Падает самолет

Падает самолет

Авария во время полёта пугает безысходностью. И вправду тяжело смириться с тем, что самолёт терпит крушение, а у вас нет даже парашюта, чтобы спастись. На самом деле скорость, высота и температурные условия делают его бесполезным, чего не скажешь о правилах безопасности, которые уже сохранили тысячи жизней.

Пристегните ремень

Самые опасные моменты во время полёта — это взлёт и посадка: на них приходится половина авиакатастроф. В большинстве ситуаций человеческих жертв можно избежать, следуя нескольким правилам. Первое место в списке рекомендаций занимает ремень безопасности.

Неважно, падает самолёт или готовится к взлёту, пристегнуть ремень нужно, как только пассажир сел в кресло. Чтобы зафиксировать тело в правильном положении, затяните ремень как можно сильнее и сдвиньте пряжку в область таза. Не расстёгивайте его, даже когда спите. Это убережёт от травм во время турбулентности и повысит шанс на спасение при авиакатастрофе.

Если вы летите с ребёнком, ни в коем случае не сажайте его на колени! При падении самолёта скорость и траектория движения меняются. Удержать ребёнка в таких условиях и правильно сгруппироваться очень тяжело.

Постарайтесь успокоиться

Сохранять хладнокровие, когда вокруг паника, очень сложно, ведь это естественная реакция организма на стрессовую ситуацию. Всё начинается с лёгкой тревоги и может закончиться полной невменяемостью. Кроме помутнения сознания, паника может негативно сказаться на состоянии здоровья. Люди с сердечными патологиями в особой группе риска.

Чтобы не допустить худшего, нужно попытаться расслабиться и глубоко дышать. В стрессовой ситуации ритм дыхания сбивается, количество углекислого газа в крови растёт, а организм испытывает нехватку кислорода. Цикл глубоких вдохов и выдохов поможет нормализовать эмоциональное состояние.

Сгруппируйтесь

Умение быстро занять правильное положение тела не менее важно, чем пристёгнутый ремень. Когда жизнь под угрозой, из головы вылетают все правила и инструкции, поэтому люди, которые довели технику группирования до автоматизма, всегда будут в выигрышном положении.

Федеральное управление гражданской авиации США рекомендует следующие позиции для защиты тела:

  • Упереться в сиденье. Подвиньте ноги вперёд, но не прячьте их под впереди стоящим креслом. После положите руки на спинку переднего сиденья и прижмитесь к ним головой.

  • Согнуться и обхватить ноги руками. Опустите руки вниз и обхватите локтями бёдра. Голову прижмите к ногам. Фиксированная поза, когда руки, ноги и голова максимально прижаты друг к другу, уменьшает вероятность получения серьёзных травм.

Продумайте схему эвакуации

Оглянитесь и найдите аварийные выходы. Посчитайте количество рядов до них и запомните расположение. Обратите внимание не только на ближайший выход: он может быть заблокированным.

Поделитесь информацией со своим соседом. После катастрофы человек всегда испытывает сильный стресс, поэтому растерянность и провалы в памяти — явление нередкое.

Покиньте борт

Следующие шаги зависят от места катастрофы, поведения пассажиров, личного самочувствия и ситуации в салоне.

После крушения ваша главная задача — быстро эвакуироваться. Первым делом отстегните ремень и сразу направляйтесь в сторону аварийного выхода. Если внутри плохая видимость, прикройте лицо тканью. Передвигайтесь по салону, держась за сиденья: в случае давки вы упадёте на них, а не пассажирам под ноги. Не берите с собой сумок: они затрудняют проход. Максимум, который вам может понадобиться, — паспорт и тёплые вещи, если они уже под рукой.

После того как вы покинете борт, отдалитесь от места крушения хотя бы на 200 метров. Первое время соблюдайте дистанцию, но внимательно следите за ситуацией. Помогите людям, которые в этом нуждаются, и дожидайтесь спасателей.

Частая причина смерти во время авиакатастроф — это пожар. Корпус самолёта после столкновения может остаться целым, но салон заполняет ядовитый дым. По правилам безопасности у пассажиров есть меньше 90 секунд на эвакуацию. Любая необоснованная задержка может быть смертельной.

Полезные советы

  • При разгерметизации корпуса у вас есть меньше 15 секунд до потери сознания. Запомните важное правило: перед тем как помочь соседу, наденьте маску сами. Даже если этот сосед — ваш ребёнок.
  • Избавьтесь от тупых и острых предметов в карманах. Например, ручки. Снимите наушники.
  • Если у вас есть с собой подушка или мягкие вещи, положите их на колени. Это поможет смягчить удар и защитить голову.
  • Наденьте спасательный жилет, но не надувайте его, если самолёт падает в воду. После удара она может заполнить салон, и надутый жилет затруднит эвакуацию.
  • В отличие от автомобиля, самолёт после удара продолжает движение. Не покидайте место, пока он полностью не остановится.

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ДЕКОМПРЕССИИ
ДЕКОМПРЕССИЯ — это разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике. В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это Ваш ребенок: если Вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПОЖАРЕ В САМОЛЕТЕ
Помните, что в случае пожара на борту самолета наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д. После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.
После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками — возможен взрыв.
В любой ситуации действуйте без паники и решительно, это способствует Вашему спасению.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ «ЖЕСТКОЙ» ПОСАДКЕ И ПОСЛЕ НЕЕ

Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов. Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику.

Если запустить в воздух бумажный самолетик, он немного покружится и упадет. Упадёт и любой тяжелый предмет, который мы подбросим. А если положить камень или кусочек металла на воду, то он просто опустится на дно. Почему же тогда тяжелые самолеты не падают, а огромные корабли не тонут? У них есть свои секреты.

Как самолеты держатся в воздухе

Люди создали летательные аппараты, наблюдая за птицами: не падать самолетам помогают те же самые законы физики и те же приспособления, что и пернатым.

Большую роль играют крылья: снизу их делают ровными, а сверху – выпуклыми. Благодаря такой форме воздух, проходящий под крылом, давит на на него больше, чем воздух над крылом. Возникает так называемая подъемная сила, которая буквально выталкивает самолет вверх. Когда эта сила становится больше веса самолета, он взмывает в воздух. Представьте, насколько она большая, если большой самолет весит от 50 тонн – это вес десяти слонов. Пока действует подъемная сила, самолет не упадет.

Но эта сила будет держать летающий транспорт в воздухе, пока он движется. Попробуйте подбросить мяч: он будет лететь, пока есть скорость, и чем она выше, тем дольше он будет лететь. То же самое с самолетом: чтобы держаться в воздухе, ему нужно набрать нужную скорость и продолжать движение. Самолет не взлетит, пока не наберет скорость, которая требуется для взлета. Здесь задействуется другая сила: сила тяги, которую создает двигатель внутри самолета, – именно это и направляет его вперед. И чем большую скорость набирает самолет, тем сильнее воздух его выталкивает.

Получается, что самолет не падает благодаря особой форме, которая помогает ему парить в воздухе, и скорости полета, которую обеспечивает двигатель.

Как корабли держатся на воде

Секрет плавательных средств не только в воде, но и в воздухе, который в сотни раз легче воды. Корабли строят так, чтобы внутри было много пространств, заполненных воздухом, который будет держать корабль на воде, не давая ему пойти ко дну.

Это можно проиллюстрировать на простом опыте: положите на воду металлическую пластину – она сразу же утонет. Но если вы опустите на воду миску из того же металла, она будет оставаться на плаву, даже если вы положите в нее что-то еще. Причина все та же: в ней есть воздух.

Физика объясняет такой эффект тем, что в воде тонут предметы, плотность которых выше воды. И наоборот: не тонут предметы, плотность которых ниже. Металл плотнее воды, но если из него сделать предмет и наполнить его воздухом, его плотность будет ниже, и он будет держаться на поверхности.

Кроме того, на любой предмет в воде действует выталкивающая сила – сила Архимеда. Чем больший объем воды корабль вытесняет своим объемом, погруженным в воду, тем больше сила, которая давит на него снизу, выталкивая на поверхность. Эта сила равна весу вытесненной воды.

Получается, что корабль не тонет благодаря объему воздуха, который в нем находится.

Но попробуйте заполнить миску из нашего примера предметами – и она затонет. Точно так же с кораблем, именно поэтому есть строгие нормативы по весу груза, которое можно взять на борт.

На самолетах тоже действуют правила провоза багажа: есть определенная взлетная масса, превышать которую нельзя. Так что еще один секрет того, почему самолет не падает, а корабль не тонет, в его правильном весе и послушных пассажирах.

Многие люди думают, что выжить в авиакатастрофе практически невозможно. Эту мысль породили в нас художественные фильмы и новостные сводки, которые наглядно продемонстрировали, что падение с большой высоты приводит к гибели. Тем не менее, 40% смертей в авиакатастрофе вызваны неправильным поведением пассажиров. Практически у каждого есть шанс выжить, если знать, что делать. Итак, самолет потерпел крушение, как же остаться живым?
1. У вас есть только 90 секунд, чтобы выйти
Важно помнить. Если вы пережили крушение, у вас есть шанс выйти из самолета только в течение 90 секунд. По истечении этого времени, огонь распространится по всей кабине, и пламя охватит весь самолет.
2. Поддерживать форму
Исследования выживших в авиакатастрофе и моделирования показали, что у молодых мужчин больше всего шансов выжить в авиакатастрофе, а у пожилых женщин с избыточным весом — как раз, наоборот.
3. Если у вас есть возможность, летайте на больших самолетах
Большие самолеты поглощают больше энергии при контакте с поверхностью, что делает удар менее смертоносным и увеличивает ваши шансы на выживание.
4. Запомни правило 5 рядов
Когда большинство самолетов терпит крушение, первая часть, которая несет повреждения, — это передний отсек, поэтому теоретически — сзади безопаснее. Но иногда причина повреждения может находится в крыле или в хвосте, поэтому вы никогда не можете быть уверены, какое место будет на 100% безопасным. Все, что вам нужно знать, — ваше место должно быть в пяти рядах от запасного выхода. После 5-го ряда шансы на выход из разбившегося самолета уменьшаются с каждым последующим.
5. Боритесь с мыслью, что все хорошо, и просто действуйте
Большинство ведут себя так, как будто ничего не произошло. Люди продолжают сидеть в креслах, полагая, что все кончено, и больше нет причин для беспокойства, а некоторые начинают искать свой багаж — одним словом, продолжают жить нормальной жизнью. Нужно бороться с этим состоянием и немедленно покинуть самолет. Поэтому перед каждым взлетом обратите внимание на расположение аварийных выходов. Кроме того, не забудьте подсчитать количество рядов до выхода, потому что после крушения вполне может случиться такое, что самолет наполнит густой смог. Если вы путешествуете с семьей, то заранее решите, кто будет отвечать за детей.
6. Прочтите инструкции по безопасности на борту и внимательно выслушайте персонал
Всегда читайте информацию для пассажиров о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях.
7. Запомните правило «плюс 3 / минус 8»
«Плюс 3 / минус 8» — это первые три минуты взлета и последние 8 минут посадки. Согласно исследованиям авиакатастроф, почти 80% всех аварий происходит в это время, в то время как остальная часть полета в целом безопаснее. Итак, сконцентрируйтесь в течение первых 3 минут и последних 8 минутах.
8. Немедленно наденьте кислородную маску, если самолет начал терять высоту
Итак, наденьте маску, как только это потребуется. Кислород будет поступать через рот и нос, и вы сможете нормально дышать. Помните, что сначала вам нужно надеть маску на себя, а затем помогать другим. Без снабжения мозга кислородом вы будете абсолютно бесполезны.
9. Примите безопасное положение тела
Безопасные положения тела в случае аварийной посадки указаны в листе безопасности. Какими бы глупыми они ни казались, они действительно увеличивают вероятность выживания при аварийной посадке.
10. Забудь о ручной клади, подумай о детях
Представьте, что самолет совершает аварийную посадку, и вам удалось выжить. Что нужно сделать первым делом? Правильно, хватайте детей и бегите к аварийному выходу. И главное, забудьте о вашем багаже! Тратя время на доставание багажа, вы подставляете не только себя и своих близких, но и всех пассажиров самолета, которые находятся за вами.
В идеале, на случай аварийный посадки у вас должен быть разработан план действий, о котором должны знать члены вашей семьи.

Есть статистика американца Дэниела Джонсона — 66,8% спасшихся пассажиров сидели в «хвосте» самолета, 28,5 — в носовой части, 4,7 — в средней. Однако практически все специалисты считают, что это дело случая. Зато практически все эксперты убеждены в другом: вероятность выживания резко увеличивается, если пассажиры будут правильно себя вести.

В первую очередь необходимо выдержать момент удара о землю. Обязательно нужно опустить голову на колени. Одной из основных причин гибели пассажиров после приземления оказывается элементарное неумение быстро расстегивать ремни безопасности. Серьезным препятствием на пути к спасению оказывается дым. Поэтому лучший способ сориентироваться — это заранее при посадке посчитать количество рядов сидений до ближайшего выхода. Тогда при аварии можно найти выход из самолета на ощупь.

По словам Валерия Шелковникова, члена правления Всемирного фонда безопасности полетов, президента МКАА «Безопасность полетов», авиаэксперты давно исследуют вопрос, какое место в самолете самое безопасное. И однозначно говорят: нет такой рекомендации. «Никогда не будьте фаталистом, — подчеркивает он. — В 1977 году два «Боинга-747″ столкнулись на ВПП в аэропорту города Лос-Родеос на Канарских островах. Тогда погибли 583 человека. Это самая крупная авиакатастрофа в истории. Так вот там были те, кто ничего не делал для спасения. И были те, кто хватался за жизнь и руками, и ногами. Последние остались жить».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *