Почему мозг?
- Авторы
- Файлы
Круписчатых А.И. Мусина С.В. Егорычева Е.В. Татарников М.К. 261 KB
Возрастающее внимание к физическому воспитанию студентов в настоящее время обусловлено тем, что поток научно-технической информации требует от них напряжённого умственного труда и большого расхода нервной энергии.
Способность человека выполнить конкретную умственную деятельность в заданных параметрах эффективности определяется как работоспособность, основу которой составляют определенные психологические свойства, психологические качества индивида и специальные знания, умения, навыки. Наиболее типичные изменения работоспособности студентов связаны с учебной нагрузкой, расписанием занятий, занятостью научно-исследовательской, профессиональной деятельностью как дополнительными факторами. К ним следует отнести и особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.
При умственной работе в коре головного мозга образуются циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью и инертностью. Отсюда плохой сон, апатия, раздражительность, напряжение мышц, судороги, недовосстановление нервных и физических сил в течение суток.
Системы, органы и мышцы человека при длительной умственной работе перестают служить источником импульсов к мозгу, являющихся механизмом саморегуляции нервной системы. Они становятся источником монотонных сенсорных импульсов. Чтобы ограничить образование монотонного напряжения нервной системы, необходима смена трудовой деятельности. Для работы мозга в нормальном режиме необходимы импульсы, поступающие от различных систем организма, при этом более 50% от всех импульсов принадлежит мышцам. При сокращении они создают большое число нервных импульсов, которые обогащают потоком ощущений мозг, поддерживают его тонус и работоспособность. Одним словом, с помощью импульсов от мышц происходит активная саморегуляция мозга. Отсюда понятно, почему умственная работоспособность неотделима от общего состояния здоровья, и какую огромную роль в этом процессе играет физическая культура .
После прекращения физической работы человек сразу отключается от неё, а после умственной деятельности интенсивная работа мозга продолжается. Экспериментально доказано, что если человек после физической работы не получил полного отдыха, его тоническое напряжение мускулов увеличивается: переутомлённый мозг мобилизует свои возможности для борьбы с переутомлением… мускулатуры. Для умственной деятельности необходимы не только тренированный мозг, но тренированное тело .
Студентам ВПИ была предоставлена возможность самооценки уровня физической подготовленности, физической и умственной работоспособности методом анкетного опроса.
Самооценка уровня физической подготовленности и работоспособности
Самооценка умственной работоспособности
Наступает умственное утомление |
Студенты-спортсмены (%) |
Студенты, не занимающиеся спортом (%) |
Через 2 часа занятий |
3,85 |
6,83 |
Через 3 часа занятий |
11,54 |
20,5 |
Через 4 часа занятий |
34,62 |
36,37 |
Через 5 часов занятий |
23,08 |
15,9 |
Через 6 часов занятий |
26,92 |
20,45 |
В связи с тем, что неизбежно происходит увеличение эмоциональных нагрузок, поток информации постоянно растет, а физические нагрузки постоянно сокращаются, для создания условий поддержания на высоком уровне здоровья студентов необходима регулярная физическая нагрузка. Каждый человек должен сам вырабатывать в себе постоянную привычку заниматься физическими упражнениями, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками.
Список литературы
1. Евсеев Ю.И. Физическая культура. — 4-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 378 с.
Содержание
Библиографическая ссылка
Круписчатых А.И., Мусина С.В., Егорычева Е.В., Татарников М.К. ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 5. – С. 77-78;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=30101 (дата обращения: 03.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI
Усталость мозга — психический синдром, наблюдавшийся исключительно в Западной Африке. При нем больной испытывает общее ощущение усталости, из-за чего ему становится сложно концентрироваться и что-либо вспоминать. Интересно, что это состояние возникает среди студентов университетов и учащихся школ, когда те переживают крайнее умственное напряжение.
Усталость мозга это: «термин, используемый в Западной Африке для обозначения состояния, которое испытывают учащиеся средних школ и студенты, в ответ на трудности образования. Симптомы данной болезни представляют собой трудности при концентрации внимания, запоминания и мышления. Больные часто заявляют, что их «мозг устал». Дополнительные соматические симптомы, как правило, локализованы вокруг головы и шеи: боль, давление или напряжение, нечеткость зрения, теплота или жжение. «Усталость мозга» или усталость от «слишком многого мышления» является идиомой бедствия во многих культурах. В результате эта болезнь может походить на тревожные, депрессивные и на другие соматопсихические расстройства»,- Американская психиатрическая ассоциация.
Термин «усталость мозга» широко использовался в США в недавнем прошлом, чтобы описать перегрузки мозга, особенно у пожилых людей. Тем не менее, этот термин вышел с обихода с 1950-ого года. Возродился этот термин, в его нынешнем виде, в Африке 1960-ом году. Первым описал этот синдром Раймонд Принц. В 1960 году он описал этот недуг, как синдром, связанный с культурой, который встречается в Западной Африке, южнее Сахары — от Нигерии до Уганды и Южной Африки.
Студенты Западной Африки начали считать, что симптомы, которые они чувствовали, в результате усталости мозга. Они начали трудно сосредотачиваться, чувствовали вялость, иногда даже возникали проблемы с глазами. Эти симптомы, как они полагали, были вызваны непрерывным изучением учебного материала с малым отдыхом.
Основными причинами этой болезни, как правило, среди мальчиков школьного возраста и студентов колледжа, были интеллектуальные перегрузки, переутомления. В некоторых случаях, болезнь достигала стадии нервного истощения, которое проявлялась умственной усталостью, беспокойством или чрезмерной сексуальной активностью. Нервное истощение мог вызвать избыточное беспокойство, волнение и недосыпание.
Другими причинами этой болезни могли быть злоупотребление алкоголем, избыток секса и такие стимуляторы, как кокаин, табак, чай и кофе (кофеин).
Симптомы «усталости мозга» следующие: нарушение способности концентрировать внимание, нарушение памяти, головокружение, слабость, затуманенное зрение, головные боли, раздражительность, возбужденное состояние, нервозность, дыхательные проблемы, потеря веса, проблемы со сном, чрезмерная потливость, тремор, плохое настроение, расплывчатое зрение, шум или звон в ушах.
Как и у большинства людей, ваш график наверняка расписан до конца недели, а, может, и месяца. На перерывы времени едва хватает. В итоге вы чувствуете постоянную усталость. Поначалу — физическую, но не успеете заметить, и она обернется ментальным истощением. Рассказываем, что это такое, и делимся советами автора книг о личном благополучии Полли Кэмпбелл — о том, как вернуть себе бодрость и ясность ума.
Причины ментального истощения
Ментальное истощение не обязательно знак того, что в вашей жизни что-то не ладится. Не всегда это и последствие сильных переживаний — хотя может быть и так. Тем не менее чаще всего умственная усталость связана с тем, что слишком много всего накопилось. Слишком много непринятых решений. Слишком много работы (и мало времени). Слишком много вас прерывают, отвлекают, обращаются с просьбами. Слишком много дел, а времени остановиться и отдохнуть нет. Когда количество задач и занятий, в которые мы вовлечены, превосходит нашу способность комфортно справляться со возникающим из-за них стресса (он может быть и полезным), тогда и происходит ментальное истощение.
Впрочем, будьте внимательны. Иногда ментальное истощение — результат проблем со здоровьем. Депрессия, заболевания сердца, хронические и аутоиммунные болезни приводят к бессоннице и другим проблемам со сном. Недостаток сна в свою очередь ведет к истощению умственных сил.
Может быть, спите вы хорошо и жизнью довольны. И все равно время от времени даже дела, приносящие вам удовольствие, становятся в тягость
Слишком много их образуется. И чем больше мы истощены, тем тяжелее нам справляться с вызовами. Сложнее принимать здоровые решения, фокусироваться на работе и сохранять спокойствие. С управлением эмоциями тоже могут возникнуть проблемы. Пройдет время, и ментальное истощение может обернуться выгоранием, физическими проблемами и вызванными стрессом болезнями. Однако, если вы научитесь распознавать признаки ментальной усталости, столкнувшись с ним в очередной раз, сможете быстро справиться.
Признаки ментального истощения
- Физическое утомление. Ваше тело ноет от усталости, и вечером вы скорее полежите на диване, чем согласитесь пойти на пробежку. Даже если вы и так весь день работали, не вставая.
- Нетерпеливость и раздражительность. Вы менее сдержанно ведете себя с другими. Вас легче разозлить или расстроить.
- Неспособность сосредоточиться. Вам становится непросто закончить начатую работу. Вам может быть труднее, чем обычно, принимать решения, найти нужное слово или удерживать внимание на одной задаче.
4 способа смягчить ментальное истощение
- Принимайте меньше решений. Каждый день нам приходится принимать множество решений, и ближе к концу дня наша ментальная энергия и способность к самоконтролю могут заметно пострадать. Тогда мы начинаем принимать не лучшие решения и беремся за что-нибудь полегче. Вместо пробежки ложимся на диван. Вместо того, чтобы приготовить здоровый ужин, покупаем бургер. Чтобы упадок сил был не таким значительным, попробуйте в течение дня принимать меньше решений. Пейте каждый день один и тот же кофе. По вторникам ешьте на обед одно и то же. Превращая некоторые повседневные решения в привычку (или вовсе избавляясь от них), мы высвобождаем ментальную энергию.
- Смотрите на растения или деревья. Сделайте мини-паузу и выгляньте в окно. Исследователи из Мельбурнского университета провели эксперимент. Студенты, его участники, в течение всего минуты смотрели в окно на крыши, где росла зелень. В результате они стали более сосредоточены, совершали меньше ошибок. «Делать небольшие перерывы очень важно, — говорит ведущий автор исследования Кейт Ли. — Это то, к чему многие из нас прибегают, когда испытывают стресс или ментальную усталость. Мы смотрим в окно в поиске природы не без причины: это помогает нам сосредоточиться на работе и сохранить рабочее состояние до конца дня». Поэтому время от времени выглядывайте в окно, чтобы посмотреть на траву или деревья. Еще лучше — если в обед можете прогуляться по двору.
- Просто вставайте и ходите. Исследования показывают, что физическая активность помогает сосредоточиться. Двадцать минут нагрузки могут повысить продуктивность, а короткие, интенсивные серии упражнений могут улучшить приток крови к мозгу. А это поднимет настроение, активизирует память и повысит креативность.
- Делайте перерывы. Будь то короткий перерыв или неделя отпуска, отдых чрезвычайно важен для борьбы с ментальным истощением. Вы научитесь отдыхать даже в самые загруженные дни, если не будете пропускать обед или сохраните для себя хотя бы 15 минут в день, чтобы прогуляться или, по крайней мере, подышать. Оставляйте для себя немного свободного, не занятого ничем времени. Не забивайте график под завязку.
Все самое важное и интересное собираем в нашем Facebook