick, Frieder R. Lang, Arnd Dörfler, Christian Maihöfner. How Art Changes Your Brain: Differential Effects of Visual Art Production and Cognitive Art Evaluation on Functional Brain Connectivity . Как утверждают учёные, это помогает нам лучше сосредотачиваться на предмете и быстрее усваивать новые знания.

Изобразительное искусство помогает преодолеть печаль и уныние

Сосредоточение на творчестве действительно помогает забыть о многих проблемах. Если вы хотите отвлечься от грустных мыслей и переживаний, то берите в руки мольберт, краски, карандаши и мелки. Это ещё раз подтвердил эксперимент, с результатами которого можно ознакомиться в журнале Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts Jennifer Drake, Ellen Winner. Confronting Sadness Through Art-Making: Distraction Is More Beneficial Than Venting .

Его участникам было предложено посмотреть фильм «Проект Ларами», вызывающий обычно очень негативные и даже депрессивные эмоции. После этого зрители были разделены на две группы. В одной люди принялись обсуждать события из фильма, в то время как участникам второй было предложено нарисовать какой-либо пейзаж. Последующее тестирование показало, что эмоциональное состояние «художников» очень быстро вернулось к обычному, в то время как остальные участники ещё долго испытывали подавленность и тревогу.

Бездумное рисование эскизов помогает сосредоточиться

Не стоит думать, что пользу можно получить только от серьёзной живописи. Иногда даже механически созданные каракули на бумаге могут выручить в трудной ситуации. Например, если вы сидите на собрании или скучной лекции — возьмите листок бумаги и начните заполнять его какими-либо узорами. Важно делать это совершенно непредсказуемо, без какой-либо идеи и цели. Как утверждают авторы исследования Jackie Andrade. What Does Doodling Do? , этот простой приём поможет вашему мозгу по-прежнему оставаться в фокусе и запомнить на 29% больше, чем если бы вы просто сидели и слушали.

Хотите решить проблемы — нарисуйте их

Учёные уже давно заметили, что гораздо проще найти выход из ситуации, если описать её на бумаге. Но авторы этой научной работы Pennebaker JW, Seagal JD. Forming a Story: the Health Benefits of Narrative пошли ещё дальше и предложили участникам нарисовать свои главные проблемы. Результаты превзошли все ожидания: более половины участников сказали, что после сеанса арт-терапии их проблемы показались им не такими уж большими и в чём-то даже смешными.

Рисование помогает достичь состояния потока

Концепция потока предложена Михаем Чиксентмихайи и определяется им как психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается. Оно характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением и нацеленностью на успех в процессе деятельности. Творчество является одним из классических способов достижения этого состояния, когда творец не заинтересован в какой-то конкретной конечной цели, но в полной мере сосредоточен на самом процессе.

Все дети очень любят рисовать, и родители знают, что раскраска — это лучшее занятие для ребенка. Прошли годы, и сейчас многие взрослые люди сами начинают интересоваться рисованием. Интернет пестрит курсами и мастер-классами по рисунку, а магазины завалены раскрасками для взрослых. Но это не только модное хобби, а еще и очень полезное занятие!
И сейчас мы расскажем вам, почему.

1. Рисование пробуждает творческий потенциал. Рисуя или раскрашивая, вы раскрываете свои творческие способности, развиваете фантазию и креативность. А эти качества хороши при решении любых жизненных проблем.

2. Рисование очищает от негативных мыслей. Рисование — это как йога для нашего мозга. Когда человек рисует, его полушария работают гармонично и слаженно. Все лишние мысли уходят, и это очень расслабляет и позволяет нам забыть о любом негативе.

3. Повышается концентрация внимания. Наше внимание постоянно направленно на множество задач, забот и обязанностей. Рисование помогает сфокусировать внимание на одном деле и спокойно довести его до конца. Таким образом, развиваются способности концентрации, которые можно применить в любой сфере.

4. Рисование дает уставшему мозгу отдохнуть. Когда вы рисуете, ваш мозг воспринимает это как медитацию. Именно каждодневное рисование помогает гармонизации работы мозга.

5. Рисование — отличный способ расслабиться в любое время и в любом месте.
Скучно в самолете? Рисуйте. Испытываете стресс на работе? Рисуйте (только в обед, а не в рабочее время). Нечем заняться дома? Рисуйте. Это здорово! Вы можете делать это где угодно.

6. Рисование улучшает двигательные навыки. Раскрашивание рисунка внутри линий совершенствует моторно-зрительную координацию и двигательные навыки. Рисование помогает развить «твердость» руки и четкость движений.

7. Рисование избавляет от беспокойства и напряжения. Рисование — это самый действенный способ, чтобы снять стресс. Не верите? Проведите за рисованием хотя бы полчаса, и вы удивитесь результату.

8. Рисование приносит в жизнь удовлетворение и радость.
Когда вы рисуете, и у вас получается отличная картина, вы испытываете радость и гордость за свои успехи. Чувство удовлетворения и самодостаточности от своих достижений — гарант положительных эмоций.

9. Рисование развивает чувство прекрасного и позволяет иначе взглянуть на мир.
Когда вы постоянно рисуете, то окружающий мир становится ярче и интереснее. Вы чаще замечаете краски жизни там, куда раньше бы даже не посмотрели.

10. Рисование помогает в освоении других видов деятельности. Доказано, что рисование приносит положительный результат во многих областях. Например, помогает в изучении иностранных языков. А если вы хотите развить память, нарисовать информацию – это лучший способ ее запомнить.

11. Рисование поможет вам изобразить ваш внутренний мир.
Ваше видение мира, ваши интересы и увлечения, ваше душевное состояние и эмоции, теперь вы сможете изображать на бумаге. И это очень важно, выразить то, что порой нельзя сказать словами.

Начните рисовать прямо сейчас! Самостоятельно или под руководством наставника. По 10 – 15 минут в день. И Ваша жизнь преобразится!

22 октября в информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) прошло очередное занятие «Академии нескучных наук» для семейной аудитории.

В этот день дети от 6 до 12 лет и их родители обсуждали загадки науки. Можно ли передавать энергию по воздуху? Правда ли, что светом можно создавать необычные рисунки? И как самим создавать 3D изображение? На эти вопросы «академики» находили ответы, как обычно, участвуя в опытах и экспериментах. Например, от сотрудников ИЦАЭ они узнали о трансформаторе Тесла, который передает высокочастотное электромагнитное излучение в пространство. Участвуя в опыте с трансформатором, дети увидели, как электромагнитное поле человека влияет на мощность светодиодной лампы, как горит инертный газ в лампе с нитью накаливания 20 Вт, и как ртутная лампа начинает светиться, не контактируя с трансформатором.

Во второй части занятия юные «академики» узнали, что свет можно не только включать и выключать, а еще и рисовать им в темноте. Вооружившись фонариками на своих смартфонах, дети создавали в темноте импровизированные смайлики, деревья, животных и даже ангелов. А потом все вместе нарисовали в воздухе световые буквы ИЦАЭ.

Завершился «академический» урок 3D рисованием. Используя только лист бумаги, карандаши и фломастеры, дети учились рисовать объемные предметы на примере своей руки. Лучшие рисунки украсят фойе ИЦАЭ.

Следующее занятие пройдет в ноябре. Следите за расписанием.

Рисование Рисование — искусство изображать на плоскости действительносуществующие или воображаемые предметы с обозначением их форм линиями иразличной степени освещения этих форм посредством более или менеесильного покрытия их каким-либо одноцветным веществом. Получаемое такимобразом, изображение называется рисунком, художник, производящий его -рисовальщиком. Со временя изобретения бумаги, рисунки исполняютсяпреимущественно на ней и несравненно реже на пергаменте, которыйпреимущественно употреблялся для них, в средние века, на тканях, кости,камне, дереве и т. п. Веществом, которым в рисунке проводятся линии иделается оттенение его частей, бывает графит, в виде карандаша ипорошка, так наз. черный мел (прессованная сажа с примесью клея),итальянский карандаш, уголь (фюзен), обыкновенный мел, кровавик,чернила, китайская тушь, сепия, бистр и другие красящие жидкости,накладываемые пером или кистью; наконец, специально для Р. на камне -литографские карандаш и чернила. Самый удобный, а потому и наиболеераспространенный способ Р. — графитно-карандашный. Теплый,серебристо-серый тон графита, его нежная зернистость; большая легкость,с которой можно сделанным из него карандашом проводить плавные, мягкиелинии и затушевывать части рисунка до желаемой темноты, наконец, егоподатливость при стирании резиною и мякишем хлеба — все это дает этомуспособу преимущество пред всеми другими. особенно тогда, когдаизображение исполняется в небольшом масштабе или когда художник хочетвоспроизвести на бумаге задуманную им композицию и обработать ее вглавных чертах. При этом он может облегчить себе труд тем, что вместопрокладки теней помощью более или менее сильных и сближенных штрихов,взаимно пересекающихся в двух или нескольких направлениях, станетзатирать надлежащие места рисунка концом растушки, на которыйпредварительно взято немного графита в порошке. почти такие же удобствапредставляет итальянский карандаш; он даже более, чем графитный,сообщает рисунку энергический, бархатистый тон, но за то не позволяетдостигать до крайней тонкости линий и хуже снимается при поправкесработанного; употреблять этот карандаш можно также не только в куске,но и в порошке (так наз. соусе), действуя в последнем случае такжерастушкой. Кровавик (затверделая железистая известь, Наеmatites),употребляемый обыкновенно в виде остро очиненного куска, вставленного врейсфедер, очень хорош для некоторых рисунков по приятности своегокрасного цвета, но он довольно тверд и не дает возможности ни проводитьочень нежные черты, ни передавать с достаточною силою глубокие тени.Древесный уголь, приготовленный в виде заостренной палочки, вследствиесвоей пористой, рыхлой структуры, быстро притупляется и не способенпроизводить тонкие линии, а потому им нельзя исполнять небольшие,деликатно отделанные рисунки, за то он превосходен для крупных, эскизныхнабросков и начерченное им легко удаляется чрез простое стирание сухойтряпкой: им предпочтительно пользуются живописцы при изготовлениикартонов для будущих своих произведений и при установления рисунка насамых картинах пред тем как принимаются за краски. Р. чернилами,китайскою тушью и вообще цветною жидкостью может быть двоякого рода:жидкость берется на перо, которым потом очерчиваются формы изображаемогопредмета и заштриховываются в должной степени неосвещенные и малоосвещенные его части; или же такая работа производится кистью, напоенноюболее или менее густой жидкостью. При первом способе получаются рисунки,напоминающие собой офорты и гравюры, исполненные резцом, при втором -изображения, отличающиеся от настоящих, многокрасочных акварелей толькосвоей одноцветностью. Соединение обоих этих способов в одном и том жерисунке приводит иногда к блестящим результатам. Рисовать каждым изисчисленных способов можно не только на белой бумаге, но и на цветной,напр. на серой, синеватой, желтоватой и др.; когда взята такая бумага,бывает весьма уместно, для придания изображению большей рельефности,проходить по его местам, представляемым в полном освещении, белымкарандашом или кистью с белилами. Как сказано выше, задача Р.заключается в воспроизведении предметов, имеющих все три измерения, втом виде, в каком они представляются нашим глазам с одного определенногопункта (точки зрения), т. е. как бы находящимися на одной плоскости (такназ. картинной) и притом в большинство случаев значительно меньшегоразмера сравнительно с действительным; поэтому, успешное выполнение этойзадачи возможно только при удовлетворении двух главных условий:соблюдения, с одной стороны, законов перспективы и теории теней, а сдругой — верности масштаба, т. е. пропорциональности между частямиизображения, согласной со взаимным отношением соответственных частей всамом предмете; без этого нельзя достигать ни правдоподобностиизображения, ни даже самой его понятности. Кроме того, рисующий долженхорошо знать анатомию — по крайней мере, внешнюю — человеческого тела,которое приходится ему изображать чаще всего как в покое, так и вдвижении, а также иметь точное представление о формах природы вообще,которые, однако, столь разнообразны и сложны, что даже при близкомзнакомстве с ними, ему приходится, в каждой серьезной работе,приглядываться к натуре и проверять свою память. Наконец, отрисовальщика требуется техническая ловкость, известный навык и вкус впользовании материалами и орудиями его труда. Все эти условия ставят Р.на один уровень с тремя важнейшими отраслями образных искусств — с архитектурой, скульптурой и живописью. Мало того, эти отрасли,равно как и декоративное искусство, т. е. искусство, примененное кремеслам и промышленным производствам, не могут обходиться безсодействия Р. — обстоятельство, вследствие которого французы далиназвание leg arts du dessin всей группе начертательных искусств, вотличие от искусств тонических, основанных на звуке. В области первых,не умея рисовать, нельзя быть истинным художником какой бы то ни былоспециальности. Архитектор, составляя проект сооружения, прежде всеговыражает рисунком возникшую в его фантазии идею будущего произведения,выясняет для себя его общий вид и главные детали, и уже после тогоподробно разрабатывает этот эскиз в чертежах, при помощи линейки,треугольника и циркуля, но и при этой математической операции неупускает из вида красоты и гармоничности рисунка, сложившегося в егоголове. Точно также и скульптор, прежде, чем приступает к леплениюстатуи или барельефа, рисует свою композицию, с целью установить еечастности и получить возможность судить о том впечатлении, какое онабудет производить впоследствии. Но особенно важную роль играет Р. вживописи. Вся сущность этой отрасли искусства состоит из двух элементов:рисунка и колорита. Первый переносит на картину видимые формы предметов,второй — их цвета и переходящие изменения последних, зависящие отразличного рода и разной степени освещения. Только совокупность этихэлементов создает настоящее произведение живописи, причем, однако,рисунку принадлежит преимущественное участие. Чтобы убедиться в этом,достаточно будет вспомнить, что мы получаем представление о предметах поих формам, а не по краскам, и что в природе есть множество какодушевленных, так и неодушевленных предметов, имеющих одинаковый цвет,между тем как нет двух, которые имели бы одни и те же формы: по желтизнешкуры льва мы не отличили бы его от других животных той же, как и его,окраски, если бы не знали его общего облика, его морды, гривы и пр. Унесчетного множества растении листья зеленые и распознавать какой породеони принадлежат, мы можем единственно обращая свое внимание на их контури строение. Словом, в самой природе, рисунок служит определителемпредметов, выразителем их сущности и отличительных признаков, краски жетолько дополняют их характеристику, только усиливают их впечатление. Тоже самое и в живописи. Вообразим себе, что художник покрыл на полотнебесформенное пятно краской, совсем подходящею под цвет человеческоготела; это пятно не даст, однако, ни малейшего представления о человеке,тогда как грубо начерченный контур достаточен, чтобы вызвать этопредставление. Рисунок, можно сказать, душа живописи: без него вкартине, как бы хороша ни была она в колоритном отношении, нет ни внятновыраженной идеи, ни движения, ни экспрессии. Это прекрасно понималилучшие живописцы всех времен и народов, изощряясь в изучении рисунка,начиная с него исполнение всякой картины и затем постоянно соображаясь сним при действии кистью. Но по ограниченности человеческой натуры — дажеталантливой — почти никогда не случается, чтобы художник был одинаковосилен и в рисунке, и в красках: отличный рисовальщик по большей частибывает ординарным колористом и — наоборот:, целая живописная школаразрабатывает главным образом рисунок, другая школа — колорит. Историяискусства на каждом шагу представляет нам доказательства этой истины, изкоторых будет достаточно указать только на некоторые. Итальянскиехудожники эпохи Возрождения, особенно принадлежавшие к флорентийской,ломбардской и римской школам, со страстью возделывали рисунок и вцветущую пору этой эпохи довели его до высокого совершенства; но всеони, за исключением венецианцев, выказали сравнительно слабуюнаклонность к колориту: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэльпрославились благодаря своему дивному рисунку, но не краскам; Тициан,Тинторетто и Паоло Веронезе уважаются главным образом за их сильный,блестящий, гармоничный колорит и он искупает нередкое отсутствие строгойправильности в их рисунке. Краска господствовала над формой и уживописцев Италии, у Веласкеса, Мурильо, Сурбарана и др. То же самое, ноеще в большей степени, составляет отличительную черту нидерландскихшкол, объяснимую, с одной стороны, физическими свойствами края, вкотором они развились, а с другой — их реалистическим направлением. Вовлажной атмосфере Голландии и Фландрии, богатых далекими горизонтами, влучах северного солнца, контуры предметов обозначаются смутно и их цветатеряют для глаза, природную интенсивность; он приучается воспринимать нестолько подробности форм, сколько их общность, не столько линейную,сколько воздушную перспективу, поражается не столько яркостью красок,сколько мягкостью их сочетаний и разнообразием их оттенков, ежечасноменяющихся под влиянием освещения. Эта игра света и красок сделалась дляголландских мастеров с Рембрандтом во главе, благодарной задачейтворчества, могущественным средством вызывать художественноевпечатление, отодвинувшим на задний план рисунок; последний должен былтолько помогать этому впечатлению насколько необходимо, не выходя изсвоей подчиненной роли. К тому же, любовь голландцев к ничем неприкрашенной действительности исключала всякую стильность рисунка,всякую определенность его правил: достаточно было, если он подходил кнатуре и был характерен в каждом отдельном случае. Фламандцы, врассматриваемом отношении, близко родственны с голландцами, хотя иработали в ином духе, с несколько иными стремлениями: жизнерадостноеискусство Рубенса и большинства его соотечественников выражалосьпреимущественно языком колорита, ясного, сильного и гармоничного,допускавшим рисунок быть неточным и умышленно утрированным для пущейвыразительности изображенного. Французская живопись времен Пуссена иЛесюера отличалась безукоризненной правильностью рисунка, соединенной сусловностью и вялостью колорита. Позднее, стиль названных художниковсменила манерность жеманно искажавшая рисунок и стремившаяся льститьтогдашнему вкусу не столько его жизненностью, сколько веселой игройнарядных, цветистых красок. Классицизм Л. Давида и его учениковвозвратил рисунку античную чистоту и стройность, но, в погоне за этимикачествами, не придавал должной цены колориту, за разработку которогопринялись потом французские романтики, Делакруа, Декан и др.,пренебрегавшие строгостью рисунка и заботившиеся, главным образом, обего экспрессивности. Возьмем, наконец, еще один пример — русскую школу.С самого своего основания и до недавнего времени она производила болееили менее искусных рисовальщиков, каковы, напр. Егоров, Шебуев, Бруни,Басин, Иванов и мн. др., но замечательных колористов в ней не являлось,за исключением Боровиковского, Левицкого, Кипренского и, пожалуй, К.Брюллова; если обратимся к современным нам русским художникам, то средивыдающихся из их числа найдем недавно умерших Крамского и Шишкина,превосходных рисовальщиков, один в области портрета, другой по частипейзажа, но тяжелых и тусклых в колорите; еще здравствующий К.Маковский, несомненно, наделен чувством красок, за то сильно хромаетрисунком. Независимо от своей важности собственно в искусстве, Р. имеетогромное педагогическое значение. Будучи преподаваемо юношеству, онослужит к развитию в нем эстетического вкуса, доставляющего ему потоммногие духовные услады в жизни, и, вместе с тем, знакомит его сприродой, приучает всматриваться в ее формы и явления, помогает разуметьих сущность и частности — словом, приносить в известной степени такую жепользу, как и естествоведение. Поэтому, в каждой общеобразовательнойшколе, если она устроена рационально, Р. должно занимать почетное местов ряду учебных предметов, чего, к сожалению, мы не видим во многих изгимназий, институтов и др. училищ нашего отечества, где урокам Р.посвящается ничтожное число часов, и его преподавание ведетсянедостаточно подготовленными наставниками по неудовлетворительнойметоде, при скудных учебных пособиях. Иногда весь курс этого предметаограничивается копированием литографированных картинок, так назыв.»оригиналов», начиная с простейших и кончая сложными, — упражнением,которое некогда было во всеобщем употреблении, но теперь признаносовершенно не ведущим к цели, так как оно не ставит учащегося лицом клицу с натурой, заслоняет ее от него призмой чужого понимания ее форм иесли дает что-либо, то только механический навык в черчении контуров итушевке. Новейшая педагогика, на основании долгого опыта, установилаодну общую систему преподавания Р., допуская, однако, сокращение илирасширение известных ее частей, сообразно тому, приготовляется ли юношабыть художником, специалистом по той или другой отрасли прикладногоискусства или просто образованным человеком. Уроки Р. следует начинатьрано, едва ребенок вступает в школьный возраст. Учащегося должно преждевсего заставлять чертить от руки прямые линии, параллельные и взаимнопересекающиеся под различными углами, потом круговые эллиптические идругие кривые линии, но отнюдь не по так назыв. «клеточкам». От этихупражнений незаметно переходят к Р. простейших геометрических фигур,каковы квадрат, треугольники, прямоугольники, ромбы, круги, эллипсы ипр., причем, дабы приучить ученика пропорционально уменьшать то, что онвидит, дают ему копировать в небольшом размере образцы, крупноначерченные на классной доске или на бумаге. Затем, в курс постепенновводится черчение более сложных фигур, составленных из прямых и кривыхлиний, узоров, отличающихся симметричностью, схематических форм листьеви цветов и т. п. Когда, благодаря этим занятиям, глаз учащегося ужепривык верно схватывать рисуемые формы, а рука твердо и свободно владетькарандашом, его сажают за Р. геометрических тел: куба, параллелепипеда,пирамиды, шара, конуса, цилиндра и пр., каждого тела в отдельности илигруппы из нескольких тел, причем оригиналами служат сначала ихпроволочные модели, а потом сделанные из белого картона или дерева; в тоже время молодому рисовальщику преподаются основные правила перспективыи теории теней, помогающие ему проверять себя при воспроизведениивидимых контуров и передаче освещения посредством тушевки, к которой онприступает с этих пор. За Р. с геометрических тел идет Р. с рельефныхгипсовых орнаментов, сперва простых, а потом все более и более сложных.Орнаменты, в качестве оригиналов, уступают свое место гипсовым головами, наконец, целым статуям человека — слепкам с превосходнейшихпроизведений античной и новейшей скульптуры. Преподавание завершается Р.фигур нагих и костюмированных натурщиков, драпировок, надетых наманекен, портретов и, если учащийся имеет влечете к пейзажу — деревьев,земли; строений и прочих ландшафтных мотивов, непосредственно с натуры.Скорость и успешность прохождения изложенного курса зависят, как и вовсяком педагогическом деле, в значительной степени от способностейучащегося, от опытности и усердия наставника, от богатства или бедностиучебных пособий и от многих других причин; но, пройдя строго всю этушколу рисунка, молодой челвек становится готовым быть, если онталантлив, настоящим художником и, во всяком случае, любителемискусства, могущим сознательно наслаждаться его созданиями и вносить егов жизнь. А. С — в.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *