Память развитие

Память развитие

В предыдущих уроках в рамках данного курса по развитию памяти вы получили базовые представления о принципах качественного запоминания любого материала. Несмотря на то что понимание законов человеческой памяти может улучшить запоминание нужной информации, без специальных упражнений сложно достичь высоких результатов. Как в спорте, музыке, скорочтении, ораторском и актерском мастерстве, для развития памяти нужна правильная тренировка. В данном уроке будет рассказано, как можно эффективно тренировать нашу способность к произвольному запоминанию, а также будут даны упражнения, техники, программы, бесплатные онлайн игры, методики и приемы по развитию зрительной и слуховой памяти.

  • Способы и методы развития памяти
  • Тренировка зрительной памяти
  • Тренировка слуховой памяти
  • Игры на память
  • Отзывы и комментарии

Содержание

Способы и методы развития памяти

Для начала стоит отметить, что мы часто тренируем нашу память и внимание, используя различные бытовые ситуации в повседневной жизни. Мы запоминаем, что хотим купить в магазине, стараемся помнить дни рождения родственников, друзей и знакомых, пересказываем содержание недавно прочитанной книги или учебника – все это и многое другое является хорошей тренировкой памяти. Однако использование специальных упражнений дает нам возможность сконцентрироваться на конкретной цели развития определенной способности нашей памяти.

Говоря о тренировке памяти, важно понимать, что напрямую тренировать конкретную способность заучивать материал практически невозможно. Память всегда развивается в тесной связи с нашим вниманием, восприятием, мышлением, органами чувств и другими явлениями человеческой природы. Поэтому большинство приведенных ниже упражнений производят комплексный эффект на наше мышление, а также на нашу память как важную составляющую мышления. Для удобства упражнения разбиты на 2 группы: зрительные и слуховые, — и в своей совокупности они составляют важную часть нашего тренинга по улучшению памяти.

Тренировка зрительной памяти

Как уже было отмечено в первом уроке зрительные образы запоминаются большинством людей гораздо лучше, чем слуховые или тактильные, так как нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Поэтому развитие визуального запоминания является важнейшей составляющей тренировки памяти. Фотографическую память и способность быстро запоминать визуальные образы можно развивать при помощи выполнения следующих полезных упражнений.

Упражнение 1. Таблицы Шульте

Как известно, таблицы Шульте полезны для развития скорочтения. Они отлично тренируют периферийное зрение, внимание и наблюдательность, а если засекать время, то появится стимул побить личный рекорд, что придаст занятию с этими таблицами дополнительный азарт.

Таблицы Шульте полезны не только для развития навыка быстрого чтения, но и для тренировки зрительной памяти. При поиске последовательно идущих чисел в таблице наше зрение мгновенно фиксирует несколько ячеек. В результате происходит запоминание места нахождения не только нужной ячейки, но и ячеек с другими числами.

Прочитать о правильной работе с таблицами Шульте, а также выполнить упражнения на специальном тренажере вы можете на данной странице.

Упражнение 2. Тренировка фотографической памяти (метод Айвазовского)

Эта методика тренировки фотографической памяти названа в честь знаменитого русско-армянского художника мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (Айвазяна). Айвазовский мог мысленно остановить на мгновение движение волны, перенеся её на полотно так, чтобы она не казалась застывшей. Решить эту задачу было очень непросто, это требовало от художника хорошего развития зрительной памяти. Чтобы достичь такого эффекта, Айвазовский очень много наблюдал за морем, закрывал глаза и по памяти воспроизводил увиденное.

Подобным способом тренировки зрительной памяти можете пользоваться и вы. На протяжении 5-и минут внимательно смотрите на предмет, часть пейзажа или на человека. Закройте глаза и мысленно восстановите цветной образ предмета так четко, насколько это возможно. Если у вас есть желание, образы можно воссоздавать не только в голове, но и рисовать на бумаге, что повысит эффективность тренировки. Это упражнение можно выполнять время от времени или регулярно, все зависит от того, насколько хорошо вы хотите натренировать вашу визуальную память.

Упражнение 3. Игра в спички

Игра в запоминание спичек — это не только полезный, но и удобный способ тренировки зрительной памяти. Бросьте на стол 5 спичек, и в течение нескольких секунд запомните их расположение. После этого отвернитесь и попробуйте с помощью других 5 спичек сделать такую же картину на другой поверхности.

Поначалу упражнение может вам даваться непросто. Если не все удалось запомнить, то взгляните на спички еще на секунду и воссоздайте образ точнее. Умение придет с тренировкой. Как только вы почувствуете, что вам легко выполнять это упражнение, увеличьте количество спичек и уменьшите время наблюдения.

Это упражнение позволяет не только тренировать зрительную память, но и следить за прогрессом в результате тренировок. А игровая форма добавляет азарта при выполнении упражнения.

Упражнения 4. Римская комната

Как уже было отмечено, метод римской комнаты является весьма полезным для структурирования запоминаемой информации. Однако эта знаменитая методика может быть использована и для тренировки зрительной памяти. Так при запоминании информации методом римской комнаты, постарайтесь не только запомнить последовательность предметов и приписанные им данные, но и детали, формы и цвета этих предметов. Этим атрибутам также можно присваивать дополнительные запоминаемые образы. В результате, вы будете запоминать больше информации, а заодно и тренировать зрительную память.

Тренировка слуховой памяти

Несмотря на то что знаменитая русская пословица утверждает, что «лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать», слуховая память иногда может быть не менее полезной. Так, без слуховой памяти трудно добиться успехов музыкантам, актерам, политикам и даже разведчикам. Чтобы понять, насколько важна слуховая память, вспомните, что прослушанная лекция запоминается лучше, чем просто прочитанный учебник или просмотренные слайды.

Особенности слуховой памяти, заключается в том, что в отличие от зрительных впечатлений, которые воспринимаются быстрее, память часто лучше удерживает хорошо запомненные слуховые впечатления. Ниже приведены некоторые приемы и способы, которые помогут вам научиться эффективно запоминать аудиальную информацию.

Упражнение 1. Чтение вслух

Чтение вслух, безусловно, является одним из самых эффективных упражнений для развития слуховой памяти. Именно чтение вслух способствует увеличению рабочего словарного запаса, улучшению дикции, интонации, эмоциональной окраски и яркости речи. Чтение вслух помогает нам лучше запоминать аудиальные составляющие прочитанного материала.

Читать вслух нужно не торопясь, в оптимальном разговорном темпе, соблюдая некоторые технические нюансы:

  • четко проговаривайте слова, выразительно и с расстановкой;
  • произносите текст не монотонно, а как будто вы выражаете собственные мысли (рассказываете).

Если каждый день читать вслух не менее 10-15 минут, то через месяц вы заметите очевидные результаты как в ваших ораторских способностях, так и в слуховой памяти.

Упражнение 2. Стихи

Тренировка памяти не обязательно должна сводиться к каким-то конкретным упражнениям. Заведите себе привычку каждый день, или хотя бы каждую неделю, учить наизусть небольшое стихотворение. Старайтесь глубоко вникать в его смысл, подумайте над приемами, которые использовал поэт.

Выучивая стихотворение, вы будете повторять его либо вслух, либо про себя, задействуя ваш артикуляционный аппарат. Чем больше повторений вы осуществите, тем лучше ваша память запомнит стихотворение. Со временем вы натренируете вашу память и станете запоминать стихи в результате гораздо меньшего числа повторений.

Кроме того, сами стихотворения часто используются для длительного запоминания любой абстрактной информации. Прикладное использование метода вы можете увидеть в некоторых материалах на нашем сайте, в которых описываются принципы запоминания такой информации как:

  • Цифры после запятой в числе Пи;
  • Таблица умножения.

Упражнение 3. Подслушивание

Проходя по улице или находясь в общественном транспорте, постарайтесь услышать и удержать в памяти отрывок разговора незнакомых людей. После чего постарайтесь воспроизвести про себя услышанное с нужной интонацией, а также мысленно представьте себе лица людей, которые это произнесли. Такое упражнение позволяет научиться бегло воспринимать текст на слух, а также позволит вам быть более внимательными и чувствительными к тону речи.

Игры онлайн

Как уже было сказано в уроке «Память и внимание», игры, состязательность и азарт являются полезными помощниками для концентрации внимания. Кроме того, игровые приемы могут быть полезными и для тренировки памяти. Ниже представлена бесплатная онлайн игра, с помощью которой в свободное время можно непринужденно тренировать зрительную память. Правила игры просты: нужно открывать подряд по 2 ячейки таблицы, пытаясь найти одинаковые картинки. А как только вы откроете все картинки, игра будет закончена. Эта игра является своеобразным тестом вашей памяти: программа засекает время прохождения игры.

Выполняя эти упражнения, и следуя рекомендациям из предыдущих уроков, вы в скором времени сможете похвастаться отличной памятью, а также поразить друзей и знакомых способностью легко запоминать информацию.

Как улучшить память? Как заставить мозг работать эффективнее, чем обычно? Хорошая новость – сделать это реально. Плохая – придется постараться. Мы приготовили ряд советов, как добиться улучшения внимания, развития мышления и памяти.

В современном мире, где любое объявление можно сфотографировать, а любую информацию можно быстро отыскать в интернете, мы все реже полагаемся на свою память. Как результат, порой не можем запомнить имя нового знакомого, а утрата записной книжки превращается в катастрофу, ведь даже телефонов самых близких мы не помним. Без постоянных тренировок память ухудшается. Чувствуете? А вместе с ухудшением памяти падает и наша эффективность. Как улучшить память? Как заставить мозг работать эффективнее, чем обычно? Хорошая новость – сделать это реально. Плохая – придется постараться. Мы приготовили ряд советов, как добиться улучшения внимания, развития мышления и памяти.

Память, внимание, мышление – основные познавательные функции мозга. Его развитие происходит за счет создания новых нейронных связей или нейрогенеза. Этот процесс, похожий на взрыв в раннем детстве, замедляется к 25 годам. Но, независимо от возраста, мы можем стимулировать создание новых нейронных связей, предлагая мозгу решать нестандартные задачки. Так что ответ на вопрос: что нужно для улучшения памяти – прост. Держать мозг в тонусе помогут регулярные тренировки.

Способы и рекомендации по развитию и улучшению памяти

Для того чтобы улучшить память и работу мозга, как ни странно, не придется прикладывать титанических усилий. В данном случае важна последовательность и упорство. Постарайтесь развивать свои способности ежедневно. Способы улучшения памяти по-своему увлекательны и забавны.

Чаще меняйте обстановку. Дарите себе новые впечатления. Не забывайте, что важны не только визуальные впечатления, но и вкус, запах, осязательные ощущения.

Обращайте внимание на запахи. У индейцев существовал интересный способ «консервации» воспоминаний. Для улучшения памяти и внимания попробуйте этот метод. Каждое важное событие требуется сопоставить с каким-то ароматом. Впоследствии, открыв пузыречек с заветным запахом, вы отчетливо вспомните повод, благодаря которому сохранили этот флакончик.

Обращайте внимание на детали. Вечером попробуйте, не включая свет, восстановить в памяти обстановку. Постарайтесь представить ее во всех деталях, а потом включите свет и сравните, правильно ли запомнили.

Используйте игровые методы для развития. Как быстро улучшить память? Играйте в онлайн-игры на сайте Викиум. Специально разработанные игры-тренажеры основаны на научных методах, развития памяти, внимания, мышления, доказавших свою эффективность в клинических испытаниях.

Выполняйте привычные действия не правой, а левой рукой, если вы правша, и наоборот, если левша. Для оптимизации работы мозга требуются нестандартные решения.

Экспериментируйте с гардеробом. Некоторые рекомендации по развитию памяти и мышления выглядят несерьезно. Например, специалисты советуют чаще менять стиль одежды и носить разные вещи. Это помогает избавиться от шаблонов в мышлении.

Развивайте мелкую моторику. Для улучшения памяти и внимания также важно развивать мелкую моторику. Попробуйте не просто вышивать или собирать пазлы а, например, освоить шрифт Брайля или научиться определять номинал монет, не глядя, только на ощупь.

Экспериментируйте с ежедневным маршрутом. Среди упражнений, предназначенных для улучшения работы мозга и памяти, есть совсем простые, такие как смена ежедневного маршрута. Старайтесь найти новые пути по дороге на работу или в магазин.

Используйте метод ассоциаций. Для улучшения внимания, памяти и работы мозга важно использовать метод ассоциаций. Запоминая человека, думайте о том, с кем или чем он у вас ассоциируется, чем он может вам помочь в будущем. Найдете мотивацию — избавитесь от плохой памяти на лица.

Используйте метод «римской комнаты». Среди рекомендаций, как улучшить память и внимание, не последнее место занимает метод римской комнаты. Суть его в том, что вы располагаете информацию, которую следует запомнить, в мысленной копии хорошо знакомой вам комнаты. Чтобы вспомнить что-то, вам следует мысленно же обойти помещение и получить все подсказки, которые помогут вам сохранить необходимые сведения.

Изучайте иностранные языки. Одним из прекрасных средств самосовершенствования для многих людей становится изучение иностранных языков. Вы задействуете все виды памяти и внимания. Вы запоминаете слова, пишете тексты, рассматриваете изображения и проговариваете упражнения вслух. Прекрасная тренировка, подкрепленная мотивацией!

Не пользуйтесь подсказками. Старайтесь запомнить номера телефонов, пин-коды, пароли. Сначала это будет довольно сложно, но не сдавайтесь, внимательно смотрите на цифры и, отводя глаза, старайтесь воспроизвести их в памяти, запишите, проговорите их про себя — используете лучший для вас способ запоминания.

Играйте в кости. Выбрасывайте три кости и почти сразу же накрывайте их рукой, чтобы попытаться вспомнить, сколько очков выпало. Усложните задачу. Бросьте кубики (или спички) и почти сразу отвернитесь. Постарайтесь восстановить расположение предметов. В идеале нужно взять второй набор костей или нужное количество спичек и создать аналогичный натюрморт.

Проявляйте интерес к жизни. Известно, что человек способен фокусировать внимание длительное время только на том, что ему действительно важно или интересно. Постарайтесь сосредоточиться на каком-то предмете и составить логическую цепочку из тех ассоциаций, которые появляются у вас в связи с этой вещью. Например: фотоаппарат-производитель-цена-модель. Через некоторое время вы сможете составлять подобные цепочки для любых предметов, оставляя в памяти наиболее интересное вам «звено». Чтобы потом в нужный момент легко восстановить всю картину.

Старайтесь каждый день выполнять одно из упражнений и не забывайте играть в онлайн-игры на сайте Викиум.

Это — одна из разновидностей образной памяти. Какие способности слуховой памяти существуют? Этот тип помогает запоминать, анализировать, а затем — по-необходимости, воспроизводить информацию, которая была когда-либо услышана.

Одинакова ли слуховая память у каждого человека? Нет. Все люди разные, и способности запоминать информацию на слух у каждого из них могут различаться. Кто-то мгновенно запоминает на слух, а кто-то уже спустя пару минут не может повторить услышанную информацию.

Как развивать механизмы слуховой памяти? О важности этого канала запоминания говорят исследования еще с 60-х годов прошлого века.

С чем работает слуховая память?

С единицами внутри речевой реакции. Поступая в мозг, они удерживаются буквально несколько мгновений. Затем у человека происходит ответная речевая реакция. Именно такая рабочая связка является ключевой для кратковременной слуховой памяти.

Важен ли этот тип для дошкольников и школьников? Конечно, да. Ребенка, который лучше запоминает информацию на слух, называют аудиалом. Он хорошо запоминает все, что сказал учитель на уроке. Если он развит хорошо, то он сможет легко воспроизвести информацию, не подглядывая в конспект. Однако, помимо аудиалов, существуют также люди, которые лучше воспринимают информацию через зрительные или визуальные источники.

Существуют ли какие-то упражнения для развития слуховой памяти?

Существуют. Можно ли проверить, насколько хорошо у меня развита слуховая память? Можно.

Мы предлагаем простое упражнение

Удобнее всего выполнять его не в одиночку. Пусть другой человек назовет вам 5 простых чисел. Пусть они будут однозначными. Так будет проще его выполнить в первый раз. Повторите их сразу же: в обратном порядке. Если вы быстро выполнили его в первый раз, то попробуйте устроить небольшую тренировку. Увеличьте количество чисел, а затем, с однозначных перейдите на двузначные. Выполняйте подобные тренировки несколько раз в неделю.

Эти простые занятия помогут улучшить восприятие на слух информации, да и в целом, помогут держать мозг в тонусе.

Можно развить слуховую память у ребенка?

Можно, но принцип стоит немного поменять. Добавьте в них игровую составляющую. Попробуйте найти самые простые веселые стишки и учите их построчно. Вы читаете одну строчку — ребенок вспоминает и прочитывает вторую. Чтобы эти упражнения помогли хорошо увеличить объем слуховой памяти, стоит уделять таким тренировкам несколько дней в неделю.

Еще один полезный способ развить слуховую память у ребенка-дошкольника, это повторение ритмов. Попросите его воспроизвести ритм хорошо знакомой мелодии хлопками. Затем включите что-то не настолько хорошо известное ребенку и попросите еще раз «нахлопать” ритм. Дополнительно такое занятие будет развивать музыкальный вкус и чувство ритма.

Как развить слуховую память в школе? В первую очередь для этого используются диктанты и изложения.

А что насчет взрослых?

Есть еще одно полезное упражнение. Но оно потребует некоторой концентрации. Постарайтесь выполнять его, когда вы находитесь дома одни, это будет способствовать эффективности.

Сядьте как вам удобно. Отключите все источники звуков: выключите телевизор и поставьте мобильный телефон на беззвучный режим.

Прикройте глаза и прислушивайтесь. Наверняка вы не окажетесь в полной тишине. Из открытого окна, за стеной у соседей все равно будут раздаваться какие-то звуки. Прислушайтесь к ним. Что или кто явился источником того или звука? Постарайтесь определить. Это позволяет очистить канал слуховой памяти и в дальнейшем лучше воспринимать информацию на слух. А заодно и улучшит образное мышление.

Еще один хороший способ: аудиокниги. Возможно, первое время мы будете быстро отвлекаться от слов чтеца, терять нить сюжета. Но не спешите расстраиваться: уже спустя несколько дней воспринимать книгу на слух станет намного проще. Дополнительным плюсом этой методики является и то, что она позволит вам наконец начать читать те книги, которые вы давно хотели прочесть но у вас все время не хватало времени. Слушать книги удобно в транспорте и даже на ходу.

Метод Цицерона

Место для тренировок: собственная комната.

Пройдитесь по комнате, осмотрите и запомните каждый угол, начиная с двери. Конечно, это пространство вам и так хорошо знакомо. Теперь мысленно расставьте в разных частях комнаты то, что необходимо запомнить. Это могут быть немецкие глаголы, опорные пункты доклада или дни рождения друзей. Если сложно, запишите нужное на бумажках, повесьте на стенах и снова внимательно осмотрите комнату. Должно сработать! Метод пространственных ассоциаций приписывают не то Цицерону, не то Симониду. Первый использовал его при подготовке к выступлениям, второй применил тот же ход мысли при весьма печальных обстоятельствах. Симонид был гостем на каком-то симпозиуме. Внезапно на пирующих обрушилась крыша. Только Симонид выбрался живым из-под обломков. Потом он помогал родственникам опознать покойных, вспоминая, кто где сидел.

Метод Айвазовского

Место для тренировок: вид из окна, с балкона или с крыши.

У многих художников отличная зрительная память. Ее можно развивать, рассматривая вид за окном или пассажиров в метро. Зафиксируйте взгляд на человеке или вещи на несколько секунд. Попытайтесь запомнить объект в деталях, потом закройте глаза и представьте его. Снова посмотрите на предмет изучения, освежите образ и продолжайте упражнение. Можно делать зарисовки лиц и фигур прохожих, запоминать картины в музее. Или тренироваться со спичками: бросить на стол 4-6 спичек и запомнить, как они легли. Количество спичек нужно увеличивать раз за разом.

Метод итальянских мальчишек

Место для тренировок: очереди.

Уильям Аткинсон пишет, что наблюдал эту картину в Чикаго: итальянские газетчики, стоя у дверей типографии в ожидании свежего номера, играют в «Морру». Один показывает другому кулак и с криком «Морра!» разжимает несколько пальцев. Второй игрок быстро называет число вытянутых пальцев, а если медлит или ошибается — получает пачкой газет по голове. «Морра» похожа на «Камень-ножницы-бумагу». В эту простую игру, должно быть, до сих пор режутся мальчишки в неаполитанских дворах.

Метод йогов

Место для тренировок: где угодно.

У йогов, которые уж точно преуспели в саморазвитии, можно позаимствовать элементы випассаны. Практиковать медитацию внимательности можно в любой обстановке: катаясь на велосипеде, принимая душ, сидя на лекции, но лучше всего это делать наедине с собой. Суть метода в том, чтобы осознавать каждое мгновение жизни, быть восприимчивым к сигналам своего тела. Медитацией можно считать даже размеренную ходьбу из угла в угол, если в этот момент ваше внимание сконцентрировано на движении. Сделайте 5-10 медленных шагов по прямой. Двигайтесь расслабленно (представьте, что вы снимаетесь у Тарковского). Следите за тем, как поднимается стопа, как переносится вес с одной ноги на другую. В течение дня обращайте внимание на то, что вы привыкли делать мимоходом. Через определенные промежутки времени — например, каждые 4 часа — фиксируйте, в какой позе вы находитесь.

Метод Робера Удэна

Место для тренировок: полки супермаркетов.

Робер Удэн — знаменитый французский фокусник и кумир Гарри Гудини. В юности он ежедневно тренировал наблюдательность. Проходя мимо магазина, Робер бросал поспешный взгляд на витрину, отворачивался и через несколько шагов старался вспомнить в точности каждый товар: цвет, размер, форму. С каждым днем это упражнение удавалось все быстрее. Совсем скоро он достиг такой сноровки, что мог описывать содержимое прилавков на бегу.

Метод лондонских карманников

Место для тренировок: Портобелло-роуд.

В лондонских и парижских уличных шайках XIX века существовали целые школы, где опытные грабители передавали секреты мастерства молодым. Старый вор, вроде Феджина из «Оливера Твиста», держал на ладони какую-нибудь мелкую ерунду — две пуговицы, пять пенсов, обручальное кольцо. Профессор показывал это мальчишкам на несколько секунд, просил быстро описать каждый предмет, потом незаметно убирал одну из вещей — и нужно было тут же назвать, что пропало.

Метод Джанни Родари

Место для тренировок: воображение.

В книге «Грамматика фантазии» Джанни Родари рассказывает, как развить воображение и научиться придумывать истории. Одно из упражнений — выдвигать веселые гипотезы. «Что было бы, если бы у Сицилии оторвались и потерялись пуговицы? Что было бы, если бы к вам постучался крокодил и попросил одолжить ему немного розмарина?» Другое задание — прибавлять к словам неожиданные приставки, создавать и воображать вице-псов, замкотов и микрогиппопотамов. А еще: играть в буримэ, сочинять лимерики, составлять рассказы из газетных вырезок.

Охраняется законодательством РФ о защите интеллектуальных прав. Воспроизведение всей книги или любой ее части воспрещается без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.

Введение

Любая человеческая деятельность невозможна без ее основной составляющей – познавательных процессов, включающих в себя восприятие, память, мышление, воображение, которые отвечают за ее эффективность и конечный результат. Именно они лежат в основе определения цели и содержания предстоящей деятельности. Благодаря им человек имеет возможность заранее представить себе последовательность этапов, конкретные действия и общий характер поведения, предвидеть результаты и вносить коррективы в намеченный план по ходу его выполнения. Вот почему, говоря о способностях того или иного человека, мы тем самым отмечаем высокий уровень развития его познавательных процессов.

Они осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых является целостным психическим актом, представляющим собой единство всех видов психических процессов. Между собой познавательные действия различаются наличием главного (ведущего) психического процесса, который и определяет характер каждого конкретного познавательного действия. Вот почему с определенной долей допустимости мы можем рассматривать по отдельности такие психические процессы, как восприятие, память, мышление и воображение.

Изучение памяти с самого начала носило междисциплинарный характер, поскольку в том или ином виде она участвует во всех жизненных процессах, включая сохранение индивидуального опыта и механизмы передачи наследственной информации.

Опыты по изучению памяти начались сравнительно недавно – в конце XIX века. Они стали возможны благодаря работам немецкого психолога Г. Эбингауза, который экспериментально заложил основы количественных законов заучивания, удерживания и воспроизведения последовательностей, составленных из слогов, лишенных смысла.

Подобные исследования, но уже на сложном осмысленном материале, проводились в начале ХХ века. Своеобразным их результатом стала работа французского философа А. Бергсона, в которой он противопоставил «память привычки» «памяти духа». Первая, по мнению ученого, развивается в результате механического повторения, а вторая формируется благодаря осмыслению единичных событий биографии человека.

Гештальтпсихология, провозгласившая целостность человеческой психики, определяющую роль при запоминании материала отводила его организации.

Психоанализ впервые предпринял попытку объяснить явления забывания «вытеснением» из сознания неприятных, травмирующих впечатлений.

Английский психолог Ф. Бартлетт, занимаясь исследованием процесса припоминания, пришел к выводу о его сложном реконструктивном характере и зависимости от культурных норм, принятых в данной социальной среде.

Французский психолог П. Жане и его соотечественник социолог М. Хальбвакс особое внимание уделяли социокультурным факторам в формировании высших форм памяти человека. Их учение было подхвачено и получило дальнейшее развитие в работах русского ученого Л. С. Выготского и его учеников А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурии. Суть разработанной ими теории заключалась в том, что главную роль в происхождении высших функций человека играет культурно-исторический фактор.

А. Н. Леонтьев выделил основные этапы развития памяти человека от натуральной, или непосредственной, к культурной, или опосредствованной.

Исследовательская деятельность А. Р. Лурии, направленная в первую очередь на изучение физиологических основ памяти, позволила говорить о роли лобных долей коры головного мозга человека в регуляции высших психических процессов, связанных с запоминанием, удержанием и воспроизведением информации.

Русские ученые П. И. Зинченко и А. А. Смирнов занимались изучением зависимости непроизвольного и произвольного запоминания от условий, в которых происходит практическая деятельность человека, связанная с запоминанием или воспроизведением информации. А. А. Смирнов, в частности, доказал, что мысли запоминаются труднее, чем действия, а среди последних дольше всего хранятся в памяти те, которые связаны с преодолением препятствий. Причем так же долго человек помнит и сами препятствия, вынудившие его прибегнуть к тем или иным действиям.

Некоторые ученые, среди которых П. П. Блонский, Дж. Брунер и Ж. Пиаже, считают, что выделяемые другими исследователями виды памяти на самом деле являются лишь определенными этапами в ее развитии.

Наблюдения за больными-правшами с нарушениями памяти, которые вели А. Р. Лурия и Р. Сперри в клинике локальных поражений мозга, позволили сделать вывод о том, что процессы, происходящие в левом полушарии головного мозга, преимущественно связаны со словесно-логическими способами запоминания, а в правом полушарии – с наглядно-образными.

Интересное открытие сделала последовательница гештальттеории памяти Б. В. Зейгарник. В дальнейшем это открытие было названо ее именем и в науке закрепилось как эффект Зейгарник. Суть его состоит в следующем. Если испытуемым предложить сразу несколько заданий и разрешить часть из них оставить невыполненными, а другие обязательно довести до конца, то через некоторое время участники эксперимента в 2 раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные.

Оказывается, что при получении задания у человека возникает потребность его выполнить. Если оно выполняется, она полностью реализует себя, а если прерывается, остается неудовлетворенной.

В ходе эксперимента Б. В. Зейгарник обратила внимание на еще один интересный факт. Когда участников эксперимента просили перечислить предложенные им задания, они в первую очередь называли те из них, которые остались незавершенными. Вывод напрашивается сам собой: человек помнит и в первую очередь воспроизводит то, что имеет прямое отношение к его неудовлетворенным на данный момент времени потребностям.

Приведенные в этой книге упражнения рекомендуется выполнять регулярно, каждый день. И уже через 30 дней вы заметите, что вы можете запоминать гораздо больше, чем раньше, а концентрация внимания значительно возросла. А все окружающие будут восхищены вашими способностями.

Что такое память и внимание

Никто не будет спорить с утверждением, что вся наша жизнь неразрывно связана, а зачастую и определяется необходимостью что-либо запоминать. Так уж мы устроены, что все происходящее оцениваем с позиции времени. Представьте на мгновение, что все люди на земле потеряли память. В результате такой тотальной амнезии вся наша жизнь превратилась бы в бесконечное настоящее, на самом деле являющееся одним мгновением, которое происходит в настоящий момент и исчезает в небытии. Именно так охарактеризовал жизнь без памяти русский психолог и философ С. Л. Рубинштейн: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания безвозвратно исчезало бы в прошлом».

Лишившись памяти, человек утратил бы индивидуальность и жизненный опыт, у него не было бы возможности накапливать знания в процессе обучения. Благодаря ей наши мысли и поступки обретают целостность. Мы постоянно пользуемся памятью, чтобы думать, оценивать, сравнивать, делать выбор, принимать решение, фантазировать. Ведь даже рисуя в своем воображении невиданные доселе предметы, пейзажи и целые миры, мы все равно опираемся на тот багаж, который хранится в ее глубинах.

Но хорошая память невозможна без внимания, которое является основным звеном в цепи процессов памяти. Только то, к чему мы относимся со вниманием, запоминается прочно и надолго. Но если наш ум занят посторонними проблемами, мы не в состоянии поддерживать необходимый уровень внимания при выполнении наших основных обязанностей. Очень часто мы становимся «заложниками» нашего плохого настроения, депрессивного состояния, стресса, усталости, необходимости выполнять монотонные, не требующие умственного напряжения действия.

А для того чтобы нужная информация фиксировалась у нас памяти, нужно научиться контролировать свое внимание. Только в таком случае спонтанное, случайное запоминание уступает место намеренному с участием сознания.

Память и ее функции

Память – одна из форм психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, что делает возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Именно память является тем звеном, которое связывает прошлое человека с его настоящим и будущим. Память – это важнейшая познавательная функция, которая делает возможным развитие и обучение субъекта.

Она тесно связана с представлениями, то есть мысленно воспроизведенными образами предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее. Они бывают единичными и общими.

Представления памяти следует отличать от представлений воображения. Первые – это почти точное воспроизведение предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. Вторые – это продукт нашего воображения, хотя и основанный на прошлых восприятиях. Прошлые восприятия служат лишь строительным материалом, из которого мы силой своего воображения создаем новые представления и образы.

Память невозможна без ассоциаций, или связей. Реальные предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Вот почему, взяв в руки свой старый школьный дневник, мы обязательно вспомним учителей, одноклассников, соседа по парте, исписанную мелом доску – все, что было связано со школой. Значит, для того, чтобы запомнить новое слово, имя человека, маршрут, последовательность действий, достаточно связать их с чем-то хорошо знакомым.

Например, моего нового соседа зовут так же, как моего начальника, или этот поезд уходит в 2 часа 15 минут, что соответствует моему адресу: дом 2, квартира 15.

Ассоциации делятся на простые и сложные. Простые подразделяются на три вида: по смежности, по сходству и по контрасту.

Ассоциации по смежности связывают два явления, происходящих в одно и то же время или на одном и том же пространстве: «Мой сын родился, когда я была на втором курсе института».

Ассоциации по сходству связывают два явления, обладающие похожими чертами: «Ты хмуришься совсем, как отец, когда он бывал чем-то недоволен».

Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления: «В молодости у него была густая шевелюра, а сейчас он абсолютно лысый».

Сложные ассоциации по-другому называются «смысловые». Они связывают 2 явления, которые и в действительности неразрывно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Например, класс – школа, кошки – дикая кошка, человеку больно, потому что он упал и ушибся. Именно смысловые ассоциации являются основой наших знаний.

Связи между различными представлениями образуются благодаря тому, что субъект делает с запоминаемым материалом, и не зависят от качеств самого материала. Таким образом, только личность определяет формирование процессов памяти. В противном случае при виде одного и того же предмета все люди вспоминали бы одно и то же, что в принципе невозможно.

В жизни и деятельности человека память выполняет несколько очень важных функций, которые дают основание поговорить о процессах памяти:

– запоминание – усвоение нового материала, основанное на его связи с ранее закрепленным; бывает кратковременным и долговременным, произвольным и непроизвольным;

– воспроизведение – актуализация закрепленного ранее материала путем извлечения его из долговременной памяти; различают узнавание, собственно воспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание, а также воспоминания, или историческую память личности;

– сохранение – характеризуется степенью участия материала в деятельности человека: заученный материал хранится в памяти тем дольше, чем больше человек работает с объектом этого материала;

– забывание – интенсивность протекания этого процесса зависит от времени: быстрее всего материал забывается сразу же после заучивания, затем процесс замедляется, причем осознанный материал забывается медленнее, чем зазубренный.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *