Пассивно агрессивная

Пассивно агрессивная

Общие вопросы психологии

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

С. О. Кузнецова

На сегодняшний день проблема агрессивности, враждебности и их проявлений в поведении у подростков особенно актуальна, что подтверждается большим ко -личеством исследований в различных областях науки и практики1. Агрессивность, с точки зрения современных исследователей, рассматривается как свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого человека как враждебное. Как известно, в подростковом возрасте естественным является стремление к проявлению взрослости, развитие самосознания и самооценки, интерес к своей личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для реализации своего потенциала процесс самоутверждения может проявляться в искажённых формах, приводить к неблагоприятным реакциям и последствиям, к различным девиациям, возникает опасность выбора агрессивной линии поведения.

Внутри подросткового возраста как у мальчиков, так и у девочек существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Было установлено2, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: 11 лет и 13 лет.

В ряде современных исследований3 было показано, что если у 10-11-летних подростков преобладают проявления физической агрессии, то по мере взросления у подростков 14-15 лет на первый план выходит вербальная агрессия. Это, однако, не связано со снижением проявления физической агрессии с возрастом. Максимальные показатели проявления всех форм агрессии (как физической, так и вербальной) обнаруживаются именно в 14-15 лет. Но динамика роста физической и вербальной агрессии по мере взросления неодинакова: проявления физической агрессии хотя и увеличиваются, но незначительно. А вот проявления вербальной агрессии растут существенно более быстрыми темпами. Можно отметить также, что в младшем возрасте (10-11 лет) между разными формами агрессии существует достаточно слабая дифференциация. То есть хотя они и выражены неодинаково, но различия между ними по частоте встречаемости невелики. В возрасте же 14-15 лет между различными формами агрессии обнаруживаются более чёткие и явные различия по частоте встречаемости.

Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек

показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек — к прямой вербальной и к косвенной вербальной формам агрессии. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная — физическая», сколько выражение её в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых её формах — прямой или косвенной, хотя косвенная форма оказывается всё-таки более распространённой. Тенденция большей выраженности у мальчиков прямой агрессии, а у девочек — косвенной вербальной, очевидно, является кросскультурной, характерной для подростков различных этносов4. Как правило, мальчики-подростки испытывают агрессию в таких межличностных отношениях, как учёба, спорт, личная угроза, ситуация алкогольного опьянения. Девочки более бурно реагируют на интрапсихи-ческие события (недооценивание внешних или духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление). Их гнев определяется качеством межличностных отношений, в результате чего и возникает неконтролируемая ситуация.

Однако, как показывают исследования, уже в возрасте 11-12 лет как у мальчиков, так и у девочек наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии, как негативизм. Негативизм — оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, проявляющаяся в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев. Второе место по частоте встречаемости в указанной возрастной период у мальчиков занимает физическая агрессия, а у девочек — вербальная.

В старшем возрасте (подростки 14-15 лет) у мальчиков доминирует негативизм и вербальная агрессия, которые представлены практически одинаково, а у девочек — вербальная агрессия. Следует отметить также, что независимо от возраста у мальчиков все формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек.

Исследования связи агрессивного поведения с социальным статусом подростка в группе сверстников5 показали, что среди подростков с наиболее высоким социометрическим статусом («эмоциональные лидеры») 48% составляют лица с уровнем агрессии выше среднего. Вместе с тем установлено также, что среди эмоциональных лидеров 33% имеют показатели агрессии средней величины, а 19% — низкий уровень агрессии.

Относительно выраженности различных типов агрессивного поведения в этой группе подростков можно отметить, что наиболее часто встречается прямая физическая агрессия — 43% лиц с высоким социометрическим статусом склонны именно к ней. У 30% эмоциональных лидеров ведущим способом агрессивного поведения является прямая вербальная агрессия, а у 27% — косвенная агрессия.

Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных её составляющих. Такая зависимость характерна как для инструментальной (при которой причинение вреда другим не является самоцелью, а служит средством достижения какой-либо цели), так и для другой формы агрессии — враждебности (при которой

главной целью агрессора является причинение страданий и вреда жертве). Было показано, что уровень физической агрессии подростков коррелирует с уровнем общей самооценки личности6. Чем выше была самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению физической агрессии.

Оказалось, кроме того, что парциальные самооценки, такие, как самооценка способности к лидерству и самооценка своего «физического Я», коррелирует с такой формой агрессии, как негативизм. Таким образом, оппозиционная манера поведения, направленная против авторитетов и установившихся правил, в большей степени характерна именно для подростков с высокой самооценкой своих лидерских потенций, а также для подростков, высоко оценивающих свою физическую привлекательность и телесное совершенство. Очевидно, в наибольшей степени подростковый негативизм выражен в том случае, когда обе эти парциальные самооценки сходятся в одной личности. Следует отметить, что вербальная агрессия коррелирует с различными аспектами самооценки подростков. Как и в случае с негативизмом, уровень проявления вербальной агрессии выше у тех, для кого характерна высокая самооценка способности к лидерству, самостоятельности и высокого интеллекта.

Ещё одна тенденция состоит в том, что более агрессивные подростки чаще имеют крайнюю, экстремальную самооценку — либо чрезвычайно высокую, либо крайне низкую. Для неагрессивных подростков более характерной тенденцией является распространённость средней по уровню самооценки. Так, если в группе высокоагрессивных подростков высокую самооценку имеют 31% испытуемых, то в группе неагрессивных такую самооценку имеют в два раза меньше подростков — 15%. Соответственно, низкую самооценку в группе высокоагрессивных имеют 25%, а в группе неагрессивных — только 15%.

Для понимания подростковой агрессии важное значение имеет не только рассмотрение самой по себе самооценки личности, но и анализ соотношения самооценки и внешней оценки, которая даётся референтными лицами, например учите -лями и сверстниками. Если самооценка не находит должной опоры во внешнем социальном пространстве, если оценка подростка значимыми лицами из ближайшего окружения всегда ниже его самооценки, то эта ситуация должна рассматриваться как фрустрирующая. При этом здесь фрустрация касается одной из базовых потребностей личности — потребности в признании и уважении. Как любой фрустратор, эта ситуация может провоцировать проявление агрессии.

Специальные исследования, проведённые по этому поводу7, показали, что действительно подростки, чья самооценка находится в конфликте с внешней оценкой социума, значительно отличаются от своих сверстников более высокими показателями агрессии. Наиболее существенные различия обнаруживаются по уровню выраженности косвенной агрессии и негативизма. Кроме того, подростки с конфликтным отношением самооценки и внешней оценки имеют также и более высокий уровень таких форм агрессии, как раздражительность, физическая агрессия и обида.

Ряд исследователей показывают, что агрессивные и неагрессивные подростки имеют различную степень привязанности к родителям и близости с ними. В целом, было установлено, что у неагрессивных подростков идентификация с собственны-

ми родителями выражена сильнее, чем у агрессивных. Однако степень различия между этими двумя группами подростков по идентификации с матерью и отцом оказалась неодинаковой. Наиболее сильные различия между агрессивными и неагрессивными подростками обнаруживаются по степени идентификации с отцом. Соответствующие различия по степени идентификации с матерью оказались менее выраженными. То есть идентификация с матерью как у неагрессивных, так и у агрессивных подростков оказалась высокой и достаточно близкой по среднегрупповому показателю. Следует отметить, что значение матери в системе привязанности и социальных отношений подростка занимает особое место. При этом негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности.

Важно подчеркнуть, что формирование неагрессивного поведения личности связано не только с механизмами отсутствия подкрепления или активного наказания, но и с активным социальным научением неагрессивным формам поведения, конструктивным способам разрешения противоречий и реализация различных мотиваций личности. Ведь, как установлено, наиболее выраженные различия между агрессивными и неагрессивными детьми обнаруживаются не в личностном предпочтении агрессивных альтернатив, а в незнании конструктивных решений. Таким образом, процесс социализации неагрессивного поведения включает приобретение системы знаний и социальных навыков, а также воспитание системы личностных диспозиций, установок, на основе которых формируется способность реагировать на фрустрацию относительно приемлемым образом.

В соответствии с когнитивно-бихевиоральной концепцией социального научения процесс социализации состоит в развитии привычных ответных реакций, принятых в обществе, в котором индивид живёт. Научение определённым навыкам в системе «сигнал — ответ» требует, во-первых, вознаграждения или подкрепления, а во-вторых, наличия некоторого мотивационного процесса. В рамках когнитивно-бихевиоральной концепции подростковую агрессию рассматривают как результат специфического социального научения. При этом считается, что основания развития и закрепления агрессивного поведения следует в первую очередь искать в том, как родители воспитывали своих детей в первые годы жизни, а также и в более поздние периоды, включая и собственно подростковый возраст. Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой у ребёнка появляется необходимость в интересе, внимании и одобрении окружающих, и в первую очередь — собственных родителей. В качестве вторичного подкрепления привязанность может затем обусловливать приспособление ребёнка к социальным требованиям и запретам. В этой связи следует подчеркнуть, что важным условием развития агрессии является не только социальное научение как таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей.

Предупреждение и искоренение агрессивного поведения может быть осуществлено, как считает А. Бандура, двумя путями. Агрессивные действия, поступки либо

надо оставлять без подкрепления, без награды, либо за них надо активно наказывать. Если родители не обращают внимание на агрессивное поведение, оставляя его без подкрепления, и если в то же время совершаются другие позитивные поведенческие акты, которые подкрепляются, то оставшееся без подкрепления агрессивное поведение постепенно угасает. Как видим, логика здесь очень ясная, по существу отражающая бихевиоральный подход. Однако в том случае, когда речь идёт именно

о подростковой агрессии, позиция об игнорировании актов агрессивного поведения как способ предупреждения и снятия агрессии вызывает сомнение и даже настораживает. Психолого-педагогический опыт показывает, что игнорирование актов подростковой агрессии чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшей эскалации агрессивного поведения, превращение его в привычную форму поведения личности. Очевидно, это связано с тем, что если родителями проигнорированы акты агрессии маленького ребёнка, то в силу замкнутости его круга общения на семью оно действительно остаётся неподкреплённым. Если же родители игнорируют акты агрессии подростка, то оно необязательно остаётся неподкрепленным, так как круг общения подростка уже не ограничивается семьёй — подкрепление может быть найдено на стороне. В том числе в виде одобрения сверстниками агрессии против «несправедливых действий родителей». Кроме того, в силу выраженной в подростковом возрасте тенденции, поведенческой особенности (пробовать социальные нормы и правила на прочность и через это определять границы допустимого в своём поведении) отсутствие реакции взрослых на акты агрессивного поведения уже само по себе может стать позитивным подкреплением агрессии.

Активное наказание также рассматривается в качестве способа торможения и коррекции агрессивного поведения. Однако заторможенные таким способом агрессивные реакции не обязательно исчезнут вовсе и могут появиться в ситуациях, когда угроза наказания слабее. Этот вывод согласуется также с теорией смещённой агрессии Н. Миллера8, в основе которой лежит представление о переносе агрессии на другой объект, разрядке агрессивного импульса на человеке, атаковать которого менее опасно, хотя он и не является истинным источником возникновения агрессивного побуждения. При этом теория смещённой агрессии утверждает, что выбор агрессором жертвы в значительной степени обусловлен тремя факторами: 1) силой побуждения к агрессии, 2) силой факторов, тормозящих данное поведение, 3) сти-мульным сходством потенциальной жертвы с фрустрировавшим агентом.

Кроме того, между строгостью наказания, как было показано экспериментально, и уровнем агрессивности детей существует положительная зависимость. Эта зависимость распространяется и на случаи, когда наказание является реакцией родителей на агрессивное поведение ребёнка. То есть используется в качестве воспитательной меры, направленной на снижение агрессивности и формирование неагрессивного поведения ребёнка. В результате изучения сначала маленьких детей, а затем и подростков было обнаружено, что те дети, которые подвергались со стороны родителей строгим наказаниям, проявляли в поведении большую агрессию. Более того, в результате лонгитюдного исследования9 было установлено, что суровость наказания, применявшегося к детям, когда им было 8 лет, коррелировала

с агрессивностью их поведения в 18 лет и 30 лет. В другом исследовании10 было показано, что наименее агрессивные 18-летние юноши были как раз из числа тех, кого в 8-летнем возрасте родители хотя и наказывали, но умеренно, не строго. Общий вывод этих авторов состоял в следующем: когда родители слишком сурово или слишком снисходительно относятся к агрессивности своих сыновей, тогда эти мальчики в подростковом возрасте склонны к большему проявлению агрессии, чем их сверстники.

Большинству существующих в современной психологии теорией агрессии не противоречит идея о взаимосвязи агрессии с определёнными характерологическими типами. Предметом ряда исследований11 являлось выявление взаимосвязи уровня агрессии с определёнными характерологическими особенностями подростков. Ожидаемыми и прогнозируемыми оказались полученные результаты, из которых следует вполне конкретная связь между возбудимой характерологией и различными проявлениями агрессии. Возбудимость положительно коррелирует с вербальной агрессией (выражение негативных чувств в словесной форме), раздражительностью, спонтанной агрессией (самопроизвольная, не являющаяся прямой реакцией на ситуационное воздействие), а также с косвенной агрессией (окольным путём направлена на другое лицо).

Как известно, центральной особенностью возбудимой личности является импульсивность поведения. Вся манера общения и поведения у них в значительной мере обусловлена не логикой, а импульсом, инстинктом. В области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость. На этом фоне выявленная система корреляционных зависимостей представляется неслучайной и вполне логичной.

Гораздо более неожиданными оказались результаты, которые устанавливают вполне определённую связь между демонстративной характерологией и агрессивностью личности. Более того, структура связей в диаде «демонстративность — агрессия» практически полностью идентична структуре связей в паре «возбудимость -агрессия». Разница состоит не в структуре связей, а лишь в их силе. Демонстративность положительно коррелирует с вербальной агрессией, раздражительностью, спонтанной и косвенной агрессией. Такая чёткая и многоканальная связь действительно представляется неожиданной, так как центральными особенностями демонстративного поведенческого паттерна являются, как известно, вовсе не агрессия, а другие поведенческие особенности (потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание). Это проявляется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Элементом этого поведения является самовосхваление, рассказы о себе или событиях, в которых эта личность занимала центральное место. Полученные данные о связи «демонстративность — агрессия» расширяют традиционные представления о демонстративной личности и позволяют взглянуть на проблему демонстративного поведения под иным углом зрения. С другой стороны, мы видим в этих данных ещё одно подтверждение того, что агрессия и агрессивность представляют собой сложный личностный и поведенческий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

феномен, природу которого вряд ли когда-нибудь удастся описать какой-то единственной, одномерной, хотя бы и внутренне непротиворечивой моделью.

Многие отечественные учёные подчёркивают, что агрессивность является свойством личности как общественного существа. И поскольку личность является продуктом освоения индивидом культурного наследия человечества, то и агрессивность как одно из её качеств является социально приобретённым. Агрессивность и жёстокость, как свойства личности, формируются преимущественно в процессе ранней социализации, в детском и подростковом возрасте. Подростковый возраст — переломная стадия развития человека, когда он как никогда склонен к приобретению и закреплению агрессивных форм поведения; следовательно, коррекционная работа с подобными тенденциями является особенно актуальной и требует серьёзного отношения со стороны психологов.

2 Ковалев С. В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1998.

4 Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996.

5 См.: Ковалев С. В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1998.

6 См.: Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996.

7 Там же.

В случае пассивной агрессии формально вы не устраиваете ссору, но подавленные негативные эмоции понемногу вторгаются в вашу жизнь и портят ее. Разбираемся, как работают механизмы пассивной агрессии и как ее убрать из чужого и собственного поведения.

Как выглядит пассивная агрессия

В мире, где детей воспитывают, приучают вести себя прилично, держать себя в руках (то есть скрывать гнев и обиду) и не реагировать на провокации, пассивная агрессия — мощнейший инструмент давления, который позволяет выбросить негатив, формально не повышая голос и не выходя на тропу войны.

При этом в отношениях постоянно чувствуются подвох и так называемые противоречивые сигналы: одно и то же действие может вызывать разные последствия (от молчания до многочасового выяснения отношений), долгосрочное терпение заканчивается срывами с упоминанием длинного списка накопившихся претензий, а попытки выяснить, что происходит, бьются о холодные формулировки «все нормально» и непредсказуемое отстранение.

К пассивной агрессии склонны многие, так что ее необходимо выкорчевывать из систематического поведения. Что успокаивает: честный прямой разговор и быстрая реакция на неустраивающую ситуацию могут изменить положение дел к лучшему.

Так что это, собственно, такое? Пассивная агрессия — это неявный конфликт, при котором один человек навязывает другому чувство вины, систематически нарушает его границы под видом заботы или отказывается обсуждать реальную проблему, отмалчиваясь или переключаясь на что-то другое. Например, регулярно корит за что-то, дарит ненужные подарки, а потом требует за это благодарности, при прямых вопросах, что случилось, предпочитает закрываться с холодной интонацией и нейтральными формулировками вроде «все хорошо» или переходит в моментальное нападение.

Скажем, отказ помогать или делать работу качественно и вовремя, соблюдая необходимые стандарты (не для галочки, а действительно с усердием), — форма пассивной агрессии.

Или навязчивое вмешательство с гиперопекой в жизнь другого человека — частые звонки в неурочное время, несоблюдение договоренностей о тишине или личном пространстве, настойчивые предложения своей помощи или общества.

Фразы «Ну вот ты как всегда», «У тебя все из рук валится» и «Куда ты без меня?» — тоже распространенные способы дать почувствовать другому, что он не справляется, делает все гораздо хуже и от него заранее ничего хорошего не ждут.

Саботаж, «забывчивость» в сочетании с неумением отказываться, отсутствие навыка распознавать свои и чужие эмоции — удобный способ манипулировать другими, навешивать на них негативные ярлыки и снимать с себя ответственность за нежелание помогать или неумение решать противоречия конструктивно.

Саркастичные комментарии в неудобный момент, отсутствие эмпатии к человеку в уязвимом положении (когда у него все валится из рук или он по-настоящему растерян), враждебность в присутствии третьих лиц — тоже часть этой часто многолетней игры.

Отказ в сексуальной близости «в наказание», регулярные опоздания и двойная игра при формальной вежливости — простые методы уйти от конфликта и задержать на неопределенное время настоящее выяснение отношений.

Как свести пассивную агрессию к минимуму

Распознавайте провокации и действуйте по плану

Главная проблема с пассивной агрессией — эмоции постоянно мешают общаться рационально. Спокойно начинающийся разговор переходит во взаимные упреки. Беседа из настоящего времени утекает то в прошлое, то в будущее. Вместо действий речь идет о личных качествах и «вечных» свойствах: «ты вечно делаешь вид, что тебя это не касается», «тебя никогда нет в нужный момент», «с тобой вообще не имеет смысл об этом разговаривать, ты никогда меня не понимаешь».

Лучший способ противостоять пассивной агрессии — действовать конструктивно и направленно. Обсуждайте ту ситуацию, которая смущает в данный момент. Задавайте наводящие вопросы. Не ведитесь на обвинения и не скатывайтесь в них сами.

Пресекайте спонтанное/срочное окончание и перекладывание разговора: будьте в моменте и говорите о том, что беспокоит вас именно сейчас. Человек (или это вы?) пропустил сроки из-за забывчивости, неумения распоряжаться своим временем или нежелания это делать? Держите в голове ваше базовое желание — распределить ответственность, наметить общий порядок действий, остановить последствия или предусмотреть ошибки будущего.

Чувствуйте свои желания и спрашивайте о желаниях других

Корень пассивной агрессии — в выученном навыке подавлять свои чувства и умалчивать о своих желаниях. Чаще всего он формируется еще с детства в семейном воспитании. Родители игнорировали усталость, отсутствие интереса, чувство голода, личные качества, искренние реакции ребенка — и человек закрылся ото всех.

Теперь он не рассчитывает, что его боль, тревогу, страх, дурное настроение или обиду кто-то будет воспринимать всерьез, а потому подавляет эти чувства в себе и предпочитает приспосабливаться. То же касается и желаний: не понимая, какие занятия расстраивают, а какие приносят удовольствие, человек подстраивается под обстановку («мне ничего не надо», «все нормально», «как скажете, так и будет») и не может сформулировать, что собственно его не устраивает, — а потом злится, что его желания не учитываются.

Гости пришли в неподходящее время? Формально человек спокоен, но припомнит это потом партнеру, который гостей пригласил. Дали сверхурочную работу? Человек не откажется, но будет злиться на себя, коллег и начальника за то, что у него отняли свободное время. Дети заболели в отпуске? Отпуск испорчен и дети после необходимой заботы получат нагоняй за то, что помешали отдыхать.

В устранении пассивной агрессии главная роль отводится способности озвучивать собственные желания и чувства, когда начинается фрустрация, — в корректной форме, но срочно и напрямую.

Придерживайтесь договоренностей

Сложно проявлять пассивную агрессию, когда договоренности не подразумеваются, а очевидны. Часто свойство поведения пассивных агрессоров — молчание: от самой радикальной формы, бойкота, до показательного охлаждения или умалчивания настоящих причин конфликта.

Пассивная агрессия связана с чувством нарушения справедливости, но что такое справедливость, каждый может понимать по-разному. Для одного это значит всегда и все делить поровну, для другого — идти на взаимные уступки. Копить обиду сложнее, когда есть четкие договоренности.

Например, вы с партнером проводите вечера, как вам удобно, но один вечер в неделю зарезервирован под одинаково интересное вам событие. Или ребенка из школы вы забираете по очереди, но в случае болезни один без разговоров подменяет другого. Или о внеурочной работе вас предупреждают заранее, а не в последний момент. Или визиты членов семьи поставлены на всем удобное время, а не когда удобно только одной стороне.

Чем более простыми и понятными будут ваши договоренности, тем проще будет установить, нарушены ли какие-то правила в конкретном случае: даже вести списки общих дел и обязанностей проще, чем тратить время на ссоры и препирания.

Разделяйте негативные события

Если отношения долгосрочные, чаще всего отсчет взаимным претензиям ведется не со вчерашнего дня. Возможно, к ситуации в моменте примешалась претензия позапрошлого месяца или давняя обида, систематические нарушения взаимных обязательств и абстрактные «долги», которые родственники, друзья или коллеги выставили друг другу.

Например, вам обидно, что о вас не заботятся, но претензии вы будете предъявлять к привычкам или даже внешнему виду другого человека. Или вы допустили ошибку вчера, то вам припомнят дела давно минувших дней с формулировкой «ты как всегда». Действенное противоядие — не смешивать все в одну кучу и отделять претензии к ситуации, плохое настроение и неудачные дни от обиды на конкретного человека и его действия.

Не стоит мстить дома за обиды на работе, срывать на детях злость на пробки, плохую погоду и необходимость встать пораньше или обижаться на отказ принимать вашу непрошеную заботу.

Извиняйтесь искренне

Sorry not sorry — частая модель поведения в пассивно-агрессивных отношениях. Человек признает свою вину и соглашается, что был неправ, но по прошествии времени выясняется, что он считает себя правым, просто извинился, чтобы не обострять конфликт, в очередной раз уступил, не хотел дальше выяснять отношения. То есть он поступил якобы благородно, чтобы в ваших отношениях воцарился худой мир. От таких поступков никому не легче.

Извиняясь неискренне, мы тянем обиду дальше, продолжаем про себя обвинять человека и подсознательно требуем, чтобы вокруг о наших чувствах все догадывались сами, а нам не нужно было бы ни обозначать свое мнение, ни нести за него ответственность. Не исчерпав предыдущие конфликты, нельзя продвинуться дальше. Так что если извиняетесь, извиняйтесь искренне — и прощайте тоже от всего сердца. И если простить трудно, говорите об этом вслух.

В вашем окружении почти наверняка есть люди, которые отпускают обидные шутки, игнорируют ваши просьбы и демонстративно заявляют, что всё в порядке, хотя это далеко не так. Такое поведение называется пассивно‑агрессивным. Рассказываем, как оно проявляется и что делать, если вы с ним столкнулись. Ну или если сами ведёте себя подобным образом.

Что такое пассивная агрессия и откуда она берётся

Этот термин во время Второй мировой войны предложил The Surprising History of Passive‑Aggressive Personality Disorder психиатр Уильям Меннингер. Он наблюдал за поведением солдат и понял, что некоторые из них уклоняются от исполнения приказов. Но делают это не открыто (что немудрено), а используют завуалированные способы. Например, тянут время, демонстративно обижаются или выполняют задачу плохо — чтобы в следующий раз к ним уже не обратились.

Сейчас пассивной агрессией считают Definition of passive‑aggressive поведение, при котором человек не проявляет гнев открыто, а маскирует его более общественно одобряемыми способами. Например, с помощью сарказма, саботажа, кривляния, манипуляций и так далее. Очень часто пассивно‑агрессивные люди не осознают, почему ведут себя так, и не понимают, к каким последствиям это может привести.

А между тем пассивная агрессия способна как минимум подпортить окружающим настроение. А в тяжёлых случаях — разрушить отношения или снизить продуктивность работы компании. И, само собой, такое поведение мешает самому агрессору: делает его несчастным, не даёт развиваться, проявлять свои чувства, строить отношения.

Психологи считают The Construct Validity of Passive‑Aggressive Personality Disorder , что основная причина пассивной агрессии — воспитание.

Если ребёнку запрещали проявлять гнев, стыдили за злость и требовали немедленно успокоиться, ему будет очень трудно говорить о своих чувствах открыто.

Другие причины Passive Aggressive Personality — стресс и ментальные заболевания, такие как тревожное расстройство, СДВГ, биполярное расстройство, шизофрения и другие. Конечно, иногда бывают ситуации, когда мы и рады бы честно заявить о своём чувстве, но вынуждены держать язык за зубами (например, из страха потерять работу). Тогда злость проявляется в пассивной форме.

Как выглядит пассивная агрессия

Психологи выделяют 5 Signs That You’re Dealing With a Passive‑Aggressive Person несколько основных признаков. И вот в каких фразах и поступках они проявляются.

«Всё нормально»

Пассивно‑агрессивные люди никогда не скажут честно, что злятся или обижаются. Но будут всем своим видом это показывать: смотреть волком, вздыхать, цыкать, поджимать губы, держать драматичные паузы и так далее. При этом, если вы спросите, что случилось, в ответ услышите «ничего» и «всё в порядке». Но сказано это будет холодным или обиженным тоном.

«Делай что хочешь»

Если пассивно‑агрессивный человек всё же заговорит о том, что его беспокоит, он не выскажет претензии прямо, не решится на открытую конфронтацию. А вместо этого воспользуется фразами в духе: «Ну конечно! На мои чувства всем наплевать!», «Да‑да, мне теперь всё понятно», «Поступай как знаешь», «Я сделал выводы».

Ещё он может, к примеру, рассказать какую‑нибудь историю с намёком или выложить в соцсети многозначительную цитату — чтобы показать, как он обижен и недоволен. Или, наоборот, будет игнорировать вас: пропускать ваши звонки и сообщения, как бы случайно «забывать» о ваших просьбах, делать вид, что не видит или не слышит, что вы говорите. Иногда цель всего этого — спровоцировать вас. Чтобы вы сами начали открытый конфликт и у пассивного агрессора появилась, наконец, легальная возможность высказать всё, что он думает.

«Не обижайся, я же любя»

Если вы не нравитесь такому человеку, он не расскажет вам, в чём дело, не поговорит с вами, не станет ссориться и возмущаться. Он будет делать вид, что всё в порядке. И выплеснет недовольство другими способами.

Например, в форме сарказма, стёба, обидных шуток или комплиментов, которые задевают ваши чувства.

«Платье так тебя стройнит, почти не видно, что ты поправилась!», «Для женщины ты отлично водишь машину». Это довольно противная модель поведения, потому что ответить на такие нападки довольно сложно: если вы дадите резкий отпор, вас могут выставить грубияном без чувства юмора.

«Худеешь? Вот тебе тортик»

Ещё одна форма пассивной агрессии — попытки помешать вам добиться своих целей. Вы рассказываете, что следите за питанием и хотите сбросить лишний вес, а на следующий день вас настойчиво угощают пирожными. Вы собираетесь поработать, и вас начинают каждые пять минут отвлекать по пустячным поводам.

«Я опять забыл»

Пассивно‑агрессивные люди могут саботировать свои обязанности и даже мешать остальным. И всё только потому, что им сложно открыто высказать несогласие или недовольство.

Например, вы трудитесь над большим проектом, и на словах все участники команды согласны и с задачами, и со сроками. А потом находится тот, кто вечно опаздывает, что‑то забывает, делает свою работу из рук вон плохо, тянет время, ворчит, отвлекает остальных.

Вполне возможно, что на самом деле этот проект ему не нравится, но обстоятельства не позволяют отказаться.

Аналогичное поведение может проявляться и в других ситуациях. Кто‑то из членов семьи не хочет мыть посуду и делает это крайне плохо — чтобы в следующий раз его об этом не просили. Школьник не выполняет домашние задания по определённому предмету, потому что учитель обошёлся с ним неуважительно. И так далее.

Само собой, во всех этих примерах важна регулярность. Если кто‑то вовремя не справился с работой или один раз неудачно пошутил, это ещё не значит, что он на что‑то злится или вы ему не нравитесь.

Как реагировать на пассивную агрессию

Специалисты советуют Understanding Passive‑Aggressive Behavior не проявлять ответную агрессию, не пытаться задеть или высмеять человека. Лучшее, что вы можете сделать, — это поговорить с агрессором о том, чего он так боится, то есть о его чувствах.

  • Расскажите о своих наблюдениях. Вы прекрасно видите, что ваш собеседник чем‑то недоволен, вас это беспокоит и расстраивает, вы хотели бы разобраться в причинах.
  • Поразмышляйте о причинах. Скорее всего, пассивно‑агрессивный человек станет всё отрицать и не признается, что злится. Поэтому бесполезно спрашивать, что случилось. Если у вас есть версии, почему ваш собеседник недоволен, скажите об этом и уточните, верны ли ваши предположения. «Я в последнее время много работаю и поздно прихожу домой. Мне кажется, ты на меня злишься, но не хочешь об этом говорить. Я прав(а)?» Если с вами не соглашаются, поразмыслите о других возможных вариантах. Постарайтесь вывести человека на открытый разговор.
  • Предложите варианты решения ситуации. Расскажите, что готовы сделать, чтобы погасить конфликт. И постарайтесь прийти к консенсусу.

Что делать, если вы пассивно‑агрессивны

Постарайтесь разобраться в себе

За пассивной агрессией — сарказмом, подколками, прокрастинацией — лежит гнев или недовольство, которые вы запрещаете себе проявлять открыто. Покопайтесь в себе и выясните, на что (или на кого) именно вы злитесь, почему боитесь конфликтов и не позволяете себе заявить о собственных чувствах.

Разрешите себе злиться

Признайте, что вы злитесь. Примите, что это абсолютно естественное чувство, перестаньте его подавлять. Испытывать гнев нормально, а вот подавлять его — нет. Это может привести к депрессии и тревожному расстройству.

Говорите о том, что вас беспокоит

Это один из лучших способов выплеснуть свои чувства и отпустить их. Да, тем, кто привык всё держать в себе, откровенность может даваться очень непросто. Поэтому, возможно, стоит заранее сформулировать то, что вы хотите сказать, и даже потренироваться дома перед зеркалом.

Не нападайте на собеседника, будьте корректны, не переходите к оскорблениям.

Используйте «я‑сообщения»: говорите о своих чувствах, но не обвиняйте оппонента. «Я очень злюсь, когда мне приходится проводить вечера в одиночестве», «Меня расстраивает, что к моему мнению не прислушиваются». Если такой разговор очень вас пугает, можно рассказать о своих переживаниях в письме.

Учитесь выражать чувства

Иногда прямо сказать о своих эмоциях невозможно. Или вы пока не готовы к этому. Но это тоже не повод держать гнев и обиду в себе. Попробуйте выразить их такими способами, которые никого не обидят: ведите дневник, пишите письма своим обидчикам (необязательно их отправлять), занимайтесь спортом, говорите о своих переживаниях с друзьями.

Агрессия рассматривается как одна из стратегий поисковой активности, направленной на изменение ситуации при сохранении постоянного к ней отношения и имеющую своей целью расширение возможностей удовлетворения потребностей субъекта путем устранения депривирующих факторов.

От других стратегий поведения в неудовлетворяющих (депривирующих или фрустрирующих) субъекта ситуациях агрессия отличается следующими признаками:

  1. Агрессия всегда адресована другому субъекту. Вне системы взаимоотношений между индивидами агрессия не существует даже у животных. Когда речь идет о человеческой агрессии, то она также всегда адресована другому человеку или обществу в целом, даже в тех случаях, когда непосредственным ее объектом являются предметы.

  2. Агрессивное поведение всегда проявляется в ситуации, которая не может удовлетворить субъекта, препятствует реализации его потребностей. В неудовлетворяющей ситуации человек может выбрать несколько способов поведения: он может измениться сам (например, отказавшись от удовлетворения своих потребностей), изменить свое отношение к ситуации, переосмыслив и переоценив соотношение ее факторов и, наконец, изменить саму ситуацию. При реализации агрессивного поведения субъект пытается воздействовать на ситуацию, не изменяя ни самого себя, ни своей мотивации, не изменяя своей оценки ситуации или отношения к ней. Причем изменение ситуации реализуется путем ее деструкции, то есть лишения объекта присущих ему свойств. Все другие стратегии поведения: активное избегание воздействий, самостимуляция, надситуативная активность, творчество с необходимостью включают изменение либо самого субъекта, либо его отношения к ситуации.

  3. При агрессии субъект настаивает на изменение ситуации и реализации своих мотивов. Агрессия проявляется как экспансия. Расширение возможностей субъекта, удовлетворение его потребностей путем устранения фрустрирующих и депривирующих факторов. Исходя из этих признаков можно определять поведение как агрессивное или неагрессивное. Например, подвижные, активные дети часто воспринимаются взрослыми как агрессивные. Но чаще всего в их поведении отсутствует признак социальной обращенности: оно не адресовано другим людям, не направлено на них, эти дети просто не могут не проявлять свою активность15.

1.7. Специфика агрессивного поведения

В реальной жизни бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его внутренней агрес­сивной тенденцией, или же оно зависит от каких-либо иных факторов. Анализ дополнительных личностных и ситуатив­ных факторов, например значимость (в том числе опас­ность) конкретной ситуации для человека, его способность осознавать свое поведение и контролировать свои чувства; а также целенаправленность поведения; степень причиняе­мого им вреда, дают возможность определить внутреннюю агрессивную тенденцию конкретной личности.

Агрессивное поведение конкретной личности может дифференцироваться:

1. По степени личностной вовлеченности:

— ситуативные агрессивные реакции (в форме крат­косрочной реакции на конкретную ситуацию);

—агрессивное состояние (в структуре посттравмати­ческого расстройства, на фоне стресса, возрастно­го кризиза, дезадаптации);

— устойчивое агрессивное поведение личности.

2. По степени активности:

— пассивное агрессивное поведение (в форме бездей­ствия или отказа от чего-либо);

— активное агрессивное поведение (в форме разру­шительных или насильственных действий).

3. По эффективности:

— конструктивное агрессивное поведение (способст­вующее адаптации, успеху и совладанию со стрес­совыми ситуациями);

— деструктивное агрессивное поведение (наносящее ощутимый ущерб самой личности или окружаю­щим ее людям).

4. По выраженности психопатологической составляющей:

— нормальное агрессивное поведение;

— агрессивное поведение в рамках патологических реакций;

— агрессивное поведение в рамках поведенческих расстройств (например, зависимое поведение);

— агрессивное поведение в рамках личностных рас­стройств (например, нарциссического или погра­ничного расстройств личности);

— агрессивное поведение в рамках психических забо­леваний и психопатологических синдромов: экс­плозивный, психоорганический, пара­ноидальный, психический автоматизм, сумеречное расстройство сознания и др.

В содержательном плане ведущими признаками агрес­сивного поведения можно считать такие его проявления, как выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях, тенденцию к разрушению, направленность на причинение вреда окружающим людям, склонность к насилию (причинению боли).

При этом выраженную социально-негативную оценку имеют, прежде всего, те формы агрессивного поведения, ко­торые «нацелены на оскорбление или причинение вреда дру­гому живому существу, не желающему подобного обраще­ния». Такое агрессивно-асоциальное поведение непременно включает в себя насилие: вербальные или физические дейст­вия, причиняющие боль. Оно, как правило, протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость, садистическое удовольствие, безразличие), и в свою очередь вызывает нега­тивные переживания жертвы (страх, унижение). Это поведе­ние направляется агрессивными мотивами — разрушить, устранить, использовать, навредить. На когнитивном уровне оно поддерживается установками, подтверждающими правиль­ность такого поведения (предрассудки, мифы, убеждения).

В структуре агрессивного поведения выделяют несколь­ко взаимосвязанных уровней:

—поведенческий (агрессивные жесты, высказывания, мимика, действия);

— аффективный (негативные эмоциональные состояния и чувства, например, гнев, злость, ярость);

— когнитивный (неадекватные представления, преду­беждения, расовые и национальные установки, нега­тивные ожидания);

—мотивационный (сознательные цели или бессозна­тельные агрессивные стремления).

Агрессивное поведение можно отличить как по внешним признакам, так и по внутренним репрезентантам. Внутрен­ними репрезентациями агрессивного поведения могут быть идеи, фантазии и аффекты. Например, человек может вы­нашивать идею насилия над кем-то, он может расправлять­ся с обидчиком лишь в своих фантазиях или испытывать сильный аффект.

Как правило, агрессивное поведение сопровождается раз­личными аффектами (в порядке усиления интенсивности и глубины): раздражение, зависть, отвращение, злость, нетер­пимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. Интен­сивность агрессивных аффектов коррелирует с их психологи­ческой функцией. Одним из наиболее интенсивных и слож­ных агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, явля­ется уничтожение объекта агрессии. (Безусловно, ненависть может быть и нормальной реакцией ярости, направленной на устранение серьезной опасности.) При определенных услови­ях ненависть и желание мести могут неадекватно усиливать­ся. Если они становятся стабильной характерологической установкой, то можно говорить о достижении уровня психо­патологии характера.

В более «легких» случаях психопатологии ненависть приобретает форму жестких моральных запретов и агрес­сивного утверждения собственных идеалов. Также нена­висть может проявляться в страстной жажде обладать вла­стью, подчинять или унижать. При более тяжелых формах проявляются садистские наклонности — желание заставить свой объект страдать с получением удовольствия от этого. Крайняя форма — в стремлении к уничтожению (убийству) или в радикальном обесценивании всех и вся. Ненависть может выражаться и в самоубийстве, например, когда «Я» идентифицируется с ненавидимым объектом и самоунич­тожение становится единственным способом его устра­нения.

Отношения с ненавистным объектом представляют осо­бую ценность для личности агрессора. В глубине души он одновременно стремится и к разрушению объекта своей не­нависти, и к сохранению отношений с ним. Ненависть, по­хоже, играет роль мстительного триумфа как над другим че­ловеком, так и над той частью собственного «Я», которая внушает ужас в настоящее время и требует мести за про­шлые страдания.

1Левитов Н. Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии.1992, №6

2Румянцева Т.Г.Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии.1991.с.81.

3Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. СПб ., 1996.с.5

4Фрейд З. Я и Оно .Тбилиси, 1991; Фрейд З. Психоанализ , религия и культура. М. , 1992.

5Лоренц К. Агрессия. Так называемое «зло».М., 1994

6Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ., М., 1993.

7Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности . М., 1994

8Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.- М..: Академический Проспект; Трикста, 2005

9Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности .М., 1992

10Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.- М..: Академический Проспект; Трикста, 2005

11Берковиц Л. Агрессия. Причины. Последствия, контроль .М., 2001.

12Кернберг о.Ф. Агрессия при расстройствах личности .-М., 2003

13Фурманов И. А. детская агрессивность.М. 1996.

14Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности //Ананьевские чтения-97- 1997

15Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии – 2000.№6


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *