Почему изменяется прилагательное

Почему изменяется прилагательное

Учитель Плешакова Е.Н.

МБОУ СОШ №21 г. Смоленска

Тип урока: комбинированный

Оборудование: конспект урока, дидактический материал, учебник ( Русский язык: учебник для 5 кл. образовательных учреждений / . – М.: Просвещение, 2012).

Оценочные листы, карточки контроля понимания материала (красная, жёлтая, зелёная).

Цель урока: показать роль прилагательного в тексте, повторить морфологические признаки прилагательного, их синтаксическую роль в предложении, правильно употреблять прилагательные в речи.

Задачи:

обучающие: познакомить с ролью имён прилагательных в речи; развивать умение составлять художественный текст, используя прилагательные;

развивающие: развивать логическое мышление учащихся, монологическую речь;

личностный результат: внимательное отношение к слову.

Универсальные учебные действия:

познавательные:

-учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения учебной задачи;

— извлечение первичной и вторичной информации из текста;

— создание ситуации для аргументированного выражения собственной точки зрения;

регулятивные:

— умение проводить целеполагание и планирование собственной деятельности;

— умение оценивать результат собственной деятельности и собственное продвижение;

коммуникативные:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

(Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха)

-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, глубоко вдохните в себя радость и свежесть весеннего дня.

— Девизом нашего урока будет пословица «С малой удачи начинается большой успех» (записано на доске).

  1. Орфографическая разминка (проверка опорных знаний)

На доске записаны слова с пропущенными буквами:

к песн..

на экскурси..

в Сибир..

о праздник..

на ножк..

— Внимательно посмотрите на данные примеры.

— Какую орфограмму мы будем повторять сегодня на уроке?

— Определите карточкой контроля вашу готовность к выполнению данного задания.

(Дети поднимают карточки в зависимости от своей готовности: зелёная карточка – «я знаю», жёлтая карточка – «сомнение», красная карточка – «мне нужна помощь». Отслеживается диагностика самооценки).

— По какому алгоритму мы будем действовать, чтобы вставить правильную букву? (Алгоритм записывается на доске)

— Как правильно обозначается орфограмма графически?

— Определите теперь вашу готовность к выполнению задания.

(Обучающиеся выполняют орфографическую разминку: все в классе поднимают карточку с необходимой буквой, один ученик вписывает её на место пропуска, обозначает орфограмму графически и получает за ответ отметку в журнал).

  1. Отгадайте загадку

На доске записана загадка:

«Сам … кафтан …»

– Почему вы её не поняли? Помогли вам данные слова догадаться, о чём идёт речь?

Послушайте ещё раз:

Сам – алый, сахарный; кафтан – зелёный, бархатный. (Арбуз)

– Какие слова помогли отгадать загадку?

– Что они обозначают? (Признак предмета.)

– О каких словах пойдёт речь на уроке?

– Сформулируйте тему урока.

Имя прилагательное

— Откройте тетради.

-Что вы запишите в тетрадях сначала? (Дату)

— Запишите тему урока.

— Что мы уже знаем о прилагательном?

— Давайте вместе сформулируем цель сегодняшнего урока.

( Выяснить, зачем нам прилагательное? Научиться видеть имя прилагательное в тексте, использовать его в своей речи).

  1. Работа с учебником

Страница 81, упражнение 565.

— Прочитайте текст упражнения таким, какой он дан в учебнике.

— Можно ли понять, какой гриб описан? Почему? Докажите.

— Вставьте устно в текст пропущенные слова (смотрите внизу упражнения слова для справок).

— Как вы можете оценить текст теперь? (Он стал более полным и понятным).

— Выполните письменное задание к упражнению. (Задания прописаны на доске)

За определенное время необходимо:

  1. Выписать словосочетания сущ.+прил.
  2. Обозначить пропущенные орфограммы
  3. Выполнить морфемный разбор слова «шляпка»
  4. Определить род, падеж, число прилагательного.

После прочтения 1 пункта задания проводится работа с карточками понимания материала. При необходимости обучающимися составляется алгоритм нахождения словосочетаний.

После выполнения упражнения проходит взаимопроверка по образцу.

Ученики выставляют себе оценку в оценочный лист и отвечают на вопрос:

— почему за одно и тоже время я сделал меньше других?

— почему я допустил ошибки?

(Рефлексия)

  1. Физкультминутка

— Ребята, что-то мы с вами засиделись. Пришла пора немного подвигаться.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

  1. Тест

— Выполняя упражнение 565, какие знания о прилагательном вы применяли?

— Мне кажется, что вы об этой части речи знаете больше. Давайте это проверим.

— Проведём работу в парах с тестом.

1. Имя прилагательное отвечает на вопросы:

— кто? что?

— какой? чей?

— что делать? что сделать?

2. Имя прилагательное обозначает:

— признак предмета;

— признак признака;

— признак действия.

3. Имя прилагательное изменяется по:

— числам, падежам;

— родам, числам, падежам;

— родам, падежам.

4. Имя прилагательное может быть в формах:

— краткой и полной;

— простой и сложной;

— большой и малой.

5. В предложении имя прилагательное чаще всего выполняет роль:

— подлежащего и дополнения;

— дополнения и обстоятельства;

— определения и сказуемого.

(Самопроверка по образцу).

  1. Работа с правилом

— Прочитайте правило на странице учебника 85.

— Постройте в группе на основе правила алгоритм морфологического разбора имени прилагательного.

— Ответ групп по желанию.

— Оцените работу группы.

  1. Работа по развитию речи

— Где можно применить всё, что мы с вами повторили на уроке?

(В нашей речи)

Предлагается на выбор две работу:

  1. Заполнить контуры вазы прилагательными, которые могли бы её ярко охарактеризовать.
  2. Написать объявление о пропаже собаки. (Полистайте учебник, вы можете найти в нём себе помощь (стр.90)).

  1. Домашнее задание
  1. Упр.573

— на «3»: выбрать подходящие прилагательные для описания погоды на сегодняшний день и составить с ними предложения;

— на «4»: составить предложения и разобрать их по членам;

— на «5»: составить текст на заданную тему.

2. Доделать работу, начатую на уроке: описать вазу или написать объявление (мини-проект – вазу можно раскрасить, к объявлению можно добавить рисунок собаки).

  1. Рефлексия

Ребята, продолжите предложение:

— Сегодня на уроке я …

  1. Оценивание

Все ребята поработали сегодня хорошо. Поставьте себе отметку за урок в оценочном листе. Спасибо за урок.

Оценочный лист

Этап урока

Критерии оценивания

Моя оценка

1. Орфографическая разминка

5 правильных ответов – «5»

за 4 — «4»

за 3 — «3»

за 2 и менее — 0

2. Выполнение упр.565

За определённое время выполнил все 4 задания – «5»

3 задания — «4»

2 задания – «3»

Если допущены ошибки – пункт не выполнен

3. Тест

За правильных 5 ответов – «5»

за 4 – «4»

за 3 – «3»

4. Работа в группе с правилом учебника

Оценивает работу группы класс

Итоговая оценка

Выведи среднее арифметическое

Раздаточный материал к уроку.

ТЕСТ

1. Имя прилагательное отвечает на вопросы:

— кто? что?

— какой? чей?

— что делать? что сделать?

2. Имя прилагательное обозначает:

— признак предмета;

— признак признака;

— признак действия.

3. Имя прилагательное изменяется по:

— числам, падежам;

— родам, числам, падежам;

— родам, падежам.

4. Имя прилагательное может быть в формах:

— краткой и полной;

— простой и сложной;

— большой и малой.

5. В предложении имя прилагательное чаще всего выполняет роль:

— подлежащего и дополнения;

— дополнения и обстоятельства;

— определения и сказуемого.

За определенное время необходимо:

1. Выписать словосочетания сущ.+прил.

2. Обозначить пропущенные орфограммы

3. Выполнить морфемный разбор слова «шляпка»

4. Определить род, падеж, число прилагательного

>3.3.3. Полная и краткая формы имён прилагательных. Склонение и правописание падежных форм имён прилагательных

А) Полные и краткие формы

1. Качественные прилагательные обычно имеют две формы: полную и краткую.

Весёлый – весел, красивый – красив.

  • Полные прилагательные изменяются по родам (в единственном числе), числам и падежам.

  • Краткие качественные прилагательные отвечают на вопросы каков? какова? каково? каковы? и изменяются по родам (в единственном числе) и числам.

    Красив□, красива, красиво, красивы.

В современном русском языке краткие прилагательные не изменяются по падежам!

  • Изменение по падежам сохраняют лишь некоторые прилагательные в устойчивых выражениях фольклорного характера.

    По белу свету, на босу ногу.

  • В предложении краткие прилагательные обычно являются именной частью составного именного сказуемого.

    Он красив; Он весел; Он умён.

2. Относительные прилагательные имеют только одну форму – полную.

Стиральный, медный, завтрашний.

3. Притяжательные прилагательные с суффиксами -ин/-ын, -ов/-ев, -ий/-j- в форме единственного числа именительного падежа имеют обычно только краткую форму.

Мамин□, мамина, мамино, мамины; лисий□, лисья, лисье, лисьи.

  • В косвенных падежах такие прилагательные имеют:

  • либо полную форму: маминого, лисьего;

  • либо краткую форму: мамину, лисью.

  • Окончания кратких форм совпадают с окончаниями существительных.

    Ср.: весна – мамина; весну – мамину.

Б) Склонение прилагательных

1. Полные формы прилагательных, сложные формы сравнительной степени и обе формы превосходной степени прилагательных изменяются по родам (в единственном числе), числам и падежам.

Красивый, красивого, красивая, красивое, красивые; более красивый, более красивого, более красивая, более красивое, более красивые; красивейший, красивейшего, красивейшая, красивейшее, красивейшие; медный, медного, медная, медное, медные; птичий, птичьего, птичья, птичье, птичьи.

  • Род (в единственном числе), число и падеж прилагательного определяются по роду, числу и падежу существительного, от которого зависит прилагательное.

2. Краткие формы качественных прилагательных изменяются только по числам и родам – в единственном числе.

Весел, весела, весело, веселы.

3. Простая форма сравнительной степени качественных прилагательных не изменяется.

Красивее, старше.

4. Особую группу составляют несклоняемые качественные прилагательные.

Цвет беж, форма хаки.

  • Их род, число, падеж определяется синтаксически – по существительному, к которому они примыкают.

    Ср.: форма хаки, в форме хаки, о форме хаки.

5. Полные качественные и относительные прилагательные склоняются одинаково. Притяжательные прилагательные имеют некоторые особенности в склонении.

  • Окончания прилагательных в косвенных падежах совпадают с окончаниями вопросов, которые задаются к прилагательным в этих падежах.

    Ср.: в каком платье? – в красивом платье; от какого дерева? – от красивого дерева; по чьему следу? – по лисьему следу.

Падеж Единственное число Множественное число
М. р. Ср. р. Ж. р.
И. п. Какой? Чей? Какое? Чьё? Какая? Чья? Какие? Чьи?
Р. п. Какого? Чьего? Какого? Чьего? Какой? Чьей? Каких? Чьих?
Д. п. Каким? Чьим? Каким? Чьим? Какой? Чьей? Каким? Чьим?
В. п. Как И. или Р. п. Как И. п. Какую? Чью? Как И. или Р. п.
Т. п. Каким? Чьим? Каким? Чьим? Какой? Чьей? Какими? Чьими?
П. п. О каком? О чьём? О каком? О чьём? О какой? О чьей? О каких? О чьих?

Исключение составляют притяжательные прилагательные с суффиксами -ин/-ын, -ов/-ев и нулевым окончанием в форме мужского рода единственного числа именительного падежа.

Падеж Единственное число Множественное число
М. р. Ср. р. Ж. р.
И. п. Мамин Мамино Мамина Мамины
Р. п. Маминого Маминого Маминой Маминых
Д. п. Маминому Маминому Маминой Маминым
В. п. Как И. или Р. п. Как И. п. Мамину Как И. или Р. п.
Т. п. Маминым Маминым Маминой Мамиными
П. п. О мамином О мамином О маминой О маминых

В) Правописание падежных форм прилагательных

1. Правописание окончаний в косвенных падежах проверяется по вопросу.

В тёмную ночь; о тёмной ночи.

  • Следует только помнить, что после твёрдых согласных пишутся гласные ы, о, у, а после мягких согласных – гласные – и, е, ю.

    Ср.: красивые платья – синие платья, в красивом платье – в синем платье; в красную кофту – в синюю кофту.

2. Правописание о и е после шипящих и ц в окончании прилагательных зависит от ударения: под ударением – о, без ударения – е (см. п. 1.12).

Ср.: большо́го сада – приго́жего мальчика.

3. В именительном падеже единственного числа мужского рода полные прилагательные в ударном положении имеют окончание -ой, в безударном – -ый, -ий.

Ср.: ночно́й сторож – кра́сный шар, ра́нний визит.

4. Во всех формах притяжательных прилагательных с суффиксом -ий/-j-, кроме формы мужского рода единственного числа именительного падежа, пишется мягкий знак.

Лисья, лисье, лисьего, лисьих.

5. В кратких прилагательных после шипящих мягкий знак не пишется.

Жгучий – жгуч, могучий – могуч.

Упражнения к теме «3.3.3. Полная и краткая формы имён прилагательных. Склонение и правописание падежных форм имён прилагательных»

►Читайте также другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:

  • 3.3.1. Понятие об имени прилагательном. Морфологические признаки имён прилагательных. Разряды имён прилагательных
  • 3.3.2. Степени сравнения имён прилагательных
  • 3.3.3. Полная и краткая формы имён прилагательных. Склонение и правописание падежных форм имён прилагательных
  • 3.3.4. Морфологический разбор имён прилагательных
  • 3.3.5. Правописание суффиксов имён прилагательных

ФОРМЫ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА. СКЛОНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Вопрос о степенях качества и о формах их выражения у прилагательных не может считаться вполне уясненным1 . В «Российской грамматике» Ломоносова вопрос о степенях сравнения имен прилагательных был решительно отделен от вопроса об умалительных и увеличительных именах прилагательных (типа плоховат, близехонек и т. п.), т. е. от вопроса о категории субъективной оценки. Но в русских грамматиках первой половины XIX в. под влиянием французских грамматических теорий эти вопросы сблизились. В руководствах этого времени нередко устанавливались две категории степеней качества: «неотносительные, в коих нет сравнения между предметами (например: староватый, старенький, старехонек. — В. В.), и относительные, или степени сравнения, в коих качество определяется по сравнению предметов между собою» (55)2 (например: старейший из ученых; один другого старее). Понятие степеней сравнения иногда распространялось и на все разновидности степеней качеств.

В таком случае обе эти группы форм объединялись под именем безотносительных и относительных степеней сравнения. (При этом безотносительные степени сравнения иногда сопоставлялись со «степенями» глагола.) Получались три безотносительных степени сравнения:

1) начинательная степень, образуемая от основы имени прилагательного, обозначающего физические качества предметов, с помощью суффикса -оват-, -еват-: желтоватый, красноватый, синеватый и т. п.;

2) длительная и учащательная степень от тех же прилагательных, образуемая с помощью суффикса -оньк-, -еньк-: желтенький, красненький, сухонький. Эту форму имеют не все прилагательные со значением физического качества. Так, она не свойственна прилагательным на -кий с предшествующим согласным, которые выражают способность неодушевленного предмета к какому-нибудь действию: ломкий, звонкий, скользкий, тряский;

3) совершенная степень, употребляемая только в краткой форме и образуемая с помощью суффиксов -ёхонек, -охонек и -ошенек, -ёшенек: краснёхонек, белёхонек, здоровёшенек.

«Совершенной безотносительной степени лишены прилагательные качественные, показывающие принадлежность предмету каких-либо частей или свойств и оканчивающиеся на -авый, -атый, -астый, -оватый, -ивый, -итый, -истый, -ный, -кий: моложавый, душистый, плодовитый и пр. Все эти прилагательные не представляют постепенного развития или напряжения деятельности в предметах…» (57).

Таким образом, все безотносительные степени качества, иначе говоря, формы субъективной оценки качества ставились в один грамматический ряд. Между этими тремя степенями усматривалось прямое соотношение. Казалось, что безотносительное к сравнению предметов различение степеней одного и того же качества ведет к образованию трех форм одного и того же слова (58). Например: слабоватый, слабенький и слабёхонек с этой точки зрения должны быть признаны формами слова слабый, так же как слабее и слабейший. Сопоставление с видами глагола является искусственным и внешним. Стремление установить полный параллелизм между тремя степенями субъективной оценки и между тремя степенями сравнения сужало круг грамматико-семантического исследования и вело к искусственным грамматическим построениям. Поэтому Ф. И. Буслаев в своей «Исторической грамматике» отошел от этого надуманного учения о двух соотносительных типах степеней сравнения, введя вопрос о степенях сравнения в его традиционное русло, в котором он в общем пребывает и до сих пор. Лишь так называемая «формальная» грамматика нашего времени попыталась оторвать форму сравнительной степени от категории имени прилагательного и выделить ее даже в особый грамматический класс. Формы же безотносительных степеней качества обычно помещались в один общий ряд со всеми суффиксальными образованиями имен прилагательных. Еще К. С. Аксаков бегло коснулся вопроса о «разных оттенках качества, которые показывают его свойство, количество и тому подобные отношения в нем самом со стороны внешней». Он указал, что формы этого рода в основном обособлены от категории степеней сравнения, выражающей внутреннее распределение качества в предметах. Уменьшительно-ласкательные и усилительные формы прилагательного, «определяя качество с его наружной стороны, еще не определяют самого качества, а выражают лишь его субъективную оценку». Они «группируются около общего качества и составляют его переливы» (59).

Склонение прилагательных, в сравнении со склонением имен существительных, более унифицировано. В именительном падеже единственного числа имена прилагательные имеют родовое различие: падежные окончания мужского рода, женского и среднего рода разные. Во множественном числе имена прилагательные родовых различий не имеют, и падежные окончания для всех трех родов одинаковы.

В современном русском языке выделяются три основных типа склонений имен прилагательных:

I. Склонение качественных и относительных прилагательных типа желтый, синий, летний, золотой.

II. Склонение притяжательных прилагательных типа братнин, дядин, отцов, приятелев.

III. Склонение прилагательных на -ий типа лисий, медвежий.

Наиболее продуктивным является первый тип склонения, который по характеру последнего согласного основы имеет три разновидности: твердый вариант склонения (богатый, каменный), мягкий вариант склонения (синий, осенний) и смешанный: а) с основой на шипящий, б) с основой на г, к, х и в) с основой на ц (большой, долгий, тихий, гладкий, бледнолицый).

У прилагательных с основой на твердый согласный ударение при склонении бывает или только на основе (жёлтый, добрый), или только на окончании (больной, золотой).

У прилагательных с основой на мягкий согласный и прилагательных с основой на ц при склонении ударение всегда падает только на основу (синий, осенний, куцый).

Имена прилагательные с основой на твердый согласный в творительном падеже единственного числа женского рода имеют двоякое окончание: -ой (-ей) и -ою (-ею). Их употребление зависит от стиля речи: в поэтическом языке чаще встречается окончание -ою (-ею), что обусловлено закономерностями поэтического стиля (ритм, рифма и т.п.), например: По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой (Майк.).

Притяжательные прилагательные на -ин, -ов (-ев) имеют смешанный тип склонения: часть падежных окончаний данных прилагательных совпадает с окончаниями твердого варианта склонения качественно-относительных прилагательных, в отдельных падежах употребляются окончания существительных (в именительном и винительном падежах всех родов и чисел, в родительном и дательном падежах мужского и среднего рода единственного числа).

Притяжательные прилагательные с суффиксом -ин в современном русском языке все чаще склоняются по типу полных прилагательных с основой на твердый согласный (не сестрин-а, сестрин-у, а сестрин-ого, сестрин-ому и т.д.).

Несклоняемые (неизменяемые) прилагательные — это прилагательные, которые не меняются и, соответственно, не имеют окончаний. Неизменяемость этих прилагательных является их неизменным признаком.

Это слова класса бордо (цвет), беж (цвет), хаки (коричневато-зеленый, так именуемый защитный цвет), электрик (голубовато-синий цвет), индиго (цвет, также черта личности: дети индиго), масака (красный с синим отливом цвет), клёш (фасон юбки), коми (последнее употребляется и как существительное: ср. язык коми и коми как представитель национальности).

По значению неизменяемые прилагательные делятся на немного групп:

· Наименования языков: язык хинди, бенгали, урду, суахили… Эти слова могут быть и существительными: выучить хинди. В этом нет ничего необычного: обыденные прилагательные тоже достаточно нередко выступают в роли существительных (ср.: выучить французский).

· Наименования народностей: ханты, манси, урду.

· Наименования стилей:стиль барокко, рококо, ампир, модерн.

· Наименования фасонов одежки: штаны клёш, юбка мини, длина макси, рукава реглан, юбка плиссе, шарф гофре.

· Наименования видов:кофе мокко.

· Другие признаки уточняющего нрава: вес нетто (незапятнанный вес, в отсутствие упаковки), вес брутто (общий вес, с упаковкой), номер люкс, вагон СВ, часы пик.

· Слова, обозначающие цвет: маренго, терракот, фрез, кардинал.

Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей?
Имя прилагательное всегда связано с именем существительным.
По родам имена прилагательные изменяются только в единственном числе.

РОД ОКОНЧАНИЕ ПРИМЕРЫ
Мужской -ой, -ый, -ий Свитер (какой?) большой, вязаный, синий
Женский -ая, -яя Кофта (какая?) вязаная, синяя
Средний -ое, -ее Платье (какое?) вязаное, синее

Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, к которому оно относится.

Изменение имен прилагательных по числам
Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета: дружный класс, интересная игра, доброе сердце. Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак двух или нескольких предметов: теплые дни, дальние страны, общие дела.
Имена прилагательные во множественном числе в именительном падеже отвечают на вопрос КАКИЕ? и имеют окончания –ЫЕ, -ИЕ: легкие примеры, почтовые марки, выразительные лица.
Число имени прилагательного определяются по числу имени существительного, к которому оно относится.

Разряды прилагательных по значению

Выделяются три разряда прилагательных по значению:качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные обозначают качество, свойство предмета: его размер (маленький), форму (круглый), цвет (белый), физические характеристики (теплый), а также склонность предмета к совершению действия (колючий).

Относительные прилагательные обозначают признак предмета через отношение этого предмета к другому предмету (книжный), действию (читальный) или другому признаку (вчерашний). Относительные прилагательные образуются от существительных, глаголов и наречий; наиболее распространенными суффиксами относительных прилагательных являются суффиксы -н- (лес-н-ой), -ов- (еж-ов-ый), -ин- (топол-ин-ый), -ск- (склад-ск-ой), -л- (бег-л-ый).

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета лицу или животному и образуются от существительных суффиксами -ин- (мам-ин), -ов- (отц-ов), -ий- (лис-ий). Эти суффиксы стоят в конце основы прилагательного (ср. притяжательное прилагательное отц-ов и относительное прилагательное отц-ов-ск-ий).

Полная и краткая формы прилагательных.

Полные формы имён прилагательных изменяются по родам, падежам и числам. Краткие формы в процессе развития языка утратили изменение по падежам. В застывшем виде падежные формы некоторых кратких прилагательных можно встретить во фразеологизмах: от мала до велика, сред бела дня, по белу свету, на босу ногу.

Краткие прилагательные изменяются по числам: неженØ — нежны, строгØ— строги, в единственном числе — по родам : веселØ — весела, хорошØ— хороша, хорошо. Краткие формы прилагательных образуются от основы полных путём присоединения окончаний рода и числа:

  • горячий — горячØ, горяча, горячо, горячи

У прилагательных с суффиксами -н- и -к- появляется беглая гласная:

  • скромен — скромна
  • спокоен — спокойна
  • ловок — ловка
  • резок — резка

Не образуют полных форм прилагательные рад, горазд, люб, надобен, а также прилагательные с суффиксами оценки -ёхонек-/-ёшенек-, -оват-:радёхонек, радёшенек, одинёшенек, великоват,
маловат.

Прилагательные, не образующие кратких форм:

1. Прилагательные с суффиксами -ск-, -н-, -ов- (-н-, -ов- — у прилагательных, относящихся к разряду относительных и развивших качественное значение):зверский аппетит, житейский вопрос, геройский поступок,ручной труд, вековой дуб, боевой дух.

2. Относительные прилагательные с суффиксами -л-: загорелый, полинялый,бывалый.

3. Прилагательные в форме оценки, выражающие высокую степень проявления признака:

  • -ущ- (-ющ-):
  • -енн-:
  • с префиксом раз-:
  • в форме оценки:
  • большущий, злющий
  • широченный, здоровенный
  • развесёлый, распрекрасный
  • красивенький

4. Прилагательные, обозначающие масти животных: гнедой, вороной,буланый, каурый, пегий.

5. Некоторые относительные прилагательные, обозначающие цвет:

  • кофе
  • шоколад
  • крем
  • сирень
  • кофейный
  • шоколадный
  • кремовый
  • сиреневый

6. Прилагательные, относящиеся к формам сравнительной степени: бо́льший,ме́ньший, старший, младший. 7. Отдельные непроизводные прилагательные: чужой, давний, порожний,прежний.

Изменение прилагательного по родам, числам и падежам называется склонением прилагательных.

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

ПАДЕЖ ПРИМЕРЫ (МУЖСКОЙ РОД) ОКОНЧАНИЯ ПРИМЕРЫ (СРЕДНИЙ РОД)
Именительный Стул (какой?) мягкий деревянный большой -ой, -ый, -ий (м.р.) — ое, -её (ср.р) Молоко (какое?) свежее вкусное
Родительный Стула (какого?) мягкого деревянного — ого, — его Молока (какого?) свежего вкусного
Дательный Стулу (какому?) деревянному — ому, — ему Молоку (какому) свежему вкусному
Винительный Стул (см. И.п.) с одуш. сущ. – по Р.п., с неодуш. сущ. – по И.п. Молоко (какое?) см. И.п.
Творительный Стулом (каким?) деревянным большим -ым, — им Молоком (каким?) свежим вкусным
Предложный О стуле (каком?) деревянном большом -ом, — ем О молоке (каком?) свежем вкусном


Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе

ПАДЕЖ ОКОНЧАНИЯ ПРИМЕРЫ
Именительный -ая, -яя Стена (какая?) высокая
Родительный -ой, -ей Стены (какой?) высокой
Дательный -ой, -ей Стене (какой?) высокой
Винительный -ую, -юю Стену (какую?) высокую
Творительный -ой, -ей Стеной (какой?) высокой
Предложный -ой, -ей О стене (какой?) высокой


Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится.

Склонение имён прилагательных во множественном числе

ПАДЕЖ ОКОНЧАНИЯ ПРИМЕРЫ
Именительный -ые, -ие Глаза, лица (какие?) выразительные
Родительный -ых, -их Глаз, лиц (каких?) выразительных
Дательный -ым, -им Глазам, лицам (каким?) выразительным
Винительный с одуш. сущ. – по Р.п., с неодуш. сущ. – по И.п. Глаза, лица (какие?) выразительные
Творительный -ыми, — ими Глазами, лицами (какими?) выразительными
Предложный -ых, -их О глазах, лицах (каких) выразительных

Не склоняются качественные прилагательные, стоящие в краткой форме (выражения на босу ногу, средь бела дня фразеологизированы и не отражают современного состояния языка), а также качественные прилагательные, стоящие в простой сравнительной и построенной на ее основе составной превосходной степени (выше, выше всех).

В русском языке имеются несклоняемые прилагательные, которые обозначают:

1) цвета: беж, хаки, маренго, электрик;

2) народности и языки: ханты, манси, урду;

3) фасоны одежды: плиссе, гофре, клеш, мини.

Неизменяемыми прилагательными являются также слова (вес)брутто, нетто, (час) пик.

Их грамматическими особенностями является их неизменяемость, примыкание к существительному, расположение после, а не до существительного. Неизменяемость этих прилагательных является их постоянным признаком.

Синтаксическая роль имён прилагательных
В предложении прилагательное чаще всего выступает в роли определения или именной части составного именного сказуемого:

Сквозь окно светится небо вечернее… — определение.
Вода у берега чистая, голубая и прозрачная — сказуемое.
Короче становился день… — сказуемое.
Его походка была небрежна и ленива — сказуемое.

Морфологический разбор прилагательного

Морфологический разбор прилагательного производится по следующему плану:

I. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

II. Морфологические признаки.
1. Постоянные признаки: разряд по значению (качественное, относительное или притяжательное) 2. Непостоянные признаки: 1) у качественных прилагательных: а) степень сравнения (сравнительная, превосходная), б) полная или краткая форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род III. Синтаксическая роль.

Образец морфологического разбора прилагательного.

1. Высокая (какая?)— прилагательное,

    начальная форма — высокий.

2. Постоянные признаки: качественное;

непостоянные признаки: полное, положительная степень сравнения, ед. число, жен. род, И. п..

3. Она ( была какая?) высокая (определение).

Проверь свои знания по теме, выполнив тест.

1.Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет

б) признак предмета

в) действие предмета

2.Как изменяется имя прилагательное?

а) по родам

б) по числам

в) по окончаниям

3.Определи имена прилагательные:

1 – юный 4 – играет

2 – белеть 5 – весёлый

3 – ночь 6 – опрятный

4.Найти имя прилагательное во множественном числе: синий, мягкая, длинные?

а) синий

б) мягкая

в) длинные

5.Запиши словосочетания. Определи род и вставь окончания у имен прилагательных:

а) ярк… звезда

б) зл… волк

в) парн…молоко

г) нов… лыжи

6.Какое слово лишнее: серьезный, добрая, песня?

а) серьезный

б) добрая

в) песня

7.Найди неправильное словосочетание: скучная фильм, длинная дорога, вязкое болото?

а) скучная фильм

б) длинная дорога

в) вязкое болото

8. Что означает выражение «золотые руки»?

а) трудолюбивые руки, которые умеют все делать

б) руки из золота

в) загорелые руки

Ответы:

1. б

2. а, б

3. 1, 5, 6

4. в

5. а) ж. р. в) ср. р.

б) м. р. г) мн. ч.

6. в


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *