Определите стихотворный размер

Определите стихотворный размер

Стихосложение

★ Главная ► Искусство ► Литература ► Стихосложение
Стихосложение (или версификация) — от лат. versus — стих и facio — делаю.

Стихосложение — организаця стихотворной речи, элементов, лежащих в основе конкретной стихотворной системы. В основе стихотворной речи лежит, прежде всего, определённый ритмический принцип.

Терминология

Ритм — повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения. Рифма — созвучие концов стихов (или полустиший). Строфа — организованное сочетание стихов (стих — поэтическая строка), закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.
Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу является соединение их рифмой. Наиболее распространенным видом строфы является четверостишие, наименьшим — двустишие. Двустишие — простейшее строфическое образование из двух стихов, скрепленных рифмой: Ешь ананасы, рябчиков жуй,
день твой последний приходит, буржуй.
(В. Маяковский — 1917) Четверостишие — строфическое образование из четырех стихов. Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот
(А. Ахматова — 1911) Стопа (лат. нога, ступня) — структурная единица стиха. Стопа (лат. — нога, стопа, ступня) — это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.
Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест).
Стопа является минимальной структурной единицей стиха.
Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).
Стопа — группа слогов, выделяемая и объединяемая единым ритмическим ударением (иктом). Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп. Стопы — сочетания сильной и слабой (слабых) позиций регулярно повторяющиеся через весь стих.
Простая стопа бывает:

  • двусложная, когда постоянно повторяются два слога — ударный и безударный, или наоборот (хорей, ямб …);
  • трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога (анапест, амфибрахий, дактиль …).

Метр — мера стиха, его структурная единица. Представляет собой группу стоп, объединённых иктом (главным ритмическим ударением). Акцентные системы стихосложения
Акцентные (речевые) системы стихосложения делятся на три основные группы:

  1. Силлабическое,
  2. Тоническое,
  3. Силлабо-тоническое — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Cистемы стихосложения Характеристика Пример
1. Силлабическая
(фиксируется число слогов)
Система стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено;
обязательная рифма
С одной страны гром,
С другой страны гром,
Смутно в воздухе!
Ужасно в ухе!
Набегли тучи
Воду несучи
Небо закрыли,
В страх помутили!
(В.К.Тредиаковский — Описание грозы)
2. Тоническая
(фиксируется число ударений)
Система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов;
число безударных слогов между ударениями варьируется свободно
Вьется улица-змея.
Дома вдоль змеи.
Улица — моя.
Дома — мои.
(В.В.Маяковский — поэма «Хорошо!»)
3. Силлабо-тоническая
(фиксируется число слогов и количество ударных позиций)
Система стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках Ты хочешь знать, что видел я
На воле? — Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
(М.Ю.Лермонтов — Мцыри)

В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримость которых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутри строк.
Система стихосложения, основана на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно. Силлабо-тонические размеры
В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение пять стоп:

  1. Хорей
  2. Ямб
  3. Дактиль
  4. Амфибрахий
  5. Анапест

Стихотворный размер — это порядок (правило) чередования ударных и безудорных слогов.
Размер принято определять как последовательность нескольких стоп. Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы.
Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием, замена же безударного слога ударным называется спондеем.
>Условные обозначения __/ — ударный слог __ — безударный слог

Примеры

Стихотворение
(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)

Стихотворный размер

Пример четырехстопного хорея: Бу́ря мгло́́ю не́бо кро́ет
__/ __ __/ __ __/ __ __/ __
Ви́хри сне́жныЕ крутя́;
__/ __ __/ __ __ __ __/
(А.С. Пушкин) Разбор:

  • Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога.
    То есть это двусложный размер.
  • После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.
  • В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.

Хорей

__/__

Пример пятистопного хорея: ВЫхожу́ оди́н я нА доро́гу;
__ __ __/__ __/__ __ __ __/__
СквОзь тума́н кремни́стый пу́ть блести́т;
___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/
НОчь тиха́. Пусты́ня вне́млет Бо́гу,
___ ___ __/ ___ __/ __ __/ ___ __/ __
И звезда́ с звездо́ю гОвори́т.
__ __ __/ _____ __/__ __ __ _/
(М.Ю. Лермонтов)

Хорей

__/__

Пример трехстопного хорея: Ла́сточкИ пропа́ли,
__/ __ __ __ __/ __ А вчера́ заре́й
__/ __ __/ __ __/ Всё грачи́ лета́ли
__/ __ __/ __ __/ __ Да, как се́ть, мелька́ли
__/ __ __/ __ __/ __ Во́н над то́й горо́й.
__/ __ __/ __ __/
(А. Фет)

Хорей

__/__

Пример четырехстопного ямба: Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ Когда́ не в шу́тку зАнемо́г,
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ Он Уважа́ть себя́ заста́вил
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ И лу́чше вы́думАть не мо́г.
__ __/ __ __/ __ __ __ __/
(А.С. Пушкин)

Ямб

__ __/

Пример четырехстопного ямба: Я по́мню чу́дноЕ мгнове́нье
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ __ ПерЕдо мно́й яви́лась ты́
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ Как мИмоле́тноЕ виде́нье
__ __ __ __/ __ __ __ __/ __ Как ге́ний чи́стой крАсоты́
__ __/ __ __/ __ __ __ __/
(А.С. Пушкин)

Ямб

__ __/

Пример пятистопного ямба: Наря́женЫ мы вме́сте го́род ве́дать,
__ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ Но, ка́жетсЯ, нам не́ за кЕм смотре́ть…
__ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/
(А.С. Пушкин)

Ямб

__ __/

Пример пятистопного ямба: Ты пОгрусти́, когда́ умрЁт поэ́т,
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Поку́да зво́н ближа́йшей и́з церкве́й
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Не вОзвести́т, что э́тот ни́зкий све́т
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Я прОменя́л на ни́зший ми́р черве́й.
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
(Шекспир; перевод С.Я. Маршак)

Ямб

__ __/

Пример трехстопного дактиля: Кто́ бы ни зва́л — не хочу́
__/ __ __ __/ __ __ __/ На́ суетли́вую не́жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ Я́ променя́ть безнаде́жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ И́, замыка́ясь, молчу́.
__/ __ __ __/ __ __ __/
(А. Блок)

Дактиль

__/__ __

Пример четырехстопного дактиля: Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники!
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ Сте́пью лазу́рною, це́пью жемчу́жною…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __
(М.Ю. Лермонтов)

Дактиль

__/__ __

Пример четырехстопного дактиля: Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядре́ный
__/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __ Во́здух уста́лые си́лы бодри́т…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
(Н.А. Некрасов)

Дактиль

__/__ __

Пример трёхстопного амфибрахия: Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Не с го́р побежа́ли ручьи́ —
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ Моро́з-воево́да дозо́ром
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Обхо́дит владе́нья свои́.
__ __/ __ __ __/ __ __ __/
(Н.А. Некрасов)

Амфибрахий

__ __/__

Пример четырехстопного амфибрахия: Доро́же отчи́зны — не зна́л ничего́
__ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/ Бое́ц, не люби́вший поко́я.
__ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __
(Н.А. Некрасов)

Амфибрахий

__ __/__

Пример трехстопного амфибрахия: Есть же́нщины в ру́сских селе́ньях
__ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___ С споко́йною ва́жностью ли́ц,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ С краси́вою си́лой в движе́ньях,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ __ С похо́дкой, со взгля́дом цари́ц.
__ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/
(Н.А. Некрасов)

Амфибрахий

__ __/__

Пример трехстопного амфибрахия: Средь шу́много ба́ла случа́йно,
__ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __ В трево́ге мирско́й суеты́,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ Тебя́ я уви́дел, но та́йна,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Твои́ покрыва́ла черты́.
__ __/ __ __ __/ __ __ __/
(А.К. Толстой)

Амфибрахий

__ __/__

Пример трёхстопного анапеста: О, весна́ без конца́ и без кра́ю —
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Без конца́ и без кра́ю мечта́!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ И приве́тствую зво́ном щита́!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
(А. Блок)

Анапест

__ __ __/

Пример трёхстопного анапеста: Есть в напе́вах твои́х сокрове́нных
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Рокова́я о ги́бели ве́сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Есть прокля́тье заве́тов свяще́нных,
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Поруга́ние сча́стия е́сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
(А. Блок)

Анапест

__ __ __/

Пример трёхстопного анапеста: Пропаду́ от тоски́ я и ле́ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Одино́кая жи́знь не мила́,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Сердце но́ет, слабе́ют коле́ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ В каждый гво́здик души́стой сире́ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Распева́я, вполза́ет пчела́.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
(А. Фет)

Анапест

__ __ __/

Пример (разностопный размер)
поочерёдно дактиль, амфибрахий и анапест: Во́все не сло́жные
__/ __ __ __/ __ __ /дактиль/ Разме́ры трёхсло́жные,
__ __/ __ __ __/ __ __ /амфибрахий/ Всё зави́сит от си́льных в них ме́ст.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ /анапест/ Да́ктиль — он пе́рвый,
__/ __ __ __/ __ /дактиль/ Второ́й — амфибра́хий,
__ __/ __ __ __/ __ /амфибрахий/ Ну а тре́тий уже анапе́ст!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ /анапест/
(В.В. Онуфриев)

Дактиль

__/__ __

Амфибрахий

__ __/__

Анапест

__ __ __/

obolenskij

Определение стихотворного размера при анализе стихотворения бывает камнем преткновения даже для отъявленных отличников. Почему? Потому что в школе на уроках литературы неправильно преподаётся его методика! Это говорю вам я, корнет Оболенский, лингвист и литератор, который, в отличие от пушкинского героя может с лёгкостью отличить хорей от ямба.
Итак, что же не так в школьной программе? Ну вообще-то, процесс определения стихотворного размера в школе происходит так: берётся стихотворение, переписывается в тетрадь какое-нибудь четверостишие, причём целиком!
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Затем разбивают на слоги и расставляют ударения. Давайте теперь и далее обозначать ударный слог апострофом ( ‘ ), а безударный — подчёркиванием (_). Вот наш «Онегин»:
‘ ‘ _ ‘ _ ‘ _ ‘ _
_ ‘ ‘ ‘ _ _ _ ‘
‘ _ _ ‘ _ ‘ _ ‘ _
‘ ‘ _ ‘ _ _ ‘ ‘
???!!! Что за бред???!!! Согласитесь, здесь сложно найти какой-либо такт и ритм и стихотворный размер, естественно. Тут нет ни хорея, ни ямба, сплошная азбука Морзе! Ну ладно, в первой строчке мы видим что-то наподобие хорея. Или ямба? Или всё-таки хорея? Да даже если знать, что стих исполнен четырёхстопным ямбом, то ничего учительнице всё-равно не докажешь.
И тут ученики начинают возмущаться, утверждать, что размер зависит от того, как разбить стихотворение на стопы, что здесь вообще нестандартный размер. Несмотря на то, что определение тактового размера стихотворения — устный процесс, и не требуется переписывать целое четверостишие, а можно ограничиться всего одной строкой (для определения стопности) и даже одной стопой!
Вспомним, собственно, какие у нас имеются варианты размеров:

Хорей ‘ _
Ямб _ ‘
Дактиль ‘ _ _
Амфибрахий _ ‘ _
Анапест _ _ ‘

Предлагаю вам, господа, простую и быструю методику определение стихотворного размера.
Первое правило: забудьте что такое ударение! Забудьте напрочь, потому что в моём методе термин «ударение» обозначает совсем другое.
Второе правило: забудьте что такое слово, потому что слово в терминологии моего метода — это вся строка целиком:
Мойдядясамыхчестныхправил
Когданевшуткузанемог
Онуважатьсебязаставил
Илучшевыдуматьнемог
Теперь разберёмся в термине «ударение» . Внимание! Чёткого определения этому термину я не дам. Скажу лишь то, что в одном «слове»: а) несколько ударений; б) все ударные слоги отстоят друг от друга на равном расстоянии, потому что в) расстановка ударений определяется ритмом. Из этих постулатов следует, что надо использовать чувство ритма, а не логику. Прочитайте стихотворение в стиле индастриал, вспомните Hot Butter — «Popcorn». Выделяйте ударные слоги повышением тона и громкости обязательно. Не «выстреливайте очередью» сразу несколько слогов, если по закону ритма слог должен быть ударным, произнесите его с ударением. «Бейте в барабаны», вы «ударник» в рок-группе. Или поезд: «чух-ЧУХ!-чух-ЧУХ!-чух-ЧУХ!», или: «ЧУХ!-чух-чух-ЧУХ!-чух-чух-ЧУХ!-чух-чух…» Кстати, в первом случае с поездом получается трёхстопный ямб, а во втором — трёхстопный дактиль.

Вернёмся к Пушкину. Если проставить ударения так, как предлагаю я, по закону ритма, то получится вот что:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Здесь «ударные» слоги выделены красным цветом. Заметьте, в слове «Мой», в частицах «не» и других односложных словах ударение не проставлено вообще, хотя по логике оно там должно быть. Зато в словах «занемог», «выдумать» стоит аж целых два ударения! Что значит по законам ритма! Попробуйте прочитать написанное выше четверостишие, чётко выделяя ударением гласные буквы в ударных слогах и произнося безударные как можно слабее, и вы поймёте, как следует ставить ритмическое ударение.
Какой же у нас теперь ритмический рисунок? А вот какой:
_ ‘ _ ‘ _ ‘ _ ‘ _
_ ‘ _ ‘ _ ‘ _ ‘
_ ‘ _ ‘ _ ‘ _ ‘ _
_ ‘ _ ‘ _ ‘ _ ‘
Красота? Красота! Это же ямб! Четырёхстопный! А мы мучались, переписывали, ныли. А оказывается, надо просто почувствовать ритм, и решение само придёт.
Собственно, что же такое стихотворный размер? Зачем он нужен? А стихотворный размер — это то, что делает стихотворение стихотворением (здесь следовало бы добавить: «силлабо-тоническим стихотворением», но будем проще). Стало быть, у двух стихотворений с одинаковыми стихотворными размерами должно быть нечто общее? Интересно, что же? А вот что. Давайте-ка смешаем «Евгения Онегина» с «Парусом» М.Ю. Лермонтова. Получается вот такая забавная штука:
Мой дядя самых честных правил
В тумане моря голубом.
Он уважать себя заставил.
Что кинул он в краю родном?
Белеет парус одинокий,
Когда не в шутку занемог.
Что ищет он в стране далёкой,
И лучше выдумать не мог?
Хе-хе! Бессмыслица? Но нас интересует совсем другое. Каково читается (с точки зрения ритма)? Гармонично? Вроде да. Как будто ничего не меняли и не смешивали. Для сравнения:
Мой дядя самых честных правил,
Не с гор побежали ручьи,
Он уважать себя заставил,
Обходит владенья свои.
или:
Не ветер бушует над бором,
В тумане моря голубом,
Мороз-воевода дозором,
Что кинул он в краю родном?

Как определить стихотворный размер

Редактор Arzamas и бывший стиховед пытается помочь школьникам и студентам

Автор Кирилл Головастиков

Здравствуйте! Скорее всего, если вы здесь оказались, вы школьник, студент филфака или журфака, а то и бедный родитель школьника — и вам надо опре­делить раз­мер стихотворения, потому что это задали на дом. Я в про­шлом много занимался стиховедением — наукой о ритме в сти­хах — и знаю, что очень часто эту не самую сложную вещь плохо пони­мают и тем более объясняют даже те учи­теля, которые ее преподают. Я попробую облегчить вам жизнь.

Важно! Здесь я хочу помочь с практиче­скими заданиями — определением метров и размеров. Если вы готовитесь к теорети­ческому экзамену, лучше зазубривайте определения из тех учеб­ников, которые вам советовали пре­подаватели, чтобы сдать на пять. И — я буду сходу использо­вать термины вроде «силлабо-тонический» и «стопа», не особенно их поясняя: раз вы чи­таете этот материал, значит, хотя бы приблизительно в курсе.

Итак, сначала научимся определять метр, потом перейдем к размеру. Но сначала —

Необязательное вступление: почему определить метр для многих непросто?

Скорее всего, вам объяснили, что ямб и хорей — это стопы из двух слогов. В сто­пе ямба первый слог безударный, второй — ударный; в хорее — наоборот. Получается, в стихах, написанных ямбом, ударения должны падать на четные слоги в каждой строке (2-й, 4-й, 6-й и так далее), а хореем — на нечетные (1-й, 3-й, 5‑й…).

Однако тут же начинаются проблемы. Вы бе­ретесь за «Евгения Онегина», твердо со шко­лы зная, что он написан ямбом — четырех­стопным! (вообще большинство примеров будет на ямб, чтобы было удобнее, но то же самое можно сказать и про хорей):

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,

Все в порядке: четные по счету слоги — 2-й, 4-й, 6-й, 8-й — действительно ударные.

Когда́ не в шу́тку занемо́г,
Он уважа́ть себя́ заста́вил
И лу́чше вы́думать не мо́г.

Стоп. Здесь все не так. Нет ударений на 6-м слоге, на 2-м, снова на 6-м… Что происходит? Это все-таки не ямб?

Подобных примеров можно привести тьму. Вот еще классический четырех­стопный ямб, теперь Тютчев:

Мы́сль изрече́нная е́сть ло́жь.

Здесь нет ударения на 2-м слоге («из») и на 6­-м («я»), но зато есть на 1-м («мысль»), а еще на 7-м («есть»), которые вроде бы в ямбе должны быть безударными. Самое пора­зительное, что таких строк, которые не подходят под строку «идеаль­ного» ямба, гораздо больше, чем «идеальных»! Так что же, все это обман?

(В школьном стиховедении, возможно, пусти­лись бы в рассуждения о пирри­хиях и спондеях, но нам это сейчас ни к чему — тем более что они ничего не объ­ясняют.)

То же самое с анапестами и дактилями (трех­сложными силлабо-тоническими стопами). В строках дактиля ударения должны падать на 1-й, 4-й, 7-й, 10-й слоги и так далее. В анапестах — на 3-й, 6-й, 9-й, 12-й… Однако по факту в дак­тилях очень часто на 1-м слоге ударений не оказывается, хотя они там нужны («А за окно́м шеле­стя́т тополя́…»). А в анапестах они там не нужны, но очень часто оказываются:

Де́тский ад на старинной картинке,
где спускают семь шкур по старинке —
жа́рят заживо, вдумчиво бьют,
ко́рмят сельдью и пить не дают.
А когда торжествует наука,
в хо́д идет просвещенная мука:
ра́й утраченный (вид из окна) —
ли́па, клумба, мангал, бузина.

Сергей Гандлевский

Вы спросите — что за ерунда?! Сейчас объясню. Но сначала —

Немного о науке

Какие определения ямба и хорея приняты в стро­гой науке? Примерно такие: ямб — метр, в кото­ром ударения неодносложных слов могут падать на четные по счету места в строке. Хорей — то же самое, но на нечетные.

Здесь, во-первых, добавлено слово «могут» — значит, не обязаны: это объяс­няет строки «Когда не в шутку занемог» (ямб, хотя нет ударения на 6-м слоге) или «Он уважать себя заставил» (ударе­ния нет на 2-м). Во-вторых, добавлено слово «не­односложных»: тогда можно не думать о приме­рах вроде «Мы́сль изреченная е́сть ложь» или «Бе́г санок вдоль Невы широкой» (или, в случае с хореями, «В тот же день ста́л княжить он»). Действи­тельно, здесь есть «лиш­ние» ударе­ния — но все они обеспечены односложными слова­ми, а их мы дого­ворились не учитывать.

Но есть две проблемы. Во-первых, это определе­ние верно только для ямба и хорея (то есть двусложных силлабо-тонических размеров). Для дактиля, амфибрахия или ана­песта (трехсложных силлабо-тонических размеров) его при­шлось бы менять на «ударения неоднослож­ных и недвусложных слов», что уже слишком сложно. А определения многих других метров — не классических (силлабо-тонических), а, напри­мер, дольников («Все мы бражники здесь, блуд­ницы, / Как невесело вместе нам! / На стенах цветы и птицы / Томятся по обла­кам») или такто­виков («По городу бегал черный человек. / Гасил он фонарики, карабкаясь на лестни­цу») вообще нельзя вывести из этого правила.

Во-вторых, и это самое главное, эти правила могут нарушаться — в той или иной строке. Могут нару­шаться случайно, по недосмотру: «Я предлагаю выпить в его́́ память…» («Пир во время чумы», это пятистопный ямб).

Могут нарушаться потому, что поэт приспо­сабливает язык к своим нуждам: «Во всё время разговора / Он стоял позадь забора…» («Сказка о царе Салтане», хорей): здесь мы должны «проглотить» ударение на «во всё», чтобы не пред­положить, что у Пушкина ошибка в метре.

И, самое главное, могут нарушаться спе­циально. Просто потому, что поэту никакие правила не указ — он сам, поэт, задает пра­вила, а не какие-то жалкие стиховеды. Вот стихотворе­ние Марины Цветаевой, где ямб нарушается регулярно:

Когда обидой — опилась
Душа разгневанная,
Когда семижды зареклась
Сражаться с демонами —

Не с теми, ливнями огней
В бе́здну нисхлестнутыми:
С земными низостями дней.
С людскими косностями —

Деревья! К вам иду! Спастись
От рева рыночного!
Ва́шими вымахами ввысь
Как сердце выдышано!

Дуб богоборческий! В бои
Всем корнем шествующий!
и́вы-провидицы мои!
Березы-девственницы!

Вяз — яростный Авессалом,
На пытке вздыбленная
Сосна — ты, уст моих псалом:
Го́речь рябиновая…

К вам! В живоплещущую ртуть
Листвы — пусть рушащейся!
Впервые руки распахнуть!
Забросить рукописи!

Зеленых отсветов рои…
Как в руки — плещущие…
Простоволосые мои,
Мои трепещущие!

Ямб нарушен четыре раза — однако это не делает его не ямбом. Во-первых, если это не ямб, то что же еще? Во-вторых, «наруше­ние» метра не значит, что это плохие стихи. Наоборот, можно трактовать это как прояв­ление поэтиче­ской силы: поэт сам поставил условия — сам их и нарушил, имеет право.

Что же делать?!

Итак, вы попытались применить скандиро­вание или что-то еще, но у вас не полу­чилось или вы не уверены. Вот что надо делать. Вооружитесь каран­дашом. Возьмите текст или, если он боль­шой, его фрагмент — строк 16, не меньше. Рас­ставьте в нем уда­рения так, как вам кажется правильно, счи­таясь с интуи­цией (понятное дело, что суще­ствительные и глаголы почти всегда ударны, предлоги и союзы почти всегда безудар­ны, а остальные части речи — по-раз­ному. Напри­мер, если вам кажется, что одно и то же слово — «он», «они», «был», «стал», «свой», «свои», «всё» — в одном случае ско­рее ударное, а в дру­гом скорее нет — так и отмечайте).

Между ударениями у вас окажутся безудар­ные слоги: где-то один, где-то сразу два, где-то три, четыре, пять, а где-то и ноль. Посчитайте, какие из таких интервалов встречаются чаще всего, а какие реже — и сверьтесь с таблицей:

Среди стихотворных форм еще выделяют верлибр, он же свободный стих: счи­тается, что иногда поэт пишет без любой метри­ческой схемы в голове, как бог на душу положит. В таком случае междуударные интервалы будут распреде­ляться так: чаще всего будут попадаться 2 и 3, реже — 1 и 4, еще реже — 0 и 5, но никакой из них не бу­дет специально избегаться (например, если 5 окажется чаще, чем 4, а нулей вообще не будет, повод заподозрить неладное — что это не просто верлибр, а что-то другое).

Мы почти все сделали. Осталось применить бритву Оккама. В таблице размеры идут от самых строгих к самым расслабленным — надо удостове­риться, что вы не выбрали размер посвободнее, когда можно было най­ти более строгое соответствие:

— Если у вас получился тактовик, но интер­валов 2 маловато, то проверьте, не является ли он на са­мом деле ямбом и хореем (с помо­щью скандирования).

— Если вам кажется, что у вас дольник, то с помо­щью скандирования про­верь­те, вдруг это идеаль­ный дактиль, или анапест, или амфибрахий. Помните стихотворение Гандлевского? В нем много «лишних» (стиховеды бы сказали, сверх­схемных) ударений на 1-м слоге, но если начать его скандировать-напе­вать, то станет ясно, что это чистейший анапест.

Если у вас сразу получились ямбы/хореи или дактили/амфибрахии/анапесты, то опреде­лите, что это конкретно (ямб или хорей и так далее), методом сканди­рования.

Метр определили. А размер?

Размер — это посчитать, сколько в строке умещается стоп (или «Иванов-Ванюш»). Сколько раз они встречаются, столько и ставьте: пять «Ванюш» — пятистопный амфибрахий, три «Вани» — трехстопный хорей и так далее. Если в разных строках число «Вань-Иванов» оказы­вается разным (как в баснях Кры­лова, «Горе от ума» или «Товарищу Нетте, пароходу и челове­ку» Маяковского), то это называют вольным (не свободным!) стихом, так и пишите: вольный ямб/амфибрахий. Если оно разное, но чередуется регулярно (как в «Памятнике» Пушкина: сначала три строки шестистопного ямба, потом одна — четырехстоп­ного, а потом заново), то так и гово­рите: урегули­рованное чередование таких-то и таких-то ямбических строк.

Впрочем, есть важные уточнения. Часто строка не делится на стопы нацело: в конце строки оказываются как бы половинки или трети стоп. Например, в строке «Вихри снежные крутя» последней стопе хорея не хватает до полноты одного слога (Ваня-Ваня-Ваня-Ва!). А в строке «Оттого, что я терпкой печалью», наоборот, слог «лью» как бы лишний (или, если вы оптимист, до полной стопы анапеста не хватает двух слогов). Правило простое: «непол­ная» стопа счита­ется, если в ней есть ударный слог (поэтому «Вихри снежные крутя» — это четырехстопный хорей несмотря ни на что), и не счи­тается, если от стопы взяты только безударные слоги («Оттого, что я терпкой печалью» — только трехстопный анапест, не четырехстопный).

Не попадитесь еще вот на какую удочку: иногда целая стопа могла бы уместиться в конец строки, но если ударения нет — ее учитывать не надо. Строки «По вечерам над ресторанами» и «Как обещало, не обманывая» — это четырехстопный ямб, хотя после последнего ударения еще идут два («нами») и три («нывая») безударных слога соответственно.

Есть еще дольник и тактовик, они на стопы не делятся, там считают ударения. В такто­виках (которые на самом деле очень редко встречаются в русской поэ­зии, особенно в чистом виде!) просто посчитайте число междуударных интер­валов в каждой строке, все эти единицы, двойки и тройки. Посчи­тали? Теперь прибавляйте еди­ницу: если в строках по два интервала, то ударе­ний, что логич­но, три. Пишите, соответственно: трехударный тактовик.

С дольниками надо быть аккуратнее. Проще всего найти строки, в которых есть только интервалы в 1 и 2 слога, и поступить как с тактовиками: посчитайте число интервалов и добавьте единич­ку. Но если вы решили определить размер по строкам, в которых есть интервалы 4 и 5, то считайте по-другому: интерва­лы 1 и 2 — за один, а 4 или 5 — за два. Потом тоже прибав­ляйте единицу.

В верлибре (свободном стихе) размер не счи­тается, ура!

Стихотворные размеры в таблице с примерами

Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Учимся расставлять ударения и определять размер стиха

Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

1) расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).

2) расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.

3) составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

1) Пронумеровать все слоги в строке.

2) Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.

2) Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.

3) Выписать подряд номера ударных слогов.

4) Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:

  • 1-3-5-7-9 — хорей
  • 2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
  • 1-4-7-10 и т.д. — дактиль
  • 2-5-8-11 — амфибрахий
  • 3-6-9-12 — анапест

Таблица «​Двухсложные стихотворные размеры»

То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов

Названия

Хорей

Ямб

Определение

двусложный размер с ударением на первом слоге.
То есть первый слог – ударный,
второй – безударный (это одна стопа).
Далее (начинается 2 стопа) рисунок повторяется:
третий слог – ударный, четвертый – безударный (это вторая стопа).
И опять: пятый (если он есть) ударный, шестой – безударный (третья стопа) и т.д.
двусложный размер с ударением на втором слоге.
То есть в ямбе наоборот – первый слог безударный, а второй ударный.
Далее (вторая стопа) третий слог вновь безударный, а четвертый ударный и т.д.

Номер ударных слогов

1-3-5-7-9 и т.д.

2-4-6-8-10 и т.д.

Ритмический рисунок

‑ U |‑ U |‑ U |‑ U |

U ‑ | U ‑ | U ‑ | U ‑ |

Примеры

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет,
Ви́хри сне́жные крутя́;
То, как зве́рь, она́ заво́ет,
То запла́чет, как дитя́…
(А.С. Пушкин)

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)

Таблица «Трехсложные стихотворные размеры»

То есть стихотворная стопа такого размера будет состоять из трех слогов.

Названия

Дактиль

Амфибрахий

Анапест

Определение

трёхсложный размер с ударением на первом слоге.
То есть в дактиле первый слог ударный, второй и третий безударный;
далее (вторая стопа) – ударный четвертый, пятый и шестой слоги – безударные.

Трёхсложный размер с ударением на втором слоге, первый и третий слоги в стопе – безударные.
Далее (вторая стопа): четвертый – безударный, пятый – ударный, шестой – безударный

Трёхсложный размер с ударением на последнем, третьем слоге,
а первый и второй слоги – безударные.

Номер ударных слогов

1-4-7-10 и т.д.

2-5-8-11 и т.д.

3-6-9-12 и т.д.

Ритмический рисунок

‑ UU | ‑ UU |

‑ U‑ | ‑ U ‑ |

‑ UU | ‑ UU|

Примеры

В рабстве спасённое
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!
(Н.А. Некрасов)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
(М.Ю. Лермонтов)

Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. Блок)

Стихотворный размер «Спондей»

Спондей — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как правило, в таких стихах ритм несколько сбит, нарушен ритмический рисунок стиха. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд, то есть два ударных слога могут стоять рядом друг с другом.

Пример:
Швед, русский — колет, рубит, режет – здесь ударный «Швед» соседствует с «русским», первый слог которого также стоит под ударением.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон, —
И смерть, и ад со всех сторон.

(А.С. Пушкин)
Классический пример — начало «Евгения Онегина» А.Пушкина:
«Мой дядя самых честных правил…»
Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. То есть соседствуют ударный «Мой» и «дядя». Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.

Если определяя размер стихотворения, то есть расставляя словесные и ритмические ударения, вы сталкиваетесь со спондеем, но вся остальная схема говорит о том, что текст написан ямбом (как, например, в случае с «Евгением Онегиным»), значит ямб и есть размер этого фрагмента.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *