Почему нельзя выбрасывать?

Почему нельзя выбрасывать?

Фото: Ирина Белоносова для РБК Собирать и перерабатывать все использованные батарейки не научился пока никто. В ЕС утилизируют менее 50%, в России ситуация еще хуже — переработкой занимаются всего несколько компаний. РБК узнал, как устроен их бизнес

Один завод — одна страна

Российский рынок батареек в последние годы развивается нестабильно: в 2015 и 2016 годах аналитики Discovery Research Group зафиксировали падение объема продаж — в первом случае всего на 1%, зато во втором — почти на четверть. В 2017-м в РФ было реализовано 816 млн элементов питания — при средней цене 43,2 руб. за штуку продажи в денежном выражении превысили 35 млрд руб. Сколько батареек добирается до переработки, эксперты не уточняют, однако для утилизации всего собираемого объема по состоянию на 2019 год фактически хватает мощностей одного завода — челябинского «Мегаполисресурса». Владелец и генеральный директор предприятия Владимир Мацюк пришел к идее подобного бизнеса во время занятий научной деятельностью. Третья глава его кандидатской диссертации была посвящена переработке редких видов отходов, и первой линией «Мегаполисресурса» стало оборудование для утилизации фиксажной жидкости. В этом элементе проявки фотографий содержится много серебра — из 1 л отходов можно получить до 4 г металла.

Со временем рост популярности цифровой фотографии сделал бизнес нерентабельным и мощности завода перепрофилировались под переработку офисной техники и другой электроники. На сей раз металлы «добывались» с печатных плат — в основном речь шла о золоте, серебре и меди.

До батареек Мацюк «добрался» в 2012-м. «Я выступал с докладом на форуме в Челябинске, и меня спросили: А батарейки вы сможете переработать? — вспоминал предприниматель в интервью RecycleMag. Задавшие вопрос активисты тут же передали ему 100 кг «сырья». Батарейки оказались одним из простейших для переработки товаров. Технология умещается в два этапа: измельчение металлической оболочки и сортировка солей цветных металлов. Последние можно использовать для производства новых элементов питания.

Мацюк быстро наладил производственный процесс и принялся активно экспериментировать с материалами, которые приносили «разные люди и организации». Тогда же на фоне роста популярности у населения «зеленых» потребительских привычек раздельно собирать батарейки стали крупные торговые сети. Уже спустя несколько месяцев к «Мегаполисресурсу» обратились IKEA и MediaMarkt — обе компании готовы были собирать и доставлять на завод партии элементов питания. Вскоре к ним присоединился «Вкусвилл». Также среди партнеров завода — один из крупнейших мировых производителей батареек Duracell. В декабре 2017-го на предприятии открыли новую линию, предназначенную исключительно для батареек. В технологии производства при этом ничего кардинально не поменялось — просто раньше элементы питания перерабатывали в «перерывах» между утилизацией электротехники.

Переработка батареек в России остается в зачаточной стадии — и монополия «Мегаполисресурса» тому яркое доказательство: объемы, достаточные для загрузки мощностей других предприятий, просто не собираются, констатировал Мацюк в интервью РБК. По данным СПАРК, в 2018-м выручка завода превысила 7 млн руб., а убыток составил 1,5 млн руб.

Гиганты лома

Еще один распространенный элемент питания — аккумуляторные батареи (АКБ). Около 99% компонентов старого аккумулятора можно использовать повторно, поэтому заводы по производству АКБ часто изначально оснащены линией для переработки. Вторсырье достигает 80% в структуре новых элементов.
Для переработки батареи свинец в виде пластин сначала отделяют от пластика, а электролит обезвреживают. В России работают несколько сборщиков свинцового лома. Крупнейший— группа МАГЛЮГ с сетью более чем из двадцати точек сбора по всей стране. Их партнерами становятся предприятия поменьше — например, московский «Энергомет». Эта компания была основана в 2005 году в Магнитогорске и начинала со сбора лома цветных металлов.

Переформатировать бизнес на АКБ пришлось в кризис 2008-го — тогда предприятие привлекло в партнеры Тюменский аккумуляторный завод, вспоминает гендиректор «Энергомета» Олег Заиченко. Обороты бизнеса по утилизации элементов питания стали быстро расти, и вскоре «Энергомет» перебрался в Москву. «Мы потратили много ресурсов, чтобы выйти на столичный рынок с готовой идеей», — говорит Заиченко. В компании была выстроена цепочка от приема аккумуляторного лома у населения до производства и продажи восстановленных АКБ.

Технология переработки проста: измельчение металлической оболочки и сортировка солей цветных металлов. Последние можно использовать в производстве новых элементов питания

По оценкам Заиченко, ежегодный объем продаж на российском рынке аккумуляторов составляет до 10 млн в год в штучном выражении. При переработке вышедших из строя аккумуляторов образуется 200 тыс. т свинца в год. До 1,5 тыс. т приходится на «Энергомет». «Мы заметили, что некоторые батареи не до конца отработали ресурс», — говорит Заиченко. Так компания пришла к идее открытия цеха по восстановлению АКБ. Это именно восстановление, а не переработка: сотрудники «Энергомета» возвращают жизнь батареям, которые потеряли емкость, заряд и другие электрохимические характеристики.

В цехе площадью 400 кв. м АКБ сначала заряжают для проверки на возможность восстановления, а после отправляют на десульфатацию — очистку пластин внутри аккумулятора от сульфата свинца. Затем компания продает восстановленные аккумуляторы в собственной сети магазинов. Цена устройств со средним сроком работы около двух лет варьируется от 1,8 тыс. до 6 тыс. руб.

АКБ, которые в компании не могут восстановить, отправляют на партнерские заводы-переработчики — «Мета 5» в Щелково и «Фрегат» в Воскресенске. Полученный обратно свинец «Энергомет» отправляет на Рязанский аккумуляторный завод — тот производит для компании аккумуляторы, которые она затем продает под собственными брендами. Выручка «Энергомета» в 2017-м составила 25,1 млн руб., прибыль — около 200 тыс. руб.

Экономика батареек

  • $141 млрд составит объем мирового рынка батареек в 2022 году.
  • 35,2 млрд руб. — на такую сумму было продано батареек в России в 2017 году.
  • 7,1 млн руб. заработал завод по переработке батареек «Мегаполисресурс» в 2017 году.
  • Около $4 млрд в год составляют продажи батареек Duracell и Energizer.
  • Более 10 млрд щелочных батареек производят во всем мире каждый год.
  • 276 млн т составит объем токсичного лома в Китае к 2020 году.
  • 44% батареек из общего объема собранных переработано в странах ЕС в 2017 году.

Мировой опыт

Китай: литиевый кризис

Главная угроза для Китая — резкий рост объема отработавших свой срок литийионных батарей: литий и кобальт гораздо опаснее для окружающей среды, чем магний, калий и цинк в щелочных батарейках. Этот риск связан с бумом мобильной техники и электромобилей и уже не носит теоретический характер: к 2020 году объем токсичного лома в КНР может достигнуть 276 млн т, сообщал Reuters. При планах выпуска до 2 млн машин с электродвигателями в год масштаб проблемы будет только нарастать. Власти уже сделали прозрачной систему мониторинга переработки таких аккумуляторов и обязали заниматься утилизацией гигантов автопрома.

США: контейнеры для населения

80% батареек, производимых в США, щелочные. При этом закон, требующий их обязательной переработки, действует только в Калифорнии.
В других штатах проблему населению помогают решить компании вроде Retriev Technologies. Они производят специальные контейнеры для сбора электрохимических отходов стоимостью от $65 до $800. Цена зависит от объема и типа батареек. В нее также включены расходы на транспортировку. Получив сырье, компания продает его заводам-переработчикам. Также приемом занимаются крупные ретейлеры, например Walmart.

В одном из дворов на улице Уткинской во Владивостоке образовалась стихийная свалка: здесь груда строительного мусора и отработанных покрышек. Ситуация усугубляется состоянием мусорных баков, наполненных коммунальными отходами. Одни собственники жалуются на состояние придомовой территории в социальных сетях, другие пытаются поймать нарушителей за руку, но успехом ни то, ни другое не заканчивается. Эксперты в сфере жилищно-коммунального хозяйства подробно рассказали, что делать, чтобы дворы оставались уютными, чистыми и красивыми, и о том, кто и за вывоз какого мусора ответственен.

О грамотной утилизации строительного мусора

Комментирует эксперт школы жилищного просвещения «Управдом» Роман Ершов.

– Строительный мусор нельзя выбрасывать в обычный уличный контейнер или мусоропровод. Оставить строительный мусор на площадке и уйти – вот как поступает большинство жильцов многоквартирных домов, а такие действия запрещены статьей 8.1. КоАП РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», управляющая компания или ТСН/ЖСК обязаны обеспечить своевременный вывоз твердых бытовых отходом. Строительный мусор относится к категории крупногабаритного мусора (КГМ) – это не ТБО. Иными словами, все отходы, которые образуются в ходе ремонтно-строительных работ, называются строительным мусором и подлежат только специализированному вывозу и утилизации.

Строительный мусор обязаны вывозить сами собственники. Его нельзя выбрасывать в мусорные баки, предназначенные для обычного бытового мусора. В рамках жилищного законодательства это категорически запрещено, за нарушение предусмотрены серьезные штрафы и взыскания.

— Почему плохим решением будет попытка подбросить тяжелые мешки или крупногабаритные обломки в контейнеры для бытового мусора? Какие штрафы предусмотрены за это?

– Нарушение этого запрета грозит штрафом до 2 тысяч рублей для частных лиц, до 5 тысяч рублей – для должностных и до 100 тысяч рублей – для организаций. Свалка строительных отходов в неположенном месте (возле водоемов, лесов, вдоль дорог) карается еще серьезнее: штраф для должностных лиц и организаций составляет до 30 тысяч и 200 тысяч рублей соответственно. Штрафы выписывают административно-территориальные комиссии Владивостока. Бытовой мусор вывозят специальные машины, не рассчитанные на перевозку строительного мусора.

— Куда везти строительный мусор во Владивостоке?

– Первый вариант – вывезти строительный мусор самостоятельно. Необходимо собрать его в мешки (для этого вида отходов самые удобные – полипропиленовые) и отвезти на промышленную площадку МУПВ «Спецзавод № 1». Располагается она по адресу улица Холмистая, 1 и работает ежедневно без перерывов на обед с 8:00 до 19:30. При этом за сдачу мусора предстоит заплатить: стоимость за 1 тонну сданного строительного мусора составляет 607,53 рублей. Расчет производится на месте.

Второй вариант — заказать и оплатить машину для вывоза строительного мусора. В Интернете представлен большой перечень таких организаций.

Третий вариант — если ремонт делает строительная компания, то можно заключить с ней договор по вывозу мусора (будет расцениваться, как дополнительная услуга).

Таким образом, организация вывоза строительного мусора — обязанность гражданина, который проводит ремонт в своей квартире.

— Куда девать строительный мусор, если человек живет в частном доме?

– Организовать вывоз и утилизацию через специализированную организацию, за самовольно организованную свалки законом предусмотрена административная ответственность.

О твердых коммунальных (бытовых) отходах

– Какой мусор можно выбрасывать в придомовые контейнеры?

– Обычные мусорные контейнеры предназначены для сбора бытовых отходов, которые образуются в результате нашей повседневной жизни. Это пищевые отходы, макулатура, стекло, одежда, обувь, дерево, пластик. Строго запрещено выбрасывать строительные отходы: битый кирпич, отходы бетона, отходы от сноса стен, разборки крыш, опор и оснований, железобетона и другие отходы ремонта и реконструкции. Нельзя складировать в контейнер старые запчасти автомобилей и покрышки, краски, лаки. Бытовую и электронную технику, которая отслужила хозяевам, забирают специальные бригады для дальнейшей утилизации. Весь этот мусор относится к категории крупногабаритного.

– Какие шаги следует предпринять собственникам, если мусорные баки у дома переполнены?

– В случае если управляющая компания оказывает некачественную услугу по вывозу мусора или не оказывает вовсе, и мусорные баки постоянно переполнены, необходимо уведомить диспетчерскую службу УК и зафиксировать время, номер обращения и Ф.И.О. его принявшего.

Также необходимо подать письменное обращение в управляющую компанию о факте неоказания или оказания некачественной услуги.

Если неоказание или оказание некачественной услуги по вывозу мусора имеет постоянный характер, а не разовый сбой (например, машина сломалась или не смогла подъехать из-за непогоды), необходимо письменно уведомить об этом УК и пригласить на составление соответствующего акта о неоказании или оказании некачественной услуги с последующим требованием перерасчета.

В случае систематического нарушения правил вывоза мусора имеет смысл обращаться в контролирующие органы, а именно – в Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю и Государственную жилищную инспекцию. Обращение должно быть письменным с приложением подтверждающих документов.

К слову, вывоз мусора – эта услуга посильна управляющим компаниями. В среднем вывоз мусора стоит 185-210 рублей за контейнер, вывоз крупногабаритного мусора – 450-550 руб. за куб. м. Мусоровывозящих компаний в городе достаточно много.

— Что делать собственникам, у которых не заключен договор с управляющей компанией?

– Если говорить о частном секторе или многоквартирных домах, у которых нет УК или ТСН, для них самый лучший способ – выбрать непосредственный способ управления. На общем собрании выбрать уполномоченного представителя и мусоровывозящую компанию (ее можно легко найти в Интернете), определить место сбора ТБО и ответственного за санитарное содержание места сбора ТБО и КГМ. Но основная проблема в данном варианте – сбор оплаты за вывоз мусора. Поэтому все же лучший вариант для них – заключить договор с управляющей компанией, которая и должна будет в рамках постановления Правительства № 290 решать вопрос с вывозом мусора.

В настоящее время во Владивостоке работают 100 управляющих компаний.

– Куда девать мусор после пикника? Допустим, на пляже.

– На всех оборудованных пляжах должны быть мусорные контейнеры и ответственные за вывоз мусора люди и организации. Если пляж или место отдыха не оборудовано в законном порядке, мусор необходимо забирать с собой и выкинуть в ближайшие оборудованные мусорные контейнеры. За выброс мусора в месте пикника (не оборудованном) предусмотрен штраф согласно все той же статье 8.1 КоАП РФ. Специалисты районных АТУ Владивостока вправе выписывать штраф за административное правонарушение.

О цивилизованной утилизации использованных автомобильных шин

Комментирует Сергей Лазарев, представитель регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Приморском крае.

– Во Владивостоке можно и нужно утилизировать старые покрышки самым безопасным способом. Для начала необходимо отметить, что отработанные автопокрышки являются отходами IV класса опасности и подлежат обязательной утилизации. Если вы не сдали в легальный пункт приема автопокрышек и вас «поймали за руку» специалисты АТУ, вам также грозит штраф за административное правонарушение по ст. 8.2 КоАП РФ. Обязанность каждого жителя нашего города — передавать автопокрышки специализированным организациям через сеть шиномонтажей.

В настоящее время сдать шины можно во Владивостоке (четыре колеса в пределах 200 рублей) в легальных пунктах приема, организованных на шиномонтажных мастерских, а не бросать их в ближайшем лесном массиве. Шины будут переработаны, а не образуют новые несанкционированные свалки.

Цена за прием автопокрышек на утилизацию должна быть не более 50 рублей за 1 колесо (легковое и джип). С адресами лицензированных пунктов приема автопокрышек вы можете ознакомиться по ссылке.

У этих точек приема есть договоренность со специальными предприятиями, которые занимаются утилизацией резиновых покрышек с получением вторичного сырья и готовой продукции. У них организован полный цикл переработки отходов, ближайшая компания от Владивостока расположена в Артеме. Именно сюда свозят использованные шины юридические лица. У юрлиц с этим вопросом проблем нет: все знают, как правильно утилизировать покрышки рабочего транспорта.

Но скоро во Владивостоке появится специальный городской пункт приема автопокрышек, где каждый желающий сможет абсолютно бесплатно сдать свои использованные шины для дальнейшей экологически безопасной переработки. Сейчас идет процедура создания такого пункта приема, и я уверен, совсем скоро этот процесс будет завершен.

Площадка будет соответствовать санитарным и экологическим нормам и требованиям. Благодаря этой площадке из старых колес будет получаться резиновая крошка, которая пойдет на изготовление покрытий стадионов, спортивных и детских игровых площадок, придомовых территорий. Стоит отметить, что из двух легковых автопокрышек можно сделать 1 квадратный метр спортивного покрытия.

Отмечу, выброшенные шины в естественных условиях разлагаются более ста лет, на протяжении которых происходит вымывание в почву токсичных органических соединений. При уничтожении шин методом сжигания от одной тонны использованных шин в окружающую среду попадает около 250 кг сажи и 450 кг токсичных газов.

Справка:

Ежедневно во Владивостоке собирают около 160 кубометров мусора и около 20 тонн «тяжелого», крупногабаритного мусора. Сбором и вывозом отходов по поручению главы города Виталия Веркеенко занимаются специалисты муниципального предприятия «Содержание городских территорий». Муниципальные коммунальные службы также занимаются вывозом отработанных шин из лесного массива, дворов и улиц. Рабочие СГТ вывозят использованные покрышки с несанкционированных свалок и отправляют на вторичную переработку на профильные предприятия.

В России сегодня к переработке мусора принято относится не как к отрасли промышленности. Тогда как во всем мире проблеме переработки отходов уделяют существенное внимание. Одним из важнейших направлений переработки мусора является утилизация аккумуляторов и батареек. На этих элементах изображён перечеркнутый мусорный бак , что свидетельствует о том, что такие отработанные батарейки запрещается выбрасывать вместе с другим мусором. Однако наши соотечественники пренебрегать этим запретом и просто выбрасывают ненужные им элементы питания.
Сегодня в нашей стране мало кто задумывается о необходимости проблемы утилизации батареек. Однако в последние годы стали использоваться современные способы утилизации мусора и батареек в том числе.
Почему батарейки запрещается утилизировать как обычный мусор.
Они загрязняют почву.
Имеет высокую концентрацию тяжелых металлов.
Переработка батареек позволяет использовать их для вторичного использования.
Планируя отдать данные элементы на утилизацию, вы должны понимать, что вы можете не только улучшить экологию, но и получить прибыль от переработки.

Пагубное влияние на экологию

Ухудшение экологии происходит вследствие разложения аккумуляторов или батареек. Химические вещества попадают в почву, а через почву в грунтовые воды. Такие грунтовые воды являются источником пополнения питьевой воды. Поэтому скорее тяжелые металлы из батареек попадают в организм человека. Все это вынуждает относиться к проблемам утилизации батареек с должным вниманием.

Технологии утилизации батареек

Даже просто хранить дома такие неиспользуемые старые батарейки не рекомендуется. Химические соединения могут попадать в воздух и постоянно отравлять вашу квартиру. Сразу же после выхода из строя батареек необходимо проводить их утилизацию.
В развитых странах имеются специализированные пункты, где принимаются батарейки. Отдельные страны имеет также законы, в соответствии с которым человеку, неправильно выбрасывающему батарейки или аккумулятор, выписывается штраф размером до 5 тысяч долларов.
Технология утилизации включает следующие работы:
Сортировка батареек по типу используемых химических соединений.
Разбор на составляющие.
Отделение полезных металлов химических веществ.
Нейтрализация опасных соединений.
В то же время необходимо отметить, что действенные технологии по утилизации батареек в настоящее время не разработаны. Поэтому, например, в Японии в настоящее время не утилизируют батарейки, а складывают их до лучших времен в специализированных хранилищах.

Как перерабатывают и утилизируют батарейки в России

Данная сфера переработки практически не развита в России. Отсутствует государственный контроль, данному вопросу не уделяется должного внимания. Да и сами граждане не отличаются экологической ответственностью и сдают батарейки лишь в редких случаях.
Так, например специализированное предприятие в Ярославле имеет мощность переработки до 1 тонны батарейки сутки. Однако спустя полгода после открытия производственных мощностей не удается загрузить предприятие даже наполовину от проектной мощности.
В Челябинске несколько лет назад открыли специализированное предприятие Мегаполисресурс, мощность которого составляет 15 тысяч тонн переработанных батареек ежегодно. Одновременно с открытием данного предприятия в городе была организована целая сеть по приему отработанных батареек.
Пункты приема располагаются в крупных торговых центрах города и гипермаркетах. В будущем планируется расширить приемную сеть на большую часть территории России.
В настоящее время договор о сотрудничестве данное специализированное предприятие заключило с 50 магазинами, которые располагаются в 24 городах. В большинстве таких городов в крупных магазинах располагаются специальные контейнеры для сбора батареек. Подобная сдача и утилизация батареек выполняется исключительно на добровольных началах.

Фото з Facebook «Батарейки, здавайтеся»

Батарейки после своей службы становятся опасными отходами. Но мало кто знает, что они еще и источник ценных элементов. 80% массы батареек — это карбон, марганец, цинк, графит, которые можно повторно использовать.

Если лет 10 назад специализированное место для сбора батареек надо было «днем с огнем» искать, то сейчас ситуация изменилась к лучшему. Последние несколько лет батарейки начали собирать сети магазинов, которые обычно присутствуют в каждом крупном городе.

Мы уже развеяли миф: «Окей, я не против сортировать мусор, но все же потом попадает на одно свалку!». И в продолжение темы хотели бы рассказать о второй жизни батареек, которые собираются в Украине.

О том, почему не стоит выбрасывать батарейки на помойку, где можно их сдать и как происходит их переработка спросили эксперта общественной организации «Эколтава» Максима Макуху.

Почему важно сдавать батарейки на переработку?

Батарейки относятся к опасным видам отходов. Они состоят из различных видов растворимых тяжелых металлов, как то литий, ртуть, свинец, кадмий.

В процессе разложения защитной железной оболочки соли тяжелых металлов попадают в почву, а после этого — в продукты питания или же в воду, которую мы пьем.

Эти высокотоксичные элементы накапливаются в теле и приводят к различным заболеваниям.

Именно потому, что батарейки загрязняют воду и землю, их нельзя выбрасывать в мусорник. Отработанные батарейки нужно отдавать на утилизацию.

Где в Украине можно сдать батарейки?

В нашей стране есть несколько крупных сетей магазинов, которые занимаются сбором батареек. Например, вы можете сдать батарейки в магазинах Watsons, Эпицентр, АТБ.

В Украине также работает ОО «Батарейки сдавайтесь». Они запустили акцию «Коробочки». Суть в том, что можно приобрести себе такую ​​коробочку, в стоимость которой включена переработка батареек. Сейчас ОО «Батарейки сдавайтесь» является единственной общественной организацией в Украине, которая наладила партнерство с 2-мя заводами по переработке батареек в Европе — в Германии и Польше.

Кроме того, на коммунальном уровне в некоторых городах устанавливаются специализированные контейнеры для опасных отходов. Городским бюджетом закладываются средства на переработку собранных батареек. Например, это практикуют такие города как Киев, Обухов, Львов… Но по всей Украине, к сожалению, такой практики нет.

В Полтаве ОО «Эколтава» занимается этим вопросом. Мы работаем над тем, чтобы в городе появился экобус, полтавское коммунальное предприятие получило лицензию на обращение с опасными отходами и начало собирать их у населения на безвозмездной основе, а затем — передавало на переработку.

Где перерабатывают батарейки?

В Украине предприятий, занимающихся переработкой батареек, нет.

Были попытки отдельных инициатив (ОО «Батарейки сдавайтесь», «Аргентум» во Львове), которые пытались собрать опасные отходы, чтобы открыть завод по переработке, однако пока эти идеи не получили практической реализации.

Ближайший завод, который занимается переработкой батареек, находится в Польше — это Recupyl. Именно с этим заводом сотрудничает ОО «Батарейки сдавайтесь».

Львовское коммунальное предприятие «Бондаровка» так же заявляет о том, что будет направлять собранные батарейки в Польшу.

При этом важно понимать, что за переработку батареек надо платить.

В ноябре 2019 года стало известно, что первая в Украине организация получила разрешение на переработку батареек в ЕС — 20 тонн батареек отправят на переработку в Румынию.

В декабре 2019 в Украине появились первые контейнеры для бесплатной сдачи батареек на гарантированную переработку в Европе.

Как происходит процесс переработки батареек?

В первую очередь батарейки сортируются по технологическим группам. В зависимости от состава электролита батарейки подразделяются на: солевые, литиевые, алкалиновые (щелочные), серебряные и ртутные.

Следующий шаг — это измельчение на специальном оборудовании — шредере.

Измельченные батарейки становятся смесью, по консистенции похожей на суп. Она называется шихта. Из этой смеси магнитом отбираются металлы, а химические вещества, которые остаются в жидком состоянии, снова сортируются.

Для этого шихта помещается в специальное оборудование — вибросепаратор, где отсеивается углерод, насыщенный хлорными соединениями цинка (используется в металлургии, цинк улучшает текучесть металлов при плавке)

Далее смесь перемещается в магнитный барабан, который отделяет железо от цинка. Из нее в несколько этапов извлекают цинк (в виде солей), марганец и графит.

Как изменить ситуацию с отсутствием переработки в Украине?

Говоря об Украине, стоит обратить внимание на закон расширенной ответственности производителя. Раньше с импортеров товаров, которые в перспективе станут опасными отходами, собиралась определенный налог на переработку. Но собранные средства шли в чей-то «семейный бюджет», они не попадали к переработчикам.

Если в Украине нормально заработает механизм расширенной ответственности производителя, это означает, что в стоимость каждого продукта, который требует специальной утилизации, закладываются средства на их переработку. Покупая этот товар, покупатель уже платит за утилизацию.

В странах ЕС есть организации, которые централизованно от производителей или импортеров собирают средства, передает их на переработку и контролирует процесс утилизации. Это значительно проще, чем от каждого человека собирать по несколько гривен.

Самая большая сложность в организации процесса переработки батареек — это их объем. Для того, чтобы утилизация батареек была выгодной предприятию — их должно быть много. А централизованной системы сбора батареек в Украине не существует, поэтому невозможно оценить их количество и частоту поступлений.

Еще одна сложность на пути строительства в Украине предприятий по переработке отходов — это общественное сопротивление. Такая же ситуация, например, со строительством мусороперерабатывающих заводов.

В Полтавской области создание мусороперерабатывающего завода столкнулось с проблемой выделения земельного участка. Жители окрестных населенных пунктов против, потому что они боятся негативного влияния завода на окружающую среду региона. Хотя по стандартам сводятся к минимуму возможность загрязнения воздуха и окружающей среды.

Однако, если мы говорим о батарейках, то о создании заводов еще речь не идет. Подобные перерабатывающие предприятия стоят дорого. Инвесторы готовы прийти только тогда, когда уверены, что вернут свои деньги. Пока нет понимания, что за переработку будут платить, инвестиций не будет.

На мусороперерабатывающие заводы инвесторы есть. Но есть сложности с противостоянием местных громад.

Опыт Европы

Завод «Accurec», Германия

В европейских странах пытаются, во-первых, сделать перерабатывающие заводы не просто безопасными для экологии, но и привлекательными визуально. Во-вторых, значительный процент доходов отдают в качестве налогов в местные бюджеты. В-третьих, создают новые рабочие места с высокой заработной платой.

Например, в Германии люди так же, как и в Украине, реагируют на создание перерабатывающих заводов. По их словам, это снижает привлекательность жилья.

Однако предприниматели создают привлекательные условия и для местных жителей, и для бюджета громад. И это решает проблему. Люди начинают хотеть, чтобы такие заводы появлялись. Более того, наблюдается даже конкуренция громад за то, на чьей территории предприятие будет построено.

***

Только ваше решение влияет не то, чем станет отработанная батарейка: опасным отходом или ценным сырьем. Усилиями специальных общественных и коммерческих организаций в Украине есть возможность сдать их на переработку. Почему бы не начать с себя?


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *