Почему мозг?

Почему мозг?

  • Авторы
  • Файлы

Круписчатых А.И. Мусина С.В. Егорычева Е.В. Татарников М.К. 261 KB

Возрастающее внимание к физическому воспитанию студентов в настоящее время обусловлено тем, что поток научно-технической информации требует от них напряжённого умственного труда и большого расхода нервной энергии.

Способность человека выполнить конкретную умственную деятельность в заданных параметрах эффективности определяется как работоспособность, основу которой составляют определенные психологические свойства, психологические качества индивида и специальные знания, умения, навыки. Наиболее типичные изменения работоспособности студентов связаны с учебной нагрузкой, расписанием занятий, занятостью научно-исследовательской, профессиональной деятельностью как дополнительными факторами. К ним следует отнести и особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.

При умственной работе в коре головного мозга образуются циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью и инертностью. Отсюда плохой сон, апатия, раздражительность, напряжение мышц, судороги, недовосстановление нервных и физических сил в течение суток.

Системы, органы и мышцы человека при длительной умственной работе перестают служить источником импульсов к мозгу, являющихся механизмом саморегуляции нервной системы. Они становятся источником монотонных сенсорных импульсов. Чтобы ограничить образование монотонного напряжения нервной системы, необходима смена трудовой деятельности. Для работы мозга в нормальном режиме необходимы импульсы, поступающие от различных систем организма, при этом более 50% от всех импульсов принадлежит мышцам. При сокращении они создают большое число нервных импульсов, которые обогащают потоком ощущений мозг, поддерживают его тонус и работоспособность. Одним словом, с помощью импульсов от мышц происходит активная саморегуляция мозга. Отсюда понятно, почему умственная работоспособность неотделима от общего состояния здоровья, и какую огромную роль в этом процессе играет физическая культура .

После прекращения физической работы человек сразу отключается от неё, а после умственной деятельности интенсивная работа мозга продолжается. Экспериментально доказано, что если человек после физической работы не получил полного отдыха, его тоническое напряжение мускулов увеличивается: переутомлённый мозг мобилизует свои возможности для борьбы с переутомлением… мускулатуры. Для умственной деятельности необходимы не только тренированный мозг, но тренированное тело .

Студентам ВПИ была предоставлена возможность самооценки уровня физической подготовленности, физической и умственной работоспособности методом анкетного опроса.

Самооценка уровня физической подготовленности и работоспособности

Самооценка умственной работоспособности

Наступает умственное утомление

Студенты-спортсмены (%)

Студенты, не занимающиеся спортом (%)

Через 2 часа занятий

3,85

6,83

Через 3 часа занятий

11,54

20,5

Через 4 часа занятий

34,62

36,37

Через 5 часов занятий

23,08

15,9

Через 6 часов занятий

26,92

20,45

В связи с тем, что неизбежно происходит увеличение эмоциональных нагрузок, поток информации постоянно растет, а физические нагрузки постоянно сокращаются, для создания условий поддержания на высоком уровне здоровья студентов необходима регулярная физическая нагрузка. Каждый человек должен сам вырабатывать в себе постоянную привычку заниматься физическими упражнениями, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками.

Список литературы

1. Евсеев Ю.И. Физическая культура. — 4-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 378 с.

Библиографическая ссылка

Круписчатых А.И., Мусина С.В., Егорычева Е.В., Татарников М.К. ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 5. – С. 77-78;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=30101 (дата обращения: 03.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Усталость мозга — психический синдром, наблюдавшийся исключительно в Западной Африке. При нем больной испытывает общее ощущение усталости, из-за чего ему становится сложно концентрироваться и что-либо вспоминать. Интересно, что это состояние возникает среди студентов университетов и учащихся школ, когда те переживают крайнее умственное напряжение.

Усталость мозга это: «термин, используемый в Западной Африке для обозначения состояния, которое испытывают учащиеся средних школ и студенты, в ответ на трудности образования. Симптомы данной болезни представляют собой трудности при концентрации внимания, запоминания и мышления. Больные часто заявляют, что их «мозг устал». Дополнительные соматические симптомы, как правило, локализованы вокруг головы и шеи: боль, давление или напряжение, нечеткость зрения, теплота или жжение. «Усталость мозга» или усталость от «слишком многого мышления» является идиомой бедствия во многих культурах. В результате эта болезнь может походить на тревожные, депрессивные и на другие соматопсихические расстройства»,- Американская психиатрическая ассоциация.

Термин «усталость мозга» широко использовался в США в недавнем прошлом, чтобы описать перегрузки мозга, особенно у пожилых людей. Тем не менее, этот термин вышел с обихода с 1950-ого года. Возродился этот термин, в его нынешнем виде, в Африке 1960-ом году. Первым описал этот синдром Раймонд Принц. В 1960 году он описал этот недуг, как синдром, связанный с культурой, который встречается в Западной Африке, южнее Сахары — от Нигерии до Уганды и Южной Африки.

Студенты Западной Африки начали считать, что симптомы, которые они чувствовали, в результате усталости мозга. Они начали трудно сосредотачиваться, чувствовали вялость, иногда даже возникали проблемы с глазами. Эти симптомы, как они полагали, были вызваны непрерывным изучением учебного материала с малым отдыхом.

Основными причинами этой болезни, как правило, среди мальчиков школьного возраста и студентов колледжа, были интеллектуальные перегрузки, переутомления. В некоторых случаях, болезнь достигала стадии нервного истощения, которое проявлялась умственной усталостью, беспокойством или чрезмерной сексуальной активностью. Нервное истощение мог вызвать избыточное беспокойство, волнение и недосыпание.

Другими причинами этой болезни могли быть злоупотребление алкоголем, избыток секса и такие стимуляторы, как кокаин, табак, чай и кофе (кофеин).

Симптомы «усталости мозга» следующие: нарушение способности концентрировать внимание, нарушение памяти, головокружение, слабость, затуманенное зрение, головные боли, раздражительность, возбужденное состояние, нервозность, дыхательные проблемы, потеря веса, проблемы со сном, чрезмерная потливость, тремор, плохое настроение, расплывчатое зрение, шум или звон в ушах.

Как и у боль­шин­ства лю­дей, ваш гра­фик на­вер­ня­ка рас­пи­сан до кон­ца неде­ли, а, мо­жет, и ме­ся­ца. На пе­ре­ры­вы вре­ме­ни едва хва­та­ет. В ито­ге вы чув­ству­е­те по­сто­ян­ную уста­лость. По­на­ча­лу — фи­зи­че­скую, но не успе­е­те за­ме­тить, и она обер­нет­ся мен­таль­ным ис­то­ще­ни­ем. Рас­ска­зы­ва­ем, что это та­кое, и де­лим­ся со­ве­та­ми ав­то­ра книг о лич­ном бла­го­по­лу­чии Пол­ли Кэм­п­белл — о том, как вер­нуть себе бод­рость и яс­ность ума.

При­чи­ны мен­таль­но­го ис­то­ще­ния

Мен­таль­ное ис­то­ще­ние не обя­за­тель­но знак того, что в ва­шей жиз­ни что-то не ла­дит­ся. Не все­гда это и по­след­ствие силь­ных пе­ре­жи­ва­ний — хотя мо­жет быть и так. Тем не ме­нее чаще все­го ум­ствен­ная уста­лость свя­за­на с тем, что слиш­ком мно­го все­го на­ко­пи­лось. Слиш­ком мно­го непри­ня­тых ре­ше­ний. Слиш­ком мно­го ра­бо­ты (и мало вре­ме­ни). Слиш­ком мно­го вас пре­ры­ва­ют, от­вле­ка­ют, об­ра­ща­ют­ся с прось­ба­ми. Слиш­ком мно­го дел, а вре­ме­ни оста­но­вить­ся и от­дох­нуть нет. Ко­гда ко­ли­че­ство за­дач и за­ня­тий, в ко­то­рые мы во­вле­че­ны, пре­вос­хо­дит нашу спо­соб­ность ком­форт­но справ­лять­ся со воз­ни­ка­ю­щим из-за них стрес­са (он мо­жет быть и по­лез­ным), то­гда и про­ис­хо­дит мен­таль­ное ис­то­ще­ние.

Впро­чем, будь­те вни­ма­тель­ны. Ино­гда мен­таль­ное ис­то­ще­ние — ре­зуль­тат про­блем со здо­ро­вьем. Де­прес­сия, за­бо­ле­ва­ния серд­ца, хро­ни­че­ские и ауто­им­мун­ные бо­лез­ни при­во­дят к бес­сон­ни­це и дру­гим про­бле­мам со сном. Недо­ста­ток сна в свою оче­редь ве­дет к ис­то­ще­нию ум­ствен­ных сил.

Мо­жет быть, спи­те вы хо­ро­шо и жиз­нью до­воль­ны. И все рав­но вре­мя от вре­ме­ни даже дела, при­но­ся­щие вам удо­воль­ствие, ста­но­вят­ся в тя­гость

Слиш­ком мно­го их об­ра­зу­ет­ся. И чем боль­ше мы ис­то­ще­ны, тем тя­же­лее нам справ­лять­ся с вы­зо­ва­ми. Слож­нее при­ни­мать здо­ро­вые ре­ше­ния, фо­ку­си­ро­вать­ся на ра­бо­те и со­хра­нять спо­кой­ствие. С управ­ле­ни­ем эмо­ци­я­ми тоже мо­гут воз­ник­нуть про­бле­мы. Прой­дет вре­мя, и мен­таль­ное ис­то­ще­ние мо­жет обер­нуть­ся вы­го­ра­ни­ем, фи­зи­че­ски­ми про­бле­ма­ми и вы­зван­ны­ми стрес­сом бо­лез­ня­ми. Од­на­ко, если вы на­учи­тесь рас­по­зна­вать при­зна­ки мен­таль­ной уста­ло­сти, столк­нув­шись с ним в оче­ред­ной раз, смо­же­те быст­ро спра­вить­ся.

При­зна­ки мен­таль­но­го ис­то­ще­ния

  • Фи­зи­че­ское утом­ле­ние. Ваше тело ноет от уста­ло­сти, и ве­че­ром вы ско­рее по­ле­жи­те на ди­ване, чем со­гла­си­тесь пой­ти на про­беж­ку. Даже если вы и так весь день ра­бо­та­ли, не вста­вая.
  • Нетер­пе­ли­вость и раз­дра­жи­тель­ность. Вы ме­нее сдер­жан­но ве­де­те себя с дру­ги­ми. Вас лег­че разо­злить или рас­стро­ить.
  • Неспо­соб­ность со­сре­до­то­чить­ся. Вам ста­но­вит­ся непро­сто за­кон­чить на­ча­тую ра­бо­ту. Вам мо­жет быть труд­нее, чем обыч­но, при­ни­мать ре­ше­ния, най­ти нуж­ное сло­во или удер­жи­вать вни­ма­ние на од­ной за­да­че.

4 спо­со­ба смяг­чить мен­таль­ное ис­то­ще­ние

  • При­ни­май­те мень­ше ре­ше­ний. Каж­дый день нам при­хо­дит­ся при­ни­мать мно­же­ство ре­ше­ний, и бли­же к кон­цу дня наша мен­таль­ная энер­гия и спо­соб­ность к са­мо­кон­тро­лю мо­гут за­мет­но по­стра­дать. То­гда мы на­чи­на­ем при­ни­мать не луч­шие ре­ше­ния и бе­рем­ся за что-ни­будь по­лег­че. Вме­сто про­беж­ки ло­жим­ся на ди­ван. Вме­сто того, что­бы при­го­то­вить здо­ро­вый ужин, по­ку­па­ем бур­гер. Что­бы упа­док сил был не та­ким зна­чи­тель­ным, по­про­буй­те в те­че­ние дня при­ни­мать мень­ше ре­ше­ний. Пей­те каж­дый день один и тот же кофе. По втор­ни­кам ешь­те на обед одно и то же. Пре­вра­щая неко­то­рые по­все­днев­ные ре­ше­ния в при­выч­ку (или во­все из­бав­ля­ясь от них), мы вы­сво­бож­да­ем мен­таль­ную энер­гию.
  • Смот­ри­те на рас­те­ния или де­ре­вья. Сде­лай­те мини-па­у­зу и вы­глянь­те в окно. Ис­сле­до­ва­те­ли из Мель­бурн­ско­го уни­вер­си­те­та про­ве­ли экс­пе­ри­мент. Сту­ден­ты, его участ­ни­ки, в те­че­ние все­го ми­ну­ты смот­ре­ли в окно на кры­ши, где рос­ла зе­лень. В ре­зуль­та­те они ста­ли бо­лее со­сре­до­то­че­ны, со­вер­ша­ли мень­ше оши­бок. «Де­лать неболь­шие пе­ре­ры­вы очень важ­но, — го­во­рит ве­ду­щий ав­тор ис­сле­до­ва­ния Кейт Ли. — Это то, к чему мно­гие из нас при­бе­га­ют, ко­гда ис­пы­ты­ва­ют стресс или мен­таль­ную уста­лость. Мы смот­рим в окно в по­ис­ке при­ро­ды не без при­чи­ны: это по­мо­га­ет нам со­сре­до­то­чить­ся на ра­бо­те и со­хра­нить ра­бо­чее со­сто­я­ние до кон­ца дня». По­это­му вре­мя от вре­ме­ни вы­гля­ды­вай­те в окно, что­бы по­смот­реть на тра­ву или де­ре­вья. Еще луч­ше — если в обед мо­же­те про­гу­лять­ся по дво­ру.
  • Про­сто вста­вай­те и хо­ди­те. Ис­сле­до­ва­ния по­ка­зы­ва­ют, что фи­зи­че­ская ак­тив­ность по­мо­га­ет со­сре­до­то­чить­ся. Два­дцать ми­нут на­груз­ки мо­гут по­вы­сить про­дук­тив­ность, а ко­рот­кие, ин­тен­сив­ные се­рии упраж­не­ний мо­гут улуч­шить при­ток кро­ви к моз­гу. А это под­ни­мет на­стро­е­ние, ак­ти­ви­зи­ру­ет па­мять и по­вы­сит кре­а­тив­ность.
  • Де­лай­те пе­ре­ры­вы. Будь то ко­рот­кий пе­ре­рыв или неде­ля от­пус­ка, от­дых чрез­вы­чай­но ва­жен для борь­бы с мен­таль­ным ис­то­ще­ни­ем. Вы на­учи­тесь от­ды­хать даже в са­мые за­гру­жен­ные дни, если не бу­де­те про­пус­кать обед или со­хра­ни­те для себя хотя бы 15 ми­нут в день, что­бы про­гу­лять­ся или, по край­ней мере, по­ды­шать. Остав­ляй­те для себя немно­го сво­бод­но­го, не за­ня­то­го ни­чем вре­ме­ни. Не за­би­вай­те гра­фик под за­вяз­ку.

Все са­мое важ­ное и ин­те­рес­ное со­би­ра­ем в на­шем Face­book


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *