Почему ребенок?
Первые годы жизни ребенка — время непростое для всех членов семьи. Малыш меняет все — от распорядка дня до пищевых привычек родителей. И, конечно, все знают, что ребенок издает огромное количество разных звуков. Чем быстрее «расшифруешь» его пока еще тихое послание, тем больше шансов, что удастся избежать полноценного «концерта».
По мере взросления ребенка становится проще, однако внезапно у малыша начинается кризис трех лет, который часто сопровождается не менее громкими криками и плачем.
Мнение специалиста Почему же все-таки маленькие дети разного возраста часто кричат, и есть ли какие-то адекватные способы на это повлиять? Рассказывает Елена Борисовна Мачнева, кандидат медицинских наук.
Содержание
- Родители зачастую говорят про младенцев: «У моего ребенка каждый день истерики», «Он постоянно кричит, а я не знаю, что с этим делать». Можно ли называть плач новорожденного истерикой? И что с этим делать?
- Есть ли способы точно определить, что, несмотря на крик, жизни ребенка, его здоровью ничто не угрожает?
- Чего точно не стоит делать, если ребенок долго кричит или плачет? Стоит ли в этом состоянии пытаться накормить его или уложить спать?
- Некоторые считают, что младенцы при помощи крика и плача манипулируют родителями и призывают не идти у него на поводу.
- Психологи и врачи часто говорят о так называемом «Кризисе трех лет». Что это за явление, и почему в это время ребенок становится капризным, часто плачет?
- Все ли дети ведут себя одинаково во время кризиса трех лет?
- Когда ребенок устраивает истерики из-за того, что родители не разрешают ему делать какие-то вещи – например, кидаться песком в детей или взять в магазине дорогую игрушку — как себя вести?
- Нужно ли ребенка отвлекать, когда у него истерика, или лучше позволить ему «прожить» негативные эмоции?
- Что делать, чтобы ребенок научился контактировать с другими без истерик?
- Основные причины плача
- Голод
- Одиночество
- Ребенку неудобно
- Жарко или холодно
- Недомогание
- 1. Возможно, ребенок голоден. Попробуйте покормить его.
- 2. Ребенку холодно. Запеленайте его.
- 3. Не исключено, что ребенок сонный и попросту хочет спать.
- 4. Малыш может плакать, если его «пучит» или у него болит животик из-за колик.
- 5. У ребенка всего лишь мокрый или запачканный подгузник.
- 6. Малыш может плакать из-за болезни.
- 7. Малыш просто заскучал.
- 8. Проверьте, комфортно ли малышу.
- 9. У ребенка режутся зубы.
- 10. Иногда малышу просто хочется тепла тела.
- Читайте также:
Родители зачастую говорят про младенцев: «У моего ребенка каждый день истерики», «Он постоянно кричит, а я не знаю, что с этим делать». Можно ли называть плач новорожденного истерикой? И что с этим делать?
— Некорректно использовать термин «истерика», говоря о новорождённом ребёнке. У малыша нет никакого другого способа, кроме крика, выразить нужду в чём-либо. Если младенец плачет, это означает, что он испытывает какие-то дискомфортные ощущения: голод, холод, боль, страх, усталость, одиночество.
Некоторые младенцы плачут из-за того, что не могут остановиться, им сложно перейти в другое состояние. Нередко дети имеют неврологические особенности и плачут из-за них. Такие малыши нуждаются в особенном уходе. Нарушения может диагностировать только специалист, врач-невролог.
Если младенец кричит, нужно постараться понять и устранить, по возможности, причину дискомфорта. Если и после этого он долго и безутешно кричит, не может есть и спать, необходимо как можно быстрее показать его доктору.
Есть ли способы точно определить, что, несмотря на крик, жизни ребенка, его здоровью ничто не угрожает?
— Если речь идёт о ребёнке до года, то самое главное — внимательно относиться к его потребностям, стараясь своевременно устранять причины дискомфорта. Но не каждый младенец быстро и легко успокаивается, некоторым это очень сложно из-за особенностей нервной системы. Кроме того, иногда дети плачут из-за усталости и перевозбуждения. Здесь имеют значения индивидуальные характеристики нервной системы ребёнка.
Очень важно знать особенности малыша, наблюдать за его текущим состоянием (следить за потерей аппетита и т.п.) и наблюдаться у специалистов (вовремя проходить диспансеризацию и обращаться за консультациями в случае необходимости).
Чего точно не стоит делать, если ребенок долго кричит или плачет? Стоит ли в этом состоянии пытаться накормить его или уложить спать?
— Нежелательно оставлять ребёнка один на один с его проблемой. Если он горько плачет, ему нужна помощь. Если взять его на руки, он, возможно, успокоится не сразу, но точно почувствует себя в безопасности.
Малыш, который подолгу плачет в одиночестве, привыкает к тому, что он никому не нужен и его потребности не имеют значения для близких. Из-за этого формируются пассивность, низкая самооценка, недоверие к окружающим. Насильное кормление или укладывание спать не менее вредны для малыша.
А быстрая адекватная реакция взрослых на детский плач, повторяющаяся день за днём, приводит к возникновению у него крепкой привязанности и положительного отношения к самому себе. Как показывают исследования, это залог полноценного развития в будущем.
Некоторые считают, что младенцы при помощи крика и плача манипулируют родителями и призывают не идти у него на поводу.
— Это в корне неверное суждение. Младенцы плачут только по уважительной причине. Слёзы ребёнка до года — это сигнал о том, что его что-то беспокоит.
То есть, если новорождённый ребёнок плачет, это означает, что он испытывает неприятные ощущения, физические или психологические. С точки зрения взрослого человека причина для дискомфорта может казаться незначительной: например, некоторые дети не любят одиночества и требуют повышенного (по сравнению со сверстниками) внимания к себе.
Но слёзы такого малыша не являются манипуляцией, так как ему по-настоящему плохо. Поэтому важно найти способ удовлетворения потребности во внимании, который понравится ребёнку и будет устраивать взрослых. Например, носить его с собой в слинге или кресле-люльке, как можно чаще брать на руки.
Психологи и врачи часто говорят о так называемом «Кризисе трех лет». Что это за явление, и почему в это время ребенок становится капризным, часто плачет?
Кризис трёх лет связан с развитием психики ребенка. Он помогает ребёнку стать самостоятельным, попробовать свои силы, почувствовать собственные желания. Но малыш еще не умеет управлять своим поведением, не может сдерживаться и быть терпеливым. Именно из-за этого и возникают истерики.
Не умея выразить свои чувства конструктивно, ребёнок кричит и злится. Так он протестует против обстоятельств, которые не в силах изменить. Он защищает свои интересы: ему не хочется ложиться в кровать или уходить с детской площадки, но взрослые заставляют. Истерика в данном случае – естественная реакция на неприятные события.
В ярость повергает малышей и чувство собственного бессилия. К примеру, кроха не может сам достать игрушку, застегнуть пуговицы, открыть дверь. Это доводит до отчаяния и очень злит! К тому же малыш слышит множество запретов от взрослых, они усиливают протест.
Все ли дети ведут себя одинаково во время кризиса трех лет?
— Кризис трёх лет протекает у детей по-разному. Одни надолго становятся упрямыми и даже деспотичными, постоянно испытывают и выражают свое недовольство. Другие лишь изредка демонстрируют строптивость и своеволие.
Взрослым в это непростое время нужно набраться терпения и уважать чувства ребёнка. Постараться отнестись к кризису как к необходимому, пусть и не слишком приятному явлению. По возможности, предоставить ребёнку некоторую самостоятельность, право выбора одежды, занятий в конкретный момент времени, еды — обеспечив, конечно, его безопасность.
Важно оптимизировать количество запретов – запрещать только то, что небезопасно для самого малыша или неприятно окружающим. В остальном – можно и нужно экспериментировать.
Когда ребенок устраивает истерики из-за того, что родители не разрешают ему делать какие-то вещи – например, кидаться песком в детей или взять в магазине дорогую игрушку — как себя вести?
— Очень важно проявить терпение и последовательность. Ни в коем случае нельзя отменять то решение или требование, которое стало причиной истерики. В тот момент, когда ребёнок кричит или даже катается по земле, нет смысла успокаивать его, призывать к порядку, угрожать. Этот момент нужно просто переждать. На оскорбления не отвечать; руку, занесённую для удара — твёрдо останавливать! Можно взять малыша подмышку и унести в менее людное место. Важно! Если малыш часто впадает в немотивированную ярость, крушит всё вокруг, бьёт окружающих, очень долго не может успокоиться и т.п., необходимо проконсультироваться с неврологом. Причиной повышенной агрессии могу быть неврологические нарушения, которые требуют диагностики и индивидуального плана лечения.
Когда малыш успокоится, нужно пожалеть и приласкать его. Обязательно сказать, как сильно вас расстраивает такое поведение.
Нужно ли ребенка отвлекать, когда у него истерика, или лучше позволить ему «прожить» негативные эмоции?
— Если получается отвлечь – можно и нужно это сделать. Но, если малыш «завёлся» не на шутку и не реагирует на попытку переключить его внимание или начинает ещё сильнее кричать, то нужно переждать истерику.
Что делать, чтобы ребенок научился контактировать с другими без истерик?
Напоследок приведем несколько правил от нашего эксперта.
Для того, чтобы истерики не стали формой манипулирования взрослыми, нужно:
- Обучать малыша социально приемлемым способам выражения гнева, которые не будут приносить вреда окружающим (порычать, потопать ногами, поколотить подушку). Давать возможность иногда просто «побеситься» (прекрасная разрядка накопившегося раздражения);
- Учить понимать свои чувства и говорить о них;
- Говорить с ребёнком о чувствах и интересах других людей, учить относиться к ним с уважением;
- Регулярно устраивать активные игры, в которых дети тренируются управлять эмоциями (подушечные бои, «снежки», салки и т.п.);
- Полностью отказаться от физических наказаний, никогда не отвечать агрессией на злобное поведение малыша;
- Быть примером доброжелательного отношения к людям.
Статья опубликована в журнале «Роды.ru» №11-2015.
Ребенок плачет – молодые мама и папа в отчаянии. Что с ним? Чего малыш хочет? Может быть, его надо покормить? Вообще, как ему помочь?! Ситуация обычная, но совсем не страшная. Дети, особенно маленькие, плачут очень часто. Почему? Просто они не могут сказать, что их беспокоит, чего им не хватает, а плачем оповещают о своих желаниях или неудобстве. Причин плача может быть много, и сразу после рождения малыша разобраться во всех них непросто. Но основные причины недовольства крохи все же легкоузнаваемы.
Есть хочу!
Чаще всего малыш плачет потому, что хочет есть. И понять, что он именно голоден, проще всего. Сначала кроха проявляет беспокойство, причмокивает губами, поворачивает голову к маминой руке, поглаживающей его щеку, пытается засунуть в ротик собственный кулачок. Все это значит, что до голодного плача осталось совсем немного времени. Заметив подобные признаки, не стоит ждать: кормите ребенка по требованию. Иначе, начав плакать, он вынужден будет потратить много сил на то, чтобы успокоиться, а следовательно, съест меньше и в следующий раз вновь проголодается слишком рано. Вообще, для детей, находящихся на грудном вскармливании, в течение первого месяца жизни нет четкого режима кормления. Новорожденного можно прикладывать к груди до 10–12 раз в день.
Спать хочу!
Следующей причиной крика является, как ни странно, желание спать. Многие родители думают, что младенец способен уснуть в любое время, в любом месте и даже практически в любом положении. Нет, это не так – ему надо помочь. А как узнать, что малыш хочет спать? Догадаться об этом несложно. Сначала он будет вести себя беспокойно, плакать, выталкивать соску, тереть глазки, зевать. И только после этого начинает плакать. Здесь тоже надо как можно быстрее постараться успокоить ребенка, чтобы он не разошелся в плаче, иначе ему сложнее будет заснуть. Помогут ритуалы: кроху можно покачать, спеть песенку, положить в привычное спальное место.
Мне мокро!
Плач может служить сигналом того, что младенцу неудобно: например, у него мокрые пеленки. Холодные и мокрые, они раздражают кожу, вот он и кричит: «Мама, папа, быстрее переоденьте меня!» Плач по этому поводу хныкающий, непрекращающийся, хотя и звучит то сильнее, то слабее, может сопровождаться икотой, так как в мокрых пеленках дитя мерзнет. Если пеленки сменить, а малыша потеплее укрыть, он успокоится. Если ребенок не в пеленках, а в многоразовых подгузниках, тоже не стоит расслабляться: и они могут протекать или намокать внутри. А значит, малышу тоже мокро и холодно. Если же ребенок спит в одном подгузнике всю ночь, то его может беспокоить сильно увеличившийся объем подгузника. И конечно, дети не любят находиться в грязных пеленках (подгузниках): кал быстро раздражает нежную кожу.
Мне жарко!
Если малышу жарко, он тоже сообщит об этом плачем. Начнет хныкать, раскидывать ручки и ножки, кожа его покраснеет, под одеждой на ней может появиться мелкая красная сыпь (потница). При этом у малыша иногда даже повышается температура до 37,5 °С. Спасает здесь вот что: ребенка надо раздеть (и снять подгузники, особенно одноразовые), обтереть полотенцем, смоченным водой комнатной температуры, и дать полежать на воздухе несколько минут. Потом надо одеть малыша, но уже в другую, чистую одежду. В борьбе с перегреванием и потницей поможет прежде всего разумное количество одежды и комфортная температура в помещении – не выше 24–25 °С.
Мне неудобно!
Причина неудобства может быть любая: ребенок может кричать при перепаде температур, когда его переодевают, меняют подгузник или протирают его попку влажной салфеткой. Новорожденные чувствуют себя более комфортно, когда они одеты или завернуты в пеленки, потому что прикосновение воздуха к коже им не всегда приятно. Кроме того, дети часто не любят, когда их переодевают, особенно если зима и надо надеть много одежды. Выход один: научиться действовать как можно быстрее, причиняя крохе минимум неудобств.
Несколько слов об одежде. Лучше не покупать одежду с застежками на спине и грубыми швами внутри – малышу это может не понравиться. А иногда даже малейшая ниточка или волос, попавшие между одеждой и кожей малыша, причиняют ему большое неудобство.
Хочу внимания!
Для ребенка очень важны внимание и тактильные ощущения. Он любит видеть лица своих маму и папу, слышать их голоса, общаться с ними. Но пока что малыш не может попросить родителей взять его на ручки, почитать ему сказку, спеть песенку, поиграть – но ведь это вовсе не значит, что он в этом не нуждается. Поэтому, плача, кроха хочет, чтобы на него обратили внимание, требует общения. Не стоит переживать, что малыш слишком привыкнет к рукам. Пока он такой маленький, ему необходимо испытывать чувство защищенности – именно оно впоследствии поможет ему обрести уверенность в своих силах. Ну а разные люльки-шезлонги, манежи, детские кресла только помогут маме и папе освободить руки и в то же время расположить любимое чадо рядом с собой.
Научившись понимать «язык» вашего малыша, вы увидите, что в каждом конкретном случае причины плача бывают разными. Немного времени и терпения – и совсем скоро вы поймете, чего ребенок хочет, уже с первых секунд его недовольства.
Теги:
- ребенок,
- плач
Вопрос: В каком возрасте пора показать ребенка логопеду?
Мнение, что ребенка надо приводить на осмотр логопеда в пять лет, уже устарело. К старшему дошкольному возрасту речь ребенка уже во многом сформирована. Раннее выявление нарушений развития речи позволяет как можно раньше приступить к их устранению. Вопросы: Могут ли родители сами выявить нарушения речи у ребенка? Дети не сразу и не вдруг овладевают правильной речью, одни явления родного языка (типы предложений, длина слов, звуки речи и др.) усваиваются ребенком раньше, другие — намного позже. У каждого возраста есть своя «норма». 1 год. К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет 3-4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя»). 1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке. 1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!» – («Мама, иди!»), «Дай ляля» – («Дай куклу»)). Словарный запас 20 слов. 2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет. 2 года 6 месяцев. Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один». Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). 3 года. Использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги ( на, в, под, за, с, из) и союзы потому что, если, когда. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»). 4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, из-за, из-под, союзы что, куда, сколько.На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звуки с, з, ц. Исчезает смягченное произношение согласных. 5 лет. Активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Если речь вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако очень часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если этот ребенок единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно посещать с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше. Вопрос: Могут ли родители сами исправить речь своего ребенка? Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например Максаков А.И. Тумакова Г.А. «Учите, играя»; Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»; Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи». Иногда бывает достаточно привлечь внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему, например, выработать у ребенка неправильный стереотип или вовсе отбить охоту заниматься. Особое внимание уделяйте собственной речи, т.к. для детей в возрасте от 1 года до 6-ти лет речь родителей является образцом для подражания и служит основой последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил: — нельзя «сюсюкать» с ребенком, т.е. говорить их лепетным языком или искажать звукопроизношение; — желательно, чтобы речь Ваша была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу; — общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми для детей словами, непонятными выражениями, оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки, сказки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать: рассмотрите яркую картинку, сходите на экскурсию и т.п. — при общении с ребенком следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом; — ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать у ребенка слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки. Вопрос: Ребенок плохо читает и пишет. Что делать? Чтение является сложным действием, которое включает в себя технические навыки и понимания смысла прочитанного. На начальном этапе обучения чтению, ребенок учится переводить написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить ее со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают всё внимание ребёнка. При этом понимание читаемого текста затруднено. Постепенно технические операции автоматизируются, и внимание ребенка концентрируется на понимании смысла текста. Подобные проблемы могут возникать и с письмом. До конца первого класса нельзя говорить о нарушениях чтения и письма. Но если и после этого времени у ребенка остаются стойкие пропуски, замены, перестановки букв, надо срочно обратиться за консультацией к логопеду. Сложности с чтением и письмом могут быть у левшей, у детей с нарушениями устной речи, слуха, зрения и у тех детей, которым невропатолог ставил диагноз ММД (минимальные мозговые дисфункции). Вопрос: Как правильно учить ребенка читать и писать? В основе обучения чтению — не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его находить на слух звук в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково — т. е. так, как звучит звук. Возьмем, к примеру, звук . Мы произносим его отрывисто, так, как он звучит в словах том, дом, сом. И букву М необходимо называть так же! Ни в коем случае не ЭМ или МЭ. Говоря так, мы произносим два звука — и . Это только путает детей. Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т. е. ребенок сначала называет буквы слога: М А — и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Правильное чтение — это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА (одновременно ребенок переводит указку с буквы на букву.) Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, чтобы он слитно прочел буквы слога. Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например на («сапка») или на («лыба»), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае у ребенка может сформироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой. В первую очередь детей учат читать слоги типа АП, УТ, ИК и т.п. Затем переходят к слогам типа МА, НО, ВУ. После того, как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа МАК, ЛУНА, ПАЛКА и т.д. по нарастанию сложности слов. Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки ребёнка должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола, и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Кисть правой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для неё служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони. Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают её на расстоянии 1,5–2 см. от конца стержня. Ручка должна быть легкой, нетолстой, с ребристой поверхностью. Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строчки. Вопрос: Ребенок в 2 года знал все буквы, но никак не научится читать. Чтобы овладеть аналитико-синтетическим способом чтения (этим способом учат читать в детском саду и школе) не достаточно знать все буквы. Нужно, чтобы ребенок мог разложить услышанное слово на звуки (анализ) и соединить звуки в слоги, а слоги в слова (синтез). Такой навык формируется не раньше 4 лет при условии систематических занятий. Можно научить читать и раньше 4-х лет методом глобального чтения. При этом ребенок запоминает образ целого слова, не расчленяя его на составные части. Однако вряд ли можно рассчитывать, что ребенок сможет запомнить большое количество слов. К тому же методом глобального чтения можно читать только знакомые слова и предложения. Вопрос: Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы? Если ребенок пишет буквы не в ту сторону, путает расположение элементов букв чаще всего это следствие несформированных пространственных представлений. Проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т. д., складывать картинки из шести кубиков (на каждом из которых — фрагмент картинки)? Если он затрудняется, то это следствие недоразвития анализа и синтеза. Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры-занятия типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», различные «конструкторы». Бывает, что ребенок путает совершенно непохожие буквы: М и Б, Т и Д. Причиной этому может быть, то что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах. Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы: — Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-6 см), ребенок раскрашивает или штрихует ее. — Лепка ребенком буквы из пластилина. — Вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованному взрослым. — «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе. — Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами. И пусть такие сравнения придумывает сам ребенок! Например, буква аэта буква с животиком и хвостиком и т. п. — Обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной бумаги или бархатной бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами. — Выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т.д. — Обводка ребенком букв, написанных взрослым. — Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым. Вопрос: Может ли у моего ребенка появиться заикание? Заикаются примерно 2% детей, т.е. один из пятидесяти. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек. Обычно заикание возникает в период от 2 до 5 лет. Очень часто родители считают причиной испуг, болезнь или другой стресс. На самом деле многие дети пугаются животных или чего-то другого, но заикания при этом не возникает. Следовательно, истинная причина в ослабленности центральной нервной системы ребенка. Спровоцировать заикание может внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье, режима. Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ. Одной из распространенных причин появления заикания у детей является непосильная для них речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию ребенка). Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся двигательной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук (сила, ловкость, подвижность кисти и пальцев рук). Таким детям не рекомендуется много смотреть телевизор, особенно на ночь. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. Перед сном лучше играть в тихие, спокойные игры. Не пытайтесь говорить с ребенком, когда он плачет, судорожно всхлипывая. Это может спровоцировать заикание. Сначала успокойте его. Заикание иногда может возникнуть по подражанию, если кто-то в окружении ребенка заикается. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания: — ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь.); — употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и); — повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; — вынужденные остановки в середине слова, фразы; — затруднения перед началом речи. При возникновении первых признаков заикания надо обратиться к психоневрологу или детскому невропатологу. Вопрос: Как попасть на занятия к логопеду? Логопедическая помощь оказывается логопедом поликлиники, детского сада или школы. Иногда логопеды работают в домах культуры, различных центрах. По сути, это одни и те же специалисты, имеющие высшее дефектологическое образование. Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо направиться в поликлинику. Логопед поликлиники консультирует родителей по вопросам развития речи, проводит диспансеризацию детей в детских садах и школах и занимается коррекцией несложных нарушений речи у детей самого разного возраста. Он же направляет ребенка при более выраженных нарушениях на специальную медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для решения вопроса оказания ребенку необходимой помощи. Логопед детского сада, при наличии логопедических групп, занимается только с детьми, зачисленными в его группу. Для зачисления в такую группу необходимо, чтобы возраст ребенка соответствовал комплектуемой группе (4 или 5 лет на начало обучения), имелись необходимые справки от специалистов поликлиники и направление в логопедическую группу от ПМПК. Комплектование групп обычно проходит в середине учебного года (январь-февраль), занятия начинаются с 1 сентября следующего учебного года. Обучение длится 2 (старшая, подготовительная группы) или 3 года (средняя – подготовительная группы). Логопед школы (если он есть) сам отбирает детей для занятий. Часть времени он тратит на исправление неправильного произношения звуков, большую часть времени занимает исправление нарушений письма и чтения. Вопрос: Как попасть в логопедическую группу? На специальные логопедические занятия в детском саду отбираются дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом. Отбор детей на логопедические занятия проводится городскими центрами диагностики и консультирования. На занятия зачисляются дети, которым, после комплексного обследования, выставлен диагноз ОНР III уровня или ФФНР. ОНР III уровня – это общее недоразвитие речи, при котором имеются нарушения звукопроизношения, различения звуков, недостаточный лексический запас, грамматические нарушения и нарушения слоговой структуры слов. ФФНР — это фонетико-фонематическое недоразвитие речи, при котором имеются не только дефекты произношения, но и различения звуков. Вопрос: Чем занимается логопед? Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входит расширение и обогащение словарного запаса детей, исправление грамматических ошибок, развитие связной речи и обучение грамоте. Кроме методик коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи. Вопрос: У ребенка в медицинской карте стоит диагноз ЗРР. Что это? Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями ребенка. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Радио и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития ребенок должен не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной. В этих случаях вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития. Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка (стрессы, инфекции, травмы и многое другое), о которых родители иногда и не догадываются. В этом случае развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи. ЗРР ставится обычно детям до 3-3,5 летнего возраста. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме (см. выше), можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду. Вопрос: Не ухудшится ли речь моего ребенка в логопедической группе? Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребенок может подражать какому-либо ребенку, с которым проводит значительную часть времени, и чья речь значительно хуже его. Но это происходит редко и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки будут исчезать. Вопрос: Может ребенок перерастет речевые проблемы, если останется в окружении нормально говорящих сверстников? Безусловно, нормальная языковая среда благотворно влияет на формирование речи ребенка. Однако далеко не всегда ребенок может справиться с проблемами самостоятельно. Доказательством тому служат взрослые, имеющие проблемы с речью. Поэтому, если у вашего ребенка настолько выражено отставание в развитии речи, что ему рекомендуется логопедическая группа, не стоит рисковать его будущим. Вопрос: Моему старшему ребенку логопед помог за шесть занятий, так стоит ли идти в логопедическую группу? Нарушение речи может выражаться только в неправильном произношении звуков (дислалия или ФФН). В этом случае достаточно обратиться к логопеду поликлиники. Процесс коррекции речи при таком нарушении может занять от одного месяца до года в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребенка. При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки (иногда до 16 и более). Нарушена слоговая структура слов: «петерь» — теперь, «масалет» — самолет, «агат» — виноград. Словарь бедный, часто допускаются словесные замены: каска – «шапка», донышко – «подошва», гребень (у петуха) – «шапка», пила – «нож». Ребенок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками. Коррекция таких нарушений речи возможна только при комплексном медико-педагогическом воздействии в условиях коррекционной группы и может занять до 2-3 лет и более. Вопрос: Не помешает ли обучение в логопедической группе поступить в престижную школу? Факт посещения ребенком логопедической группы не является противопоказанием для обучения в массовой школе. Если ребенок преодолеет свои речевые проблемы к моменту поступления в школу, и у него будут соответствующие способности, он может поступать в любое учебное заведение. Вопрос: В чем плюсы и минусы посещения логопедической группы? К плюсам можно отнести то, что с детьми работают опытные воспитатели исключительно с педагогическим образованием и окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим дефектологическим образованием. С ребенком ежедневно проводятся коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие речи, внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, дыхания. По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребенок учится слушать педагога, формируются навыки учебной деятельности. К минусам относится то, что родителям необходимо вместе с ребенком ежедневно выполнять задания логопеда.
Вренева Елена Петровна, учитель — логопед ГБОУ д/с 1697
Ни для кого не секрет, что было время, когда к младенческому плачу относились достаточно спокойно — «поплачет и перестанет, так развиваются легкие». Сегодня же все чаще мы сталкиваемся с мнением, что детский плач нельзя игнорировать. Детский плач — это просьба ребенка о помощи и участии родителей. И совершенно не обоснованы страхи, что можно очень быстро избаловать ребенка, реагируя на каждый его крик.
Психологи утверждают, что ребенка до года вообще никак невозможно избаловать, а вот вселить в него уверенность, что мама всегда поможет и будет рядом и что он в безопасности, или же наоборот, сломать чувство уверенности, как раз возможно.
Постепенно знакомясь со своим малышом, внимательная мама начинает понимать и различать причины плача своего малыша. Это очень важно, потому как других способов кроме плача, для того, чтобы рассказать и показать родителям свое беспокойство, просто нет. Иногда, чтобы понять, какова же причина плача, нужно перепробовать несколько вариантов успокоить ребенка.
Основные причины плача
Голод
Основной и наиболее частой причиной детского плача является чувство голода. Дело в том, что у младенцев желудок очень мал, поэтому они кушают немного, но часто. Когда вы предложили ребенку грудь, он может не успокоиться сразу, пусть вас это не беспокоит. По мере наполнения желудка малыш начинает успокаиваться.
Одиночество
Малыш начинает плакать также когда ему нужно ощущение физической близости с мамой, от одиночества и скуки. Для новорожденного ребенка мама — это не только источник питания, но и тепла, уюта, безопасности и надежности, которых ребенку так не хватает в еще новом для него мире. Поэтому как можно больше носите малыша на ручках. Если вы устали, или вам нужно заняться домашними делами, а кроха никак не хочет отпускать вас от себя, используйте слинг. Он поможет маме и ребенку быть в непосредственной близости и обеспечит маму мобильностью.
Ребенку неудобно
Малыш начинает плакать, когда на нем надета одежда, в которой тесно и не удобно, когда у него грязный и переполненный подгузник. Хотя некоторые детки чувствуют себя комфортно и в полном подгузнике, но для многих — это причина плача и призыва родителей.
Жарко или холодно
Малышу не должно быть ни холодно, ни жарко. Родителям следует помнить, что важно не только не переохладить малыша, но и не перегреть. Достаточно надеть на ребенка на один слой одежды больше, чем на себя. Когда малыш спит, накрывайте его пеленкой или одеялом, но не кладите в кроватку в конверте и не пеленайте его в теплые одеяла. Будет удобно, если у вас будет возможность накрыть/раскрыть ребенка при необходимости. Комфортная температура в комнате малыша приблизительно 18*.
Маленькие детки очень быстро устают, достаточно чуть больше обычного погулять, или пригласить в дом гостей и ребенок уже перевозбужден. Не имея возможности справиться со своими эмоциями, ребенок плачет, не может уснуть, он показывает родителям, что сегодня на него свалилось слишком много информации. Для того, чтоб успокоить своего кроху, нужно просто уединиться с ним, он выплеснет свою усталость плачем и успокоится в ваших объятиях.
Недомогание
Когда ребенок себя плохо чувствует, он плачет. Дело в том, что младенцы до определенного возраста не чувствуют место боли. Их нервны не покрыты миелиновой оболочкой (жировая изоляция нерва) приблизительно до 2 месяцев, поэтому, если уколоть малыша иголкой, он почувствует боль во всем теле. Если у ребенка что-то болит, он чувствует боль во всем теле. Причин плача может быть множество.
Часто это младенческие колики, также прорезывание зубов, головная боль (грудничковая мигрень), раздражения на коже и если ребенок приболел. Для того, чтоб помочь ребенку при коликах, дайте возможность отойти газам, помассируйте животик круговыми движениями по часовой стрелке, согните ножки ребенка в коленках и чуть разведенными прижмите к животику, можно положить на животик малышу соляную грелку (только на одежду) или теплую пеленку, но лучше всего поможет контакт кожа к коже. Положите ребенка животиком к себе на живот, от вашего тепла ребенку будет комфортно.
Если ребенка беспокоит прорезывание зубов, которое является стрессом для малыша, можно дать ему специальные игрушки-прорезыватели, помассируйте десна малыша, также можно использовать специальные гели для десен, но сначала посоветуйтесь с педиатром.
Если же малыша беспокоит раздражение на коже, используйте специальные кремы от раздражения. Для профилактики дерматита тщательно очищайте кожу младенца при смене подгузника. Помните, что менять ребенку подгузник нужно не менее 8 раз в день. При температуре, сильном плаче и плохом самочувствии ребенка обязательно вызовите врача.
По мере взросления, ребенок будет плакать реже. Но он все также будет нуждаться в маминых заботе, теплоте, ласковых руках, а сам процесс воспитания будет намного легче, когда ребенок растет в ласке, любви и окружении самых близких ему людей.
После рождения младенца спокойная и размеренная жизнь превращается в череду бесконечных забот. И если для мам хлопоты по уходу за ребенком генетически обусловлены, то отцам приходится учится заботится о малыше.
Плач почти всегда воспринимается как сигнал об опасности. Поэтому многих так пугает или раздражает плачущий ребенок. Но иногда, чтобы снизить этот уровень тревожности у родителей, иногда достаточно выяснить причину. National Fatherhood Initiative разработала пошаговую инструкцию для отцов, которая может помочь разобраться почему ребенок расстроен.
1. Возможно, ребенок голоден. Попробуйте покормить его.
Обычно дети проявляют признаки голода еще до плача – они возятся, вертят головой, облизывают губы, причмокивают и ищут взглядом родную душу. Если же родители не понимают сигналов малыша, раздается внезапный, громкий и требовательный плач. Если малыш проголодался, то накормив его вопрос будет решен. Если же он отказывается от еды, причина плача заключается в другом.
2. Ребенку холодно. Запеленайте его.
Малыш может заплакать, если он замерз, тогда он активно двигается, громко и звонко плачет, а затем переходит к тихому и заунывному хныканью. Тихое похныкивание с кряхтением и покраснение лица говорит о перегревании ребенка – ему жарко. Распеленайте его.
3. Не исключено, что ребенок сонный и попросту хочет спать.
Укачивая, спойте ему колыбельную. Отцовский голос, как правило с низким тембром, действует на малыша успокаивающе. Можно попробовать поговорить с ребенком. Разговаривайте с ним без сюсюканья.
Читайте также. Магия папиного голоса
4. Малыш может плакать, если его «пучит» или у него болит животик из-за колик.
Если причиной являются колики, необходимо погладить животик ребенка осторожными движениями по часовой стрелке. Или же дать травяной чай с фенхелем, анисом или укропным семенем. А если это происходит не впервые и вы уже советовались с семейным врачом – дать капли от коликов (они бывают разные — содержащие пробиотики, ферменты, либо на основе действующего вещества «симетикон»).
5. У ребенка всего лишь мокрый или запачканный подгузник.
С испачканным подгузником все понятно и без посторонних советов – его следует поменять, и тогда малыш успокоится. Подгузники нужно менять сразу же, как они испачкаются, тогда у малыша не будет раздражения и сыпи на коже. Перед тем, как надеть новый — пусть ребенок чуть-чуть побудет голеньким. Воздушная ванна ему очень полезна.
6. Малыш может плакать из-за болезни.
Если у ребенка болят уши, горло или голова, он простужен или у него инфекция, то его плач стонущий, постоянный, негромкий. При этом у ребенка отмечаются другие симптомы болезни – кашель, насморк, диарея и другие. Эти признаки требуют вызова врача.
Читайте также. Доктор Комаровский: «Отцу можно все!»
7. Малыш просто заскучал.
Если младенцу скучно — достаньте игрушки, погремушки и развлеките его. Замечено, что молодые отцы весьма изобретательны на игры. Чуть позже для его успокоения и засыпания необходимо создать монотонные звуки – их называют «белым шумом». Используйте легкую музыку с журчанием льющейся воды, шеоптом океана или другими звуками природы, иногда помогает включенный фен или любые другие бытовые приборы.
8. Проверьте, комфортно ли малышу.
Зачастую при дискомфорте малыш может проявлять признаки неудовольствия плачем. Разденьте ребенка целиком, тщательно проверьте, все ли у него в порядке с подгузником, не наполнен ли он, не натирают ли резинки, не давят ли швы одежды или не перегрелся ли крошка. Если он потный – оденьте его полегче. Проверьте состояние кожи и складок: краснота и раздражение могут быть причиной дискомфорта. Иногда у малыша бурлит в животике и необходимо сделать легкий массаж живота или «велосипедик» ногами, чтобы помочь отхождению стула и газов и устранения беспокойства.
Читайте также. Пустите папу к ребенку!
9. У ребенка режутся зубы.
Период, когда у малыша начинают появляться первые зубы, доставляет немало хлопот. Ребенок становится капризным, хуже спит по ночам, иногда отказывается от еды или, наоборот, тянет в рот все подряд. Непрекращающийся зуд приводит к тому, что малыш старается чесать воспаленные десна обо все подряд. Наиболее простой и безопасный способ снять неприятные ощущения — дать ребенку игрушку-прорезыватель. Обычно это изделия из резины, пластика, хлопковой ткани или силикона. Поверхность таких игрушек неровная, чтобы ребенку было проще унять зуд.
10. Иногда малышу просто хочется тепла тела.
Это облегчает боли в животике, снимает напряжение, успокаивает и дает чувство защищенности. Обнажитесь по пояс и положите малыша животиком на свой живот, либо поносите его на руках, поглаживая по спине. Обычно мужчины более спокойно относятся к плачу малыша, и дети чувствуют спокойствие и сами успокаиваются.
Читайте также. Пошаговая инструкция для тех, кто впервые стал отцом