Почему разное время полета туда и обратно?

Почему разное время полета туда и обратно?

Никогда не задумывался над этим вопросом. Действительно, если посмотреть время в пути на разных маршрутах, то в одну сторону самолет летит быстрее, а в другую дольше. Например самолет из Москвы в Новосибирск летит 4 часа, а из Новосибирск в Москву — 4 часа 15 минут. Почему так?

Разобравшись, что к чему, оказалось, что все не так просто. Ехать на автомобиле и ходить пешком, вроде без разницы, что в одну сторону, что в другую. У самолетов же есть график, маршрут, четкое расписание. Так в чем же дело? Почему получается так, что время полета в одну сторону, занимает больше, чем в другую. Давайте рассмотрим.
Направление ветра
Дело в том, что на самолет, действуют разные силы. Одна из них — это ветер. Хоть пешком, хоть на автомобиле, хоть на самолете, двигаться по ветру — проще и легче. Чаще всего, ветер дует с запада на восток поэтому, если самолет летит на восток, он встречает меньше сопротивления, а значит, летит быстрее.
Есть, конечно, правило для самолетов, что взлетать и приземляться самолет должен против ветра. Встречный поток воздуха, создает подъемную силу для взлета, а при приземлении, большее сопротивление — тормозит самолет. Но если говорить о полете, то лучше, если ветер будет попутным.

Воздушные коридоры и время ожидания
Плюсом к ветру, разные маршруты. Да, самолет летит из точки А в точку Б. Но есть, так называемые, воздушные коридоры, такие же как автомобильные дороги, только в воздухе. Туда и обратно, они не совпадают.
Если самолет подлетает к аэропорту, а там уже образовалась «очередь», то диспетчер сообщает что нужно сделать еще один круг, чтобы зайти на посадку позже, либо снизить скорость перед посадкой. Все это, тоже влияет на время полета.

Вращение Земли и сила Кориолиса
Земля вращается и на все тела, кроме неподвижных, влияют особые силы, например, сила Кориолиса. Эта сила, отклоняет поток воздуха в сторону: в северном полушарии на восток, в южном — на запад. Из-за неинерциальной (вращающейся) силы, вес самолета изменяется. Если он летит на восток, вес становится легче, если на запад — тяжелее.
Рассмотрим, на примере, уже названного выше рейса Москва — Новосибирск. Вылетая из Москвы, дует попутный ветер, по закону Кориолиса в этом направлении действуют неинерциальные силы, самолет становится легче и летит быстрее. Как вариант, воздушный коридор, в этом направлении может быть меньше. Так что и посадка тоже будет быстрее.
Итак, на время полета влияет ветер, вращение земли, воздушные коридоры и время ожидания.
Обращайте внимание на маршрут и время полета, чтобы быть в нужном месте, в нужное время. Николай Кабанов

Дмитрий Аникин 1995 5 лет назад I

Вопрос можно понять двояко: влияет ли сила Кориолиса на скорость самолёта, летящего в меридиональном направлении или влияет ли сила Кориолиса на скорость самолёта в меридиональном направлении (то есть на меридиональную компоненту скорости самолёта). Ответом на второй вопрос будет «нет» сила Кориолиса может быть направлена либо зонально (вдоль параллелей) либо вертикально поверхности Земли (на экваторе при движении на восток или запад). А на второй вопрос ответ «да» — самолёт, летящий вдоль меридиана, подвергается воздействию силы Кориолиса. А именно: если самолёт летит в северном полушарии, то сила Кориолиса будет тянуть его вправо (вправо именно относительно его самого), это значит, что если он будет лететь от экватора к северному географическому полюсу, то сила Кориолиса будет тянуть его на восток, а если от полюса к экватору, наоборот — на запад. По этой же причине в северном полушарии правые берега рек (независимо от направления течения) размыты сильнее и правые рельсы двухколейных дорог тоже стёрты сильнее. В Южном же полушарии сила Кориолиса тянет самолёт влево независимо от направления полёта. То есть при движении от экватора к южному географическому полюсу самолёт тянет на восток, а если от полюса к экватору — на запад. Все эти направления получаются из простых правил векторного умножения, которые можно на википедии найти.

Чтобы понять суть этой силы, лучше рассмотреть пример со снарядом выпущенным из пушки. Известно, что линейная скорость объекта (в данном случае её удобно измерять относительно центра планеты), находящегося на экваторе выше, чем у объекта, находящегося ближе к полюсам. Допустим пушка стоит на экваторе и стреляет на север, тогда у снаряда будет максимальная линейная скорость (такая же, как и у пушки) в восточном направлении (т.к. Земля вращается в восточном направлении). А когда снаряд улетит от экватора и прилетит, скажем на 70-ю паралллель, то там линейная скорость поверхности Земли гораздо меньше, чем на экваторе, и поэтому снаряд улетит гораздо восточнее нашей цели (так как у него изначально была большая скорость в восточном направлении)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *